Научная статья на тему 'Трудоустройство выпускников с ОВЗ вузов и ссузов: сравнительный анализ'

Трудоустройство выпускников с ОВЗ вузов и ссузов: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EMPLOYMENT OF GRADUATES / PEOPLE WITH DISABILITIES / HIGHER EDUCATION / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аржаных Елена Владимировна, Гуркина Ольга Алексеевна

На основе данных социологического исследования в статье сравниваются различные аспекты трудоустройства выпускников с ОВЗ высших и средних профессиональных организаций г. Москвы. Наблюдаются качественные различия в процессе трудоустройства и положении на рынке труда двух групп молодых специалистов с ОВЗ. Выпускники вузов чаще руководствуются мотивами и факторами, связанными с нематериальными сторонами труда. Для выпускников ссузов, напротив, характерна направленность на «материальность » ориентация на заработок. Отказ от продолжения образования приводит к тому, что они чаще занимают позиции с более низкими ставками оплаты. Это стимулирует нарастание недовольства среди данной группы работников и является причиной формирования намерений смены работы. Если ситуация с предложениями на рынке труда для рабочих специальностей не изменится, то в перспективе можно прогнозировать рост популярности высшего образования среди выпускников с ОВЗ школ и ссузов г. Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аржаных Елена Владимировна, Гуркина Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND VOCATIONAL COLLEGE GRADUATES WITH DISABILITIES IN MOSCOW: COMPARATIVE ANALYSIS

The article compares various aspects of employment of higher education institution and vocational education college graduates with disabilities in Moscow. A comparative analysis is based on the sociological research data. We observe the qualitative differences in the process of employment and in the position on the labor market of the two groups of young professionals. University graduates are more often guided by the motives and factors associated with non-material aspects of work. In contrast, college graduates are characterized by "materialism": focus on earnings accompanied by rejection of getting further education leads them to occupy positions with lower rates of payment. This stimulates the growth of discontent among this group of workers and increases intentions to change job. If the situation in supply for worker's specialties on the labour market will not change in a long term we can predict rising in popularity of higher education among school and vocational college graduates with disabilities of Moscow.

Текст научной работы на тему «Трудоустройство выпускников с ОВЗ вузов и ссузов: сравнительный анализ»

96

Высшее образование в России • № 12, 2015

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ ВУЗОВ И ССУЗОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

АРЖАНЫХ Елена Владимировна - руководитель центра прикладных психолого-педагогических исследований, Московский городской психолого-педагогический университет. E-mail: [email protected]

ГУРКИНА Ольга Алексеевна - научный сотрудник центра прикладных психолого-педагогических исследований, Московский городской психолого-педагогический университет. E-mail: [email protected]

Аннотацияя. На основе данных социологического исследования в статье сравниваются различные аспекты трудоустройства выпускников с ОВЗ высших и средних профессиональных организаций г. Москвы. Наблюдаются качественные различия в процессе трудоустройства и положении на рынке труда двух групп молодых специалистов с ОВЗ. Выпускники вузов чаще руководствуются мотивами и факторами, связанными с нематериальными сторонами труда. Для выпускников ссузов, напротив, характерна направленность на «материальность » - ориентация на заработок. Отказ от продолжения образования приводит к тому, что они чаще занимают позиции с более низкими ставками оплаты. Это стимулирует нарастание недовольства среди данной группы работников и является причиной формирования намерений смены работы. Если ситуация с предложениями на рынке труда для рабочих специальностей не изменится, то в перспективе можно прогнозировать рост популярности высшего образования среди выпускников с ОВЗ школ и ссузов г. Москвы.

Ключевые слова: трудоустройство выпускников, люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), высшее образование, среднее профессиональное образование

Для цитирования: Аржаных Е.В., Гуркина О.А. О трудоустройстве выпускников с ОВЗ вузов и ссузов: сравнительный анализ // Высшее образование в России. 2015. №12. С. 96-103.

В публикациях последних пяти лет, затрагивающих тему профессиональной занятости людей с инвалидностью, четко прослеживаются два направления проблема-тизации ее правовых, социальных и психологических аспектов: 1) доступности образования [1; 2]; 2) обеспечения трудоустройства [3; 4]. К сожалению, часто упускаются из виду особенности трудоустройства выпускников с ОВЗ средних и высших учебных заведений.

В настоящее время возрастает внимание к среднему профессиональному образованию со стороны государства, актуализируются вопросы престижа рабочих специальностей и подготовки кадров среднего звена, преемственности различных звеньев профессионального образования [5; 6]. Постановка данных вопросов особенно ак-

туальна для категории работников, имеющих те или иные ограничения здоровья. Учреждения среднего образования с отлаженной системой подготовки рабочих и кадров среднего звена среди людей с ОВЗ и их дальнейшего трудоустройства на предприятиях конкурируют с организациями высшего образования, из которых выпускники выходят, как правило, на открытый рынок труда. Насколько успешно трудоустройство двух категорий выпускников? Как складывается поиск работы? Какие факторы оказываются решающими? Некоторые ответы будут даны ниже.

Статистика

По данным Росстата, всего в России на 2014 г. насчитывалось 3 896 000 людей с инвалидностью трудоспособного возраста, из

Социология образования

97

них 613 000 - в возрасте от 18 до 30 лет, что составляет 16% в данной категории. Также, согласно официальным данным на 2011 г., среди людей с инвалидностью в возрасте 15-29 лет 18% имеют среднее профессиональное образование и только 12% - высшее. При этом данные выборочного обследования населения по проблемам занятости свидетельствуют о том, что уровень занятости среди инвалидов, имеющих высшее образование, составляет 14%, что существенно ниже показателя занятости среди имеющих среднее и начальное профессиональное образование (23%) 3.

Согласно статистическим данным, в Москве проживает более 246,5 тыс. людей с инвалидностью трудоспособного возраста, среди которых 5 3 тыс. - молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет 2. Что касается численности выпускников с ОВЗ вузов и колледжей Москвы, то сведения по данному вопросу довольно отрывочны и позволяют описать ситуацию лишь фрагментарно. По данным Департамента образования г. Москвы, в 75 средних профессиональных образовательных учреждениях в 2013-2014 учебном году обучалось 3 009 студентов с ОВЗ. Наиболее многочисленной группой являются обучающиеся с нарушениями интеллектуальной деятельности - 38%, с соматическими нарушениями - 30%, со стойкими образовательными затруднениями - 13% (задержка психического развития). Студенты с нарушениями слуха, зрения и двигательными ограничениями составляют 13%, 1% и 5% соответственно. По данным мониторинга Департамента образования, в 2013 г. фактически было трудоустроено 37% выпускников с ограниченными возможнос-

тями, обучавшихся в колледжах по программам НПО и СПО.

Согласно данным московского исследования [7], институтами высшего образования в 2011 г. было охвачено 28% молодых инвалидов в возрасте 16-25 лет. Статистическая информация по численности студентов и выпускников с ОВЗ московских вузов и данные по их трудоустройству, к сожалению, отсутствуют.

Методология исследования

Сравнение различных аспектов трудоустройства выпускников с ОВЗ ссузов и вузов г. Москвы проводилось лабораторией мониторинговых исследований совместно с центром содействия трудоустройству выпускников МГППУ в марте-июне 2014 гг. Данное исследование явилось продолжением цикла проектов, проведенных ранее и охватывавших процессы от выбора профессии и образовательной траектории абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью до их обучения и трудоустройства [8;

9]. Основным методом исследования выступал анкетный опрос 295 выпускников с ОВЗ г. Москвы (выпуск 2011-2013 гг.) 3, из них 178 человек (60%) закончили средние профессиональные учебные заведения, 117 (40%) - организации высшего образования.

Опрос проводился среди выпускников МГППУ, МГПУ, РГСУ, МГГЭИ, Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20, Технологического колледжа № 21, Колледжа декоративно-прикладного искусства № 36 им. К. Фаберже, Строительного колледжа № 26 и др. - всего 22-х организаций, имеющихопыт обучения студентов с ОВЗ. Так как среди опрошен-

1 Положение инвалидов. - Федеральная служба государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/ rosstat/ ru/statistics/ population/disabilities/#

2 Обсужден вопрос образования и трудоустройства молодых инвалидов. Московская городская дума. 25.05.2013. URL: http://www.duma.mos.ru/cgi-bin/pbl_web?vid=2&osn_id=0&id_ rub=1&news_unom=39059

3 Некоторое преобладание выпускников 2011 гг. было скорректировано путем автоматического «взвешивания» данных.

98

Высшее образование в России • № 12, 2015

ных преобладают выпускники средних профессиональных учебных заведений, в процентном соотношении большинство составили обладатели рабочих и прикладных специальностей: монтажник, техник, повар и т.д. (17%), оператор ЭВМ, системный инженер и другие (14%). Такой же процент выпускников с ОВЗ окончили учебные заведения по творческим специальностям: ювелир, модельер, дизайнер, фотохудожник. Среди представителей выпускников с высшим образованием несколько преобладает психолого-педагогический профиль (в совокупности 19% опрошенных), равные доли приходятся на математиков-програм-мистов и специалистов в сфере экономики и финансов (по 7% соответственно). Также отмечались профессии, связанные с социальной работой, издательским делом, управлением, творчеством и другие.

Что касается тяжести и характера нарушения здоровья, то большинство выпускников (71%) имеют третью группу инвалидности, 24% - вторую группу и только 4% - первую. Сенсорные ограничения, такие как нарушения слуха и зрения, которые наиболее часто воспринимаются как формирующие барьеры к трудоустройству, имеют 33% и 15% выпускников соответственно. При этом специфика образовательных учреждений обусловила неравномерность распределения различных групп участников опроса по нозологиям: так, среди выпускников вузов преобладают слабовидящие и незрячие респонденты, тогда как среди представителей ссузов - слабослышащие и глухие. Нарушения опорно-двигательного аппарата имеют 15% опрошенных выпускников; наличие соматических заболеваний и нарушений отметил в среднем каждый 10-й выпускник, среди них - ограничения деятельности сердечно-сосудистой системы (12%), хронические нарушения обмена веществ (11%), заболевания центральной нервной системы (9%).

Процесс трудоустройства и закрепление на рынке труда

На момент опроса было трудоустроено 87% выпускников, при этом уровень занятости среди выпускников ссузов несколько выше - 91%, среди респондентов с высшим образованием он составляет 83%. Выход на рыноктруда одновременно с обучением больше характерен для выпускников вузов (30%), чем для представителей колледжей и техникумов (18%). При этом пятая часть выпускников ссузов параллельно получают высшее образование, примерно столько же (22%) планируют поступление в вузы. По этому вопросу группа выпускников ссузов разделяется на две группы: одни ориентируются на повышение уровня образования, тогда как другие в большей мере нацелены на трудоустройство (43% респондентов не планируют получать высшее образование).

При выборе места работы большинство выпускников как вузов, так и ссузов ориентируются на возможности карьерного роста (71% и 75% соответственно), транспортную доступность организации-работодателя (36%). Однако по остальным аспектам модели трудоустройства у двух категорий выпускников различаются. Для выпускников высших учебных заведений более важными являются факторы, отражающие «нематериальную» сторону трудовой деятельности: расширение круга общения, возможность самореализации и соответствие занимаемой должности полученной специальности. Выпускники же средних специальных учебных заведений при выборе места работы чаще обращают внимание на уровень заработной платы (рис. 1).

В выборе способов трудоустройства выпускники вузов предпочитают обращаться к помощи родственников, друзей и знакомых, искать работу через центры/отделы по трудоустройству выпускников и через базы данных вакансий (рис. 2). Для выпускников ссузов наиболее эффективным спо-

Социология образования

99

ГВузы ■ Ссузы

Рис. 1. Что для Вас наиболее важно при поиске работы? (в %)

собом является трудоустройство через объявления в газетах и журналах, предлагающих большое количество вакансий для квалифицированных рабочих, или помощь преподавателей/ сотрудников учебного заведения. Последнее важно, т.к. далеко не во всех организациях среднего профессионального образования созданы отдельные структурные подразделения по содействию трудоустройству выпускников с ОВЗ.

Согласно данным статистического анализа, проведенного петрозаводскими исследователями, уровень закрепляемости на рабочем месте в среднем выше среди выпускников вузов [7]. В нашем исследовании не было выявлено подобных тенденций, однако можно говорить, что вероятность смены работы выпускниками с ОВЗ

возрастает с увеличением стажа, что характерно для всех категорий специалистов.

Положение выпускников с ОВЗ на рынке труда

Одним из показателей, демонстрирующих наличие дискриминации той или иной социальной или демографической группы на рынке труда, является величина заработной платы.

При сопоставлении выпускников с ОВЗ колледжей и вузов по данному показателю были выявлены существенные различия. Так, уровень месячной зарплаты у выпускников ссузов в среднем ниже: почти у трети респондентов, окончивших колледжи и техникумы, размер заработанной платы на текущем/последнем месте работы находил-

100

Высшее образование в России • № 12, 2015

> Вузы ■ Ссузы

Рис. 2. Как Вы нашли свою текущую/последнюю работу? (в %)

ся в границах от 10 до 20 тыс. руб. (среди выпускников вузов таких всего 9%). Среди опрошенных специалистов с высшим образованием более трети выпускников (34%) декларировали величину зарплаты в границах от 30 до 40 тыс. руб. (среди выпускников колледжей - только 13%). Необходимо отметить, что больший размер зарплаты специалистов с высшим образованием может быть объяснен преобладанием в этой группе выпускников 2011 г., которые, сменив несколько мест работы, перешли в статус более высокооплачиваемых работников.

Данное распределение, однако, не дает

исчерпывающей информации о том, присутствует ли дискриминация специалистов с ОВЗ по величине заработной платы. С одной стороны, доход выпускников с ОВЗ ниже средней номинальной заработной платы по Москве: в мае 2014 г. данный показатель составил 58000 руб. [10]. С другой -размер социальной пенсии по инвалидности в совокупности с ежемесячными денежными выплатами может составлять от 5370 руб. у инвалидов 3-й группы до 13350 руб. - у инвалидов 1-й группы 4, что, в свою очередь, не превышает заработной платы большинства опрошенных. Стоит заметить, что на максимальный размер социальной пен-

4 Средняя номинальная заработная плата. Территориальный орган государственной статистики по г. Москве, 2014. URL: http://moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/moscow/ru/ statistics/ standards_of_life/;

Пенсии инвалидам: 1-й группы, 2-й группы, 3-й группы, детям-инвалидам в 2014 году. Сайт для людей с ограниченными возможностями. URL: http://doorinworld.ru/novosti/757-pensii-invalidam-v-2012-godu

Социология образования

101

сии могут рассчитывать только инвалиды 1-й группы, которым, как правило, противопоказано трудоустройство. Наиболее трудоспособная группа выпускников с ОВЗ - с 3-й группой инвалидности - может получать только минимальные пенсии и выплаты, которые при этом ниже прожиточного минимума, что делает их трудоустройство фактически обязательным.

Среди выпускников как вузов, так и ссу-зов размер желаемой заработной платы значимо отличается от фактического. Абсолютное большинство опрошенных хотели бы зарабатывать более 30 тыс. руб. в месяц. Меньшая часть выпускников с ОВЗ удовлетворились бы зарплатой размером от 20 до 30 тыс. руб.

Сравнительно (с другими категориями специалистов) низкая оплата труда выпускников с ОВЗ колледжей и техникумов приводит к их неудовлетворенности текущим заработком. Так, недовольны уровнем зарплаты 43% выпускников колледжей и техникумов по сравнению с 18% опрошенных в группе выпускников вузов, при этом их удовлетворенность содержанием труда и отношениями в коллективе находится на высоком уровне. Это, в свою очередь, формирует потребность в улучшении условий труда и в некоторых случаях - в смене работы. По данным исследования, 42% выпускников ссузов хотели бы сменить текущее место работы или устроиться впервые, тогда как среди респондентов с высшим образованием таких 26%.

Заключение

Несмотря на количественный перевес трудоустроенных выпускников ссузов в сопоставлении с представителями вузов, в положении на рынке труда двух групп молодых специалистов с ОВЗ наблюдаются качественные различия. Вполне очевидно, что характер и уровень полученного образования определяют модель трудоустройства (занимаемые ниши, специфику работы и др.), однако не настолько, чтобы ска-

зываться на процессе поиска работы и итоговом положении выпускников. Для выпускников ссузов характерна направленность на «материальность » - ориентация на заработок. Отказ от продолжения образования приводит к тому, что они чаще занимают позиции с более низкими ставками оплаты. Это стимулирует нарастание недовольства среди данной группы работников и является причиной формирования намерений смены работы. Если ситуация с предложениями на рынке труда для рабочих специальностей не изменится, в некоторой перспективе можно прогнозировать рост популярности высшего образования среди выпускников с ОВЗ школ и ссузов г. Москвы.

Литература

1. Савина М.С., Степанова О. А. Перспекти-

вы развития профессионального образования лиц с ОВЗ // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 2. С. 26-28.

2. Дегтева Л.В., Бабанова Е.М. Проблемы

профессионального образования и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидов // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. №2. С. 62-67.

3. Ульченкова М., Старчикова М.В. Пробле-

мы профессионального становления и трудоустройства инвалидов в условиях современной России // Сб. науч. тр. 4-й Международной научно-практической конференции «Инновации, качество и сервис в технике и технологиях». 4-5 июня 2014 г.: В 3 т. Т. 3. Курск, 2014. С. 322— 325.

4. ХрапылинаЛ.П. Социально-экономические

аспекты эффективности трудоустройства и результативности труда инвалидов // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2013. № 4. С. 6-10.

5. Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Развитие сред-

него профессионального образования: сценарий и прогнозы // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 3. С. 5-8.

102

Высшее образование в России • № 12, 2015

6. Листвин А.А. Среднее профессиональное образование: проблемы содержания и реализации // Образование и наука. 2015.

вья // Высшее образование в России.

2014. № 10. С. 35-44.

9. Аржаных Е.В., Гуркина О.А., Терехова А.М. Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоро-

8. Аржаных Е.В., Мойсов В.В. Профессиональные ориентации учащихся с инвалидностью // Высшее образование в России.

7. Чадова Т.А. Профессиональное образование инвалидов в Москве: возможности и барьеры // Социологические исследо-

№ 3. С. 6-70.

вания. 2013. № 9. С. 69-79.

2013. № 6. С. 110-115.

10. Серова Л.М., Касьянова А.Л., Яковлева А.А., Семенов А.А. Анализ различных источников данных о мониторинге трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Восьмой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (27-28 октября 2011 г.). Кн. III. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011. С. 105-112.

Статья поступила в редакцию 03.11.15.

EMPLOYMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND VOCATIONAL COLLEGE GRADUATES WITH DISABILITIES IN MOSCOW: COMPARATIVE ANALYSIS

ARZHANYHElena V. - Head of the Center for applied psychological and educational research, Moscow State Psychological and Pedagogical University. E-mail [email protected]

GURKINA Olga A . - Researcher of the Center for applied psychological and educational research, Moscow State Psychological and Pedagogical University. E-mail: [email protected]

Abstract. The article compares various aspects of employment of higher education institution and vocational education college graduates with disabilities in Moscow. A comparative analysis is based on the sociological research data. We observe the qualitative differences in the process of employment and in the position on the labor market of the two groups of young professionals. University graduates are more often guided by the motives and factors associated with non-material aspects of work. In contrast, college graduates are characterized by “materialism”: focus on earnings accompanied by rejection of getting further education leads them to occupy positions with lower rates of payment. This stimulates the growth of discontent among this group of workers and increases intentions to change job. If the situation in supply for worker’s specialties on the labour market will not change in a long term we can predict rising in popularity of higher education among school and vocational college graduates with disabilities of Moscow.

Keywords: employment of graduates, people with disabilities, higher education, secondary vocational education

Cite as: Arzhanyh, E.V., Gurkina, O.A. (2015). Employment of Higher Education Institution and Vocational College Graduates with Disabilities in Moscow: Comparative Analysis. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 96-103. (In Russ., abstract in Eng.)

1. Savina, M.S., Stepanova, O.A. (2012). [Prospects for Vocational Education Development of People with Disabilities]. Professional’noe obrazovanie. Stolitsa [Vocational Education. Capital]. No. 2, pp. 26-28. (In Russ., abstract in Eng.)

References

Социология образования

103

2. Dyogteva, L.V., Babanova, E.M. (2012). [Problems of Professional Education and Job Placement

of the Disabled]. VestnikMoskovskogo Gosudarstvennogo Gumanitarno-Ekonomicheskogo Instituta [Bulletin of the Moscow State Institute of Humanities and Economics]. No. 2, pp. 6267. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Ul’chenkova, M., Starchikova, M.V. (2014). [Problems of Professional Development and Em-

ployment of People with Disabilities in Modern Russia]. Sbornik nauchnykh trudov 4-oi Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Innovatsii, kachestvo i servis v tekhnike i tekhnologiyakh» [Proceedings of the 4th Practical Conference “Innovations, Quality and Service in Technics and Technology], Kursk. Pp. 324-327. (In Russ.).

4. Khrapylina, L.P. (2013). [Socio-Economic Aspects of Employment Efficiency of People with Disabilities]. Vestnik Vserossiiskogo obshchestva spetsialistovpo mediko-sotsial’noi ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoi industrii [Bulletin of the All-Russian Society of Medical and Social Examination, Rehabilitation and Rehabilitation Industry]. No. 4, pp. 6-10. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Blinov, V.I, Esenina, E.J. (2015). [Development ofSecondary Vocational Education: Scenario and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Projections]. Professional’noe obrazovanie, Stolitsa [Vocational Education. Capital]. No. 3, pp. 5-8. (In Russ.)

6. Listvin, A.A. (2015). [Secondary Vocational Education: Content and Implementation Issues].

Obrazovanie inauka [Education and Science]. No. 3, pp. 62-70. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Chadova, T.A. (2013). [Vocational Education for People with Disability in Moscow: Opportunities

and Barriers]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Researches]. No. 9, pp. 69-79. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Arzhanykh, E.V., Moisov, V.V. (2013). [Professional Orientations of People with Disabilities].

Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 6, pp.110-115. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Arzhanykh, E.V., Gurkina, O.A., Terekhova, A.M. (2014). [Employment of Graduates with Disabilities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10, p. 35-44. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Serova, L.M., Kas’yanova, A.L., Yakovleva, A.A., Semenov, A.A. (2011). [Analysis of the Various Sources of Data on the Monitoring of Employment of Graduates of Educational Institutions of Professional Education]. Spros ipredlozhenie na rynke truda i rynke obrazovatel’nykh uslug v regionakh Rossii: sb, dokladov) [Supply and Demand in the Labor Market and the Market of Educational Services in the Regions of Russia: Materials of the Eighth All-Russian Scientific and Practical Internet Conference (27-28 October 2011)]. Vol. III. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Publ., pp. 105-112. (In Russ.)

The paper was submitted 03,11,15,

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.