АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Acmeological technologies in education
УДК 37.07
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ:
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
Содержательная характеристика современных нравственных ценностей как основа современного воспитания подрастающего поколения. Факторы, влияющие на становление современной системы нравственных ценностей. Сущность процесса освоения нравственных ценностей учащимися, представленная в отечественной и зарубежной литературе. Характеристика процессуальной составляющей освоения нравственных ценностей учащимися различных возрастных групп
Ключевые слова: нравственные ценности; освоение нравственных ценностей; факторы, влияющие на современную систему нравственных ценностей
Определимся с содержанием понятия «основание». В современной справочной литературе оно рассматривается как начало существования чего-либо, наиболее существенная сторона чего либо; отправные данные, исходный материал, позиция; исходные положения, основы (какой либо науки, теории). Все эти определения, на наш взгляд, позволяют рассмотреть нравственные основания современного воспитания. Их исследование — одна из сложных проблем современной педагогической теории и практики. Как свидетельствует педагогический опыт, нравственное воспитание подрастающего поколения, освоение им нравственных ценностей, формирование его нравственной культуры сопровождается серьёзными изменениями представлений о вечных ценностях цивилизации — справедливости, доброте, равенстве, свободе.
Нравственные основания современного воспитания означают его неизменное моральное содержание и имеют широкий диапазон. В рамках рассматриваемой проблемы раскроем его аспекты, связанные с пониманием сущности и содержания нравственных ценностей в современном российском обществе, особенности их освоения учащимися различных возрастных групп.
Анализ научной литературы позволил нам выделить следующие аспекты в рассмотрении сущности нравственных ценностей, а именно:
— аксиологический: нравственные ценности выступают как высшие духовные ценности;
— когнитивный: через призму нравственных ценностей человек познаёт самого себя, свои возможности, свои наиболее глубокие цели и устремления;
— духовный: нравственные ценности как компонент духовной жизни человека;
— процессуальный: нравственные ценности вырабатываются в процессе жизнедеятельности, формируются и развиваются в различных видах деятельности, в результате разрешения внутренних и внешних противоречий, проявляются в сфере нравственного сознания, поступков, личностных свойств;
— ориентационный: нравственные ценности как ядро нравственной ориентации человека, его отношения к миру, обществу, другим людям, самому себе.
Иванова Галина Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов; email: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Многообразие подходов к определению содержания нравственных ценностей находит выражение в различных дефинициях, в смысловой трактовке понятий «личностно-значимые ценности», «общечеловеческие ценности», «общечеловеческие нравственные ценности», «этнокультурные нравственные ценности».
Так, М.И. Скоморохова определяет нравственные ценности как рядоположенные общечеловеческим ценностям. И.А. Арабов, З.К. Каргиева, В.И. Новикова, С.М. Лепшокова, Л.П. Гадзаова рассматривают общечеловеческие нравственные ценности. С.М. Лепшокова считает, что нравственные ценности рассматриваются с точки зрения: социальной значимости, направленности, неразрывности с познанием, продукта человеческой деятельности, полезности и результативности в становлении структуры человеческого «Я». Они представляют собой понятия, характеризующие совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, имеющих значение для людей, независимо от социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания, образования, возраста, пола. Т.Ф. Иванова включает в их содержание: совесть, добро, сострадание, справедливость, милосердие, человеческое достоинство.
Общечеловеческие ценности присутствуют в той или иной степени в классификации нравственных ценностей. Определяя группы признаков нравственных ценностей, к первой группе мы относим нравственные ценности, отражающие общечеловеческие ценности (сохранение мира на земле, дружба народов, свобода и равенство, независимость, сохранение среды обитания).
Наряду с понятиями «система нравственных ценностей», «совокупность нравственных ценностей» рассматривается «комплекс нравственных ценностей», выступающий как совокупность, сочетание нравственных ценностей и имеющий количественный и качественный показатель. Качественный показатель отражает, какие именно ценности, какого качества характерны для данного комплекса, количественный — положение ценности в иерархии всего комплекса.
В современной философской литературе (О.Ю. Смирнова, Т.М. Рассадина и др.) рассматриваются особенности переоценки и трансформации современных нравственных ценностей. О.Ю. Бубнова считает, что на эти процессы оказывают влияние следующие факторы:
— социально-экономический, связанный с условиями развития общества, обусловливающими трансформацию социальной структуры населения России, которая имеет ярко выраженный характер в разделении социума на бедных и богатых;
— общественно-политический, связанный с всеобщими интеграционными процессами, с тенденциями к объединению и дальнейшему совместному развитию европейских государств и России;
— религиозный, связанный с формированием новой религиозной ситуации: произошла переоценка роли религии в истории развития России, признаётся её влияние на духовно-нравственное развитие человека. Религиозные организации имеют возможность обучать детей, в том числе и в рамках учебного процесса. Процесс национальной духовно-нравственной идентификации осложнён привносимыми чужеродными религиями и культами; утрачивается стержневая роль традиционной религии, изменяется понимание сути духовности в современной культуре;
— глобализация, технический прогресс;
— виртуальный мир кино и СМИ оказывают негативное влияние, поскольку пропагандируют насилие, утверждают культ богатства, это искажает традиционную российскую культуру и духовность;
— национально-этнический. В общественном сознании возросла роль этнического фактора. С одной стороны, это выявляет социализирующий потенциал этнической среды, с другой — порождает усиление межнациональной напряжённости.
— изменение морального сознания индивидуумов и общества в целом. Потеря действовавших ранее ориентиров индивидуального и социального действия, утраты веры в ценности, традиционные для старших поколений;
— деятельность индивидуумов, обусловленная разными мотивами, интересами, потребностями и ценностями.
В процессе переоценки ценностей выделяют следующие группы ценностей:
— отвергаемые официальной идеологией принципы жизни (коллективизм, атеизм);
— возникшие под влиянием новых реальностей (благотворительность, милосердие, социальная справедливость, общественная польза);
— возрождаемые общецивилизационные ценности (свобода предпринимательства, конкуренции и связанные с ними нормы порядочности, чести, достоинства — с одной стороны, а с другой — индивидуализм, прагматизм, жестокость);
— группа новых ценностей (индивидуальное процветание, преуспевание, установка на примирение с существованием бедности, безработицы, социального неравенства).
В 1990-х годах появилась гибкая система ценностей — повседневный гуманизм (жизнь как высшая ценность, спокойная совесть, добро, свобода, личная безопасность, забота о стариках и детях, хорошие отношения в семье и с друзьями, интересная работа). Массовое сознание в российском обществе за последние 20 лет сильно изменилось. Раскрепостившись от прежнего идеологического влияния, оно стало менее политизированным и вполне терпимым в оценках частного предпринимательства. Ему присуща сложная, многослойная, противоречивая структура ценностей. Новая система ценностей формируется по следующим направлениям:
1. Как модель целевой установки, идеала, из-за отхода от господствующих отношений и ценностей.
2. На основе согласования с запросами изменяющейся действительности.
3. На основе терпимости по отношению к старым ценностям.
4. В результате приспособления старых ценностей к новым условиям жизни общества.
В настоящее время в России ярко выражены следующие системы ценностей:
а) тяготеющая к постиндустриальной индивидуалистической модели западного типа;
б) связанная с традиционалистской российской ментальностью и тяготеющая к патриархально-коллективной модели;
в) смешанная система с противоречивым типом ценностного сознания [2, с. 363].
Средства массовой информации и коммуникации резко расширили и преобразили
информационное поле, где осуществляется воспитательный процесс. К факторам, влияющим на становление нравственных установок школьников в условиях развития информационного современного пространства, по мнению С.И. Шестопал, относятся:
— гуманизация общественно-экономических отношений, выдвигающих конкретные требования к гражданину;
— влияние общества в целом, включающее бытующие в нём ценностные представления, морально-психологический дух, целенаправленное воздействие социальных институтов, в том числе и общеобразовательной школы, как важнейшей структуры управления становлением личности;
— влияние микросреды, непосредственного окружения, где преломляются общие условия, образующие неповторимый комплекс материальных, духовных и личных факторов, оказывающих существенное влияние на социализацию каждого конкретного индивида;
— постоянное увеличение роли информационной среды, влияющей на формирование жизненных установок личности, наряду с влиянием семьи, культурных традиций общества и его активности, качества организации учебно-воспитательного процесса, деятельностью формальных и неформальных объединений;
— противоречивость в оценках различных событий и тенденций в средствах массовой информации;
— несоответствие скорости социально-экономических изменений возможностям адаптации учащихся, в результате чего происходит рассогласование целевых установок личности.
Противоречивые требования различных субъектов воспитания вызывают рост антисоциальных проявлений в молодёжной среде. Возрастает угроза превращения учащихся в пассивный объект педагогических воздействий, которые зачастую противоречат вызовам времени. Сопротивляясь такому развитию, личность школьника активно противопоставляет себя не только транслируемым в учреждении образования нормам, но и принятым в социуме правилам. Реально происходят рассогласование личностных и общественных ценностей, отчуждение и замкнутость. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет, на детей и молодёжь обрушивается поток низкопробной продукции, носящей антисоциальный характер. При этом новое информационное поле усиливает негативные моменты в формировании личности, в ряде случаев уводя её в виртуальное пространство.
Сравнительный анализ признаков нравственных ценностей показывает, что происходит их новое смысловое наполнение: место долга заменила доброта, скромности — личная оригинальность, гражданственности — деловитость, предприимчивость.
Изменение общественно-политической и экономической ситуации в России, классовое, имущественное, идеологическое расслоение общества привели к появлению новых групповых ценностей, ещё не вполне установившихся, но уже оказывающих влияние на иерархию ценностей личности.
Освоение личностью нравственных ценностей выступает как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют внешние социальные факторы и собственная мыслительная, эмоциональная и волевая активность личности. Для него характерны процессуальная и содержательная составляющие. Раскрывая первую из них, необходимо выделить существующую в философско-этической литературе (С.Ф. Анисимов, В.А. Блюм-кин, Н.Н. Сидоренко и др.) точку зрения о трёх уровнях развития моральности личности, включающих в себя:
1) стереотипное поведение (без особой внутренней активности);
2) моральность по нужде (большая часть поступков совершается соответственно моральным требованиям);
3) нравственность по убеждению (нормы выполняются не по внешнему принуждению, а на основании внутренних потребностей).
Анализ работ зарубежных учёных по проблеме освоения школьниками нравственных ценностей позволяет сделать вывод, что они характеризуют его как простую адаптацию человека к социальной среде, в ходе которой происходит присвоение нравственного опыта общества, становление человеческой личности (Дж. Флейвелл, Л. Кольберг и др.).
Теоретики бихевиоризма (Х. Айзенк, А. Бандура и др.) раскрывают влияние внешних воздействий наград и наказаний на становление морального поведения. Представители психоанализа (Дж. Фридмен, Л. Хендри, Дж. Уоллес и др.) обратились к изучению внутренних факторов, определяющих моральное поведение, главным из которых они считали чувство вины в результате нарушения нормы. Оба направления объединяют представления об изначально эгоистической природе человека и попытках выведения моральных мотивов из мотивов индивидуалистических, корыстных. Однако подобный подход нивелирует специфику морального поведения, предполагающего добровольное, обусловленное нравственными мотивами следование норме.
Отдельные положения бихевиоризма и психоанализа легли в основу теорий социального научения (Дж. Аронфрид, М. Харрис, М. Хоффман и др.). Сторонники этого направления рассматривают нравственное развитие как адаптивный процесс усвоения заданных обществом форм поведения, протекающий по бихевиористской схеме «стимул — реакция».
В основу многочисленных работ в русле когнитивно-генетического подхода положены идеи Ж. Пиаже. Он выдвинул положение о соответствии стадий интеллектуального и морального развития, сводя последние к развитию моральных суждений, а также тезис о детерминации моральных суждений структурой отношений ребёнка с другими людьми.
Представления Ж. Пиаже легли в основу многих исследований. Предпринимались попытки разработать и детализировать выделенные им стадии моральных суждений
(Berner E., 1938; MacRae D., 1954; Bronfenbrenner U., 1956; Kay, 1971). Наиболее известным из этих исследований стала работа Л. Кольберга.
При сравнении схем морального развития, разработанных Ж. Пиаже и Л. Кольбер-гом, общими являются следующие положения:
• Рассмотрение морального мышления как развития по восходящим последовательным ступеням; представление о ступенях как о качественно различных образованиях; постепенный переход, а затем и полная замена нижестоящей ступени вышестоящей и т.д. Тем не менее, имеются и существенные отличия в воззрениях учёных. Первое состоит в разном количестве ступеней и в определении конечного итога развития. Второе — система Л. Кольберга более чётко дифференцирована. В ней выделяются три уровня и шесть стадий морального развития: уровень предконвенциальный (стадия 1 — «гетерономная мораль» и стадия 2 — индивидуалистическая мораль»); конвенциальный (стадия 3 — «мораль взаимных межличностных отношений», 4 — «мораль социальных систем и сознания»); постконвенциальный (стадии 5 — «социальный договор и личное право» и 6 — «мораль универсальных этических принципов») (Kohlberg L., 1976).
• По мнению Ж. Пиаже, моральная зрелость достигается приблизительно в 12 лет параллельно с достижением уровня автономных рассуждений. Л Кольберг считал, что моральная зрелость определяется как способность к «принципиальным рассуждениям» и полностью может быть достигнута лишь очень немногими людьми, да и то уже в зрелом возрасте.
Этой проблемой помимо Л. Кольберга занимались и другие учёные. Так, американский исследователь Н. Буль выделяет четыре широких уровня морального поведения:
— доморальный;
— внешней морали;
— внешне и отчасти внутренний;
— полностью внутренней морали.
Огромную популярность в зарубежной литературе имеет теория ценностного воспитания К. Бэка. Свою теорию он называет рефлексивной, поскольку в ней, по утверждению автора, с когнитивным компонентом ценностного воспитания соотносится аффективный, эмоциональный, который даёт возможность заполнить разрыв между моральным сознанием и моральным поведением (действием). В свою очередь главная цель ценностного воспитания, по его мнению, заключается в формировании умений идентифицировать основополагающие человеческие ценности, критически их осмысливать и реализовать при решении конкретных личных и социальных проблем. Обучение аналитическим умениям решения проблем ценностного характера — и цель, и процесс нравственного воспитания.
Теоретики «разъяснения ценностей» (Л. Ратс, С. Саймон) считают, что в школах надо внедрять не только ценности как таковые, а реализовывать ценностный процесс, состоящий из этапов выбора, оценивания, действия. Большее внимание должно уделяться не определению моральной ценности как таковой, а исследованию самого процесса становления ценностей, их усвоения личностью.
Анализ научной литературы и реальной практики позволил сделать вывод о содержании процессуальной составляющей процесса освоения нравственных ценностей учащимися. На наш взгляд, она включает в себя четыре этапа:
— познание смыслового содержания нравственных ценностей;
— осмысление нравственных ценностей;
— эмоциональное переживание социальной значимости нравственных ценностей;
— реализации в поведении освоенной ценности.
Они идентичны для школьников всех возрастных групп, а различаются социальным фоном протекания этого процесса и механизмами его реализации на этапах освоения.
При их осуществлении реализуется содержательный аспект, включающий следующие компоненты: когнитивный (знания о нравственных ценностях, нормах поведения, их расширение и углубление); личностно-значимый (система индивидуальных значений); оценочно-эмоциональный (переживание отношения к нравственным ценностям, нормам поведения
и их оценка, способность к сочувствию и сопереживанию); мировоззренческий (нравственные убеждения); для младших школьников — мотивационный, поведенческий (готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями, нравственными убеждениями).
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Бубнова О.Ю. Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе: Социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук. — М., 2005.
[2]. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). — М.: РОССПЭН, 2000.
[3]. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словоообразовательный словарь русского языка. — М., 2000.
[4]. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей в личностном и профессиональном становлении молодёжи // Акмеология. — 2014. Спецвыпуск № 1-2. — С. 87-88.
[5]. Иванова Г.П., Стецевич М.Ю. Освоение нравственных ценностей: тенденции и особенности // Акмеология. — 2014. — № 2. — С. 24-27.
[6]. Рассадина Т.М. Трансформация традиционных русских ценностей в нравственных ориен-тациях россиян. — М.: Прометей. 2004.
[7]. Смирнова О.Ю. Нравственные ценности в конфликте культур: автореф. дис. ... канд. философ. наук. — Н. Новгород. 2001.
MORAL FOUNDATIONS OF MODERN EDUCATION: ASPECTS OF PROBLEM
Galina P. Ivanova, Doctor of Education, Professor of the Psychology and Pedagogy Faculty, People's Friendship University of Russia, 06, Mikluho-Maklay Str., Moscow, 117198, Russia, [email protected]
ABSTRACT
The article considers the substantial characteristic of modern moral values as the basis of modern education for younger generation. The factors influencing the formation the modern system of moral values are emphasized. The essence of process of mastering the students' moral values, introduced both in domestic and foreign literature, is discovered. The characteristics of procedural component of mastering moral values by the students of different aged groups, is given.
Keywords: moral values, mastering moral values, factors influencing the modern system of moral values.
REFERENCES
[1]. Bubnova O.Ju. Problema transformacii nravstvennyh cennostej v sovremennom rossijskom ob-shhestve: Social'no-filosofskij analiz: аvtoref. dis. ... kand. filosof. nauk, — M., 2005.
[2]. Gorshkov M.K. Rossijskoe obshhestvo v uslovijah transformacii (sociologicheskij analiz). — M.: ROSSPJeN, 2000.
[3]. Efremova T.F. Novyj tolkovo-slovooobrazovatel'nyj slovar' russkogo jazyka. — M., 2000.
[4]. Ivanova G.P. Osvoenie nravstvennyh cennostej v lichnostnom i professional'nom stanovlenii molodjozhi // Akmeologija. — 2014. Specvypusk № 1-2. — S. 87-88.
[5]. Ivanova G.P., Stecevich M.Ju. Osvoenie nravstvennyh cennostej: tendencii i osobennosti // Akmeologija. — 2014. — № 2. — S. 24-27.
[6]. Rassadina Т.М. Transformacija tradicionnyh russkih cennostej v nravstvennyh orientacijah rossijan. — M.: Prometej. 2004.
[7]. Smirnova O.Ju. Nravstvennye cennosti v konflikte kul'tur: аvtoref. diss. ... kand. filosof. nauk. — N. Novgorod. 2001.