Э.П. Бурнашева, канд. пед. наук, профессор, кафедра менеджмента в образовании, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, Россия, bep59@yandex.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОМ
КЛАСТЕРЕ
В статье обосновывается возможность решения проблемы подготовки компетентного специалиста в условиях образовательно-промышленного кластера. Обозначены особенности компетентностного подхода к организации образовательного процесса. Особое внимание уделяется технологической составляющей организации процесса обучения в условиях реального производства, на современном оборудовании. Рассматривается синергетический эффект от участия в кластерном взаимодействии. Указаны его преимущества и анализируются возможные риски и угрозы. В статье выделены ключевые профессиональные компетенции, обозначенные в Федеральном образовательном стандарте, формирование которых усилится при интеграции возможностей участников кластера. Автор отмечает основные мероприятия, апробированные в рамках программы подготовки компетентных специалистов, востребованных в малом городе. Среди их особенностей подчеркиваются следующие аспекты: регионализация профессионального образования (предполагается вхождение всех профессиональных учебных организаций в единое образовательное пространство региона); интеграция центра занятости населения, образовательных организаций и предприятий (посредством реализации программ переквалификации); предпрофессиональная подготовка дошкольников и школьников (в рамках профориентационной работы); организация учебно-производственного процесса в условиях реального предприятия (использование производственной базы работодателей); организация и проведение конкурсов профессионального мастерства по рабочим профессиям; повышение квалификации преподавательского состава профессиональных образовательных организаций. Ключевые слова: образовательно-промышленный кластер; профессиональные компетенции; компетентность; регионализация образования; предпрофессиональная подготовка; кластерное взаимодействие; синергетический эффект; кадровый голод; производственный день.
Одной из основных задач, которые необходимо решать в ближайшее время в плане укрепления экономической политики России, определено глобальное обновление производственной системы в стране1.
Выполнение поставленной задачи требует консолидации усилий как образовательных профессиональных организаций, так и производственных предприятий для организации процесса подготовки квалифицированных специалистов, уровень ком-
петентности которых соответствовал бы современным требованиям производства.
Следует отметить, что для системы профессионального образования в нашей стране компетентностный подход не является новшеством. Его элементы всегда присутствовали в образовательном процессе как составляющие управления качеством обучения и подготовки кадров.
Проблемами определения структурной модели профессиональной компетентности
занимались отечественные ученые А.К. Маркова, Н.Н. Лобанова, Т.В. Кротова. В 1990 году в книге Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» рассмотрена сущность профессионально-педагогической компетентности. Заслуживает внимания подробный психолого-педагогический анализ компетентности, проделанный И.А. Зимней. В конце ХХ века в докладе «Образование: необходимая утопия» французского политика Жака Делора, председателя комиссии по образованию ЮНЕСКО, компе-тентностная модель подготовки специалиста была выведена на философский уровень.
Особенность компетентностного подхода подразумевает не просто овладение будущим специалистом определенными знаниями и умениями в стенах образовательной организации. Он включает в себя способность адаптировать их к данной конкретной ситуации, самостоятельно принимать решения, используя тем самым новые знания и умения, приобретаемые в процессе производственной деятельности в период квалификационной, технологической и преддипломной практики.
В связи с этим в 2014 году в г. Шадрин-ске был создан образовательно-промышленный кластер, главной задачей которого является интеграция образования и науки с производством.
Впервые понятие кластера для производственных предприятий было использовано М. Портером и понималось как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу»2.
В условиях рыночных отношений си-нергетический эффект кластерного сообще-
В условиях рыночных отношений
синергетический эффект кластерного сообщества, которое
объединяет в своем составе образовательные организации, предприятия и центр занятости населения, способствует организации системной подготовки квалифицированных кадров для городских предприятий.
ства, которое объединяет в своем составе образовательные организации, предприятия и центр занятости населения, способствует организации системной подготовки квалифицированных кадров для городских предприятий.
Федеральный государственный образовательный стандарт реализации основной образовательной программы по направлению 051000 - Профессиональное обучение (по отраслям) содержит = перечень компетенций, которыми должен овладеть будущий выпускник. Обозначим те из них, формирование которых, на наш взгляд, поможет активизации деятельности образовательно-промышленного кластера в условиях муниципального образования:
— готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);
— способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих — специалистов (ПК-16);
— способность организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);
— способность организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и на предприятиях (ПК-25);
— готовность к анализу и организации экономической, хозяйственно -правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26);
— готовность к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих — специалистов (ПК-28);
— способность использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии — специальности (ПК-31);
— способность выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32)3.
Создание на территории муниципального образования образовательно-промышленного кластера (ОПК) обеспечит его участникам следующие возможности:
— централизованное использование материально-технической базы производственных предприятий для организации практических занятий и прохождения практики студентами профильных специальностей вуза и колледжей;
— мобильное удовлетворение запросов рынка труда посредством своевременной корректировки образовательных профессиональных программ;
— обеспечение предприятий города высококвалифицированными рабочими кадрами и укрепление профессиональных гарантий для выпускников колледжей и вузов;
— усиление мотивационной направленности профориентационной работы;
— эффективную методическую и образовательную поддержку, организацию повышения квалификации сотрудников предприятий и управленческих кадров с привле-
чением профессорско-преподавательского состава образовательных организаций.
Вместе с тем имеются и некоторые угрозы и риски кластерного взаимодействия:
— отток компетентных и квалифицированных сотрудников (переход на другие предприятия, отъезд в мегаполисы);
— изношенность и «старение» оборудования (невозможность внедрения новых технологий в производственный процесс предприятия);
— слабая мотивация заинтересованности молодежи к трудоустройству на «домашних» предприятиях;
— недостаточное участие организаций в подготовке специалистов и их допрофес-сиональном сопровождении (желание производственников «обрести» специалиста по факту получения им профессиональной подготовки);
— недопонимание частью руководителей предприятий роли профориентаци-онной работы со старшеклассниками школ города.
Предлагаем обзор апробированных в рамках образовательно-промышленного
кластера г. Шадринска мероприятий, позволивших разработать и осуществить логически последовательную программу подготовки компетентных специалистов, востребованных в городе.
Направление 1. Регионализация профессионального образования.
Подразумевает переход от узкоспециализированного профиля подготовки обучающихся в определенной отрасли к диапазону всех тех специальностей, которые востребованы в регионе. Предполагается вхождение всех профессиональных учебных организаций в единое образовательное пространство региона с целью учета потребностей местных работодателей при определении перечня профессий и специальностей. В настоящее время проблема заключается в том, что в большинстве регионов существует так называемый «кадровый голод»: учебные заведения выпускают специалистов по невостребованным направлениям, они остаются без работы, а на городских предприятиях не хватает инженеров и технологов. Именно для решения этой проблемы второй год на базе Шадринского госпединститута ведется набор абитуриентов по направлению подготовки «Профессиональное обучение» (профиль — Машинстроение и материалообработка). В Шадринском политехническом колледже открыто направление «Строительство зданий и сооружений», где готовятся квалифицированные кадры для строительных организаций. В Шадринском техникуме профессиональных технологий после перерыва вновь набраны две группы обучающихся по профессии «Портной с умением кроя». Для подготовки компетентных специалистов в регионе имеются возможности преемственности образовательных профессиональных программ на различных уровнях профобразования.
Направление 2. Интеграция в системе «Центр занятости на- :
селения — предприятие — образовательная профессиональная организация».
В 2013 году Центр занятости населения (ЦЗН) г. Шадринска провел монито-
В настоящее время проблема заключается в том, что в большинстве регионов существует так называемый «кадровый голод»: учебные заведения выпускают специалистов по невостребованным направлениям, они остаются без работы, а на городских предприятиях не хватает инженеров и технологов.
ринг востребованности специальностей и профессий на предприятиях города. Список составил 39 единиц. Для удовлетворения потребностей городских работодателей ЦЗН предложил учебным профессиональным организациям разработать образовательные программы и провести по ним обучение. Так, например, были организованы курсы для программистов, обслуживающих компьютерные программы станков с числовым программным управлением (ЧПУ) — по заказу ООО «Шадрин-ский телефонный завод» — на базе факультета информатики Шадринского государственного пединститута. По запросу ЦЗН в Шадринском политехническом колледже проводятся курсы подготовки и переподготовки по профессии «Оператор газовой котельной». В рамках кластерного взаимодействия в условиях малого города становится возможным решение проблемы «старения» и дефицита преподавательских кадров: для обучения студентов политехнического колледжа по профессии «Электрик» привлекаются сотрудники Учебного центра ОАО «Шадринский автоагрегатный завод». Такая же схема взаимопомощи осуществляется для преподавания специальных технических дисциплин.
Направление 3. Предпрофессиональная подготовка дошкольников и школьников.
Для того чтобы будущие учителя и педагоги смогли успешнее формировать уровень профессиональной компетентности, в рамках кластера зарождается целая серия мероприятий по пропаганде профессий среди воспитанников детских садов и школ города. Организуют и курируют эту работу студенты педагогического вуза в тандеме с заместителями заведующих и директоров по воспитательной работе.
Содержательная часть мероприятий готовится при помощи специалистов производственных предприятий и организаций г. Шадринска. Спонсирует проведение мероприятий отдел по экономике администрации города. В апреле прошел первый
«Фестиваль профессий», в процессе которого детсадовцы посещали заводы, пожарную часть, ферму, больницу, воинскую часть, а затем презентовали эти предприятия и организации в художественной форме на итоговом городском фестивале.
Для обучающихся средней ступени организуются «Профпро-бы», в процессе которых происходит ознакомление с актуальными для города профессиями и специальностями. Ребята в сопровождении студентов пединститута, медицинского колледжа, финансово-экономического и политехнического колледжей посещают предприятия по соответствующим отраслям, участвуют в выполнении простейших манипуляций и действий. Они пробуют свои возможности в оказании первой медицинской помощи; выполняют простые операции на металлорежущих станках (обтачивание простых цилиндрических деталей и подрезание торца на заготовках); с особым интересом работают на сварочных имитационных тренажерах. Важным для воспитания компетентного в будущем специалиста является правильный профессиональный выбор. Именно с этой целью в педагогическом институте несколько лет подряд проводится городское профориен-тационное мероприятие: «Мой выбор — мое будущее». На нем для родителей выпускников школ организуются консультации руководителей подразделений отдела образования администрации города по вопросам организации и проведения ЕГЭ, поступления в профессиональные учебные заведения. Одновременно студенты профессиональных образователь ных организаций и представители произ водственных предприятий проводят инте рактивы для старшеклассников по профи
Важным для воспитания компетентного в будущем специалиста является правильный
профессиональный выбор. Именно с этой целью в педагогическом институте несколько лет подряд проводится городское профориентационное мероприятие: «Мой выбор - мое будущее».
Участие в образовательно-промышленном кластере делает возможным использование учебно-технологической среды предприятий для практической подготовки потенциальных рабочих и инженерно-технических кадров к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования, выполнению заданий на других участках работы.
лям подготовки. Количество участников достигает 150—170 человек. Для ознакомления с избранными специальностями организуются игровые и тренинговые за-= нятия, обучающиеся получают исчерпывающие ответы на вопросы о специфике той или иной профессии, «примеряют» правильность выбора будущей специальности. Практика 2013 года показала, что в 2014 году 47% (76 чел.) присутство-= вавших на мероприятии ребят поступили учиться в городские учебные заведения: педагогичесий институт, медицинский, политехнический и финансово-экономический колледжи.
Направление 4. Организация учебно -производственного процесса в условиях реального предприятия.
В образовательном процессе факультета технологии и предпринимательства уже второй год в расписании студентов направления «Профессиональное обучение» значится «производственный день». Это определенный день недели, когда студенты овладевают умениями работы на профессиональном оборудовании, в производственном цехе, осваивая одну из рабочих профессий: оператор станка с ЧПУ, повар, автомеханик. Так, заключены договоры сотрудничества с ООО «Дельта — Технология», рестораном-баром «Вассаби», автошколой «ИП Бояркин», ООО «Первомай». Такая практика усиливает возможности формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. В 2013-2014 учебном году по итогам таких занятий 18 студентов второго курса сдали квалификационный экзамен и получили удостоверение по профессии «автомеханик», 4 студентки - «портной с умением кроя», 21 человек были аттестованы как продавцы
промышленных товаров, а 7 — подтвердили квалификацию повара-официанта — бармена. С лета 2014 года многие студенты уже используют такую подготовку для работы на предприятиях и в организациях города: в автосалонах «Автонянь» и «Джемир», в ресторанах «Урал», «Торжество» и «Миссис Хадсон паб», в ООО «Спецодежда» и на других малых предприятиях города.
Направление 5. Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства по рабочим профессиям.
Участие в образовательно-промышленном кластере делает возможным использование учебно-технологической среды предприятий для практической подготовки потенциальных рабочих и инженерно-технических кадров к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования, выполнению заданий на других участках работы. Ежегодно 5—10 студентов выпускного курса (3—6%) уже в период преддипломной практики принимаются городскими работодателями на работу. Такая форма сотрудничества вуза и производства приводит к продуктивному результату: вы-
полняются выпускные квалификационные работы, в которых исследуются реальные проблемы данной организации, вносятся предложения и рассчитывается экономический эффект от их внедрения. В 2014 году студентками специальности «Менеджмент организации» была разработана процессная модель для ООО «Первомай» и обосновано предложение по сокращению издержек при раскрое металла на ОАО «Завод ограждающих конструкций»; выпускники специальности «Профессиональное обучение» провели мониторинг применения принципов бережливого производства в деятельности предприятия и представили проект совершенствования его использования в ОАО «Трансмаш».
Традиционным становится участие студентов-автомобилистов в межрегиональном конкурсе профмастерства водителей и автомехаников «Майские звезды», операторов станков с ЧПУ. Участие в конкурсах способствует компетентностному росту будущих специалистов: позволяет участникам актуализировать универсальные действия, выполняя задания в различных ситуациях;
№ g (5Q) ОКТЯБРЬ 2Q14
осуществлять поиск, анализ и отбор необходимой информации; повышать уровень самообразования и конкурентоспособности будущего специалиста. Повышается ценностное отношение к рабочей профессии.
Направление 6. Повышение квалификации преподавательского состава профессиональных образовательных организаций.
В Шадринском педагогическом институте разработана программа повышения квалификации для преподавательского состава системы СПО «Проектирование учебных занятий в профессиональном образовании». Курсы проводятся дважды в течение учебного года. Программа предполагает рассмотрение технологии проектирования и оснащения образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения рабочих и специалистов. В период обучения преподаватели спецдисциплин знакомятся с современным оборудованием и профессиональными стандартами специальностей на производственных предприятиях города. По окончании обучения они проектируют и презентуют методические разработки. Это способствует в дальнейшем процессе обучения оптимизации процесса формирования у обучающихся СПО соответствующих компетенций.
Актуальность кластерного подхода предполагает необходимость инвестирова-
ния в процесс управления человеческими ресурсами региона.
Процесс реализации компетентност-ного подхода в подготовке специалистов в образовательно-промышленном кластере определяется возможностью интеграции усилий организаций профессионального образования, производственных предприятий и социальных учреждений.
Таким образом, рассмотренная в статье проблема позволяет обосновать важное направление, способствующее развитию конкурентных преимуществ предприятий в условиях малого города, а также решению вопросов их кадрового обеспечения компетентными специалистами.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok. html (дата обращения: 05.10.2014).
2. Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. 610 с.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс]. URL: http://window edu.ru/resource/644/73644/files/prm781-1.pdf (дата обращения: 07.10.2014).
Процесс реализации компетент-ностного подхода в подготовке специалистов в образовательно-промышленном кластере определяется возможностью интеграции усилий организаций профессионального образования, производственных предприятий и социальных учреждений.
REALIZATION OF COMPETENCE APPROACH TO SPECIALISTS' TRAINING IN EDUCATIONAL-INDUSTRIAL CLUSTER
E. P. Burnasheva, Candidate of Pedagogy, Professor, the department of management in education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, bep59@yandex.ru
This article substantiates a possibility to solve the problem of competent specialist training in the conditions of educational-industrial cluster. It specifies the peculiarities of competence approach to organization of educational process. Special attention is paid to technological constituent of educational process organization in the conditions of real production with modern equipment. The work considers a synergetic effect ofparticipation in cluster cooperation. The paper defines its advantages and analyzes possible risks and threats. The article marks out key professional competences, stated in Federal educational standard, formation of which will be strengthened with integration of cluster participants' abilities. The author underlines main events, tests in the frames of the Program of competent specialists training, in demand in small city. Among the peculiarities the
author marks the next aspects: regionalization ofprofessional education (it is suggested joining of all professional educational organizations in the united educational space of region); integration of employment centers, educational organizations and enterprises (by means of re-training programs realization); pre-professional training for preschool and school children (in the frames of professionally-oriented work); organization of educative-industrial process in the conditions of real enterprise (application of employers' industrial base); organization and holding of contests ofprofessional mastery for work professions; training of educational staff in professional educational organizations.
Key words: educational-industrial cluster; professional competence; competence; regionalization of education; enterprise vocational training; cluster interaction; synergistic effect; staff shortages; production day.
References
1. The decree of the President of the Russian Federation on 7 may 2012 No. 596 "About the long-term state economic policy (in Russian). Available at: http://www. rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html (accessed: 05.10.2014).
2. Porter M. Konkurentsiia [Competitive]. Moscow, Izd. dom «Vil'iams» Publ., 2005. 610 p.
3. The state educational standard of higher professional education in the field of training 051000 Vocational training (by industry) (qualification (degree) "bachelor") (in Russian). Available at: http://window.edu. ru/resource/644/73644/files/prm781-1.pdf (accessed 07.10.2014).