форм, методов, средств и способов повышения квалификации педагогических кадров необходимо учитывать уже имеющееся образование у взрослых обучающихся, наличие жизненного и профессионального опыта, психологические и возрастные особенности, разные ожидания от обучения и др. Обучение взрослых должно начинаться с диагностики их потребностей в обучении, выявления пожеланий относительно организации и содержания обучения, должна быть предусмотрена возможность обратной связи и корректировки учебного содержания в ответ на пожелания. Технологиям обучения взрослых характерна интенсивность, максимальная ин-дивидуализированность, выраженная деятельностная и прагматическая направленность, что способствует максимальному проявлению и развитию активности педагога. На наш взгляд, все это находит подтверждение возможностям реализации конкурсного движения как формы повышения квалификации педагогов.
Одним из существенных факторов, влияющих на процесс модернизации образования, Е. Н. Жаркова определяет «состояние профессионального сообщества, прежде всего осознание педагогическими работниками сущности перемен, происходящих в обществе, их готовность и способность становиться агентами таких перемен в образовании, их готовность и способность изо дня в день преодолевать собственную бессубъектность, извечное недоверие к любым переменам» [5]. Поэтому мы согласны, что участие педагогов в различных педагогических и профессиональных конкурсах играет значительную роль в осмыслении и принятии инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского и творческого поиска.
Таким образом, мы считаем, что эффектив-
УДК / UDC 377.5 : 621.791
ности непрерывного профессионального образования педагогов в современных условиях будет способствовать организация методической работы в учреждениях профобразования на основе андрагогического подхода, а также обновление содержания методической работы с учетом результатов мониторинга затруднений педагогов, использованием информационных технологий и активных, деятельностных форм обучения педагогов.
Методическая служба должна выступить интегратором процессов развития каждого педагога в отдельности и образовательного учреждения в целом, создавая условия для непрерывного и инновационного повышения квалификации и, распространяя новые технологии, обеспечивать повышение качества, доступность, эффективность образования педагога.
1. Выступление заместителя министра образования и науки РФ В. Миклушевского на Тверском социально-экономическом форуме по вопросам внедрения ИКТ в образовании и науке [Электронный ресурс]. - URL: http://window. edu.ru/news/930/24930 (дата обращения: 12.01.2013]
2. Панина Т. С., Павельева Н. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в учреждениях довузовского профессионального образования Кемеровской области // Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 27-28 марта 2013 г.]: в 2 ч. Ч. 2. - Кемерово: КРИРПО, 2013.- С. 237-239.
3. Василевская Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2005. - 52 с.
4. Чередилина М. Ю. Мастер-группа как форма обучения в дистанционном образовании // Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф.(Кемерово, 27-28 марта 2013 г.]: в 2 ч. Ч. 2. - Кемерово: КРИРПО, 2013. - С. 259-260.
5. Жаркова Е. Н. Проблемы развития дополнительного профессионального педагогического образования в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом.- 2012. - № 1 (5]. - С. 6-10.
О. М. Мосалова, И. Н. Березовская O. Mosаlova, I. Berezovskaya
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ФГОС - 3 ПО ПРОФЕССИИ «СВАРЩИК»
THE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL MODULES OF GEF - 3 FOR THE PROFESSION «WELDER»
Рассматриваются проблемы, возникаю- ходе реализации ФГОC третьего поколения по
щие при разработке учебно-программной до- профессии «сварщик».
кументации и контрольно-оценочных средств в This article discusses the problems that arise
when developing training-program documentation and control and assessment tools in the implementation of the GEF - 3 for the profession «Welder».
Ключевые слова: контрольно-оценочные средства, профессиональный модуль, дублирование содержания.
Keywords: сontrol and evaluation tools, professional module, content duplication.
Сегодня выпускника профессионального учебного учреждения характеризует солидный объём знаний и недостаточный объем практического опыта. «Главной задачей образовательного учреждения среднего профессионального образования (СПО) является подготовка высококвалифицированных специалистов. Но их подготовка затруднена по ряду причин. Одной из них является разрыв между теорией (чему учат) и практикой (что нужно уметь делать). Ликвидировать этот разрыв можно с помощью модульных программ, основанных на компетенциях, которые ориентированы на потребности работодателя и в случае правильной разработки и успешной реализации могут обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки будущих специалистов» [2]. Обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки, удовлетворяющий требованиям работодателей и общества, призваны образовательные стандарты третьего поколения.
«Принципиальным отличием нового стандарта является то, что обучающийся в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и навыки. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в требованиях к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы, центральное место в которой занимает профессиональный модуль» [2].
В соответствии с теоретическими положениями в построении профессиональных модулей происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания в пользу действительно необходимых теоретических знаний и приобретения практического опыта.
При разработке комплексного методического обеспечения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) решаются следующие задачи:
- переработка учебных планов и программ подготовки будущего специалиста в соответ-
ствии с требованиями ФГОС - 3;
- разработка критериев сформирован-ности основополагающих профессиональных компетенций будущих молодых специалистов;
- создание условий для освоения и внедрения высокоэффективных педагогических и информационных технологий в управлении качеством образования.
На практике в ходе разработки учебнопрограммной документации по профессии «сварщик» преподаватели и мастера производственного обучения столкнулись с рядом проблем. Одна из главных - несвоевременное обеспечение методическими рекомендациями по разработке основных профессиональных образовательных программ (ОПОП). Данная ситуация привела к тому, что уже разработанную документацию необходимо было приводить в соответствие с требованиями вновь изданных методических рекомендаций.
Далее при более детальном рассмотрении содержания стандарта и разработке учебных программ были выявлены следующие моменты.
В междисциплинарных курсах (МДК), таких как МДК 01.02 «Технологические приемы сборки изделий под сварку» и МДК 02.04 «Технология электрогазовой сварки и резки металла», практический опыт частично формируется через выполнение одних и тех же видов работ.
Таким образом, содержательная часть МДК 01.02 и МДК 02.04 и контрольно-оценочные средства для оценки знаний и умений будут дублироваться.
При анализе содержания междисциплинарных курсов МДК 2.2 «Технология газовой сварки», МДК 3.3 «Технология газовой наплавки», МДК 2.3 «Электрогазосварочные работы на автоматических и полуавтоматических машинах», МДК 3.4 «Технология автоматического и механизированного наплавления» было выявлено, что они частично дублируют друг друга, и разделять их нецелесообразно.
Перечисленные выше примеры разрушают некоторые теоретические положения об удалении излишней теории в содержании ФГОС по профессии.
Согласно государственным образовательным стандартам основная профессиональная образовательная программа СПО состоит из учебных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами профессиональной деятельности. Профессиональные модули представлены междисциплинарными курсами и практикой. На этапах формирования компетенций преподаватели осуществляют текущий, промежуточный контроль образовательной де-
ятельности студента. По завершении каждого модуля студент сдаёт комплексный экзамен и подтверждает свои профессиональные компетенции. В случае успешного подтверждения компетенций студенту будет выдаваться сертификат на конкретный профессиональный модуль с присвоением рабочей профессии.
«Формирование профессиональных компетенций во многом зависит от применения в образовательной деятельности современных инновационных технологий. Принимая во внимание отличительные особенности ФГОС - 3, необходима разработка новых технологий образовательной деятельности (преподаватель -ученик], способов (методов и форм] контроля её осуществления. Для формирования компетенций традиционный предметный подход пригоден не во всём. Соответственно и строгое предметное структурирование оценочных средств противоречит компетентностной модели построения современных образовательных программ. В итоге взаимосвязь между используемой преподавателем педагогической технологии и средствами оценки результатов обучения, их профессиональная направленность становятся гораздо более явной и значимой» [3].
Таким образом, чтобы разрешить это противоречие между деятельностным подходом к профессиональному образованию и предметным структурированным подходом к его содержанию, необходимо структурировать и сам процесс обучения, и оценочные средства контроля его качества одновременно по предметному и деятельностному принципам.
Новые программы требуют создания не только учебно-программной документации, но и разработки контрольно-оценочных средств (КОС].
В процессе разработки КОС были выявлены проблемы. Например, содержание профессионального модуля «Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление» направлено на формирование следующих профессиональных компетенций:
- ПК 3.2. Наплавлять сложные детали и узлы сложных инструментов (работа с конструкционными сталями];
- ПК 3.4. Наплавлять нагретые баллоны и трубы, дефекты деталей машин, механизмов и конструкций;
- ПК 3.5. Выполнять наплавку для устранения дефектов в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку;
- ПК 3.6. Выполнять наплавку для устранения раковин и трещин в деталях и узлах средней
сложности.
Компетенции должны быть сформированы в процессе обучения. Следует отметить, что согласно требованиям единого тарифно-квалификационного справочника данные виды работ относятся к «ответственным» и соответствуют 5-6-му разряду опытного сварщика.
Кроме того, выполнение сварочных работ под давлением подразумевает специальную аттестацию высококвалифицированных рабочих. Формирование практического опыта наплавки на отливках невозможно сформировать ни на одном предприятии города Кемерово, так как отливки имеются только на предприятиях металлургии, а главное то, что к выполнению данного вида работ обучающиеся не могут быть допущены по требованиям техники безопасности и по уровню квалификации.
Вывод таков: при оценке усвоения данного профессионального модуля достоверно могут быть оценены только теоретические знания, тогда как оценка уровня сформированности профессионального опыта будет формальна.
Обозначенные проблемы могут быть устранены через частичный пересмотр стандарта по содержанию и срокам реализации, своевременное методическое обеспечение, минимизацию объема разрабатываемой документации, сопровождающей реализацию стандарта.
Наряду с вышеизложенными проблемами при разработке учебно-программной документации и контрольно-оценочных средств следует отметить и положительные моменты.
При изучении профессиональных модулей ПМ - 1 «Подготовительно-сварочные работы» и ПМ - 2 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов, во всех пространственных положениях» уже с первого курса у обучающихся формируется навык чтения чертежей, что имеет положительный результат по отзывам работодателей при выходе на практику, а также в целом в подготовке по профессии «сварщик».
Реализация ФГОС стимулирует модернизацию учебной базы образовательного учреждения и повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения через стажировки на высокотехнологичных предприятиях.
Необходимость формирования профессиональных компетенций требует от администрации образовательного учреждения расширения круга социальных партнеров с целью обеспечения обучающихся видами работ, предусмотренных стандартом. Все эти факторы положительно влияют на уровень подготовки выпускника,
а следовательно и на его дальнейшее трудоустройство.
Реализация стандартов третьего поколения требует применения в образовательном процессе современных образовательных технологий, таких как: кейс-метод, метод проектов, моделирование производственных ситуаций, применение информационно-коммуникационных технологий.
Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержание, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную взаимосвязь всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенных
единиц учебного материала, методического руководства и системы контроля.
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы] [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 488 от 12.11.2009. - URL: http://kg-college.ru/college/obr_ standart.htm (дата обращения18.01.2013].
2. Бондарева С. Р. Теоретические и практические аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. - URL: http://lfostu.ucoz. ru/publ/filosofija_obrazovatelnogo_uchrezhdenija/problemy (дата обращения18.01.2013].
3. Голищева К. Э. Опыт, проблемы и развитие СПО в сфере перехода к ФГОС - 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stvcc.ru/prep/articles/expirens/ (дата обращения 12.01.2013].
УДК / UDC 377.5 В. В. Решетка
V. Reshetka
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
A PROJECTIVE METHOD OF TEACHING AS A MEANS OF REALIZATION OF A PROFESSION ORIENTED EDUCATION
В статье рассматривается вопрос эффективного применения метода проектного обучения в процессе формирования профессиональных компетенций выпускников специальности 072501. Дизайн (по отраслям). Освещены принципы работы над проектом и методика его реализации.
The article considers the problem of effective application of the projective teaching method in the process of forming the professional competences of graduating students of speciality 072501 Design (on branches). The principles of work at project and methodology of its realization are described.
Ключевые слова: метод проектов, профессиональные компетенции, проектная деятельность.
Keywords: projective method, professional competences, projective activity
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего
поколения направлены на формирование профессиональных компетенций специалиста, ведущими технологиями становятся практикоориентированные и интерактивные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и, соответственно, овладение комплексными умениями по организации учебного процесса в новых условиях.
Сегодня метод проектов является одним из эффективных методов практико-ориентиро-ванной технологии, позволяющий рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» -вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями [1].
Проектный метод обучения кардинально отличается от классических: студенты само-