№ 1089 [O vnesenii izmenenij v federal>nyj komponent gosudarstvennyh obnazovatel>nyh standartov nachal>nogo obshhego, osnovnogo obshhego i srednego (polnogo) obshhego obrazovanija, utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 5 marta 2004 g. № 1089] : the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 7, 2017 № 506. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71597416/. (accessed 01.02.2918). (In Russian).
17. On the organization of the study of Astronomy (together with theMethodological recommendations on the introduction of the academic subject «Astronomy» as compulsory for studying at the secondary general education level) [Ob organizacii izuchenija uchebnogo predmeta «Astronomija» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendacijami po vvedeniju uchebnogo predmeta «Astronomija» kak objazatel>nogo dlja izuchenija na urovne srednego obshhego obrazovanija»)] : letter № TS-194/08 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 20, 2017. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_222602/. (accessed 01.12.2018). (In Russian).
УДК/uDC 377 И. А. Маврина, Т. Р. Закирзянов, В. А. Николаев,
О. А. Масюков, Д. В. Янькин
I. Mavrina, T. Zakirzyanov, V. Nikolayev, O. Masyukov, D. Yankin
характеристики образовательно-производственного кластера в рамках реализации концепции ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
CHARACTERISTICS OF EDuCATIONAL PRODuCTION CLuSTER
within the framework of implementation of the concept
OF CuTTING-EDGE TRAINING
Введение. Актуальность статьи обусловлена необходимостью привлечения внимания научной педагогической общественности и практического сообщества преподавателей учреждений СПО к проблеме развития образовательно-производственных кластеров в условиях моногорода. Целью статьи является теоретическое обоснование и описание организации и результатов взаимодействия учреждения СПО и производственной организации в процессе создания образовательно-производственного кластера в малом моногороде, экономика которого обусловливает специфику образовательных учреждений с основным спектром специальностей в сфере обслуживания предприятий нефте- и газодобычи.
Методология. В статье использованы методы теоретического анализа, прогнозирования и моделирования.
Результаты. Проведен анализ ключевых категорий (опережающее обучение, малый моногород, образовательно-производственный кластер), рассмотрены проблемы создания новых моделей профессиональной подготовки специалистов для экономики малого моногорода. Представлены результаты апробации образовательно-производственного кластера на основе социального партнерства и концепции опережающей подготовки кадров на примере моногорода Урай Тюменской области. Полученные результаты подтверждают актуальность вопросов, связанных с опережающей подготовкой кадров в системе СПО и необходимостью разворачивания образовательно-производственного кластера на территории малых городов Кемеровской, Новосибирской и других областей.
Заключение. Авторами отмечается необходимость развития социального партнерства внутри города, выраженного в организации взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и предприятий, создании модели образовательно-производственного кластера.
Introduction. The relevance of the article is due to the need to draw the attention of the scientific pedagogical community and the practical community of teachers of STR institutions to the study of the problem of developing educational and production clusters in a single-industry city. The purpose of the article is the theoretical justification and description of the organization and results of
the interaction between the institution of the STR and the production organization in the process of creating an educational and production cluster in a small monocity, whose economy determines the specifics of educational institutions with the main spectrum of specialties in the sphere of servicing oil and gas enterprises.
Materials and Methods. The methods of theoretical analysis, forecasting and modeling are used in the article.
Results. The analysis of key categories (cutting-edge training, a small monotown, an educational-production cluster), the problems of creating new models of professional training of specialists for the economy of a small single-industry city are considered. The results of approbation of the educational and production cluster on the basis of social partnership and the concept of cutting-edge of personnel on the example of the mono-city Urai of the Tyumen region are presented. The results confirm the relevance of issues related to cutting-edge training of personnel in the STR system and the need to deploy an educational and production cluster in the small towns of Kemerovo, Novosibirsk and other regions.
Conclusions. The authors note the need for the development of social partnership within the city, expressed in the organization of interaction between institutions of secondary vocational education and enterprises, creating a model of an educational and production cluster.
Ключевые слова: малый моногород, опережающее обучение, образовательно-производственный кластер.
Keywords: a small monotown, cutting-edge training, an educational and production cluster.
Введение
Концепция опережающей подготовки профессиональных кадров ориентирована на устойчивое повышение профессиональной занятости выпускников профессиональных образовательных организаций с ориентацией на постоянный карьерный рост в процессе реализации основных приоритетов научно-технологического развития регионов Сибири [2].
В этой связи для анализа процесса профессионального образования молодежи в условиях малого моногорода Западной Сибири нами были избраны пространственно-деятельностный и организационный методологические подходы.
Пространственно-деятельностный подход является интегрированным образованием, сочетающим в себе два методологических подхода — деятельностный (А. Н. Леонтьев, A. B. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков) и пространственно-средовой (И. Батракова, А. А. Макареня, Н. Н. Суртаева, А. П. Тряпицина и др.). Пространственно-деятельностный подход позволяет структурировать исследование образовательной и производственной среды малого города, проанализировать факторы влияния моногорода на развитие учреждений среднего профессионального образования, а также выявить условия и особенности развития образовательно-производственного кластера, включающего колледж и производственные организации, предоставляющие стажировочные площадки и участки производственного обучения для учащихся колледжа.
Организационный подход, опирающийся на теории деятельности социальных структур в обществе, взаимодействия человека и общества (К. А. Абульханова-Славская, А. Г Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Г. Щедровицкий и др.), дает возможность выявить и систематизировать ресурсы, которые могут быть привлечены к организации кластерной модели профессионального обучения будущих специалистов, а также выстроить алгоритм развития образовательно-производственного кластера.
В задачи данной статьи входит анализ ключевых категорий изучаемой проблемы: малый город, моногород, опережающее обучение, образовательно-производственный кластер.
Малый город — это форма поселения людей, которая характеризуется относительно небольшой численностью жителей (до 50 тыс.), недостаточным разнообразием форм трудовой занятости и досуга населения, традиционным и провинциальным укладом его жизни.
В России насчитывается свыше 750 малых городов с численностью населения до 50 тысяч жителей. Они составляют три четверти всех российских городов и формируют «низовую» сеть территориальной структуры хозяйства России, осуществляя экономическую и социокультурную взаимосвязь сельской местности с крупными городами.
Малые города функционально дополняют экономическую базу региональных центров, развиваясь как транспортно-распределительные центры, специализированные центры науки и научного обслуживания, в них размещаются филиалы или подразделения предприятий крупных центров.
К особенностям малого города можно отнести благоприятную экологическую среду, так как, как правило, он расположен вдалеке от промышленных центров, в нем отсутствуют экологически вредные производства, защищен лесами и т. д.; наличие исторического прошлого (малый город обычно возникает в древние или средневековые времена, с ним связаны события, повлиявшие на развитие всей страны); компактность расположения основных групп населения на территории города, связанной транспортной инфраструктурой или пешеходной доступностью.
Население малых городов встречается с определенными трудностями, среди которых следует отметить территориальную удаленность от больших городов и особенно от столицы (малый город, как правило, расположен вдалеке от больших городов, возможность быстрого перемещения часто отсутствует); зависимость от одного или нескольких градообразующих предприятий (основу промышленности малого города, как правило, составляют одно или два градообразующих предприятия, успех или неуспешность которых определяет благополучие населения); недостаточное разнообразие форм трудовой занятости и досуга (малый город характеризуется недостатком рабочих мест, культурно-развлекательных учреждений, площадок и форм организации досуга); отсутствие высших учебных заведений и культурно-просветительских учреждений; провинциализм (малый город, как правило, объявляется провинцией, что отражается в менталитете его жителей, они считают себя отсталыми, зависимыми от жителей других городов, особенно столицы); недостаточное число личностей-пассионариев, которые могут выступить инициаторами развития города (активные жители малого города, как правило, уезжают в большие города, так как не находят возможности реализовать себя в нем); наличие ряда социальных болезней (алкоголизация некоторых групп населения, возрастание риска психологических депрессий) и т. д.
Моногород представляет собой населенный пункт, экономическая деятельность в котором тесно связана с единственным предприятием или группой тесно интегрированных между собой предприятий.
Понятие «моногород» обозначает тесную связь между существованием населенного пункта и достаточно крупным предприятием. При этом предприятие, вокруг которого формируется город, называют градообразующим. Однако в законодательной базе Российской Федерации понятие «моногород» не фигурирует, а лишь подразумевается в нормативных актах, контекст которых содержит упоминания о градообразующих предприятиях.
Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р утвержден перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) [8]. В данном перечне муниципальные образования поделены на три категории в зависимости от социально-экономической ситуации: первая — моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций), вторая — моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, третья — моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией.
Моногород являет собой сложную структуру, характеризующуюся множественными связями между предприятием (или несколькими предприятиями одного профиля) и населенным пунктом. На такое предприятие возлагаются нагрузки социального характера, что позволяет обеспечивать все необходимые условия жизнедеятельности, качество и уровень жизни людей в данном населенном пункте.
В качестве существенных признаков моногорода можно рассматривать следующие:
— в городе работает одно или несколько однотипных предприятий, имеющих одинаковую отраслевую принадлежность. При этом все остальные хозяйствующие субъекты такого города выпускают продукцию только для нужд его населения;
— имеется цепочка предприятий, которые имеют между собой технологические связи и работают на один определенный конечный рынок (кроме тех, кто выпускает продукцию для нужд города);
— доходы местного бюджета в значительной степени (до 70-80 %) зависят от работы одного или нескольких предприятий;
— население на 40 % обладает однородным профессиональным составом.
Кроме того, российский моногород в 60 % случаев расположен в значительной удаленности от других городов, не имеет развитых связей с внешним миром в виде дорог, устойчивых телефонных сетей и т. д.
Для нашего исследования характеристики малого города и моногорода оказались весьма важными, поскольку одной из задач исследования стала систематизация условий и ресурсов создания и развития образовательно-производственного кластера в соответствии с Концепцией опережающей подготовки кадров в системе среднего профессионального образования.
Опережающее обучение — новая и недостаточно исследованная научная категория, связанная с категориями опережающего непрерывного образования и опережающего профессионального образования, а также опережающей подготовки кадров [3].
В основе идеи опережающей подготовки кадров лежит изменение отношения к человеку как ценности, субъекту собственной деятельности, осуществляемой в условиях постоянного обновления техники и технологий, изменений в социальной и экономической жизни общества, необходимости освоения работником новых видов профессиональной деятельности, постоянного повышения квалификации и уровня профессиональной подготовки [1].
К основным составляющим идеи опережающего непрерывного образования относятся: опережающая подготовка кадров для социально-экономического развития регионов; саморазвитие, самоопределение личности, самозанятость обучающегося; базовое фундаментальное образование, создающее основу для дальнейшего движения человека в образовательном пространстве по самым различным направлениям; многоуровневость образовательных программ; дополнительность (взаимодополнение) базового и последипломного образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, развитие системы неформального образования взрослых); маневренность образовательных программ («стыковка» содержания образовательных программ разных профилей, уровней и ступеней, преемственность и интеграция образовательных программ; гибкость организации форм образования (развитие очной, заочной, вечерней, дистанционной форм обучения, системы открытого образования и пр.) [5].
Передовой опыт российских предприятий показал высокую значимость опережающей подготовки кадров для предприятий различной принадлежности. Так, например, для нефтегазохими-ческого комплекса Татарстана разработана организационно-структурная модель системы опережающей профессиональной подготовки кадров. В модели определена теоретико-методологическая база моделирования (подходы, принципы и функции), структура многоуровневого учебно-воспитательного процесса, отличающегося введением дополнительного допрофессионального образования в школе, организацией профессионально направленного психологического сопровождения, дополнительного образования и интегрированных производственных практик на профессиональном этапе, учитывающая соответствие результатов подготовки кадров требованиям производства [6].
Образовательно-производственный кластер как научное понятие имеет две составляющих.
Ведущим посылом развития научного потенциала данной категории становится потребность создания и разворачивания образовательно-производственных кластеров в малых моногородах, характеризующихся рядом признаков: место расположения, пространственная сосредоточенность и концентрация, концентрация одновекторных производственных объединений, численность населения не более 100 тысяч человек, невысокая вариабельность востребованности профессиональных кадров, компактность и пр.
Образовательный кластер представляет собой научно-производственно-образовательный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации поставщиков (образовательная организация, производственное объединение) и потребителей (обучающиеся, работодатели) образовательных услуг, связанных единой инновационной цепочкой подготовки и повышения квалификации кадров, а также развития научных и прикладных знаний для отраслей экономики и социальной сферы [4].
Ядром образовательного кластера является образовательная организация профессионального образования, накопившая определенный инновационный потенциал, который позволяет рассматривать его как головной центр, способный содействовать ускорению и интенсификации системной интеграции инновационной активности в пределах определенной территории.
Образовательно-производственный кластер заключает в себе систему сетевого взаимодействия образовательных, производственных и иных организаций, объединенных по принципу
социального партнерства, которая направлена на повышение качества профессиональной подготовки кадров в интересах развития приоритетных социально-экономических отраслей региона или муниципалитета, в интересах развития молодого поколения.
Методология
Исследование проводилось в малом моногороде Урае (население — 45 тыс. чел.), расположенном на территории Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Тюменской области. Город имеет несколько градообразующих предприятий, относящихся к нефтегазовой отрасли. Наиболее крупными из них являются сервисные предприятия ООО «ЛУКОЙЛ»: ООО «НПО-Сервис» — специализирующееся на ремонте нефтепромыслового оборудования, сервисный центр «Урайэнергонефть» Западно-Сибирского регионального управления «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» — обеспечивающее энергетические ресурсы и др.
Данные предприятия заинтересованы в притоке молодых специалистов, активных, инициативных субъектов собственной жизни. Они тесно сотрудничают с ведущим учреждением среднего профессионального образования — Урайским политехническим колледжем, в стенах которого организовано профессиональное обучение по 28 специальностям и направлениям, соответствующим отраслевому назначению моногорода (электрики, буровики, наладчики и ремонтники нефтегазового оборудования, операторы и т. д.).
Исследование ресурсов и возможностей организации опережающего обучения на территории малого моногорода, в котором подготовка кадров для градообразующей системы предприятий осуществляется фактически на базе одного (единственного) образовательного учреждения среднего профессионального образования — Урайского политехнического колледжа, проводилось в сервисном центре «Урайэнергонефть», которое является заказчиком на получение кадров электротехнического профиля. Сервисный центр «Урайэнергонефть», входящий в состав Западно-Сибирского регионального управления ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ», существует уже 40 лет. В настоящее время предприятие выполняет функции единого сетевого оператора организаций Группы «ЛУКОЙЛ», осуществляющего деятельность по передаче электроэнергии, эксплуатации, оперативному управлению, техническому обслуживанию, текущему ремонту, строительству, реконструкции, модернизации и капитальному ремонту электросетевого и электротехнологического оборудования нефтегазовых месторождений территориально-производственного предприятия «Урайнефтегаз».
Исследование проходило в три этапа: подготовительный, организационный и внедренческий.
В течение подготовительного этапа (2013) изучались статистические данные о трудоустройстве выпускников-электриков Урайского политехнического колледжа (УПК) в сервисном центре «Урайэнергонефть» с 2009 по 2013 г. и ротации кадров электриков на данном предприятии.
Организационный этап был посвящен формированию нормативной и договорной базы совместной деятельности и сотрудничества между сервисным центром «Урайэнергонефть» и Урайским политехническим колледжем, а также апробации различных форм организации производственной практики студентов.
Внедренческий этап включал:
— прогнозирование потребности в кадрах электриков на период до 2020 г.;
— организацию производственной практики студентов на базе предприятия;
— апробацию соглашения о социально-экономическом партнерстве сервисного центра «Урайэнергонефть» и Урайского политехнического колледжа;
— реализацию мероприятий по трудоустройству и профессиональной поддержке выпускников и молодых специалистов;
— разработку модели образовательно-производственного кластера.
В ходе подготовительного этапа было установлено, что ежегодно, уже более 25 лет, сервисным центром «Урайэнергонефть» обеспечивается прием студентов Урайского политехнического колледжа на производственную практику. Исторически взаимоотношения сервисного центра «Урайэнергонефть» и бюджетного учреждения «Урайский политехнический колледж» носили несистемный характер, выпускники профильной специальности «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» трудоустраивались на обычных основаниях при наличии трудовых вакансий. Анализ статистических данных с 2009 по 2013 г. о трудоустройстве выпускников-электриков в сервисном центре
«Урайэнергонефть» показал, что трудовые вакансии и ротацию кадров невозможно систематизировать по одному или нескольким признакам, поскольку закономерности в данных не обнаружилось.
Итогом организационного этапа стали разработанные документы: положение о производственной практике студентов на предприятии «Сервисный центр «Урайэнергонефть», инструктивные материалы для специалистов, занятых в проведении производственной практики, договор о сотрудничестве и совместной деятельности между предприятием и колледжем, а также другие необходимые документы.
Внедренческий этап стал наиболее насыщенным по научно-практическому содержанию совместной деятельности сервисного центра «Урайэнергонефть» и Урайского политехнического колледжа.
Методом прогнозирования был избран так называемый наивный подход, основанный на предположении, что будущее лучше всего характеризуется последними изменениями. Применение данного метода основывается на предположении о том, что прогнозируемые показатели в будущем равны показателям предшествующего периода. «Наивный» прогноз позволяет работать при отсутствии исторических данных. Данный прогноз понятен, прост в подготовке и быстр в реализации.
С 2013 г ситуация производства кадров для конкретного предприятия-заказчика, которым выступил сервисный центр «Урайэнергонефть», коренным образом поменялась. Основанием для ее изменения стала Концепция опережающего обучения, предложенная М. П. Пальяновым [1]. Согласно ей, будущие специалисты должны обучаться в условиях, приближенных к реальным производственным ситуациям, с использованием методики опережающего обучения, успешно апробированной в образовательных учреждениях различного уровня еще в СССР К таким условиям относится, кроме всего прочего, организация блока практической профессиональной подготовки или производственного обучения на стажировочных площадках предприятий-заказчиков.
В сервисном предприятии «Урайэнергонефть» на период практики студенты закреплялись за опытными наставниками и знакомились с особенностями профессии, характерными для данного предприятия. К таким особенностям относятся:
— рабочие места находятся как в городской черте, с пятидневным восьмичасовым режимом работы, так и в сотнях километров от города Урай, непосредственно на объектах добычи нефти и газа, с вахтовым режимом работы и проживанием в общежитиях вахтовых поселков;
— работа выполняется в цехах и районах электрических сетей, которые являются производственными подразделениями сервисного центра «Урайэнергонефть», обеспечивают электроснабжением потребителей, осуществляют техническое ремонтно-эксплуатационное обслуживание и оперативно-диспетчерское управление электрическими сетями и энергообъектами на закрепленной территории;
— территория каждого района включает в себя тысячи квадратных километров, на которых расположены линии электропередач, трансформаторные подстанции, объекты транспортировки нефти и газа и электрические станции.
Студенты получили представление об основных принципах и особенностях работы по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 3-го разряда». Основные требования к данной должности включают: выполнение несложных работ на электростанциях и трансформаторных подстанциях с полным их отключением от сети; выполнение оперативных переключений в сетях с ревизией трансформаторов, выключателей, разъединителей и приводов к ним с разборкой конструктивных элементов; проверку, монтаж и ремонт схем освещения; работы по размотке, разделке, дозировке, прокладке кабеля, монтажу вводных устройств и соединительных муфт, концевой заделке в кабельных линиях напряжением до 35 кВ; установку, подключение и обслуживание электроизмерительных приборов, электродвигателей мощностью до 100 кВт; работы по ремонту электрооборудования сушильных печей и т. д.
Во время производственной практики студенты не допускались к самостоятельной работе в действующих электроустановках, однако они могли получить полное представление об основных принципах тех или иных операций.
В ходе внедренческого этапа был разработан и применен порядок работы с молодыми специалистами: выпускники Урайского политехнического колледжа принимаются на работу в сервисный центр на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудо-
вания 3-го разряда; в обществе «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ», в которое входит сервисный центр «Урайэнергосети», кроме предоставления рабочих мест выпускникам учебных заведений, реализуется комплекс мер поддержки молодых специалистов и молодых работников.
Молодыми работниками считаются работники до 35 лет включительно, молодыми специалистами — не старше 30 лет, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, приступившие к работе по профилю полученного образования в течение шести месяцев непосредственно после окончания учебного заведения или в течение трех месяцев после службы в Вооруженных силах Российской Федерации, если между окончанием учебного заведения и началом службы прошло не более шести месяцев.
Статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня заключения трудового договора с работодателем, но до достижения работником возраста 30 лет. Не реже одного раза в два года на предприятии проводятся научно-практические конференции молодых специалистов, слеты и конкурсы молодых работников по актуальным проблемам деятельности общества.
Выпускникам, окончившим колледж, предоставляется возможность получения первого высшего образования; профессиональной переподготовки; повышения квалификации; получения дополнительного образования; дистанционного обучения; посещения курсов, тренингов, семинаров.
Трудоустройством на предприятие работа с молодыми работниками не ограничивалась. Был разработан ряд мероприятий по оценке качеств будущих работников с целью их дальнейшего развития и карьерного роста. Так, выпускники колледжа, трудоустроенные в рамках соглашения о социально-экономическом партнерстве, успешно поступившие на заочные отделения профильных высших учебных заведений и отучившиеся не менее года, на один календарный месяц закрепляются в одном из четырех основных производственных отделов предприятия: производственно-технический отдел; оперативно-диспетчерская служба; отдел промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды; группа учета и реализации электро- и теплоэнергии.
По завершении практики каждый руководитель отдела оформляет отчет, в котором оценивает молодого работника по ряду компетенций как общего, так и узконаправленного значения. Согласно данной оценке, формируются рекомендации о возможностях молодого специалиста как кадрового резерва для конкретного отдела.
Кроме того, каждый из молодых работников, прошедших курс стажировки в отделе, заполняет специально разработанный опросный лист. Эта работа ограничена по времени и выполняется в присутствии работников с персоналом. Данная схема позволяет определить компетентность претендента, уровень его осведомленности о работе отдела, умение лаконично формулировать ответы на вопросы, действовать в условиях ограниченного времени и т. д.
После стажировки в каждом из четырех отделов (спустя четыре месяца) работники проходят курс практического обучения на рабочем месте, конечной целью которого является сдача экзаменов на право исполнять обязанности мастера цеха электрических сетей. Совокупность этих мероприятий позволяет оценить потенциал и возможности молодых работников.
Основной целью данного этапа является повышение профессионализма молодых работников до такого уровня, который позволит им самим участвовать в подготовке выпускников колледжа следующих лет, трудоустроенных согласно сложившимся традициям.
Лучшие студенты Урайского политехнического колледжа были приглашены на конкурсы профессионального мастерства в сервисный центр «Урайэнергонефть». Высокое качество подготовки студентов в 2016 г. было подтверждено на конкурсе профмастерства, проводимом обществом «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ». Число работников ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» составляет почти восемь тысяч человек. На конкурс были заявлены двенадцать команд от двенадцати сервисных центров, расположенных от Ставропольского края до Западной Сибири. Команда урай-ских студентов приняла участие на внеконкурсной основе, выполнила все конкурсные задания и заняла пятое место среди профессиональных команд. Тем самым она подтвердила высокий уровень подготовки студентов и положительный эффект от принятых мер.
Помимо прохождения оценочного тестирования, работники активно принимают участие в различных мероприятиях предприятия: вступают в совет молодых специалистов, участвуют в различных общественных акциях, спортивных соревнованиях и конкурсах самодеятельности.
Поскольку в течение последних пяти лет (2013-2017 гг.) в сервисном центре «Урайэнергонефть» возникла проблема дефицита квалифицированного персонала, в 2013 г. было заключено
соглашение о социально-экономическом партнерстве с бюджетным учреждением «Урайский политехнический колледж».
Данным соглашением о социально-экономическом партнерстве было обозначено приоритетное право на трудоустройство с предоставлением рабочего места непосредственно по окончании обучения выпускникам, имеющим: диплом об окончании колледжа с отличием, подтвержденное успешное прохождение производственной практики в «Урайэнергонефть», положительную характеристику выпускника от Урайского политехнического колледжа.
Кроме того, сервисным центром ежегодно формируется рейтинг приоритетного устройства на рабочие места данного предприятия. Выпускники, имеющие высокий средний балл и подпадающие под вышеуказанные критерии, по мере появления вакантных мест включаются в список кандидатов на трудоустройство в порядке очередности.
За период действия соглашения (четыре года) данная практика позволила трудоустроить 30 выпускников, как молодых специалистов, так и молодых работников. Поскольку предпочтение отдавалось выпускникам с высокой успеваемостью, что гарантировало трудоустройство лучшим студентам, в Урайском политехническом колледже был зафиксирован устойчивый рост числа абитуриентов, желающих поступить на профильные специальности, востребованные в сервисном центре «Урайэнергонефть».
Подтверждением положительного эффекта реализации соглашения о социально-экономическом сотрудничестве предприятия и колледжа стала победа студентов Урайского политехнического колледжа на Региональной олимпиаде профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций по направлению «Электро- и теплоэнергетика», проходившей в городе Урай в апреле 2016 г.
Результаты
Метод моделирования использовался в исследовании для формирования наиболее полного представления об образовательно-производственном кластере. Целями создания кластера стали: привлечение социальных партнеров (предприятий города и колледжа) к разработке и реализации единой стратегии развития моногорода; разработка форм проектирования и апробация технологий взаимодействия социальных партнеров — участников кластера: нормотворчество, прогнозирование, квазипрофессиональная деятельность, кластерный обмен и взаимодействие, информационный обмен, сетевое взаимодействие, PR-технологии и др.; формирование научно обоснованного, статистически достоверного прогноза потребности в профессиональных кадрах на территории моногорода (краткосрочного — 1-5 лет, среднесрочного — 5-10 лет, генерационного — 10-25 лет); проектирование учебно-научно-методической базы колледжа на основании результатов согласования профессиональных образовательных программ с целевыми ориентирами развития региона, города, территории, потребностями заказчика (работодателя) образовательных услуг; интеграция и согласованность образовательных программ; создание и развитие актуальной лабораторной, стажировочной базы и базы практик для профессиональной подготовки будущих специалистов; создание единого информационного ресурса, объединяющего образовательный, производственный и управленческий потенциал социальных партнеров — участников образовательно-производственного кластера.
Модель образовательно-производственного кластера является многомерной и структурно-функциональной: включает пять структурных модулей.
Многомерность модели образовательно-производственного кластера обеспечивается компонентными характеристиками образовательного процесса в колледже (направлениями профессиональной подготовки, предприятиями, предлагающими стажировочные площадки, образовательными технологиями, научно-методическим обеспечением). Структура модели включает, кроме компонентов, функциональные связи между ними. Функциональность связей обусловлена взаимными интересами и потребностями социальных партнеров — участников кластера и может быть описана с помощью вопросов: что ожидает колледж от сотрудничества с предприятием (социальными партнерами)? что ожидает(ют) предприятие (социальные партнеры) от взаимодействия с колледжем? В качестве социальных партнеров могут выступать не только колледж и предприятия, заинтересованные в качественной и опережающей профессиональной подготовке специалистов, но и администрация моногорода, заинтересованная в преодолении миграционных тенденций в молодежной среде, а также представители малого бизнеса, обес-
печивающие доступность и надлежащее качество социальных услуг для населения города. Образовательно-производственный кластер обладает свойствами системности, гибкости, конструктивности, является саморазвивающейся системой, которые позволяют увеличивать или уменьшать количество модулей в кластерной модели за счет новых направлений образовательной деятельности колледжа, новых образовательных организаций и пр.
Так, в настоящее время на базе Урайского политехнического колледжа решается вопрос об открытии базовой кафедры одного из вузов Урало-Сибирского региона. Открытие специальности «электроэнергетика» позволит сегодняшним студентам получать высшее образование параллельно с профессиональной подготовкой в колледже, что является свидетельством и подтверждением жизнеспособности концепции опережающего обучения. Социальным эффектом может стать благоприятное влияние на выпускников, которые будут иметь возможность получения высшего образования по профильным специальностям в городе Урай.
Кроме того, совместно с управлением образования города Урай было принято решение о создании на базе инженерного класса в школе № 6 энергетического класса с обучением в нем школьников 7-9-х классов. ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» профинансировало оснащение данного класса необходимым учебным оборудованием и расходными материалами посредством оказания благотворительной помощи.
Заключение
Теоретический анализ профессиональной подготовки специалистов для экономики малого моногорода показал необходимость развития социального партнерства внутри города, выраженного в организации взаимодействия учреждения среднего профессионального образования и предприятий, расположенных на территории города. Формы социального партнерства рассматривались на примере взаимодействия и сотрудничества Урайского политехнического колледжа и производственной организации (сервисного центра «Урайэнергосети») в рамках образовательно-производственного кластера.
В ходе внедренческого этапа исследования было осуществлено прогнозирование потребности в кадрах специалистов по технической эксплуатации и ремонту электрического и электротехнического оборудования на ближайшие пять лет, заключено соглашение о социально-экономическом партнерстве между колледжем и предприятием, в рамках которого апробирована стажиро-вочная площадка для производственной практики студентов на базе предприятия, разработаны система мероприятий по трудоустройству и профессиональной поддержке выпускников и молодых специалистов, а также модель образовательно-производственного кластера.
В основе создания модели образовательно-производственного кластера лежит концепция опережающей подготовки кадров моногорода, позволяющей конструировать разнонаправленные формы профессиональной подготовки, профессиональной ориентации и социально ориентированной деятельности молодежи моногорода.
Разработки, связанные с опережающей подготовкой кадров в системе среднего профессионального образования, нашли применение в создании образовательно-производственных кластеров на территории малых городов Кемеровской, Новосибирской областей.
Литература
1. Бибик В. И., Лебедев В. И., Пальянов М. П. Тенденции модернизации взаимодействия социальных партнеров и учреждений профессионального образования // Профильная школа. 2013. № 5. С. 23-34.
2. Журавлева М. В. Система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 1. С. 318-323.
3. Касаткина Н. Э., Пахомова Е. А., Руднева Е. Л. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях регионального рынка труда как фактор устойчивой занятости // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 31. С. 181-188.
4. Лукин Г. И., Фролков А. И. Исследование проблемы планирования опережающей подготовки кадров в крупной компании в условиях ее технологического обновления // Инновационная экономика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). Казань : Бук, 2016. С. 76-82.
5. Опережающая подготовка инженерно-технических кадров на основе взаимодействия университетов и производственных предприятий / А. А. Никитин, А. С. Марковичев, М. В. Морозова и др. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 64-67.
6. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. М. : Эгвес, 2000. 268 с.
7. Научно-методическое обеспечение инновационного развития образовательного кластера в условиях интеграции науки, образования и производства (для руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения учрежде-
ний системы профессионального образования, научных работников и аспирантов) : науч.-метод. пособие / Р. С. Сафин, А. Р. Масалимова, Р. Г. Зяляева, Е. Л. Матухин ; под науч. ред. Г. И. Ибрагимова. Казань : Данис, 2014. 178 с.
8. О Перечне монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р. URL: http://base.ganant.nu/70707138/.
References
1. Bibik V. I., Lebedev V. I., Palyanov M. P. Tendencies of Modennizing the Intenaction of Social Partners and Institutions of Vocational Education [Tendencii modennizacii vzaimodejstvija social'nyh partnerov i uchnezhdenij pnofessional'nogo obrazovanija]. Profile School[Profil'naja shkola]. 2013. № 5. P. 23-34. (In Russian).
2. Zhuravleva M. V. System of advanced professional training of personnel for the petrochemical complex [Sistema operezhajushhej professional'noj podgotovki kadrov dlja neftehimicheskogo kompleksa]. Bulletin of Kazan Technological University [Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta]. 2011. № 1. P. 318-323. (In Russian).
3. Kasatkina N. E., Pakhomova E A, Rudneva E. L. Formation of professional self-determination of students in the conditions of the regional labor market as a factor of sustainable employment [Formirovanie professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja v uslovijah regional'nogo rynka truda kak faktor ustojchivoj zanjatosti]. Vestnik of the Kemerovo state university of culture and arts [Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv]. 2015. № 31. P. 181-188. (In Russian).
4. Lukin G. I., Frolkov A. I. Investigation of the problem of planning advanced training of personnel in a large company in the conditions of its technological renovation [Issledovanie problemy planirovanija operezhajushhej podgotovki kadrov v krupnoj kompanii v uslovijah ee tehnologicheskogo obnovlenija]. Innovative Economics [Innovacionnaja jekonomika] : materials of the III International scientific conference (Kazan, October 2016). Kazan: Buk, 2016. P. 76-82. (In Russian).
5. Nikitin A. A., Markovichev A. S., Morozova M. V., Nikitina O. A., Poleshchuk L. G. Advanced training of engineering and technical personnel on the basis of interaction between universities and industrial enterprises [Operezhajushhaja podgotovka inzhenerno-tehnicheskih kadrov na osnove vzaimodejstvija universitetov i proizvodstvennyh predprijatij]. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 2 (22). P. 64-67.
6. Novikov A. M. Russian education in a new era: paradoxes of heritage, vectors of development [Rossijskoe obrazovanie v novoj jepohe: paradoksy nasledija, vektory razvitija]. Moscow: Egves, 2000. 268 p. (In Russian).
7. Safin R. S., Masalimova A. R., Zyalyaeva R. G., Matukhin E. L. Scientific and methodological support of innovative development of the educational cluster in the context of integration of science, education and production (for managers, teachers and masters of industrial training institutions system of professional education, researchers and graduate students] [Nauchno-metodicheskoe obespechenie innovacionnogo razvitija obrazovatel'nogo klastera v uslovijah integracii nauki, obrazovanija i proizvodstva (dlja rukovoditelej, prepodavatelej i masterov proizvodstvennogo obuchenija uchrezhdenij sistemy professional'nogo obrazovanija, nauchnyh rabotnikov i aspirantov)] : scientific and methodical manual. Edited by G. I. Ibragimov. Kazan: Danis, 2014. 178 p. (In Russian).
8. On the List of mono-profile municipal entities of the Russian Federation (mono-towns) [O Perechne monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovanij RF (monogorodov)] : decree of the Government of the Russian Federation of july 29, 2014 № 1398-r. Available at: http://base.garant.ru/70707138/. (In Russian).
УДК/uDC 377 Л. Л. Сорокина
L. Sorokina
использование креативно-технологического подхода при организации самостоятельной работы студентов
use of the creative-technological approach
TO THE ORGANIZATION OF THE INDEPENDENT WORK OF STuDENTS
Введение. В статье представлено исследование по проблеме организации самостоятельной работы студентов в связи с переходом на новые образовательные стандарты и внедрением компе-тентностного подхода. Рассмотрены основные определения понятия «самостоятельная работа», дана ее классификация.
Методология. В ходе проведения исследования использовались такие методы, как наблюдение, тестирование, анализ продуктов самостоятельной работы студентов.
Результаты. Введено понятие «креативно-технологический подход», представлены содержание, условия реализации и результаты внедрения креативно-технологического подхода на основе электронных образовательных ресурсов. Разработан алгоритм организации самостоятельной работы студентов в рамках креативно-технологического подхода, а также выделены ее этапы.