А.Д. Гурарий, ассистент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ В ПОЛУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье на материалах социологического исследования, проведенного в 2017 году, рассматриваются основные факторы, определяющие реализацию выпускниками общеобразовательных школ потребности в получении гуманитарного образования. Отмечается, что несмотря на существенное снижение числа бюджетных мест в вузах на специальности гуманитарного профиля, сохраняется высокая заинтересованность учащейся молодежи в получении специальности историка, переводчика, филолога, философа и т.п. Доказывается, что важной особенностью реализации потребности в получении гуманитарного образования является то, что она в значительной мере определяется природными склонностями, а не действием социальных факторов, с помощью которых общество пытается повысить интерес к определенным видам профессионального образования. 82% опрошенных подчеркнули, что самостоятельно выбрали направление обучения. Исследование показало, что молодыми людьми в большей степени движет потребность в самореализации, а не в самоутверждении в той специальности, которая непрестижна, не отличается перспективой высоких заработков. Выявлено стремление выпускников школ максимально обоснованно выбрать ту трудовую деятельность, которая позволит им реализовать природные склонности. Около половины респондентов до подачи документов в вуз выясняли содержание будущих профессиональных знаний, умений, вероятное место работы, возможные заработки, перспективы профессионального роста. По результатам исследования делается вывод о том, что при любом уровне заинтересованности государства в подготовке специалистов в гуманитарной сфере значительная доля выпускников школ всегда будут стремиться получить образование, обеспечивающее квалифицированное общение на иностранных языках, понимание истории стран и народов, литературного творчества, познание законов преобразования человеком окружающего мира.
Ключевые слова: потребности, выпускники школ, гуманитарное образование, потребность в гуманитарном образовании, социальные факторы, способности, высшее образование, получение профессии.
Современная образовательная ситуация в нашей стране характеризуется противоречивостью в плане реализации потребностей учащейся молодежи в получении гуманитарного образования. Государство уже в течение нескольких лет снижает долю бюджетных мест на подготовку специалистов в сфере гуманитарного знания. Так, в Уральском федеральном университете в 2017 году количество бюджетных мест на гуманитарных специ-
альностях составило только 8,2% по отношению к их общей величине: 263 места из 3200 по всему вузу.1 Однако количество выпускников школ, желающих получить гуманитарное образование, остается достаточно стабильным. Подавляющему большинству поступивших в вуз на гуманитарные направления подготовки приходится учиться на средства своих родителей. Данный вид образования фактически становится платным.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Следует отметить, что тенденция сокращения потребности работодателей в гуманитариях проявляется во многих странах мира. В Европе становятся специалистами в сфере гуманитарного знания -
только 16,5% выпускников высших учебных заведений.2
В связи с этим актуальной проблемой является изучение основных факторов, определяющих реализацию потребности в гуманитарном образовании выпускниками школ. Почему они стремятся получить не очень востребованные специальности, имеющие нередко низкий престиж, невысокую оплату труда?
Для решения этой задачи прежде всего выясним содержание того, что понимается под термином «гуманитарное образование». В общероссийском классификаторе специальностей по образованию (ОК 09-2016) указано, что в гуманитарные науки, изучение которых осуществляется в процессе обучения в вузе на бакалавриате, входят языкознание и литературоведение, история и археология, философия, этика и религиоведение, теология, физическая культура и спорт.3
Вызывает удивление отсутствие единого основания для включения в одну группу очень разных по содержанию видов человеческой деятельности. Физическая культура не является наукой в полном смысле этого слова, а представляет собой способ практического управления работой человеческого организма с целью укрепления его жизненных сил. История исследует не столько человека, сколько общество, его изменение в течение длительного времени. Трудно понять исключение из этого перечня, например, психологии, изучающей сознание и поведение человека. Но она включена в общественные науки.
Государство уже в течение нескольких лет снижает долю бюджетных мест на подготовку специалистов в сфере гуманитарного
знания. Однако количество выпускников школ, желающих получить гуманитарное образование, остается достаточно стабильным.
Следует отметить, что тенденция сокращения потребности работодателей в гуманитариях проявляется во многих странах мира. В Европе становятся специалистами в сфере гуманитарного знания только 16,5% выпускников высших учебных заведений.
Эту проблему неопределенности содержания гуманитарного образования обсуждали специалисты на круглом столе, состоявшемся в 2006 году в Москве. Выявилось наличие разных трактовок содержания гуманитарных наук и гуманитарного образования.4 Такая ситуация в определенной мере осложняет возможность обоснованного выбора выпускниками школ направления профессиональной подготовки. Они руководствуются общими представлениями о том, чем им придется заниматься после окончания вуза, а не тем, к каким наукам относится, например, лингвистика или этика. Молодые люди не задумываются о том, почему языкознание следует относить к наукам о человеке - человекознанию (или гуманитарным наукам), как считал один из исследователей этой проблемы М.С. Каган, а психологию нет.5
Социологическое исследование, проведенное нами в сентябре 2017 года, выявило основные факторы, определяющие реализацию потребности выпускников школ в получении образования, которое относится к гуманитарному. Было опрошено методом анкетирования 360 молодых людей в возрасте 17-18 лет, поступающих в разные вузы Екатеринбурга на такие направления подготовки, как история, философия, иностранные языки.
Прежде всего, отметим понимание нами — самого термина «потребности личности». При его толковании выделяется ведущая роль общества в формировании направленности и содержания потребностей личности. Так, А.Г. Здра-вомыслов отмечает, что потребности - это «существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вы-
дискуссия
журнал научных публикаций
текающее из его сущностных свойств».6 Однако, по мнению А. В. Меренкова, для возникновения потребности должен осуществиться переход внешней необходимости во внутреннюю. Потребность - это «активность организма, направленная на реализацию имеющейся у него внутренней необходимости».7 Исходя из такой трактовки базового понятия, потребность выпускников школ в получении гуманитарного образования представляет собой побуждение к реализации внутренней необходимости стать специалистами в сфере взаимодействия с различными социальными субъектами, используя особые профессиональные компетенции. Она может формироваться под влиянием как природных, так и социальных факторов.
Исследование показало, что 70% опрошенных понимают гуманитарное образование как изучение человека, особенностей культуры разных народов, их истории, продуктов творческой деятельности людей. Выделены основные факторы, определяющие выбор выпускниками школ специальностей, относящихся к гуманитарному образованию (таблица).
Ведущими факторами являются те, которые определяются в первую очередь склонностью к изучению людей, взаимодействию с носителями разных культур на основе знания иностранных языков, истории становления и развития как собственной страны, так и других государств. Больше половины опрошенных считают, что они смогут проявить творческие способности в будущей трудовой деятельности, которые, в свою очередь, как отмечает каждый четвертый респондент, будут способствовать карьерному росту. В то же время, отмечается такой фактор, как от-
сутствие каких-либо способностей к освоению знаний, связанных с природой, техникой. Он, на наш взгляд, немаловажен, так как для поступления на специальности гуманитарного профиля не требуется иметь высокие баллы ЕГЭ по математике, не нужно сдавать экзамены по физике, химии и изучать эти науки в дальнейшем. Как известно, уже в школе выделяются учащиеся, которым трудно даются дисциплины естественнонаучного цикла. Поэтому они выбирают для сдачи ЕГЭ более легкие, на их взгляд, дисциплины: историю, обществознание, литературу, программируя направленность своего будущего профессионального образования. Это отметили 34% респондентов.
Ведущую роль природной предрасположенности к работе, связанной с людьми, изучению их культуры, разных языков, истории отметили 76% опрошенных. На влияние таких социальных факторов, как возможность получить в будущем высокооплачиваемую работу, указали 33% респондентов; перспектива карьерного роста - 21%; востребованность специалистов на рынке труда - 15%; хорошие условия труда - 14%; популярность в обществе данной профессии - 4%. При этом 82% опрошенных подчеркнули, что самостоятельно выбирали направление обучения. 22% признали участие родителей в определении их будущей профессии.
Следует заметить, что выпускники школ осознают низкую заинтересованность государства в подготовке специалистов в сфере гуманитарного знания. Они понимают, что с помощью предоставления большого количества бюджетных мест на инженерные специальности решается задача значительного роста контингента специалистов, способных
Факторы, определяющие потребность в получении гуманитарного образования
Фактор Доля ответивших, %
Желание научиться общаться с представителями других культур на их языке 67
Стремление реализовать творческие способности 52
Желание изучать творчество людей науки, искусства 43
Желание получить знания для решения важных для людей проблем 42
Интерес к изучению тайн человеческого сознания и поведения 40
Желание изучать историю разных стран, народов 38
Возможность карьерного роста 26
При поступлении не нужны знания по естественным наукам 17
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
использовать современную технику и создавать новую, развивать промышленное производство. Поступить на бюджетной основе на ряд технических специальностей можно без конкурса. В то время как обучение будущего лингвиста, философа, историка требует значительных затрат из семейного бюджета.
Следовательно, важной особенностью реализации потребности в получении гуманитарного образования является то, что она в значительной мере определяется стремлением выпускников школ развить свои природные склонности в процессе учебы в вузе, а не действием социальных факторов, с помощью которых общество пытается повысить интерес к определенным видам профессионального образования. Исследование показало, что желание глубже изучить науки о человеке, историю разных культур, иностранные языки у 36% опрошенных стало проявляться еще в 13-15 лет, у 47% - в 16-17 лет. Только 12% выбрали учебу на гуманитарных факультетах за несколько недель до подачи документов в вуз. Эти данные указывают на то, что молодыми людьми в большей степени движет потребность в самореализации, а не в самоутверждении в той специальности, которая непрестижна, не отличается перспективой высоких заработков.
Обнаружив в подростковом возрасте потребность в изучении гуманитарных наук, учащиеся 9-11-х классов пытались получить разнообразную информацию о возможной будущей трудовой деятельности. Искали сведения о перспективах трудоустройства 46% респондентов; пробовали заниматься на любительском уровне тем, чего требует будущая работа, 44% опрошенных; выясняли условия труда 34%; размер заработков -32%; читали специальную литературу о желаемой профессии 18%.
Основными источниками информации по этим вопросам стали для 41% респондентов люди, которые работают по выбранной выпускниками школ специальности. Была получена достаточно полная информация о содержании работы, требованиях, которые она предъявляет к человеку. Для того, чтобы уточнить перечень изучаемых в вузе дисциплин, 38% опрошенных обращались к учебным планам, размещенным на сайтах тех учебных заведений, куда собирались поступать. Это указывает на стремление максимально обоснованно выбрать ту трудовую деятельность, которая позволит реализовать природные склонности.
Активность по поиску информации о разных сторонах будущей профессии позволила к моменту подачи документов в вуз
дискуссия
журнал научных публикаций
63% респондентов выяснить содержание умений, которые нужно приобрести во время учебы, 57% - знаний, которые они получат на занятиях, 43% - вероятное место работы, 41% - возможные заработки, 33% -перспективы профессионального роста. Эта информация способствовала повышению уровня осознанности в реализации потребности выпускников школ в получении гуманитарного образования в разных вузах региона.
Исследование показало, во-первых, что при любом уровне заинтересованности государства в подготовке специалистов в гуманитарной сфере всегда будет значительной доля выпускников школ, стремящихся получить образование, обеспечивающее квалифицированное общение с носителями разных культур на их языке, понимание истории стран и народов, литературного творчества, познание законов преобразования человеком окружающего мира. Во-вторых, поступающие на гуманитарные специальности характеризуются высоким уровнем обоснованности своего профессионального выбора, поскольку получили из различных источников сведения о содержании, условиях того труда, которым они будут заниматься, как предполагается, в течение всей своей жизни. В-третьих, выявленная еще в школьные годы склонность к определенной гуманитарной профессии является условием того, что после окончания вуза молодые люди реализу-
ют полученные знания и умения в той сфере, которая соответствует их образованию. ^
Литература
1. Контрольные цифры приема УрФУ 2017 года [Электронный ресурс]. URL: http://urfu.ru/ fileadmin/user_upload/urfu.ru/documents/applicant/ docs-2017/KCP_2017_UrFU_s_filialami-bak.pdf (дата обращения: 29.11.2017).
2. Übergänge in die Hochschule und aus der Hochschule in den Arbeitsmarkt: Chancen, Probleme, Verläufe unter den Bedingungen der Studienstrukturre-formen in Deutschland und Polen / H. Döbert, S. Mi-roslaw. Szymanski: Waxmann Verlag GmbH.
3. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 09-2016 [Электронный ресурс]. URL: http://classinform.ru/okso-2016/raz-del3-7.html (дата обращения: 30.11.2017).
4. Гуманитарное образование на современном этапе (по материалам круглых столов и семинаров, апрель-декабрь 2006 г., Москва) // Вопросы образования. 2006. № 4. С. 249-273.
5. Каган М.С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: к 80-летию профессора М.С. Кагана: материалы Междунар. науч. конф., 18 мая 2001 г., Санкт-Петербург. СПб.: Изд-во С.-Петерб. филос. о-ва, 2001. Сер. «Symposium». Вып. 12. C. 12.
6. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. С. 12.
7. Меренков А.В. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного. Екатеринбург, 2007. С. 149.
REALIZATION OF SCHOOL LEAVERS' NEEDS FOR GETTING DEGREES IN HUMANITIES IN MODERN CONDITIONS
A.D. Gurariy, Assistant of the department of linguistics and professional communication in foreign languages, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
On the base of the sociological analysis conducted in 2017 the paper considers the basic factors defining school leavers' realization in getting degrees in the field of humanities. It is underlined that despite the fact of significant reduction of state-funded places in universities, there is a stable interest of youth in getting degrees of historian, interpreter, philologist, philosopher, etc. It is proved that the important feature of getting this sort of education is conditioned by natural inclinations but not the impact of social factors with the help of which the society tries to attract interest to certain types of vocational education. The survey shows that 82 % of respondents have chosen this education by themselves. The research has shown that young people are usually driven by need of self-actualization but not self-affirmation in programs with low prestige or without perspectives in high profits. The paper unveils the
desire of school leavers for substantial choice of labor activity which allows them realizing of natural inclinations. About a half of respondents before sending papers to universities have learned content of future vocational knowledge, skills, possible jobs and wages, perspectives of vocational growth. According to the research's outcomes the paper makes a conclusion that at any level of the state's interest in training specialists of humanities, the most part of school leavers desires for an education which provides qualified communication in foreign languages, understanding of countries and people's history, literary creative work, cognition of human laws for changing the world around.
Key words: needs, graduates of schools, humanitarian education humanitarian education, social factors, skills, higher education, and profession.
References
1. Kontrol'nye cifry priema UrFU 2017 goda [Enrollment Urfu 2017]. URL: http://urfu.ru/fileadmin/ user_upload/urfu.ru/documents/applicant/docs-2017/ KCP_2017_UrFU_s_filialami-bak.pdf (accessed: 29.11.2017).
2. Übergänge in die Hochschule und aus der Hochschule in den Arbeitsmarkt: Chancen, Probleme, Verläufe unter den Bedingungen der Studienstruk-turreformen in Deutschland und Polen / H. Döbert, S. Miroslaw. Szymanski: Waxmann Verlag GmbH.
3. Obshcherossijskij klassifikator special'nostej po obrazovaniyu OK 09-2016 [Russian classification of professions by education OK 09-2016]. URL: http ://classinform.ru/okso-2016/razdel3 -7. html (accessed: 30.11.2017).
4. Gumanitarnoe obrazovanie na sovremennom ehtape (po materialam kruglyh stolov i seminarov, aprel'-dek-
abr' 2006 g., Moskva) [Liberal education at the present stage (on materials of the round tables and workshops, April-December 2006, Moscow)]. Zhurnal. Voprosy obrazovaniya. 2006. № 4. S. 249-273.
5. Kagan M.S. Perspektivy razvitiya gumanitarnyh nauk v XXI veke [Prospects for the Humanities in the twenty-first century]. Metodologiya gumanitarnogo znaniya v perspektive XXI veka: k 80-letiyu professora M.S. Kagana: materialy Mezhdunar. nauch. konf., 18 maya 2001 g., Sankt-Peterburg. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. filos. o-va, 2001. Seriya «Symposium». Vyp. 12. C. 12.
6. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti, interesy, cennosti [Needs, interests, values]. M., 1986. S. 12.
7. Merenkov A.V CHelovek: vzaimosvyaz' prirodno-go i sociokul'turnogo [People: interconnection of natural and socio-cultural]. Ekaterinburg, 2007. S. 149.