1УДК 37.017 ББК 74.200.51
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЦЕННОСТЕЙ1
Г. П. Иванова, М. Ю. Стецевич
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы технологического подхода в процессе освоения обучающимися ценностей, основные направления его реализации в конкретной педагогической практике. На основе анализа современной педагогической литературы выделены сущностно-содержательные признаки педагогической технологии и ее типология. Показаны структурные компоненты процесса освоения нравственных ценностей обучающимися с учетом их возрастных особенностей. Обоснована методическая составляющая технологического подхода, обеспечивающая целостность процесса освоения ими ценностей, раскрывающая сотрудничество взрослых и детей в проектной деятельности; единство осознания ценностей и поведения обучающихся. Подчеркнуто значение педагогического сопровождения как технологии, выступающей в качестве научно обоснованной, последовательной системы организации педагогического взаимодействия. Раскрыто содержание практико-ориентированных программ для подростков и младших школьников, способствующих эффективности освоения нравственных ценностей.
Ключевые слова: педагогическая технология, нравственные ценности, освоение ценностей обучающимися, технология обеспечения единства осознания нравственных ценностей и поведения обучающихся, сотрудничество взрослых и детей в проектной деятельности, педагогическое сопровождение.
IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGICAL APPROACH IN TEENS' DEVELOPMENT OF MORAL VALUES
G. P. Ivanova, M. Yu. Stetsevich
Abstract. The article focuses on theoretical bases of technological approach in teens' moral development as well as main features of its implementation in a specific pedagogical practice. Based on contemporary pedagogical literature analysis it demonstrates substantial features of pedagogical technology and its typology. The article shows structural process of teens' moral development based on their age features. It justifies methodical part of the technological approach providing integrity of the teens' moral development and revealing signs of cooperation between adults and children during project works as well as unity of perception of moral values and teens' behavior. The article highlights pedagogical support as an evidence-based steady system of pedagogical coordination. It reveals contents of practice-focused programs for pre-teens and teens that ensure the efficiency of moral development.
Keywords: pedagogical technology, moral values, mastering of values by the students, technology of providing unity of understanding of the moral values and behavior of students, cooperation of adults and children in project activity, pedagogical support.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант 16-36-00022 «Этнокультурные ценности личности в условиях вызовов современного общества», а также при грантовой поддержке по инициативным проектам подразделений в РУДН, проект «Этнокультурные ценности и мотивационные установки студентов международно-ориентированного вуза».
На протяжении долгого времени термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, в силу неоднозначности его трактовки применительно к гуманитарным наукам. В современной научной литературе существует множество понятий, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология образования.
Анализ современной педагогической литературы (В. И. Андреев, И. А. Липский, В. Ю. Пи-тюков, Н. Е. Щуркова и др.) позволил рассмотреть различные аспекты понятия «педагогическая технология»: как последовательную систему действий педагога, связанных с решением педагогических задач; как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; как совокупность знаний о способах и средствах эффективной организации учебной деятельности, которые ведут к гарантированным и качественным изменениям в личности обучающихся [1-4].
В рамках рассматриваемой проблемы целесообразно остановиться на таких основных понятиях, как «ценность» и «нравственные ценности». В научной литературе отсутствует общепризнанное определение понятия «ценность». Оно дается авторами в зависимости от задач и направлений их исследования.Различия в концепциях ученых, их сопоставление позволили сделать ряд важнейших обобщений о том, что содержание понятия «ценность» обладает целым рядом признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания -значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Ценности представляют собой взаимосвязь объективного и субъективного и имеют непринудительный и ненасильственный характер. В жизни человека они выполняют познавательную, социально-поведенческую и духовно-нравственную роль.
На основе контент-анализа подходов отечественных и зарубежных ученых к характеристике признаков нравственных ценностей можно выделить шесть групп ценностей: 1) нравственные ценности, отражающие общечеловеческие ценности (сохранение мира на Земле, дружба народов, свобода, равенство, независимость, сохранение природной среды
обитания); 2) нравственные ценности, ориентированные на человеческие отношения (порядочность, честность, доброта, сострадание, милосердие, взаимная поддержка); 3) нравственные ценности, отражающие стратегию жизненного выбора (активная жизнедеятельность, материальная обеспеченность, благополучие); 4) нравственные ценности, ориентированные на брак и семью (счастливая семейная жизнь, любовь, возможность иметь детей); 5) нравственные ценности, связанные с физическим и духовным состоянием личности (хорошее здоровье, внешняя красота и привлекательность); 6) нравственные ценности, направленные на самореализацию личности (интеллектуальное развитие, расширение кругозора, уверенность в себе, уважение окружающих).
Логика рассмотрения данной проблемы свидетельствует также о необходимости раскрытия сущности понятия «освоение» ценностей. В современной научной литературе (Г. П. Иванова, А. В. Иващенко, В. А. Титов) наиболее содержательно рассмотрен процесс освоения нравственных ценностей как процесс овладения моральными ценностями, имеющий свои структурные компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, ди-агностико-результативный [5; 6].
Важно отметить, что обучающийся проходит первые ступени приобщения к миру нравственных ценностей поэтапно. Он осваивает их, познавая существующие в обществе нравственные нормы посредством восприятия, осмысления, эмоционального переживания и осознания необходимости следования им, и воплощает их в нравственном поведении. Особенности освоения младшими школьниками и подростками нравственных ценностей обусловлены осмыслением сущности понятия «освоение»; возрастными возможностями, условиями, предпосылками и этапами освоения. Данный процесс характеризуется восприятием принятых в обществе норм, потребностей, отношений, личностными новообразованиями. В младшем школьном возрасте процесс освоения нравственных ценностей направлен на познание общепринятых в обществе норм поведения, приобретение социальных представлений, понятий. Актуальными для данного возраста являются: честность, дружба, успех в
школьных делах, позитивное отношение учителя, любовь родителей, доброта, взаимопомощь. Для подросткового возраста характерно возникновение повышенного интереса к собственному миру, новому уровню его самопознания и самооценки, склонность к самостоятельности и самовоспитанию, что способствует большему осознанию нравственного смысла поступков. В системе ценностей подростков преобладают справедливость, дружба, успех в глазах сверстников, успех во внеучебной деятельности, самостоятельность в отношениях с родителями, взаимопомощь.
Современная социально-педагогическая ситуация требует разработки новых инновационных технологий, способствующих эффективному освоению обучающимися ценностей. Это могут быть различные воспитательные программы, направленные на освоение обучающимися ценностей, например: сотрудничество взрослых и детей в проектной деятельности; обеспечение единства осознания ценностей в поведении обучающихся; педагогическое сопровождение процесса освоения школьниками нравственных ценностей.
Сотрудничество взрослых и детей в проектной деятельности обеспечивает индивидуализацию процесса освоения ценностей; возможность реализации проекта в ограниченных условиях, что обеспечивает связь воспитания и повседневную жизнедеятельность, а также включение каждого участника в нравственную деятельность.
На основе изучения теоретических подходов в работе выделены основные этапы проектной деятельности обучающихся:
• предварительный, который заключается в создании условий для успешного проектирования и его психолого-педагогического, методического, организационного, материально-технического обеспечения (диагностика, конкретизация цели, концептуализация);
• реализация проектной деятельности -организация рабочего пространства; исследовательской, творческой, информационной деятельности; использование учебных материалов;
• заключительный (презентация и оценка результатов проектной деятельности): подведение итогов в соответствии с принятыми нор-
мами; презентация результатов своего исследования; оценка результатов проекта в целом.
Основой проектной деятельности обучающихся является создание такой воспитывающей ситуации, в процессе которой они овладевают не только информацией, но и деятель-ностными навыками. Для осмысления общечеловеческих ценностей в процессе проектной деятельности может быть реализован проект «Спеши делать добро». Его целью является вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность, которая в процессе освоения проектной деятельности способствует развитию ценностей, реализующихся в мыслях, чувствах, гуманных действиях. Основной формой реализации проекта являлись конкретные дела: для подростков - «Озеленение школьного класса», «Помощь малышам», «Письмо ветеранам», «Благодарность ветеранам», «Дети -детям» и др.; для младших школьников - «Золотые руки», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Урок в саду», «Путешествие по городу вежливости».
Анализ научной литературы и реальной практики свидетельствует, что эффективно воздействуют на освоение обучающимися ценностей различные виды деятельности, если они имеют общественно-ценностный смысл, нравственную направленность и принимаются внутренне каждым, а также создают эмоционально-положительный настрой. Нравственная деятельность реализуется посредством нравственных мотивов и направлена на достижение нравственной цели и свободное развитие человека. Общение и выбор поступка выступают основными способами и формами нравственной деятельности. Основная цель включения обучающихся в различные виды такой деятельности - формирование у них социально значимых личностных и нравственных качеств, формирование социально активной личности; предоставление ресурсов, возможностей социума для обеспечения полноценной реализации освоенных норм и правил.
Существует пять этапов включения обучающихся в нравственную деятельность: нравственное целеполагание; стимулирование и мотивация нравственной деятельности; принятие ими нравственной цели; подготовка этического содержания воспитательного ма-
териала и развивающихся взаимодействий, отношений учителя и учащихся; выбор нравственно оправданных средств достижения нравственных целей [2].
Технология обеспечения единства осознания ценностей в поведении обучающихся направлена на достижение целей освоения ценностей средствами программного подхода. Ее преимуществом является возможность концентрации сил и средств на достижение конкретных целей по заранее определенным направлениям нравственного развития различных возрастных групп, а также разработка программ, в которых учитываются особенности обучающихся. Программа «Азбука нравственности» для младших школьников помогает осмыслить (понять и оценить) жизненные явления (добро, зло, честность, справедливость и др.), отношения, содержание конкретных нравственных ценностей (дружба, честность, уважение учителей). Она включает в себя разделы «Я и моя семья», «Мои друзья» «Культура поведения», «Я расту среди людей». Программа для подростков «Я живу среди людей» включает разделы: «Моя семья», «Что значит общаться», «Хорошие манеры», «Природа нашего края», «Мы помним подвиги наших дедов». Ее эмоциональная насыщенность пробуждает позитивные и негативные переживания детей относительно высоких и смежных моральных ориентиров, значимости тех и других в жизнедеятельности людей.
В процессе реализации программ на занятиях познавательно-исследовательского типа, направленных на распознавание и определение правил поведения со сверстниками и взрослыми, решаются задачи приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям; освоения знаний об окружающем мире, обществе, человеке; воспитания уважения к окружающим людям; развития коммуникативных навыков; умения оценивать свое поведение и отстаивать целесообразность его выбора. Разработанные программы основываются на том, что общение и поведение выступают как нравственная деятельность.
Теоретические основы рассматриваемой проблемы позволяют рассматривать педагогическое сопровождения процесса освоения обучающимися ценностей как педагогическую
технологию, состоящую из двух этапов. Педагогическая диагностика и активное педагогическое сопровождение, реализующиеся в проектировании и реализации маршрута сопровождения обучающихся, способствуют повышению уровня освоения ими ценностей. Содержание первого этапа заключается в сборе информации для процесса сопровождения, который предусматривает: знания о проблемах нравственного развития обучающихся и их личностных особенностей; знание критериев, уровней и показателей освоения ценностей; владение диагностическими методами, которые позволяют определить уровень освоения ценностей. Второй этап связан с проектированием и построением индивидуального маршрута сопровождения и включает в себя следующие компоненты: целевой, договорной, дея-тельностный, рефлексивный.
Сущностной характеристикой педагогического сопровождения является создание условий и оказание поддержки для перехода учащегося от «я не могу», к самостоятельному решению проблем и трудностей.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет рассматривать педагогическое сопровождение как целостный процесс субъ-ектно-субъектных отношений в качестве партнерского взаимодействия, направленный на оказание помощи в становлении и развитии личности учащегося.
В процессе сопровождения освоения обучающимися нравственных ценностей создаются условия для творческого, самостоятельного познания мира, построения отношений с окружающими, а также совершенствования лич-ностно значимых качеств.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]: инновационный курс / В. И. Андреев. - Кн. 2. - Казань, 1998.
2. Липский, И. А. Социальная педагогика [Текст] / И. А. Липский. - М.: ТЦ Сфера, 2004. 3. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии [Текст]: учеб.-практ. пособие / В. Ю. Питюков. - М., 1997.
4. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М.: Пед. о-во России, 2002.
5. Иващенко, А. В. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками [Текст] / А. В. Иващенко, Г. П. Савкина. -М.: Ин-т молодежи, 1993.
6. Титов, В. А. Сравнительная педагогика [Текст]: конспект лекц. / В. А. Титов. - М.: Приор-издат, 2008.
7. Иванова, Г. П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях [Текст]: мо-ногр. / Г. П. Иванова. - М.: Социум, 2001.
8. Иванова, Г. П. Критериальная база освоения учащимися нравственных ценностей [Текст] / Г. П. Иванова // Вестн. ун-та (Гос. ун-т управления). - М., 2011. - № 16. - С. 48-50.
9. Стецевич, М. Ю. Педагогические технологии, ориентированные на освоение школьниками нравственных ценностей [Текст] / М. Ю. Стецевич // Акмеология. - 2015. -№ 2. - С. 228-233.
REFERENCES
1. Andreev V. I. Pedagogika tvorcheskogo samoraz-vitiya: innovatsionnyy kurs. Book 2. Kazan, 1998.
2. Lipskiy I. A. Sotsialnayapedagogika. Moscow: TTs Sfera, 2004.
3. Pityukov V. Yu. Osnovy pedagogicheskoy tekhnologii: ucheb.-prakt. posobie. Moscow, 1997.
4. Shchurkova N. E. Pedagogicheskaya tekh-nologiya. Moscow: Ped. o-vo Rossii, 2002.
5. Ivashchenko A. V., Savkina G. P. Nravstvennye tsennosti i osobennosti ikh osvoeniya podrost-kami. Moscow: In-t molodezhi, 1993.
6. Titov V. A. Sravnitelnayapedagogika: konspekt lekts. Moscow: Prior-izdat, 2008.
7. Ivanova G. P. Osvoenie nravstvennykh tsen-nostey uchashchimisya obshcheobrazovatel-nykh shkol v sovremennykh usloviyakh: monogr. Moscow: Sotsium, 2001.
8. Ivanova G. P. Kriterialnaya baza osvoeniya uchashchimisya nravstvennykh tsennostey. Vestn. Un-ta (Gos. un-t upravleniya). Moscow, 2011, No. 16, pp. 48-50.
9. Stetsevich M. Yu. Pedagogicheskie tekhnologii, orientirovannye na osvoenie shkolnikami nravstvennykh tsennostey. Akmeologiya. 2015, No. 2, pp. 228-233.
Иванова Галина Павловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов e-mail: [email protected]
Ivanova Galina P., ScD in Education, Professor, psychology and pedagogy Department, philological faculty, Peoples' Friendship University of Russia e-mail: [email protected]
Стецевич Мария Юрьевна, кандидат педагогических наук e-mail: [email protected] Stetsevich Maria Yu., PhD in Education e-mail: [email protected]