Научная статья на тему 'Реализация системно-деятельностного подхода в процессе подготовки будущего педагога д00 (на основе использования кейс-технологии)'

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе подготовки будущего педагога д00 (на основе использования кейс-технологии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прозументик Ольга Владимировна, Зорина Ольга Михайловна

В статье раскрываются возможности применения кейс-технологии в процессе подготовки бакалавров по профилю «Дошкольное образование» в русле идей системно-деятельностного подхода к профессиональному образованию. Показываются особенности кейс-технологии, обусловленные ею универсальным, интерактивным и полифункциональным характером. Акцент делается на разработке и апробации кейс-заданий, которые используются на разных этапах обучения в ходе освоения бакалаврами учебной дисциплины «Дошкольная педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прозументик Ольга Владимировна, Зорина Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе подготовки будущего педагога д00 (на основе использования кейс-технологии)»

УДК 378.147

Прозументик О.В., Зорина H.A.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе подготовки будущего педагога Доо (на основе использования кейс-технологии)

В статье раскрываются возможности применения кейс-технологии в процессе подготовки бакалавров по профилю «Дошкольное образование» в русле идей системно-деятельностного подхода к профессиональному образованию. Показываются особенности кейс-технологии, обусловленные ею универсальным, интерактивным и полифункциональным характером. Акцент делается на разработке и апробации кейс-заданий, которые используются на разных этапах обучения в ходе освоения бакалаврами учебной дисциплины «Дошкольная педагогика».

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, профессиональное образование, профессионально-педагогическая деятельность, технология обучения, кейс-технология.

Признание института образования в качестве важнейшего ресурса развития общества и личности предопределяет необходимость поиска путей обновления его составляющих: целевых ориентиров, содержательных и технологических аспектов, ресурсного обеспечения, процедур мониторинга и т.д.

Изменения в сфере образования невозможны без решения задач совершенствования процесса профессиональной подготовкой педагога, практически реализующего потенциал образования. Стратегия и тактика обновления профессионально-педагогического образования раскрыты в ряде нормативных и концептуальных документов, определяющих основные векторы изменений и преобразований в подготовке современного учителя (воспитателя). В Концепции педагогического образования, Стандарте педагога, ФГОС ВО акцентируется внимание на задачах формирования практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций.

Практическая готовность к профессионально-педагогической деятельности выражается в осознанном, обоснованном и свободном применении учителем (вос-

питателем) педагогических умений для решения типичных и нестандартных профессиональных задач. Следовательно, практическая готовность к осуществлению профессионально-педагогической деятельности включает в себя комплекс интеллектуальных и прикладных умений,овладение которыми является необходимым условием формирования и осуществления учителем (воспитателем) профессиональных трудовых действий, обозначенных в Стандарте педагога. Такая готовность должна и может быть сформирована на этапе первоначального освоения педагогической профессии в условиях профессионального образования. Практико-ориентированное обучение может осуществляться на основе различных подходов, в состав которых все чаще исследователи включают системно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов [1], О.В. Тоисеева [5], Т.И. Фисенко [6], А.В. Хуторской [7]).

Ключевыми категориями данного подхода являются понятия «система», «деятельность» и «универсальное учебное действие» (УУД) как центральный элемент учебной деятельности. Подход ориентирует на такое содержание и организацию образователь-

ного процесса, при которых обучающийся осваивает комплекс учебных действий, соотносимых с основными компонентами деятельности (цель-средства-результат) и имеющих универсальный характер, то есть позволяющих достигать не только конкретные цели (связанные с учебным предметом), но и цели надпредметного характера. К таким действиям относятся: целеполагание, плани-рованиие, анализ, сравнение, моделирование и др.

Идеи системно-деятельностного подхода ориентированы преимущественно на решение задач общего образования, но могут быть экстраполированы в сферу профессионального образования, в том числе педагогического. Освоенные обучающимися в школе УУД получают дальнейшее развитие и применение в профессиональном образовании, качественно изменяются и содержательно дополняются, преломляясь через новое образовательное содержание, связанное с овладением присущими педагогической профессии умениями.

Так, например, освоенные в школе общие проектировочные умения позволяют студентам эффективно решать задачи организации собственной самостоятельной учебной деятельности и выступают базой для овладения профессиональными проектировочными умениями. Для овладения умениями проектировать образовательный процесс на основе различных образовательных программ, проектировать образовательную среду с учетом требований к качеству образовательного процесса, взаимодействия субъектов образовательного процесса и т. д. студенту необходимо уметь определять цели проектной деятельности, конструировать процесс ее достижения (моделировать, планировать); самостоятельно реализовывать намеченный план (осуществлять, контролировать и корректировать деятельность); использовать разнообраз-

ные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации плана деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

В осуществлении исследовательской деятельности, имеющей важное значение в подготовке педагога-творца и педагога-инноватора, студент опирается на комплекс УУД, освоенных на этапе предвузовского образования, а именно: владение умениями познавательной,учебно-исследовательской и проектной деятельности (применение различных методов познания;поиска необходимой информации, анализа, систематизации и интерпретации информации; определения и разрешения проблем и т.д.).

Совершенствование УУД и формирование на их основе умений квази-профессио-нальной деятельности требует применения разнообразных образовательных технологий практико-ориентированной направленности (технология «метод проектов», игровые технологии, технологии контекстного обучения и др.). Определенными возможностями в решении задач формирования практической готовности к осуществлению профессиональных функций обладает кейс-технология (Л.Н. Вавилова, Т.С. Панина [4]; И.В. Патрушева [2], О.Г. Смолянинова [3] и др.).

Интерес преподавателей вуза к кейс-технологии обусловлен ее широкими возможностями для приобретения будущими педагогами опыта квазипрофессиональной деятельности, а также ее интерактивным, интегративным и полифункциональным характером.

Основной единицей кейс-технологии является реальная ситуации или ситуация-симуляция, содержание которой связано с профессиональной деятельностью педагога и конкретной прикладной проблемой, требующей эффективного решения. Учебная и квази-профессиональная деятельность

в предложенной ситуации предполагает последовательное применение обучающимися следующих умений: восприятие содержания ситуации, идентификация с её участниками, выделение в ней педагогической компоненты, анализ условий и требований, заданных ситуацией, и выявление профессионально значимой проблемы, поиск путей (способов) решения проблемы с позиции педагога, обоснование и аргументация выбранного варианта, его презентация (вербальной или письменной форме), при необходимости коллективное обсуждение с последующей рефлексией.

Интерактивный и интегрированный характер кейс-технологии проявляется в том, что она реализуется с помощью активных методов обучения и в разнообразных формах квазипрофессиональной деятельности (имитационные, ролевые и деловые игры профессионально-педагогической направленности, мозговой штурм, дискуссия, педагогическое моделирование и др.). Это позволяет студентам приобрести опыт решения педагогических проблем и задач не только на метальной уровне, но и на прикладном.

Разнообразные возможности кейс-технологии позволяют вести речь о ее полифункциональности. С помощью данной технологии могут успешно решаться задачи профессионального обучения, контроля и оценки его результатов, формирования опыта коммуникативного взаимодействия и рефлексии профессионального роста, развития профессиональной мотивации.

Универсальность кейс-технологии состоит в возможности применения в различных областях профессиональной подготовки будущих педагогов. Курс «Дошкольной педагогики» является профильным и системообразующим в профессиональном образовании бакалавров по профилю «До-

школьное образование». В процессе освоения данного курса создаются условия как для совершенствования УУД, приобретенных студентами на ступени общего среднего образования, так и для формирования профессионально значимых интеллектуально-прикладных умений.

Кейс-технология включает в себя технологии разработки содержания и применения кейса [2; 3; 4].

Анализ литературы по вопросам применения кейс-технологии в образовательной практике позволяет выделить следующие этапы разработки содержания кейса:

• определение раздела учебной дисциплины, которому посвящена ситуация;

• формулирование целей и задач кейса;

• определение проблемной ситуации,

• поиск источников информации для кейса (интернет-ресурсы, печатные издания, видеоматериалы);

• отбор ситуации из профессиональной деятельности или создание ситуации;

• оформление кейса (описание ситуации, формулировка заданий к ситуации, критериев-требований к ответам на задания);

• экспертная оценка кейса компетентными лицами;

• апробация и корректировка кейса;

• подготовка методических рекомендаций по использованию кейса на занятиях и в самостоятельной работе студента (требования к презентации кейса студентам, вопросы для дискуссии, описание действий студента и преподавателя во время обсуждения ситуации и проигрывания вариантов решения кейс-заданий, требования к оформлению и презентации самостоятельно выполненных кейс-заданий студентами и т.п.).

Технология применения кейса предполагает последовательное выполнение субъектами образ процесса следующих «шагов»:

Преподаватель Студент

предложить студентам ознакомиться с кейсом, сориентировать на педагогический контекст ситуации познакомиться с текстом ситуации, выделить в ней педагогический аспект

организовать обсуждение содержания ситуации, направить внимание студента на требования и условия, оказать при необходимости помощь в выявлении и формулировании педагогической проблемы обозначить требования и условия ситуации, сформулировать проблему (при необходимости совместно с преподавателем)

осуществить педагогическую поддержку и сопровождение студентов в процессе выполнения кейс-заданий выполнение заданий к кейсу

организовать деятельность студентов по оценке выполненных заданий: - предъявить или совместно со студентами определить комплекс оценочных критериев; - предложить обсудить результаты работы над заданиями; - познакомить с результатами оценивания заданий и привести аргументацию оценка выполнения заданий к кейсу

Обозначенные способы организации деятельности студента с кейсом могут изменяться, дополняться в зависимости от этапа освоения студентами содержания учебной дисциплины.

Кейс-метод в процессе преподавания курса «Дошкольная педагогика» может быть использован для формирования профессиональных умений: целеполагания, моделирования, проектирования, рефлексии и др. Существующее содержательно-технологическое оснащение учебной дисциплины «Дошкольная педагогика», доступное в настоящее время преподавателю, включает в себя описания некоторых кейс-заданий и рекомендаций их использованию. Это предопределяет необходимость разработки преподавателем содержательных и прикладных аспектов применения кейс-технологии в преподавании учебного предмета с учетом требований, задаваемых ФГОС ВО, спецификой условий современного дошкольного образования (в том числе региональных).

Нами предпринята попытка разработки и апробации кейс-заданий, которые могут быть использованы на разных этапах обучения (вводный, основной, заключительный).

В начале изучения радела или крупной темы кейс-метод целесообразно применять для развития мотивации студента к освоению профессионально-значимого содержания. Так, студентам предлагается ситуация, имеющая место в реальной практике, близкая опыту студента и не требующая специальных знаний и умений для ее разрешения. Перед началом лекции, посвященной новой теме (например, «Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей в ДОУ»), преподаватель предлагает студентам выполнить кейс-задание. Студенты знакомятся с текстом.

В ДОУ проводится педсовет по теме «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Методист предложил участникам высказать свое мнение по вопросу: «Какова роль педагога в развитии игровой деятельности детей?». Первым выступил педагог-психолог: «Игра - это самостоятельная и творческая деятельность детей, поэтому любое вмешательство педагога неизбежно приведет к ее разрушению, подавлению детской инициативы и самого желания играть. Воспитатель должен ограничиться созданием средовых условий для свободной игры». Психологу возразил опытный воспитатель: «Одной игровой среды недостаточно для

того, чтобы дети развернули интересную содержательную игру. Необходимо обучать детей этому виду деятельности. Поэтому педагог не только наблюдает детскую игру, но и активно вовлекается в нее: берет роль, демонстрирует игровые действия, дает указания и т.д.». В разговор включился молодой воспитатель: «Я согласна с психологом, что истинная игра - это всегда самостоятельная и свободная деятельность ребенка. Однако, не освоив культуру игровой деятельности, воспитанник не сможет в полной мере реализовать свои творческие замыслы и игровые инициативы. Поэтому этап обучения детей игре является необходимым». Методист обратился к участникам педсовета: «Какой же точки зрения мы будем с вами придерживаться в работе с детьми?»

Далее преподаватель организует обсуждение ситуации по следующим вопросам:

1. Выразите свои суждения по каждой из представленных в ситуации позиций относительно роли педагога в развитии игровой деятельности детей. Приведите аргументы.

2. Почему педагог-психолог и воспитатели, работающие с детьми дошкольного возраста, высказали столь противоречивые суждения относительно роли педагога в развитии игровой деятельности детей.

3. Какими же знаниями необходимо обладать педагогу для того, чтобы определить и аргументировать профессиональное мнение по вопросу «Какова роль педагога в развитии игровой деятельности детей?».

Оценка ответов студентов не осуществляется, поскольку использование кейса в данном случае используется для мотивации студентов к освоению нового учебного содержания. После обсуждения ситуации преподаватель предлагает студентам принять участие в составлении плана предстоящей лекции.

В завершении лекционного занятия студентам предлагается вернуться к своим ответам к кейс-заданию, изменить, уточнить,

аргументировать эти ответы с учетом освоенного на лекции учебного содержания. Данный приём позволять сформировать умение осознанного и осмысленного отношения к учебному содержанию.

На основном этапе овладения содержанием учебной дисциплины «Дошкольная педагогика» использование кейс-технологии связано с решением задач формирования собствен но-профессиональных умений студентов: анализ объективного состояния образовательного процесса, проектирование образовательного процесса, структурирование содержания дошкольного образования, оперирование документами в сфере дошкольного образования, организация взаимодействия субъектов образовательного процесса, разработка индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников. Проиллюстрируем на конкретном примере.

Со студентами проводится практическое занятие по теме «Проектирование образовательного процесса на основе учета индивидуальных особенностей развития ребенка». В первой части занятия студентам предлагается обсудить актуальность изучаемых вопросов; актуализировать знания и опыт, приобретенные ранее по изучаемому вопросу; осуществить целеполагание(определить для себя цель предстоящей деятельности). Во второй части занятия студентам предлагается познакомиться с содержанием кейс-задания.

Содержание кейса.

Ребёнок шести лет очень увлечен рисованием, он использует для этого все возможности: он рисует и в групповой комнате, и на участке (на земле, на снегу). Рисование мальчик предпочитает больше других видов деятельности, постоянно привлекает внимание педагога к своим рисункам, гордится ими. Он с удовольствием посещает кружок рисования в детском саду. На предложение воспитателя показать свои рисунки другим

детям, рассказать о них, включиться в коллективную изобразительную деятельность часто отвечает отказом.

Задания:

1. Укажите не менее двух возможных причин одностороннего увлечения ребенка рисованием.

2. Сформулируйте задачи индивидуальной работы с ребенком с учетом указанных вами причин.

3. Раскройте возможности привлечения к реализации обозначенных задач других субъектов образовательного процесса (родителей, специалистов детского сада, педагога дополнительного образования).

4. Предложите комплекс мероприятий (не менее четырех), обеспечивающих решение обозначенных вами задач индивидуальной работы (напишите тему мероприятия, форму организации, краткое содержание).

Преподаватель проводит краткую беседу со студентами с целью выявления понимания содержания кейса; устанавливает, смогли ли студенты выделить его педагогическую составляющую; проводит инструктаж к предстоящей деловой игре, связанной с содержанием кейса; помогает распределить роли и дает вводные указания к предстоящей совместной деятельности.

Третья часть занятия проводится в форме деловой игры, предполагающей организацию квазипрофессиональной деятельности студентов.

Задание к кейсу выполняется студентами в рамках деловой игры «Педагогический консилиум». В соответствии с взятой на себя ролью (воспитатель, педагог-психолог, педагог дополнительного образования,родитель и др.) студент предлагает для обсуждения в игровой группе свои варианты ответов к заданиям; после обсуждения группой принимается оптимальные варианты ответов на задания. После окончания игры преподаватель организует рефлексию ее хода и результата, а также оценивает достижения

каждого студента в личностном и профессиональном развитии.

Время игры: 40 минут.

Индивидуальная оценка деятельности студентов на занятии осуществляется на основе критериев-требований к ответам на задания.

Задание 1. Максимальная сумма -

2 балла.

Требования к содержанию: отмечена успешность ребенка в рисовании, которая обеспечивает возможности самореализации, недостаточное владение способами коммуникативной деятельности (2 балла).

Задание 2. Максимальная сумма -

3 балла.

Требования к содержанию: соответствие содержания задачи указанной причине. Например, содействовать осознанию ребенком возможности использования продуктов рисования в других видах деятельности (изготовление игровых атрибутов, декораций и т.д.), способствовать формированию коммуникативных умений и расширению опыта коммуникативной деятельности (1 балл за каждую задачу).

Требования к форме. Задачи должны быть сформулированы диагностично, то есть нужно четко фиксировать ожидаемый результат (1 балл за каждую задачу).

Задание 3. Максимальная сумма -3 балла.

Требования к объему: названы возможности взаимодействия с родителями, специалистами детского сада (педагогом-психологом и др.), педагогом дополнительного образования (1 балл).

Требования к содержанию: раскрывает возможности участия в реализации задач других субъектов образовательного процесса. Например, педагог дополнительного образования организует в детском саду персональную выставку рисунков и привлекает внимание воспитанников к успехам данного ребенка, педагог-психолог

включает ребенка в коммуникативные игры со сверстниками, родитель расширяет опыт использования продуктов рисования в разных видах деятельности и др. (2 балла).

Задание 4. Максимальная сумма -5 баллов.

Требования к объему: названы четыре и более мероприятия, обозначена их тема, форма организации и краткое содержание (1 балл).

Требования к содержанию: тема, форма организации и краткое содержание мероприятия соотнесены друг с другом; предусмотрено использование разных форм работы (1 балл за каждое мероприятие).

Заключительный этап освоения студентами содержания учебной дисциплины «Дошкольная педагогика» связан с реализацией контрольно-оценочной функцией кейс-технологии. Так, для выявления уровня и полноты освоения темы «Методы познавательного развития и воспитания детей дошкольного возраста» студентам предлагается индивидуально выполнить контрольное кейс-задание.

Содержание кейса.

Педагог старшей группы детского сада предложила воспитанникам подумать о том, почему современные корабли строят из металла, а не из других материалов. Воспитатель рассказала детям о том, что раньше для строительства водного транспорта использовалась древесина: прочный, не тонущий материал. Когда люди придумали, как добывать и перерабатывать железную руду, они стали создавать корабли из железа. Педагог показала детям опыт: погрузила в воду несколько предметов, сделанных из дерева, пластмассы, металла. Обратила внимание воспитанников на то, что предметы из металла тонут в воде. Затем вновь обратилась к воспитанникам с вопросами: «Если металл тонет в воде, он тяжелый, более плотный, чем древесина или пластмасса, то почему из этого материала строят корабли, почему

они не тонут в воде?». Заметив, что дети затрудняются ответить на поставленный вопрос, педагог продолжила рассказ: «Из металла создается каркас корабля, он заполнен воздухом, потому становится легким и устойчивым на воде. Если заполнить этот каркас водой, то корабль сразу же погрузится в воду».

Задания:

1. Установите, в какой мере педагогу удалось с помощью используемых методов побудить воспитанников к самостоятельному решению проблемной познавательной задачи. Обоснуйте свой ответ.

2. Укажите не менее трех методов, с помощью которых возможно обеспечить повышение познавательной активности детей.

3. Предложите вариант осуществления предварительной работы к проведению опыта по ознакомлению воспитанников со свойствами железа (укажите задачи и методы их реализации).

4. Сформулируйте критерии оценки эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО?

Требования к ответам:

Задание 1. Максимальная сумма -2 балла.

Требования к содержанию: отмечена низкая эффективность образовательной работы, в обосновании ответа указаны допущенные воспитателем методические ошибки. Например: использование метода рассказывания и демонстрации опыта при отсутствии возможности организации самостоятельных исследовательских действий детей, нарушение требований технологии организации познавательно-исследовательской деятельности детей (2 балла).

Задание 2. Максимальная сумма -4 балла

Требования к объему: наличие трех и более методов (1 балл)

Требования к содержанию: названы такие методы, как: проблемная ситуация, экспериментирование, эвристическая беседа, частично-поисковый метод, моделирование.

Задание 3. Максимальная сумма -4 балла.

Требования к содержанию: соответствие предложенных методов сформулированным задачам. Например, задача обогащения представлений детей о материалах и их свойствах, о связях между функциями предметов и материалов, из которых они изготовлены: обследование предметов, изготовленных из разных материалов, рассматривание экспонатов выставки предметов из металлов, рассказ педагога, чтение познавательной литературы, составление загадок о предметах из металла и др. Задача формирования опыта познавательно-исследовательской деятельности: дидактическое упражнение «Что будет, если», дидактическая игра «Тонет - не тонет», решение проблемных ситуаций и др.

Задание 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Требования к содержанию: в ответе отражается наличие интереса к познавательно-исследовательской деятельности, владение умениями анализировать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезы и осуществлять действия по ее проверке, самостоятельность, наличие знаний о причинно-следственных связях (между свойствами материала и функциями предмета).

В соответствии с результатами оценки выполненных студентами кейс-заданий преподаватель делает выводы об уроне

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

освоения студентами знаний и умений по изученной теме дисциплины. Эти данные позволяют преподавателю осуществить коррекцию учебного содержания, определить возможности дополнительного обращения к изученному студентами учебному материалу.

Таким образом, системно-деятельност-ный подход в профессиональном образовании будущего педагога ориентирован на совершенствование УУД и формирование на этой основе профессионально значимых умений.

Использование в профессиональном образовании кейс-технологии позволяет усовершенствовать и оптимизировать процесс формирования таких умений. Применение кейс-технологии возможно на разных этапах освоения студентами учебной дисциплины. На каждом из этих этапов данная технология позволяет решать определенные задачи формирования практической готовности будущих педагогов к выполнению профессиональных умений.

Эффективность применения кейс-технологии в преподавании той ли иной учебной дисциплины определяется рядом условий: сочетание данной технологии с другими образовательными технологий; соотнесение содержания кейс-заданий и методики организации с различными этапами освоения учебной дисциплины; обеспечение возможностей постепенного перехода студентов с уровня совместного с преподавателем решения кейс-заданий к самостоятельно-репродуктивному уровню и далее - творческому.

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.

2. Патрушева И.В. Организация самостоятельной работы студентов педвуза с использованием кейс-метода // Педагогическое образование в России. 2015. №8. С. 19-23. [Электронный ресурс]. Режим доступа: И11р://суЬег1етпка.ги/агЬ'с1.е/п/огдап1-7а1$1-уа-$ато$1оуа1е1.поу-raboty-studentov-pedagogicheskogo-vuza-s-ispolzovaniem-keys-metoda (дата обращения: 20.11.2016).

3. Смолянинова О. Г., Храмова Л.Н., Колокольникова З.У. [и др.]. Реализация кейс-технологии в профессиональной подготовке будущего педагога // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-keys-tehnologiy-v-professionalnoy-podgotovke-buduschego-pedagoga (дата обращения: 20.11.2016).

4. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т.С. Паниной. 4-е изд., стер. М.: ИЦ Академия, 2008. 176 с.

5. Тоисеева О.В. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 198-203.

6. Фисенко Т.И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovesnic.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=329:2013-05-08-15-34-22&catid=49:2012-12-16-14-08-14&Itemid=67 (дата обращения: 20.11.2016).

7. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Эйдос: интернет-журнал. 2012. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/ journal/2012/0329-10.htm (дата обращения: 20.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.