Научная статья на тему 'Проектирование методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка'

Проектирование методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МЕДИА СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИЯ / ЭТАП / МЕТОДЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Милютина Анна Александровна

В данной статье внимание будет уделено выяснению сущности понятия «методика» и на этой основе обоснованию правомерности использования методики в качестве инструмента реализации процесса формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, а также выявлению этапов реализации методики формирования медиакомпетенции младших школьников в учебном процессе и ее отличительных особенностей. Согласно данной работе учитель должен будет контролировать уровень сформированности медиакомпетенции младших школьников; информировать учащихся об уровне их достижений в области медиаграмотности и языковой образованности с целью самоконтроля учащихся, анализа, корректировки их деятельности; учитывать индивидуальные особенности учащихся младших классов; предоставлять учащимся возможность самостоятельного творческого поиска и выбора действия в решении поставленной проблемы с целью развития их мыслительных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Милютина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 1 2 Никитина Е.Ю. , Милютина А.А.

1Никитина Елена Юрьевна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет;

2Милютина Анна Александровна - аспирант, учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 118, г. Челябинска, г Челябинск

Аннотация: в данной статье внимание будет уделено выяснению сущности понятия «методика» и на этой основе обоснованию правомерности использования методики в качестве инструмента реализации процесса формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, а также выявлению этапов реализации методики формирования медиакомпетенции младших школьников в учебном процессе и ее отличительных особенностей. Согласно данной работе учитель должен будет контролировать уровень сформированности медиакомпетенции младших школьников; информировать учащихся об уровне их достижений в области медиаграмотности и языковой образованности с целью самоконтроля учащихся, анализа, корректировки их деятельности; учитывать индивидуальные особенности учащихся младших классов; предоставлять учащимся возможность самостоятельного творческого поиска и выбора действия в решении поставленной проблемы с целью развития их мыслительных операций. Ключевые слова: методика, медиакомпетенция, младший школьник, медиа средства, информация, этап, методы, деятельность.

Анализ научно-педагогической литературы последних лет позволяет сделать вывод о том, что однозначного определения понятия «методика» не существует. Г.М. Коджаспирова понимает под методикой в образовании описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах [3].

В.В. Краевский понимает под методикой учебного предмета частную дидактику, теорию обучения определенному учебному предмету [5].

Э.Г. Азимов как совокупность форм, методов и приемов работы учителя, т.е., технология профессионально-практической деятельности [1].

Согласно представленным определениям мы заключили, что с точки зрения структуры методика формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка должна представлять определенную последовательность действий, обусловленных поставленными целями, обеспечивающих достижение планируемых результатов на основе оценки текущих результатов и коррекции.

Основным регламентирующим элементом методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, ее информационной и правовой основой является ФГОС НОО, нормы и требования к качеству начального образования и подготовленности обучаемых, сложившиеся в конкретном образовательном учреждении, в том числе нормы и требования, носящие опережающий, перспективный характер [8].

Поскольку об эффективности любой методики можно судить по изменениям и новообразованиям, которые проявляются в процессе управляемой учебно -познавательной деятельности, то, рассматривая формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, следует выделить те критериальные признаки, которые будут определять успешность внедрения этой методики. Понятие «методика» выражает механизм использования комплекса методов, приемов, средств и условий обучения и воспитания учащихся.

Проблема критериальных признаков методики в педагогике решалась в исследованиях И.Я. Лернера, Ю.К. Бабанского и др. Однако, чётко установленных критериальных признаков, которые можно отнести к любой методике в области педагогики - не существует [2, 6].

В.И. Бородулин, В.М. Карев, Н.М. Ланда считают, что объектом исследования методики является процесс обучения той или иной учебной дисциплине, предметом - связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету [4].

Признаки методики заключаются в том, что её автор разрабатывает и предлагает педагогу определённые системы обучающих воздействий. Эти формы и системы находят своё конкретное выражение в содержании обучения. А также уровень опоры на данные педагогической психологии, физиологии, логики [7].

Следует отметить, что предложенные критериальные признаки и взгляды являются значимыми и для нашего исследования.

Проанализировав сущностные, структурные, критериальные особенности методики, считаем правомерным ее использование в нашем исследовании. Это обусловлено тем, что методика основывается на понятности, реалистичности, воспроизводимости, результативности и обоснованности, она имеет общее направление действий, внутреннее содержание, идеологию, она выделяет то, что специфично для обучения данному учебному предмету.

Сформулируем свое определение методики в соответствии с предметом нашего исследования. Методика представляет собой инструмент формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, способствующий достижению позитивных изменений в уровне сформированности медиакомпетенции учащихся.

Перейдем к проектированию методики.

В научной литературе предложений по формированию медиакомпетенции нет, поэтому методика разрабатывается первоначально.

Идея представления методики формирования медиакомпетенции младших школьников - необходимость заложить в 3-4-м классах основы медиаподготовленности.

Такое представление методики, с нашей точки зрения, позволяет рассматривать процесс формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, который предполагает творческий поиск учителя в решении проблемы разработки и реализации методики.

Таким образом, опираясь на идеи выше изложенных авторов, в соответствии с целью и гипотезой нашего исследования, а также согласно его специфике мы спроектировали методику формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка.

Структура методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка представлена совокупностью этапов. Она представляет собой целостную, логически выстроенную систему методов, форм, приемов, способов объединяющих обучение русскому языку с формированием медиакомпетенции.

Цель методики: сформировать более высокий уровень медиакомпетенции учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Охарактеризуем каждый из этапов спроектированной методики, отмечая условность их границ.

1 этап. В рамках первого этапа учебный процесс сводится к знакомству с основными понятиями из области медиа и вводному инструктажу по работе с медиа средствами. Преобладает роль учителя над практической самостоятельной деятельностью учащихся.

Деятельность учителя по формированию когнитивно-информационного и технологического компонентов: объяснение и формирование приёмов (первичных умений) работы с информацией (поиск, анализ, сравнение, обобщение, классификация, представление), вводный инструктаж по работе с медиа средствами, проверка первичного усвоения теоретических знаний младших школьников в области медиа, развитие аналитических навыков.

Деятельность учителя более всего направлена на формирование мотивационно-личностного компонента медиакомпетенции учащихся начальной школы: демонстрация возможностей медиасредств в учебной деятельности младших школьников, привлечение внимания к медиа средствам с помощью включения в урок медиа средств, знакомство с компьютерным классом, посещение мероприятий старшеклассников (с использованием медиа средств), проведение игр (викторин) с использованием медиасредств и др.

Деятельность учащихся: выполнение элементарных заданий по формированию способов работы с информацией (поиск, анализ, сравнение и др.), освоение терминологии в области медиа, знакомство с медиасредствами, которые есть в кабинете и школе, их возможностями, демонстрация своих теоретических знаний в области медиа. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер, знакомство с областью медиа происходит под управлением учителя (поиск информации в сети Интернет, работа с интерактивной доской и др.).

Методическое обеспечение этапа.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Задания: простые задания на поиск, сравнение, обобщение и др., информации, поиск компьютерных программ, введение простого поискового запроса в сети Интернет, сбор, выбор нужной достоверной информации, с медиасредствами (дополнить заданиями поискового характера, по выполнению инструкций).

Средства: медиасредства (компьютер, интерактивная доска, сборники заданий по УУД, маршрутные карты (брошюра с инструкцией по работе с медиа средствами, электронные энциклопедии, мини-словарь по работе с медиасредствами) и др.

Приёмы и методы: демонстрация, игровые методы, словесные, наглядные, метод синектики, корзина понятий, кластер, интерактивные методы, коучинг, действие по образцу и др.

Данный этап отвечает за формирование мотивов активного использования медиа младшими школьниками на уроках русского языка и повседневной жизни. При этом учащиеся получают начальные теоретические знания и умения из области медиа.

На данном этапе в начале реализации методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка необходимо показать педагогам и учащимся, что медиасредства не являются губительным направлением для процесса обучения, а, наоборот, будут мотивом и интересом к изучению русского языка. Любой предмет должен формировать медиакомпетенцию, и если любой учитель не владеет ею, рассматривает область медиа только негативно, он не может идти вместе со своими учениками дальше (развиваться, познавать новое). Мы ставим цель мотивации участников учебного процесса именно на уроках русского языка. В этом случае у них будет формироваться интерес к предмету, постижению русского языка, область общения в инете станет более грамотной, так как в настоящее время учащиеся считают, что всё то, что они делают в интернете можно делать безграмотно. С помощью формирования медиакомпетенции на уроках русского языка грамотность с

37

тетради младших школьников должна перейти в медиаграмотность. Она должна присутствовать в жизни младшего школьника всегда (и на письме, и в интернете, и при поиске нужной информации).

2 этап. На данном этапе происходит приобретение умений и навыков по формированию медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка. Здесь увеличивается объем самостоятельной работы учащихся с информацией и медиасредствами в изучении русского языка, учитель все больше выполняет роль консультанта.

Деятельность учителя: уменьшается влияние учителя на выбор способов работы с информацией, учащимся предлагается строгий чёткий инструктаж по работе с медиасредствами, увеличивается объем практических самостоятельных заданий по работе с информацией и использованию медиасредств, проводятся консультации для младших школьников по выполнению этих заданий.

Деятельность учащихся: практическая деятельность преобладает над теоретической, проявляется самостоятельность при выборе форм и способов работы с информацией, демонстрируются свободное владение некоторыми понятиями в области медиа и усвоенные знания и сформированные умения работы с информацией и медиа средствами на основе предмета «Русский язык» (применение изученных понятий в области медиа в процессе учебной деятельности, владеть способами работы с информацией - искать информацию, анализировать, синтезировать, систематизировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, представлять информацию в различных видах (презентации, устного выступления перед массовой аудиторией, единственным слушателем сообразно своего возраста и др.), демонстрация способности действовать по инструкции работы с медиасредствами на уроке и при выполнении домашнего задания.

Методическое обеспечение этапа.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная, консультация.

Задания: задания среднего уровня на поиск, сравнение, обобщение и др., информации, работы с медиа средствами.

Приёмы и методы: демонстрация, игровые методы, словесные, наглядные, деловые игры, инсайт, интерактивные методы, практические методы), частичное применение метода дистанционного обучения, коучинг, метод рефлексии, метод ротаций (ученик входит в роль учителя и наоборот), консалтинг (при выполнении усложненных заданий) и др.

Данный этап отвечает за приобретение практических знаний в области медиа, формирование свободного владения способами и навыками работы с информацией и медиа средствами, образование такого качества у младших школьников как креативность.

3 этап. На данном этапе учащиеся начальной школы показывают владение полученными знаниями в области медиа, достигнутый уровень сформированности медиакомпетенции.

Деятельность учителя: роль учителя минимальна, деятельность только консультационная, предоставление усложняющихся заданий по формированию медиакомпетенции на уроках русского языка.

Деятельность учащихся: активная самостоятельная работа по применению знаний из области медиа с минимальной помощью учителя (или без его помощи), оперирование всеми изученными понятиями, основами способов работы с информацией свободное владение всеми изученными медиа средствами и умение применять приёмы работы как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни, автоматизированное владение алгоритмами работы с медиасредствами, свободное владение способами представления своих знаний из области медиа перед массовой аудиторией.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что разработанная методика является инструментом реализации процесса формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка. Особенность разработанной нами

38

методики заключается в целенаправленном поэтапном формировании медиакомпетенции. В её состав входят три этапа, каждый из которых включает определенные требования, особенности деятельности участников образовательного процесса, методы и т.д. Ее содержание основано на последовательной реализации идеи «медиаподготовленности учащихся начальной школы», что предполагает формировать знания в области медиа, которые затем будут неотъемлемой составляющей успешного обучения, самореализации и самовыражения в будущем.

Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). [Текст]. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

2. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в современной общеобразовательной школе. [Текст] / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1981. 176 с.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. [Текст] М.: Академия, 2003. 176 с.

4. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. [Текст]. М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. 223 с.

5. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. 2-е изд., стер. М.: Изд. Центр «Академия», 2008. 352 с.

6. Лернер И.Я. Методы обучения [Текст] / И.Я. Лернер // Дидактика средней школы. М., 1982. 186 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. 608 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 21.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.