Научная статья на тему 'Конкурсный проект как продукт инновационной исследовательской деятельности педагога'

Конкурсный проект как продукт инновационной исследовательской деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурсный проект как продукт инновационной исследовательской деятельности педагога»

Преподаватели отделения считают, что проектная деятельность развивает критическое мышление, умение формулировать оценочное суждение, способность к быстрому и свободно-

ПРОЕКТ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАНИЯ -

му переключению мыслей, воспитывает самостоятельность обучающихся, формирует навыки коммуникативного общения в процессе групповой совместной деятельности.

конкурсный проект как продукт инновационном

исследовательской деятельности педагога

О. И. Малороссиянова, заведующая лабораторией мониторинга государственных образовательных стандартов профессионального образования ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово Л. А. Михайлова, методист

Переход учреждений профессионального образования на реализацию стандартов нового поколения, философия которых принципиально отличается от предыдущих, ставит каждого педагогического работника в ситуацию необходимости пересмотра содержания своей профессиональной деятельности, выстраивания системы целеполагания процесса взаимодействия с обучающимися в логике достижения образовательного результата, сформулированного в терминах компетенций, подбора адекватных методов организации учебных занятий и внеаудиторной, в том числе самостоятельной, работы учащихся и студентов, обеспечивающих достижение заданного результата.

ФГОС требует от учреждений профессионального образования «предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий».

В связи с этим педагогу необходимо включать обучающихся в гибкую динамичную образовательную среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков, в деятельность, обеспечивающую реализацию возможностей и потребностей каждого.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, т. к. предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать,

освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

При разработке и реализации образовательного проекта в профессиональной деятельности педагога благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата происходит смещение акцента от инструментального подхода к технологическому, создаются условия для отношений сотрудничества между педагогом и обучающимся.

Для создания проекта педагогу необходимо уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, уметь устанавливать причинно-следственные связи.

В ходе проектной деятельности педагог демонстрирует умение четко определять цель, выбрать необходимую информацию и рационально ее использовать, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, анализировать внешние и внутренние условия образовательной среды.

В числе задач областного конкурса «Преподаватель года - 2012» - выявление творческих и талантливых педагогов системы профессионального образования региона, формирование инновационного профессионального поведения преподавателей учреждений профессионального образования. Решению этих задач способствует разработка участниками конкурса образовательного проекта, направленного на формирование у обучающихся профессиональных и общих компетенций, который предоставляется на второй - отборочный - этап конкурса.

Именно для решения данных задач в Кемеровской области ежегодно проводится областной конкурс «Преподаватель года». Количество участников конкурса в течение 6 лет остается стабильным. В 2011 году на рассмотрение жюри было представлено 27 проектов в номинации «Преподаватель года НПО» и 28 проектов в номинации «Преподаватель года СПО». Максимальное количество баллов за проект - 24.

В номинации «Преподаватель года НПО» оценки расположились в интервале от 17,7 балла до 3,4 балла, «Преподаватель года СПО» - от 19,3 балла до 2,3 балла. Как видно разброс достаточно большой, при этом максимальное количество баллов не набрал ни кто. Чем это обусловлено?

Члены жюри отмечают общие наиболее часто встречающиеся недостатки проектов.

Одним из требований к образовательному проекту, согласно положению о конкурсе, является его реалистичность и выполнимость. Представленный на конкурс проект - это проект преподавателя, который может быть реализован его собственными силами, возможно с привлечением коллег. Однако имеют место попытки авторов проекта направить свои усилия на решение глобальных проблем в масштабе не только всего учреждения, но региона и страны в целом: «повысить качество подготовки кадров для экономики страны», «сформировать активную личность с прочной жизненной позицией», «сформировать профессиональные и общие компетенции специалиста в соответствии с ФГОС», «предотвратить антропологическую катастрофу», «улучшить здоровье жителей г. Новокузнецка» и т. п.

Однозначно понятен первый критерий оценивания конкурсного проекта «автором проекта сформулирована проблема». По Ожегову: проблема - сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. Отсюда вытекает необходимость четкой и достаточно короткой формулировки проблемы, на решение которой направлен проект. Члены жюри отмечают удачные примеры формулирования проблемы: зна-

ние английского языка расширяет границы профессионального общения и поиска информации в профессиональном поле, но у обучающихся отсутствует интерес к изучению иностранных языков; отсутствие у выпускников практических навыков работы на автоматизированном вышивальном оборудовании; несоответствие уровня творческого мышления, способности к рационализаторской деятельности у выпускников требованиям работодателей. Вместо этого многие авторы проектов пускаются в длительное и сбивчивое рассуждение о мировых и российских тенденциях развития экономики, образования, экологической ситуации, из которого возможно вычленить туманное представление о сущности проблемы, которую собирается решать участник конкурса в ходе реализации проекта. В таких случаях конкурсант допускает нерациональное использование допустимого объема проекта.

Все представленные на конкурс проекты содержат перечень мероприятий и структурированы по этапам: подготовительный, основной, заключительный. Но часто структура проекта носила формальный характер, перечень мероприятий не раскрывает последовательности и содержания деятельности педагога, реализующего данный образовательный проект, состав участников и степень их вовлеченности, промежуточные результаты, возможные риски и сложности, способы их предотвращения и преодоления.

По доминирующему методу проекты можно классифицировать на исследовательские (в т. ч. экспериментальные), информационные (направлены на сбор информации о каком-то объекте, ее анализ и обобщение, представление широкой аудитории), практические (предполагают создание продукта: документ, видеофильм, сайт, проект закона, спортивная площадка, клуб, столярные изделия и т. п.), творческие (создание спектакля, тематической коллекции художественных изделий и т. п.).

Конкурный проект должен предлагать новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса. Сегодня использование в профессиональной деятельности педагогом интерактивной доски, видео-презентаций, электронных тестов само по себе является обязательным условием передового педагогического опыта, носителем которого являются участники конкурса. Современные подходы к образованию предполагают реализацию информационного взаимодействия участников образовательного процесса в различных режимах работы всемирной информационной среды. Инновационными приемами в настоящее время можно считать использование сайта учреждения и интернет-источников в организации образовательного про-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАНИЯ

цесса, в т. ч. самостоятельной работы обучающихся, создание электронных образовательных ресурсов с участием обучающихся, организацию деятельности учебных фирм, выполняющих реальные работы и услуги и т. п.

Конкурсный проект - результат творчества педагога, его профессионального поиска, концентрат педагогического мастерства, неожиданное и простое решение сложной задачи обучения и воспитания. Он точечно направлен на формирование определенных профессиональных и (или) общих компетенций у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Жюри отметило удачные идеи конкурсантов: издание студенческой газеты на английском языке; туризм как средство познания родного края; создание экспериментальной лаборатории «Ришелье», центра технических идей; возведение детской спортивной площадки; учет, очистка, благоустройство и охрана родников Горной Шории в рамках кружка по химии; создание на базе педагогического колледжа досугового центра для детей дошкольного возраста.

Конкурсный проект должен быть выполним и обеспечен ресурсами. Больше половины авторов не приводят в представленных на конкурс проектах расчета необходимых для реализации ресурсов: материальных, кадровых, организационных, методических, информационных и их источников.

Члены жюри отметили достаточно высокий уровень оформления конкурсных материалов, выдержаны требования к структуре образовательного проекта, корректно используется профессиональная терминология, практически нет грамматических и стилистических ошибок, информация обоснованно представлена в таблицах, диаграммах, схемах, текст сопровождается фотографиями и рисунками. Большинство проектов переплетены типографским способом и снабжены красочной обложкой, на которой размещены эмблема учреждения, фотоколлаж о профессиональной деятельности педагога, слоган проекта. Такая обложка не только делает внешний вид представляемой на конкурс работы более привлекательной, но и содержит дополнительную эмоционально окрашенную информацию о проекте и его авторе.

В истории конкурса «Преподаватель года» нет пока образовательного проекта, получившего максимально возможное количество баллов. Поэтому у будущих участников конкурса есть возможность войти в историю профессионального образования Кузбасса, создав свой проект, который заслужит самую высокую оценку.

Краткий обзор образовательных проектов, представленных на второй областной этап конкурса «Преподаватель года - 2012»

Проект «Интеграция дисциплины гуманитарного цикла в профессиональный модуль как одно из условий подготовки современного специалиста»

Коврижникова Оксана Геннадьевна, преподаватель ФГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум»

На современном этапе развития общества предъявляются повышенные требования к специалистам любой отрасли, что обусловлено необходимостью обеспечения рынка труда конкурентоспособными кадрами. От того, каким выпускник придет на производство, насколько он окажется готовым к активной профессиональной деятельности, будут ли у него сформированы потребности самосовершенствования и карьерного роста, на каком уровне он владеет специальной терминологией, в полной мере зависит успешность и результативность его будущей профессиональной деятельности. И этот факт сегодня не вызывает сомнения.

Работодатели отмечают высокий уровень теоретической и практической подготовки студентов Кемеровского горнотехнического техникума.

Вместе с тем сегодня знать теорию - мало. Специалисту необходимо осознанно владеть профессиональным языком, не просто видеть в терминах слова и их определения, а выходить за эти рамки, владеть терминологией на более высоком, смысловом уровне.

Все вышеперечисленное позволило сформулировать имеющееся противоречие.

С одной стороны, выпускники техникума востребованы на рынке труда, т. к они, по мнению работодателей, обладают умениями и навыками, необходимыми и достаточными для выполнения профессиональных задач.

С другой стороны, работодатель ожидает получить творческого специалиста, способного не только выполнять поставленные перед ним профессиональные задачи, но и ориентироваться в нестандартных ситуациях, в том числе и расширять рамки использования профессиональных терминов до смыслового, образного уровня, умеющего грамотно сформулировать, описать, а затем и решить возникшую проблему. Такие ка-

чества выпускника позволят максимально приблизить специалиста к требованиям, установленным работодателями.

Необходимость разрешения указанного противоречия подтолкнула нас к созданию новой учебной дисциплины, способствующей устранению выявленного рассогласования между уровнем обучения в образовательных учреждениях СПО и уровнем, необходимым для успешного выполнения профессиональных задач, в частности владением выпускниками профессиональной терминологией на самом высоком, смысловом уровне, как требует того работодатель.

Для решения обозначенной проблемы и разработан данный проект нового раздела МДК «Профессиональное языкознание».

Новизна данного проекта состоит в разработке авторской программы «Профессиональное языкознание» вместо дисциплины «Русский язык и культура деловой речи», смещение временных рамок изучения со II курса на IV, создание нового раздела МДК, внедрение его в состав профессионального модуля ПМ 03 «Организация деятельности производственного подразделения» и интеграция его со спецдисциплинами.

Это будет способствовать:

во-первых, осознанному отношению студентов, побывавших на практике, к данной дисциплине;

во-вторых, эффективному выходу студентов на преддипломную практику и последующей успешной защите своего дипломного проекта на государственной итоговой аттестации;

в-третьих, максимально приблизит студентов к будущему самостоятельному творческому применению профессиональной терминологии.

При изучении раздела «Профессиональное языкознание» после теоретического изучения учебного материала планируется отработка практических навыков владения профессиональной терминологией на предприятиях соц-партнеров.

Одна группа студентов 4-го курса (экспериментальная) будет изучать теоретический курс нового МДК «Профессиональное языкознание» и отрабатывать практические навыки на предприятиях социальных партнеров, а другая группа (контрольная) студентов 2-го курса этой же специальности будет изучать имеющуюся в программе техникума дисциплину «Русский язык и культура деловой речи».

Сравнительный анализ результатов освоения программного материала студентами экспериментальной и контрольной группы позволит сделать вывод о возможных путях решения существующей проблемы и целесообразности введения нового МДК.

В результате успешной реализации проекта ожидается повышение уровня владения профессиональной терминологией с 70 % до 100 % на I уровне усвоения, с 20 % до 85 % на II уровне, с 10 % до 75 % на III уровне.

Проект «Навигатор»

Никулин Антон Сергеевич, преподаватель ГАОУ СПО «КузТАГиС»

Качество подготовки выпускников УПО не всегда соответствует требованиям работодателей. Как правило, рабочие учебные программы корректируются с учетом замечаний, высказанных представителями предприятий в характеристиках студентов после прохождения производственной практики, на круглых столах и т. п. Однако эти отзывы часто имеют формальный характер и не отражают объективную информацию о качестве подготовки специалистов. В то же время носителем объективной информации целесообразно рассматривать выпускников последних лет.

В рамках реализованного этапа проекта проводился опрос о качестве представляемых учреждением образовательных услуг через социальную сеть в Интернете по следующим вопросам:

1. С какими проблемами в процессе первого года работы вы столкнулись?

2. По каким из предложенных тем вам необходимо пополнить знания?

- тема: «Создание и издание карт»,

- тема: «Топографические условные знаки»,

- тема: «Современные технологии в топографическом производстве».

3. Чем, на ваш взгляд, следует дополнить образовательный процесс?

Это послужило основой для последующих решений.

На отделении «Геодезия, землеустройство, градостроительный кадастр» при анализе собранной информации от работодателей, выпускников и их родителей была выявлена проблема: недостаточная теоретическая подготовка и владение современными инновационными технологиями в оформлении картографических материалов с использованием компьютерных технологий.

Решение проблемы возможно через разработку программы «под заказ» работодателей и потребностей выпускников и введение в ОПОП практикоориентированной общепрофессио-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАНИЯ

нальной дисциплины «Картографическое черчение», которая будет направлена на формирование дополнительной компетенции.

ДК 1. Использовать инновационные технологии для создания оригиналов топографических планов и карт в графическом и цифровом виде.

Мероприятия проекта предполагает оснащение образовательного процесса современными компьютерными программами, разработку комплекта электронных пособий и плакатов, привлечение образовательных ресурсов работодателя (компьютерная программа «Панорама» для обновления топографических карт) и др.

Затраты на реализацию проекта минимальны. Его можно реализовать в рамках финансирования образовательного учреждения.

Проект имеет непрерывную цикличную структуру, нацелен на повышение качества подготовки и востребованность выпускников. Проектом предусмотрены инновационные методы использования социальной сети в Интернете. После трудоустройства выпускников осуществляется проведение мониторинга современного состояния рынка труда Кузбасса и своевременное оценивание изменений требований работодателей. Данная структура проекта универсальна и может использоваться на других специальностях с введением ФГОС третьего поколения.

Проект «Практико-ориентированное обучение - норма профессиональной подготовки»

Ковальчук Сергей Васильевич, преподаватель ГОУ ВПО «Тайгинский институт железнодорожного транспорта»

В настоящее время, с одной стороны, работодатели с радостью берут наших студентов на практику и выпускников - на работу, отмечая высокий уровень знаний; с другой стороны, нашим студентам и выпускникам необходимо осознанное применение полученных ранее знаний, умений и навыков, а также творческой инициативы, что позволит им быть успешными на рабочем месте.

Необходимость разрешения указанного противоречия обусловила проблему организации и проведения практического обучения в условиях производства (на производственных площадях).

Новизна проекта - в организации проведения учебных занятий, не только практических, но

и теоретических, на производстве - в вагонном депо в бригадной форме. Это максимально приблизит студентов к будущей самостоятельной деятельности, сократит сроки «доводки» на рабочем месте квалификации выпускника техникума. Такого выпускника может воспитать преподаватель, способный подтвердить свою высокую предметную компетентность на производстве в практической деятельности.

При изучении специальной дисциплины «Конструкция подвижного состава» после теоретического изучения учебного материала планируется отработка практических навыков.

Одна группа студентов 3-го (4-го) курсов (экспериментальная) будет изучать теоретический материал (до 25 % программного времени) и выполнять практические работы (до 40 % программного времени) на предприятии - в вагонном депо, другая группа студентов 3-го (4-го) курсов (контрольная) - в учебном кабинете, кабинете-лаборатории и на действующем полигоне подвижного состава техникума. Сравнительный анализ результатов освоения видов профессиональной деятельности студентов экспериментальной и контрольной групп позволит сделать вывод о возможности решения существующей проблемы через усиление практико-ориентированной направленности обучения.

Реализация проекта предполагает положительную динамику учебных достижений студентов: количество курсовых и дипломных работ, выполненных на «хорошо» и «отлично» возрастет с 60 % до 90 %, количество дипломных проектов по заказу предприятия - с 30 % до 60 %.

Проект «Детская спортивная площадка»

Пилипенко Юрий Алексеевич, преподаватель спецдисциплин по профессии «сварщик» ГОУ НПО ПЛ № 79

Низкий уровень вовлеченности обучающихся в профессиональную деятельность во внеурочное время является существенной проблемой при подготовке квалифицированного рабочего, востребованного на рынке труда. Одним из способов решения данной проблемы является реализация образовательного проекта по созданию детской спортивной площадки на территории лицея для детей, проживающих в территориальной близости от лицея.

Проект предполагает реализацию мероприятий: создание творческой группы из обучающихся; проведение конкурса на лучший проект детской спортивной площадки с привлечением к участию в нем всех обучающихся лицея; создание макета площадки; расчет потребности в материалах, определение поставщиков, закупка материалов; подбор оборудования, расходных материалов, специальной одежды; определение режимов работы оборудования; разработка календарного плана выполнения работ и возведения объектов; подготовка сварных конструкций и возведение объектов площадки, и их оформление.

Заключительный этап проекта предусматривает торжественное открытие площадки 1 июня, приуроченное к международному дню защиты детей и дню села в Тяжинском районе.

Все мероприятия проекта проводятся при широком участии обучающихся.

Реализация проекта позволит повысить уровень профессионально-ориентированной занятости обучающихся по профессии «сварщик» во внеурочное время; развить их творческие способности, умение работать в команде, самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации и выполнять элементы профессиональной деятельности; снизить количество правонарушений, совершенных обучающимися; привлечет внимание администрации поселка, жителей частных предпринимателей к производственным возможностям лицея и обеспечит получение заказов. Главным результатом реализации проекта станет повышение качества подготовки выпускников лицея.

Проект «Профессионально становление рабочих и специалистов строительной отрасли через создание студенческих предприятий»

Морозов Андрей Владимирович, мастер производственного обучения ФГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум»

Проект направлен на формирование кадрового ресурса специалистов сухого строительства для юга Кемеровской области. Усиление практической подготовки специалистов предполагается через создание в техникуме службы студенческого предпринимательства. Студенческие предприятия создаются на базе отделения, имеют структуру реального строительного предприятия и тем самым способствуют

формированию у обучающихся профессиональных компетенций. Студенческие предприятия выполняют ремонтно-строительные работы для нужд техникума и для сторонних заказчиков, что дает возможность обучающимся почувствовать себя полноценными рабочими уже во время обучения.

Интересно организованный процесс обучения в режиме реальной производственной деятельности способствует повышению качества профессионального обучения и улучшает перспективы трудоустройства выпускников. Реализация проекта позволит педагогам выявить виды профессиональной деятельности, необходимые в реальных строительных организациях, и скорректировать с их учетом ОПОП. Проект предполагает разработку локальных актов, регламентирующих деятельность студенческих предприятий, и интеграцию процесса обучения с процессом производственной деятельности реальной строительной организации.

Мотивация обучающихся к участию в разных этапах деятельности студенческих предприятий будет достигнута за счет учета работы в структуре студенческого предпринимательства при комплексной оценке знаний по профессиональным модулям, выполнения заданий для самостоятельной работы по профильным дисциплинам в рамках деятельности студенческих предприятий, представления права участникам студенческого предприятия прохождения в нем всех видов практик, выполнения курсовых, выпускных квалификационных работ.

Важным направлением формирования необходимых общих компетенций является выполнение студентами всех видов работ: проектирование, планирование, экономические расчеты, реклама, получении заказов и их выполнение, распределение доходов, в том числе заработной платы.

Проект «Формирование индивидуального профессионального профиля обучающихся профессии «исполнитель художественно-оформительских работ»

Борисихина Ксения Валерьевна, преподаватель ГОУ НПО ПУ № 14

Человек всегда стремился к красоте и комфорту, поэтому во все времена люди старались изменить пространство вокруг себя к лучшему. В современном мире ни реклама, ни общественное мероприятие, ни одна выставка не обходятся без участия специалистов художественного направления. Художе-

ственно-оформительские работы в социокультурном пространстве ориентированы на компоненты духовной и материальной культуры. Исполнитель художественно-оформительских работ своей деятельностью оказывает влияние на художественную, эстетическую и духовную сферы жизнедеятельности человека - потребителя «художественных продуктов», формируя его эстетический вкус. Таким образом, становится актуальна проблема профессиональной подготовки специалистов художественного направления, способных удовлетворять потребности работодателей и общества в достижении гармонии и эстетической составляющей окружающей среды.

Мероприятия проекта включают в себя диагностику невербальной креативности и творческого мышления обучающихся, составление и реализацию индивидуальных планов профессионального роста обучающихся, в том числе самостоятельный

ПРОЕКТ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАНИЯ -

поиск информации обучающимися, составление презентаций, подготовка выступлений с аудиовизуальной поддержкой, общение на сайте училища «ART-жизнь», участие в конкурсах, выставках, социальных проектах, создание «Слоника»-папки с эскизами, зарисовками, рабочими материалами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация проекта предполагает следующие результаты:

- удовлетворение потребностей рынка труда в компетентных специалистах, готовых к самозанятости;

- индивидуальный художественно-творческий профиль выпускника, готового к самосовершенствованию;

- самоопределение обучающихся, решивших продолжить профессиональное обучение;

- повышение уровня профессионального мастерства преподавателей, принимающих участие в проекте.

исследовательские проекты при обучении английскому языку в педагогическом колледже

Е. В. Касаткина, преподаватель иностранных языков ГОУ СПО Республики Марий Эл «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова», п. Оршанка

Использование проектной методики на уроках английского языка неслучайно. Учебники нового поколения «Английский нового тысячелетия» и другие учебники предлагают создание проекта в конце прохождения каждого раздела. Становится необходимым применение в учебном процессе компьютеров, Интернета, мультимедийных учебных программных средств, другого цифрового оборудования, а также соответствующих педагогических подходов и технологий. На уроках английского языка учащиеся работают над созданием исследовательских, творческих, информационных и практико-ориен-тированных проектов. Весьма удачно по своему содержанию и направленности для этого подходит курс Интел «Обучение для будущего».

Интел «Обучение для будущего» (Teach to the Future) - международная программа повышения квалификации учителей, помогающая им эффективно использовать компьютерные технологии в повышении качества обучения школьников.

В основе этой программы - понятие учебного проекта. Учебный проект - организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Работа по методу проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает наличие замысла или гипотезы решения пробле-

мы, четкое планирование действий, распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т. е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственность участников проекта за свою часть работы, регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов.

Работа над проектами по программе Интел предполагает исследовательский и творческий подход как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов.

От учителя английского языка требуется создание методической презентации (презентации учителя), в которой определяются цели и задачи проекта, список возможных учебных тем, тем самостоятельных исследований, а также этапы работы над проектом. Учащиеся создают детские презентации или буклеты по интересующим их темам, проводят исследования и отражают результаты в своих работах.

Создание проекта начинается с того, что учитель продумывает:

• тему проекта;

• выбирает определенную возрастную группу;

• основополагающий вопрос (имеет широкий диапазон, обеспечивает связь между дисциплинами и объектами изучения);

• формулирует вопросы учебной темы, по сути являющиеся проблемными, задаваемые в рамках одной темы, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопроса;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.