Научная статья на тему 'Переориентация воспитательно-образовательного процесса на выполнение требований ФГОС'

Переориентация воспитательно-образовательного процесса на выполнение требований ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переориентация воспитательно-образовательного процесса на выполнение требований ФГОС»

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

ному психолого-педагогическому семинару-практикуму для студентов выпускного курса по программе «Эффективное поведение на рынке труда», в ходе которого будущих молодых специалистов готовят к выстраиванию отношений с работодателями.

На семинаре-практикуме изучаются методы поиска работы, рассматривается подготовка к устройству на работу, даются рекомендации для успешного собеседования с работодателем и схема составления резюме молодого специалиста.

С целью оказания содействия в трудоустройстве и адаптации выпускников в колледже создан совет, который призван осуществлять координирующую, контрольную деятельность в рамках образовательного процесса ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж» и строит свои отношения с социальными партнёрами на основе договоров. Так, 27 апреля 2011 года прошло заседание совета по трудоустройству выпускников, на нём были предложены вакантные места в образовательных учреждениях всех типов г. Кемерово, а также стажировка выпускникам специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в общеобразовательных школах города. В работе совета приняли участие В. А. Ашурова, представитель управления обра-

зования г. Кемерово, Л. С. Рябинкина, специалист отдела дошкольного образования Центрального района г. Кемерово, методисты и заведующие дошкольных образовательных учреждений № 83, 133, 135, 157, 229; директора и заместители директора школ и гимназий № 21, 23, 24, 34, 42, 54, 58, 84, 92, 99.

Как отметили руководители образовательных учреждений, выпускники колледжа достойно продемонстрировали умения самопрезентации, показав сформированность как общих, так и профессиональных компетенций.

Ожидания от среднего профессионального образования со стороны потребителей различны. Наш студент получает такое образование, которое в наибольшей степени содействует развитию его личностных сил и благоприятно скажется на его профессиональной карьере.

Общество заинтересовано в личности, способной к результативной и творческой деятельности, принятию ответственных решений в ситуациях, когда специалист вынужден выйти за пределы своих должностных обязанностей, готового к освоению новых педагогических технологий. Это и является для коллектива ГОУ СПО «Кемеровской педагогический колледж» основной стратегической целью!

ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Т. А. Кучерявенко, директор ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка» Е. В. Халина, первый зам. директора ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка»

Введение ФГОС в воспитательно-образовательный процесс является сложной и многоплановой процедурой, включающей проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

• создание нормативного обеспечения;

• создание финансово-экономического обеспечения;

• создание организационного обеспечения;

• создание информационного обеспечения;

• создание кадрового обеспечения;

• создание материально-технического обеспечения.

Начиная с 2008 года коллектив колледжа активно изучал концептуальные подходы и принципы формирования новых ФГОС, наращивал материально-технический потенциал, знакомился с проектами ФГОС. Однако широкомасштабную подготовку к переходу на ФГОС мы начали только в текущем 2010/2011 учебном году.

Процессы введения образовательных стандартов нового поколения требуют специально организованной деятельности образовательного учреждения, поэтому мы начали работу с издания приказа «О переходе на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам» и разработки плана переориентации воспитательно-образовательного процесса на выполнение требований ФГОС. В результате поэтапной реализации плана в ГОУ НПО «Профессиональный колледж г.Новокузнецка» разработаны локальные акты:

• Положение о реализации профессиональных образовательных программ;

• Положение о производственной (профессиональной) практике;

• Положение о порядке планирования и организации самостоятельной работы студентов;

• Положение об организации деятельности педагогов по составлению, согласованию и утверждению рабочих учебных программ.

В связи с изменением структуры и содержания воспитательно-образовательного процесса внесены изменения в действующий локальный акт «Положение о планировании воспитательно-образовательного процесса и методической работы в ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка» в части общих положений и порядка составления, согласования и утверждения планов воспитательно-образовательного процесса;

- разработаны дополнения к должностным инструкциям профессионально-педагогических работников в соответствии с единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом от 26 августа 2010 г. № г.761н Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

- переоформлена лицензия на право ведения образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.;

- разработана и совершенствуется электронная образовательная среда, которая позволяет преподавателям и студентам получать эффективный доступ к источникам информации по всем отраслям науки и техники, широко используются электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе и в дистанционной форме. В 2011/2012 учебном году планируется полная укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем дисциплинам учебного плана ОПОП НПО и СПО;

- созданы семь творческих коллективов по родственным специальностям и профессиям, перед которыми поставлена основная задача -разработка основных профессиональных образовательных программ по 8 специальностям в соответствии с требованиями ФГОС, предусматривающих:

• уточнение компетенций (общих и профессиональных), которые должны быть сформированы;

• соотнесение формируемых компетенций с набором формируемых дисциплин и практик;

• составление учебного плана на основе ФГОС;

• построение календарного учебного графика;

• создание программ учебных дисциплин (модулей) и практик в компетентностном формате;

• обеспечение требований ФГОС к кадровым, материально-техническим, библиотечно-инфор-мационным условиям реализации ОПОП.

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

В результате работы творческих групп планируется к 1.07.2011 г. создать электронную базу ОПОП по всем подготавливаемым в колледже специальностям и профессиям. Проведена инвентаризация образовательных ресурсов на соответствие требованиям ФГОС; проведена реконструкция 8 учебных кабинетов, 2 учебно-производственных мастерских, 2 учебных лабораторий. Необходимость реконструкции была вызвана приобретением тренажеров, макетов, увеличением количества компьютерной техники в учебных кабинетах, например, по профессии «Автомеханик»: кабинет устройства автомобилей оснащен мультимедийным оборудованием, системой электронных плакатов; лаборатория технического обслуживания и ремонта автомобилей оборудована макетами: двигатель переднеприводного автомобиля с навесным оборудованием в сборе с сцеплением и коробкой передач (агрегаты в разрезе) с электромеханическим приводом; двигатели с сборе для изучения и выполнения практических работ по устройству и техническому обслуживанию всех механизмов и систем дизельных двигателей. По профессии «Сварщик»: (электросварочные и газосварочные работы) реконструирован сварочный полигон; кабинет теоретических основ сварки и резки металлов оснащен тренажером сварщика ТСВ-01, компьютерными точками.

Повысили квалификацию в вопросах реализации модульного- компетентностного подхода к обучению 7 человек в КРИРПО и 102 человека внутри колледжа через систему семинаров, инструктивно-методических совещаний, практикумов и консультаций объединенными силами ГОУ «КРИРПО» и специалистов колледжа, имеющих сертификат Федерального института развития образования (Халина Е. В, зам. директора по УПР и Москвина Н. А., председатель ПЦК).

Проведены совещания и консультации с работодателями (ОАО «Русал», ООО «Продмар-кет», ОАО «Кузнецкбизнесбанк», Кузбасская страховая компания, Комитет социальной защиты населения г. Новокузнецка, ОАО «Центрпрод-сервис», Орджоникидзевский и Кузнецкий пенсионные фонды) в форме собеседований, анкетирования, онлайн-общения по вариативной части ФГОС. В результате консультаций сформированы вариативные составляющие рабочих учебных планов по всем специальностям и профессиям. Получены рецензии на программы профессиональных модулей и общепрофессиональных дисциплин.

Материальная база колледжа, включающая 376 единиц компьютерной техники, 40 единиц мультимедийной техники, более 80 единиц тех-

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

нических средств обучения, полностью соответствует современным требованиям. Одно из последних приобретений - виртуальный тир с конструкторами упражнений по курсу стрельбы на пистолете, автомате, винтовке. Это, безусловно, повысит качество преподавания по основам военных знаний.

В качестве базового образовательного учреждения проведена большая методическая работа по вопросам перестройки воспитательно-образовательного процесса сообразно требованиям ФГОС. Проведено 5 консультаций с профессионально-педагогическими работниками образовательных учреждений НПО и СПО юга Кузбасса по вопросам методологического, организационного и методического сопровождения перехода на ФГОС нового поколения..

Большое значение коллектив уделяет вопросу непрерывного профессионального образования. Этот вопрос приобретает еще большую актуальность во время перехода на государственные образовательные стандарты нового поколения. Интеграция содержания уровней образования осуществляется по принципу оптимизации объема содержания учебных дисциплин и межпредметных связей с учетом специфики региональных особенностей подготовки специалистов.

Предстоит большая работа по сопряжению новых учебных планов и программ. В настоящее время заключены договоры о сотрудничестве с 5 ОУ НПО: ПЛ № 21 (директор Топорков С. В.), ПУ № 87 (директор Кривокульская Л. М.), ПУ № 50

(директор Корнеев Е. П.), ПЛ № 10 (директор Ко-сенков А. А.).

В процессе подготовки к переходу на Федеральные государственные образовательные стандарты коллектив колледжа определил ряд первоочередных проблем, в разрешении которых испытал определенные трудности:

• дефицит нормативно-методической документации, содержащей рекомендации по формированию и оформлению рабочей учебно-планирующей, методической документации в образовательном учреждении;

• отсутствие утвержденных и рекомендованных к использованию БУПов, примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;

• технические и содержательные ошибки в текстах ФГОС.

В преодолении затруднений большую помощь нам оказал ГОУ «КРИРПО» через систему курсов, семинаров, консультаций, онлайн-кон-ференций.

Все вышеперечисленное вселяет уверенность, что новый 2011/2012 учебный год мы встретим со 100 % готовностью к работе по Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, и колледж будет продолжать обеспечивать качественную подготовку по профессиям и специальностям. Ведь новые стандарты определяют требования качественной подготовки специалистов, которые будут соответствовать требованиям современного рынка труда.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

М. С. Смакотина, преподаватель ГОУ СПО «ЮТАиС»

Российское образование, с учетом намеченных основных направлений Федеральной целевой программы развития образования, находится на этапе перехода к новому стандарту, в котором предусматривается коренное изменение приоритетов.

Стратегическая задача развития образования заключается в обновлении содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов. Стандарт рассматривается как «средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития».

Становление новой системы образования ориентировано на вхождение России в мировое образовательное пространство. Это сопрово-

ждается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Инновационный путь развития профессионального образования подразумевает приведение качественных и количественных показателей подготовки специалистов в соответствие с запросами рынка труда. Эти и многие другие причины послужили предпосылками для разработки и внедрения Федеральных государственных стандартов третьего поколения. Целью внедрения ФГОС нового поколения в профессиональном образовании является:

• совершенствование качества отечественного образования, приближение его к мировым стандартам;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.