3. Паначев, В.Д. Инновационный метод развития координационных способностей студентов вуза / В.Д. Паначев, А.С. Ощепков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6 (40). - С. 82-85.
REFERENCES
1. Bakulev, С.Е., Dvejrina, O.A. and Savvina, A.S. (2006), "Differential the approach to definition it is sports important coordination abilities of the boxer", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 22, pp. 3-9.
2. Gradopolov, K.V. (1965), Boxing: the Textbook for institutes physical culture, Physical culture and sports, Moscow, Russian Federation.
3. Panachev, V.D. and Oshchepkov A.S. (2008), "Innovative method of development of coordination abilities of students of high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40. No. 6, pp. 82-85.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.17
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ВУЗА
Наталья Сергеевна Панчук, кандидат педагогических наук, доцент, Кемеровский государственный университет (КемГУ)
Аннотация
Выдвижение проблемы здоровья в вузе как приоритетной задачи, обусловливает ее осмысление в теоретическом плане, определяя необходимость разработки здоровьесберегающих подходов к сохранению и укреплению здоровья. Решение этой задачи требует аналитического исследования проблемы формирования личностного отношения к здоровью всех субъектов образовательного процесса высшей школы. Система физического воспитания студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего образования, выступает качественной и результирующей мерой комплексного педагогического сопровождения личности будущего специалиста в процессе формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности. При этом, педагогическое моделирование способствует воспроизведению целостности изучаемого объекта, его структуры и функционирования при этом позволяет сохранить эту целостность на всех этапах исследования.
Ключевые слова: педагогическое моделирование, формирование, осознанное отношение к здоровью, физическая культура, здоровьесберегающая деятельность, студенты.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p127-131 PEDAGOGICAL MODELING OF FORMATION OF THE REALIZED RELATION TO HEALTH-CONSCIOUS ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER SCHOOL
Natalya Sergeevna Panchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Kemerovo State University
Annotation
Raising a problem of health as a priority goal in institutes of higher education includes its theoretical comprehension, determining the necessity of health saving approaches development. Analytical research of forming personal attitude towards health among all subjects of educational process in institutes of higher education is needed to attain this goal. The system of physical training of students represents an indissoluble component of higher education, acts as qualitative and comprehensive measure of complex pedagogical support of the person of the future expert in the course of formation of health-conscious attitude to work. In this case, pedagogical modeling facilitates the reproduction of integrity of studied object,
its structures and functioning, thus, allows keeping this integrity in all phases of the study.
Keywords: pedagogical modeling, formation, realized relation to health, physical culture, health-preserving activities, students.
Формирование осознанного отношения к здоровью современных студентов, на наш взгляд, является актуальной проблемой, решение которой незамедлительно. Высшее учебное заведение и кафедра физического воспитания позволяет привлечь студентов и преподавателей к регулярным занятиям физической культурой, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. При этом важную роль играет актуализация проблемы здоро-вьесбережения личности, ее привлечение к регулярному участию в здоровьесберегающей деятельности.
Под здоровьесберегающей деятельностью нами рассматривается активность личности, направленная на осознание необходимости укрепления и сохранения здоровья, получение знаний о здоровье как о важнейшей ценности жизни, приобретение умений и опыта решать оздоровительные задачи. Здоровьесберегающая деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия. Первостепенным условием здоровьесберегающей деятельности студентов вуза является наличие осознанной мотивированной цели быть здоровым.
Для формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности студентов вуза нами был выбран метод педагогического моделирования, который способствует воспроизведению целостности изучаемого объекта, его структуры и функционирования при этом позволяет сохранить эту целостность на всех этапах исследования [1].
Известно, что в науке широко используются модели разных типов: структурные, смешанные, функциональные и др. Построение педагогических моделей имеет свои специфические особенности. В педагогических моделях основными элементами моделируемых явлений могут быть отдельные личности, социальные группы, социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями. Метод моделирования в образовательном процессе вуза предполагает построение системы, функционирующей аналогично исследуемому процессу. Моделирование является вспомогательным методом воспроизведения целостности изучаемого объекта, создание системы выступает в качестве действенного средства проверки истинности и полноты теоретических представлений.
В основе педагогического моделирования формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса вуза лежит система взаимосвязанных положений:
- в педагогических моделях могут выступать как отдельные личности, так и социальные группы, в связи с этим, регулируется характер и содержание педагогический действий, входящих в нее групп и индивидов (т.е. студентов и преподавателей);
- занятия физической культурой составляют систему, которая влияет на результативность появления и проявления у студентов и преподавателей мотивированного интереса к выполнению физических упражнений с целью укрепления и сохранения здоровья.
Формирование осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности является целенаправленным процессом поэтапного включения студентов в здоровьесберегающую деятельность на основе приобретения знаний о здоровье как о важнейшей ценности жизни, умений и опыта решения оздоровительных задач, развития личностных качеств (целеустремленность, воля, настойчивость, дисциплинированность, исполнительность и др.).
Педагогическое моделирование формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса вуза предполагает построение системы, аналогично действующей исследуемому процессу, структура кото-
рой имеет концепцию, цель, задачи, содержание, формы и методы, критериальнооценочный аппарат [2].
Концепция педагогического моделирования формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса вуза заключается в выработке мотивации к участию субъекта в здоровьесберегающей деятельности.
Цель педагогического моделирования формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса вуза - создание условий для участия субъектов вуза в здоровьесберегающей деятельности.
Основными задачами педагогического моделирования формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса вуза являются:
- способствовать формированию интереса, желания, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни студентов и преподавателей вуза средствами физической культуры;
- помогать в реализации индивидуальных заданий и программ по различным видам физической культуры с учетом индивидуальных особенностей личности (состояния здоровья и физического развития, возможности и подготовленности, возрастных, физических, психологических особенностей, интересов и мотивов и т.д.);
- обеспечить пошаговое воплощение блоков-модулей педагогического моделирования формирования личностного отношения к здоровью субъектов вуза;
- проводить диагностику уровня здоровья и физической подготовленности занимающихся физической культурой; проверять готовность субъектов образовательного процесса к регулярной деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
Для решения поставленных задач педагогического моделирования мы сочли целесообразным раздробить целостность педагогической модели на блоки-модули для того, чтобы обеспечить пошаговое, постепенное и последовательное ее воплощение в образовательный процесс.
Педагогическая модель формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса вуза составляет совокупность следующих блоков-модулей:
I блок-модуль - «Понимание проблемы здоровьесбережения»;
II блок-модуль - «Основы здоровьесберегающей деятельности»;
III блок-модуль - «Развитие здоровьесберегающей Я-концепции»;
IV блок-модуль - «Мониторинг здоровьесберегающего развития».
Первый блок-модуль «Понимание проблемы здоровьесбережения» является вводным и актуализирует возможность и необходимость для адекватного восприятия остальных блоков-модулей. Основным содержанием данного блока является приобретение знаний о здоровье, средствах и методах ведения здорового образа жизни, анализ использования комплексов физических упражнений, способствующих укреплению и сохранению здоровья, профилактике заболеваний; рассмотрение роли физической культуры в процессе здоровьесбережения личности, интересы, желание, мотивы, отношение, ценности здоровья как первостепенной ценности жизни.
Второй блок-модуль «Основы здоровьесберегающей деятельности» направлен на определение индивидуальной здоровьесберегающей траектории личности, выборе действий на основе знаний о здоровье и здоровом образе жизни, интересов, желания, мотивов, отношения к здоровью и здоровьесбережению, ценности здоровья.
Третий блок-модуль «Развитие здоровьесберегающей Я-концепции» предполагает развитие Я-концепции у студентов и преподавателей вуза, что способствует приобретению опыта постоянного самоконтроля в устойчивости здоровьесберегающих действий; формирование ценностного отношения к здоровью; выявление устойчивых (или не-
устойчивых) мотивов здоровьесбережения. В результате завершения третьего блок-модуля в процессе приобщения студентов к различным формам здоровьесберегающей деятельности возникает необходимость развития здоровьесберегающей Я-концепции благодаря:
а) действию личных интеллектуальных и физических ресурсов;
б) выработке самостоятельной активной позиции, которая проявляется в самостоятельном поиске и освоении информации о здоровье, усвоении способов ее обработки и применения, присвоение опыта реализации полученных знаний на практике, участия в здоровьесберегающей деятельности, требующих умений по ведению здорового образа жизни;
в) самооценке, самоуважению, самоконтролю студентов, готовность преодолевать неудачи, совершать усилие, верить в собственные способности, стремление к достижению эффективности результатов здоровьесберегающей деятельности и т.д.
Четвертый блок-модуль «Мониторинг здоровьесберегающего развития» предполагает постоянное наблюдение за состоянием здоровья для выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям при помощи ведения дневника самоконтроля, протокола здоровья и физической подготовленности, личного листка занимающегося физической культурой и других инструментов мониторинга. Данный блок-модуль позволяет проводить анализ изменения уровня здоровья и физического развития субъекта, корректировать при необходимости методики и содержание занятий физической культурой.
Реализация педагогического моделирования предполагает создание системы взаимодействия всех блоков. При этом, необходима разработка альтернативных и поощрительных мероприятий в течение учебного семестра, способствующих повышению интереса субъектов образовательного процесса к занятиям физической культурой.
В качестве содержания педагогического моделирования формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса вуза нами выбрана организация физкультурно-оздоровительной деятельности, участие в которой способствует повышению знаний, умений, опыта здорового образа жизни за счет раскрытия интеллектуальных и физических ресурсов личности.
Эффективность занятий физической культурой, как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности вуза характерно выбором адекватных форм и методов, оказывающих положительное впечатление занимающихся на процесс здоровьесбережения. Использование различных методов воспитания и обучения позволяет вовлечь в работу всех участников образовательного процесса, сосредоточиться на содержании проблемы, действовать целенаправленно, иметь возможность поделиться опытом и обсудить наболевшие вопросы о здоровье.
Критериально-оценочный аппарат педагогической модели формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса вуза включает пять компонентов: ценностно-мотивационный; познавательно-потребностный (когнитивный); эмоционально-волевой; деятельностно-практический; рефлексивный. Ценностно-мотивационный компонент - позволяет выявить наличие мотивов здоровьесбережения, ценностного отношения к здоровью, его укреплению и сохранению, наличие ответственности за состояние здоровья, самоорганизации и самосовершенствования физического развития и подготовленности; познавательно-потребностный - определить уровень знаний, умений и навыков здоровьесбережения, наличие стремления и готовности формирования личностного отношения к здоровью; эмоционально-волевой - определяет отношение субъектов к здоровьесберегающей деятельности, желание заниматься физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья, наличие воли делать это регулярно, непринудительно, мотивированно и самостоятельно; деятельностно-практический - применять знания на практике, добро-
вольно принимать участие в физкультурно-оздоровительной деятельности вуза, организуя собственную здоровьесберегающую деятельность; рефлексивный - проводить самоанализ и самоконтроль здоровьесберегающих действий.
Таким образом, преимущества использование педагогического моделирования в педагогическом процессе заключаются в формировании интереса, желания, устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни студентов и преподавателей вуза средствами физической культуры; приобретении знаний о здоровье, теории и методики физической культуры и спорта, умений применять полученные знания на практике, опыта в здоровьесберегающей деятельности; разработке и учету на занятиях индивидуальной траектории здоровьесбережения субъектов образовательного процесса вуза; реализации индивидуальных заданий и программ по различным видам физической культуры с учетом индивидуальных особенностей личности (состояния здоровья и физического развития, возможности и подготовленности, возрастных, физических, психологических особенностей, интересов и мотивов и т. д.); обеспечению постепенного решения поставленных задач, пошагового достижения поставленной цели; готовности субъектов образовательного процесса вуза к сохранению и укреплению здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность I А.Н. Дахин II Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 21-26.
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах [Текст] I Г.М. Коджаспирова. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 256 с.
REFERENCES
1. Dakxin, A.N. (2003), "Teacher modeling: entity, efficacy and uncertainty", Peda-gogika, No. 4, pp. 21-26.
2. Kodgaspirova, G.M. (2007), Teacher modeling entity, efficacy and uncertainty, Aires-Press, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ
Николай Николаевич Северин, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Аннотация
В статье представлены материалы исследований автора но обоснованию педагогических условий, необходимых для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России. К их числу относятся: создание обстановки на занятиях для повышения уровня познавательной активности, применение комплексных упражнений для развития навыков коллективного взаимодействия при ликвидации пожаров и эвакуации пострадавших, насыщенность процесса профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС активными формами и методами обучения, создание в ходе занятий благоприятной атмосферы для самосовершенствования сотрудников ГПС МЧС России, формирование установки на профессиональное саморазвитие сотрудников ГПС МЧС России, выработка объективных критериев оценки уровня профессионализма, применение педагогических методов в ходе занятий для развития смелости, решительности, упорства и других моральноволевых качеств, оказание помощи в профессиональном становлении.
В статье представлены экспериментальные данные, подтверждающие высокую эффективность разработанной педагогической технологии формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России.
Ключевые слова: профессионализм; сотрудники ГПС МЧС России; педагогические усло-