УДК 070
Л. С. Макарова
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского,
Нижний Новгород
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (ФГОС-3 И ФГОС-3+) ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЖУРНАЛИСТИКА» : К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Представители медиабизнеса и академического сообщества заинтересованы в формировании совместного подхода к требованиям и уровню подготовки журналиста, прежде всего в контексте внедрения профессиональных стандартов. Проблема соотнесения положений профессиональных и образовательных стандартов в процессе подготовки будущих журналистов. Актуальность вопроса о наборе компетенций, освоение которых необходимо будущему журналисту.
Ключевые слова: журналистское образование; Федеральный государственный образовательный стандарт; профессиональные стандарты; набор компетенций; медиабизнес; Тартуская декларация.
Развитие журналистского образования в современной России предполагает заинтересованность в процессе подготовки квалифицированных журналистских кадров со стороны представителей академического сообщества и потенциальных работодателей. Тенденция взаимодействия в обозначении профессиональных требований к будущим журналистам и специалистам в области массовой коммуникации на современном этапе приобретает более чем актуальное значение в связи с разработкой профессиональных стандартов.
На данный момент на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ в разделе «Реестр областей и видов деятельности» указан подраздел «Средства массовой информации, издательство и полиграфия», который включает в себя 11 профессиональных стандартов [7]. Непосредственно к журналистской деятельности и деятельности в области средств массовой информации относятся 10 профессиональных стандартов, разработанных специалистами РАНХ и ГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ).
Вокруг этих документов в 2014-2015 годах велась широкая дискуссия в профессиональном журналистском сообществе, представители которого в лице руководителей Союза журналистов РФ дали критическую оценку тем основным параметрам, которые предъявляются в указанных стандартах в качестве основополагающих для профессий, имеющих отношение к журналистской деятельности. Свое мнение высказал в журнале «Журналист» секретарь Со-
юза журналистов России В. Балдицын в статье «Стандарты для нестандартных» [1. С. 71-74].
Обсуждение профессиональных стандартов происходило также и в российских СМИ. Достаточно полное представление о нем дают публикации Н. Райбман «Минкомсвязи против обязательных стандартов для СМИ» от 03.12.2014 г. (www.vedomosti.ru) [6] и С. Карпова «Разработали, чтобы плавно забыть» от 27.11.2013 г. (www.gazeta.ru) [2], где сформулированы практически все претензии к указанным документам со стороны журналистов, руководителей СМИ и представителей академического сообщества.
Например, П. Гусев, главный редактор и владелец «Московского комсомольца», высказался по этому поводу следующим образом: «Главное для журналиста - умение владеть словом и писать или вести телепередачу так, чтобы это было интересно другим. А необходимые навыки можно отшлифовать на практике. Никто меня, как частного бизнесмена, не может заставить нанимать людей только с профильным образованием» [6].
В то же время мнение представителей академического сообщества было не столь категоричным. Например, проф. В. В. Тулупов в статье «Профессиональные стандарты, роли и деструктуризация в журналистике», напротив, высказывает положительное мнение относительно идеи профессиональных стандартов в журналистике как фактора повышения статуса и социальной ответственности в профессии журналиста [8. С. 214-219].
В рамках дискуссии замечания представителей профессионального и академического сообщества в целом были учтены, и на данный момент профессиональные стандарты приняты и являются руководством и ориентиром в формировании рабочих учебных планов в рамках ФГОС-3+ и в будущем - ФГОС-4.
Работа в данном направлении связана с созданием в 2015 году объединенного ФУМО под эгидой факультета журналистики МГУ (председатель - декан факультета журналистики, проф. Е. Л. Вартанова), включающего представителей УМС по направлениям: «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Издательское дело», «Телевидение», «Медиа-коммуникации». Учебно-методические задачи ФУМО, по всей видимости, будут связаны с разработкой ФГОС-4 на базе интегрирования данных направлений в рамках общих ОК (общекультурных компетенций) и ОПК (общепрофессиональных компетенций) с соотнесением ПК (профессиональных компетенций) с требованиями профессиональных стандартов.
Эта работа потребует серьезного методического обеспечения, особенно в контексте соответствия требований профессиональных стандартов и их соотнесения с принципами компетентностного подхода [4]. Европейский опыт функционирования профессиональных стандартов проанализирован в монографии О. Н. Олейниковой, А. А. Муравьевой, И. М. Акимовой «Обеспечение качества профессионального образования в Европе: современное состояние и основные тенденции» [5].
Повышение качества образования является проблемой не только России, но и всего мирового сообщества. В контексте развития Болонского процесса и постепенного вхождения России в систему ЕПВО (Европейского пространства высшего образования) особое значение приобретает компетентностный, или компетентностно-ориентированный, подход к образованию, который на данном этапе является определяющим в системе высшего образования в России. В документах «Стратегия модернизации общего образования» (2001) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002) цель образования прямо соотносилась с формированием ключевых компетенций. Компетентностный подход также лежит в основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012), определяющего процессы в сфере образования в России на современном этапе. Он также явля-
ется основополагающим как для ФГОС-3, так и ФГОС-3+, выступая в качестве системообразующего параметра и подхода к формированию образовательной деятельности.
Наиболее актуальным в контексте функционирования компетентностного подхода становится вопрос о наборе компетенций, освоение которых предполагает формирование профессиональных и личностных навыков будущего журналиста.
Несомненно, что современное журналистское образование должно быть включено в контекст мировых тенденций. В данном случае своеобразным «стандартом» для академического сообщества становится Тартуская декларация Европейской ассоциации подготовки журналистов 2006 года, которая включает систему компетенций, освоение которых предполагается в рамках учебного процесса.
Условно эти компетенции могут быть разделены на 3 направления: профессиональные стандарты, журналист и общество, а также знания. В приложении к Тартуской декларации представлены 10 видов компетенций, освоение которых, по мнению авторов, должно способствовать формированию профессиональных и личностных навыков будущего журналиста. Анализ положений документа свидетельствует о том, что европейский подход к журналистскому образованию предполагает ориентацию будущего журналиста на ответственное служение интересам общества: «Члены Европейской ассоциации подготовки журналистов обучают или профессионально подготавливают своих студентов/участников, исходя из принципа, что журналисты должны служить обществу,
• обеспечивая понимание политических, экономических и социокультурных условий;
• стимулируя развитие и укрепление демократии на всех уровнях;
• стимулируя развитие и укрепление личной и институциональной подотчетности;
• расширяя возможности граждан делать выбор в контексте общества и личности;
• в то же время, испытывая ответственность за свободу выражения;
• уважая неприкосновенность прав личности, критически относясь к источникам и оставаясь независимыми от личных интересов;
• используя принятые этические стандарты» [3. С. 452-456].
Существовавший до последнего времени ФГОС-3 по направлению «Журналистика» (уровень бакалавриат) предполагал освоение
будущими журналистами достаточного количества компетенций: 19 ОК-компетенций, 58 ПК-компетенций. В сравнении с другими ФГОС-3 (ФГОС-3 по направлению «Реклама и связи с общественностью», где присутствует 17 ОК-компетенций, 35 ПК-компетенций; «Издательское дело» - 17 ОК-компетенций, 42 ПК-компетенций; «Филология» - 15 ОК-компетенций, 16 ПК-компетенций) эта цифра представлялась несколько избыточной. На наш взгляд, подобная тенденция приводила к размыванию требований, предъявляемых к студенту в процессе освоения компетенций, своеобразному «перекрещиванию» содержательного наполнения компетенций. Объединение компетенций в процессе работы над ФГОС-3+ без ущерба для образовательного процесса должно было сформулировать более четкие критерии освоения знаний, умений и навыков в пределах, установленных компетентностно-ориентированным подходом.
Стандарт ФГОС-3+ вводит понятие ОПК (общепрофессиональная компетенция). В то же время существенно сокращается количество компетенций: ОК-10 (в два раза), ОПК-22, ПК-7 (было 58), по совокупности (было 77, стало - 39) также в 2 раза в сторону уменьшения. Однако содержательный анализ компетенций свидетельствует, что практически все ОПК в той или иной мере дублируют ПК прошлого стандарта. Например, ОПК-2 «способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа» [9] практически дословно соответствует содержанию ПК-3 ФГОС-3 [11]. То же касается ОПК-4, 5 ФГОС-3+ (история отечественной литературы и журналистики), дублирующих смысл ПК 5, 6 ФГОС-3. Существенное сокращение ПК (профессиональных компетенций) позволяет привязать виды деятельности в рамках ФГОС-3+ практически к 1-2 компетенциям. Например, в ФГОС-3 социально-организаторская деятельность в соответствии с ФГОС-3 предполагала освоение 7 компетенций (ПК-50-56), по стандарту ФГОС-3+ их количество сократилось до одной - ПК-6.
В рамках сравнения ФГОС-3 и ФГОС-3+ подготовки магистров по направлению «Журналистика» [12; 10; 11] прослеживается суще-
ственное сокращение ОК (общекультурных компетенций): ФГОС-3 - 24, ФГОС-3+ - 4. Вместе с тем, налицо та же тенденция, что и в перераспределении компетенций в стандарте подготовки бакалавра: суммарно и содержательно количество компетенций ОПК и ПК ФГОС-3+ (15) практически соответствует ПК ФГОС-3 (20). Таким образом, содержательно требования ФГОС-3+ с точки зрения компе-тентностно-ориентированного подхода к образовательному процессу подготовки журналистов в рамках бакалавриата и магистратуры не противоречат установкам ФГОС-3.
ФГОС-3 направления подготовки 42.03.02 «Журналистика» (бакалавр, магистр) отличался достаточно жесткими рамками требований к структуре образовательной программы, прежде всего к наполнению базовой части (в этом смысле ФГОС-3 по направлениям «Реклама и связи с общественностью» и «Издательское дело» предоставляли большую свободу выбора при составлении образовательной программы и рабочего учебного плана). Современный ФГОС-3+, напротив, не дает практически никаких установок относительно ее наполнения, помимо «Физической культуры», «Иностранного языка», «Философии», «Истории», дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Тем самым, вузам предоставляется, с одной стороны, возможность реализации образовательной программы в соответствии с собственными представлениями, но при этом создаются дополнительные трудности при переходе из одного вуза в другой (слишком велика может быть разница в рабочих учебных планах).
Говоря о подготовке будущих журналистов, нельзя не отметить необходимость формирования ценностных установок молодого специалиста. В современном ФГОС-3+ по направлению «Журналистика» (квалификация - бакалавр, магистр) при достаточно, как уже отмечалось выше, широком наборе ОК и ОПК-компетенций нет ни одной, где бы, например, говорилось о патриотизме, любви к Родине как о ценностной установке будущего журналиста. Включение данного компонента в образовательный процесс представляется необходимым в контексте формирования ОК- и ОПК- компетенций будущего журналиста.
Решение задач развития журналистского образования в настоящее время невозможно без соединения в рамках учебного процесса многих составляющих его компонентов. Важной методической проблемой становится соедине-
ние в рамках образовательной программы подготовки журналиста требований ФГОС и положений профессиональных стандартов. Все большее значение должно придаваться практическим аспектам подготовки будущих журналистов.
Освоению, прежде всего, ОПК и ПК (общепрофессиональных и профессиональных) компетенций ФГОС-3+ на филологическом факультете ННГУ им. Н. И. Лобачевского способствуют Медиацентр, оснащенный высокотехнологичной современной цифровой техникой и монтажным оборудованием, радиолаборатория, компьютерный класс, обучение в котором позволяет осваивать навыки компьютерной верстки и макетирования, постоянно приобретается цифровая техника. Все это требует существенных материальных и личностных затрат, однако без них качественное, соответствующее мировым стандартам журналистское образование просто невозможно.
Также совершенствование процесса подготовки будущих журналистов связано со взаимодействием с потенциальными работодателями, чьи предложения должны учитываться при составлении рабочих учебных планов и создании карт компетенций.
Список литературы
1. Балдицын, В. Стандарты для нестандартных [Текст] / В. Балдицын // Журналист. - 2014.
- № 4. - С. 71-73.
2. Карпов, С. Разработали, чтобы плавно забыть [Электронный ресурс] / С. Карпов // gazeta.ru: ежедн.интенет-издание. - 2013.
- 27 ноября. - URL: http://www.gazeta.ru/ social/2013/11/26/5771341.shtml.
3. Макарова, Л. С. Компетентностно-ори-ентированный подход в современном журналистском образовании [Текст] / Л. С. Макарова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. - 2014. - № 2, т. 2. - С. 452-456.
4. Олейникова, О. Н. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура [Текст] / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева. - М.: АНО Центр ИРПО, 2011. -100 с.
5. Олейникова, О.Н. Обеспечение качества профессионального образования и обучения в Европе: современное состояние и основные тенденции [Текст] / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, И. М. Акимова. - М.: АНО Центр ИРПО, 2011. - 100 с.
6. Райбман, Н. Минкомсвязи против обязательных стандартов для СМИ [Электронный ресурс] / Н.Райбман // vedomosti. ru: ежедн. интенет-издание - 2014. - 3 декабря. - URL: http://www.vedomosti.ru/ management/articles/2014/12/03/minkomsvyaz-priostanavlivaet-soglasovanie-profstandartov.
7. Средства массовой информации, издательство и полиграфия [Электронный ресурс]. - URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/ obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-oblastey-i-vidov-professionalnoy-deyatelnosti.
8. Тулупов, В. В. Профессиональные стандарты, роли и деструктуризация в журналистике [Текст] / В. В. Тулупов // Вестник КГУ им. Н А. Некрасова. - 2014. - № 7. - С. 214-219.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования «Бакалавриат». Направление подготовки 42.03.02 - Журналистика [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m951.pdf.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования «Магистратура». Направление подготовки 42.04.02 - Журналистика [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.sgu.ru/sites/default/files/documents.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 -Журналистика (квалификация (степень) «Бакалавр») [Электронный ресурс]. -URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/ prm775-1.pdf.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 - Журналистика (квалификация (степень) «Магистр») [Электронный ресурс]. -URL: http://www.edu.ru/ db-mon/mo/data/d_10/ prm199-1.pdf.
COMPARATIVE ANALYSIS FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARTS
(FSES-3 AND FSES-3+ IN THE DIRECTION "JOURNALISM": THE PROBLEM OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION
Makarova L.S., N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Nizhni Novgorod,
zhur-unn@yandex.ru
Representatives of the media business and academic community interested in the formation of a joint approach to the needs and level of training ofjournalists, especially in the context of the implementation ofprofessional standards. The problem of correlation of the provisions of the professional and educational standards in the preparation offuture journalists. The urgency of the issue of a set of competencies, development of which is necessary to future journalists.
Keywords: journalism education; Federal state educational standard; professional standards; a set of competencies; media business; Tartu Declaration.
References
1. Balditcyn, V. (2014) Standarti dlya nestandartnyh [=Standards for non-standard], in: Journalist, no. 4, pp. 71-73. (In Russ.).
2. Karpov, S. Razrabotali, chtobiplavno zabyt [=Designed to seamlessly forget], available at: http:// www.gazeta.ru/social/2013/11/26/5771341.shtml, accessed 27.11.2013. (In Russ.).
3. Makarova, L. (2014) Kompetentnostno-orientirovanny podhod v sovremennom journalistscom obrazovanii [=Competence-based approach in modern journalism education], in: Vestnik Nizhego-rodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. I. Lobachtvskogo [=Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod], no. 2, vol. 2, pp. 452-456. (In Russ.).
4. Oleinikova, O. and Muraveva, A. (2011) Professionalnye standarti: principi formirovaniya, naz-nachenie i structura. Metodicheskoe posobie [=Professional standards: the principles of the formation, function and structure. Toolkit], Moscow. (In Russ.).
5. Oleinikova O., Muraveva, A. and Akimova, I. (2011) Obespechenie kachestvaprofessionalnogo obrazovaniya I obucheniya v Evrope: sovremennoe sostoyanie I osnovnie tendencii [=Ensuring the quality of vocational education and training in Europe: current status and major trends], Moscow. (In Russ.).
6. Raibman, N. Mincomsvyazi protiv obyazatelnyh standartov dlya SMI [=Ministry of Communications against mandatory standards for the media], available at: http://www.vedomosti.ru/management/ articles/2014/12/03/minkomsvyaz-priostanavlivaet-soglasovanie-profstandartov , accessed 03.12.2014. (In Russ.).
7. Sredstva massovoi informacii, izdatelstvo i poligrafia [=Media, publishing and printing], available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-profes-sionalnykh-standartov/reestr-oblastey-i-vidov-professionalnoy-deyatelnosti, accessed 22.10.2016. (In Russ).
8. Tulupov, V. (2014) Professionalnie standarti, roli i destructurizacya v journalistike [=Professional standards, roles and destructuring in journalism], in: VestnikKostromsrogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova [=Vestnik of State University of Kostroma], no. 7, pp. 214-219. (In Russ.).
9. Federalniy gosudarstvenniy obrazovatelniy standart vischego obrazovaniya. Uroven vischego obrazovaniya «Bakalavriat». Napravlenie podgotovki 42.03.02 -Journalistika [=Federal State Educational Standard of Higher Education. The level of higher education "Bachelor". Direction of preparation 42.03.02 Journalism], available at: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m951.pdf, accessed 22.10.2016. (In Russ.).
10. Federalniy gosudarstvenniy obrazovatelniy standart vischego obrazovaniya. Uroven vischego obrazovaniya «Magistratura ». Napravlenie podgotovki 42.03.02 - Journalistika [=Federal State Educational Standard of Higher Education. The level of higher education "Magistracy". Direction of preparation 42.03.02 Journalism], available at: http:// www.sgu.ru/sites/default/files/documents, accessed 22.10.2016. (In Russ.).
11. Federalniy gosudarstvenniy obrazovatelniy standart vischego professionalnogo obrazovani-ya. Uroven vischego obrazovaniya «Bakalavriat». Napravlenie podgotovki 42.03.02 - Journalistika [=Federal State Educational Standard of Higher Professional Education. The level of higher education "Bachelor". Direction of preparation 42.03.02 Journalism], available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/ Data/d_09/prm775-1.pdf, accessed 22.10.2016. (In Russ.).
12. Federalniy gosudarstvenniy obrazovatelniy standart vischego professionalnogo obrazovaniya. Uroven vischego obrazovaniya «Magistratura ». Napravlenie podgotovki 42.03.02 - Journalistika [=Federal State Educational Standard of Higher Professional Education. The level of higher education "Мagistracy". Direction of preparation 42.03.02 Journalism], available at : http://www.edu.ru/ db-mon/ mo/data/d_10/prm199-1.pdf., accessed 22.10.2016. (In Russ.).
Макарова Людмила Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры журналистики, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород.
zhur-unn@yandex.ru