Научная статья на тему 'Дисциплинированность как самоорганизация курсанта в структуре профессиональной подготовки военного института'

Дисциплинированность как самоорганизация курсанта в структуре профессиональной подготовки военного института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / DISCIPLINE / TECHNOLOGY / NEW EDUCATIONAL PROGRAMS / DEVELOPING TRAINING / MILITARY TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Ф. Н., Баланов С. А.

В работе говориться о методике процесса формирования дисциплинированности. При этом показано, что объяснительные принципы движущих сил развития личности военнослужащего следует искать как в биологическом созревании, развёртывающем генетически заложенные программы, так и в реакции неосознаваемых влечений, в особенностях социальных связей современного военнослужащего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINE AS SELF-ORGANIZATION IN THE STRUCTURE OF THE CADET TRAINING OF THE MILITARY INSTITUTION

The paper said about the method of the formation of discipline. It is thus shown that the explanatory principles of driving forces of development of the identity of the serviceman should be looked for as in the biological maturing developing genetically put programs, and in reaction of extramental inclinations, in features of social communications of the modern

Текст научной работы на тему «Дисциплинированность как самоорганизация курсанта в структуре профессиональной подготовки военного института»

16. Thedrovickiyj, G.P. Putevoditelj po metodologii Organizacii, Rukovodstva i Upravleniya: khrestomatiya po rabotam G.P. Thedrovickogo. -M., 2003.

17. Ivanov, D.A. Ehkspertiza v obrazovanii: ucheb. posobie dlya stud. vihsshikh ucheb. zavedeniyj. - M., 2008.

18. Mikeshina, L.A. Filosofiya poznaniya. Polemicheskie glavih. - M., 2002.

19. Azizova, I.Yu. Gumanitarnihe tekhnologii v metodicheskoyj podgotovke studentov-biologov v formate samoobrazovateljnoyj, kommunikativno-dialogicheskoyj i interpretacionnoyj sostavlyayuthikh // Podgotovka specialistov bezopasnosti zhiznedeyateljnosti v svete standartov tretjego pokoleniya (magistratura i bakalavriat): sb. materialov XIV vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konf. - SPb., 2010.

Статья поступила в редакцию 14.09.13

УДК 378

Aliphanova F.N., Balanov S.A. DISCIPLINE AS SELF-ORGANIZATION IN THE STRUCTURE OF THE CADET TRAINING OF THE MILITARY INSTITUTION. The paper said about the method of the formation of discipline. It is thus shown that the explanatory principles of driving forces of development of the identity of the serviceman should be looked for as in the biological maturing developing genetically put programs, and in reaction of extramental inclinations, in features of social communications of the modern

Key words: discipline, technology, new educationalprograms, developing training, military training.

Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологии профессионального образования Дагестанского гос. педагогического университета, г. Махачкала; С.А. Баланов, адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала aрмии И.К. Яковлева, г. Новостибирск, E-mail: [email protected]

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ КАК САМООРГАНИЗАЦИЯ КУРСАНТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА

В работе говориться о методике процесса формирования дисциплинированности. При этом показано, что объяснительные принципы движущих сил развития личности военнослужащего следует искать как в биологическом созревании, развёртывающем генетически заложенные программы, так и в реакции неосознаваемых влечений, в особенностях социальных связей современного военнослужащего.

Ключевые слова: дисциплинированность, технология, новые образовательные программы, развивающее обучение, военно-профессиональная подготовка.

Основные направления развития социальных институтов постсоветской России имманентно содержат в себе две, на первый взгляд, противоположные тенденции: объединяющей демократизации и региональной автономии, что содержит в себе опасность распада самой системы управления государственными структурами вообще и боевыми подразделениями, в частности. В этой ситуации актуальными являются ожидания государства к укреплению правопорядка во всех силовых структурах РФ. Однако достижение этой цели вряд ли возможно только авторитарными методами. Необходимо научно-педагогическое осмысление идеи «мягкого» моделирования такой воспитательной системы, которая, с одной стороны, давала бы гарантированный и воспроизводимый результат по формированию ответственной дисциплины курсантов. С другой стороны, содержала в себе рефлексивный потенциал, такой, что конечная педагогическая продукция внедрения рефлексивной модели воспитания курсантов своим непрерывным структурно-функциональным усложнением и расширением смысловых границ проходила такие стадии самоорганизации, которые предопределяли бы воспроизводство новых проблем познавательного характера. Дисциплинированность военнослужащего является одним из многозначных и сложно определяемых понятий не только в военной педагогике, но и в других социально-гуманитарных науках, на «стыке» которых развивается и постоянно видоизменяется этот пси-холого-педагогический феномен. Ещё сложнее установить научные основы проектирования воспитательной системы, формирующей дисциплинированность в быстро меняющихся условиях деятельности военных институтов внутренних войск МВД России, т.к. она, во-первых, имеет разветвлённую семантическую сеть разнообразных и даже, на первый взгляд, разноплановых профессиональных и психолого-педагогических аспектов. Во-вторых, по своей природе, содержит значительную степень неопределённости, затрудняющую если не зафиксировать, то хотя бы обозначить собственную проектировочную основу [1, с. 18]. В нашем случае дисциплинированность рассматривается как интегративное качество личности, входящее в состав профессиональной компетентности будущих офицеров ВВ МВД России однако для прямого сопоставления уже существующей «дисциплинированности» возникает, как минимум, два препят-

ствия. Первое связано с тем, что подобная работа уже проводилась другими авторами; второе касается смысловой нагрузки: научные понятия употребляются в различных контекстах и имеют множество аспектов, так что их прямое сопоставление не всегда уместно. Для корректного построения системы понятий, характеризующих дисциплинированность военнослужащего на основе антропопедагогической феноменологии, потребуются методологические усилия, чтобы построить логически выверенную «проекцию» теоретических основ психологии личности на системные основания педагогических технологий, формирующих дисциплинированность военнослужащего как интегральное качество субъекта образования. Такая смысловая связка позволит, во-первых, адаптировать научный аппарат общей педагогики к предмету исследования; во-вторых, подготовить технологические основания для практической реализации рефлексивной модели воспитания в практику военно-профессиональной подготовки курсантов военных институтов ВВ МВД РФ.

В настоящее время складывается чёткое понимание того, что наряду с ведущей деятельностью, развитие личности определяется множеством других факторов. Поэтому объяснительные принципы движущих сил развития личности военнослужащего следует искать как в биологическом созревании, развёртывающем генетически заложенные программы, так и в реакции неосознаваемых влечений, в особенностях социальных связей современного военнослужащего. Действительно, человеческая индивидуальность представляет собой не столько продукт воспитания, сколько результат самореализации субъекта образовательной деятельности. Итак, дисциплинированность - имманентное качество личности военнослужащего, позволяющее интериоризировать экзистенциально-содержательный опыт военно-профессиональной деятельности через самоорганизацию как составляющую его компетентности. Рефлексивное умение - это готовность курсанта осуществлять мотивированную учебную деятельность в соответствии с решаемыми военно-профессиональными задачами. Качественное овладение умением предполагает наличие такого военно-профессионального опыта, который, во-первых, способен производить новые авторские интерпретации уже имеющихся сведений; во-вторых, не теряет своего значения за пределами собственно образовательной

деятельности; в-третьих, способен создавать уникальный язык для описания себя.

Для продуктивной воспитательной работы, меняющей целевые приоритеты формирования дисциплинированности с исполнения внешних установок на рефлексивную самоорганизацию, нам потребовалась обновлённые критерии, имеющие «языковую решётку» с акцентом именно на рефлексивные умения. Обновлённый критериальный состав имеет 4 компонента: Мотивационный критерий содержит готовность к проявлению морально-психологической зрелости в экстремальных ситуациях. Когнитивный - предполагает достижение профессиональной компетентности высокого уровня. Поведенческий - связан с опытом проявления морально-психологической зрелости в стандартных и нестандартных ситуациях. Ценностно-смысловой - характеризует субъективное отношение курсанта к объекту приложения профессиональных знаний и эмоционально-волевая регуляция этого отношения.

Собственно дисциплинированность курсантов мы определяли через систему уровней на основе экспертной оценки. Данная система имела четыре составляющих, во-первых, в силу своей валидной полноты, во-вторых, она достаточно несложно формализовалась и применялась в масштабе всего военного института.

1. Эмпирически-экстенсивный уровень достигается в том случае, если профессиональный опыт получен методом «проб и ошибок» и применяется фрагментарно.

2. Теоретический уровень возникает в случае наличия у военнослужащего собственного опыта теоретических обобщений, полученного в результате систематической работы над этим вопросом.

3. Рефлексивно-технологический уровень допускает адресное применение знаний, дающее оптимальный результат.

4. Уровень компетентного применения - предполагает наличие мотивированной готовности при решении сложных профессиональных задач.

Внедрённые в эксперименте организационно-педагогические условия формирования дисциплинированности в совокупности выстраивались в интегральную технологию взаимодействия участников процесса, направленного на понимание военнослужащим не только профессионального содержания образования, но и собственной «Я- концепции». На этапе констатирующего эксперимента одной из задач было понять собствен-

ное «профессиональное Я». Организационно-педагогические усилия позволили создать условия для самоорганизации такого «Я», имеющего как служебно-профессиональную, так и морально-психологическую основу. Такова было задача формирующего этапа эксперимента.

На втором этапе эксперимента создавались ситуации осмысления будущим офицером собственного профессионального портрета как уникальной культурой продукции военного института. Преобладали следующие виды рефлексивной деятельности экспериментаторов и курсантов: интерпретация текстов культуры и текстов взаимодействия непосредственных участников педагогического процесса, авторские способы понимания учебного материала, «перевод» на другой язык; творческое моделирование по теме «Образ офицера» или «Образ сотрудника МВД»; проектирование, рефлексивные эссе «Смысл служения Родине».

В итоге второго этапа эксперимента у курсантов наблюдалось повышение интереса к собственному образованию, а также умение творчески осмысливать профессиональные проблемы в новом контексте и решать эти проблемы оригинальным способом. Обнаружена тенденция к смещению собственного профессионального образа. Курсанты отмечали, что ценностным стал не только учебный предмет, знание вооружения, но и обращение к партнёрам, взаимодействие «курсант - преподаватель - социальный партнёр». Ведущими в педагогической деятельности выступили не только объяснение, но и понимание через метафоричность и рефлексивность. При этом курсантами была обнаружена взаимосвязь личностно значимых качеств с профессиональными характеристиками. Становление своей профессиональной компетентности курсанты связывали с выстраиванием диалогичного партнёрства и даже сотворчества.

Такие методы, как наблюдение за процессом взаимодействия непосредственных участников педагогического процесса, анкетирование, формирование портфолио достижений, доверительная беседа, практические задания, психолого-педагогичес-кая диагностика, гуманитарная экспертиза, интерпретация учебных текстов, продуктов творческой деятельности позволили самим курсантам качественно оценить продвижение в понимании собственного профессионального образа. Отсюда часто повторяющиеся фразы круговой структуры понимания: «учусь, обучая», «изучая профессию, познаю и себя», «совершенствуясь сам, помогаешь расти и подчинённому».

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

2. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982.

3. Барабанщиков, А.В. Педагогическая культура офицера. - М., 1985.

4. Баланов, С.А. Воспитание дисциплинированности курсантов на основе рефлексивной модели // Сибирский педагогический журнал. -2010. - № 12.

Bibliography

1. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Deyateljnostj i psikhologiya lichnosti. - M., 1980.

2. Babanskiyj, Yu.K. Problemih povihsheniya ehffektivnosti pedagogicheskikh issledovaniyj. - M., 1982.

3. Barabanthikov, A.V. Pedagogicheskaya kuljtura oficera. - M., 1985.

4. Balanov, S.A. Vospitanie disciplinirovannosti kursantov na osnove refleksivnoyj modeli // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2010. - № 12.

Статья поступила в редакцию 15.09.13

УДК 378.016:811

Vorobyeva M.V., Andronkina N.M. EXERCISE SYSTEM FOR FORMATION OF CREATIVE SKILLS OF FOREIGN CROSS-CULTURAL COMMUNICATION BASED ON TRANSLATION. This article describes a system of exercises for formation of creative skills based on the translation. The article discusses the concept of «exercise», «exercise system». The author describes principles of this system, as well as various types and forms of exercise. The article presents the results of an experimental study on the basis of the developed system of exercises.

Key words: exercise, exercise system, principles of exercise, aspect of communication, pretranslation exercises, translation exercises, posttranslation exercises.

М.В. Воробьева, ассистент Горно-Алтайского гос. университета, г. Горно-Алтайск;

Н.М. Андронкина, канд. пед. наук, проф., зав. каф. немецкого языка и МПИЯ Горно-Алтайского

гос. университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.