УДК 378+372.016
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЬНОГО КУРСА
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ» В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В.И. Варющенко, О.В. Гайкова
Аннотация. В статье описана содержательно-процессуальная и личностная подготовка учителя к профессиональной деятельности в системе повышения квалификации и переподготовки. Данная подготовка в ходе реализации модульного курса позволяет учителю актуализировать философско-методологические, психолого-педагогические, предметно-методические аспекты организации образовательного процесса, овладеть формами, приемами и методами применения технологии для достижения новых образовательных результатов и направляет его личностное развитие на формирование положительного мотивационно-ценностного отношения к процессу преподавания дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки.
Ключевые слова: актуализация обучения, интеллектуализация, историографические листы, педагогическая компетентность, предметно-методическая подготовка, психолого-педагогическая подготовка, философскометодологическая подготовка.
THE IMPLEMENTATION OF MODULAR COURSE "DIDACTIC PRINCIPLES OF THE FORMATION OF TEACHERS’ READINESS TO TEACH THE CONTROVERSIAL ISSUES OF SOCIAL AND HUMANITARIAN SCIENCE"
IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM
V. Varyushchenko, O. Gaikova
Abstract. The article describes the informative-procedural and personal preparation of the teacher to execute professional activity in the system of advanced training and retraining. The training during the implementation of the modular course allows the teacher to actualize the philosophical and methodological, psychological and pedagogical aspects of organization of educational process, to learn the forms, techniques and methods of applying the technology for achieving new educational results and directing its personal development on the creation of a positive conative and axiological attitude to the process of teaching the controversial issues of social sciences and humanities.
Keywords: updating training, historiographical pages, intellectualization, methodological preparation, psychological preparation, pedagogical competence, philosophical and methodological training.
Современная система повышения
квалификации и переподготовки работников образования ориентирована на развитие учителя как личности и профессионала, понимающего социокультурную и
образовательную ситуации.
Влияние социокультурной ситуации особенно сказывается на социальногуманитарном знании, обретшем
«мультипарадигмальный» характер.
Многообразие позиций исследователей по одним и тем же вопросам требует проведения сравнительного анализа, сопоставления точек зрения.
Порой невозможно характеризовать одну из концепций как истинную и отвергать все остальные как ложные, если все возникающие в данном случае варианты равноправны и доказуемы в равной степени [6]. Именно поэтому практика межкультурного и
межконфессионального диалога диктует потребность в разработке учебнометодических комплексов подготовки и повышения квалификации работников образования на основе создания условий для повышения мотивации к новой поликультурной деятельности [8, с. 8].
Включение в содержание дискуссионных вопросов - одна из важнейших тенденций развития школьного социально-гуманитарного образования. Многообразие взглядов и научных теорий требует от современного учителя умения не только передавать определенную сумму фактов, но и обучать способам оценивания и сопоставления методов исследования, в результате которых эти факты и были установлены. В результате этой деятельности учитель направляет усилия обучающихся на достижение предметных результатов, на которые ориентирует их
Федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования: сформированность знаний о
месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин и сформированность умений оценивать различные исторические версии [11, с. 16].
Параллельно решаются и проблемы непрерывного образования: критерии качества современного образования приводятся в соответствие с культурно-образовательными потребностями общества; повышается профессиональная компетентность учителя в вопросах конструирования содержания и технологии учебного процесса в интересах обеспечения системности образования [5].
В этой логике разработана специальная программа модульного курса «Дидактические основы формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки». В модуле сделан акцент на подготовке учителя к использованию современных педагогических технологий в процессе формирования критического мышления обучающихся 10 - 11 классов. Инструментарий программы достаточен для получения компетенций, необходимых для ведения образовательной деятельности учителем истории и обществознания в области преподавания дискуссионных вопросов социальногуманитарной науки.
Программа модульного курса коррелирует с программой дополнительного
профессионального образования «Системнодеятельностный подход в преподавании истории и обществознания в рамках требований ФГОС общего среднего образования» и интегрирует в себе два вида подготовки к профессиональной деятельности:
1) теоретическую методологическую и психолого-педагогическую и практическую предметно-методическую и дидактическую подготовку;
2) личностную подготовку, включающую в
себя познавательный, мотивационный,
эмоциональный, волевой компоненты готовности учителя.
В процессе изучения модульного курса решаются следующие задачи:
1) актуализируются философскометодологические, психолого-педагогические и предметно-методические аспекты организации учебного процесса, ориентированного на достижение новых образовательных
результатов (личностных, метапредметных, предметных) с использованием технологии
преподавания дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки;
2) структурируются содержательные и процессуальные характеристики организации образовательного процесса в рамках технологии преподавания дискуссионных вопросов;
3) усваиваются формы, приемы и методы преподавания дискуссионных вопросов для достижения новых образовательных результатов;
4) направляется личностное развитие на
формирование положительного
мотивационного отношения к преподаванию дискуссионных вопросов через:
- понимание целевых установок, четко
определяющих стратегическую, тактическую, оперативную цели преподавания
дискуссионных вопросов;
- знание и учет индивидуальных, возрастных особенностей обучающихся;
- мобилизацию сил и преодоление трудностей и неуверенности в себе в процессе изучения дискуссионных вопросов.
Программа базируется на следующих принципах отбора материала:
1) «динамизм» - встроенность в учебный процесс практического участия учителя в освоение новых педагогических технологий, в процесс актуализации теоретических знаний и освоения практических навыков [5];
2) «интеллектуализация» - ориентация на
современный уровень общей и
профессиональной культуры и интеграцию достижений различных наук [10];
3) «актуализация» - приведение знаний и представлений учителя в соответствие с современными научными теориями [1].
В структуре модульного курса выделено три раздела.
В рамках первого раздела модульного курса рассматриваются проблемы гносеологии, требующие от учителя осмысления: место исторической науки в системе социальногуманитарных наук; причины многообразия не совпадающих друг с другом мнений ученых по исследуемым дискуссионным вопросам; место дискуссии как инструмента выбора теории, позволяющей структурировать отношения между альтернативными
историографическими концепциями.
Акцентируется внимание на конкретных версиях по дискуссионным вопросам истории России с древнейших времен до начала XXI века и их аргументации учеными-историками. Данные дискуссионные вопросы включены в содержание современного социально-
гуманитарного образования обучающихся 10 -11 классов и представлены в разработанных нами учебно-методических пособиях для учителей истории общеобразовательных школ [2; 3].
В рамках второго раздела модульного курса осуществляется анализ ФГОС общего среднего образования, примерных программ, УМК по предметам «История», «Обществознание» с целью определения дискуссионных вопросов; изучается литература, необходимая для определения понятий: «вопрос», «дискуссионные вопросы социально-гуманитарной науки», «дискуссия»; выявляется педагогический потенциал современных технологий обучения.
В рамках третьего раздела модульного курса организуется самостоятельная деятельность учителя по овладению инструментарием организации
педагогического процесса. Технология преподавания дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки позволяет учителю работать с апробированной моделью, включающей: целевой компонент (цели и
задачи изучения); содержательный компонент (содержание учебного материала);
операционно-деятельностный компонент
(методы, формы и средства обучения); результативный компонент (измерители, результаты, рефлексия).
В дидактический материал включен биографический словарь, позволяющий
учителю составить представление об уровне образования, возрастном цензе, круге научных интересов, основных публикациях изучаемых авторов монографий или научных статей, предложены историографические листы, включающие фрагменты текстов из
монографий или научных статей отечественных и зарубежных историков, краткие биографические сведения об историках, версии которых рассматриваются на занятии, и задания-вопросы к каждому из них. Листы разработаны на основе следующих критериев:
1) «научность» - включение полноценных фактов, заимствованных у других историков, и нахождение им нового применения в собственном построении, то есть включение в поле современной проблематики;
2) «легитимность» - связь со смежными,
параллельными дискуссионными вопросами и обязательное наличие возможных
обоснованных ответов на выдвинутые историографические версии;
3) «темпоральность» - компоновка фактов, позволяющих сравнивать прошлое и настоящее;
4) «аргументированность» - присутствие в
материалах элемента аналитического развития тех аргументов, которыми обосновывают историки, выдвигаемые ими
историографические версии [4; 9];
5) «разнотипность» - включение различных типов дискуссионных вопросов:
а) «противоположных» (две или более противоположные версии с возможными вариантами ответа);
6) «альтернативных» (не
взаимоисключающие версии, показывающие возможность другого варианта события или явления или возможность одного из двух или нескольких вариантов развития события или явления);
в) «взаимодополняющих» (дополняющие друг друга версии).
В историографические листы включен и социологический материал на основе критерия «социальной адекватности» (возможность апелляции к человеческим ценностям как основание для диалога между различными жизненными мирами; возможность выявлять «болевые точки» социальной нестабильности, исследовать «мягко» социальные явления в их повседневных, социальных связях,
диагностировать социальную реальность) [12].
Успешное освоение содержания
модульного курса обеспечивается сочетанием аудиторной и самостоятельной работы слушателей. Органично соединены
традиционные и инновационные формы работы: лекция (методологическая,
проблемная, инструктивная, диалоговая); семинар (вводный, обзорный,
методологический, рефлексивный, «круглый стол», диспут, выставка); лабораторнопрактическое занятие (практикум); научнопрактическая конференция; консультация; ролевая игра; внеаудиторная работа.
Оценивание достижений осуществляется в форме собеседования по разделам модуля или по итогам работы на занятиях; разработки и презентации отдельного урока на основе технологии преподавания дискуссионных вопросов с использованием предложенного дидактического инструментария или авторской технологии слушателя; разработки и защиты инструментария для учебного процесса по предложенному или своему алгоритму; научной статьи.
Динамика усвоения программы контролируется тремя видами диагностики.
Входная диагностика (анкетирование, психолого-педагогическое тестирование) проводится на начальном этапе и направлена на выявление:
1) уровня теоретической, практической готовности к преподаванию дискуссионных вопросов;
2) уровня общепедагогических умений,
необходимых для преподавания
дискуссионных вопросов;
3) понимания целей преподавания дискуссионных вопросов в сравнении с аналогичной оценкой обучающимися;
4) мотивов деятельности, важнейших ценностных ожиданий.
Текущая (коррекционная) диагностика осуществляется в ходе обучения с целью систематической проверки и оценки образовательных результатов по отдельным темам на отдельных занятиях и включает:
1) рефлексивную деятельность слушателя («Рабочий лист рефлексивного семинара», «Анкета для обратной связи на семинаре», «Карточка оценки результативности игры», «Рецензия или отзыв на семинаре-выставке» и др.);
2) самостоятельное составление слушателями вопросов-суждений по содержанию лекции, позволяющее закрепить и систематизировать знания.
Итоговая диагностика осуществляется на последнем занятии и включает:
1) выявление практической и теоретической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов;
2) проверку уровня сформированности общепедагогических умений по преподаванию дискуссионных вопросов;
3) сопоставление оценки важности преподавания дискуссионных вопросов для себя до и после изучения курса;
4) проверку умения выявлять этапы собственной деятельности с указанием успехов, трудностей и примененных способов деятельности и самооценку своей деятельности и деятельности обучающихся.
Особо оценивается самостоятельная работа слушателей: конспектирование
рекомендованной литературы, выполнение творческой работы.
Результатом освоения модульного курса является педагогическая компетентность как мера соответствия знаний, умений и опыта учителя реальному уровню сложности выполняемых задач и решаемых проблем.
Критериями оценки достигнутого результата являются следующие
компетентности:
1) в области постановки целей и задач
педагогической деятельности - умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
обучающихся; умение перевести тему урока в педагогическую задачу; умение вовлечь обучающихся в процесс формирования целей и задач;
2) в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений - умение выбрать и реализовать образовательную программу; разработать собственную программу, методические и дидактические материалы к ней; умение принимать решения в педагогических ситуациях;
3) в области мотивации учебной деятельности - умение создавать условия, обеспечивающие позитивную мотивацию и самомотивацию обучающихся на успех в учебной деятельности;
4) в области организации учебной деятельности - умение устанавливать субъектсубъектные отношения, организовывать учебную деятельность, реализовывать педагогическое оценивание;
5) в области оценки достоинств и недостатков собственной деятельности;
6) в области личностных качеств -
эмпатийность и социорефлексия,
самоорганизованность и общая культура [7].
Теоретическая значимость программы модульного курса заключается в уточнении понятия «дидактическая готовность учителя истории к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки» как совокупности педагогических умений и их последовательной реализации в теоретической и практической деятельности. Теоретикопрактическая значимость заключается в определении понятия «историографические листы» и в предложении модели их конструирования на основе философских, психолого-педагогических, методических критериев. Практическую значимость определяет разработанный дидактический инструментарий, применимый при изучении содержания учебных предметов «История» и «Обществознание».
Предложенный алгоритм разработки спецкурсов для школ, три учебнометодических пособия в комплекте с рабочими тетрадями: «Изучение дискуссионных
вопросов исторической науки в 10 - 11 классах
профильной школы», «Изучение
дискуссионных вопросов истории России (1939 - 1945 г.г.) в 10 - 11 классах профильной школы»; «Преподавание дискуссионных вопросов истории России (IX - XVI вв.) в 10 -11 классах» [2; 3] обеспечивают успешное освоение учителем истории и обществознания технологии преподавания дискуссионных
вопросов исторической науки, помогают ему овладеть организационно-методическим инструментарием организации педагогического процесса и позволяют оценивать собственный личностный и деятельностный уровень готовности к преподаванию дискуссионных вопросов.
Литература:
1. Воронцова В.Г. Гуманитарно-
аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. - Псков:
ПОИПКРО, 1997. - 421 с.
2. Гайкова О.В. Изучение дискуссионных вопросов истории России (1939 - 1945 гг.) в 10 - 11 классах профильной школы: Учебно-методическое пособие для учителей истории. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007. - 197 с.
3. Гайкова О.В. Изучение дискуссионных вопросов исторической науки в 10 - 11 классах профильной школы: Учебно-методическое пособие для учителей истории. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006. - 153 с.
4. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. - М.: Наука, 1980. - 486 с.
5. Леванова Е.А. Проектирование последипломного педагогического образования: Монография. - Москва: Изд-во «Спутник», 2013. -117 с.
6. Мартишина Н.И. Гносеологический статус вариативности знания в науке: Автореф. дис ... доктора соц. наук. - Свердловск, 1990. - 34 с.
7. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. - М.: Просвещение, 2012. - 96 с.
8. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога в условиях развития национального образования в поликультурном пространстве российского общества // Казанский педагогический журнал. -2015. - № 1. - С. 5-10.
9. Про А. Двенадцать уроков по истории. - М.: Владос, 1999. - 798 с.
10. Симонова А.А. Инновационно
ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании: Дис. . д-ра пед. наук. -
Екатеринбург, 2011. - 414 с.
11. Федеральный государственный
образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2014. - 63 с.
12. Федотова В.Г. Социальное знание и социальные изменения. - Москва: ИФ РАН, 2001. -281 с.
Сведения об авторах:
Варющенко Виктор Иванович (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат исторических наук, доцент, Президент общественного фонда г. Новосибирска «Партнеры в образовании», e-mail: [email protected]
Гайкова Оксана Викторовна (г. Новосибирск, Россия), кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 26 г. Новосибирска, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
V. Varyushchenko (St. Petersburg, Russia), candidate of historical sciences, docent, President of the “Partners in Education” Fund of Novosibirsk, e-mail: [email protected]
O. Gaikova (Novosibirsk, Russia), candidate of pedagogic sciences; teacher of History and Social Science of the highest qualification category, high school № 26 of Novosibirsk, e-mail: [email protected]