УДК 930.2+37.8.014.15
КРИТЕРИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ
К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСОВ
ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
В.И. Варющенко, О.В. Гайкова
Аннотация. В данной статье обобщены некоторые итоги нашей научно-исследовательской работы и экспериментальной апробации ее итогов в условиях учебного процесса в государственном автономном образовательном учреждении «Новосибирский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Проблема разработки критериев для определения готовности учителя к преподавательской деятельности оказывается в фокусе современных педагогических исследований в связи с изменением подходов к самому процессу педагогической деятельности и содержательному её наполнению в связи с модернизацией общего образования после принятия Федерального государственного образовательного стандарта. В статье представлены экспериментальные критерии и показатели, служащие исходным моментом для выявления уровней теоретической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки в процессе повышения квалификации в организации дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: критерии, репродуктивный уровень, творческий уровень, теоретическая готовность, эмпирическая проверка.
THE CRITERIA OF THEORETICAL READINESS OF THE TEACHER
TO THE TEACHING OF CONTROVERSIAL ISSUES
V. Varyushchenko, O. Gajkovа
Abstract. This article summarizes some of the results of research and experimental testing them in terms of the educational process in state autonomous educational institution «Novosibirsk Institute for advanced teachers' training and professional retraining of educators». The problem of developing criteria for determining teachers readiness for teaching is in the focus of current research in connection with change of approaches to the process of teachers activities and content of its in connection with the modernization of general education after the adoption of the Federal state educational standard. The paper presents experimental criteria and indicators that serve as the starting point for identifying levels of theoretical preparedness of teachers to teach controversial issues of historical science in the process of training in organizations of additional professional education.
Keywords: criteria, reproductive level, creative level, theoretical readiness, empirical testing.
Развитие способности к обучению на протяжении всей жизни, овладение навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации тесно связаны с концепцией непрерывного образования, предложенной во второй половине XX века ЮНЕСКО и ООН [12]. Множество факторов влияют на выбор критериев оценки готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов в системе общего образования, что существенно затрудняет эмпирическую проверку тех или иных аспектов этой готовности в процессе повышения квалификации или переподготовки учителей истории в организации дополнительного профессионального
образования [4;6].
При отборе критериев объективной оценки готовности учителей к преподаванию дискуссионных вопросов в процессе повышения квалификации или переподготовки в организации
дополнительного профессионального
образования мы учитывали:
- обоснованные педагогические положения, принципы, составляющие основу структурной модели [8];
- эмпирические показатели, требующие корректного перевода педагогических понятий и позволяющие однозначно определять степень достижения в образовательной деятельности необходимого эффекта [10];
- признаки, на основании которых проводится оценивание готовности [7].
Критерии и показатели результативности профессиональной деятельности учителя - это совокупность качественных и количественных характеристик, позволяющих оценить деятельность педагогической системы с целью отслеживания ее эффективности. Под педагогической системой мы понимаем выделенное на основе определенных признаков
упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления [9, с. 157].
Мы исходили из того, что содержание критерия должно: а) быть простым, допускающим простейшие способы измерения с использованием несложных методик,
опросников, тестов; б) быть корректным, оценивающим именно то, что в процессе обучения необходимо оценить; в) быть адекватным показателю, измерителем которого он является; г) выражаться определенной однозначной дефиницией; д) быть унифицированным, исключать
противопоставляемые друг другу показатели [5;8;10].
Процедура разработки критериев включала: 1) построение эмпирических характеристик теоретического понятия «формирование готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки» (существенные свойства понятия, состав его компонентов); 2) выбор индикаторов, репрезентативно представляющих признаки понятия «готовность учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки»
[5].
Таким образом, понятие «критерий» учитывало многоаспектность, многофакторность педагогических понятий, а его использование позволяло выделить признаки, необходимые для
проведения оценки эффективности
разработанной и реализованной
экспериментальной модели обучения
«Формирование готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки в организации дополнительного профессионального
образования» [2;3].
Предлагаемая модель формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки в организации дополнительного
профессионального образования соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям юридического и физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе и по степени достижения планируемых результатов образовательной программы (ст. 2) [11].
Содержание теоретической готовности определяют психолого-педагогические,
специальные знания и обобщенное умение педагогически мыслить (аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения) [9, с.40]. Критерии и показатели выявления уровней теоретической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки представлены в таблицах 1, 2. 3, 4.
Уровни и диагностируемые показатели Планируемые показатели Инструмент достижения планируемого показателя и форма контроля Критерии для диагностирования
Репродуктивный: методология исторической науки; понятия изучаемого курса; персоналии изучаемого курса; историографическое содержание курса; хронология изучаемого курса; технологии, применяемые при изучении курса; приёмы диагностирования и самодагностирования уровня обученности; процедуры использования /создания рабочей программы по курсу Знание: методологии исторической науки (уровень 1-1); понятий курса (список 1-2); персоналий изучаемого курса (список 1-3); содержания курса (уровень 1 - 4); хронологии курса (таблица 1 - 5); технологий, применяемых при изучении курса (уровень 1-6); приёмов диагностирования и самодагностирования уровня обученности (уровень 1 -7); процедуры использования /создания программы по курсу (тренажёр 1 -8) Лекция: «Методология современной исторической науки» + семинар; тест для уровня 1-1. Курс лекций и практических занятий по теме «Преподавание дискуссионных вопросов исторической науки», тест к списку 1-2, тест к списку 1-3, тест для уровня 1-4, тест к таблице 1-5. Практические занятия по теме «Современные педагогические технологии на уроках истории», тест для уровня 1-6. Мастер-класс «Диагностика и самодиагностика на уроках истории и обществознания», тест для уровня 1-7. Презентация «Рабочая программа по курсу «Преподавание дискуссионных вопросов исторической науки», зачёт по итогам работы с тренажёром 1-8 Методические рекомендации: «Теоретическая готовность учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки: критерии для диагностики (репродуктивный уровень)»
Таблица 1. - Формирование теоретической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки на репродуктивном уровне
Таблица 2. - Формирование теоретической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки на стимульно-продуктивном уровне
Уровни и диагностируемые показатели
Планируемые показатели
Инструмент достижения планируемого показателя и форма _контроля_
Критерии для диагностирования
Стимульно-продуктивный: методология исторической науки; понятия изучаемого курса; персоналии изучаемого курса; историографическое содержание курса; хронология изучаемого курса; технологии, применимые при изучении курса; приёмы
диагностирования и самодагностирования уровня обученности; процедуры использования/ создания рабочей программы по курсу
Знание: методологии
исторической науки (уровень 2-1); понятий изучаемого курса (список 2-2); персоналий изучаемого курса (список 2-3); историографического содержания курса (уровень 2-4);
хронологии изучаемого курса (таблица 2-5); технологий, применяемых при изучении курса (уровень 2-6);
приёмов диагностирования и самодагностирования уровня обученности
(уровень 2-7);
процедуры использования /создания рабочей
программы по курсу (тренажёр 2-8)
Лекция «Методология современной исторической науки» + семинар; тест для уровня 2-1. Курс лекций и практических занятий по теме «Преподавание дискуссионных
вопросов исторической науки», тест к списку 2-2, тест к списку 2-3, тест к уровню 2-4, тест к таблице 2-5. Практические занятия «Современные педагогические технологии на уроках истории и обществознания», тест для уровня 2-6. Мастер-класс «Диагностика и самодиагностика на уроках истории и обществознания», тест для уровня 27.
Презентация «Рабочая программа по курсу «Преподавание дискуссионных вопросов исторической науки», зачёт по итогам работы с тренажёром 2-8
Методические
рекомендации:
«Теоретическая
готовность учителя
к преподаванию
дискуссионных
вопросов
исторической
науки: критерии
для диагностики
(стимульно-
продуктивный
уровень)»
Таблица 3. - Формирование теоретической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки на эвристическом уровне
Уровни и диагностируемые показатели Планируемые показатели Инструмент достижения планируемого показателя и форма контроля Критерии для диагностирования
Эвристический: методология исторической науки; понятия изучаемого курса; персоналии изучаемого курса; историографическое содержание курса; хронология изучаемого курса; технологии, применимые при изучении курса; приёмы диагностирования и самодиагностирования уровня обученности; процедуры использования/ создания рабочей программы по курсу Знание: методологии исторической науки (уровень 3-1); понятий изучаемого курса (список 32); персоналий изучаемого курса (список 3-3); историографического содержания курса (уровень 3-4); хронологии изучаемого курса (таблица 3-5); технологий, применяемых при изучении курса (уровень 3-6); приёмов диагностирования и самодиагностирования уровня обученности (уровень 3-7); процедуры использования /создания рабочей программы по курсу (уровень 3-8) Лекция «Методология современной исторической науки» + семинар; тест для уровня 3-1. Курс лекций и практических занятий по теме «Преподавание дискуссионных вопросов исторической науки», тест к списку 3-2, тест к списку 33, тест к уровню 3-4, тест к таблице 3-5. Практические занятия «Ярмарка современных педагогических технологий для уроков истории и обществознания», тест для уровня 3-6. Деловая игра «Диагностика и самодиагностика на уроках истории и обществознания», тест для уровня 3-7. Проект «Рабочая программа по курсу «Преподавание дискуссионных вопросов исторической науки», проект для уровня 3-8 Методические рекомендации: «Теоретическая готовность учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки: критерии для диагностики (эвристический уровень)»
Таблица 4. - Формирование теоретической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки на креативном уровне
Уровни и диагностируемые показатели Планируемые показатели Инструмент достижения планируемого показателя и форма контроля Критерии для диагностирования
1 2 3 4
Креативный: методология исторической науки; понятия изучаемого курса; персоналии изучаемого курса; историографическое содержание курса; хронология изучаемого курса; технологии, применимые при изучении курса; приёмы диагностирования и самодиагностирования уровня обученности; процедуры использования/ создания рабочей программы по курсу Знание: методологии исторической науки (уровень 4-1); понятий изучаемого курса (список 42); персоналий изучаемого курса (список 4-3); историографического содержания курса (уровень 4-4); хронологии изучаемого курса (таблица 4-5); технологий, применяемых при изучении курса (уровень 4-6); приёмов диагностирования и самодиагностирования уровня обученности (уровень 4-7); процедуры использования /создания рабочей программы по курсу (уровень 4-8) Лекция «Методология современной исторической науки» + семинар; тест для уровня 4-1. Курс лекций и практических занятий по теме «Преподавание дискуссионных вопросов исторической науки», тест к списку 4-2, тест к списку 4-3, тест к уровню 4-4, тест к таблице 4-5. Творческий конкурс «Современные педагогические технологии на уроках истории», тест для уровня 4-6. Деловая игра «Диагностика и самодиагностика на уроках истории и обществознания», тест для уровня 4-7. Проект «Рабочая программа по курсу «Преподавание дискуссионных вопросов исторической науки», проект для уровня 4-8 Методические рекомендации: «Теоретическая готовность учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки: критерии для диагностики (креативный уровень)»
По каждому показателю используются четыре уровня, выделенные на основе структуры деятельности и компетентности:
репродуктивный, стимульно-продуктивный, эвристический, креативный. Уровни
демонстрируют последовательное движение от репродуктивного к творческому в процессе формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки: 1) репродуктивный, когда усвоение содержания осуществлено на уровне воспроизведения теоретических знаний; 2) стимульно-продуктивный, когда усвоение содержания осуществлено на уровне
теоретических знаний и умений их применения по образцу; 3) эвристический, когда усвоение содержания осуществлено на уровне теоретических знаний, умений их применения по образцу и умений решения проблемных ситуаций, требующих собственного способа преподавания дискуссионного вопроса исторической науки; 4) креативный, когда усвоение содержания осуществлено на уровне систематизированных знаний, выстроенных в логике наук, готовности самостоятельно реализовать технологию преподавания дискуссионных вопросов исторической науки [1, с.35].
Литература:
1. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 35-41.
2. Варющенко В.И, Гайкова О.В. Дидактические основы формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки: Программа модульного курса / В.И. Варющенко, О.В. Гайкова. - Новосибирск, 2015. - 100 с.
3. Варющенко В.И., Гайкова О.В. Реализация модульного курса «Дидактические основы формирования готовности учителя к преподаванию
дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки» в системе повышения квалификации / В.И. Варющенко, О.В. Гайкова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 1 (114). - С. 87-92.
4. Варющенко В.И., Гайкова О.В. Подготовка учителей к преподаванию дискуссионных вопросов истории в рамках повышения квалификации / В.И. Варющенко, О.В. Гайкова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С. 58-60.
5. Варющенко В.И., Гайкова О.В. Критерии практической готовности учителя к преподаванию
дискуссионных вопросов исторической науки / В.И. Варющенко, О.В. Гайкова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 1. - С. 37-42.
6. Варющенко В.И., Гайкова О.В. Практическая значимость изучения дискуссионных вопросов науки на уроках истории в школе / В.И. Варющенко, О.В. Гайкова // Казанский педагогический журнал. - 2017. -№ 6. - С. 126-128.
7. Гуманитарные технологии в образовании; под. ред. Л.А. Гавриленко, Т.И.Шукшиной. - Саранск, 2011.
- 402 с.
8. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.
9. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений / В.А. Сластенин.
- М.: Школа-пресс, 2002. - 512 с.
10. Симонова А.А. Инновационно ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании: дис. ... д-ра пед. наук / А.А. Симонова. -Екатеринбург, 2011. - 414 с.
11. Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
12. Ryan R.J. From Recurrent Education to Lifelong Leaming. Invitational Seminar on the Lelors Report: Dearning // The Treasire WithinFlinders University Institute of International Elucations Flindes University, Adelaide, 1999. P. 1-10. - Режим доступа: htpp // wwwed. stirtt.flinders.edu.au
Сведения об авторах:
Варющенко Виктор Иванович (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат исторических наук, доцент, Почетный работник общего образования Российской Федерации, e-mail: [email protected]
Гайкова Оксана Викторовна (г. Новосибирск, Россия), кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 26, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
V. Varyushchenko (St. Petersburg, Russia), candidate of historical sciences, professor. Honorary Teacher of General Education of the Russian Federation, e-mail: [email protected]
O. Gajkova (Novosibirsk, Russia), candidate of pedagogical sciences; Teacher of History and Social Science Highest Qualification Category, High School No. 26 of Novosibirsk, e-mail: [email protected]