УДК 378 ББК 74.47
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
| Е.В. Анфалов
Аннотация. В статье представлено обоснование модели формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов. Описаны использованные подходы. Дана подробная детализация структуры педагогической модели формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов, которая состоит из пяти блоков: целевого, содержательного, процессуального, критериально-оценочного и результативного. Особенностью данной модели является реализация ее в процессе изучения общевоенных, тактико-специальных дисциплин и дисциплин вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки курсантов военных вузов. Эффективность модели обеспечивалась комплексом педагогических условий: формирование рефлексивно-прогностической компетенции на протяжении всего периода обучения курсантов в военном вузе; использования образовательных технологий по системному и последовательному формированию рефлексивно-прогностической компетенции курсантов в ходе учебно-воспитательной деятельности военного вуза.
105
Ключевые слова: формирование компетенции, модель, рефлексивно-прогностическая компетенция.
MODEL OF FORMING REFLEXIVE AND PREDICTIVE COMPETENCE OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
| E.V. Anfalov
Abstract. The article elaborates on the study of the model of forming reflective-predictive competence of military cadets and describes the used approaches. The detailed structure of the pedagogical model of formation of reflective-predictive competence of military cadets which consists of five units is presented. They are: objective, substantive, procedural, criteria-valued and effective. A special feature of this model is to implement it in the process of studying all-military tactical and special subjects and disciplines of variable part of humanitarian, social and economic cycle of preparation of ca-
dets of military universities. The effectiveness of the model was ensured by a set of pedagogical conditions: the formation of reflexive-prognostic competence throughout the whole period of cadets' training in a military higher educational institution; Use of educational technologies to systematically and consistently form the reflective-prognostic competence of cadets in the course of teaching and educational activities of a military high school.
Keywords: formation of competence, model, predictive and reflexive competence.
106
С совершенствованием вооружения и военной техники все большую остроту приобретает вопрос способности военнослужащего в условиях дефицита времени и неопределенности обстановки анализировать риски и принять своевременное решение. Способность выполнить офицером любую профессиональную задачу сегодня зависит не только от его профессиональных знаний и умений как специалиста, но от его способностей к самоорганизации и предвидения результатов военно-профессиональной деятельности. В связи с этим задача современного военного вуза — сформировать рефлексивно-прогностическую компетентность у курсанта, являющуюся составной и неотъемлемой частью профессиональной компетентности офицера — выпускника.
На необходимость формирования у выпускников военных вузов способностей к рефлексии и прогнозированию указывает федеральный государственный образовательный стандарт. К примеру, во ФГОС высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальности) 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» [1], и 161002 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» [2] определено, что выпускник должен обладать спо-
собностью и готовностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии (ОК-19), способностью к восприятию, анализу, критическому осмыслению, систематизации и синтезу информации, полученной из разных источников, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-6); креативным мышлением, способностью к самостоятельному анализу ситуации, формализации проблемы, планированию, принятию и реализации решения в условиях неопределенности и дефицита времени (0К-10); а также готовностью создавать модели, позволяющие прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности (ПК-149).
Содержание компетентности базируется на системе знаний, которые обучающийся накапливает в процессе обучения и которые позволяют ему успешно выполнять поставленные задачи. Одновременно в процессе обучения идет формирование умений и навыков. Но во время практических занятий, в сложных непредвиденных ситуациях зачастую этого оказывается недостаточно. Анализ практической деятельности офицера подтверждает, что в ходе учебно-боевой и повседневной деятельности офицер сталкивается с необходимо-
ЕК
стью анализировать свои действия и действия своего подразделения, уметь выходить за пределы традиционных способов решения проблемы, соотнести ее прошлое и увидеть развитие в будущем, найти приемлемое эффективное решение. При этом военнослужащий обязан действовать в рамках определенных правовых и нравственных ограничений.
Таким образом, особую значимость приобретает проблема формирования рефлексивно-прогностической компетентности курсанта, как интегральной составляющей профессиональной компетентности офицера.
Вместе с тем, в программах военных вузов недостаточно внимания уделяется решению данной проблемы. Отсутствуют специальные курсы по развитию рефлексии и прогностике как особым механизмам мышления, а способы прогнозирования и педагогической рефлексии изучаются поверхностно, что в итоге не способствует формированию рассматриваемой компетенции.
В статье «Теоретические аспекты проблемы формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов» автором были определены сущность понятия рефлексивно-прогностическая компетенция, указаны критерии и уровни данной компетенции у курсантов военных вузов [3].
Приступая к составлению авторской модели как педагогической системы, исходим из того, что необходимо графически описать алгоритм формирования рефлексивно-прогностической компетенции в условиях военного вуза, при этом на основе определенных исходных положений выстроить конструкцию, отражающую структуру,
свойства, взаимосвязи и механизмы функционирования элементов и результаты этого процесса [4].
По мнению А.Н. Дахина, существует несколько моделей образования, но для условий военного вуза особенное значение имеют только некоторые из них. Поточная модель предполагает предметно-групповое обучение в уровневых потоках, в которые могут входить несколько учебных групп. В модели смешанных способностей группы создаются по когнитивным признакам, состав класса постоянен, но внутри него организуются временные группы. Интерактивная модель в учебной группе определяет множество возможностей для индивидуальной работы. Инновационная модель предполагает формирование микрогрупп обучающихся с разными способностями на основе нескольких критериев, когда внутри учебной группы существует несколько малых групп, состав которых постоянен. Активная модель содержит четыре модуля, в каждом из которых реализуется собственная модель [5, с. 23].
В основе разработанной автором данной статьи педагогической модели — положения теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий [6]: формирование у курсантов рефлексивно-прогностической компетенции как синтеза знаний, умений и новых качеств происходит поэтапно. При этом учитываем ряд исследований, проведенных А.Ф. Присяжной (2006), Т.Е. Се-данкиной (2009), С.А. Тарасовой (2015), Н.Л. Слугиной и В.С. Чернявской (2014), О.П. Пузиковым (2015) и др. по формированию различных рефлексивных и прогностических компетен-
107
ций у обучающихся в гражданских вузах, а также опыт Т.Е. Седанки-ной (2009), И.В. Овсянникова (2011), Д.И. Новосельской (2012), С.А. Ба-ланова (2013), Р.П. Еробкина (2015), М.В. Аниканова (2016) и др. по формированию различных компетенций у курсантов военных вузов.
Структура процесса формирования рефлексивно-прогностической компетенции предполагает наличие тех компонентов, без которых невозможно сформировать профессиональную компетенцию в условиях военного вуза: субъектный элемент, элемент целеполагания, содержательный элемент, технологический элемент и оценочно-результативный элемент.
Субъектный элемент включает в себя педагогов, командиров различного ранга и курсантов как субъектов педагогической и учебной деятельности. При этом все субъекты педагогического процесса взаимосвязаны, стремятся к одной цели и рассматриваются нами в рамках педагогической системы как ведущий элемент.
1 ПО В результате автором данной ста-
ШО тьи была разработана модель формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов (см. рис.).
Данная педагогическая модель обладает основными свойствами системы: целостностью, организованностью, единством и адаптируемостью. Целостность заключается в единстве компонентов — каждый элемент вносит свой вклад в реализацию цели. Организованность означает наличие структуры и взаимосвязанного функционирования. Адаптируемость связана с возможностью реализации системы по различным траекториям, соответствующим особенностям усло-
вий обучения военного вуза и потребностям курсантов.
Модель функционирует в условиях специфической образовательной среды военного вуза на основе общих и специальных принципов. К общим принципам относим научность, стабильность, связь теории с практикой, профессиональную целесообразность, сознательность и активность, индивидуализация [7] и др. К специальным — принципы обучения и воспитания в процессе военной службы, комплексности и целенаправленности проводимых мероприятий, параллельного педагогического влияния, ресурсного обеспечения, включенного участия командного и преподавательского состава. Все это позволяет спланировать процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции в различных военных вузах.
В состав нашей педагогической модели входят пять последовательно реализуемых блоков-этапов: целевой блок, содержательный блок, процессуальный блок, критериально-оценочный блок и результативный блок.
Целевой блок-этап отражает цель и задачи планируемой и осуществляемой педагогической деятельности в условиях военного вуза. Цель определена потребностью общества и государственного заказчика (заинтересованных министерств и ведомств) в офицерах, обладающих способностями к рефлексии и прогностике. Цель отражена в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов и заключается в формировании необходимого уровня рефлексивно-прогностической компетенции курсанта военного вуза. Данный блок предполагает выполнение следующих задач:
1) формирование ценностно-смыслового отношения к рефлексивно-прогностической деятельности и положительной мотивации к достижению высокого уровня рефлексивно-прогностической компетенции для применения ее при решении задач повседневной служебной деятельности;
2) стимулирование рефлексии, целе-полагания, предвидения и осмысления желаемого результата служебной деятельности.
Содержательный блок-этап составляет содержание образовательной деятельности, которое и выступает средством формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов. В соответствии с требованиями п. 6 приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 военно-учебные заведения самостоятельно разрабатывают основные профессиональные программы в соответствии с ФГОС и квалификационными требованиями [8]. При планировании содержания обучения курсантов исходим из следующих особенностей обучения курсантов. Несмотря на изучение некоторых теоретических вопросов по рефлексии на дисциплинах «Военная педагогика» и «Военная психология», а по прогнозированию — в ходе изучения дисциплины «Математика» и др., синтезирующим и наиболее практико-ориентирован-ными по отношению к рефлексивно-прогностическим способностям будут тактико-специальные и общевоенные дисциплины, в том числе дисциплина «Военная история». Именно на занятиях по данным дисциплинам курсанты овладевают умениями познавать свои возможности и ограничения при решении тактических
задач и задач повседневной деятельности, знакомятся с наиболее приемлемыми в боевой обстановке методами анализа, прогнозирования и моделирования ситуаций, учатся творчески оценивать обстановку и принимать нестандартные решения.
Исходя из этого, содержательный блок авторской модели состоит из содержания дисциплин «Военная история», «Общая тактика и тактика подразделений родов авиации», «Управление подразделениями в мирное время», «Общевоенная подготовка» с целью наиболее глубокого освоения рефлексии и прогностики в ходе овладения военной специальностью.
Процессуальный блок включает в себя организацию, управление и осуществление процесса формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов и комплекс педагогических условий: 1) формирование компетенции на протяжении всего процесса обучения в военном вузе; 2) взаимосвязанное и последовательное использование инновационных образовательных технологий для формирования 109 рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военного вуза; 3) включение курсантов и командиров курсантских подразделений в творческую рефлексивную и прогностическую деятельность с учетом индивидуальных особенностей военнослужащих и уровня сформирован-ности знаний на момент поступления в вуз.
Первое условие выделено в связи с тем, что освоение курсантом начальных навыков и умений по прак-тико-ориентированному рефлексивно-прогностическому мышлению происходит на первом курсе в ходе изуче-
110
ния дисциплины «Военная история» и «Общевоенная подготовка». При отборе содержания использовались учебные пособия «Военная история» (2016), «Парашютно-спасательная подготовка и выживание летных экипажей (2016) «Оценка обстановки и объектов удара» (2015) и др. В последующем, на старших курсах, курсанты отрабатывают рефлексивно-прогностические умения в ходе повседневной служебной деятельности, изучения тактико-специальных дисциплин и в ходе войсковых стажировок.
Так происходит поэтапное развитие рефлексивно-прогностической компетентности курсанта. Начальный этап (1 и 2 курс обучения) — это репродуктивный уровень формирования компетенции. На данном этапе у курсанта формируется интерес и ценностное отношение к рефлексии и прогнозированию результатов собственной деятельности, уясняются основные знания о рефлексии и прогностике, особенностях рефлексивно-прогностического мышления. Второй этап (3 и 4 курс обучения) — репродуктивно-творческий уровень. В ходе повседневной служебной деятельности, а также изучения тактико-специальных дисциплин, дисциплин «Управление подразделениями в мирное время» и «Общевоенная подготовка» продолжается формирование положительной мотивации и знаний о рефлексии и прогностике, закрепляются навыки творческого мышления, составляющие основу рефлексивно-прогностических способностей: настрой на получение результата, аналитичность и перспективность, осознанность, самоанализ и самокоррекция. Третий этап (5 курс) — творческий уровень. В про-
цессе изучения тактико-специальных дисциплин, в ходе написания выпускной квалификационной работы и войсковой стажировки формируются рефлексивно-прогностические умения при решении практических военно-профессиональных задач, а также потребность в самосовершенствовании своей рефлексивно-прогностической компетенции.
Второе условие — использование образовательных технологий, способствующих формированию рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов, побуждающих обучающихся к мыслительной активности, проявлению творческого, исследовательского подхода к поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности [9, с. 70].
Это, прежде всего, методы контекстного и проблемного обучения [10; 11]: проблемные лекции, контекстно-информационная и контекстно-профессиональная лекции; частно-поисковый метод, исследовательский метод, кейс-метод [12]; методы самостоятельной работы курсантов военных вузов [13], такие, как: написание научных исследовательских статей и эссе, составление портфолио, подготовка презентаций и рационализаторская работа; методы контроля: устный и экспресс-опросы, метод наблюдения, тестирование, оценка выполненных работ.
Третье условие предопределено тем, что творческая активность основана на рефлексии и предвидении. В процессе актуализации творческий потенциал курсанта, как личности, может выражаться в правильности собственной позиции, при этом рефлексия и прогностика не только констатирует положение вещей, а
Социальный Требования ФГОС и
заказ квалификационных
общества требований
*
Содержание профессиональной подготовки курсанта военного вуза
Содержание профессиональной деятельности офицера
Целевой блок
Цель: формирование рефлексивно-прогностической компетентности курсанта военного вуза
Задачи: - формирование ценностно-смыслового отношения к рефлексивно-прогностической деятельности и положительной мотивации к достижению высокого уровня рефлексивно-прогностической компетенции для применения ее при решении задач повседневной служебной деятельности;
- стимулирование рефлексии, целеполагания, предвидения и осмысления желаемого результата служебной деятельности.
Содержательный блок
Рефлексивно-прогностическая компетентность:
мотивационно-ценностный; когнитивный, операционный, личностный компоненты
Г Л
Изучаемые дисциплины:
«Математика» «Военная педагогика» «Военная психология»
«Военная история», «Общевоенная подготовка», Управление подразделениями в мирное время»
«Общая тактика и тактика подразделений родов авиации»
Процессуальный блок
Педагогические условия:
- формирование компетенции на протяжении всего периода обучения в военном вузе;
- взаимосвязанное и последовательное использование инновационных образовательных технологий для формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военного вуза;
- включение курсантов и командиров курсантских подразделений в творческую рефлексивную и .прогностическую деятельность. формируются
Организационные формы лекции Методы проблемное, контекстно-информационное и контекстное изложение
практические занятия и семинары частично-поисковый и исследовательский метод; кейс-технология;активного диалога, анализа конкретных ситуаций; игровой; «мозговой атаки»
контроль экспресс-опросы, тестирование, резюме занятий.
самостоятельная работа исследовательская и рационализаторская работа, составление портфолио, подготовка презентаций и эссе.
111
Результативный блок
Критерии сформированности рефлексивно-прогностической компетенции
Мотивационно-ценностный Когнитивный Операционный Личностный
Владение теоретическими знаниями об осуществлении рефлексии и прогностики Владение методическим аппаратом иумениями рефлексировать и прогнозировать при решении задач повседневной деятельности Самосознание обучающегося необходимости рефлексии и прогнозирования, собственный стиль при решении задач повседневной деятельности
Положительная мотивация к осуществлению рефлексивно -прогностической деятельности в рамках служебных обязанностей
Рис. Модель формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов
ВЕК
112
также стимулирует саморазвитие личности [7, с. 73]. Поэтому рефлексивно-прогностическая деятельность курсантов не ограничивается лишь исследованием проблем с использованием самоанализа и прогнозирования. Эта деятельность позволяет курсанту самостоятельно решать эти проблемы, планируя те или иные действия, их цели, этапы, методы и результаты.
Результативный блок описывает эффективность протекания педагогического процесса и контроль достигнутых результатов в соответствии с поставленной целью с опорой на самоконтроль и взаимоконтроль. Результат процесса формирования рефлексивно-прогностической компетентности курсантов военного вуза характеризуется критериями и уровнями сформированности. Диагностика данного блока выполняет функцию управления процессом обучения. С помощью повторной диагностики у субъектов появляется возможность сопоставить результаты с первоначальными значениями и провести коррекцию процесса обучения в ходе освоения дисциплин. Автором данной статьи выделены три уровня сформированности компетенции: низкий, средний и высокий. Сформированность компетенции оценивается с помощью мотива-ционно-ценностного, когнитивного, операционного и личностного критериев в ходе экзаменов и зачетов по дисциплинам, в ходе индивидуальной работы и консультаций.
Таким образом, комплексное решение общей задачи всеми компонентами разработанной модели педагогического процесса позволит сформировать рефлексивно-прогно-
стическую компетенцию курсантов военных вузов. Практические результаты дальнейшего внедрения разработанной модели будут проанализированы и опубликованы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (квалификация (степень) «специалист») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 января 2011 г N 83) / Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/9/6/3/68 (дата обращения: 24.09.2016).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 161002 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (квалификация (степень) «специалист») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г N 65) / Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс].
- URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/9/6/3/68 (дата обращения: 24.09.2016).
3. Анфалов, Е.В. Теоретические аспекты проблемы формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов [Текст] / Е.В. Анфалов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016.
- № 3. - С. 9-15.
4. Слугина, Н.Л. Модель формирования рефлексивно-проектной компетенции у будущих бакалавров информационно-технологического направления [Текст] / Н.Л. Слугина, В.С. Чернявская // Успехи современного естествознания. - 2014. -№ 5 (часть 2). - С. 160-165 [Электронный ресурс]. - URL: http://natural-sciences.ru/ ru/article/view?id=33946 (дата обращения: 01.10.2016).
ЕК
5. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность [Текст] / А.Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 21-26.
6. Талызина, Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий сегодня [Текст] / Н.Ф. Талызина // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 92-102.
7. Уварина, Н.В. Структурно-содержательное наполнение управленческой компетенции в системе профессионального образования [Текст] / Н.В. Уварина, А.А. Лоскутов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-educati on.ru/ru/artide/view?id=22067 (дата обращения: 11.10.2016).
8. Приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant .ru/document/co ns_doc_LAW_170951 (дата обращения: 10.10.2016).
9. Ганиев, Р.Р. Использование активных методов обучения студентов на военных кафедрах при гражданских вузах по военно-профессиональным дисциплинам и по тактико-специальной подготовке [Текст] / Р.Р. Ганиев // Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. статей участников Всерос.науч.-практ. конф. с международным участием (Казань, 25.03.2016). - Казань: Центр инновационных технологий, 2016. - С.68-74.
10. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
11. Львович, В.А. Проблемное обучение как фактор модернизации образования [Текст] / В.А. Львович // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 4. - С. 361-364.
12. Собко, А.Ю. Кейс-технологии как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов военных вузов
ВВ МВД России [Текст] / А.Ю. Собко // Педагогическое образование и наука. -2013. - № 4. - С.145-149.
13. Галямина, А.В. Формирование компетенции самоорганизации учебной деятельности курсантов военных вузов (на материале дисциплины «иностранный язык»): Дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2016. - 283 с. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.kantiana.ru/upload/iblock /749/dissertatsiya-galyamina-itog.pdf (дата обращения: 11.10.2016).
REFERENCES
1. Anfalov E.V., Teoreticheskie aspekty prob-lemy formirovanija refleksivno-prognos-ticheskoj kompetencii u kursantov voennyh vuzov, Vestnik Cheljabinskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016, No. 3, pp. 9-15. (in Russian)
2. Dahin A.N., Pedagogicheskoe mode-lirovanie: sushhnost, jeffektivnost i neopre-delennost, Pedagogika, 2003, No. 4, pp. 2126. (in Russian)
3. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego professionalnogo obra-zovanija po napravleniju podgotovki (spe-cialnosti) 162001 "Jekspluatacija vozdush-nyh sudov i organizacija vozdushnogo dvizhenija" (kvalifikacija (stepen) "specialist") (utvergden prikazom Ministerstva obra-zovanija i nauki RF ot 24 janvarja 2011 g. jjj No. 83), PortalFederalnyh gosudarstvennyh obrazovatelnyh standartov, available at: http:..fgosvo.ru.fgosvpo.9.6.3.68 (accessed: 24.09.2016). (in Russian)
4. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego professionalnogo obra-zovanija po napravleniju podgotovki (spe-cialnosti) 161002 "Letnaja jekspluatacija i primenenie aviacionnyh kompleksov" (kval-ifikacija (stepen) "specialist") (utvergden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17 janvarja 2011 g. No. 65), Portal Federalnyh gosudarstvennyh obrazovatel-nyh standartov, available at: http:..fgosvo. ru.fgosvpo.9.6.3.68 (accessed: 24.09.2016). (in Russian)
5. Galjamina A.V., Formirovanie kompetencii samoorganizacii uchebnoj dejatelnosti kur-santov voennyh vuzov (na materiale disci-
pliny "inostrannyj jazyk"), Extended of PhD dissertation (Pedagogy), Kaliningrad, 2016, 283 p., available at: https://www.kantiana.ru/ upload/iblock/749/dissertatsiya-galyamina-itog.pdf (accessed: 10.10.2016). (in Russian)
6. Ganiev R.R., "Ispolzovanie aktivnyh metodov obuchenija studentov na voennyh kafedrah pri grazhdanskih vuzah po voenno-professionalnym disciplinam i po taktiko-specialnoj podgotovke", in: Proceedings of the Conference Andreevskie chtenija: sovre-mennye koncepcii i tehnologii tvorcheskogo samorazvitija lichnosti: sbornik statej uchastnikov, Kazan, 2016, pp. 68-74. (in Russian)
7. Lvovich V.A., Problemnoe obuchenie kak faktor modernizacii obrazovanija, Aktualnye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2013, No. 4, pp. 361-364. (in Russian)
8. Prikaz Ministra oborony RF ot 15.09.2014 g. No. 670 "O merah po realizacii otdelnyh polozhenij stati 81 Federalnogo zakona ot 29.12.2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii", available at: http:www. consultant.ru.document.cons_doc_LAW_ 170951 (accessed: 10.10.2016). (in Russian)
9. Slugina N.L., Chernjavskaja V.S., Model formirovanija refleksivno-proektnoj kompe-tencii u budushhih bakalavrov informa-
cionno-tehnologicheskogo napravlenija, Us-pehi sovremennogo estestvoznanija, 2014, No. 5, Part. 2, pp. 160-165, available at: http:..natural-sciences.ru.ru.article.view? id=33946 (accessed: 01.10.2016). (in Russian)
10. Sobko A.Ju., Kejs-tehnologii kak sredstvo formirovanija professionalnyh kompetencij u kursantov voennyh vuzov VV MVD Ros-sii, Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2013, No. 4, pp.145-149. (in Russian)
11. Talyzina N.F., Teorija pojetapnogo formirovanija umstvennyh dejstvij segodnja, Vop-rosy psihologii, 1993, No. 1, pp. 92-102. (in Russian)
12. Uvarina N.V., Loskutov A.A., Strukturno-soderzhatelnoe napolnenie upravlencheskoj kompetencii v sisteme professionalnogo ob-razovanija, Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, No. 5, available at: http:..www.science-education.ru.ru.article.vi ew?id=22067 (accessed: 11.10.2016). (in Russian)
13. Verbickij A.A., "Kompetentnostnyj podhod i teorija kontekstnogo obuchenija", In: Kompetentnostnyj podhod i teorija kontekstnogo obuchenija, Moscow, Issledovatelskij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004, 84 p. (in Russian)
114
Анфалов Евгений Владимирович, аспирант, кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, eanfalov66@mail.ru Anfalov E.V., Post-graduate Student, Vocational Teacher Training and Subject Methodologies Department, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, eanfalov66@ mail.ru