1УДК 37.017 ББК 74.200.51
ФЕНОМЕН ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОСВОЕНИИ УЧАЩИМИСЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ1
Г. П. Иванова, М. Ю. Стецевич, Ю. В. Степанова
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы преемственности в освоении учащимися нравственных ценностей, представленные философскими, общенаучными и педагогическими подходами, позволяющие рассматривать преемственность как последовательные, поступательные и согласованные связи между этапами нравственного воспитания, которые обеспечивают непрерывность в освоении нравственного опыта, имеющего педагогическую и психологическую основу. Подчеркнуты особенности преемственности в освоении учащимися нравственных ценностей, вытекающие из системной природы общего и особенного в рассматриваемом процессе, обновления воспитательных задач современной школы на разных этапах обучения младших школьников и подростков, многоуровневости сфер осуществления преемственности. Раскрыта сущность преемственности в освоении учащимися нравственных ценностей как педагогического процесса, включающего взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты. Выделены содержательные признаки нравственных ценностей в современных условиях, а также актуальные для рассматриваемого возраста характеристики. Обоснованы критерии, показатели и уровни освоения нравственных ценностей младшими школьниками и подростками. Показаны общее и особенное в освоении учащимися нравственных ценностей, где общее проявляется в этапах данного процесса, а особенное - в содержании этапов освоения нравственных ценностей, зависящем от возрастных особенностей учащихся, психологических новообразований, социально-педагогических условий, в которых осуществляется данный процесс.
Ключевые слова: преемственность, признаки преемственности, нравственные ценности, освоение нравственных ценностей, младшие школьники, подростки.
THE PHENOMENON OF CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS MORAL VALUES
G. P. Ivanova, M. Yu. Stetsevich, Yu. V. Stepanova
Abstract. The article focuses on theoretical basics of teens' development of moral values presented by philosophical, scientific and pedagogical methods which allow considering this process as logical, progressive and consistent connections among stages of moral development that guarantee a steady development of moral experience with pedagogical and physiological basis. The article also highlights features of teens' moral development, which come from common and special characters of the above mentioned process, renovation of pedagogical tasks in modern schools on different levels of pre-teens and teens' teaching as well as from its multi-levelness. The article reveals basics of teens' moral development as a pedagogical process, which includes interconnected and interdependent components. It highlights substantial features of moral values within modern conditions as well as contemporary characteristics of the considered age group. Criteria, indicators and levels of pre-teens and teens' moral development are well founded. The article shows common and special characters of moral development where the common characters are demonstrated at the process stages while the special ones are shown in the contents of the discussed stages of moral development which depend on distinctive features of the considered age group, physiological changes, social and pedagogical conditions in which the process is carried out.
Keywords: continuity, continuity features, moral values, development of moral values, pre-teens, teens.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант 16-36-00022 «Этнокультурные ценности личности в условиях вызовов современного общества», а также при грантовой поддержке по инициативным проектам подразделений в РУДН, проект «Этнокультурные ценности и мотивационные установки студентов международно-ориентированного вуза» (номер инициативной темы: 0513160000).
В современном российском обществе вновь актуализировалась проблема освоения нравственных ценностей подрастающим поколением. Это находит отражение в выступлениях государственных, общественных и религиозных деятелей, которые подчеркивают роль ценностей как основного стержня духовно-нравственного развития современного молодого человека. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нравственные ценности рассматриваются как важнейшая составляющая понятия воспитания, основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, содержания образования, изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации2.
В настоящее время происходит трансформация, переоценка системы нравственных ценностей, для нее характерны многомерность и противоречивость интерпретаций сущностного наполнения, отсутствие единой нормативно-ценностной системы и нравственных координат человеческого поведения. Новые вызовы времени: преобладание материальных ценностей над духовно-нравственными, отсутствие приоритета в поиске нравственного идеала, ощущение социальной бесперспективности, слабое стремление к совершенствованию нравственных качеств, постоянно усиливающееся влияние электронных средств массовой информации - способствуют тому, что учащиеся общаются с внешним миром в основном через фильмы, мультфильмы, видеоигры, социальные сети, где смысл нравственных ценностей интерпретируется не всегда однозначно, отмечается невысокий уровень нравственной культуры, что в целом негативно влияет на дифференциацию нравственных взглядов и убеждений подрастающего поколения. Эти тенденции характерны для учащихся как на уровне начального общего, так и основного общего образования.
Анализ философско-этической литературы показал, что преемственность как философская категория трактуется учеными неоднозначно, в первую очередь они ориентируются на следующие признаки данного понятия: закономерные связи; объективную закономерность общественного развития, осуществляющуюся в един-
стве осмысления и переработки старого, сохранении положительного, развития нового; передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению.
Отмечено, что несмотря на различия в воззрениях ученых-философов следует выделить общее в понимании ими понятия «преемственность», а именно: необходимость переноса видоизмененных сторон в соответствии с изменившимися условиями отдельных черт, с сохранением элементов предшествующего, с отбрасыванием устаревших характеристик как несоответствующих современной ситуации; элементов содержания прошедшего, которые не утратили своей жизненности в новых условиях и могут способствовать развитию; отдельных форм старого, которые способны вместить иное содержание и обеспечить его развитие.
В педагогической науке идея преемственности представлена в следующих аспектах: «когда последующее всегда основывается на предшествующем, а предшествующее укрепляется последующим» (Я. А. Коменский); непрерывном и постепенном движении к познанию с учетом предыдущего опыта ребенка, его индивидуальных особенностей (И. Г. Песталоцци) [1; 2].
Преемственность с точки зрения воспитания выступает как последовательная и непрерывная связь между различными элементами педагогической системы и характером педагогического влияния на различных этапах развития личности.
Сложившаяся система реализации преемственности в освоении нравственных ценностей учащимися различных возрастных групп показывает, что существует заметный разрыв в содержательном и процессуальном компонентах рассматриваемого процесса, наблюдаются трудности в определении содержания, при выборе методов, форм, технологий, соответствующих уровню и перспективам нравственного развития школьников.
Под нравственными ценностями мы понимаем все то, что связано с характером нравственного отношения к миру, окружающей среде, с моральным сознание личности. К ним можно отнести: нравственные идеалы, принципы, нормы, моральные качества (Л. М. Архангельский) [3]. Н. А. Голов-
2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29.12.2012 г.).
ко считает, что нормы образуют систему нравственных ценностей, на основе которой создается модель, образец поведения в обществе [4].
Основой нравственных ценностей является нравственная норма, которая рассматривается в широком смысле как каждое регулирующее и оценивающее суждение, а в узком - как приказ, требование, правило. В нравственной норме воплощается моральный опыт поколений, и овладение им служит показателем индивидуальной воспитанности.
Преемственность в освоении нравственных ценностей учащимися необходимо рассматривать как целостный педагогический процесс, представляющий собой согласованную связь между этапами нравственного воспитания, которая обеспечивает последовательность, поступательность, непрерывность в воспитании нравственного опыта, имеющую педагогическую и психологическую основы. Преемственность в освоении нравственных ценностей основывается на обозрении того, что было в прошлом, и состоит из двух видов: 1) расширение, углубление, применение в разнообразных условиях усвоенных ранее нравственных ценностей в уже имеющихся систему ценностей и 2) использование познавательной деятельности для освоения новых нравственных ценностей и их совершенствование.
Г. П. Иванова в своей работе рассматривает два типа преемственности освоения школьниками нравственных ценностей: по вертикали и горизонтали. Рассматривая преемственность по вертикали, можно сказать, что она обуславливается реальным уровнем нравственного развития личности учащегося и в то же время ориентируется на доступный уровень развития. По горизонтали преемственность основывается на уже сформированных показателях компонентов освоения учащимися нравственных ценностей в процессе их совершенствования [5].
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что учет возрастных особенностей является важнейшим условием осуществления преемственности в освоении нравственных ценностей. Так как каждый возрастной этап имеет свою особенность и относительную самостоятельность, то целенаправленная педагогическая работа по освоению нравственных ценностей на каком-либо возрастном этапе имеет отличие в объеме нравственных знаний, в уров-
не сформированности нравственных чувств, убеждений, оценки действий, модели нравственного поведения. То, что было усвоено на предыдущем возрастном этапе, включается в новые связи и отношения, являющиеся продолжением развития нравственного сознания и нравственного поведения учащихся.
Особенности преемственности в этом процессе проявляются благодаря обновлению целей и задач нравственного воспитания в образовательном пространстве; системной природе освоения нравственных ценностей, отражающей и предполагающей учет преемственности в ее компонентах, в том числе взаимообусловленность взаимопроникновения, взаимообогащения содержания, форм и методов; из различных уровней освоения нравственных ценностей, отражающих необходимость их учета в преемственности на уровне личности учащихся различных возрастных групп [1].
Анализ философской, психологической литературы показывает, что основными признаками преемственности в освоении учащимися нравственных ценностей являются:
• опора на положительное, достигнутый уровень освоения на предшествующем возрастном этапе;
• перспективность, нацеленность на будущее в развитии личности учащегося;
• генетическая связь между этапами развития личности; компонентами процесса освоения, учащимися нравственных ценностей;
• педагог управляет процессом преемственности;
• общение, оказывающее влияние учащихся друг на друга в процессе преемственности;
• избирательность, удержание и развитие лучшего в освоении учащимися нравственных ценностей.
Последовательное осуществление преемственности в освоении школьниками нравственных ценностей придает ей перспективный характер. Включение нравственных знаний во все более широкие и глубокие связи позволяет обобщать содержание моральных норм и правил, обеспечивает преемственность в их усвоении. Осваивая нравственные ценности, учащийся преломляет новые знания и умения через уже усвоенные и пропускает через свой личный опыт.
Рассматриваемая проблема преемственности в освоении младшими школьниками и под-
ростками нравственных ценностей обусловлена единством общего и особенного.
Общее в освоении учащимися нравственных ценностей состоит в осмыслении и изучении сущности нравственных ценностей, реализации освоенных нравственных ценностей в своей деятельности и поступках, состоящих из ряда этапов, которые являются идентичными для младших школьников и подростков разных возрастных групп: познание сущности нравственных ценностей и их осмысление; эмоциональные переживания школьниками их значимости в жизнедеятельности; реализация освоенных ценностей в поступках и действиях. Особенности освоения младшими школьниками и подростками нравственных ценностей обусловлены осмыслением сущности понятия «освоение»; возрастными возможностями, условиями, предпосылками и этапами освоения. Данный процесс характеризуется восприятием принятых в обществе норм, потребностей, отношений, личностными новообразованиями. В младшем школьном возрасте процесс освоения нравственных ценностей направлен на познание общепринятых в обществе норм поведения, приобретение социальных представлений, понятий. Актуальными для данного возраста являются: честность, дружба, успех в школьных делах, позитивное отношение учителя, любовь родителей, доброта, взаимопомощь. В подростковом возрасте характерно возникновение повышенного интереса к собственному миру, новому уровню его самопознания и самооценки, склонность к самостоятельности и самовоспитанию, что способствует большему осознанию нравственного смысла поступков. В системе ценностей подростков преобладают справедливость, дружба, успех в глазах сверстников, успех во внеучебной деятельности, самостоятельность в отношениях с родителями, взаимопомощь.
Основываясь на концепциях ученых-педагогов о критериях формирования нравственной воспитанности, качеств личности, стадиях процесса усвоения социальных значений (Б. Д. Па-рыгин) и исходя из особенностей освоения нравственных ценностей младшими школьниками и подростками, выделяем следующие критерии освоения школьниками нравственных ценностей: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий (характерен для подростков), рефлексивный (типичен для млад-
ших школьников), поведенческий [6]. Их показателями являются: когнитивный критерий - количество понятий, которыми владеет учащийся, умение устанавливать связь между ними, давать содержательную характеристику нравственным ценностям, применение этих знаний с целью самостоятельного нахождения способа решения в какой-либо ситуации; оценочно-эмоциональный - оценочные суждения, которые характеризуются отношением к нравственным ценностям; устойчивость, сила, глубина их эмоциональных переживаний; сочувствие, развитие чувства эм-патии; мировоззренческий критерий отражает то, что личность может самостоятельно совершать моральный выбор и оценивать его; способность принимать решения; у нее развито чувство самокритичности; рефлексивный (характерен для младших школьников) подразумевает критическое переосмысление первоначальных представлений о себе на основе анализа моральных норм, поведения других людей; поведенческий - характеризуется собственным оценочным мнением, самокритикой, проявлением нравственных чувств и убеждений, ориентацией на общепринятые нормы поведения.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что на процесс освоения нравственных ценностей учащимися оказывают влияние возрастные особенности, нравственные познания и убеждения. Как показывает анализ реальной практики, в снижении нравственных норм учащихся большая роль принадлежит телевидению и интернету, а также неблагополучным семьям и недостаточной воспитательной работе в школе. В связи с этим возрастает необходимость формировать и воспитывать в детях положительное отношение к нравственным ценностям, развивать самосознание, формировать привычки нравственного поведения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Текст] / Я. А. Коменский // Избр. пед. соч. - Т. 1. -М.: Педагогика, 1982.
2. Песталоцци, И. Г. Как Гертруда учит своих детей [Текст] / И. Г. Песталоцци // Избр. пед. произведения: в 3 т. - Т. 2. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
3. Архангельский, Л. М. Социально-этические проблемы теории личности [Текст] / Л. М. Архангельский. - М.: Мысль, 1974. - 221 с.
4. Головко, Н. А. Моральные нормы и личность [Текст] / Н. А. Головко. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
5. Иванова, Г. П. Критериальная база освоения учащимися нравственных ценностей [Текст] / Г. П. Иванова // Вестн. ун-та (Гос. ун-т управления). - М., 2011. - № 16. - C. 48-50.
6. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б. Д. Парыгин. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.
7. Иванова, Г. П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях [Текст]: моногр. / Г. П. Иванова. - М.: Социум, 2001. - 160 с.
8. Кудаева, И. А. Освоение социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Кудаева. - Саранск, 2004. - 268 с.
9. Стецевич, М. Ю. Нравственные ценности в современном российском обществе / М. Ю. Стецевич // Вестник Института: сб. науч. тр.
- Вып. 14. - М: МИНИТ ФСБ России, 2011.
- С. 103-107.
10. Иванова, Г. П. Освоение нравственных ценностей современными школьниками: тенденции и особенности [Текст] / Г. П. Иванова, М. Ю. Стецевич // Акмеология. - 2014. - № 2. - С. 24-27.
REFERENCES
1. Komenskiy J. A. Velikaya didaktika. In: Izbr. ped. soch. Vol. 1. Moscow: Pedagogika, 1982. (In Russian)
2. Pestalozzi J. H. Kak Gertruda uchit svoikh detey. In: Izbr. ped. proizvedeniya: in 3 Vol. Vol. 2. Moscow: Izd-vo APN RSFSR, 1963. (In Russian)
3. Arkhangelskiy L. M. Sotsialno-eticheskie proble-my teorii lichnosti. Moscow: Mysl, 1974. 221 p.
4. Golovko N. A. Moralnye normy i lichnost. Moscow: Znanie, 1976. 64 p.
5. Ivanova G. P. Kriterialnaya baza osvoeniya uchashchimisya nravstvennykh tsennostey. Vestn. un-ta (Gos. un-t upravleniya). Moscow, 2011, No. 16, pp. 48-50
6. Parygin B. D. Sotsialnaya psikhologiya. Prob-lemy metodologii, istorii i teorii. St. Petersburg: IGUP, 1999. 592 p.
7. Ivanova G. P. Osvoenie nravstvennykh tsennostey uchashchimisya obshcheobrazovatel-nykh shkol v sovremennykh usloviyakh: monogr. Moscow: Sotsium, 2001. 160 p.
8. Kudaeva I. A. Osvoenie sotsialnogo opyta mladshimi shkolnikami v obrazovatelnom protsesse. PhD dissertation (Education). Saransk, 2004.268 p.
9. Stetsevich M. Yu. Nravstvennye tsennosti v sovremennom rossiyskom obshchestve. Vestnik Instituta: sb. nauch. tr. Iss. 14. Moscow: MINIT, 2011. Pp. 103-107.
10. Ivanova G. P., Stetsevich M. Yu. Osvoenie nravstvennykh tsennostey sovremennymi sh-kolnikami: tendentsii i osobennosti. Akmeologi-ya. 2014, No. 2, pp. 24-27.
Иванова Галина Павловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики, филологического факультета Российского университета дружбы народов e-mail: [email protected]
Ivanova Galina P., ScD in Education, Professor, psychology and pedagogy Department, philological faculty, Peoples' Friendship University of Russia e-mail: [email protected]
Стецевич Мария Юрьевна, кандидат педагогических наук e-mail: [email protected] Stetsevich Maria Yu., PhD in Education e-mail: [email protected]
Степанова Юлия Валерьевна, магистр кафедры психологии и педагогики, филологического факультета Российского университета дружбы народов e-mail: [email protected]
Stepanova Yulia V., master of psychology and pedagogics Department, Philology faculty, Peoples' Friendship University of Russia e-mail: [email protected]