А.Д. Гурарий, ассистент, кафедра лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ ШКОЛ
В статье на материалах социологического исследования, проведенного в 2014 году в Уральском федеральном университете имени первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, исследуются основные факторы, определяющие выбор выпускниками школ гуманитарного образования. Показано, что, несмотря на отсутствие бюджетных мест на специальностях, входящих в эту сферу профессиональной деятельности, число желающих учиться на историка, политолога, журналиста, искусствоведа и на другие относящиеся к гуманитарному знанию специальности не сокращается. Ведущим фактором, определяющим выбор гуманитарного образования, как показал опрос абитуриентов, является четко осознаваемое наличие природной склонности к выбранной сфере профессиональной деятельности. Поступающих не останавливают трудности с последующим трудоустройством из-за ограниченности рынка труда. Они сталкиваются только с проблемой определения той конкретной специальности, которая позволит им максимально реализовать себя в любимом деле после окончания учебы. Но — несмотря на природную склонность к изучению гуманитарных специальностей — процент отчисления с конкретного гуманитарного направления достаточно высокий. В статье предлагаются варианты проведения профориентационной работы с учащимися 10—11 классов, а также методы выявления склонности к работе в той или иной гуманитарной сфере.
Ключевые слова: выпускники школ, гуманитарное образование, факторы профессионального выбора, способности к гуманитарному образованию, профессиональная ориентация.
Развитие гуманитарного образования в нашей стране в последние 25 лет носит противоречивый характер. Если при социализме подавляющая часть выпускников школ шли учиться в технические вузы, то с начала перехода к рыночной экономике в 90-е годы существенно возросла численность тех старшеклассников, которые стали выбирать направления подготовки, относящиеся к гуманитарному образованию. Многие молодые люди вдруг захотели стать юристами, менеджерами, маркетологами, лингвистами, психологами и т. п. Для удовлетворения этой потребности стали создаваться сотни частных учебных заведений не только в областных центрах, но и в сравнительно небольших городах.
Это привело к тому, что в 2000-е годы стала ощущаться острая нехватка технологов, конструкторов, инженеров. Государство начало активно сокращать число бюджетных мест для гуманитарных факультетов и существенно увеличивать для тех, на которых готовят специалистов для работы с различными машинами и механизмами. Так, в 2010/2011 учебном году при распределении Министерством образования и науки РФ бюджетных мест, наибольшее количество было выделено на инженерно-технические специальности1.
Однако такая мера не привела к существенному сокращению доли выпускников школ, которые стремились поступить на ставшие востребованными в рыночной
экономике специальности. Государство увидело причину такой ситуации в низкой эффективности профориентационной работы с учащимися старших классов. Д.А. Медведев на встрече с сотрудниками служб занятости в феврале 2011 года заявил: «по поводу профориентации — у нас все довольно плохо обстоит ... Нашим вузам пора прекращать делать бесконечно юристов и экономистов, у нас их много, слишком много . Учебные заведения создают платные места потому, что профессия пре- = стижна. А что делать дальше — очень многим людям наплевать, и родителям все равно: хорошее образование получил, а дальше — посмотрим ... Государство должно задавать приоритеты, кто нужен государству»2. Было признано, что В стране стихийно утвердился высокий престиж специалиста с гуманитарным образованием. Именно стихийно, поскольку в школах не действует система профориентации не только на профессии, связанные с техникой, но и на те, которые формируют знания и навыки для работы с людьми, знаковыми системами.
Сегодня наиболее подготовленная молодежь продолжает пытаться поступить на гуманитарные и экономические направления подготовки при наличии очень высокого конкурса. Так, например, самый высокий средний балл по ЕГЭ в 2014 году у тех студентов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, которые выбрали Институт гуманитарных наук и искусств, — 257; Высшую школу экономики и менеджмента — 247; Институт государственного управления и предпринимательства и Институт социальных и политических наук — 241. Самые низкие баллы у студентов Уральского энергетического института — 203, Механико-машиностроительного института — 196;
В стране стихийно утвердился высокий престиж специалиста с гуманитарным образованием. Именно стихийно, поскольку в школах не действует система профориентации не только на профессии, связанные с техникой, но и на те, которые
формируют знания и навыки для работы с людьми, знаковыми системами.
По статистике Национальной ассоциации колледжей и работодателей, приведенной в одной из статей известного и авторитетного издания The Forbes, специалисты со степенью «бакалавр искусств» являются самыми высокооплачиваемыми.
Института материаловедения и металлургии - 1823.
Какие факторы побуждают выпускников школ выбирать гуманитарные специаль-= ности, несмотря на все трудности поступления? Для того чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего выясним, что же понимается под термином «гуманитарное образование». Если обратиться к истории, то становление гуманитарного образования началось в Древней Греции. Знание тривиума — грамматики, диалектики и логики — являлось обязательным условием для участия в гражданской жизни общества4. Выделялась система знаний, которая была направлена на выяснение общих законов существования мира, организации мыслительной деятельности человека, коммуникации с разными людьми. Поэтому специалистами в гуманитарной сфере в то время являлись лишь философы, обучающие методам познания человеком природы и общества, управления социальными процессами.
Современное гуманитарное образование за рубежом в значительной мере сохранило эту направленность. Так, например, для США характерна такая форма подготовки, как Liberal Arts Education. Она является основой бакалавриата и представляет собой неспециализированное гуманитарное образование. Следует отметить, что степень бакалавра искусств присваивается после обучения по выбранной специальности в области гуманитарных или естественных наук: бакалавр искусств в области юриспруденции, бакалавр искусств в области экономики, бакалавр искусств в области архитектуры и т. д. По статистике Национальной ассоциации колледжей и работодателей (National Association of Colleges and Employers), приведенной в одной из статей известного и авторитетного издания The Forbes, специалисты со сте-
пенью «бакалавр искусств» (Bachelor of Arts) являются самыми высокооплачиваемыми5. Специалист с этим образованием овладевает следующими компетенциями: может мыслить критически, что необходимо для успешной карьеры в любой области деятельности; эффективно осуществлять коммуникацию; выступать публично6. Однако несмотря на достаточно высокие перспективы трудоустройства и карьерного роста, гуманитарное образование в Америке находится сегодня в состоянии кризиса. Даже в таких классических университетах, как Гарвард, Йель и Чикаго только половина выпускников получают степени бакалавра в области гуманитарных наук7.
Падение спроса на специалистов с гуманитарным образованием характерно не только для США. В 2009 году министр образования и науки РФ А. Фурсенко в одном из интервью обратился к ректорам ведущих вузов с просьбой переориентировать абитуриентов на получение негуманитарных специальностей, так как для рынка труда характерно падение спроса на специалистов-гуманитари-ев8. Однако выпускники школ продолжают выбирать те специальности, которые относятся к гуманитарным. Таковыми Министерством образования и науки РФ считаются в настоящее время «История», «Философия». «Лингвистика», «Политология», «Психология», «Юриспруденция», «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Международные отношения», «Зарубежное регионове-дение», «Востоковедение и африканистика», «Ре-гионоведение России», «Антропология и этнология», «Филология», «Культурология», «Религиоведение», «Теология», «Прикладная этика», «Конфликтология», «Физическая культура», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Документоведение и архивоведение», «Издательское дело», «Телевидение», «Изящные искусства», «Искусства и гумани-
тарные науки», «История искусств», «Фундаментальная и прикладная лингвистика», «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере».9
Перечень включает те сферы труда, которые связаны преимущественно с работой со знаковыми системами, разного рода документами, людьми, продуктами художественного творчества человека. Специалист с гуманитарным образованием должен уметь изучать людей, механизмы их познавательной деятельности, включая образное восприятие мира через искусство, умело взаимодействовать с ними для решения социальных и политических конфликтов между странами и народами, побуждать управлять психофизическими реакциями, обучать способам приобщения к физической и нравственной культуре.
Следовательно, объектом труда становится человек в основных формах его взаимодействия со знаковыми системами, малыми и большими общностями, с самим собой. Соответствующие типы профессий выделяет Е.К. Климов, классифицируя их по следующим основаниям: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковые системы», «человек — художественный образ»10.
Проведенное нами в сентябре 2014 года социологическое исследование среди 1 230 студентов, поступивших на первый курс гуманитарных направлений подготовки в Уральский федеральный университет, позволило выявить основные факторы, определяющие выбор выпускниками школ специальностей, связанных с искусством, историей, международными отношениями, лингвистикой и т. п.
Оказалось, что у 7% респондентов интерес к данным видам занятий появился еще в начальной школе, а 18% обнаружили его у себя в 13—15 лет. Однако необходимость определиться с теми предметами, которые нужно сдавать во время проведения ЕГЭ для того чтобы поступить на желаемую
Специалист с гуманитарным образованием должен уметь изучать людей, механизмы их познавательной деятельности, включая образное восприятие мира через искусство, умело взаимодействовать с ними для решения социальных и политических конфликтов
между странами и народами, побуждать управлять психофизическими реакциями, обучать способам приобщения к физической и нравственной культуре.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
специальность, побудила только 46% окончательно утвердиться с выбором конкретной профессиональной деятельности, связанной со взаимодействием с людьми и знаковыми системами. Остальные -
32% приняли решение за 1—2 недели до сдачи документов в приемную комиссию вуза.
Можно предположить, что изучение в школе таких предметов, как история, изобразительное искусство, иностранные языки, литература, обществоз-нание, позволяет полнее выявить склонности к гуманитарным наукам. Это отметили 35% опрошенных. В школе какие-либо технические науки не изучаются, а знание физики и химии является недостаточным, чтобы самостоятельно определиться с той сферой труда, которая соответствует природным особенностям человека.
Выбор выпускниками школ конкретной гуманитарной специальности происходит как в результате постепенного раскрытия того, к чему есть способности, так и под влиянием мнения родителей, учителей, друзей, специалистов организаций, осуществляющих профориентационную работу с учащимися школ.
Субъекты, оказавшие существенное влияние на выбор гуманитарного образования (в % к числу опрошенных)
Влияние учителей и потенциальных работодателей, заинтересованных в привлечении в свою организацию будущих искусствоведов, документоведов, переводчиков, специалистов по международным отношениям, оказалось весьма незначительным. Как при социализме, так и при рыночной экономике специальная профори-ентационная работа по привлечению в вузы тех, кто востребован в сфере гуманитарных профессий, практически не ведется.
Субъекты Доля
Сам решил, так как были интерес, склонности 58
Родители 30
Учителя 12
Друзья 10
Преподаватели вузов 10
Представители учреждений, организаций 9
Из приведенной таблицы видно, что ведущим фактором является осознание личностью наличия индивидуальных склонностей к той деятельности, которой предстоит заниматься после окончания вуза.
Однако количество тех, кто руководствуется этим мотивом, составляет лишь немногим более половины опрошенных. Часть выпускников школ прислушиваются к мнению - родителей, хотя «влияние таких факторов, как „семья" и „товарищи", не всегда способствует формированию профессиональных намерений школьников на основе реальной оценки своих качеств в силу ряда причин, среди которых можно назвать следующие: неадекватность оценочных суждений о способностях и профессиональной подготовке, расхождение этих суждений с советом в выборе профессии, зависимость оценочных суждений от культурного уровня родителей и т. д.»11.
Влияние учителей и потенциальных работодателей, заинтересованных в привлечении в свою организацию будущих искусствоведов, документоведов, переводчиков, специалистов по международным отношениям, оказалось весьма незначительным. Как при социализме, так и при рыночной экономике специальная профориентацион-ная работа по привлечению в вузы тех, кто востребован в сфере гуманитарных профессий, практически не ведется. Можно предположить, что это обусловлено отсутствием необходимости организации такой работы со стороны государства, так как абитуриенты готовы даже при наличии высокого конкурса на бюджетные места поступать на данные специальности. Профориентация востребована только для привлечения в вуз той молодежи, которая интересуется техническими специальностями. При этом от абитуриентов требуются определенные способности к изучению математики. Для освоения профессий, связанных с языками, работой с людьми, высокого уровня знания этого предмета не нужно. Только 16% поступающих на гуманитарные специальности указали, что у них были в школе успехи при изучении данной дисциплины. Видимо, по этой причине в 2015 году впер-
вые при сдаче математики по ЕГЭ выделили профильный и базовый уровень для тех, кто планирует учиться на гуманитария.
Таким образом, перед этой группой выпускников школы стоит только лишь проблема выбора конкретной специальности в вузе. Для ее решения 48% респондентов интересовались содержанием программы обучения в вузе, 24% ходили на мероприятия, проводимые вузом для старшеклассников. В качестве примера можно привести такое мероприятие, как «тест-драйв», который позволяет учащимся погрузиться в студенческую жизнь («Тест-драйв в Уральском федеральном»)12. Это указывает на желание абитуриента глубоко разобраться в том, чем отличается, например, подготовка «международника» от «востоковеда и африканиста», «теолога» от «религиоведа», «историка искусств» от «специалиста по изящным искусствам» и т. п.
По результатам опроса оказалось, что в конечном счете выбор того дела, которым, может быть, всю жизнь предстоит заниматься после окончания вуза, определяется не только успехами при изучении профильных предметов в школе (44%), не престижем профессии, значимым лишь для 20% ответивших, а желанием реализовать свои способности и работать по выбранной специ-
альности. Этот фактор выделили 69% респондентов. 76% мечтают после окончания учебы найти работу «по душе», хотя только 20% считают, что это будет возможно из-за высокой конкуренции на рынке труда. Надеются найти вакантную должность с достаточно высокой зарплатой лишь 29%.
Это подтверждает предположение о том, что выбор обучения на гуманитарных специальностях определяется не деятельностью государства, которая направлена на увеличение числа тех, кто умеет квалифицированно взаимодействовать с различными группами людей и отдельными индивидами, изучать историю и современные процессы, происходящие в различных регионах страны и мира, владеет на высоком уровне иностранными языками, а природными склонностями людей, интересующихся этими сферами человеческой деятельности. Родители, учителя школ, преподаватели вузов только помогают выпускникам школ определить ту область профессиональной работы, которая позволит им максимально реализоваться в любимом занятии.
Можно также предположить, что, несмотря на ограниченность бюджетных мест в вузах, число тех, кто стремится получить гуманитарную профессию, будет оставаться стабильно высоким. В пользу данного пред-
положения можно привести итоги приемной кампании УрФУ за 2012, 2013, 2014 годы. На традиционно гуманитарных направлениях преобладают студенты, обучающиеся на контрактной форме обучения, в то время как на технических специальностях число студентов, принятых на места, финансируемые за счет федерального бюджета, значительно выше числа студентов, обучающихся по договору13.
Таким образом, в результате исследования была составлена иерархия факторов, определяющих выбор гуманитарных специальностей выпускниками школ. Ведущим является желание работать по выбранной специальности в будущем. Вторым по значимости фактором является природная склонность и способности к изучению гуманитарных наук, которые выявились в процессе обучения в школе. Далее следует такой фактор, как рекомендации родителей. Влияние такого фактора, как про-фориентационная работа в школах, равняется нулю, так как подобная организованная деятельность не ведется в отношении тех, кто хочет поступать на гуманитарные специальности, что уже отмечалось выше.
Для решения данной проблемы необходимо внедрение системы тестирования среди учащихся 10—11 классов, позволяющей выявить реальные возможности успешного освоения требований к работе, так как в настоящее время около 25% студентов не справляются с учебным планом и отчисляются со второго курса14. Стоит отметить, что в данном направлении уже предприняты некоторые действия. С этого года выпускники школ могут сдавать базовый или профильный ЕГЭ по математике. Профильный ЕГЭ ориентирован прежде всего на тех, для кого математика — один из вступительных экзаменов в вуз15.
Кроме того, так как диапазон тех специальностей, которые определены как «гуманитарные», достаточно широк, требуется специальное выявление готовности выпускников к работе либо по системе «человек —
человек», либо по системе «человек — знак»16. Выявить определенные предпочтения можно с помощью тестов, вопросов, собеседований, проводимых среди учащихся 10—11 классов. Далее, выявление природных склонностей к работе в той или иной системе может быть достигнуто за счет разделения большего количества дисциплин на профессиональный и базовый уровень. Так, например, ориентация на сдачу профильного ЕГЭ по обществознанию может свидетельствовать о том, что человек имеет способности к работе в системе «человек — человек», в то время, как сдача профильного ЕГЭ по иностранному языку — о склонности к системе «человек — знак».
На наш взгляд, для увеличения степени обоснованности выбора гуманитарных специальностей выпускников школ необходимо также знакомить их с развернутой информацией о будущей профессии, о возможных местах работы, о существующем в настоящее время порядке оплаты труда. Представляется необходимым восстановить ранее используемую форму профессиональной ориентации в форме организации «профессиональных проб», позволяющей учащимся 10—11 классов поработать в качестве помощников на тех предприятиях, где они желали бы работать в будущем. Такой комплекс мер помог бы сделать выбор той или иной гуманитарной специальности более осознанным. ^
Литература
1.Арефьев А.Л., Арефьев М.А. Инженерно-техническое образование в России в цифрах // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 128-129.
2. Российская газета. 17.02.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/02/17/uristi. ЫтЦдата обращения: 17.02.2011).
3. Князев С.Т Итоги приема в 2014 году. Интервью. [Электронный ресурс]. URL: http://urfu.ru/fileadmin/ user_upload/common_files/academic_council/docs/ CNP_Uchenyi_sovet_2014.pptx (дата обращения: 16.05.2015).
По результатам опроса оказалось, что в конечном счете выбор того дела, которым, может быть, всю жизнь предстоит заниматься после окончания вуза, определяется не только успехами при изучении профильных предметов в школе (44%), не престижем профессии, значимым лишь для 20% ответивших, а желанием реализовать свои способности и работать по выбранной специальности.
4. Haidar H. What is Liberal Arts Education? [Электронный ресурс]. URL: http://www.topuniversities. com/blog/what-liberal-arts-education^aTa обращения: 25.05.2015).
5. Adams S. The Top-paying Liberal Arts Degrees. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.com/ sites/susanadams/2013/02/06/the-top-paying-liberal-arts-degrees/ (дата обращения: 18.05.2015).
6. Courses and Requirements. [Электронныйресурс]. URL: http://www.extension.harvard.edu/degrees-pro-grams/undergraduate-degree/courses-requirements/ (дата обращения: 19.05.2015).
7. Sorum C. E. The Problem of Mission: A Brief Survey of the Changing Mission of the Liberal Arts. Liberal Arts Colleges in American Higher Education: Challenges and Opportunities (ACLS Occasional Paper, no. 59). [Электронный ресурс]. URL: https://www.mtholyoke.edu/ sites/default/files/iplanning/docs/59liberalartscolleges. pdf (дата обращения: 18.05.2015).
8. Фурсенко: в России нет работы для выпускников с гуманитарными специальностями. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/ doc.html?id=246767&cid=1/ (дата обращения: 23.05.2015).
9. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям бакалавриата. [Электронный
ресурс]. URL: Шр://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 23.05.2015).
10. Психологические типы профессий (по Е.А. Климову). [Электронный ресурс]. URL: http://www. proforientator.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=308:2009-11-13-22-23-34&catid= 12:2009-10-08-07-49-57 (дата обращения: 23.05.2015).
11. Кухарчук А. М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. М., 1976. С. 34.
12. «Тест-драйв в Уральском федеральном»: школьники готовы идти за студентами. [Электронный ресурс]. URL: http://urfu.ru/ru/news/news/5868/ (дата обращения: 09.05.2015).
13. Бакалвриат, специалитет. Архив. [Электронный ресурс]. URL: http://urfu.ru/ru/applicant/docs-abiturient/ (дата обращения: 12.05.2015).
14. Колотова Е. Изучение отчислений в бакалавриа-те/специалитете НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: http://cim.hse.ru/data/2011/05/27/1212557263/2 2_2011_6.pdf (дата обращения: 29.05.2015).
15. Что даст разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни? [Электронный ресурс]. URL: http://ege.edu.ru/main/news/index.php? id_4=19512 (дата обращения: 12.05.2015).
16. Меренков А.В. Методики формирования у школьников навыков самоопределения. Екатеринбург, Сократ, 2006. С. 142-178.
FACTORS, WHICH DETERMINE THE CHOICE OF LIBERAL ARTS EDUCATION AMONG SCHOOL LEAVERS
A.D. Gurariy, assistant, The department of linguistics and professional communication on foreign languages, Institute of social and political sciences, Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
The main factors, which determine the choice of liberal arts education among school leavers, are analyzed in this article. The research is based on the sociological study held at the Ural federal university named after the first President of Russia B. N. Yeltsin in 2014. It has shown that in spite of the state - funded places reduction the number of school leavers wishing to be historian, politician, journalist, fine art expert etc. does not decrease. As the research has shown the key factor in choosing the particular specialization is the natural instinct towards it. Future challenges on labor market do not stop the school leavers. The only challenge is to define the specialization, which would allow the self — realization at the beloved sphere after graduation. But despite the natural instinct towards liberal arts education the expulsion rate on liberal arts programs is high. The methods of professional orientation among 10th and 11th form - pupils are suggested in this article. Also some methods to reveal leaning towards humanitarian professions are offered.
Key words: school leavers, liberal arts education, factors of professional choice, skills in liberal arts education, professional orientation.
References
1. ArefievA.l., Arefiev M.A. Inzhenerno-technicheskoeo- cation in Russia in facts].Vissheeobrazovanie v Rossii — brazovanie v Rossii v tsifrakh. [Engineer — technical edu- High education in Russia, 2012, no. 3, pp. 128—129.
2. Rossiiskaya gazeta — Russian newspaper, 17.02.2011. Available at: http://www.rg.ru/2011/02/17/uristi.html (accessed 17.02.2011).
3. Kniazev S.T Itogipriema v 2014godu. Interv'iu [Results of enrollment campaign 2014. Interview]. Available at: http://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/ academic_council/docs/CNP_Uchenyi_sovet_2014. pptx (accessed 16.05.2015).
4. Haidar H. What is Liberal Arts Education? Available at: http://www.topuniversities.com/blog/what-liberal-arts-education (accessed 25.05.2015).
5. Adams S. The Top-paying Liberal Arts Degrees. Available at: http://www.forbes.com/sites/susan-adams/2013/02/06/the-top-paying-liberal-arts-degrees/ (accessed 18.05.2015).
6. Courses and Requirements. Available at: http://www. extension.harvard.edu/degrees-programs/undergradu-ate-degree/courses-requirements/ (accessed 19.05.2015).
7. Sorum C. E. The Problem of Mission: A Brief Survey of the Changing Mission of the Liberal Arts. Liberal Arts Colleges in American Higher Education: Challenges and Opportunities (ACLS Occasional Paper, no. 59). Available at: https://www.mtholyoke.edu/sites/default/ files/iplanning/docs/59liberalartscolleges.pdf (accessed 18.05.2015).
8. Fursenko: v Rossii net raboti dlya vipusknikov s gu-manitarnumi spetsial'nostyami [Fursenko: there is no job for graduates with liberal arts education]. Available at: http://www.vesti.ru/doc.html?id=246767&cid=1/ (accessed 23.05.2015).
9. Federal learning standards of bachelor programs (in Russian). Available at: http://MHHo6pmyKH.p$/ (accessed 23.05.2015).
10. Psikhologicheskie tipiprofessii (po E.A. Klimovu) [Psychological types of occupations (according to E.A. Kli-mov)]. Available at: http://www.proforientator.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=308:2009-11-13-22-23-34&catid=12:2009-10-08-07-49-57 (accessed 23.05.2015).
11. Kukhartchuk A.M., Tsentsiper A.B. Professional'-noe samoopredelenie utchashchicjsya [Professional self-determination of students]. Moscow, 1976. 218 p.
12. "Test — drive v uralsckomfederal'nom": shkol'nikig otoviigtizastudentami. [Test-drive at Ural federal (university): pupils are ready to go after students]. Available at: http://urfu.ru/ru/news/news/5868/ (accessed 09.05.2015).
13. Bakalavriat. Spezialitet. Archiv [Bachelor Degree. Specialist degree. Archiv]. Available at: http://urfu.ru/ru/ applicant/docs-abiturient/ (accessed 12.05.2015).
14. Kolotova E. Izuchenie otchislenii v bakalavriate/spet-sialitete NIU VSHE [The analysis of bachelor/specialist students' expulsion at NRU HSE]. Availableat: http:// cim.hse.ru/data/2011/05/27/1212557263/22_2011_6. pdf (accessed 29.05.2015).
15. Chto dast razdelenie EGE na profil'nii i bazovii urov-ni? [What can give the division of state exam on math to professional and basic level?] Available at: http://ege. edu.ru/main/news/index.php?id_4=19512 (accessed 12.05.2015).
16. Merenkov A.V. Metodi formirovaniya u shkol'nikov navikov samoopredeleniya. [Methods used to form personal identification skills]. Ekaterinburg, Sokrat Publ., 2006. 184 p.