Абрамовских Н. В. Реализация принципов индивидуального подхода в профессиональной подготовке бакалавров по направлению Педагогическое образование // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76020. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2016/76020.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 76020 УДК 378.1
Абрамовских Наталья Викторовна,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут natall-270171@mail.ru
Реализация принципов индивидуального подхода в профессиональной подготовке бакалавров по направлению Педагогическое образование
Аннотация. В статье рассмотрена проблема реализации педагогических принципов индивидуального подхода в современном профессиональном образовании бакалавров педагогики. Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей построения содержания дисциплины «Введение в профессию» и технологий ее реализации. Ключевые слова: педагогические принципы, индивидуальный подход, профессиональная подготовка бакалавров, педагогические технологии. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Перед современной системой профессионального педагогического образования стоят задачи не только передачи будущему педагогу необходимой системы знаний, умений, навыков, а обеспечение индивидуальной траектории его продвижения в своем развитии, помощь в становлении его уникальности как профессионала. Именно поэтому одной из важнейших проблем педагогического образования является создание условий для перехода к персонифицированному образованию, ориентированному на развитие каждой личности [1-3]. Особенно актуально решение данной задачи на первом этапе вхождения студента в педагогическую деятельность. Поэтому выстраивание не только содержания дисциплин, которые изучают первокурсники, но и выбор наиболее оптимальных технологий их преподавания является той проблемой, решение которой определяет успех адаптации обучающего к профессиональной системе подготовки, создает условия для мотивации студента на успешное обучение в вузе.
На наш взгляд, особую роль в обозначенном аспекте занимают дисциплины, направленные на формирование у студентов общего представления об особенностях педагогической профессии, направлениях ее реализации в современной системе образования, развивающие профессиональную мотивацию будущих педагогов. В учебном плане подготовки бакалавров по направлению Педагогическое образование к таким дисциплинам относится «Введение в профессию». Опыт реализации данной дисциплины при подготовке студентов-бакалавров по профилю «Дошкольное образование» в Сургутском государственном педагогическом университете позволяет выделить наиболее эффективные, на наш взгляд, методы и приемы ее ведения в учебном процессе вуза.
Планирование особенностей организации взаимодействия со студентами в рамках любой учебной дисциплины должно начинаться с постановки целей и задач. Основной целью реализации предмета «Введение в профессию» стало формирование у обучающихся понимания избранной профессии и способов достижения профессионального мастерства.
Задачами дисциплины стали:
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абрамовских Н. В. Реализация принципов индивидуального подхода в профессиональной подготовке бакалавров по направлению Педагогическое образование // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76020. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2016/76020.htm. - ISSN 2304-120X.
1. Формировать у студентов представление о педагогической профессии и степени своего соответствия ей.
2. Способствовать начальному формированию у студентов профессионального самосознания и повышению степени осознанности необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией.
Структура курса состоит из трех модулей, раскрывающих основные вопросы вхождения будущего бакалавра в педагогическую профессию. В первом модуле «Общая характеристика педагогической профессии и перспектив ее развития» работа студентов предусматривает знакомство со следующими темами:
- Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития.
- Выдающиеся педагоги в истории развития образования.
- Сущность и специфика педагогической деятельности.
- Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство.
Необходимо отметить, что учебное взаимодействие с каждым обучающимся выстраивается на основе принципа личностного целеполагания студентов и с учетом его личностных учебных целей. Данный принцип предполагает опору на глубинное качество человека - способность постановки целей своей деятельности [4]. Это один из ключевых принципов, обеспечивающих продуктивную образовательную деятельность. Реализация данного принципа осуществляется с помощью технологии портфолио. На первом занятии студентам предлагается вести предметное портфо-лио, которое является основанием для получения в дальнейшем зачета по данной дисциплине. Вместе с тем функции у данной технологии гораздо разнообразнее. Оно обеспечивает не только формальную фиксацию достижений, но и помогает организовать и сохранить даже незначительный, на первый взгляд, результат изменений обучающихся, а в дальнейшем и провести многомерный анализ достигнутого. Портфолио направлено на фиксацию личных достижений и способствует осознанию студентом основных составляющих его статуса как будущего учителя. Содержательный контроль и оценка обучающихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития результатов учебной деятельности с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов. В содержание своего портфолио студенты включают творческие работы, отражающие их интересы, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, обобщение изученного материала в виде таблиц, схем, подборки научных статей, отражающих решение проблем, которые обсуждаются в рамках конкретного учебного занятия и прочее.
Работа с предметным портфолио начинается с моделирования структуры индивидуального портфолио образовательных и личных достижений (планирование перечня рубрик и состава презентуемых материалов). Большинство студентов считают необходимым в качестве вводной части портфолио представить сведения о себе, своих увлечениях, интересах, а также определяют свои цели в рамках изучения дисциплины «Введение в профессию». При этом цели деятельности могут меняться, корректироваться, что так же является показателем индивидуальных изменений студента при освоении необходимых компетенций в профессии. Для этого в рамках дисциплины используется система диагностических заданий, направленных на самооценку бакалаврами уровня сформированности таких качеств, как эмпатия, коммуникативные компетенции, умение работать в команде и других, необходимых для качественного выполнения педагогической деятельности. Результаты выполнения диагностики служат для выстраивания собственной программы саморазвития как будущего педагога.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абрамовских Н. В. Реализация принципов индивидуального подхода в профессиональной подготовке бакалавров по направлению Педагогическое образование // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76020. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2016/76020.htm. - ISSN 2304-120X.
Одной из первых работ, вкладываемой в портфолио, является мини-эссе «Мой выбор профессии». Педагогическое назначение работы над эссе: предоставление возможности осуществить глубокое изучение или исследование соответствующей темы в рамках поставленного общего вопроса. Следовательно, в рамках поставленной проблемы каждый студент может сформулировать более конкретную тему, которая определит предмет его собственного изучения. По результатам написания эссе определяется наличие или отсутствие следующих умений:
- определять тему и формулировать предмет собственного исследования или исходные тезисы;
- правильно подбирать и эффективно использовать необходимые источники;
- критически анализировать различные факты и оценивать их интерпретацию;
- высказывать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении источников;
- представлять работу, которая хорошо спланирована и организована;
- логически развивать тему, последовательно и связно излагать и аргументировать; излагать документально точно, опираясь на ссылки из использованных источников, надлежащим образом оформлять библиографию, сноски и примечания.
Для того чтобы студенты смогли не только в теории определить современные подходы к реализации профессиональной деятельности педагога, но и на практике увидеть опыт деятельности образовательных организаций дошкольного образования в конце первого модуля предусмотрена экскурсия в дошкольную организацию, где будущие педагоги принимают участие в мастер-классах, имеет возможность обсудить вопросы, которые волнуют их на пути освоения будущей профессии. При этом студенты не пассивные слушатели, а активные участники всех форм образовательного взаимодействия в рамках предлагаемых мероприятий с педагогами дошкольной организации. Взаимодействие с образовательными организациями позволяет не только сформировать у бакалавров первичное представление о дошкольной организации и направлениях ее деятельности, но и познакомить с передовым опытом работы лучших педагогов, особое внимание уделяется рассмотрению проблемы становления педагогов-мастеров как профессионалов. В процессе встреч с педагогическим коллективом дошкольной организации студенты получают возможность узнать истории роста педагогического мастерства конкретного воспитателя, педагоги делятся опытом достижения конкретных результатов в своей профессиональной деятельности. Это создает мотивационную основу для бакалавров к выстраиванию собственных индивидуальных траекторий продвижения себя как будущего педагога, помогает более осознанно относиться к выбору методов и приемов своего профессионального роста в рамках будущей профессии.
Таким образом, основой организации работы со студентами в рамках дисциплины «Введение в профессию» становится так же принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Студент имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов. Творчество студентов возможно только в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности. Для этого преподаватель должен обеспечить студентам право выбора целей занятий, способов их достижения, темпов творческой работы, форм ее выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд студента на проблему, его аргументированные выводы и самооценки.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абрамовских Н. В. Реализация принципов индивидуального подхода в профессиональной подготовке бакалавров по направлению Педагогическое образование // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76020. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2016/76020.htm. - ISSN 2304-120X.
Второй модуль дисциплины «Введение в профессию» - «Профессиональная компетентность и культура педагога» включает в себя следующие темы:
- Требования к профессиональной компетентности и культуре педагогической деятельности.
- Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускников.
- Профессиональный стандарт педагога.
Содержание занятий со студентами в рамках данного модуля направлено на закрепление знаний об основных функциях педагогической деятельности, характерных чертах педагогической деятельности, требования, предъявляемых к педагогу-профессионалу, принципах реализации педагогической деятельности. Работа с бакалаврами выстраивается в соответствии с принципом продуктивности образования. Главным ориентиром формирования профессиональной компетентности будущего педагога является личное образовательное приращивание студента, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности и проявляющееся в виде усвоенных компетенций педагогической деятельности. Профессиональное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращивание к нему нового, на сотворение студентом собственного образовательного продукта.
Для реализации поставленных задач необходимо использовать продуктивные методы организации взаимодействия с обучающимися. Например, обсуждение профессиональных задач, педагогических ситуаций, решение кейсов. Данные методы обучения позволяют осознанно применять полученные теоретические знания в рамках конкретных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности педагога. Так, в рамках изучения темы «Профессиональный стандарт педагога», студентам предлагается найти ошибки в объявлении о приеме на работу, ориентируясь при этом на требования Профессионального стандарта педагога: «Требуется Воспитатель. Заработная плата от 30000 руб. В элитный детский сад. Полный соц. пакет, бесплатное питание. Педагогическое образование не обязательно, главное творческий человек, активно использующий игровые приемы, стаж работы в аналогичной должности не менее 10 лет, наличие медицинской книжки. Стабильная, своевременная зарплата + премии. Курсы и повышение квалификации за счет работодателя». Студентам предлагается выполнить следующее задание: «Какие положения стандарта были упущены работодателем в объявлении? Исправьте и дополните данное объявление, приведя его в соответствие со Стандартом». Для того чтобы его выполнить бакалавры должны учитывать положения, прописанные в Профессиональном стандарте педагога:
- требования к образованию и обучению педагога;
- особые условия допуска к работе;
- трудовые действия;
- необходимые знания и умения;
- другие характеристики.
Большое внимание в рамках данного модуля уделяется закреплению знания студентами содержания основной терминологии Профессионального стандарта педагога, в частности это:
- Вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абрамовских Н. В. Реализация принципов индивидуального подхода в профессиональной подготовке бакалавров по направлению Педагогическое образование // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76020. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2016/76020.htm. - ISSN 2304-120X.
- Обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе.
- Трудовая функция - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.
- Трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Для этого используются педагогические задачи. Приведем пример такой задачи.
Описание ситуации. В старшую группу детского сада поступила новая девочка Лейли А. Ребенок из армянской семьи, плохо говорящая по-русски. Несмотря на продолжительное нахождение в группе, девочка не может установить отношения со сверстниками. Дети ее не принимают в игры, отвергают. На вопросы воспитателя, почему дети не хотят общаться с Лейли, ребята отвечают, что она глупая, «не такая» и говорит непонятно.
Вопросы к ситуации:
1. Какими знаниями в соответствии с профессиональным стандартом педагога, должен обладать педагог, на ваш взгляд, для того, чтобы найти выход из данной ситуации?
2. Какие необходимые умения должен проявить педагог в данной ситуации?
3. Какие трудовые действия должен выполнить педагог, чтобы помочь Лейли?
Применение обозначенных методов позволяет реализовать в рамках профессиональной подготовки бакалавров принцип ситуативности обучения. Профессиональный образовательный процесс при этом выстраивается на ситуациях, предполагающих самоопределение студента и творческий поиск их решения. Преподаватель при этом анализирует возможности каждого студента и особенности складывающегося образовательного процесса, чтобы действовать, исходя из текущей ситуации, и обеспечить те образовательные условия, которые необходимы на данный момент для прохождения студентом своей образовательной траектории.
Завершающим блоком в рамках выстраивания содержания дисциплины «Введение в профессию» является 3 модуль «Особенности профессионально-личностного развития педагога», включающие следующие темы:
- Профессиональное становление и развитие педагога.
- Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.
- Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения.
- Образ учителя-профессионала.
Основное внимание уделяется реализации принципа образовательной рефлексии. Процесс профессионального образования сопровождается его рефлексивным осознанием студентом. Рефлексия - это не традиционное припоминание главного из пройденной лекции или формулирование выводов, а осознание способов деятельности, необходимых для ее оптимального решения, профессиональных компетенций, обнаружение ценностных и смысловых особенностей педагогической деятельности. Это условие необходимое для того, чтобы студент видел схему организации собственной образовательной деятельности.
Особое внимание в рамках данного модуля уделяется разработке творческих заданий, способствующих осознанию студентами критериев и факторов прогрессивного профессионального развития личности педагога. Например, в творческих микрогруппах бакалаврам предлагается составить свод «Этических правил поведения педагога
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абрамовских Н. В. Реализация принципов индивидуального подхода в профессиональной подготовке бакалавров по направлению Педагогическое образование // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76020. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2016/76020.htm. - ISSN 2304-120X.
дошкольного образования», опираясь при этом на следующие дополненные ими высказывания:
Педагог дошкольной организации это - ... Педагог дошкольной организации должен - ... Педагог дошкольной организации может - . Педагогу дошкольной организации необходимо - ...
Для поддержания творческих начинаний студентов в конце изучения дисциплины «Введение в профессию» проводится конкурс видеороликов «Мой путь в профессию». Одной из основных задач конкурса является формирование активной профессиональной позиции студентов, положительного образа профессии педагога. В этом году конкурс был приурочен к юбилею Сургутского педагогического университета. Работы выполнялись как индивидуально, так и подгруппами студентов. Участники должны были снять видеоролик, который отражал мотивы выбора профессии воспитателя детского сада, их представление о своей студенческой жизни и конечно показать, почему именно Сургутский педагогический университет стал тем вузом, где они смогут воплотить свои профессиональные планы.
Большинство видеороликов были озвучены авторами, имели музыкальное сопровождение. Разнообразной стала форма показанного сюжета. Например, видеоклип «Наше будущее», интервью «Каким должен быть педагог?», видеорепортаж «Добро пожаловать в мой мир». За семь минут в отснятых сюжетах студенты смогли обозначить важность своей будущей профессии, продемонстрировать свои первые шаги в ее освоении, показали, какими педагогами они станут для своих воспитанников. Члены жюри единодушно отметили яркость и оригинальность представленных в роликах сюжетов, ясность и логичность изложения видео материала, эстетичность выполненной работы, высокий уровень владения авторами специальными техническими средствами.
Таким образом, современная профессиональная подготовка будущих педагогов должна выстраиваться с учетом возможностей, потребностей и интересов каждого студента, начиная с первого этапа вхождения в профессию. Это создает эффективную мотивационную основу для формирования необходимых бакалавру профессиональных компетенций, обеспечивающих оптимальное решение задач профессиональной деятельности.
Ссылки на источники
1. Зырянова С.М. Полихудожественная среда как фактор развития личности в период дошкольного детства // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества: материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица, 14-15 ноября 2013 г. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 36-41.
2. Лашкова Л. Л. Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. - URL: http://e-koncept.ru/ 2015/75235.htm.
3. Толмачева В. В. Методологические подходы к проектированию процесса формирования социально-экологической готовности будущих педагогов ДОО // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 126-129.
4. Шанц Е. А. Развитие социально-значимых качеств личности в процессе профессиональной подготовки студентов // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 02. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13523.htm.
Natalya Abramovskyh,
Doctor of Pedagogical Sciences, Docent, Professor of the chair of the theory and methods of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical University, Surgut natali-270171@mail.ru
The implementation of the principles of individual approach in training bachelors of pedagogical education
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абрамовских Н. В. Реализация принципов индивидуального подхода в профессиональной подготовке бакалавров по направлению Педагогическое образование // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76020. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2016/76020.htm. - ISSN 2304-120X.
Abstract. The article considers the problem of implementing pedagogical principles of individual approach in modern professional education of bachelors of pedagogy. Special attention is paid to the peculiarities of constructing the content of the discipline "Introduction in profession" and technology of its realization. Key words: pedagogical principles, individual approach, professional bachelors, pedagogical technology.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 28.12.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.12.15
Принята к публикации Accepted for publication 30.12.15 Опубликована Published 27.01.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Абрамовских Н. В., 2016
www.e-koncept.ru