Научная статья на тему 'Опыт разработки компетентностно-ориентированных контрольно-измерительных материалов на основе ресурса АSТ'

Опыт разработки компетентностно-ориентированных контрольно-измерительных материалов на основе ресурса АSТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / COMPETENCE / ACADEMIC SUBJECT / TEST TASK / SET OF ASSESSMENT MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прозументик Ольга Владимировна, Зорина Наталья Анатольевна

В статье представлен опыт разработки фрагментов фонда оценочных средств по дисциплине «Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования». Приведено описание состава заданий тестового типа по некоторым темам учебного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN CREATING COMPETENCE-ORIENTED CONTROL AND TESTING MATERIALS IN THE AST-TEST PROGRAM

The paper introduces the experience of creating sections for the set of assessment materials to the course «Pre-school methodology of education and training». The author describes test-type tasks and exercises to some of the themes.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки компетентностно-ориентированных контрольно-измерительных материалов на основе ресурса АSТ»

УДК 373

Прозументик Ольга Владимировна

кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии

Зорина Наталья Анатольевна

старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия, e-mail:[email protected], [email protected]

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ РЕСУРСА А5Т

Olga V. Prozumentik

Ph.D., Assistant Professor of Preschool Pedagogy and Psychology

Natalia A. Zorina

Senior Lecturer, Department of Preschool Pedagogy and Psychology

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail:[email protected], [email protected]

EXPERIENCE IN CREATING COMPETENCE-ORIENTED CONTROL AND TESTING MATERIALS IN THE AST-TEST PROGRAM

Аннотация. В статье представлен опыт разработки фрагментов фонда оценочных средств по дисциплине «Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования». Приведено описание состава заданий тестового типа по некоторым темам учебного курса.

Ключевые слова: компетенция; учебная дисциплина; тестовое задание; фонд оценочных средств.

Abstract. The paper introduces the experience of creating sections for the set of assessment materials to the course «Pre-school methodology of education and training». The author describes test-type tasks and exercises to some of the themes.

Key words: competence; academic subject; test task; set of assessment materials.

В соответствии с основными положениями и требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование») в качестве обязательной предусмотрена процедура

© Прозументик О.В., Зорина Н.А., 2014

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

промежуточной аттестации студентов по всем модулям и осваиваемым учебным дисциплинам. Разработанные ранее (в соответствии с концепцией и требованиями предыдущего ГОС ВПО по специальности «Дошкольная педагогика и психология») контрольно-измерительные материалы по различным дисциплинам не ориентированы на решение задач измерения компетенций студентов, так как в большей степени связаны с изучением когнитивной составляющей профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов. Сложившаяся ситуация определяет необходимость поиска и апробации новых вариантов контрольно-измерительных материалов и аттестационных процедур, отвечающих требованиям компетентностного подхода в системе высшего образования.

В настоящей статье представлены некоторые материалы, иллюстрирующие один из возможных вариантов разработки аттестационных заданий на основе компетентностного подхода по дисциплине базовой части профессионального цикла подготовки «Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования» (направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование»).

Основополагающими ориентирами в разработке состава, содержания и логики предъявления аттестационных заданий по учебной дисциплине были определены:

- состав компетенций, формируемых в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности в целом и освоения ими конкретной учебной дисциплины;

- структура и содержание учебной программы по дисциплине;

- виды аттестационных заданий, представленные в теории и практике создания тестов для системы образования;

- возможности формата А8Т.

В соответствии с содержанием формируемых компетенций были определены виды заданий по тестовому типу.

1. Тестовые задания закрытого типа, предназначенные для выявления знаниевой составляющей компетенций (вид: множественный выбор). Выполнение студентами такого типа и вида заданий предполагает воспроизведение освоенного содержания дисциплины и позволяет определить объём и характер знаний, оперирование ими на репродуктивном уровне.

Примеры заданий:

Пример 1. Задание на множественный выбор.

Интерактивные методы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников:

A. Дискуссия.

B. Педагогический тренинг.

C. Ролевая игра.

О. Лекция.

Е. Упражнение.

Правильный ответ: А; В; С.

2. Тестовые задания закрытого и открытого типа, предназначенные для выявления аналитических умений студентов (виды: установление соответствия, установление последовательности, дополнение). С помощью данных типов

и видов тестовых заданий возможно выявление уровня сформированности умений устанавливать разные виды связей между педагогическими явлениями и процессами, обнаруживать внутрипредметные и межпредметные связи в освоенном содержании.

Пример 2. Задание на установление соответствия.

Соответствие временных периодов и ведущих тенденций в развитии дошкольного образования.

1. 20-30-е годы ХХ века А. Развитие сети дошкольных образовательных учреждений

2. 40-60-е годы ХХ века В. Реализация принципа программности дошкольного образования

3. 90-е годы ХХ века С. Реализация принципа вариативности содержания и форм дошкольного образования

О. Стандартизация дошкольного образования

Правильный ответ: 1 - А, 2 - В, 3 - С.

Пример 3. Задание на дополнение.

Предметная развивающая среда, природа, произведения искусства, игрушка, общение -_педагогического процесса.

Правильный ответ: средства.

3. Кейс-задания в формате педагогических ситуаций и текстов с педагогическим содержанием. Включение данного вида заданий в состав фонда оценочных средств по дисциплине связано с необходимостью измерения не только умений, но и владений как составляющих компетенции.

В связи с тем что возможности AST имеют ограниченный характер в измерении этих составляющих компетенций, нами была предпринята попытка разработки вариантов заданий с ситуациями и текстами в тестовом формате: закрытых (множественный выбор, установление соответствия, установление последовательности), открытых (дополнение). Ряд заданий ориентирует студента на воспроизведение информации, связанной с содержанием ситуации или текста, отдельные задания предполагают выбор студентом варианта способа педагогической деятельности в контексте ситуации.

Пример 4

Ситуация: в младшей группе появился новичок - Саша (возраст - 3 года 2 мес.). Наблюдая за поведением малыша, воспитатель заметила, что он бесцельно ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет, а лишь посмотрит на нее и ставит на место...

Варианты заданий к ситуации.

Вариант 1. Задание на множественный выбор.

Методы формирования игрового опыта детей младшего дошкольного возраста:

A. Демонстрация взрослым игровых действий.

B. Включение педагога в игру ребенка.

C. Игра-инсценировка с игрушкой.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

В. Сочинение историй как основы игрового сюжета. Е. Моделирование игровой деятельности. Правильный ответ: А; В; С.

Вариант 2. Задание на установление соответствия.

Соотнесение задач и этапов руководства сюжетно-ролевой игрой детей младшего дошкольного возраста.

1. Подготовительный этап А. Обогащение содержательной основы игры

2. Обучающий этап В. Формирование умений выполнять игровые действия с игрушкой и заместителями

3. Этап развития самостоятельности и игрового творчества С. Развитие инициативы, умений самоорганизации игровой деятельности

В. Выявление уровня овладения игровыми умениями

Правильный ответ: 1 - А, 2 - В, 3 - С.

Вариант 3. Задание на установление последовательности.

Последовательность формирования игровых умений у детей 3-4 лет:

1. Обучение игровому действию с игрушкой

2. Обучение игровому действию с заместителем игрушки

3. Обучение игровому действию с воображаемым предметом

4. Обучение умению вести диалог с партнёром по игре в контексте взятой на себя игровой роли.

Правильный ответ: 1; 2; 3; 4.

Вариант 4. Выбор вариантов способа педагогической деятельности в контексте ситуации.

Эффективные педагогические методы поддержки игровой деятельности ребенка в данной ситуации:

A. Организовать совместную с ребенком обучающую игру.

B. Показать способы игровых действий с игрушкой.

C. Обсудить варианты простого игрового сюжета с игрушкой, понравившейся воспитаннику.

В. Указать на то, что с игрушками нужно играть, а не просто переставлять их с места на место.

Е. Похвалить в присутствии воспитанника детей, которые разворачивают игру с игровым оборудованием.

Правильный ответ: А; В; С.

Пример 5.

Текст: «Ребенок со своей миссией - это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделён от Природы особым, тоже неповторимым сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого... Я её рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиваться, вырасти, создать условия для доброжелательности, то ребенок, став взрослым . станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет

большинство. Но будут и такие, которые "сотворят чудо" для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им...»

Варианты заданий к тексту

Вариант 1. Задание на множественный выбор.

Основная идея текста

A. Детство как потенциал развития человека и условие реализации предназначения.

B. Детство как особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями в значительной мере проявляют своё действие, подчиняясь регулирующему действию социального.

C. Детство как субкультура.

Е. Детство как период сотворения ребенком своего «Я».

Правильный ответ: А.

Вариант 2. Задание на множественный выбор.

Автор текста

A. Фребель Ф.

B. Тихеева Е. И.

C. Коменский Я. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О. Амонашвили Ш. А.

Правильный ответ: Амонашвили Ш. А.

Вариант 3. Задание на установление соответствия.

Соответствие авторских идей и принципов педагогического процесса в дошкольной образовательной организации

1. «.Ребенок есть неповторимость и наделён от Природы особым, тоже неповторимым сочетанием возможностей, способностей.» А. Природосообразности

2. «.Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого.» В. Индивидуализации

3. «.если помочь ему развиваться, вырасти, создать условия для доброжелательности, то ребенок, став взрослым . станет для кого-то соратником, помощником, надеждой» С. Гуманизации

Правильный ответ: 1 - А, 2 - В, 3 - С.

В настоящее время осуществляется первичная апробация части аттестационных заданий в группах студентов дневного отделения 2-го курса, обучающихся по профилю «Дошкольное образование». Продолжается работа над составлением новых заданий в соответствии со спецификатором. Проводится обсуждение предлагаемого варианта аттестационной процедуры с преподавателями кафедры дошкольной педагогики и психологии, в рабочей группе университета по разработке фонда оценочных средств, в контексте компетентностно-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.