Научная статья на тему 'Критерии практической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки в организации дополнительного профессионального образования'

Критерии практической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки в организации дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ / РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ / ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА / DISCUSSION QUESTIONS / CRITERIA OF TEACHER' READINESS TO TEACH / THE REPRODUCTIVE LEVEL / CREATIVE LEVEL / PRACTICAL COMMITMENT / EMPIRICAL TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варющенко Виктор Иванович, Гайкова Оксана Викторовна

В статье представлены критерии, использовавшиеся для выявления уровней практической готовности учителей к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки в процессе повышения их квалификации в организации дополнительного профессионального образования. Предлагаемые критерии учитывают многоаспектность, многофакторность педагогических понятий и явлений, позволяя выделить признаки, необходимые для проведения оценки эффективности разработанной и реализованной экспериментальной модели обучения «Формирование готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки в организации дополнительного профессионального образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варющенко Виктор Иванович, Гайкова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA OF PRACTICAL TEACHERS’ READINESS FOR TEACHING OF CONTROVERSIAL ISSUES OF HISTORICAL SCIENCE IN THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The article presents the criteria used to identify practical levels of readiness of teachers to teach controversial issues of historical science in the process of improving their skills in the organization of additional professional education. Proposed criteria for teaching involve a multifaceted, multifactor pedagogical concepts and phenomena, allowing you to select the characteristics necessary for the effectiveness evaluation developed and implemented the experimental model teaching «Formation of teachers’ readiness to teach controversial issues of historical science in the organization of additional professional education».

Текст научной работы на тему «Критерии практической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки в организации дополнительного профессионального образования»

УДК 37.8.014.15+930.2

КРИТЕРИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ

К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСОВ

ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. И. Варющенко, О. В. Гайкова

Аннотация: В статье представлены критерии, использовавшиеся для выявления уровней практической готовности учителей к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки в процессе повышения их квалификации в организации дополнительного профессионального образования. Предлагаемые критерии учитывают многоаспектность, многофакторность педагогических понятий и явлений, позволяя выделить признаки, необходимые для проведения оценки эффективности разработанной и реализованной экспериментальной модели обучения «Формирование готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки в организации дополнительного профессионального образования».

Ключевые слова: дискуссионные вопросы, критерии готовности учителя к преподаванию, репродуктивный уровень, творческий уровень, практическая готовность, эмпирическая проверка.

CRITERIA OF PRACTICAL TEACHERS' READINESS

FOR TEACHING OF CONTROVERSIAL ISSUES OF HISTORICAL SCIENCE

IN THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

V. Varyushchenko, O. Gajkovа

Abstract: The article presents the criteria used to identify practical levels of readiness of teachers to teach controversial issues of historical science in the process of improving their skills in the organization of additional professional education. Proposed criteria for teaching involve a multifaceted, multifactor pedagogical concepts and phenomena, allowing you to select the characteristics necessary for the effectiveness evaluation developed and implemented the experimental model teaching «Formation of teachers' readiness to teach controversial issues of historical science in the organization of additional professional education».

Keywords: discussion questions, criteria of teacher' readiness to teach, the reproductive level, creative level, practical commitment, empirical testing.

Готовность учителя к самостоятельной практической деятельности может проявляться лишь у работающего учителя. Поэтому предметно-методическая подготовка в организации повышения квалификации и переподготовки работников образования в системе дополнительного профессионального образования должна быть направлена на формирование самостоятельности,

обусловленной набором требований к сформированности умений и навыков.

При отборе критериев объективной оценки готовности учителей к преподаванию дискуссионных вопросов в процессе повышения квалификации или переподготовки в организации дополнительного профессионального

образования мы учитывали:

- обоснованные педагогические положения, принципы, составляющие основу структурной модели [9];

- эмпирические показатели, требующие корректного перевода педагогических понятий и позволяющие однозначно определять степень достижения в образовательной деятельности необходимого эффекта [11];

- признаки, на основании которых проводится оценивание готовности [8].

Критерии и показатели результативности профессиональной деятельности учителя - это совокупность качественных и количественных характеристик, позволяющих оценить деятельность педагогической системы с целью отслеживания ее эффективности. Под педагогической системой мы понимаем выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления [12, с. 157].

Мы исходили из того, что содержание критерия должно:

- быть простым, допускающим простейшие способы измерения с использованием несложных методик;

- быть корректным, оценивающим именно то, что в процессе обучения необходимо оценить;

- быть адекватным показателю, измерителем которого он является [9];

- выражаться определенной однозначной дефиницией [11];

- исключать противопоставляемые друг другу показатели [11].

Процедура разработки критериев включала:

- построение эмпирических характеристик теоретического понятия «формирование готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки» (существенные свойства понятия, состав его компонентов и т.п.);

- выбор индикаторов, репрезентативно представляющих признаки понятия «готовность учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки».

Таким образом, понятие «критерий» учитывало многоаспектность, многофакторность педагогических понятий, а его использование позволило выделить признаки, необходимые для проведения оценки эффективности

разработанной и реализованной

экспериментальной модели обучения

«Формирование готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки в организации дополнительного профессионального

образования» [2-7].

Содержание практической готовности выражается во внешних (предметных) умениях, к которым относятся организаторские и коммуникативные умения, обеспечивающие включение учащихся в различные виды деятельности, организацию деятельности коллектива и установление педагогически целесообразных взаимоотношений учителя с учащимися, учителями-коллегами, родителями [12, с. 48].

Критерии и показатели выявления уровней практической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки представлены в таблицах 1, 2, 3, 4.

Таблица 1. - Формирование практической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки на репродуктивном уровне_

Уровни практической готовности учителя и диагностируемые показатели

Планируемые показатели практической готовности учителя

Инструмент достижения планируемого показателя и форма контроля

Критерии для диагностирования

практической готовности учителя

Репродуктивный - методология исторической науки;

- понятия изучаемого курса;

- персоналии изучаемого курса;

- историографическое содержание курса;

- хронология изучаемого курса;

- технологии, применимые при изучении курса.

- приёмы

диагностирования и самодагностирования уровня обученности;

- процедуры использования / создания рабочей программы по курсу._

Соответствие методологии собственного курса: одной из методологий исторической науки (уровень 1) Использование в собственном курсе: понятий изучаемого курса (список 1-а); персоналий изучаемого курса (список 1 -б); историографического содержания курса (уровень 1); хронологии изучаемого курса (таблица 1).

Соответствие технологии собственного курса: одной из применяемых при изучении дискуссионных вопросов (уровень 1). Использование в собственном курсе:

- приёмов диагностирования и самодагностирования уровня обученности (уровень 1). Применены при разработке собственного курса: рекомендованные процедуры использования /создания рабочей программы по курсу (уровень 1).

Лекция «Выбор методологии изучения дискуссионных вопросов» +творческая мастерская (Ур. 1). Концепция курса (Ур. 1). Творческая мастерская «Содержательное наполнение курса «Дискуссионные вопросы исторической науки». Список 1-а, 1-б. Содержание (Ур. 1). Таблица 1.

Деловая игра «Выбор педагогической технологии для преподавания дискуссионных вопросов истории».

Технологическая карта (уровень 1).

Ролевая игра «Диагностика и самодиагностика на уроках истории и обществознания». Диагностические таблицы (уровень 1). Защита презентации «Рабочая программа по курсу «Преподавание дискуссионных вопросов истор. науки». Сертификат готовности

(Ур.1).

«Практическая готовность учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки: критерии для диагностики (репродуктивный уровень)».

Таблица 2. - Формирование практической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки на стимульно-продуктивном уровне

Уровни практической готовности учителя и диагностируемые показатели

Планируемые показатели практической готовности учителя

Инструмент достижения планируемого показателя и форма контроля

Критерии для диагностирования практической готовности учителя

Стимульно-продуктивный

- методология исторической науки;

- понятия изучаемого курса;

- персоналии изучаемого курса;

- историографическое содержание курса;

- хронология изучаемого курса;

- технологии, применимые при изучении курса;

- приёмы

диагностирования и самодагностирования уровня обученности;

- процедуры

использования/ создания рабочей программы по курсу.

Соответствие методологии собственного курса: одной из методологий исторической науки (уровень 2). Использование в собственном курсе: понятий изучаемого курса (список 2-а);

персоналий изучаемого курса (список 2-б); историографического содержания курса (уровень 2); хронологии изучаемого курса (таблица 2).

Соответствие технологии собственного курса:

- одной из применяемых при изучении дискуссионных вопросов (уровень 2). Использование в собственном курсе:

- приёмов диагностирования и самодагностирования уровня обученности (уровень 2). Применены при разработке собственного курса: рекомендованные процедуры использования /создания рабочей программы по курсу (уровень 2).

Лекция «Выбор методологии изучения дискуссионных вопросов»

+ творческая мастерская

(Ур. 2).

Концепция курса (Ур. 2). Творческая мастерская «Содержательное наполнение курса «Дискуссионные вопросы исторической науки». Список 2-а, 2-б Содержание (Ур. 2). Таблица 2.

Деловая игра «Выбор педагогической технологии для преподавания дискуссионных вопросов истории».

Технологическая карта

(Ур. 2).

Ролевая игра «Диагностика и самодиагностика на уроках истории и обществознания».

Диагностические таблицы

(Ур. 2).

Защита презентации «Рабочая программа по курсу «Преподавание дискуссионных вопросов истор. науки». Сертификат готовности

(Ур. 2)._

«Практическая готовность учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки: критерии для диагностики (стимульно-продуктивный уровень)».

Таблица 3. - Формирование практической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки на эвристическом уровне

Уровни практической готовности учителя и диагностируемые показатели

Планируемые показатели практической готовности учителя

Инструмент достижения планируемого показателя и форма контроля

Критерии для диагностирования практической готовности учителя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эвристический

- методология исторической науки;

- понятия изучаемого курса;

- персоналии изучаемого курса;

- историографическое содержание курса;

Соответствие методологии собственного курса: одной из методологий исторической науки (уровень

3).

Использование в собственном курсе:

понятий изучаемого курса (список 3-а);

персоналий изучаемого курса (список 3-б); историографического содержания курса (уровень 3);

Лекция «Выбор методологии изучения

дискуссионных вопросов»

+

творческая мастерская (Ур.3). Концепция курса (Ур. 3).

Творческая мастерская «Содержательное наполнение курса «Дискуссионные вопросы исторической науки». Список 3-а, 3-б. Содержание (Ур. 3)._

«Практическая готовность учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки: критерии для диагностики (эвристический уровень)».

Продолжение таблицы 3.

Уровни практической готовности учителя и диагностируемые показатели Планируемые показатели практической готовности учителя Инструмент достижения планируемого показателя и форма контроля Критерии для диагностирования практической готовности учителя

- хронология изучаемого курса; - технологии, применимые при изучении курса; - приёмы диагностирования и самодиагностирования уровня обученности; - процедуры использования/ создания рабочей программы по курсу. хронологии изучаемого курса (таблица 3). Соответствие технологии собственного курса: - одной из применяемых при изучении дискуссионных вопросов (уровень 3). Использование в собственном курсе: приёмов диагностирования и самодагностирования уровня обученности (уровень 3). Применены при разработке собственного курса: рекомендованные процедуры использования /создания рабочей программы по курсу (уровень 3). Таблица 3. Деловая игра «Выбор педагогической технологии для преподавания дискуссионных вопросов истории». Технологическая карта (Ур. 3). Ролевая игра «Диагностика и самодиагностика на уроках истории и обществознания». Диагностические таблицы (Ур. 3). Защита презентации «Рабочая программа по курсу «Преподавание дискуссионных вопросов». Сертификат готовности (Ур. 3). «Практическая готовность учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки: критерии для диагностики (эвристический уровень)».

Таблица 4. - Формирование практической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки на креативном уровне.

Уровни практической готовности учителя и диагностируемые показатели Планируемые показатели практической готовности учителя Инструмент достижения планируемого показателя и форма контроля Критерии для диагностирования практической готовности учителя

- методология исторической науки; - понятия изучаемого курса; - персоналии изучаемого курса; - историографическое содержание курса; Соответствие методологии собственного курса: одной из методологий исторической науки (уровень 4). Использование в собственном курсе: понятий изучаемого курса (список 4-а); персоналий изучаемого курса (список 4- б); историографического содержания курса (Ур.4); хронологии изучаемого курса (таблица 4). Лекция «Выбор методологии изучения дискуссионных вопросов исторической науки» + творческая мастерская (Ур. 4). Концепция курса (уровень 4). Творческая мастерская «Содержательное наполнение курса «Дискуссионные вопросы исторической науки». Список 4-а, 4-б. Содержание (Ур. 4). Таблица 4. Деловая игра «Выбор педагогической технологии для преподавания». «Практическая готовность учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки: критерии для диагностики (креативный уровень)».

Продолжение таблицы 4

Уровни практической готовности учителя и диагностируемые показатели Планируемые показатели практической готовности учителя Инструмент достижения планируемого показателя и форма контроля Критерии для диагностирования практической готовности учителя

Креативный - хронология изучаемого курса; - технологии, применимые при изучении курса; - приёмы диагностирования и самодиагностирования уровня обученности; - процедуры использования/ создания рабочей программы по курсу. Соответствие технологии собственного курса: одной из применяемых при изучении дискуссионных вопросов (уровень 4). Использование в собственном курсе: - приёмов диагностирования и самодагностирования уровня обученности (уровень 4). Применены при разработке собственного курса: - рекомендованные процедуры использования /создания рабочей программы по курсу (уровень 4). Технологическая карта (уровень 4). Ролевая игра «Диагностика и самодиагностика на уроках истории и обществознания». Диагностические таблицы (Ур. 4). Защита презентации «Рабочая программа по курсу «Преподавание дискуссионных вопросов». Сертификат готовности (Ур. 4). «Практическая готовность учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки: критерии для диагностики (креативный уровень)».

По каждому показателю используются четыре уровня, выделенные на основе структуры деятельности и компетентности:

репродуктивный, стимульно-продуктивный, эвристический, креативный. Уровни

демонстрируют последовательное движение от репродуктивного к творческому в процессе формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки:

- репродуктивный, когда усвоение содержания осуществлено на уровне воспроизведения теоретических знаний;

- стимульно-продуктивный, когда усвоение содержания осуществлено на уровне

теоретических знаний и умений их применения по образцу;

- эвристический, когда усвоение содержания осуществлено на уровне теоретических знаний, умений их применения по образцу и умений решения проблемных ситуаций, требующих собственного способа преподавания дискуссионного вопроса исторической науки;

- креативный, когда усвоение содержания осуществлено на уровне систематизированных знаний, выстроенных в логике наук, готовности самостоятельно реализовать технологию преподавания дискуссионных вопросов исторической науки [1, с. 35]. Данный уровень отнесён к творческой одарённости [13].

1. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - 35-41.

2. Варющенко В.И, Гайкова О. В. Дидактические основы формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки: Программа модульного курса /В. И. Варющенко, О. В. Гайкова. -Новосибирск: НИПКиПРО, 2015. - 100 с.

3. Варющенко В. И., Гайкова О. В. Реализация модульного курса «Дидактические основы формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки» в системе повышения квалификации /В. И. Варющенко, О. В. Гайкова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 87-92.

4. Варющенко В.И, Гайкова О. В. Модульный курс «Дидактические основы формирования

готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки /В. И. Варющенко, О. В. Гайкова // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 5. - С. 281-285.

5. Варющенко В. И., Гайкова О. В. Подготовка учителей к преподаванию дискуссионных вопросов истории в рамках повышения квалификации /В. И. Варющенко, О. В. Гайкова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С. 58-60.

6. Варющенко В.И., Гайкова О. В. Технология подготовки учителя к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки в системе повышения квалификации / В. И. Варющенко, О. В. Гайкова // Педагогический журнал. - 2017. - № 2 - С. 413-421.

7. Варющенко В.И., Гайкова О. В. Практическая значимость изучения дискуссионных вопросов науки на уроках истории в школе / В. И.

Варющенко, О. В. Гайкова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6. - С. 126-128.

8. Гуманитарные технологии в образовании / Под. ред. Л.А. Гавриленко, Т.И.Шукшиной. - Саранск, 2011. - 402 с.

9. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - 848 с.

11. Симонова А.А. Инновационно ориентированная подготовка к педагогическому

менеджменту в непрерывном профессиональном образовании: дис. ... д-ра пед. наук / А.А. Симонова. -Екатеринбург, 2011. - 414 с.

12. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Анищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Анищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-пресс, 2002. - 512 с.

13. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А. Торшина // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. -С. 123-132.

Сведения об авторах:

Варющеко Виктор Иванович (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат исторических наук, доцент, Почетный работник общего образования Российской Федерации, е-mail: [email protected]

Гайкова Оксана Викторовна (г. Новосибирск, Россия), кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 26, е-mail: [email protected]

Data about the authors:

V.Varyushchenko (St. Petersburg, Russia), candidate of historical sciences, professor. Honorary Teacher of General Education of the Russian Federation, e-mail: [email protected]

O.Gajkova (Novosibirsk, Russia), candidate of pedagogical sciences; Teacher of History and Social Science Highest Qualification Category, High School No. 26 of Novosibirsk, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.