АКМЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Development acmeology
УДК 37.07
ОСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ
Галина Павловна Иванова, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ); e-mail: [email protected] Мария Юрьевна Стецевич, аспирантка Российского университета дружбы народов (РУДН); ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу процесса освоения нравственных ценностей, особенностей проявления его компонентов у младших школьников и подростков. Проводится сравнительный анализ нравственных представлений, знаний и отношений к нравственным ценностям у младших школьников и подростков. Приведены результаты эмпирического исследования - оценки уровня освоения нравственных ценностей современными школьниками. Рассматриваются критерии и показатели, определяющие уровень их освоения учащимися. Ключевые слова: нравственные ценности, освоение нравственных ценностей, нравственные представления, когнитивный критерий, оценочно-эмоциональный критерий, мировоззренческий критерий.
Одна из проблем современного общества - нравственное воспитание и освоение нравственных ценностей современными школьниками. Причины: сложившиеся экономические отношения, нестабильная экономика; увеличение преступности и насилия, ожесточение и нетерпимость людей; влияние оказывают средства массовой информации с заниженным уровнем цензуры.
Раскрывая эту проблему, необходимо выделить сущность понятия «освоение» и «нравственные ценности». В научной литературе существует различное толкование понятия «нравственные ценности». По мнению английского ученого К. Раутаут, нравственные ценности относятся к моральным и эстетическим принципам, верованиям и нормам, которые придают логичность и направление действий и решений [4]. Их можно разделить на две группы: ценности житейского сознания (добро, трудолюбие, скромность, порядочность) и то, что нас окружает (Родина, семья, труд). Анализ педагогической и философской литературы показывает, что качества, приобретенные вступающим в жизнь человеком, могут проявляться также, как и личностное восприятие уже сформированных людьми нравственных ценностей.
Для описания этого процесса используется термин «освоение». Существует множество подходов к определению сущности этого понятия. По мнению ученых (О.А. Зорова, Б.П. Битинас, А.В. Петровский, В.В. Давыдов), освоение рассматривается как процесс реализации личностью исторически сформированных, выработанных способностей, форм поведения, знаний, умений, навыков, их преобразования (процесс) в качестве личностной деятельности [3]. А.И. Титаренко рассматривал «освоение» как предельно широкое, позволяющее различать особые способы освоения, - науку, нравственность, искусство и т.д. А.В. Титов полагал, что этот термин определяет многоуровневый процесс отражения
реальности в морали и то, что существует три уровня освоения: логико-рефлексивный, эмоциональный и подсознательный [1]. Философы рассматривают освоение как следствие многовариантного соотношения человека с миром нравственных ценностей; путь нравственного воспитания личности.
С педагогической точки зрения «освоение» рассматривается как процесс овладения моральными ценностями, имеющий свои структурные компоненты [4]. Так как школьник проходит первые ступени приобщения к миру нравственных ценностей поэтапно, он усваивает их, познавая существующие в обществе нравственные нормы посредством восприятия, осмысления, эмоционального переживания и осознания необходимости следовать им, и воплощает их в нравственном поведении [2]. Исходя из этих положений, освоение личностью нравственных ценностей выступает как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют внешние социальные факторы и собственная мыслительная, эмоциональная и волевая активность личности [6].
Процесс освоения состоит из осмысления и познания сущности нравственных ценностей, эмоционального переживания важности в жизнедеятельности, особенностей проявления в своих действиях и поступках освоенных нравственных ценностей.
Цель исследования - выявить особенности и тенденции освоения нравственных ценностей младшими школьниками и подростками.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что освоение нравственных ценностей современными школьниками будет эффективным, если будут реализованы педагогические технологии, связанные с включением учащихся в различные виды нравственно-ориентированной деятельности, активным взаимодействием семьи и школы.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) исследовать процесс освоения нравственных ценностей у младших школьников и подростков;
2) изучить уровни освоения (сформированности) нравственных ценностей;
3) выявить условия, оказывающие влияние на процесс освоения нравственных ценностей у младших школьников и подростков.
В исследовании участвовали 400 учащихся: 3-4, 5-6 классы г. Москвы. В рамках исследования использовался следующий диагностический инструментарий: методики «Справедливость», «Определение нравственного понятия», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Математика и вежливость», «Незаконченное предложение», «Самооценка личности», «Домики», «Оценка уровня морально-нравственного развития», тест «Мои нравственные представления», анкета-опросник «Настоящий друг», модифицированная методика «Ценностные ориентации личности - 8», наблюдение.
Изучение проблемы позволило определить уровни освоения нравственных ценностей и их динамику у младших школьников и подростков. Полученные данные об особенностях освоения нравственных ценностей у данной категории школьников основываются на следующих положениях, определяющих критерии и уровни освоения: критерии рассматриваемого процесса выступают как следствие нравственной воспитанности школьников; уровень сфор-мированности их нравственной позиции, единым для них является характер ориентации нравственных ценностей и система отношений к людям, самому себе [5]. Это позволило нам выделить следующие критерии: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий.
В рамках изучения когнитивного критерия, нравственных представлений младших школьников в результате проведенных методик были выделены три группы младших школьников.
К первой группе учащихся относятся те, кто имеет полное и четкое представление о нравственных ценностях (20%). Вторая группа характеризуется правильным, но недостаточно полным и четким представлением о нравственных ценностях (66%). К третьей группе относятся учащиеся с неправильными представлениями о нравственных ценностях (14%).
Особое затруднение у младших школьников вызвало объяснение такого понятия, как «вежливость». Самым понятным для младших школьников является смысл понятия «честность» (63%), «вежливость» (37%), «справедливость» (17%).
Нравственные представления у младших школьников различаются слабой реальностью и неустойчивостью, образностью и опредмеченностью [7]. Отсюда следуют следующие особенности когнитивного компонента учащихся: а) уровень освоения нравственных знаний повышается в силу возраста; б) изменения в объеме знаний нравственных ценностей; в) в отличие от учащихся первых и вторых классов, для учеников третьих классов характерны четкие и полные представления о нравственных ценностях; г) наиболее полное представление о понятиях в ходе исследования получили: заботливый, добрый, честный, правдивый, в наименьшей степени - скромный, чуткий, справедливый.
Если рассматривать эту проблему применительно к подросткам, необходимо отметить особенности данного возраста в процессе освоения нравственных ценностей. Новый уровень самопознания и самооценки и стремление к самостоятельности и самовоспитанию способствуют большему осознанию нравственного смысла поступков подростками [12].
У большинства учащихся данного возраста к этому времени формируется способность к абстрактному мышлению, в связи с чем на передний план выдвигаются абстрактные, имеющие более общее действие нравственные нормы, которые самостоятельно применяются учащимися в соответствующей жизненной ситуации [8].
В результате исследования были выделены три группы подростков с высоким уровнем сформированности нравственных знаний (28%). Ко второй группе относятся учащиеся со средним уровнем (33%). Третья группа характеризуется низким уровнем сформированности нравственных знаний (55%).
Данные свидетельствуют о том, что углубление нравственных знаний подростка зависит от уровня самопознания и самовоспитания, так как к рациональному пониманию следования нравственным нормам он приходит в результате своей активной деятельности [10]. В отличие от младших школьников у подростков уровень осознанности нравственных ценностей с развитием значительно повышается; появляется способность находить причинно-следственные связи в своих поступках и поступках других людей; увеличивается количество понятий, которые усвоил подросток, но они не могут осмыслить взаимосвязь между понятиями «человек - мораль - поведение» [13].
Оценочно-эмоциональный критерий освоения нравственных ценностей характеризуется отношением к нравственным ценностям, эмоциональной окраской знаний, глубиной эмоциональных переживаний [9]. Анализ обобщенных результатов, собранных при помощи методик, показал, что младших школьников можно разделить на три уровня сфор-мированности нравственных ценностей: достаточный (3%), удовлетворительный (62%) и неудовлетворительный (35%). Данные исследования можно объяснить неуверенностью в собственном мнении при просьбе его высказать; небольшой объем знаний, связанный с педагогическим обеспечением преемственности; недостаток литературы нравственного содержания на уроках. Особенности освоения нравственных ценностей: недостаточно устойчивые и глубокие нравственные чувства; высказывание собственных суждений о нравственных ценностях [11].
Использование диагностического материала для оценки оценочно-эмоционального компонента у подростков позволило выделить четыре группы по направлению оценочных суждений. Первая группа состоит из активного и положительного отношения к нравственным ценностям (28%); для второй группы характерно активное, но в меньшей степени устойчивое отношение к нравственным ценностям (50%); к третьей группе относятся учащиеся с пассивным и малоустойчивым отношением к нравственным ценностям (35%); четвертая группа с отрицательным, изменчивым отношением к нравственным ценностям (15%). Это связано с особенностями освоения нравственных ценностей: большинство подростков осознают важность нравственных чувств, но это понимание не приводит к действию; очевиден недостаток опыта в нравственном поведении и критика в отношении других людей в большей мере, чем к самому себе, что влияет на глубину эмоций [12].
Рассматривая мировоззренческий критерий, можно сказать о том, что возрастает число младших школьников с более устойчивыми взглядами в отношении нравственных норм (35%); к четвертому классу возрастает число школьников с активным и устойчивым
отношением к нравственным ценностям (43%); учащихся, не осознающих нравственные нормы и поведение - 9%.
У подростков мировоззренческий компонент отличается низким уровнем нравственных и моральных ценностей. При определении стадий развития нравственного сознания и оценки уровня морально-нравственного развития подростков мы наблюдали наибольший процент ценностных ориентаций на материальные ценности (43%) и развитие деловых качеств (60%). Современная действительность такова, что материальное обеспечение (новая модная одежда, современная техника, способы развлечения) они рассматривают как способ достижения успеха среди сверстников, материальное благополучие семьи. Подростки осознают, что быть материально обеспеченным в будущем предполагает быстрое достижение задуманной цели, лучшее высшее учебное заведение, хорошие взаимоотношения с нужными людьми. Деловые качества они рассматривают в качестве развития самоорганизации и предприимчивости, что способствует достижению материального благополучия. Общественную деятельность как ценностную ориентацию подростки рассматривают в наименьшей степени (1%). Различные виды общественной работы у современного подростка не вызывают интереса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на процесс освоения современными школьниками оказывают влияние возрастные особенности, нравственные познания и убеждения. Как показывает анализ реальной практики, в снижении нравственных норм учащихся большая роль принадлежит телевидению и Интернету; отсутствует воспитательная робота в школе [14]. Необходимо воспитывать в детях положительное отношение к нравственным ценностям, развивать самосознание, формировать привычки нравственного поведения.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: Монография / Монография. 2-е изд., дор. и доп. М: Изд-во РУДН, 2005.
[2]. Зелинский К.В. Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, технологии и методы: Учеб.-метод. пособие / К.В. Зелинский, Т.В. Черникова; Под ред. В.И. Слободчикова; Послеслов. В.И. Слободчикова. М.: Планета, 2010.
[3]. Иванова Г.П. Критериальная база освоения учащимися нравственных ценностей // Вестник университета (государственный университет управления). 2011. № 16.
[4]. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях: Монография / Г. П. Иванова; Моск. гуманитар.-соц. акад. М.: Социум, 2001.
[5]. Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф. Диагностика уровней сформированности социальной активности учащихся. // Акмеология. 2013. № 3. С. 35-39.
[6]. Корниенко Н.А. Гражданственность и патриотизм: основа духовно-нравственного развития и воспитания личности // Акмеология. 2011. № 4(10). С. 38-45.
[7]. Кудаева, И.А. Освоение социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе: Дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2004.
[8]. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию. М.: ТЦ «Учитель», 2001.
[9]. Куранова, М.В. Формирование общечеловеческих добродетелей у младших школьников в учебно-воспитательном процессе: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.
[10]. Мельниченко С.А. Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков в скаутской организации // Акмеология. 2013. № 4. С. 81-85.
[11]. Раковчена С.С. Возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов младших школьников // Акмеология. 2013. № 2. С. 87-89.
[12]. СергееваВ.П., Никитина Э.К., Недвецкая М.Н. Методика воспитательной работы: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Не-двецкой и др.; Под ред. В.П. Сергеевой. М.: Изд. центр «Академия», 2010.
[13]. Слободянюк Н.Г. Сущностные признаки воспитательной деятельности // Акмеология. 2012. № 1 (41). С. 125-129.
[14]. Степанова С.С., Москаленко О.В. Влияние семейного неблагополучия на самоопределение подростков // Акмеология. 2010. № 4 (36). С. 58-65.
DEVELOPMENT OF MORAL VALUES AMONG PRESENT DAY SCHOOLCHILDREN: TRENDS AND FEATURES
Galina P. Ivanova, Doctor of Science (Pedagogics), Professor of the Social Pedagogics Faculty of Moscow City University of Psychology and Pedagogics (MGPPU)
Stecevich M. Yurievna, Postgraduate of Peoples' Friendship University of Russia (PFUR); Miklukho-Maklaya St. 6, Moscow, Russia 117198; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article analyzes the development of moral values and its distinctive features among junior schoolchildren and teenagers. The present work shows a comparative analysis of moral beliefs, knowledge and attitudes towards junior schoolchildren and teenagers' moral values. The results of the empirical research on the evaluation of the level of moral values development of contemporary schoolchildren are presented. The article discusses the criteria and indicators measuring the level of development of the schoolchildren.
Key words: moral values, development of moral values, distinctive features, cognitive criterion, world view criterion, criteria of emotional evaluation.
REFERENCES
[1]. Gagarin A.V. Prirodoorientirovannaja dejatel'nost' uchashhihsja kak vedushhee uslovie formirovanija jekologicheskogo soznanija: Monografija / Monografija (izdanie vtoroe, dorabotannoe i dopolnennoe). M: Izd-vo RUDN, 2005.
[2]. Zelinskij K.V. Chernikova T.V. Nravstvennoe vospitanie shkol'nikov: teorija, diagnostika, tehnologii i metody: ucheb.-metod. posobie / K.V. Zelinskij, T.V. Chernikova; pod red. V.I. Slobodchikova; posleslov. V.I. Slobodchikova. M.: Planeta, 2010.
[3]. Ivanova G.P. Kriterial'naja baza osvoenija uchashhimisja nravstvennyh cennostej // Vestnik universiteta (gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2011. № 16.
[4]. Ivanova G.P. Osvoenie nravstvennyh cennostej uchashhimisja obshheobrazovatel'nyh shkol v sovremennyh uslovijah: Monografija / G. P. Ivanova; Mosk. gumanitar.-soc. akad. M.: Socium , 2001.
[5]. Ivanova G.P., Shakirova Je.F. Diagnostika urovnej sformirovannosti social'noj aktivnosti uchashhihsja // Akmeologija. 2013. № 3. S. 35-39.
[6]. Kornienko N.A. Grazhdanstvennost' i patriotizm: osnova duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti // Akmeologija. 2011. № 4(10). S. 38-45.
[7]. Kudaeva, I.A. Osvoenie social'nogo opyta mladshimi shkol'nikami v obrazovatel'nom processe: dissertacija kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.01. Saransk, 2004.
[8]. Kul'nevich SV., Lakocenina T.P. Vospitatel'naja rabota v srednej shkole. Ot kollektivizma k vzaimodejstviju. M.: TC «Uchitel'», 2001.
[9]. Kuranova, M.V. Formirovanie obshhechelovecheskih dobrodetelej u mladshih shkol'nikov v uchebno-vospitatel'nom processe: dissertacija kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.01. M., 1999.
[10]. Mel'nichenko S.A. Osobennosti cennostno-motivacionnoj sfery podrostkov v skautskoj organizacii // Akmeologija. 2013. № 4. S. 81-85.
[11]. Rakovchena S.S. Vozrastnye i individual'nye osobennosti razvitija poznavatel'nyh processov mladshih shkol'nikov // Akmeologija. 2013. № 2. S. 87-89.
[12]. Sergeeva V.P., Nikitina Je.K., Nedveckaja M.N. Metodika vospitatel'noj raboty : uchebnik dlja studentov uchrezhdenij sred. prof. obrazovanija / V.P. Sergeeva, Je.K. Nikitina, M.N. Nedveckoj i dr.; pod red. V.P. Sergeevoj. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2010.
[13]. Slobodjanjuk N.G. Sushhnostnye priznaki vospitatel'noj dejatel'nosti // Akmeologija. 2012. № 1 (41). S. 125-129.
[14]. Stepanova S.S., Moskalenko O.V. Vlijanie semejnogo neblagopoluchija na samoopredelenie podrostkov// Akmeologija. 2010. № 4 (36). S. 58-65.