УДК 378.14.015.62 К. С. Шевырдяева
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ
Аннотация. Представлены результаты внедрения модели здоровьесберегающего взаимодействия преподавателей и студентов ВУЗа, а также качественная и количественная характеристика полученных данных.
Ключевые слова: здоровьесбережение, студенты, деятельность, здоровьесберегающие технологии.
Динамика самореализации личности в современных условиях жизнедеятельности выдвигает повышенные требования к человеку, в частности, в аспекте состояния его здоровья. Здоровье выступает как одно из необходимых условий активной, творческой, полноценной жизни человека. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью может активно жить, успешно преодолевая профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном динамичном мире [1].
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранение здоровья обучающихся. Здоровье выступает как мера качества жизни, а здоровье нации - как конечный результат политики государства, дающего возможность гражданам относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, основе продления здорового рода, сохранения, совершенствования трудового потенциала, развитию генофонда, творчества и духовности человека [3].
В современных условиях развития отечественной высшей школы становится очевидно, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов во многом зависит от совместных усилий участников педагогического процесса [2].
Для российских вузов реализация основ здоровьесберегающего образования также является актуальной. По статистике, состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается - различные изменения обнаруживаются у 93 % первокурсников [4].
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» при участии 60 студентов факультета педагогики, психологии и социальных наук в три этапа, начиная с 2014 г.
На первом этапе (2014) осуществлялся анализ научно-педагогических исследований по рассматриваемой проблеме. Были проанализированы методологические подходы и сформирован концептуальный аппарат исследования.
На втором этапе (2014-2015) было проведено исследование, которое состоит из методик, направленных на выявление отношения студентов к своему здоровью. Обработаны, обобщены, систематизированы и описаны полученные результаты. На их основе создана авторская модель здоровьесберегающего взаимодействия преподавателей и студентов вуза, предполагающая разработку и внедрение рабочей программы «Здоро-вьесбережение студентов как основа их учебной деятельности» в педагогический процесс.
Третий этап (2015-2016) - проведено повторное исследование. Обработаны, обобщены, систематизированы и описаны полученные результаты. Сделан качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в определении теоретических оснований формирования готовности к смысловой здоровьесберегающей деятельности студентов высшего профессионального образования (предпосылки, принципы, содержание, особенности, пути, средства, критерии);
- в обосновании разработанной модели здоровьесберегающего взаимодействия преподавателя и студентов вуза;
- в выявлении и апробации педагогических условий, реализация которых способствует формированию готовности студентов к здоровьесберегающей учебной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации программы курса «Здоровьесбережение студентов как основа их учебной деятельности»; программы психолого-педагогического и методического сопровождения процессов формирования готовности студентов вузов к здоровьесберегающей учебной деятельности; педагогических условий, обеспечивающих готовность студентов на здоровьесберегаю-щую работу в профессиональной деятельности.
Как известно, связующим звеном между педагогической теорией и практикой является педагогическое моделирование, потому что сложность педагогических систем ставит перед исследователями именно задачу формализации и, в конечном счете, моделирования учебного процесса.
Опытно-экспериментальная часть работы посвящена раскрытию структуры и содержания здоровьесберегающего педагогического процесса в высшей школе, обеспечивающего формирование готовности студентов к здоровьесберегающей учебной деятельности и описанию опытно-экспериментальной работы.
На основе анализа трудов специалистов в области физиологии (Н. П. Бехтерева, В. И. Вернадский) и педагогики (Н. В. Бордовския, Н. Ф. Голованова) мы определили теоретико-методологические основы формирования и развития здоровой личности:
- здоровье - целостное физическое, интеллектуальное, нравственное состояние личности, совокупность ее морально-волевых, ценностно-мотивационных установок, способствующих повышению уровня функционального состояния организма в целом;
- фактором и условием развития здоровой личности выступает здоровьесберега-ющая среда в образовательном пространстве учебного заведения, где создаются условия, обеспечивающие оптимальный для гармоничного интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития личности субъекта педагогического процесса психологический микроклимат, а также формирование у него потребности в здоровом образе жизни.
Практика реализации педагогических процессов вузов показывает существующее противоречие в профессиональной вузовской подготовке, заключающееся в том, что ее направленность недостаточно учитывает деятельностные аспекты здоровьесберегающего развития личности. Оно, в свою очередь, основывается на готовности интегрированного использования студентами в учебной деятельности достигнутого уровня культуры учебного труда как учебного действия, включающего в себя физическую, интеллектуальную, духовную составляющую личности обучающихся.
В соответствии с этим разработана модель здоровьесберегающего взаимодействия преподавателей и студентов вуза (рис. 1). Она предусматривает создание среды, способствующей обучению и воспитанию будущего профессионала, обладающего потребностью в здоровом образе жизни и сосуществующего в гармонии духовного, нравственного и физического начал личности с самой собой, обществом, социальным и природным окружением, а также способного подсказать своим ученикам, как сохранять, укреплять и восстанавливать здоровье.
Модель состоит из следующих взаимодействующих и взаимообусловленных компонентов: целевого, содержательного, диагностического и результативного.
Цель - создание условий для здоровьесберегающего сопровождения, сохранения
и развития личности студентов
Задачи:
1. Информационное насыщение о содержании здоровьесберегающей учебной деятельности.
2. Формирование опыта здоровьесберегающей профессиональной деятельности,
3. Развитие готовности к здоровьесберегающей саморегуляции
Методологические
подходы:
системно-
деятельностный,
аксиологический,
личностно-
ориентированный,
компетентностный
Принципы:
формирования ценностного отношения к здоровью, контекстности, культуросообразности, з доро вьес бережен и я, рефлексивности
Компоненты:
ценностно-
мотивационный,
когнитивный,
деятельностный,
регулятивный
Критерии эффективности:
1. Мотивированность преподавателей и студентов к здоровьесберегающей деятельности.
2. Способности проектирования здоровьесберегающих моделей поведения.
3. Активность в реализации полученных знаний по здоровьесбережению в учебной деятельности.
4. Регуляция собственного состояния и состояния других людей.
5. Самоконтроль собственного состояния
Условия реализации модели здоровьесберегающего взаимодействия преподавателя и студентов вуза:
1. Готовность участников образовательного процесса к восприятию концепции здоровьесберегающей учебной деятельности.
2. Готовность к реализации здоровьесберегающих технологий взаимодействия в контексте профессионально направленного педагогического процесса.
3. Готовность преподавателей и студентов к реализации программы «Здоровьесбережение студентов как основа их учебной деятельности»
Результат:
готовность студентов вуза к здоровьесберегающей учебной деятельности
Рис. 1. Модель здоровьесберегающего взаимодействия преподавателей и студентов вуза
Первый компонент, целевой, представлен целью и задачами здоровьесберегающего взаимодействия преподавателей и студентов. Целью разработанной модели выступает создание условий для здоровьесберегающего сопровождения, сохранения и развития личности студентов.
Задачи, которые решает модель, исходят из того, что студенты, выбрав профессию, начинают ее осмысливать со стороны своих собственных ценностей и представлений, и здоровье выступает как основная ценность на данном этапе. Преподавателю важно предоставить обучающимся информацию о том, что отношение к своему здоровью должно быть сформировано как отношение к частной собственности, от сбережения которой зависит все их благополучие и сама жизнь. Студенты должны правильно планировать свою трудовую, семейную и личную жизнь, нести ответственность за собственное здоровье. Самому педагогу необходимо изменить отношение к студентам; преподавателю важно принимать студента таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности. При решении поставленных в модели задач преподавателю важно транслировать опыт ведения здорового образа жизни с преемственностью традиций и ценностных ориентаций, и на основе этого формировать опыт здоровьесберегающей профессиональной деятельности у студентов. Также необходимо проводить мониторинг развития обучающихся, тем самым продолжая формировать у них готовность к здоро-вьесберегающей саморегуляции.
Определим задачи следующим образом:
1. Информационное насыщение о содержании здоровьесберегающей учебной деятельности.
2. Формирование опыта здоровьесберегающей профессиональной деятельности.
3. Развитие готовности к здоровьесберегающей саморегуляции.
Второй компонент модели - содержательный - представлен методологическими подходами, принципами и компонентами.
Методологической базой модели выступают следующие подходы:
1) системно-деятельностный - развитие здоровьесберегающего взаимодействия должно происходить в системно-деятельностном аспекте, где студент является активным субъектом здоровьесберегающего педагогического процесса, а преподавателю важно самоопределение студента в этом процессе;
2) аксеологический - имеющий ценностное основание подход к здоровьесбереже-нию студентов на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности;
3) личностно-ориентированный - методическая ориентация в педагогической деятельности позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действия обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности студента, развитие индивидуально-направленного маршрута здоро-вьесбережения;
4) компетентностный - результаты образования признаются значимыми за пределами организации системы образования, следовательно, в логике компетентностного подхода необходимо изменить единицы организации здоровьесберегающего взаимодействия преподавателей и студентов и способы оценки эффективности этого взаимодействия.
Модель базируется на следующих принципах: принцип формирования ценностного отношения к здоровью; контекстности; культуросообразности; здоровьесбережения; рефлексивности.
Компоненты модели: ценностно-мотивационный призван формировать установку на ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; когнитивный отвечает за формирование представления о здоровье, здоровьесберегающих технологиях, об условиях здоровьесбережения, знание статистических данных в регионе и стране, представление об укреплении, сохранении здоровья; деятельностный отражается в способности к здоровьесберегающему взаимодействию преподавателей и студентов в соответствии с нормами и ценностями; регулятивный обеспечивает организацию здоро-
вьесберегающего взаимодействия в соответствии с целями, в том числе на уровне саморегуляции как способности к выбору и преодолению препятствий.
Третий компонент модели - диагностический - представлен критериями эффективности и условиями реализации модели.
К критериям эффективности в модели относятся следующие:
1. Мотивированность преподавателей и студентов к здоровьесберегающей деятельности.
2. Способности проектирования здоровьесберегающих моделей поведения.
3. Активность в реализации полученных знаний по здоровьесбережению в учебной деятельности.
4. Регуляция собственного состояния и состояния других людей.
5. Самоконтроль собственного состояния.
Данная модель будет реализована, если будут соблюдены следующие условия реализации:
1. Готовность участников образовательного процесса к восприятию концепции здоровьесберегающей учебной деятельности с учетом тех принципов, компонентов и методологических подходов, которые заложены в модели.
2. Готовность к реализации здоровьесберегающих технологий взаимодействия в контексте профессионально направленного педагогического процесса.
3. Готовность преподавателей и студентов к реализации программы «Здоровьесбе-режение студентов как основа их учебной деятельности».
Остановимся подробнее на вышеуказанной программе.
Цель курса: формирование у студентов знаний о здоровьесбережении в образовательных учреждениях, его роли в обеспечении здоровья и безопасности жизнедеятельности.
При изучении теоретических вопросов необходимо практическое исследование студентами вопросов оценки здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях, а именно: здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения; рациональной организации образовательного процесса; организации физкультурно-оздоровительной работы; просветительско-воспитательной работы с учащимися; организации системы просветительской и методической работы с педагогами; медицинской профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья. Знания о здоровьесберегающей деятельности необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности.
Четвертый компонент модели - результативный - готовность студентов вуза к здо-ровьесберегающей учебной деятельности.
В результате реализации психодиагностического метода (диагностика проходила в два этапа - на первом и втором курсе обучения) получен массив данных, анализ и интерпретация которых представлены далее.
Результаты теста-опросника «Ваш образ жизни и здоровье» представлены на рис. 2.
□ высокий уровень
□ средний уровень
□ низкий уровень
1 курс 2 курс
Рис. 2. Уровни отношения студентов к своему образу жизни (%
В результате анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что на первом курсе для 23 % (14 чел.) выборки характерен высокий уровень отношения к своему образу жизни и здоровью; они ведут здоровый образ жизни, здоровье не внушает опасения и не вызывает беспокойства. У 27 % (16 чел.) выборки отношение к своему образу жизни и здоровью находится на среднем уровне; им необходимо задуматься и изменить свой образ жизни. 50 % (30 чел.) выборки следует всерьез задуматься о своем образе жизни; им присущ низкий уровень отношения к своему образу жизни и здоровью.
Анализируя результаты студентов на втором курсе, можно сделать вывод об улучшении показателей отношения к своему здоровью: высокий уровень присущ 60 % (36 чел.) выборки, средний уровень - 13 % (8 чел.), низкий уровень - 27 % (12 чел.).
Результаты по тесту «Как вы относитесь к своему здоровью?» представлены на рис. 3.
Н.1
1 курс 2 курс
□ высокое отношение
□ среднее отношение
□ низкое отношение
Рис. 3. Ценностное отношение студентов к своему здоровью (%)
Из рисунка видно, что на первом курсе для 20 % (12 чел.) выборки был характерен высокий уровень отношения к своему здоровью. Такие люди следят за своим здоровьем больше, чем за чем-то другим. Им присуще хорошее самочувствие, энергичность и активность. Большинство выборки, а именно 58 % (35 чел.), находится на среднем уровне по отношению к своему здоровью. Для них характерно хорошее настроение, общительность. Такие люди уделяют достаточно времени спорту, зачастую не имеют вредных привычек. Низкий уровень отношения студентов к своему здоровью был выявлен у 20 % (13 чел.) опрошенных.
Положительная динамика результатов наблюдается у студентов на втором курсе: уже для 30 % (20 чел.) выборки характерен высокий уровень отношения к своему здоровью, средний уровень преобладает у 67 % (40 чел.) выборки. Низкого уровня отношения студентов к своему здоровью выявлено не было.
Результаты по тесту «Разумное ли у вас отношение к своему здоровью?» представлены на рис. 4.
□ чрезмерное беспокойство
□достаточно разумное
□ разумное отношение
1 курс
2 курс
Рис. 4. Деятельностное отношение студентов к своему здоровью (%)
Исходя из полученных данных видно, что на первом курсе 27 % (16 чел.) присуще чрезмерное беспокойство о своем здоровье. Такие люди склонны к ипохондрии. У боль-
шинства студентов, а именно у 73 % (44 чел.) достаточно разумное отношение к своему здоровью. Такие люди заботятся о своем здоровье, но не ставят это целью в жизни. Разумного отношения к здоровью у студентов данной выборки выявлено не было.
Анализируя данные на втором курсе видим, что уже 17 % (10 чел.) присуще чрезмерное беспокойство о своем здоровье, а большинству студентов - а именно 83 % (50 чел.) - достаточно разумное отношение к своему здоровью. Разумного отношения к здоровью на втором курсе также выявлено не было.
Анкетирование дополнило характеристику мнения респондентов о состоянии их здоровья. По мнению студенческой молодежи оно находится на среднем уровне, так студенты считали и на первом (77 % (46 чел.) респондентов) и на втором (87 % (52 чел.) респондентов) курсе. Из факторов, которые наиболее выражены как влияющие на здоровье, были отмечены следующие: низкая физическая активность, неправильное питание, нарушение режима дня. Среди источников получения информации по вопросам, связанным со здоровьем человека, чаще всего отмечались следующие: Интернет, родители, родственники, знакомые и друзья. Среди того, что необходимо делать для сохранения здоровья, отмечалось следующее: правильно питаться, своевременно обращаться к врачу, заниматься физической культурой, спортом.
Исходя из анализа полученных данных, наблюдается положительная динамика результатов внедрения модели здоровьесберегающего взаимодействия преподавателей и студентов вуза, а также рабочей программы «Здоровьесбережение студентов как основа их учебной деятельности».
Таким образом, анализ процесса реализации здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности высших учебных заведений позволяет сделать вывод о необходимости системно-деятельностной реализации содержания образовательного процесса вуза, в котором определяющим компонентом является отношение студентов к своему здоровью.
В целом в процессе опытно-экспериментального исследования проводилась многогранная работа по формированию у студентов ценностного отношения к своему здоровью; обращалось внимание на создание условий, обеспечивающих оптимальное развитие профессиональных качеств будущих специалистов.
Библиографический список
1. Медик, В. А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье / В. А. Медик, А. М. Осипов. - М. : Логос, 2003. - 198 с.
2. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 168-174.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016).
4. Шахова, А. В. Здоровьесберегающий потенциал образования / А. В. Шахова, Т. В. Челышева, Н. И. Хасанова. - Майкоп : ООО Аякс, 2008. - 145 с.
Шевырдяева Ксения Сергеевна
студентка,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Shevyrdjaeva Ksenija Sergeevna
student,
Penza State University
УДК 378.14.015.62 Шевырдяева, К. С.
Реализация здоровьесберегающих технологий в вузе / К. С. Шевырдяева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 4 (16). - С. 16-23.