МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
УДК 371.3 : 74
Е. А. ХРИПУНОВА
МОУ СОШ № 14 с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла, г. Магнитогорск
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ_______________________________________________
В статье затронуты вопросы формирования художественно-творческой направленности на занятиях изобразительным искусством, что дает всем учащимся возможность проявить свой творческий потенциал. Выдвигается на первый план развитие личности, рассматриваются знания и умения как средства достижения, делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом возраста, интересов, склонностей к творческой деятельности.
Ключевые слова: разновозрастные группы, специфика художественного восприятия, направленность в художественном творчестве, композиция, образное мышление, профессиональный выбор.
Современная ситуация обусловила возникновение педагогических концепций, разработок и исследований, в основе которых лежат глубинные процессы, проистекающие в личности. Формирование духовно богатой, творчески активной личности обрело значение определяющего фактора в сфере художественнотворческой деятельности учащихся [1 — 3]. Сегодня для формирования художественно-творческой направленности на занятиях изобразительным искусством открываются наиболее благоприятные возможности, которые обеспечивают вероятность всем учащимся проявить свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов в профессиональной деятельности. Эта позиция соответствует современным гуманистическим тенденциям развития школы. Мы предположили, что художественно-творческая направленность состоит в ориентированности учащихся на обучение решению проблемных вопросов путем повышения интереса к творческой деятельности в области искусства. Для этого нами должны быть выявлены педагогические условия формирования художественно-творческой направленности школьников с целью развития профессиональной ориентации; определены критерии оценки художественно-творческой направленности и профессиональной ориентации школьников в области изобразительного искусства, установлена зависимость профессионального выбора от динамики развития интереса к художественно-творческой деятельности у школьников, разработана и экспериментально проверена методика организации процесса обучения, способствующего формированию художественно-творческой направленности и обеспечивающего профессиональную ориентацию в изобразительном искусстве.
Цель современного преподавания изобразительного искусства детерминирована на развитие и формирование художественно-творческой направленности и заключается в развитии интереса, художественно-творческой активности. Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение знаний и умений как средства достижения делает
акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. В процессе иследования нами выявлена, теоретически обоснована и экспериментально проверена методика, обеспечивающая формирование художественно-творческой направленности школьников и выбора профессий, связанных с художественным творчеством в учреждениях дополнительного образования. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим встал вопрос о формировании художественно-творческой направленности, способствующей накоплению творческого опыта учащихся для дальнейшего профессионального выбора в деятельности, связанной с изобразительным искусством. Достижение цели потребовало формулировки и решения следующих задач:
— определить педагогические условия формирования художественно-творческой направленности школьников с целью профессиональной ориентации;
— обосновать критерии оценки художественнотворческой направленности и профессиональной ориентации школьников в области изобразительного искусства;
— выявить влияние среды на художественнотворческую направленность школьников в дополнительном образовании;
— установить зависимость профессионального выбора от динамики развития направленности к художественно-творческой деятельности у школьников;
разработать и экспериментально проверить методику ориентированную на формирование художественно-творческой направленности и обеспечение профессиональной ориентации в области искусства.
Поскольку в своей экспериментальной работе мы рассматривали разновозрастные группы, то и задачи, которые стояли перед начальным, средним и старшим звеном? были различными. Мы видели в них спе-
цифические особенности, учитывающие как личностную ориентацию, так и специфику художественного восприятия реальности и собственного изображения.
В начальной школе выявляются учащиеся, проявляющие художественные способности. Это тонкая цветоразличительная чувствительность, яркость зрительных представлений и другие особые качества зрительной системы, руки, зрительно-двигательной координации. А также такие качества, как быстрота, легкость, прочность, гибкость усвоения учащимся учебного материала. Кроме этого, в детских работах должен присутствовать определенный уровень художественной выразительности, который отражает художественный потенциал [1, 2].
На этом этапе ученики знакомятся не только с основами художественных дисциплин — рисунка, живописи, композиции, но и с основными профессиями, связанными с искусством. Освоение изобразительной грамоты, постижение закономерностей реалистического изображения действительности, приобретение соответствующего объема и уровня знаний, умений, навыков, необходимых для творческой деятельности в соответствии с возрастными особенностями становятся единым учебно-познавательным и художественно-творческим процессом. Учащиеся начальных классов зачастую судят о предметах и ситуациях весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Анализ учебного материала производится в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их изображения. На основе систематической учебной деятельности изменяется характер мышления младших школьников. В основе суждений о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Но вместе с тем эти суждения являются результатом анализа текста, мысленного выделения главных моментов, объединения в целостную картину и обобщения в некотором новом суждении. Следствием именно такой умственной аналитико-синтетической деятельности служит абстрактное суждение или обобщенное знание. С конкретно-образным мышлением нужно постепенно воспитывать у младших школьников простейшие приемы мышления отвлеченного, ищущего причины и основания предметов и явлений, требующего их объяснения. В сознании детей устанавливается связь между образным строем композиции и богатейшим миром природы. Опыт показывает, что на этом этапе работы с детьми можно использовать начальные принципы стилизации, основанные на символах. Используя разнообразные материалы и техники, учить детей создавать образ. Создавая пластически выразительные формы и конструкцию стремиться выразить характер. Художественная деятельность детей носит творческий характер и протекает на эмоционально-чувственной основе.
Учитель развивает у учеников начальной школы наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, особое видение мира и утонченность восприятия, работает на развитие интереса к изобразительной деятельности, приветствует самовыражение себя в рисунке, поощряет желание заниматься творчеством. Со временем это желание должно превратиться в потребность самосовершенствования, выражающееся в постоянном поиске наиболее оптимальных форм и методов самообучения. Устойчивый интерес формируется при выполнении объективного условия: умение планировать, анализировать и прогнозировать свою деятельность.
В раннем подростковом возрасте уже сформированы определенные знания, умения и навыки, которые помогают в освоении языка и образного строя изобразительного искусства. Вместе с тем это период, которому свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы, живая любознательность, потребность рассуждать, наблюдательность, активность, стремление к деятельности и обобщению. Младший подростковый возраст еще несет в себе следы детства, игры, однако в нем уже имеет место направленность на серьезную, ответственную деятельность. Все это становится реальной основой для углубленного изучения композиции, её специфики, как на уровне восприятия, так и в практической учебно-творческой деятельности [4]. В этот период композиция изучается с позиций образного языка. Осваивается язык, образный строй творческой работы на уже знакомых образах, мотивах, темах, произведениях на ином содержательном уровне. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям [1, 3]. Принцип построения учебной деятельности основан на движении: от целостного эмоционально-образного восприятия к углубленному познанию в единстве эмоционального и логического. Она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала. В этот период можно знакомить учащихся с правилами построения композиции, которыми являются равновесие, соотношение форм, ритмическая организация, композиционный центр. Обучение детей стилизации, умению упрощать или усложнять форму, цвет, отбирая главное, преобразовывать, подчиняя форму и цвет ритмическому строю композиции.
Познавательные процессы — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память — формируют информационную базу. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. Они способны к рассуждению и доказательству, начинает развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов абстрактное мышление. В этом возрасте учащиеся с удовольствием работают над композициями, которые включают в себя ряд приемов, как деление плоскости на части, дробление изображения, насыщение орнаментом, оверлеппинг. Постепенное обобщение формы в ее границах, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскую, упрощение или усложнение конструкции, разворот в другую плоскость, выделение силуэта, замена реального цвета. Это период начальной подготовки к профессиональной деятельности.
В процессе освоения изобразительного искусства должны быть поставлены и разрешены следующие вопросы: «что?», «как?» и «зачем?». Восприятие произведения искусства начинается с вопроса «что?«. Он связан со зрительными впечатлениями - первыми эстетическими переживаниями, повествователь-ностью изображаемого, выразительностью силуэта, графической красотой контуров и линий, внешний облик предмета, материал, цвет, фактура. Вопрос «как? » предполагает пристальное всматривание в образный строй вещи, внимание к технике исполнения. Учащиеся должны увидеть, почувствовать разницу
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
между языком декоративного искусства, живописи и графики. Вопрос «зачем?» и ответ на него помогают установить незримую смысловую связь образного строя композиции с мировосприятием человека; предполагают раскрытие некоей тайны, проливающей свет на смысловое значение образов. Этот вопрос раздвигает содержательно-смысловые границы воспринимаемого образа, делая его ценностно-значимым для ученика. Невозможно сформировать художественное мышление ученика без ответа на этот вопрос, без осознания продукта творческого труда в системе связи человека с миром на разных ступенях исторического развития.
Занятия композицией в рамках изобразительного искусства должны вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений изобразительного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности. Для формирования ценностных ориентаций подростков нужно изменить взгляд на свою работу как художественную вещь, именно с такой точки зрения она приобретает исключительное значение. Творчество требует особого состояния сосредоточенности и полного подчинения изображаемому. В творчестве ученик отдает накопленные ранее опыт и знания и учится овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их. Отношения между учителем и учениками на этой стадии строго индивидуальны. Ученик будет свободен настолько, насколько учитель знает его характер, интересы, стремления. Знает так, что по первым линиям или пятнам на листе может угадать, что задумано и в каком направлении именно этот ребёнок-автор способен развить и реализовать свой замысел, и тактично помогает ему в этом. Исправление ошибок или принуждение к правильному изображению недопустимо в младшем возрасте, более старшие ученики эту помощь принимают положительно.
Общение должно осуществляться на каждом уроке. Каждый ученик в любом возрасте должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда они вместе обсудят завершенную работу [3, 5]. Задача учителя — укрепить дух ребенка в своих возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.
Важным компонентом занятия является обсуждение детских работ. При оценке творческого продукта нами были выделены и учитывались следующие критерии:
— изобразительность: уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения, узнаваемость изображенного объекта, точность и реалистичность образа, оптимальная полнота информации об объекте, ясность изображения;
— содержательность: полнота реализации в учебнотворческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;
— оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.
Уровень знаний учащихся определяется не только умением аргументировано отвечать на поставленные вопросы, но также умением пользоваться при ответе специальной терминологией. Запоминание терминов должно происходить естественным путем, в процессе живого диалога учителя с учащимися. Поисковая де-
ятельность включает чтение литературы, собирание репродукций, открыток.
Занятия рисованием — это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. Занятия рисованием в младшем школьном возрасте развивает такие качества, как: усидчивость, мелкую моторику, умение осознанно заполнять поле листа, самостоятельность в творческом решении. В подростковом возрасте работа над композицией развивает умение сознательного использования графических средств с целью достижения максимальной выразительности и дает представление о многообразии графических возможностей в декоративном изображении объектов. Она способствует расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей, развитию мышления, творческого воображения, памяти, эмоционально-эстетического отношения к действительности и художественных способностей с целью дальнейшего профессионального самоопределения [5]. В этот период продолжается более глубокое знакомство с профессиями художественного направления, выявляется и активизируется интерес к профессиональной деятельности. Это период, направленный на рост творческих способностей, и подготовка к более высокому третьему этапу—умение самостоятельно выполнять творческую работу, а также к обоснованному профессиональному выбору.
Подводя итог, можно заключить, что вопросы творчества приобретают все большее значение в системе дополнительного художественного образования, а также образования в целом. Опыт экспериментальной работы и анализ полученных данных подвел нас к выводу о том, что учет следующих педагогических условий: активизация у учащихся эстетического восприятия действительности, развитие художественнообразного мышления учащихся, создание среды для творческой деятельности детей в художественном образовании, способность к выстраиванию профессиональной деятельности в постоянно меняющихся условиях в работе с учащимися способствуют формированию художественно-творческой направленности и профессионального выбора учащихся в деятельности, связанной с изобразительным искусством.
Библиографический список
1. Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С.В. Аранова. —СПб. : КАРО, 2004.-176 с.
2. Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения / В.С. Безрукова. -М. : Сентябрь, 2004. — 128 с.
3. Креативная педагогика: методология, теория, практика / А.И. Башмаков [и др.] ; под. ред. Ю.Г. Круглова. — М. : Ред.-изд. центр «Альфа», 2002. — 240 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. — М. : Академия, 2002.
5. Юсов, Б.П. Изобразительное искусство и детское художественное творчество : Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей / Б.П. Юсов. — Магнитогорск : МаГУ, 2002. — 283 с.
ХРИПУНОВА Елена Анатольевна, учитель ИЗО. Адрес для переписки e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.07.2010 г.
© Е. А. Хрипунова