А.В. Меренков, доктор филос. наук, профессор, О.Я. Артем, магистрант, кафедра прикладной социологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, Anatoly.mer@ gmail.com [email protected]
ПОТРЕБНОСТЬ В ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ У ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
В статье рассматривается действие внешней и внутренней необходимости в становлении потребности выпускников школ в получении технического образования. Показано, что ведущая роль в ее утверждении принадлежит общественной необходимости в развитии промышленности. Оно требует наличия специалистов, имеющих знания и навыки, позволяющие эффективно трудиться на различных машинах и создавать новые на основе инновационных технологий. Внутренняя необходимость выражается в наличии тех индивидуальных склонностей, а также знаний, которые вызывают интерес к изучению разных технических устройств, работе с ними, конструированию более совершенных механизмов. Государство всегда пыталось с помощью системы материального и морального стимулирования побуждать учащуюся молодежь выбирать востребованную инженерную специальность. При этом возникала проблема раннего выявления склонностей и способностей к ее получению. На материалах эмпирического исследования, проведенного авторами в конце 2014 года, выявлены противоречия в формировании потребностей выпускников школ в техническом образовании. С одной стороны, более восьмидесяти процентов считают, что они самостоятельно приняли решение о том, где они станут учиться. С другой стороны, только пять процентов отметили, что доверяют себе при выборе направления профессиональной подготовки, которую они получают в вузе. Доказано, что значительная часть абитуриентов — около сорока процентов — руководствуются при выборе технической профессии не имеющейся предрасположенностью к ее освоению, а мнением родителей, возможностью поступления на бюджетное обучение, наличием низкого конкурса. Ключевые слова: внешняя и внутренняя необходимость, потребность, техническое образование, потребность в техническом образовании, профессиональные ориентации, выпускники школ, студенты, вуз, профессиональная ориентация.
Современное положение России характеризуется тем, что в условиях попыток с помощью санкций затормозить ее экономическое, социальное и политическое развитие обостряется проблема самостоятельного создания тех технологических и технических разработок, которые позволят существенно снизить зависимость от стран, до недавнего времени поставлявших оборудование отечественным предприятиям. С начала 2015 года стали разрабатываться программы импортозамещения, реализация которых требует высококвалифицированных кадров для конструирования и внедре-
ния инновационных машин и механизмов, не уступающих, а в чем-то и опережающих иностранные аналоги.
Потребность в таких специалистах была и раньше, однако изменение политической ситуации в мире побуждает искать новые методы совершенствования подготовки молодых техников, инженеров, технологов, способных повысить уровень технологической и технической независимости страны. Решить эту задачу можно только тогда, когда человек обладает склонностями и способностями к изучению закономерностей создания, эксплуатации разных машин
и механизмов, а также творческой работе по конструированию новых устройств.
Предрасположенность к познанию специфики функционирования и разработки технических устройств проявляется на ранних этапах первичной социализации личности и должна завершиться обоснованным выбором после окончания школы той специальности, которую хотелось бы приобрести в техникуме или вузе. Однако, как показывает практика, выбор будущей профессии нередко осуществляется под влиянием других факторов: рекомендаций родителей, учителей, друзей или представителей предприятий, заинтересованных в получении квалифицированных специалистов1. Их мнение может усилить роль природных склонностей при поиске подходящей технической профессии или заменить их, когда выпускник школы руководствуется рекомендациями тех или иных авторитетных для него субъектов, а не собственными представлениями о том, насколько он готов в будущем заниматься работой на существующих машинах и механизмах, а также создавать новые. В том случае, когда в становлении индивидуальной потребности в техническом образовании доминируют внешние факторы, стать специалистом, активно влияющим на инновационные процессы в промышленном производстве, крайне сложно.
В связи с этим актуальной проблемой становится выявление тех факторов, которые определяют в настоящее время выбор выпускниками общеобразовательных школ технических направлений подготовки.
Прежде всего следует отметить, что потребность учащейся молодежи в техническом образовании возникает на основе действия внешней и внутренней необходимости подготовки специалистов, способных к использованию существующих технических устройств и созданию новых.
Ведущим внешним фактором является наличие промышленного производства и его постоянное развитие. Такой процесс начался в нашей стране в начале XVIII века.
Петр I активно занимался созданием системы подготовки первых техников и инженеров за границей, а затем в нашей стране2. Необходимость в специалистах определенного профиля профессиональной деятельности ведет к проявлению у отдельных индивидов внутренней необходимости к реализации данных природой склонностей — к работе с разными машинами и механизмами.
Она вызывает возникновение личной потребности в поступлении в соответствующие учебные заведения после получения базового образования. К 1914 году в России государственных образовательных учреждений, формирующих техническую элиту страны, было около 15. Они готовили специалистов для всех отраслей промышленного произ-водства3. Для привлечения молодежи государство использовало систему повышенных зарплат, а также льгот, которые получали те, кто имел техническую подготовку4.
После революции новая власть продолжила активно развивать промышленность в условиях индустриализации, что вызвало необходимость создания профориентаци-онной системы в школах для формирования у учащихся потребности в получении технического образования. Велась активная агитационная работа среди молодежи, в начале 60-х годов предпринимались попытки соединить учебу в школе с трудовым обучением на различных предприятиях. Активно использовались такие методы, как повышение престижа выпускников техникумов и инженерных вузов. О них писали в газетах, их прославляли в кинофильмах, им давали правительственные награды5.
Переход к рыночной экономике привел к резкому сокращению объемов промышленного производства по причине закрытия части крупных и средних предприятий в стране. Оставшиеся заводы и фабрики значительно сократили объемы промышленного производства. Потребность государства в подготовленных для работы с современной техникой кадров уменьшилась. Это неизбежно привело к переориентации
С начала 2015 года стали разрабатываться программы импорто-замещения, реализация которых требует высококвалифицированных кадров для конструирования
и внедрения инновационных машин и механизмов, не уступающих, а в чем-то и опережающих иностранные аналоги.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
выпускников школ на получение ставших престижными экономического, юридического и гуманитарного направлений образования. Конкурс в вузы на инженерные специальности существенно сократился в 90-е годы прошлого века.
В 2003 году президент В.В. Путин вновь заявил о необходимости возрождения могущества страны на основе инновационного развития разных отраслей промышленности: «Считаю, что нашим принципиальным результатом должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира»6. Решить эту задачу без возрождения промышленности на основе новейших научных разработок невозможно. Нужно искать молодежь, имеющую склонность к разработке инновационных технологий и технических устройств. Были предприняты шаги, направленные на привлечение выпускников школ в вузы, дающие техническую подготовку. Основным привлекающим фактором стало увеличение бюджетных мест, позволяющее практически без конкурса, с низкими баллами по единому государственному экзамену поступить в высшее учебное заведение. На наличие склонностей к освоению весьма сложных знаний по математике, физике, специальным предметам никто особо не ориентировался.
Поэтому и в наше время проблема выработки потребности в техническом образовании у имеющих соответствующие задатки учащихся общеобразовательных школ не решена. Конкурсы на технические факультеты остаются низкими. Определенная часть молодых людей учатся на инженера по причине возможности бесплатно получить диплом высшего учебного заведения, при этом нередко весьма престижного.
Эмпирические исследования, проведенные в сентябре 2014 года в Уральском федераль- =
ном университете среди четырех тысяч первокурсников, поступивших на инженерные специальности, выявили основные противоречия становления потребности молодых
У 43% абитуриентов только в последние 1-2 года обучения в школе возникла потребность в получении конкретной инженерной специальности.
Остальные, а таковых около 40%, руководствовались только внешней необходимостью
получить какое-нибудь техническое образование.
людей в техническом образовании. Оно в настоящее время рассматривается как «дополнение к общему образованию, направленному на изучение техники и соответствующих этому дисциплин, а также развитию склонностей, понимания, приобретения практических навыков и теоретических знаний, которые будут востребованы в экономике и социальной жизни общества»7.
Исследование подтвердило теоретическое положение о том, что потребность личности в техническом образовании возникает на основе действия внешней и внутренней необходимости.
Внешняя необходимость выражается в наличии потребности современного общества в специалистах, имеющих знания и навыки, позволяющие эффективно трудиться на различных машинах и механизмах. Также внешним фактором является потребность семьи в получении подрастающим поколением доступного образования, которое может и не соответствовать их способностям8. Общественное мнение ориентирует на обязательное получение высшего образования, независимо от приобретаемой профессии.
Внутренняя необходимость выражается в наличии тех индивидуальных склонностей, а также знаний, которые вызывают интерес к изучению разных технических устройств, работе с ними, возможному конструированию новых машин и механизмов. Потребность в техническом образовании представляет собой активность индивида, направленную на реализацию имеющейся у него внутренней необходимости его полу-= чения9.
Исследования выявили основные противоречия между внешней и внутренней необходимостью в формировании данной потребности у выпускников общеобразовательных школ. Выяснилось, что до 8-9-го класса определились с поступлением на желаемую техническую специальность в среднем около 14% респондентов. Следовательно, до этого времени возможности профессионального самоопределения учащихся крайне ограниченны.
Уже более 20 лет в большинстве городов исчезли станции технического творчества, которые государство финансировало при социализме. Они давали возможность в 10—14 лет проверить наличии природной склонности к работе с различными инструментами, конструированию моделей самолетов, кораблей и т. п. Перестали функционировать и специальные центры профессиональной ориентации школьников, где специалисты с помощью различных тестов помогали молодым людям определиться хотя бы с наличием предрасположенности к работе с техникой. Таким образом, перестал действовать важный фактор выявления внутренней необходимости в техническом образовании.
Ведущая роль в наше время принадлежит внешней необходимости, выраженной в том, что в период обучения в 10-11-м классах нужно определить те предметы, по которым придется сдавать ЕГЭ. За 2—3 месяца к сдаче в 11-м классе профильных дисциплин не подготовиться. Успешная сдача экзаменов возможна в том случае, когда в течение одного года — двух лет в памяти интенсивно формируется соответствующая информация. Поэтому ученик стоит перед выбором профильных предметов — естественнонаучного или гуманитарного цикла, по которым принимают на определенные профили подготовки в вуз, — уже при поступлении в десятый класс. Этот вы-
бор часто зависит не от наличия природной предрасположенности к конкретной профессии, что не удалось выяснить к этому времени, а совершается под влиянием других факторов.
В настоящее время, как выяснилось в процессе социологического исследования, у 43% абитуриентов только в последние 1—2 года обучения в школе возникла потребность в получении конкретной инженерной специальности. Остальные, а таковых около 40%, руководствовались только внешней необходимостью получить какое-нибудь техническое образование. Выбирался тот факультет, где меньше конкурс и имеющиеся баллы гарантируют обучение на бюджетной основе.
Существенное влияние родителей на возникновение желания учиться на факультетах, где готовят инженеров, признали 43% респондентов. Роль учителей отметили 13%, а друзей — 11. Такая же доля опрошенных указала на влияние представителей промышленных предприятий и преподавателей вузов — за несколько недель до сдачи документов в вуз.
Более 80% считают, что они самостоятельно приняли решение о том, где они станут учиться. Однако среди них — в два раза меньше тех, кто руководствовался знаниями о своих склонностях. И лишь 65% ознакомились с содержанием образовательных
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Щ
Выбор направления профессионального обучения носит у многих молодых людей случайный характер. Ожидать, что у таких первокурсников в течение нескольких лет обучения появится установка на активное использование приобретенных знаний
и навыков в работе по специальности после окончания вуза, наивно.
программ, по которым им предстоит учиться. Следовательно, степень обоснованности самостоятельного выбора незначительна. Это косвенно признают сами абитуриенты. Только 5% отметили, =
что доверяли себе при выборе направления профессиональной подготовки, которую они получают в вузе. Сомнение в обоснованности выбора побуждали 52% опрошенных рассматривать варианты поступления на другие специальности.
Следовательно, значительная часть =
выпускников школ не имеет потребности в становлении в качестве высококвалифицированного специалиста в конкретной отрасли промышленного производства. Выбор направления профессионального обучения носит у многих молодых людей случайный характер. Ожидать, что у таких первокурсников в течение нескольких лет обучения появится установка на активное использование приобретенных знаний и навыков в работе по специальности после окончания вуза, наивно. Конечно, некоторые неожиданно для себя обнаружат какие-то склонности к той трудовой деятельности, по которой они получают знания. Однако, скорее всего, эти выпускники вуза станут искать работу не по специальности. Этот вывод подтверждается другим нашим исследованием, проведенным в ноябре 2014 года среди студентов 2-4-го курсов УрФУ. Оно показало, что около 40% студентов на четвертом году обучения не приняли решения о том, станут ли они работать по полученной профессии. Примерно столько же отмечают, что они учатся для того, чтобы иметь диплом о высшем образовании.
Эмпирические данные показывают, что обостряется проблема организации эффективного профессионального самоопределения школьников, позволяющая еще в 14-16 лет на основе проверки на практике степени природной предрасположенности к работе с техническими системами формировать у них устойчивую потребность в получении
соответствующего образования. Руководствующийся этой потребностью выпускник школы не станет в последний момент выбирать вуз, в котором он станет учиться.
Он осознанно выберет учебное заведение, дающее желаемый уровень профессиональной подготовки. Это позволит, во-первых, существенно повысить качество обучения профессии, так как будут учиться заинтересованные в ней люди. Во-вторых, готовить специалистов, ориентированных на участие в повышении конкурентоспособности России на международном рынке инноваций в промышленном производстве, успешно решая задачи импортозамещения в современных социально-экономических условиях. ^
Литература
1. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9—11 классы (С.О. Крапивянская, Л.С. Лернер и др.) / под. ред. С.Н. Чесноковой. М.: ВАКО, 2009. 160 с.
2. Батенев Л. История России с древнейших времен до начала XXI века. Екатеринбург, 2008. С. 240.
3. Арефьев А.Л., Арефьев М.А. Об инженерно-техническом образовании в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/ publ/Inkzenerno_technicheckoe.pdf (дата обращения: 20.03.2015).
4. Лотман Ю.М. Технический прогресс как культурологическая проблема. СПб: Семиосфера, 2001. С. 235.
5. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988. С. 37-43.
6. Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. М., 2003. С. 7.
7. Бобриков В.Н. Непрерывное техническое профессиональное образование как педагогическая проблема // Интеграция образования. 2002. № 4. С. 98.
8. Черкасова М.С. Профессиональные планы выпускников школ в контексте ситуаций на региональном рынке труда // Дискуссия, 2015. № 2(54). С. 109-110.
9. Меренков А.В. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного. Екатеринбург, 2007. С. 149.
SCHOOL-LEAVERS' REQUIREMENT IN TECHNICAL EDUCATION
A.V. Merenkov, Doctor of philosophy, Professor, O.Y. Artem, master, the department of applied sociology, Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia, Anatoly.mer@ gmail.com [email protected]
The article explores the effect of external and internal requirements in developing of high school graduates to obtain technical education. The article shows that the leading role is played by the public need to develop industry. It needs professionals who have knowledge and skills which are necessary to operate various machinery and to create new equipment on the basis of innovative technologies. The internal requirements mean those personal talents and knowledge that promote interest to study various technical equipment, how to operate it and how to build new, improved machinery. The Government has always tried to use financial and moral influence to encourage school youth to choose a requested engineering profession. However, there was a problem of how to discover aptitudes and talents to obtain such profession as early as possible. The empirical research, made by the authors in the end of 2014, discovered discrepancies in formation of needs of high school students to obtain technical education. On the one hand, more than 80% think that they make an independent choice where to study. On the other hand, only 5% noted that they trusted themselves in choosing profession they study at the University. It was proven that the greater part ofprospective university students - about 40% - when choosing technical profession are motivated not by their technical aptitudes, but the opinion of their parents, possibility to be admitted on a state basis or low enrollment competition.
Key words: external and internal demand, technical education, the need for technical education, vocational guidance, school leavers, students, University, vocational orientation.
References
1. Vybor professii: otsenka gotovnosti shkol'nikov: 9—11 klassy [Choice of profession : estimation of readiness of schoolchildren: 9—11 classes]. Moscow, VAKO Publ., 2009. 160 p.
2. Batenev L. Istoriia Rossii s drevneishikh vremen do nachala XXI veka [History of Russia from the most ancient times to beginning of XXI of century]. Ekaterinburg, 2008. 719 p..
3. Arefev A.L., Arefev M.A. Ob inzhenerno-tekhniches-kom obrazovanii v Rossii. [About technical education in Russia]. Available at: http://www.socioprognoz.ru/ files/File/publ/Inkzenerno_technicheckoe.pdf (accessed 20.03.2015).
4. Lotman Iu.M. Tekhnicheskii progress kak kul'turologicheskaia problema [Technical progress as cul-turological problem]. St. Petersburg, Semiosfera Publ., 2001. 512 p.
5. Rutkevich M.N., Rubina L.Ia. Obshchestvennye potreb-nosti, sistema obrazovaniia, molodezh' [Public necessi-
ties, system of education, young people]. Moscow, 1988. 224 p.
6. Putin V.V. Poslanie Prezidenta RFFederal'nomu Sobra-niiu [Message of president to Russian Federation to Federal collection]. Moscow, 2003.
7. Bobrikov V.N. Nepreryvnoe tekhnicheskoe professional'noe obrazovanie kak pedagogicheskaia problema [Continuous technical trade education as pedagogical problem]. Integratsiia obrazovaniia - Integration of education, 2002, no. 4, p. 98.
8. Cherkasova M.S. Professional'nye plany vypusknikov shkol v kontekste situatsii na regional'nom rynke truda [Professional plans of graduating students of schools in the context of situations at the regional market of labour]. Diskussiia — Discussion, 2015, no. 2(54), pp. 107-112.
9. Merenkov A.V. Chelovek: vzaimosviaz' prirodnogo i sotsiokul'turnogo [Man: intercommunication natural and sociocultural]. Ekaterinburg, 2007. 279 p.