С. Н. Мамаева
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ К МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
Работа представлена кафедрой теории и методики профессионального образования
Дальневосточного государственного университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. А. Невзорова
В статье рассматривается подготовка бакалавров педагогики к методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении средствами кейс-технологии.
The article views training of Bachelors of Pedagogy for methodical activity in a preschool by means of the case technology.
В настоящее время в связи с необходимостью привести систему высшего образования в России в соответствие с международными требованиями, инициированными Болонским процессом, ведется подготовка бакалавров разных областей знаний, в том числе по направлению «Педагогика». Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает подготовку по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» с присвоением ква-лификации «организатор - методист дошкольного образования». Выпускник вуза -бакалавр педагогики, получивший подготовку по профессионально-образовательному профилю «Управление дошкольным образованием», относится к специалистам
дошкольного образования и может занимать должность старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Предметом труда данного специалиста является детство как уникальный период жизни человека, ребенок дошкольного возраста, педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования, дошкольные образовательные учреждения, управленческая деятельность в сфере дошкольного образования, т. е. вся система дошкольного образования.
Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения относится к руководителям второго звена. Он планирует, организует, координирует деятельность всех педагогических работников детского сада, непосредственно занимается органи-
зацией методической работы в ДОУ, руководит и отвечает за данное направление работы.
Мы понимаем под методической работой в дошкольном образовательном уч-реждении целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного учреждения в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.
Рассматривая дошкольное учреждение как целостную, динамическую систему, исследователи считают1, что ее оптимальное жизнеобеспечение возможно лишь при владении старшим воспитателем культурой профессионального управления, умении планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу коллектива на научной основе. Современное руководство ДОУ требует от старшего воспитателя определенных управленческих способностей: исследовательских, проектировочных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных, а профессиональная и личностная готовность выпускника не соответствует этим требованиям.
Перестройка профессиональной подготовки в высших педагогических образовательных учреждениях предполагает разработку инновационных технологий, ориентированных на профессиональное развитие, образовательные процессы тормозятся отсутствием методических разработок, в которых управленческие способности рассматриваются комплексно, в контексте с производственной ситуацией.
Ведущая роль в развитии управленческой компетентности будущего организатора-методиста принадлежит циклу дисциплин профильной подготовки, в которых предполагается интеграция и обновление их содержания с ориентацией на задачи будущей профессиональной деятельности.
Профиль «Управление дошкольным образованием» объединяет цикл дисциплин: «Менеджмент и маркетинг», «Управление дошкольным образованием», «Психологические основы управления дошкольным образованием», «Правовые основы управления и организация финансово-хозяйственной деятельности ДОУ». Достижение целей профессиональной подготовки будущих организаторов-методистов будет обеспечиваться решением следующих педа-готических задач:
• установление внутри- и междисциплинарных связей указанных дисциплин;
• активизация самостоятельной деятельности студентов, включение их в исследовательскую деятельность на основе интеграции знаний;
• использование современных профессионально ориентированных образовательных технологий.
Для реализации этих педагогических задач в нашей модели предполагается: усвоение профессиональных знаний, погружение студентов в будущую многоаспектную социальную среду, формирование навыков принятия управленческих решений, активизация познавательной деятельности студентов средствами кейс-технологии. Кейс-технология представляет собой современную синкретическую технологию обучения-воспитания (case study) - технику обучения, использующую описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case - «случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное изложение какой-то конкретной реальной ситуации в учреждении.
Кейс-технология включает в себя метод ситуационного анализа, ситуационные за-
дачи, ситуационные упражнения, анализ конкретных ситуаций, метод кейсов, метод «инцидента», метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, метод ситуационно-ролевых игр, метод дискуссии2. Источником выбора содержания кейсов становится будущая профессиональная деятельность, представленная в виде модели профессиональной деятельности старшего воспитателя (К. Ю. Белая, П. И. Третьяков). Включение ситуаций из реальной практики конкретного дошкольного образовательного учреждения, различного характера зависит от педагогической цели и решения определенных образовательных задач, которые ставит преподаватель.
Изучив систему профессиональных управленческих функций и видов деятельности (К. Ю. Белая, П. И. Третьяков), должностные обязанности старшего воспитателя (К. Ю. Белая), должностную инструкцию заместителя заведующей по воспитательно-образовательной работе (Т. А. Данилина), примерную должностную инструкцию старшего воспитателя (Н. Ю. Честнова), обобщив взгляды специалистов в области профессионального становления с применением кейс-технологий, мы определили цель включения кейс-технологии в образовательный процесс. Основной целью мы считаем приобретение студентами специальных профессиональных знаний и умений, навыка принятия управленческого решения с учетом этических последствий, овладение опытом методической деятельное -ти старшего воспитателя на основе анализа профессиональных ситуаций.
Составляющие элементы кейс-технологии встраиваются в содержание практических занятий в виде блоков на основании модели профессиональных умений и навыков старшего воспитателя. Для реализации цели каждого блока предлагаются специально подготовленные, дифференцированные ситуационные задачи и упражнения, кейсы, ситуационно-ролевые и деловые игры, дискуссии. Блоки выстроены в логи-
ке с моделью методической деятельности и моделью знаний умений и навыков старшего воспитателя.
В результате работы с применением кейс-технологии студент приобретает профессиональные знания, умения и навыки.
Представим блоки модели профессиональных умений и навыков, к которым разработаны соответствующие кейсы.
Блок 1. Информационно-аналитическая деятел ьность.
Цель: подготовка студентов к информационно-аналитической деятельности.
Результат: знания, умения и навыки в информационно-аналитической деятельности старшего воспитателя. Образовательный процесс строится на работе с аналитическими и исследовательскими кейсами («информационный лабиринт»), формирующими умения и навыки в деятельности.
1.1. Научно-методическое обеспечение:
• умения поиска, получения, анализа внешней информации: директивных и нормативных документов органов управления;
• умения поиска, отбора новых прогрессивных психолого-педагогических идей, эффективных методов дошкольного воспитания, педагогического опыта.
1.2. Работа с педагогическими кадрами:
• умение анализировать внутреннюю информацию;
• умение изучать потребности воспитателей в методическом обеспечении.
1.3. Воспитательно-образовательный процесс:
• умение анализировать и квалифицировать исходную информацию;
• умение самостоятельно вырабатывать и активно реализовывать решение;
• навык работы с документами по учебно-воспитательной работе.
1.4. Работа с семьей и общественностью:
• умение выявлять запрос социума на образовательную деятельность;
• умение донести до потребителя информацию о деятельности ДОУ;
• умение изучать потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей при оказании образовательных услуг;
• умение изучить запрос школы по готовности детей к обучению.
Блок 2. Проектно-конструктивная деятельность.
Цель: подготовка студентов к проектно-конструктивной деятельности.
Результат: знания, умения и навыки в проектно-конструктивной деятельности старшего воспитателя. Образовательный процесс строится на работе с прогностическими и систематизирующими кейсами, деловыми и ситуационно-ролевыми, имитационными играми, организационно-дея-тельностными играми, формирующими умения и навыки в деятельности.
2.1. Научно-методическое обеспечение:
• умение определить цели и задачи жизнедеятельности ДОУ, его перспективы и перспективы научно-методической работы коллектива;
• умение составлять программу развития, годовой план работы ДОУ.
2.2. Работа с педагогическими кадрами:
• умение планировать повышение квалификации педагогов;
• умение разработать модель деятельности каждого педагога.
2.3. Воспитательно-образовательный процесс:
• умение осуществлять планирование образовательного процесса;
• умение составлять сетку занятий по возрастным группам;
• умение планировать деятельность и комплектацию методического кабинета;
• умение комплектовать группы учебными пособиями, играми, игрушками и др.
2.4. Работа с семьей и общественностью:
• умение составлять программу по педагогическому сопровождению семьи;
• умение планировать работу по преемственности ДОУ и школы, другими учреждениями дополнительного образования, культурно-досуговыми центрами;
• умение системно мыслить, самостоятельно вырабатывать и активно реализовы-вать решение;
• навык проектирования.
Блок3. Организационно-исполнительская деятел ьность.
Цель: подготовка студентов к организационно-исполнительской деятельности.
Результат: знания, умения и навыки в организационно-исполнительской деятельности старшего воспитателя. Образовательный процесс строится на работе с обучающими кейсами (инцидент, баскетметод), деловыми и ситуационно-ролевыми, операционными играми, формирующими умения и навыки в деятельности.
3.1. Научно-методическое обеспечение:
• умение осуществлять подбор и расстановку кадров, аттестацию педагогов;
• умение оказать методическую помощь педагогам;
• умение организовать взаимодействие всех специалистов ДОУ.
3.2. Работа с педагогическими кадрами:
• умение организовывать взаимодействие воспитателей и специалистов ДОУ, воспитателей и родителей, родителей и специалистов ДОУ;
• умение организовать все формы работы с педагогами;
• умение создавать благоприятный социально-психологический климат;
• умение самостоятельно вырабатывать и активно реализовывать решение;
• навык организаторской деятельности.
3.3. Воспитательно-образовательный процесс:
• умение организовывать воспитательно-образовательную работу;
• умение подготовить и провести педагогический совет.
3.4. Работа с семьей и общественностью:
• умение организовать систему мероприятий по просвещению семей;
• умение организовать систему совместных мероприятий со школой по вопросам
преемственности; детскими культурно-до-суговыми центрами.
Блок 4. Контрольно-регулятивная деятельность.
Цель: подготовка студентов к контрольно-регулятивной деятельности.
Результат: знания, умения и навыки в контрольно-регулятивной деятельности старшего воспитателя. Образовательный процесс строится на работе с аналитическими, исследовательскими, систематизирующими кейсами, деловыми и ситуационно-ролевыми, имитационными играми, формирующими умения и навыки в деятельности.
4.1. Научно-методическое обеспечение:
• умение осуществлять все виды внутри-садовского контроля;
• умение осуществлять контроль над выполнением инструкций по охране жизни и здоровья детей.
4.2. Работа с педагогическими кадрами:
• умение осуществлять контроль над состоянием документации по группам;
• умение осуществлять контроль над профессиональной компетентностью педагогов, повышением квалификации педагогов.
4.3. Воспитательно-образовательный процесс:
• умение оценить качество учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды (мониторинг);
• умение оценить уровень освоения детьми образовательной программы;
• умение оказать помощь в организации учебно-воспитательного процесса;
• умение оценить и регулировать систему отношений в коллективе детей и взрослых, психологический климат в коллективе.
4.4. Работа с семьей и общественностью:
• знание законодательства международного и федерального уровней по защите прав и достоинств ребенка дошкольного возраста;
• знание основ работы с педагогическими кадрами по выявлению нарушений прав ребенка;
• знание основ регулирования детско-родительских отношений и направления работы с воспитателями в этой области;
• умение осуществлять все виды контроля над работой с родителями;
• умение самостоятельно вырабатывать и активно реализовывать решение.
Большинство рассматриваемых производственных ситуаций требует привлечения специальных знаний. Эти знания приходят только с овладением профессией. Наша технология предполагает развить конкретные навыки и умения будущих специалистов.
Организационный компонент и кейс-технологию по «Управлению дошкольным образованием» можно представить в виде табл. 1.
Таблица 1
Дисциплина о. 1-о <и г <и .о 1-о о т г <и о та 1-о ю та о. ь о ч > < 1екции к 1-К I та (0 £ к о ц 0 1 X <и 1-
о > о. 1- г та О га о. С о >5 <и
Менеджмент и маркетинг 5,6,7 180 90 90 34 22 34
Управление дошкольным образованием 7,8 180 90 90 34 6 50
Психологические основы управления дошкольным образованием 7,8 120 60 60 34 8 18
Правовые основы управления и организация финансово-хозяйственной деятельности ДОУ 7,8 120 60 60 16 4 40
Каждая из рассматриваемых дисциплин в разделе «организация самостоятельной работы» предусматривает решение профессиональных задач. Мы подготовили пособие «Кейс-технология в цикле управленческих дисциплин», в нем представлена модель организации самостоятельной деятельности студента по подготовке кейса, которая состоит из самостоятельной домашней работы по подготовке к занятию и самостоятельной работы в аудитории.
Умение бакалавра педагогики решать профессиональные задачи на основе знаний, профессионального и жизненного
опыта, ценностей и наклонностей рассматривается в качестве интегративного показателя профессионального становления будущих специалистов дошкольного образования и обозначается как профессиональная компетентность, «вот почему метод анализа ситуаций будет востребован столь долго, сколько будет существовать наука и практика управления»3. Следовательно, использование ситуаций, упражнений, ситуационно-ролевых игр, кейсов в учебном процессе вуза открывает надежные перепек -тивы для обновления содержания профессионального образования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2004. С. 337.
2 Панфилова А. П. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / А. П. Панфилова, Л. А. Громова, И. А. Богачек, В. А. Абчук. Под ред. Проф. В. П. Соломина. СПб.: Питер, 2004. С. 19, 45, 15.
3 Там же.