И.В.Патрушева
— старший преподаватель НГГУ
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
АННОТАЦИЯ. В статье представлен анализ традиционных и инновационных педагогических технологий, способствующих формированию компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в вузе. Раскрыты основные понятия: компетентность здоровьесбережения, педагогическая технология.
The article represents the analysis of the main traditional and innovational pedagogical technologies, which promote the development of health-saving competence of the future social workers in institutions of higher education. The article deals with the definitions of health-saving competence and pedagogical technologies.
В связи с происходящими изменениями в образовательном пространстве России современным является построение процесса профессиональной подготовки в логике контекст-но-компетентностного подхода, направленного на развитие у студентов самостоятельности и ответственности за собственное образование, проектирование форм и моделей реальной профессиональной деятельности, конструирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута. На сегодняшний день многими исследователями активно разрабатывается проблема методологического обоснования и выявления организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности (в целом и отдельных ее видов) специалиста по социальной работе.
Формирование у студентов компетентности здоровьесбережения мы рассматриваем в структуре социального образования как педагогически организованный процесс профессионально-личностного развития и становления специалиста социальной работы в качестве субъекта здоровьесберегающей деятельности в системе социальной защиты населения.
Компетентность здоровьесбережения специалиста по социальной работе понимается нами как интегральная характеристика личности специалиста, определяющая его способность и готовность решать профессиональные задачи, связанные с реализацией здоровьесберегающей деятельности в процессе оказания социальной помощи с использованием знаний, умений, профессионального и жизненного опыта на основе сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью и профессионально-важных качеств личности.
В условиях модернизации системы образования с позиции контекстно-компетентност-ного подхода при формировании компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе целесообразным является использование таких педагогических технологий, которые в наибольшей степени служат формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью, теоретической и практической готовности студентов к здоровьесбережению, а также развитию профессионально важных личностных качеств, способствующих сохранению здоровья и определяющих личностную готовность специалиста к реализации здоровьесберегающей деятельности.
Разработкой педагогических технологий в нашей стране занимались Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперин, М.В.Кларин, Н.Ф.Талызина, Т.И.Шамова, Н.Е.Щуркова, П.М.Эрдниев и др. В настоящее время наблюдается множественность подходов к определению технологии образования. На основе анализа научной литературы можно сделать вывод, что чаще всего под технологией образования понимается совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, предполагающих
научное проектирование, при котором задаются эти цели и сохраняется возможность объективных изменений достигнутых результатов.
В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов ввели понятие «педагогическая технология», которая понимается ими как «последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса» [7].
Наиболее часто используемые современные образовательные технологии в высшей школе: проблемно-деятельностное обучение, модульное обучение, контекстно-компетент -ностное обучение, игровое обучение и др. С нашей точки зрения, формирование компе -тентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе должно базироваться на педагогически обоснованном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения.
Для достижения цели профессионального образования в логике контекстно-компетент-ностного подхода необходимо использовать методы и технологии обучения, которые способствуют развитию инициативы, активности и ответственности студентов и готовят их к эффективной практической деятельности по специальности. В качестве наиболее эффективной при формировании компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе нами рассматривается технология контекстного обучения, разработанная с учетом основных закономерностей теории проблемного обучения и деятельностного подхода.
Согласно определению А.А.Вербицкого, «контекстным является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения целенаправленно и последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов» [2].
Важным элементом контекстной технологии является соответствие форм учебной деятельности студента формам профессиональной деятельности. Е.П.Белозерцевым выделяются три базовые формы деятельности студентов: учебная (например, лекция, семинар, обеспечивающие передачу и усвоение информации), квазипрофессиональная (деловая игра и другие игровые формы, позволяющие моделировать целостные фрагменты профессиональной деятельности), учебно-профессиональная (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, разработка дипломного проекта), что также позволяет моделировать решение производственных задач [6].
В контекстной технологии преимущественно используются формы и методы обучения, имитирующие естественные виды организации человеческого поведения, моделирующие будущую профессиональную деятельность. Тем не менее, лекции в технологии контекстного обучения не утрачивают своей значимости. Наряду с традиционными видами лекций (вводная, мотивационная, подготовительная, интегрирующая и др.), следует использовать преимущественно нетрадиционные лекции, которые «позволяют значительно повысить творческий поведенческий потенциал аудитории» [4], такие как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция-пресс-конференция, лекция-консультация, лекция-исследование и др. Лекционные занятия, несомненно, имеют большое значение в формировании у студентов компетентности здоровьесбережения. Специалисты по педагогике и дидактике высшей школы называют ряд причин, по которым лекция не может быть заменена никакой другой формой обучения. В нашем случае имеют силу следующие утверждения: «лекция незаменима при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам и в тех случаях, где особенно важно эмоциональное личностное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов» [6]. Лекция вводит в науку, придает учебному курсу концептуальность, дает целостное представление об изучаемой дисциплине, развивает профессиональную компетентность.
Предназначение семинарских и практических занятий как формы организации учебного процесса в высшей школе единодушно описывается исследователями как «перенос знаний на практику» (Н.Н.Никитина), «отработка учебного материала и формирование у студентов умений и навыков по применению знаний на практике» (Д.В.Чернилевский), «обеспечение студентам возможности практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих формы деятельности научных работников, предметный и социальный контексты профессиональной деятельности» (А.А.Вербицкий), «выработка у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач; углубление, расширение, детализация знаний, полученных на лекции; развитие научного мышления и речи; проверка знаний студентов» (М.В.Буланова-Топоркова). В.Д.Ширшов предлагает перечень форм семинарских занятий, которые, на наш взгляд, также органично вписываются в технологию контекстного обучения: семинар-конференция, семинар-диспут, семинар-«круглый стол», семинар-«мозговой штурм», семинар-экскурсия, семинар в специализированном учреждении, семинар-деловая игра [9].
Перечисленные формы организации семинарских занятий целесообразно применять и в исследуемом нами педагогическом процессе, поскольку они способствуют формированию у студентов компетентности здоровьесбережения. Такие формы проведения семинаров, как дискуссия на тему «Мое здоровье в моих руках?», диспут «Аборты следует запретить», деловая игра «Методический семинар по реализации здоровьесберегающих технологий в учреждении социального обслуживания», семинар-исследование «Уровень здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Формы и методы работы специалистов учреждений системы социальной защиты населения по сохранению здоровья клиентов» и т.п. предполагают активную позицию студента в образовательном процессе, заставляют будущих специалистов рассуждать, анализировать, прогнозировать. Они способствуют формированию таких компетенций, как ценностное отношение к здоровому образу жизни и здоровьесбережению; осознанность важности и необходимости здоровьесберегающей деятельности в системе профессиональной социальной работы; способность проектировать и организовывать индивидуальную и групповую работу по здоровьесбережению; рефлексивные способности; высокий уровень креативности и профессионального самосознания.
Таким образом, контекстный подход придает процессу формирования компетентности здоровьесбережения личностный смысл, способствует практическому овладению профессиональной деятельностью, позволяет студентам в рамках аудиторного обучения овладеть не только знаниями, но и умениями и навыками реализации здоровьесбережения в социальной работе.
Эффективной в процессе подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности является и технология проблемно-деятельностного обучения, направленная на активизацию мыслительной деятельности в процессе решения студентами познавательных задач. По мнению создателей данной технологии (И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, Л.Ф.Спирин и др.), она позволяет студентам не только приобретать новые знания, вырабатывать новые навыки и умения, но и накапливать опыт творческого решения разнообразных профессиональных задач.
Один из видов проблемного обучения — проблемно-задачный. По мнению А.Н.Галагу-зова, М.А.Галагузовой, И. А. Ларионовой, «проблемой называется явление невозможности разрешения значимой для человека ситуации имеющимися в наличии средствами», а задача — это «совокупность образной, вербальной и аналитической информации, отражающая конкретный процесс, установление причин, хода или результата которого представляет интерес для человека» [3].
На наш взгляд, процесс профессиональной подготовки в области здоровьесбережения должен быть ориентирован не на получение отвлеченных теоретических знаний, а на конкретные результаты решения профессиональных задач. В связи с этим, в ходе преподавания
дисциплин «Введение в профессию», «Основы профессионального мастерства», «Здоровьесберегающие технологии в социальной работе» нами активно используются ситуационные задачи, составленные на основе содержания профессиональной деятельности специалиста по социальной работе и направленные на формирование, прежде всего, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов компетентности здоровьесбережения. В качестве учебного материала выступают методические разработки ведущих исследователей (Е.И.Холостовой, А.Н.Галагузова, Л.Г.Гусляковой, А.А.Козлова и др.), а также материалы наблюдений студентов в период практик в учреждениях системы социальной защиты, образования, здравоохранения, правоохранительных органов и т.п.
Инновационным методом, основанном на решении профессиональных задач, применяемым при формировании компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе, является кейс-метод (метод конкретных ситуаций). В основе данного метода лежит теория experiential learning — практикующего научения. Согласно данной теории навыки, умения и адекватное поведение в целом наиболее эффективно формируются в ходе приобретения опыта с последующим его осмыслением, теоретизацией и проверкой на практике. Под кейсом понимается описание действительных событий, имевших место в процессе профессиональной деятельности, в словах, цифрах и образах, в которых надо предложить варианты действий. Выделяют три типа кейсов: практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности [1].
В настоящем исследовании нашли применение практические и обучающие кейсы, нацеленные на профессиональную подготовку будущих социальных работников в области здоровьесбережения. Так, например, кейс «В чьих руках здоровье специалиста?» ориентирован на подготовку студентов к сохранению и укреплению здоровья в процессе профессиональной деятельности. Данный кейс является обучающим и аналитическим. В ходе работы над ним будущие специалисты знакомятся с профессиональными рисками в социальной работе; формируют аналитические и прогностические умения в области здоровье-сбережения; развивают мотивацию к сохранению и укреплению профессионального здоровья. Студентам предлагается для ознакомления реальная ситуация из опыта социального работника. Работа над кейсом предполагает групповое взаимодействие студентов и включает такие виды заданий, как изучение материалов кейса и дополнительной литературы, поиск ответов на поставленные вопросы, выполнение исследовательского задания, разработка и представление проектов по теме кейса, составление рекомендаций для социальных работников «Как сохранить профессиональное здоровье», написание эссе на тему «В чьих руках здоровье специалиста?».
Таким образом, предлагаемые студентам кейсы предполагают «погружение» в реалии будущей профессии, осмысление и анализ полученных теоретических знаний, развитие умений поставить себя на место специалиста, проанализировать проблемы и перспективы развития личности социального работника. Так как предложенной в кейсе информации недостаточно для ответа на все вопросы, предполагается самостоятельный поиск и изучение студентами большого объема теоретической информации, что развивает творческие способности и познавательные умения. Задания, связанные с самостоятельной разработкой проектов, программ, рекомендаций и т. п., позволяют применить полученные знания на практике, помогают развивать аналитические и прогностические способности будущих специалистов по социальной работе.
Частным случаем использования активных методов обучения является игровое обучение. В нашем исследовании мы рассматриваем ролевую игру как один из видов учебной деятельности, наиболее приемлемый для формирования деятельностного компонента компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе.
Активное использование сюжетно-ролевых игр при формировании компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе обусловлено следующими причинами: в ходе игры студенты могут высказать и аргументировать свою точку зрения по дискуссионным проблемам (возможно, отличающуюся от мнения однокурсников и преподавателя), т.е. подразумевается активная позиция обучающихся; возрастает мотивация, степень эмоциональной включенности в учебный процесс; знания носят личностный характер и легко актуализируются в профессиональной сфере; результаты большинства игр нельзя предсказать заранее, поэтому их выполнение сопровождается неизменным интересом.
Примером применения учебной ролевой игры может быть практическое занятие в форме дебатов, направленное на формирование таких умений, как умение выявлять факторы, отрицательно влияющие на здоровье, и сопоставлять уровень здоровья с их влиянием на организм; умение применять нормативно-правовые акты по охране здоровья в практической деятельности; умение применять методы аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы в области здоровьесбережения. Кроме того, данная форма занятия позволяет развивать личностные качества: коммуникабельность (умение обмениваться информацией в процессе коммуникации, владеть невербальной коммуникацией и поддерживать обратную связь, выступать публично); самоконтроль и самокритичность; креативность и профессиональное самосознание; логическое и критическое мышление; навык в организации своих мыслей; эмпатию и терпимость к различным взглядам; уверенность в себе; способность работать в команде.
Для формирования знаний стратегии развития социальных служб в области здоровьесбережения и способностей проектировать и организовывать здоровьесберегающую деятельность в системе социальной работы нами используются такие формы учебных занятий, как деловые игры. Необходимо подчеркнуть, что деловая игра — это средство развития творческого профессионального мышления, в ходе нее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Игра есть также своеобразная условная практика, и хотя нарабатываемый в ней опыт не является реальной профессиональной работой, он к ней достаточно близок. Деловая игра позволяет обучаемым продемонстрировать и просмотреть несколько индивидуальных вариантов проигрывания одной и той же роли в заданной ситуации. В результате у них появляется возможность сравнивать требования, предъявляемые к исполнению различных ролей в разных ситуациях, с собственным реальным поведением в аналогичных случаях. В процессе деловой игры создаются условия для того, чтобы ее участники могли уяснить не только сущность заданной им профессиональной ситуации, но и собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с выбранной ролью. Данная технология также решает задачу развития умения «входить в положение других людей», лучше понимать их позиции и чувства, что является важным личностным компонентом компетентности здоровьесбережения.
Таким образом, использование технологии игрового обучения в процессе формирования здоровьесберегающей компетентности будущих специалистов по социальной работе позволяет обучить студентов технике принятия решения и умениям на практике применять теоретические знания в области здоровьесбережения. Кроме того, ролевые и деловые игры способствуют развитию креативности, способности студента мыслить нетривиально, быть независимым и самостоятельным в творческом самовыражении, ответственным в решении предстоящих производственных и межличностных вопросов.
Так как компетентность имеет деятельностный характер, т.е. она формируется и проявляется главным образом в деятельности, важным инструментом в формировании у студентов профессиональной компетентности является практика на базе социозащитных учреждений. Как отмечает В.К.Шаповалов, подготовить востребованного на рынке труда
специалиста по социальной работе можно только в соответствующей отрасли, т.е., включив студента в течение всех пяти лет его обучения в максимально большее число видов деятельности, которые ему придется исполнять после получения диплома [8], в том числе и в деятельность по здоровьесбережению.
С целью становления технологической готовности к здоровьесбережению во время учебной практики студентам предлагаются практические задания по выявлению отношения специалистов учреждений к здоровью, степени их информированности в вопросах здорового образа жизни, уровня реализации здоровьесбережения в профессиональной деятельности. Кроме того, студенты осуществляют целенаправленное наблюдение за реализацией здоровьесберегающих технологий в учреждениях социального обслуживания, а также принимают участие в некоторых профилактических и оздоровительных мероприятиях (организация праздников здоровья в детских учреждениях, участие в проведении профилактических бесед с клиентами надомного обслуживания и др.).
Возможности производственных практик в формировании компетентности здоровьесбережения существенно шире. В рамках программы практики студенты выполняют такие виды деятельности, как диагностика состояния физического, психического и социального здоровья клиентов учреждений социального обслуживания; реализация здоровьесберегающих технологий в учреждениях социального обслуживания (консультирование клиентов по вопросам здоровьесбережения; организация культурно-досуговых мероприятий ва-леологической направленности; подготовка различных видов наглядной агитации о здоровье и здоровом образе жизни, консультирование специалистов учреждений по проблеме профилактики профессиональных заболеваний; участие в физкультурно-оздоровительной работе учреждений социального обслуживания (проведение мероприятий с детьми, оставшимися без попечения родителей, пожилыми людьми, детьми-инвалидами); медикосоциальный патронаж семей, находящихся в социально опасном положении; организация летнего отдыха и оздоровления детей и подростков в оздоровительных лагерях и др.).
Таким образом, технологии формирования компетентности здоровьесбережения буду -щих специалистов по социальной работе должны способствовать развитию у студентов высокого уровня теоретической, практической и личностной готовности к здоровьесберегающей деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова О.В., Вершинина Н.А., Даутова О.Б. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методическое пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации / Под ред. А.П.Тряпицыной. СПб., 2006.
2. Вербицкий А. А., Ларионова О.Г. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции. М., 2006.
3. Галагузов А.Н., Галагузова М.А., Ларионова И.А. Социально-педагогические задачи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». М., 2008.
4. Даутова О.Б., Крылова О.Н., Мосина А.В. Традиционные и инновационные формы и технологии обучения студентов: Учеб. пособие. Ч. I / Под ред. проф., чл.-кор. РАО А.П.Тряпицыной. СПб., 2007.
5. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие / Отв. ред. М.В .Буланова-Топоркова. Ростов н/Д, 2002.
6. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П.Белозерцев, А. Д.Гонеев, А.Г.Пашков [и др.]; Под ред. В.А.Сластёнина. М., 2004.
7. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластёнина. М., 2006.
8. Шаповалов В.К. Практикоориентированная подготовка специалистов по социальной работе // Содержание социально-гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход: Материалы Южно-Российской науч.-метод. конф. Краснодар, 2000.
9. Ширшов В. Д. Педагогическая коммуникация: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2001.