ТЕМА НОМЕРА: СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК
А. Ф. Галимуллина
Доктор педагогических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Казанского (Приволжского) федерального университета E-mail.ru: alfiya_gali1000@ mail.ru
Alfiya F. Galimullina
Doctor of Education, Professor of the Department of Russian and Foreign literature, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Russia
В. Ю. Меликсетян
Аспирант кафедры русской и зарубежной литературы Казанского (Приволжского) федерального университета E-mail.ru: [email protected]
Vartui Yu. Meliksetyan
Postgraduate student of the Department of Russian and Foreign literature, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Russia
УДК 378:8 Б01: 10.24411/2071-6427-2018-10034
Роль школьного учебника литературы
при изучении рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» с использованием интерактивных методов обучения
Современный урок литературы технологичен и многофункционален. Учитель помимо изучения художественного произведения решает множество задач: образовательных, развивающих и воспитательных, формирует у учащихся различные универсальные учебные умения, поэтому новым условиям обучения должны соответствовать новые по содержанию и форме школьные учебники литературы. В данной статье предлагаются формы обращения к школьному учебнику литературы при изучении рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» с использованием интерактивных методов обучения. С этого рассказа чаще всего начинается знакомство учащихся с творчеством В. Г. Распутина.
Целью данной статьи является аналитический обзор действующих школьных учебников литературы, в ходе которого осмысливаются следующие вопросы: Чем объясняется популярность рассказа? В каких классах авторы различных школьных учебников литературы предлагают знакомство с творчеством писателя? Какова специфика вопросов и заданий в разных учебниках литературы?
Методология. В трудах М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, Г. А. Гуковского, В. Г. Маранцмана, В. А. Доманского, Ж. Н. Критаровой, Л. И. Крыловой, Р. Ф. Мухаметшиной, Л. И. Петриевой,
Как цитировать статью: Галимуллина А. Ф., Меликсетян В. Ю. Роль школьного учебника литературы при изучении рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» с использованием интерактивных методов обучения // Ценности и Смыслы. 2018. № 5 (57). С. 176-188.
И. А. Подругиной, Е. С. Романичевой, М. В. Черкезо-
вой, Р. З. Хайруллина намечены различные подходы к чтению и изучению прозаических произведений, отмечается важная роль первичного восприятия художественного произведения.
Изучение трудов по истории методики развития преподавания литературы В. П. Чертова, Е. В. Гетманской, Т. Е. Бенковской позволило авторам статьи разработать систему уроков по изучению творчества В. Г. Распутина с учетом наилучших достижений современной методической науки. Исследования С. А. Зинина о методах и приемах выявления внутрипредметных связей на уроках литературы помогли определить преемственные связи творчества В. Г. Распутина с предшествующей литературой.
Результаты. Предметом изучения являются учебники: «Литература, 6 класс» под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин), «<Литература, 7 класс» Т. Ф. Курдюмовой, «Литература. Русское слово. 8 класс» Г. С. Меркина. Выбор данных учебников обусловлен многогранным подходом авторов к изучению творчества писателя, а также повышенным интересом учителей к этим учебно-методическим комплексам. В статье представлены методические рекомендации проведения ролевой игры на уроке литературы в 6-м классе с использованием учебника В. П. Полухиной, В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева «Литература».
Заключение. На современном уроке литературы велика роль школьного учебника литературы, который позволяет учителю организовать работу на уроке и во внеклассной деятельности, а также дает возможность учащимся самостоятельно изучать учебный материал. Таким образом, школьный учебник — очень важное и необходимое средство обучения литературе в современной школе.
Ключевые слова: школьный учебник литературы, интерактивные методы обучения, методика преподавания литературы.
Введение
В современных условиях, когда существует несколько альтернативных программ по русской литературе, успешное формирование читательских навыков зависит от выбора программы и учебников. Анализ программ, учебников и методических пособий по литературе показал, что знакомство учащихся с творчеством В. Г. Распутина чаще всего начинается с рассказа «Уроки французского». Это одно из произведений, включенных во многие учебники литературы.
В данной статье мы подробнее рассмотрим школьные учебники
литературы под редакцией В. Я. Коровиной (авторы: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин), Т. Ф. Курдюмовой и Г. С. Меркина [6; 3; 5]. Выбор обусловлен многогранным подходом авторов к изучению творчества писателя, а также повышенным интересом учителей-словесников к данным программам и учебно-методическим комплексам.
К изучению рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» авторы учебника «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной предлагают приступить в 6-м классе, в то время как у Т. Ф. Курдюмовой данное произведение размещено учебнике 7-го класса. Иной точки зрения придерживается Г. С. Меркин, включивший этот рассказ в учебник «Литература» для 8-го класса.
Постановка проблемы
Урок литературы — это не только основная форма организации учебного процесса. Как отмечает профессор В. Ф. Чертов, возможными результатами обучения являются те уроки, которые «учащиеся могут извлечь из произведений художественной литературы. Результаты эти во многом не очевидны, и уж тем более о них невозможно судить только на основании текущего контроля и итоговой аттестации выпускников» [9, с. 6], в то же время на уроках литературы «школьники имеют дело с произведениями русской и зарубежной классической и современной литературы, обращающими нас к сферам жизни, которые обычно не затрагиваются специально на уроках по другим предметам. Это нравственные искания человека, мир его чувств, эмоциональная сфера личности, мир художественного творчества. Кроме того, это вечные философские вопросы, волнующие любого человека, независимо от возраста, типа личности, избранного вида деятельности [9, с. 6].
Мы согласны и с точкой зрения С. А. Зинина, что «ставя на первое место рассмотрение художественного произведения в его неповторимо-индивидуальной целостности, нельзя забывать и о широком культурно-историческом контексте, позволяющем взглянуть на автора и его творение сквозь призму современной ему эпохи и шире — в перекличке с предшествующими ему и последующими литературными эпохами» [1, с. 13].
Поскольку рассказ «Уроки французского» В. Г. Распутина изучается в средних классах, необходимо вспомнить о тех методических законах,
которые следует применять в преподавании литературы в 5-х—8-х классах. Как отмечает И. В. Сосновская, «основной целью этапа 5-6 классов (стадии „наивного реализма") является развитие литературного слуха ребенка и приобщение к литературе как к искусству слова. Отсюда и методические задачи — активизация интереса к книге, повышение мотивации к чтению, поддержка эмпатического и эмоционального отношения к чтению как психологической основы для литературного развития ребенка; углубление образного восприятия прочитанного» [7, с. 15]. В современных условиях учитель имеет право составлять рабочую программу по тому перечню художественных произведений, которые предлагают ему примерные программы по литературе, поэтому он может корректировать список произведений в соответствии с возможностями учеников своего класса. При выборе учебников и методов проведения урока учитель должен учитывать то, что помимо чтения и изучения художественного произведения ему необходимо решить множество задач: образовательных, развивающих и воспитательных, формировать различные универсальные учебные умения, поэтому новым условиям обучения должны соответствовать новые по содержанию и форме школьные учебники литературы.
Целью данной статьи является аналитический обзор действующих школьных учебников литературы, в ходе которого осмысливаются следующие вопросы: Чем объясняется популярность рассказа? В каких классах предлагается знакомство с творчеством писателя? Какова специфика вопросов и заданий в разных учебниках литературы?
Методология и методы исследования.
В школьной практике мы основываемся на историко-генетическом, историко-функциональном и сравнительно-типологическом методах анализа произведений русской литературы, в том числе и прозы В. Г. Распутина.
Наряду с традиционными методами преподавания литературы в школьной практике активно применяются и интерактивные формы и методы обучения, основанные на деятельностных и диалоговых формах познания, что позволяет организовать изучение предмета с опорой на предметно-практическую деятельность и межличностное взаимодействие. При решении учебных задач на уроках литературы в средних классах можно включать элементы интерактивных форм об-
учения — таких, как ролевая игра (инсценировки, пресс-конференции и т.д.), разрешение проблемной ситуации (элемент кейс-технологии), подведение итогов урока учитель может организовать через устное обсуждение, беседу со всем классом, а также и обсуждением в малых группах (4-6 учеников), обобщением с помощью создания графических изображений (составление таблицы, схемы, синквейна, кроссворда и т.д.), в форме «незаконченного предложения» (может быть использовано как задание на свободное конструирование ответов). Учитель постепенно может вводить на уроках такие формы активного обсуждения проблемы, как «мозговой штурм», «шесть шляп» и даже элементы диспута. Такие формы активизации познавательной деятельности учащихся и систематическое создание условий для реализации различных видов взаимодействия (интерактивности): учитель и ученики, ученики — ученики, ученики и школьные учебники литературы, ученики и другие источники учебной и художественной информации (Интернет, кино- и видеофильмы, справочные материалы и т.д.).
Результаты исследования
Аналитический обзор действующих школьных учебников литературы показал, что основной принцип расположения произведений в учебнике «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной — историко-литературный. В данном учебнике рассказ «Уроки французского» В. Г. Распутина расположен в разделе «Произведения о Великой Отечественной войне». Авторы учебника, следуя историко-литературному принципу, отнесли рассказ к этому разделу, вероятно, потому что в нем нашли отражение сложные послевоенные годы, что позволяет лучше ощутить исторические и бытовые реалии того времени.
О писателе школьники узнают из статьи «Уроки доброты». Автобиографический рассказ представляет подробную картину жизни героя и других детей в глухом сибирском районном городке, поэтому оправдано в 6-м классе знакомство не со всей биографией писателя, а с историей создания произведения, описанием встречи писателя со своей учительницей спустя двадцать лет. Авторы учебника, чтобы обратить внимание учеников на размышления о нравственной, духовной стороне жизни человека, в рубрике «Проверьте себя» помещают вопросы: «Что такое духовная память, духовный опыт человека? Как вы это понимаете?». Затем следует вопрос о том, что заставило В. Г. Распутина
написать рассказ „Уроки французского"» [6, с. 121].
В рубрике «Размышлять о прочитанном» авторы предлагают ответить на вопрос: «Осуждает или оправдывает автор своего героя?» [6, с. 121]. К сожалению, в тени остается индивидуальное восприятие ребенка: после прочтения рассказа, делясь впечатлениями, одни ученики могут отметить доброту учительницы, другие — твердый характер мальчика, третьим кажется жестоким директор, уволивший учительницу. Поэтому целесообразно, используя метод беседы, выстраивать вопросы в определенной последовательности — от восприятия к характеристике героев, анализу произведения. Именно с вопроса: «Чем интересен для вас этот рассказ?» уместно начинать беседу о произведении.
Далее вопросы и задания представлены в определенном порядке, позволяющем через методы и приемы изображения раскрыть характеры персонажей. Сравнивая разные отношения к игре Владика и мальчика, учащиеся находят положительные и отрицательные черты героев. Так, вопрос, где предлагается прочитать пейзажные зарисовки, соотнести их с настроением и состоянием рассказчика, очень важен для развития читательской зоркости.
Рубрика «Сделаем выводы» построена таким образом, чтобы учащиеся шаг за шагом, отвечая на вопросы, смогли бы выделить главное в рассказе.
Рубрика «Литература и другие виды искусства» предполагает работу с иллюстрациями к рассказу, а также предлагает посмотреть телевизионный фильм, отметить наиболее удачные сцены. Именно на уроках литературы представляется возможным приобщение школьников к различным видам искусства.
Учебник под редакцией В. Я. Коровиной включает в себя диск с аудиозаписями. Рубрика «Фонохрестоматия» напоминает учащимся о работе над выразительным чтением, интонацией. Предлагая учащимся пересказать события от лица Лидии Михайловны, составители учебника стремятся к совершенствованию их ораторского мастерства. Желательно предоставить выбор самим детям: в этом случае они наиболее ярко смогут интонационно подчеркнуть речь персонажа, подготовить эмоционально яркое выступление.
Учебник литературы для учащихся 7-го класса Т. Ф. Курдюмовой создан с учетом требований к содержанию и результатам основного
общего образования, представленных в ФГОС. Он ориентирован на базовый уровень подготовки школьников по предмету, «но предполагает возможность использования при обращении к профильному уровню» [3, с. 3]. Учебник составлен таким образом, чтобы учащиеся могли наблюдать за конкретными жанрами и особенностями их развития в контексте времени.
Изучение творчества В. Г. Распутина начинается, как и в учебно-методическом комплексе (УМК) В. Я. Коровиной, со статьи «Уроки доброты». Характер вопросов, к сожалению, также не нацелен на выявление восприятия и эмоционального воздействия рассказа. Первый вопрос — «Как вы объясняете название рассказа?» — все внимание школьника фокусирует на анализе текста. Вопросы «Как бы вы озаглавили рассказ? Обоснуйте свой ответ» заставляют детей задуматься об идейном содержании произведения. Второе задание требует пересказа важнейших элементов сюжета. Отмечается излишняя увлеченность авторов определенными эпизодами, событиями, уводящими от целостного восприятия произведения. Так, о главном герое задается вопрос «Почему в рассказе отсутствует имя повествователя?» и «Опишите игры, в которые играл герой», а об учительнице учащиеся должны подумать детальнее: «Какой вы представляете себе Лидию Михайловну? Какие черты характера и поведения вызывают симпатию?».
Последний вопрос имеет творческий характер, однако с данным заданием справится только очень сильный, начитанный, всесторонне развитый ученик седьмого класса: «Предложите возможный вариант эпиграфа к этому рассказу, который бы подчеркнул основную идею произведения».
Совершенно иной подход к изучению рассказа представлен в учебнике «Литература. Русское слово» Г. С. Меркина. Автор учебника предлагает изучение рассказа в 8-м классе. Если авторы предыдущих учебников в качестве вступительной предлагали статью «Уроки доброты», то Г. С. Меркин, используя воспоминания писателя, пишет о родных местах В. Г. Распутина, о родной деревушке Аталанке, о страсти будущего писателя к чтению, о большом желании учиться. Рассказ об авторе произведения помогает ученикам ближе познакомится с писателем, узнать о его детских годах, о его любимых занятиях, создавая мотивацию к чтению рассказа. Однако хотелось бы выразить сомнение в целесообразности изучения данного произведения в восьмом клас-
се. Конечно, четырнадцатилетних подростков заинтересует история одиннадцатилетнего мальчика, но воспитательная роль произведения, нравственные уроки останутся нереализованными. С этой точки зрения изучение рассказа В. Г. Распутина в 6-х—7-х классах представляется наиболее предпочтительным.
Следует отметить, что формулировки вопросов и заданий, расположенных в учебнике Г. С. Меркина после биографической статьи, носят творческий характер: «1. Какие факты из биографии В. Г. Распутина произвели на вас наибольшее впечатление и почему? Какие события показались самыми существенными? 2. Прокомментируйте фразу: „Для нашего поколения был очень труден хлеб детства". К какому поколению принадлежит писатель? Что вы знаете о годах его детства? 3. Сравните детство В. Г. Распутина со своими детскими годами» [5, с. 276].
Статья «Уроки доброты» нашла свое место после рассказа, что еще раз акцентирует внимание учащегося на автобиографичности произведения. Вопросы после рассказа не выявляют эмоционального воздействия на читателя, просты для учащихся 8-го класса: «1. Главный герой не назван В. Распутиным по имени. Как вы полагаете, почему? 2. Как вы понимаете слова учительницы: „Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда он перестает быть ребенком"?» [5, с. 276]. Работа с текстом сводится к поиску фактического материала и соотнесению с предложенными тезисами. Следует отметить, что второй вопрос является сложным и требует философских размышлений.
В рубрике «Живое слово» содержится информация о художественном фильме, авторы учебника предлагают написать отзыв или рецензию. Данное задание интересное, требующее творческого подхода, оно позволит провести интерпретационное сопоставление текста литературного с его киноинтерпретацией. Заметим, что «умение учащихся проводить интерпретационные сопоставления: различные критические интерпретации одного произведения, сравнение читательских оценок произведения и его персонажей, историко-функциональные аспекты прочтения произведения, сопоставление биографий писателя в аспекте проблемы творческих связей, сравнение живописных, графических, музыкальных и других интерпретаций литературного произведения — являются необходимой составной частью литературной компетенции учащихся» (С. А. Зинин) [2, с. 94].
Учебник Г. С. Меркина составлен с учетом возрастных особенно-
стей восьмиклассников, поэтому задания к чтению и изучению рассказа В. Г. Распутина более сложные и требуют больших читательских и аналитических навыков учащихся, чем в учебниках под редакцией В. Я. Коровиной и Т. Ф. Курдюмовой. Так, в рубрике «Для вас, любознательные» дается подробная библиографическая справка с информацией о том, где впервые опубликованы произведения, на какие языки переведены и проч. В данном разделе приведен достаточно длинный список произведений В. Распутина («Деньги для Марии», «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар», «Дочь Ивана, мать Ивана»). Для повышения мотивации к чтению восьмиклассников данный список желательно было бы снабдить аннотацией каждого произведения. Г. С. Меркин предлагает завершить изучение данного произведения В. Г. Распутина сложной формой организации урока—диспутом.
Заключение
Аналитический обзор школьных учебников литературы под редакцией В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой и Г. С. Меркина позволяет сделать следующие выводы:
1. Дидактический аппарат к рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского» наиболее полно и детально представлен в учебнике «Литература» для учащихся 6-го класса под редакцией В. Я. Коровиной. Формулировки вопросов и заданий соответствуют возрастным возможностям шестиклассников, отличаются глубиной и вызывают размышления о нравственности, доброте, чести и достоинстве.
2. Вопросы и задания учебника «Литература» для 6-го класса под редакцией В. Я. Коровиной учитель и ученики могут использовать при подготовке к уроку-конференции. Далее рассмотрим некоторые варианты.
Задания рубрики «Литература и другие виды искусства» выполняют не только прямую функцию — показывают связь между литературой и музыкой, изобразительным искусством, театром, кино — но и стимулируют речевую деятельность учащихся. Так, задание № 2 предлагает не только рассмотреть иллюстрации с изображением главного героя, но и ответить на вопрос: «Кто, по-вашему, точнее и глубже раскрывает его характер?». Это задание необходимо для составления наиболее целостного портрета главного героя. Для ответа на этот вопрос необ-
ходимо владеть навыками сопоставительного анализа. Кроме того, ответы должны быть аргументированными. Целесообразнее эту работу провести в группах. Дети получают задание: написать сочинение-миниатюру, затем обсуждают написанное и наиболее удачный вариант зачитывают всему классу. Целесообразно дать установку: в случае, если команда не приходит к единому мнению, чье сочинение представлять, можно общими усилиями написать новое сочинение — продукт общего труда.
Разнообразием заданий отличается рубрика «Будьте внимательны к слову». Авторы учебника учли программу по русскому языку: ко времени изучения рассказа «Уроки французского» В. Г. Распутина уже пройдены темы «Лексика и фразеология» и «Имя прилагательное», поэтому выполнение задания не только не вызовет трудностей, но и поможет закрепить пройденный материал по русскому языку. Задания данной рубрики, в особенности второе: «Объясните значение приведенных ниже слов и выражений: „притайка", „не зариться", „ненароком", „так просто не попущусь", „плашмя", „французский скоро к зубам приберу", „несчитово"» [6, с. 122],—требуют много времени и наличия словарей, поэтому их лучше задать на дом. Таким образом, учитель предлагает учащимся первой группы выполнить задание № 1: «Какую роль играют эпитеты в создании каждого конкретного портрета?» [6, с. 122], а учащимся второй группы — задание № 2: «Объясните значение слов и выражений» [6, с. 122]. Предварительно необходимо повторить с детьми тему: «Стили речи», чтобы предупредить речевые ошибки. Часто трудности возникают при работе с толкованием слов, поэтому образец словарной статьи необходимо вывести на экран.
Определенные и предсказуемые трудности дети испытывают при подготовке к уроку «Пресс-конференция». Практика показывает, что дети, в основном, задают «тонкие» вопросы, на которые можно ответить однозначно, многие вопросы имеют целью проверить фактическое знание текста: Сколько лет было мальчику, когда он поехал учиться? Какой предмет ему трудно давался? Как звали учительницу? Кто рассказал Лидии Михайловне об игре на деньги? Вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном» и умелая работа учителя помогут детям сопоставить «тонкие» вопросы и «толстые», найти сходство и различие, научиться задавать вопросы. С этой целью можно использовать игру «Кто больше?». Игра обусловливается третьим вопросом, сфор-
мулированным следующим образом: «Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?» Задания к игре «Кто больше?» составят вопросы, начинающиеся со слов «Когда и как»: Когда и как мальчик решил играть на деньги со сверстниками? Когда и как мальчик чувствовал себя счастливым? Когда и как Лидия Михайловна решила помочь ребенку? и проч. То же самое можно проделать с вопросами: «Почему?», «Как?», «В чем?» и др. С целью рационального использования учебного времени данную работу можно провести в группах.
Немаловажную роль в восприятии ребенка играет актерское чтение. Фонохрестоматия дает возможность подготовиться к чтению в ролях. Именно этот вид работы предлагает рубрика «Учимся читать выразительно» В 6-м классе важно не только выразительное чтение в лицах, но и обоснование: почему учащиеся выбрали данный эпизод? С какой стороны раскрываются герои? Какую роль играет этот эпизод в рассказе? Повторение элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог) поможет в ответе использовать литературоведческие термины, что необходимо при составлении текстов научного характера.
Современный учитель свободен в выборе программы обучения и учебников, поэтому, реализуя это свое право, словесник отдает предпочтение тем учебно-методическим комплексам (УМК), которые содержат многочисленные вопросы и задания, нацеленные на развитие логического мышления и кругозора ребенка, способствуют реализации творческих способностей. Именно таким, на наш взгляд, является учебник под редакцией В. Я. Коровиной.
Литература
1. Зинин С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. М.: Русское слово, 2004. 239 с.
2. Зинин С. А. Вопросы методологии школьного изучения литературы в контексте современной образовательной ситуации // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. XXII Голубковские чтения: мат-лы международной науч. - практ. конф., 21-22 марта 2014 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: Экон-Информ, 2015. С. 9-14.
3. Курдюмова Т. Ф. Литература. 7 класс. В 2-х ч. Ч. 2. М.: ДРОФА, 2011. 234 с.
4. Маранцман В. Г. Цели и структура курса литература в школе // Литература в школе. 2003. № 4. С. 20-25.
5. Меркин Г. С. Литература. 8 класс: В 2-х ч. Ч. 2. / автор-сост.— М.: Русское слово, 2013. 396 с.
6. Полухина В. П., Коровина В.Я., Журавлев В. П. и др. Литература. 6 класс.
В 2-х ч. Ч. 2. / под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2017. 305 с.
7. Сосновская И. В. Некоторые вопросы преподавания литературы сегодня через призму основных законов методики // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. XXII Голубковские чтения: мат-лы международной науч.- практ. конф., 21-22 марта 2014 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: Экон-Информ, 2015. С. 15-24.
8. Чертов В. Ф. Литература как метафора мира. О новой программе общеобразовательной школы // Литература в школе. 2007. № 4. С. 21-24.
9. Чертов В. Ф. Художественная информация в современном мире и уроки литературы // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. XXII Голубковские чтения: мат-лы международной науч.- практ. конф., 21-22 марта 2014 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: Экон-Информ, 2015. С. 5-10.
THE ROLE OF SCHOOL LITERATURE TEXTBOOKS IN STUDYING THE SHORT STORY "FRENCH LESSONS" BY V.G.RASPUTIN WITH THE USE OF INTERACTIVE LEARNING METHODS.
Introduction. A modern Literature lesson is technological and multifunctional. Apart from studying fictional work, a teacher solves plenty of tasks: educational, instructive and affective objectives, forms various universal learning activities in learners, that is why the new learning environment should correspond to new in content and form school Literature textbooks. This article presents ways of using school Literature textbooks in studying the short story "French lessons" by V. G. Rasputin with the use of interactive learning methods. Students most often start learning works by V. G. Rasputin with the short story "French lessons".
Purpose of the article. The aim of the article is to give an analytical review of the currently used school Literature textbooks in the process of which the following questions are concerned: "What explains the popularity of this short story? In which forms do the authors offer to study works by the writer? What are the specific features of the questions and tasks in different Literature textbooks?"
Research Methods.
In works by M. A. Rybnikova, V. V. Golubkova, G. A. Gukovsky, V. G. Marantsman, E. S. Romanicheva, I. A. Podrugina, V. A. Domansky, L. I. Krylova, Zh.N.Kritarova, R. F. Mukhametshina, L. I. Petrieva, M. V. Cherkezova, R. Z. Khairullina different approaches to reading and studying prose works are described. They also underline an important role of the original perception of fictional work.
The study of works on history of methods of development of literature teaching by V. P. Chertov, Y. V. Lazarev, EV.Getmansky, T. E. Benkovsky allowed the authors of the article to develop a system of lessons devoted to studying works by V. G. Rasputin taking into account the best scientific achievements in modern methodology. The research by S. A. Zinina on methods and techniques of revealing intersubject connections at the literature lessons helped to identify succession of the work by V. G. Rasputin with the prior literature.
Conclusions Results. The subject matters are the books "Literature, 6th form" by V. P. Polikhina, I. Y. Korovina, V. P. Zhuravleva, "Literature, 7th from" by T. D. Kurdyumova and "Literature. Russian word, 8th form" by G. S. Merkin. The choice of these textbooks is made due to the many-sided approach of the authors to studying the writer's works
as well as to the intense interest of language and literature teachers exactly in the above-mentioned academic and methodological complexes. The article presents methodological recommendations of conducting a role play at the literature lesson in the 6th form with the use of the textbook "Literature" by V. P. Polukhina, V. I. Korovina, V. P. Zhuravleva.
Conclusions. At the modern literature lesson the role of school Literature textbooks which allow a teacher to arrange work at the lesson and in extracurricular activities and will also give learners the opportunity to study the material on their own is great. Thus, school textbooks are a very important and necessary means of teaching literature in modern school.
Keywords: school literature textbooks, V. P. Polukhin, V. Y. Korovina, V. P. Zhuravlev, T. F. Kurdyumova, G. S. Merkin, interactive learning methods, Literature teaching methodology, V. G. Rasputin, "French lessons"
References
• Chertov V. F. Hudozhestvennaya informaciya v sovremennom mire i uroki literatury // Problemy izucheniya literatury v sovremennom informacionno-obrazovatel'nom prostranstve. XXII Golubkovskie chteniya: mat-ly mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf., 21-22 marta 2014 g. / otv. red. V. F. Chertov. M.: Ekon-Inform, 2015. S. 5-10. [In Rus].
• Chertov V. F. Literatura kak metafora mira. O novoj programme obshcheobrazovatel'noj shkoly // Literatura v shkole. 2007. № 4. S. 21-24. [In Rus].
• Kurdyumova T. F. Literatura. 7 klass. V 2 ch. Ch. 2. M.: DROFA, 2011. 234 s. [In Rus].
• Marancman V. G. Celi i struktura kursa literatura v shkole // Literatura v shkole. 2003. № 4. S. 20-25. [In Rus].
• Merkin G. S. Literatura. 8 klass. V 2-h ch. Ch. 2. / avt-sost. M.: Russkoe slovo, 2013. 396 s. [In Rus].
• Poluhina V. P., Korovina V. Ya., Zhuravlev V. P. i dr. Literatura. 6 klass. V 2-h ch. Ch. 2. / pod red. V. Ya. Korovinoj. M.: Prosveshchenie, 2017. 305 s. [In Rus].
• Sosnovskaya I. V. Nekotorye voprosy prepodavaniya literatury segodnya cherez prizmu osnovnyh zakonov metodiki // Problemy izucheniya literatury v sovremennom infor-macionno-obrazovatel'nom prostranstve. XXII Golubkovskie chteniya: mat-ly mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf., 21-22 marta 2014 g. / otv. red. V. F. Chertov. M.: Ekon-Inform, 2015. S. 15-24. [In Rus].
• Zinin S. A. Vnutripredmetnye svyazi v izuchenii shkol'nogo istoriko-literaturnogo kursa. M.: Russkoe slovo, 2004. 239 s. [In Rus].
• Zinin S. A. Voprosy metodologii shkol'nogo izucheniya literatury v kontekste sovre-mennoj obrazovatel'noj situacii // Problemy izucheniya literatury v sovremennom informacionno-obrazovatel'nom prostranstve. XXII Golubkovskie chteniya: mat-ly mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf., 21-22 marta 2014 g. / otv. red. V. F. Chertov. M.: Ekon-Inform, 2015. S. 9-14. [In Rus].