ПЕДАГОПКА I ПС1ХАЛОПЯ
УДК 371.016:882
Е. В. Брель
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Исследования проблемы формирования аналитических умений школьников показали, что наиболее успешно этот процесс протекает в условиях дифференциации- обучения, так как учитывается уровень обучаемости, индивидуально-психологические, возрастные особенности, художественные предпочтения и творческий потенциал учащихся.
Предлагаемая нами модель формирования аналитических умений школьников 6-9 классов в условиях дифференциации обучения представляет собой взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс компонентов, способствующих наиболее эффективному формированию аналитических умений на уроках литературы. Компоненты модели формирования аналитических умений школьников представлены в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты модели Содержание Функции - ; ние
Целевой Мотивационно-целевые установки ка дого из 4-х этапов формирования аналитических умений к1. Определение целей и задач обучения; 2. Дифференциация знаний учащихся; 3. Целенаправленное пропедевтическое изучение произведений экологической направле ности; 4. Поэтапное усложнение заданий творческого характера
Содержательный Комплекс подходов, являющихся основаниями модели, совокупность принципов обучения 1. Подбор подходов, принципов обучения и приемов работы; 2. Определение условий и границ экспериментальной работы 3. Структурирование учебного материала
Технологический Комплекс методов в соответствии с целевой установкой каждого этапа формирования аналитических умений и содержанием образовательной прог раммы по литературе 1. Подбор и использова в процессе обучения методов [ организации учебно-познава-- тельной деятельности; 2. Применение методов стимулирования н мотивации деятельности; 3. Варьирование устного и письменного контроля
Диагностический Осуществление контрольных замеров анализ экспериментальной программ , 1. Подбор и использование ы в процессе обучения методов организации учебно-поэнава-тслькой деятельности; 2. Применение методов стимулирования н мотивации деятельности
Результативней Объединение в экспериментальной системе количественных и качествен результатов процесса формирования аналитических умений 1. Анализ качества знаний на ^ййачало и окончание экспериментальной работы; 2. Сравнение количественных и качественных результатов процесса обучения
J
Целевой компонент модели раскрывает мотивационно-целевые установки каждого из четырех этапов формирования аналитических умений: вводно-мотивационного, информационно-репродуктивного, операционно-познавательного, креативного. Данный компонент модели выполняет следующие функции:
1. Определение целей и задач обучения, направленных на формирование аналитических умений.
2. Дифференциацию знаний учащихся и определение количества усваиваемого материала.
3. Целенаправленное пропедевтическое изучение литературных произведений экологической направленности.
4. Поэтапное усложнение заданий творческого характера.
Содержательный компонент - комплекс подходов, являющихся нормативными основаниями модели, совокупность принципов и приемов работы. Содержательный компонент выполняет следующие функции:
1. Подбор подходов, принципов обучения и приемов работы по изучению произведений художественной литературы;
2. Определение условий и границ экспериментальной работы;
3. Структурирование учебного материала.
Процесс формирования аналитических умений на уроках литературы является одним из компонентов процесса формирования читательских, учебно-интеллектуальных умений учащихся в ходе учебной деятельности, поэтому основывается на идеях системного, деятельностного подходов. В ходе экспериментальной работы нами было установлено, что реализация данных подходов возможна при соблюдении следующих принципов:
1. Принцип изучения литературного произведения как художественного целого выведен из анализа работ А. Н. Андреева [1]. Суть данного принципа заключается в необходимости анализировать произведение литературы целостно. «Поскольку художественное произведение целостно, анализ тоже должен быть целостным... Любая исследовательская операция должна быть единством анализа и синтеза... Каждый изучаемый уровень или элемент должен рассматриваться как момент художественного целого» [1,111]. Как показывают результаты практической деятельности, использование данного принципа возможно в процессе изучения художественных произведений на уроках литературы посредством коллективной, групповой и индивидуальной работы. Причем, во-первых, при анализе художественного произведения учитывается диалектический характер литературного процесса, единство формы и содержания. Во-вторых, изучение художественных произведений осуществляется в системе. Постигая художественную значимость одного произведения, учащиеся применяют умения анализа при изучении других произведений искусства. В-третьих, целостное рассмотрение не текста и «мира идей» автора, а художественного произведения представляет собой постижение идеального, духовного содержания. В-четвертых, интерпретация художественного произведения подчеркивает субъективно-произвольный характер прочтения, нацелена на оригинальное выражение впечатления от прочитанного в виде творческих работ учащихся (эссе, сочинений-миниатюр, ролевых игр и т. д.).
2. Принцип учета индивидуально-психологических особенностей школьников вытекает из работ И. Э. Унт [2]. Необходимость применения данного принципа на практике заключается в учете таких особенностей учащихся, которые оказывают влияние на учебную деятельность и обусловливают количественный и качественный результаты процесса формирования аналитических умений школьников. Главным средством такого формирования, на наш взгляд, является дифференциация обучения.
Так, каждый индивид в силу своих собственных специфических внутренних свойств по-разному воспринимает познавательный объект и вкладывает в него различное содержание. Следовательно, организуя учебную деятельность учащихся, необходимо учитывать роль природного, возрастного и личностного факторов.
На осуществлении учебной работы школьников сказываются особенности их нервной системы. Учащиеся со слабым типом нервной системы склонны к планированию предстоящей деятельности, самостоятельному проникновению в более глубокие связи и отношения внутри учебного материала. Они основательнее усваивают содержание школьных дисциплин и обнаруживают преимущества в тех случаях, когда требуется знание предмета сверх школьных программ. Интеллектуальное удовлетворение ребенку со слабой нервной системой приносят классифицирование, категоризация, поиск системности и связей. Поэтому данный принцип обучения предполагает использование компенсаторных приемов, позволяющих этим учащимся успешно справляться с учебными требованиями.
Неодинаковую роль в овладении знаниями в школе играют также вербальный (второсигнальный) и невербальный (первосигнальный) компоненты мышления. Данные компоненты взаимосвязаны, дополняют друг друга, каждый из них образует стержень индивидуального стиля исследовательской, творческой познавательной деятельности.
Принцип учета индивидуально-психологических особенностей школьников - это также рассмотрение в полной мере различий между детьми. Причем, необходимым для изучения индивидуальных различий фоном мы считаем возрастные особенности, во многом определяющие развитие личности, ее познавательную деятельность. Помимо характеристик, свойственных его возрасту, учащийся может иметь характеристики предыдущего или последующих возрастных периодов. Их соотношение обусловливает появление индивидуальных особенностей школьников. Несоответствие индивидуального развития школьника возрастным особенностям (согласно трем основным периодам школьного детства) как облегчает, так и затрудняет обучение. Практическое применение данного принципа позволило определить целесообразные методы и приемы работы с учащимися на уроках литературы, спланировать и осуществить учебную деятельность согласно природному, возрастному и личностному факторам, особенностям и склонностям учащегося.
3. Принцип сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности выведен из работ Р. Ф. Брандесова, М. Г. Качурина, 3. Я. Рез [3] и Ю. К. Бабанского [4]. Суть данного принципа заключается, во-первых, в построении уроков литературы таким образом, чтобы процесс был плодотворным, интересным, обеспечивающим объективное получение оценок в ходе творческого взаимодействия обучающего и обучающихся путем постижения нравственного, эстетического содержания литературных произведений. Принцип реализуется при использовании разнообразных приемов работы на уроке: устное словесное рисование, подбор музыкальных иллюстраций к урокам литературы (изучаемым произведениям), пересказ и анализ произведений, фронтально-индивидуальный опрос, контрольный учет деятельности учеников и преподавателя и др. Особенностью текущего и итогового контроля в рамках данного принципа является то, что он носит не случайный и экзаменационный характер, а является стимулом работы учащегося.
Во-вторых, принцип направлен на преодоление неуспеваемости школьников посредством оптимизации процесса обучения на общеклассном, групповом, индивидуальном уровнях и развитие творческого потенциала личности. В ходе экспериментальной работы этому способствовала организация изучения произведений художественной литературы в условиях дифференциации обучения, самостоятельная работа учащихся, использование дидактических средств обучения и наглядности, вовлечение школьников в различные виды внеклассной деятельности по предмету (кружок, факультатив и т. д.).
В-третьих, реализация принципа сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности предусматривала создание благоприятных условий для совместной деятельности учителей и учащихся, что внесло в работу дух «творческого содружества», свободу и раскрепощенность. Необходимое условие при этом - создание благоприятных условий работы: оборудованный кабинет литературы, соблюдение норм школьной гигиены, создание и соблюдение благоприятного морально-психологического климата в ученическом коллективе и норм этических отношений. Главной в отношениях между учителем и учащихся в рамках данного принципа стала духовная близость, в основе которой личностные отношения, педагогическая любовь к детям, заинтересованность в ребенке, вера в его достижения.
Практика показывает, что особенность данного принципа обучения заключается в том, что учитель в ходе уроков литературы является не просто наставником и помощником учащегося, а сотрудником, таким же работником литературной мастерской, как и сам ученик. Благодаря сотрудничеству учителя и учащихся в учебной деятельности, процесс обучения направлен на достижение оптимального результата путем применения на уроках разноуровневых заданий, заданий творческого характера, разнообразных приемов работы и т. д.
4. Принцип использования активных методов преподавания в процессе изучения произведений художественной литературы. Введение данного принципа в методику преподавания литературы обусловлено необходимостью использования в учебной деятельности таких методов преподавания, благодаря которым происходит повышение уровня самостоятельности учащихся, осуществляется дифференцированный подход, развиваются творческие способности школьников.
Активные методы обучения учитывают особенности каждого ученика и класса в целом, материал для усвоения и креативность учителя. К активным методам обучения мы относим беседу-анализ, анализ эпизодов, пейзажей с использованием иллюстраций, сравнительный анализ героев, игры, конференции, лекции, семинары, диспуты, мизансцены, экскурсии и т. д.; «... активность или пассивность занятия определяется не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся» [5, 3].
При организации нами учебной деятельности школьников 6-9 классов каждый из методов преподавания литературы был направлен не только на передачу знаний учащимся, но и на формирование мировоззрения, нравственно-эстетических ценностей, художественных вкусов и потребностей и, самое главное, на формирование творческой и гармонически развитой личностн. Поэтому система знаний, передаваемых учителем в процессе преподавания предмета, эмоциональность и активность преподавателя как ничто иное способствовали выше перечисленному, щ
Разработка и применение нестандартных форм преподавания вносят а процесс учебной деятельности новизну, нетрадиционность, привлекательность, повышают его продуктивность. Немаловажно и то, что активные формы обучения значительно улучшают мотивацию, восприятие н запоминание материала. Однако при этом отмечено большое количество временных затрат и сил педагога.
Технологический компонент модели - комплекс методов в соответствии с целевой установкой каждого этапа формирования умений и содержанием образовательной программы по литературе. Методы обучения - это «совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учашдхся, школьников между собой, с природной и общественной средой» [б, 387]. Наши экспериментальные исследования показали, что в процессе формирования аналитических умений необходимо использовать 3 группы методов:
). Методы организации учебно-познавательной деятельности школьников (информационно-рецептивный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский).
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (литературно-познавательные игры, учебные дискуссии, составление киносценариев, диафильмы и т. д.).
3. Устный и письменный методы контроля (фронтальный опрос, зачеты, сочинения-эссе, мини-сочинения, тестирование и т. д.).
Диагностический компонент способствует осуществлению контрольных замеров и анализу экспериментальной программы (адекватность содержания изучаемого материала и поставленных целей, критериев оценки знаний учащихся). На первом этапе экспериментальной работы учащимся было предложено написать мини-сочинение «Как я анализирую художественное произведение», проведена дидактическая игра «Литературный ринг» с целью выявления уровня владения учащимися теоретическими знаниями, основными литературными понятиями, выполнено творческое задание «Иллюстрации к изученному рассказу». Второй этап работы - мини-сочинение «Основные характеристики анализа художественного произведения», литературная игра «Интеллектуальный хоккей», творческое задание по составлению кадроплана изученного произведения Ю. П. Казакова «Никиткины тайны». На третьем этапе работы учащиеся составили устные сообщения на тему «Характерные отличия главных героев произведения» и обращения к учащимся класса о защите природы по пройденным произведениям, приняли участие в познавательной игре «Зеркало». Четвертый этап - написание сочинения-рассуждения «Главные отличия героев пройденного произведения», составление историй о героях произведения, продолжение сюжета изученного произведения, выполнение творческих заданий в игре «Литературная редакция».
Результативный компонент модели объединяет в экспериментальной системе количественные и качественные результаты процесса формирования аналитических умений, представленных четырьмя уровнями, формируемыми на каждом из этапов.
Экспериментальной работа, проведенная в 2004-2005 учебном году на базе 6-9 классов общеобразовательных школ Наровлянского района Гомельской области, свидетельствует, что при решении задач первого этапа (вводно-мотивационного) полноценность читательского восприятия определяется эмоциональной отзывчивостью (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации с героем произведения, автором), активностью и объективностью читательского воображения (творческого и воспроизводящего), спецификой чувственного познания и абстрактного мышления, способностью мыслить словесно-художественнымн образами. В ходе решения задач учащиеся овладели низким уровнем аналитических умений.
Второй этап (информационно-репродуктивный) связан с получением информации о разновидностях анализа художественных произведений (целостном, литературоведческом, филологическом, лингвистическом и т. д.). Овладев необходимой теоретической базой, учащиеся научились самостоятельно анализировать прочитанное произведение, опираясь на разработанные учителем схемы анализа, принимать участие в написании мини-сочинений, играх-соревнованиях и т. д. Данный этап способствовал формированию среднего уровня аналитических умений.
Третий этап работы (операционно-познавательный) - выполнение учащимися творческих заданий (анализ-отчет, сообщение), что является показателем формирования умения самостоятельно анализировать прочитанное, сопоставлять образы, исторические эпохи, выявлять актуальность произведения. На данном этапе у учащихся формировался высокий уровень аналитических умений.
Четвертый этап работы (креативный) предполагал овладение учащимися творческим уровнем аналитических умений. На данном этапе учащиеся самостоятельно производили анализ художественных произведений, выполняли большое количество заданий творческого характера (редактирование и комментирование текстов), принимали участие в играх «Литературный Арбат», «Бенефис литературных героев», «Литературная редакция»).
Таким образом, как показывают результаты эксперимента, представленная модель способствует формированию аналитических умений школьников, что позволит им полноценно постигать художественные произведения на уроках литературы. Важную роль в организации познавательной учебной деятельности школьников играет целенаправленное построение процесса обучения литературе согласно перечисленным принципам, интеллектуально-эмоциональный фон урока, профессиональная компетентность и творческий потенциал учителя, применение дифференцированных заданий. _
Литература
1. Андреев, А. Н. Целостный анализ литературного произведения : учебное пособие для студентов вузов / А. Н. Андреев. - Минск: Центр, 1995. - 144 с.
2. Унт, И. Э Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Уит. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.
3. Методика преподавания литературы: учеб, для стул. лед. институтов / Р. Ф. Брандесов [н др.]; под общ. ред. 3. Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985. - 368 с.
4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
5. Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на уроках в старших классах /Р. И. Альбеткова |и др.]; сост. Р. И. Альбеткова. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
6. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
Summary
The article «The forming modal of pupils' analytical skills» throws light on all the problems of activiration of the pupils' understanding activities, the optimum use of their individual-psychological peculiarities in the educational process.
The main means of formation of analytical skills teaching differentiation. The suggested model mcludes the following components (having a special purpose, rich in content, technologycal, diagnostic, effective).
Поступила в редакцию У 7.02.06.
УДК 378.013
Н. В. Дорошко
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТНОМ УРОВНЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Эпоха радикальных изменений в требованиях к современному выпускнику вуза как к гармонично развитой социально активной творческой личности, способной влиять на развитие экономики, науки, социальной сферы, требует осмысления целесообразности использования тех или иных педагогических технологий. Традиционная система обучения занимает в настоящее время центральное место в учебном процессе и является основой базовых знаний по получаемой специальности. Преподаватель свободен в использовании средств, методов и форм обучения и тем самым сталкивается с рядом проблем по выбору оптимальной педагогической технологии.