изолированы друг от друга, что делает невозможным взаимосвязь между ними. Проблема стыковки разных этапов обучения сложна. Эта сложность и порождает многозначность ее решения. Но недостаточно просто предоставить людям благоприятные условия для получения или продолжения образования. Необходимо еще вызвать активное желание воспользоваться предоставленными возможностями. Иначе неизбежен «синдром образовательной индифферентности» населения. Понятно, что потребность в образовании должна сознательно, целенаправленно формироваться обществом. Для успешного осуществления образовательной деятельности общество должно быть готово удовлетворить потребность каждой личности в получении желаемого образования (по срокам, содержанию, способу, уровню), но для этого должно быть воспитано стремление людей к образованию.
Потребность личности в образовании носит интегративный характер, объединяющий социальные, духовные и материальные запросы личности. С учетом этого можно выделить несколько аспектов проблемы стимулирования образования: требования к общей культуре, к образованию, к мотивации. Стимулирование образования предполагает развитие и обогащение перспектив личности, расширение представления об образовании как о социальной
ценности, позволяющей постигать все другие ценности, которые может предложить общество.
1. Гершунский Б. С. Педагогические аспекты непрерывного образования // Вестник высшей школы. - 1987. -№ 8. - С. 15-22.
2. Зуев В. М., Яценко В. Е. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / под ред. А. Я. Савельева. - М.: Наука, 1988. - 189 с.
3. The UNESCO Bulletin. Principal Reg. Office for Asia and the Pacific. Educational reform. - № 29. - Bangkok, 1989. -118 p.
4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. - М.: Гуманист, 1998. - 605 с.
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретической и экспериментальной психологии исследований. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
6. Надирашвили Ш. А. Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1987. - 220 с.
7. Деркач А. А. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. - М.: Мысль, 1985. - 310 с.
8. Дьяченко М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. - М.: М-Пресс, 1985. - 206 с.
9. Понукалин А. А. Состояние готовности к труду в условиях проблемной ситуации // Психологические проблемы профессиональной деятельности. - М., 1991. - 231 с.
10. Данилов М. А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. - М., 1973. - С. 73-94.
11. Краевский В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та., 2001. - 160 с.
УДК/UDC 377 С. В. Филипьева, Л. А. Богданова, Н. Г. Пастор
S. Philipjeva, L. Bogdanova, N. Pastor
УСТАНОВЛЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE ASSESSMENT AMONG THE STUDENTS OF PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL TRAINING IN ACCORDANCE WITH THE DEMANDS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS
Основной акцент в статье сделан на оценке компетенций обучающихся через предложенный алгоритм оценивания уровня сформированно-сти общих и профессиональных компетенций.
In the article a special algorithm for the procedure of estimating the level of general and professional competence development as a result of professional training is described.
Ключевые слова: компетенция, сформи-рованность компетенций, оценка компетенций обучающихся, алгоритм оценивания.
Keywords: competence, competence development, competence assessment, estimation algorithm.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС СПО, НПО) ставит перед образовательными учреждениями ряд проблем по выполнению их требований. Среди которых мы выделяем проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования общих и профессиональных компетенций. Однако, как показывает практика, еще более остро стоит вопрос оценивания компетенций.
Матрица
Проведя анализ основных профессиональных образовательных программ ряда Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, установили, что у обучающегося необходимо сформировать по дисциплинам общепрофессионального цикла (ОП), междисциплинарных курсов (МДК), профессиональных модулей (ПМ) по 27 общих и профессиональных компетенций (табл. 1).
Таблица 1
ОПОП
Общие компетенции(ОК) Профессиональные компетенции (ПК1) Профессиональные компетенции (ПК2) Профессиональные компетенции (ПК3) Профессиональные компетенции (ПК4)
Общепроф. цикл 1 2 3 4 5 б 7 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.7 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4.1 4.2 4.3 4.4
1 Оп.01 + + + + + + +
2 Оп.02 + + + + + + +
3 Оп.03 + + + + + + +
4 Оп.04 + + + + + + +
5 Оп.05 + + + + + + +
б Оп.06 + + + + + + +
7 бж + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Проф. цикл
1 ПМ.01
1 Мдк01.01 + + + + + + + + + +
2 Мдк01.02 + + + + + + + + + +
г ПМ.02
1 Мдк02.01 + + + + + + + + + + + +
2 Мдк02.02 + + + + + + + + + + + +
3 Мдк02.03 + + + + + + + + + + + +
4 Мдк02.04 + + + + + + + + + + + +
5 Мдк01.05 + + + + + + + + + + + +
3 ПМ.03
1 Мдк03.01 + + + + + + + + +
2 Мдк03.02 + + + + + + + + +
3 Мдк03.03 + + + + + + + + +
4 Мдк04.04 + + + + + + + + +
4 ПМ.04
1 Мдк04.01 + + + + + + + +
Физ-ра + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
УП.00 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ПП.00 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Кроме того, естественен вопрос: сколько раз нужно оценить каждую сформированную компетенцию? Например, в ФГОС по профессии 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» необходимо сформировать и оценить компетенцию: ОК1 - на 17 дисциплинах общепрофессионального цикла и междисциплинарных курсах; ОК2 - на 16 дисциплинах общепрофессионального цикла и междисциплинарных курсах, а на таких дисциплинах, как физическая культура, безопасность жизнедеятельности необходимо сформировать
и оценить по 27 компетенций. Соответственно, преподавателю, мастеру производственного обучения необходимо разработать показатели, контрольно-оценочные средства (КОС) для формирования и оценивания необходимых компетенций.
Следовательно, необходимо разработать единые подходы к формированию и оцениванию компетенций.
Обращаясь к Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования, в частности
к ФГОС СПО по специальности 150415 «Сварочное производство», видим, что по дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ), математического
и общего естественно-научного цикла (ЕН) в рамках ОПОП необходимо также формировать и оценивать общие компетенции по истории, математике, физике и др. (табл. 2).
Таблица 2
Формирование компетенций на ОГСЭ, ЕН
Наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций В т.ч. часов обязательных учебных занятий
0ГСЭ.02. История ОК 1 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ОК 8 48
0ГСЭ.03. Иностранный язык ОК 1 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ОК 8 168
0ГСЭ.04. Физическая культура ОК 1 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ОК 8 0К10 168
ЕН.01. Математика ОК 1 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ОК 8 0К10
ЕН.02. Информатика ОК 1 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ОК 8 0К10
Хотя по Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования это не предусмотрено.
Кроме того, при составлении учебного плана по любой профессии (специальности] видим, что часть часов по предметам общеобразовательного цикла, где не формируются
компетенции, переходят в ОПОП, где компетенции необходимо формировать. В табл. 3. представлена часть учебного плана по профессии начального профессионального образования 270843.05 «Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию», где отражено вышесказанное.
Таблица 3
Учебный план
Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Формы промежуточной аттестации Учебная нагрузка обучающихся (ч) Распределение обязательной аудиторной нагрузки по курсам и семестрам/триместрам (ч в семестр/ триместр]
к а н _0 С а м и О к а м самостоятельная учебная работа Обязательная аудиторная I курс II курс III курс
й и ят н со го о ег с ш в т. ч. лаб. и практ. занятий 1 сем./ трим. 17 нед. 2 сем./ трим. 23 нед. 3 сем./ трим. 16 нед. ер 2н ст 5 сем./ 16 нед. 6 сем./ трим. 23 нед. 7 сем./ трим. 17 нед.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 13
О.ОО Общеобразовательный цикл 3/9/4 3018 1006 2012 1119 429 555 380 698 66 130 0
ОДБ.08 Физическая культура з,з,з,дз,-,-,- 351 117 234 230 51 69 48 66 0 0 0
ОДБ.09 Основы безопасности жизнедеятельности ---дз--- 105 35 70 35 0 18 18 34 0 0 0
ОДП.13 Информатика и ИКТ -,-,-,дз, -, -, - 225 75 150 75 51 29 27 43 0 0 0
ОП.00 Общепрофессиональный цикл 0/8/3 1158 386 772 388 44 60 20 12 250 242 12
ОПД.07 Безопасность жизнедеятель- ности ДЗ, 96 32 64 48 0 0 0 12 22 30 0
ПМ.00 Профессиональные модули 0/4/6 881 293 1956 293 122 190 194 250 198 408 580
ФК.00 Физическая культура -,-,-,-,з,з,дз 160 80 80 80 0 0 0 0 30 30 20
При реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования: личностным, метапредметным, предметным. В этих требованиях есть все, кроме упоминания о компетенциях. Аналогичное разночтение при реализации двух стандартов наблюдается во всех ФГОС СПО, НПО.
Для того чтобы процесс формирования компетенций был более эффективным, целесообразно в рамках интеграционного процесса начать формирование ОК и ПК с первого курса, установив соответствие общих и профессиональных компетенций личностным, ме-тапредметным, предметным требованиям к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования. Результаты возможного соответствия представлены в таблице 4.
Таблица4
Соответствие общих компетенций личностным, метапредметным, предметным требованиям к результатам обучающихся
^д компетенции Способность Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы
OK 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития
OK 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем Владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность
OK 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы Умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования
OK 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач Готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность
OK 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
OK B Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать
OK 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством и т. д.
Из таблицы следует, что требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы и требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы сопоставимы.
Аналогичное сопоставление можно продолжить и по другим общим и профессиональным компетенциям.
В гл. 8 п. 4 каждого стандарта НПО, СПО установлено, что оценка качества подготовки
обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин, оценка компетенций обучающихся, для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы, а также в гл. 8 п. 6.2 отмечается, что итоговой формой контроля по ПМ является экзамен квалификационный. Он проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформиро-ванность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС НПО (СПО).
Если отнестись формально к оцениванию компетенций, есть вероятность, что требования ФГОС нового поколения не будут выполнены. В соответствии с гл. 8 п. 2 «конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно». Мы предлагаем при оценивании сформированности компетенций применить уровневое оценивание как общих, так и профессиональных компетенций.
Необходимо разработать алгоритм оценивания для установления уровня сформированности компетенций, который представлен пятью шагами:
1) определиться с содержанием учебной дисциплины (табл. 6);
2) разработать критерии и показатели для установления уровня сформированности каждой компетенции;
3) проверить показатели, разработав КОС;
4) обработать полученные материалы;
5) допустить обучающихся к итоговой
В настоящее время в своей работе (отчетности) образовательные учреждения руководствуются Положением по организации и проведению промежуточной аттестации обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования (приложение 1 к приказу департамента образования и науки Кемеровской области от 6 апреля 2012 г. № 788 «О единстве требований к планирующей документации»), где представлена таблица, в которой необходимо оценить сформированные компетенции - «оценка (да/нет)» (табл. 5).
Таблица 5
(промежуточной) аттестации.
В соответствии с предложенным алгоритмом представим пошагово весь процесс работы по формированию и оцениванию компетенций.
Шаг 1. Для того чтобы работа по формированию и оцениванию компетенций была понятна преподавателю и учащемуся, предлагаем любую дисциплину представить в виде таблицы 6.
Представленная таким образом дисциплина позволяет видеть полную картину по контролю (КОС), по формированию компетенций, по самостоятельной работе учащихся, выполнить требование к оцениванию качества освоения ОПОП ФГОС в пункте 2 главы 8 - «конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения». Необходимо данную матрицу по дисциплине вывесить в кабинете, разъяснить учащимся по КОС, определиться с оценкой, можно использовать рейтинговую оценку и т. д.
Таблица 6
Коды проверяемых компетенций Наименование общих и профессиональных компетенций Оценка (да / нет) Если нет, то, что должен обучающийся сделать дополнительно(с указанием срока)
Содержание учебной дисциплины
Тема/урок Всего Аудиторная учебная Контрольные работы Лабораторные занятия Практические занятия Самост раб 1- X а Ё Реферат Анкетир X а т -8- и Самостоят. работа учебная Компетенции
66 44 22
1-2 А1 ОК1, ОК7
3-4
5-6 Пр1 30 мин ОК4, ОК6
Окончание таблицы 6
7-8 Пр2 30 мин ОК4, ОК6
9-10 Изучение парагр -1час ОК4, ОК6
11-12 Лр1 30 мин ОК4, ОК6
13-14 К2 2 ОК4, ОК6, ПК 2.5.
15-16 Пр12
17-18... Пр13 А2 ОК1, ОК7
39-40
2 4 41
43-44
Всего 2 13 1 1
Шаг 2. При разработке показателей необходимо руководствоваться следующим: показатель является количественным выражением критерия, с помощью которого можно замерить степень сформированности того или иного критерия.
При формулировании показателей необходимо использовать отглагольные существительные:
- соответствие ... (технологическим требованиям, СНиП, СанПиН...);
- соответствие этапов (определения неисправностей и объема работ автомобиля, его агрегатов и систем инструкционной карте);
- осуществление всех форм банкетного обслуживания в соответствии с профессио-
нальными стандартами обслуживания;
- соблюдение технологической последовательности (маршрута, алгоритма.);
- выполнение требований (инструкций и правил техники безопасности в ходе разборки, сборки узлов, агрегатов автомобиля и устранения неисправности). Оценивание сформиро-ванности компетенций предлагаем вносить в сводные ведомости по ОК1-ОКЮ, ПК, взяв за основу показатели, разработанные по КОС для каждой компетенции.
Ведомости по установлению уровней сформированности каждой компетенции для любой дисциплины, МДК, ПМ для каждого обучающегося представлены в сводных ведомостях по ОК1; ОК2 (табл. 7, 8).
Таблица 7
Сводная ведомость по ОК1
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ФИО Показатели, уровни
Проявление интереса к изучаемой дисц. Соблюдение требований техники безопасности Участие в конкурсах мастерства, олимпиадах Уровни Прочее
1— (Г со 1— о 1— (Г со 1- о о о Соответствует вполне Не соответствует 1— (Г со 1— о 1— (Г со 1- о о о Соответствует вполне Не соответствует Соответствует Соответствует вполне Не соответствует Соответствует Соответствует вполне Не соответствует
в с н
Иванов
Петров
Сидоров
Таблица 8
Сводная ведомость по ОК2
ОК2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
Показатели, уровни
Проявление интереса к организ. собств. деятельности Соблюдение субординации Участие в конкурсах мастерства, олимпиадах Уровни Прочее
ФИО Соответствует Соответствует вполне Не соответствует Соответствует Соответствует вполне Не соответствует Соответствует Соответствует вполне Не соответствует Соответствует Соответствует вполне т е у в т ш У I ф в т о о с
в с н
Иванов
Петров
Сидоров
Шаг 3. Проверку показателей целесообразно проводить с помощью КОС, анкет, создания портфолио обучающихся, проектной деятельности обучающихся и др. Более подробно остановимся на механизме установления уровней сформированности компетенций для трех и пяти показателей.
Если количество показателей равно 5, то механизм оценивания следующий:
- высокий уровень сформированности компетенции у обучающегося на момент проверки, если из 5 проверяемых 4-5 показателей отвечают понятию «соответствует» и отсутствует понятие «не соответствует»;
- если из 5 проверяемых 3-5 показателей отвечают понятию «не соответствует», то уровень сформированности компетенции низкий;
- в остальных случаях уровень сформированности компетенции средний.
Если количество проверяемых показателей равно трем, то высокий уровень сформированно-сти компетенции на момент проверки будет в том случае, если из 3 проверяемых показателей 2-3 отвечают понятию «соответствует» и отсутствует
понятие «не соответствует»; если из 3 проверяемых показателей 2-3 отвечают понятию «не соответствует», то уровень сформированности компетенции низкий; в остальных случаях уровень сформированности компетенции средний.
Для установления уровня сформированности компетенций можно использовать различные методики. Предлагаем воспользоваться методом «360 градусов». Это круговая оценка обучающегося, в процесс которой включены сам обучающийся, его руководители, одногруппники. Метод предполагает сбор комплексной информации из различных источников. Этот метод оценки позволяет добиться большей точности, он достаточно прост, демократичен, если проводится грамотно: гарантируется и соблюдается конфиденциальность, правильно обрабатывается и подается полученная информация. Большая роль при оценивании уровня сформированности особенно общих компетенций отводится самооценке обучающегося.
Шаг 4. Обработанные данные целесообразно сводить в сводную ведомость сформи-рованности компетенций по ПМ.01 (табл. 9).
Таблица 9
Сводная ведомость по ПМ.01
ФИО ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ПК1.1 ПК1.2 ПК1.3 ПК1.4 Оценка Сфор. Не сфор.
Иванов да нет нет нет нет нет нет нет нет Не сфор.
Петров да да да да да да да да да Сфор.
Сидоров нет нет нет нет нет нет нет нет нет Не сфор.
В случае если каждую компетенцию необходимо оценить по трем или пяти дисциплинам, то применяется вышепредложенный механизм.
В остальных случаях полученные результаты на каждого обучающегося обрабатываются, устанавливается уровень сформированности каждой компетенции для каждого обучающегося в соответствии со следующей градацией:
• если оценка «ДА» больше 70 % по формируемым компетенциям, то блок компетенций по модулю СФОРМИРОВАН;
• если «ДА» меньше 70 % по формируемым компетенциям, то блок компетенций по модулю НЕ СФОРМИРОВАН.
При проведении интеграционных межпредметных связей рационально использовать также проектную деятельность для формирования и оценивания компетенций.
Таким образом, при использовании предложенного алгоритма формирования и оценивания компетенций при допуске обучающихся и выпускников к итоговой аттестации или экзамену, квалификационному по ПМ, оценка компетенций обучающихся будет соответствовать требованиям к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ ФГОС начального и среднего профессионального образования, а также предлагаемым интеграционным процессам.
1. Айзенштат Г. В. Формирование фондов оценочных средств как необходимое условие реализации основной профессиональной образовательной программы [Электронный ресурс]. - иПЬ: http://www.informio.ru (дата обращения: 10.12.2012).
2. Блинов В. И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 64 с.
3. Болотов В. А. Научно-методическое обеспечение оценки качества образования // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - № 2.- С. 2-5.
4. Ерецкий М. И., Полисар Э. Л. Разработка и применение тестов успешности усвоения: пособие для самостоятельной подготовки методистов и преподавателей профессиональных учебных заведений. - М.: Институт развития профессионального образования, 1996. - 84 с.
5. Зачесова Е. В. Подходы к формированию КОС/оценке результатов освоения ПМ [Электронный ресурс]. - URL: soprof.ru>index/fgos/0-190 (дата обращения: 10.12.2012).
6. Плесенкова Н. Ю. Критерии оценки качества профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - № 3. - С. 21-22.
7. Панина Т. С., Филипьева С. В., Пастор Н. Г. Рейтинговая оценка общеобразовательной подготовки учащихся в учреждениях профессионального образования. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2008. - 104 с.
8. Филипьева С. В., Пастор Н. Г., Хитов А. А. Определение уровней сформированности общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС нового поколения // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 1. - С. 101-105.
УДК/UDC 811:377 Т. В. Иванова
Т. Ivanova
ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
INDIVIDUALLY ORIENTATED SYSTEM OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING
Автор обращается к проблеме формирования познавательной самостоятельности студентов при иноязычной подготовке. Рассматривается новый подход к формированию самостоятельной познавательной деятельности студентов, представлено краткое описание технологии формирования познавательной самостоятельности студентов с учетом их психофизиологических особенностей и дана оценка эффективности системы.
The author refers to the problem of formation of cognitive independence of students during foreign language training. New approach to
the formation of independent cognitive activity of students is considered. The description of technology of formation of cognitive independence of students taking into account their psychopsycho-logical features is briefly submitted and the system effectiveness assessment is given.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность, иноязычная подготовка, индивидуально ориентированная система, психофизиологические особенности, методы обучения, технология.