УДК 378.14.015.62
DOI: 10.21685/2072-3024-2017-4-17
К. С. Шевырдяева, М. А. Лыгина
ИЗУЧЕНИЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ВЕДЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЮ
Аннотация.
Актуальность цели. В отношении здоровья студенты выделяются в категорию повышенного риска. Основанием для этого является существующее противоречие между необходимостью оптимизировать здоровье студентов и одновременной интенсификацией учебного процесса с целью повышения качества их готовности к профессиональной деятельности.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения педагогической, научно-методической литературы, использования эмпирических методов, таких как анкетирование, беседа, наблюдение, тестирование.
Результаты. Поведена, качественно и количественно обработана первичная диагностика готовности студентов высшего образовательного учреждения к здоровьесберегающей профессиональной деятельности. Проанализированы и обобщены первичные результаты исследования
Выводы. Исходя из анализа полученных эмпирических данных будет построена модель и структура реализации здоровьесберегающих технологий в высшем учебном заведении. На основе первичной диагностики будет разработана программа курса «Здоровьесбережение студентов как основа их учебно-профессиональной деятельности».
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая профессиональная деятельность, здоровьесбережение.
K. S. Shevyrdyaeva, M. A. Lygina
A STUDY OF STUDENT'S ORIENTATION TO MAINTAIN A HEALTHY LIFESTYLE AND THE DEGREE
OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' VALUE ATTITUDES TOWARDS HEALTH
Abstract.
Background. In health students are allocated to a category of increased risk. The reason for this is the existing contradiction between the need to optimize the activity of higher educational institutions with the aim of preserving the health of students and the simultaneous intensification of the educational process with the aim of improving the quality of their readiness to professional activity.
Materials and methods. Implementation of research tasks was achieved through the study of pedagogical, scientific-methodical literature, using empirical methods such as questionnaire, interview, observation, testing.
Results. The primary diagnostics of readiness of students of higher educational institution for health-saving professional activity has been introduced, qualitatively and quantitatively. The first results of the diagnostics are analyzed and summarized.
Conclusions. The model and structure for the implementation of health-saving technologies in higher education institutions, which is based on the analysis of empirical data will be build. The program of the course "Health of students as the basis of their educational and professional activities" will be developed on the basis of the initial diagnosis.
Key words: health, healthy way of life, health-saving professional activity, health saving.
Проводя анализ психолого-педагогической литературы по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в условиях высшего учебного заведения, можно отметить тенденцию к ухудшению здоровья молодежи, а именно студентов. В первую очередь это связано со сменой социальной ситуации и переходом в учебно-профессиональную деятельность. Зачастую большинство молодых людей не готовы принять для себя новую социальную роль. При переходе на новый этап развития личности студенты сталкиваются с определенными трудностями. В университетах их ожидает большой объем учебной нагрузки, который, как следствие не равномерного распределения времени, приводит к неправильному образу жизни и ухудшению здоровья. В связи с этим студентам необходимо знать определенные нормы здоровья и правила здорового образа жизни (ЗОЖ). Но, к сожалению, не во всех вузах существуют определенные программы и курсы, касающиеся здоровьесбере-жения студентов.
Главной задачей нашего исследования является первичная диагностика уровней здоровья и здорового образа жизни у студенческой молодежи, на основании которой осуществится разработка программы курса «Здоровьесбе-режение студентов как основа их учебно-профессиональной деятельности».
На начальном этапе реализации здоровьесберегающих технологий в условиях высшего учебного заведения была проведена первичная диагностика здоровья и здорового образа жизни студентов, которая строилась на взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентах готовности личности к здоровьесберегающей профессиональной деятельности:
- мотивационно-потребностный компонент (представляет формирование потребности в осознанном отношении студентов к здоровью и здоровому образу жизни, устойчивой мотивации овладения навыками самостоятельной деятельности, осознание личностного смысла полученных знаний о здоровом образе жизни);
- когнитивно-ценностный компонент (характеризуется совокупностью знаний о получении, использовании и передаче информации о здоровье и здоровом образе жизни на осознанном уровне развития личности);
- практико-деятельностный компонент (характеризуется комплексом умений и навыков, направленных на реализацию полученных знаний о здоровье и здоровом образе жизни, включает в себя умение применять знание о здоровье и ЗОЖ на практике в знакомой и новой ситуации);
- рефлексивно-оценочный компонент (самостоятельная здоровьесбе-регающая профессиональная деятельность студента, которая заключается в самоконтроле своего здоровья и здорового образа жизни).
Исходя из определений и структуры компонентов исследования был подобран следующий диагностический инструментарий:
- методика «Выявление ориентации личности студента на ЗОЖ» (модифицированная методика В. И. Андреева);
- анкета «Выявление сформированности ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни» (Е. В. Жданов);
- опросник «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни» (С. Дерябо, В. Ясвин);
- анкета «Готовность студентов к профессиональной оздоровительной деятельности» (О. Н. Шкитырь).
Исследование проходило на базе Пензенского государственного университета, в нем приняли участие 300 студентов 1 и 2 курса (Педагогического института им. В. Г. Белинского - 100 человек, Политехнического института -100 человек и Медицинского института - 100 человек).
После количественной и качественной обработки массива данных нами были получены следующие результаты.
Методика «Выявление ориентации личности студента на ЗОЖ».
В ходе обработки и анализа данных по методике была подсчитана сумма баллов за все ответы и по сумме баллов определился уровень ориентации каждого испытуемого, а затем был выявлен общий уровень ориентации, который присущ в целом для всех трех групп студентов. Результаты представлены на рис. 1.
□ Педагогический институт ■ Политехнический институт
□ Медицинский институт
Рис. 1. Уровень ориентации студентов на ЗОЖ (в баллах)
Исходя из представленной диаграммы, можно сделать вывод, что у студентов Педагогического института уровень ориентации на ЗОЖ выше среднего (48 баллов), у студентов Политехнического - средний уровень (37 баллов) и у студентов Медицинского института высокий уровень ориентации на ЗОЖ (51 балл). Исходя из качественного анализа, показатели свидетельствуют о развитости у испытуемых таких личностных качеств, как обязательность, совестливость, общительность, эрудиция, находчивость и целеустремленность.
В целом, исходя из данных, можно сделать вывод о высоком развитии мотивационно-потребностного компонента.
Анкета «Выявление сформированности ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни».
В результате обработки данных были получены количественные показатели, которые представлены на рис. 2.
Рис. 2. Уровень сформированности ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (в баллах)
Студентам Политехнического института присущ средний уровень сформированности ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (12 баллов). Их характеризует использование полученных знаний о здоровье и ЗОЖ в повседневной жизни ситуативно, крайне редкое обсуждение вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.
Из рис. 2 видно, что для студентов Педагогического и Медицинского институтов характерен высокий уровень сформированности ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (16 и 17 баллов соответственно). Испытуемые дают полную формулировку понятия «здоровье», в подготовке к занятиям активно используют дополнительную литературу по здоровью и ЗОЖ, активно используют знания о здоровье и ЗОЖ в повседневной жизни, также студенты признают практическую необходимость получения знаний о здоровье и ЗОЖ на изучаемых дисциплинах.
Низкого уровня сформированности ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни выявлено не было.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что когнитивно-ценностный компонент находится на высоком уровне. Студенты владеют большим количеством знаний о здоровье и ЗОЖ. У студентов в целом сформировано ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ.
Опросник «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни».
Полученные результаты представлены на рис. 3.
Рис. 3. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни (в процентах)
В результате анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что высокий показатель отношения студентов к здоровью и ЗОЖ характерен для 54 % выборки в Педагогическом, 30 % выборки в Политехническом и 68 % выборки в Медицинском институтах.
Средний показатель отношения студентов к здоровью и ЗОЖ присущ 30 % выборки в Педагогическом, 58 % выборки в Политехническом и 28 % выборки в Медицинском институтах.
Для 16 % выборки в Педагогическом, 12 % выборки в Политехническом и 4 % выборки в Медицинском институтах характерен низкий показатель отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Делая общий вывод по опроснику, можно сказать, что практико-дея-тельностный компонент достаточно развит и находится на среднем уровне. Можно предположить, что это связанно с начальным этапом профессиональной подготовки и, возможно, в ходе последующей диагностики будет наблюдаться положительная динамика практико-деятельностного компонента.
Анкета «Готовность студентов к профессиональной оздоровительной деятельности».
Результаты анкеты представлены на рис. 4.
□ Педагогический институт
■ Политехнический институт
□ Медицинский институт
Рис. 4. Уровень готовности студентов к профессиональной оздоровительной деятельности (в процентах)
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что готовность студентов к профессиональной оздоровительной деятельности находится на среднем уровне во всех представленных институтах. Студенты не готовы в полной мере применять на практике полученные сведения в вузе по вопросам здоровья и здорового образа жизни. Из этого следует общий вывод о том, что рефлексивно-оценочный компонент пока еще находится на среднем уровне. Также можно предположить, что это связанно с тем, что студенты находятся пока еще только на начальном этапе своей профессиональной подготовки. Возможно, на старших курсах рефлексивно-оценочный компонент будет развит на достаточно высоком уровне.
Проведенное исследование дает качественную и количественную основу для разработки программы курса «Здоровьесбережение студентов как основа их учебно-профессиональной деятельности».
Таким образом, представленное исследование - это только начальная часть нашей многоуровневой, неоднократной работы по реализации здоровье-сберегающих технологий в условиях высшего учебного заведения. Подводя итог исследования по данному аспекту, можно сделать вывод о необходимости системно-деятельностной реализации содержания образовательного процесса вуза, в котором определяющим компонентом является осмысленное отношение студентов к своему здоровью и здоровому образу жизни.
40%
Библиографический список
1. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). -С. 162-169.
2. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174
3. Шахова, А. В. Здоровьесберегающий потенциал образования / А. В. Шахова, Т. В. Челышева, Н. И. Хасанова. - Майкоп : Аякс, 2008. - 145 с.
References
1. Sokhranov-Preobrazhenskiy V. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2013, no. 3 (27), pp. 162-169.
2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (deyst-vuyushchaya redaktsiya, 2016) [On education in the Russia Federation: the Federal Law from 29.12.2012 № 273-FZ]. ConsultantPlus. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174
3. Shakhova A. V., Chelysheva T. V., Khasanova N. I. Zdorov'esberegayushchiy poten-tsial obrazovaniya [Health-saving potential of education]. Maykop: Ayaks, 2008, 145 p.
Шевырдяева Ксения Сергеевна ассистент, кафедра педагогики и психологии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Shevyrdyaeva Kseniya Sergeevna Assistant, sub-department of psychology and pedagogy, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Лыгина Марина Аркадьевна доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Lygina Marina Arkad'evna Doctor of philosophy, associate professor, head of sub-department of pedagogy and psychology, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 378.14.015.62 Шевырдяева, К. С.
Изучение ориентации студентов на ведение здорового образа жизни и сформированности ценностного отношения студентов к здоровью /
К. С. Шевырдяева, М. А. Лыгина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 4 (44). - С. 162-167. DOI: 10.21685/2072-3024-2017-4-17