УДК 377.35 (377.5)
ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ
Н.В.Матвеев
DUAL EDUCATION OF STUDENTS AS THE INSTRUMENT OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE
TERRITORIAL COMMUNITY
N.V.Matveev
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, matveev.nikolaj@gmail.com
В статье рассмотрены основные характеристики дуального профессионального образования, описан опыт сотрудничества производственного предприятия и Новгородского техникума в процессе создания образовательно-производственного кластера. Рассмотрены возможности участия предприятия в профессиональной подготовке студентов. Раскрыты возможности дуального образования как инструмента социального партнерства в регионе.
Ключевые слова: дуальное образование, среднее профессиональное образование, социальное партнерство, регионализация образования, образовательный кластер
In this article the author analyzes the phenomenon of dual education and describes the experience of partnership between a manufacturing enterprise and educational institution in the process of establishing the educational cluster.. The article illustrates different aspects of enterprise's participation in the professional education and defines the role of dual education in the development of social cooperation on a regional scale.
Keywords: vocational education, dual education, social partnership, regionalization of educationб educational cluster
Современное производство требует от системы среднего профессионального образования таких специалистов, которые без долговременной адаптации могут качественно выполнять специфические профессиональные обязанности. В данной ситуации образовательное учреждение должно оперативно обновлять и корректировать содержание подготовки специалистов с учетом меняющихся требований со стороны работодателей и других социальных партнеров. Данная тенденция четко обозначена в Концепции модернизации российского образования.
Динамично меняющийся мир требует от образовательных организаций быстрого реагирования в вопросах разработки образовательных программ и формирования у будущих специалистов необходимых профессиональных компетенций. Одним из условий решения данной задачи является обеспечение тесного сотрудничества между производством и учреждениями образования, которое на сегодняшний день ярко представлено в организации дуального профессионального образования.
Дуальная форма профессионального образования характеризуется Г.А.Федотовой как образовательный процесс, сочетающий практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в традиционном образовательном учреждении [1].
Ю.Н.Петров под дуальной системой профессионального образования понимает инновационный тип организации профессионального образования, предполагающий согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов, построенное на единстве трех мето-
дологических оснований: аксиологического (паритетность гуманистических и технико-технологических ценностей и целей), онтологического (компетентно-стный подход), технологического (развитие общественно-профессиональных отношений) [2].
В педагогике понятие «дуальная система» впервые было использовано в ФРГ в середине 1960-х гг. для обозначения новой формы организации профессионального обучения.
Современная дуальная система профессиональной подготовки включает две различные учебно-производственные среды — предприятие и государственную профессиональную школу, которые действуют сообща во имя общей цели — профессиональной подготовки обучаемых.
Общность целей профессионального образования и производства заключается в результатах обучения — подготовке компетентных специалистов определенной квалификации, обладающих необходимыми социально-профессиональными характеристиками. Целью любого предприятия наряду с получением прибыли является развитие кадрового потенциала, а целью учебного заведения — подготовка востребованных специалистов. Такое понимание цели позволяет выстраивать образовательный процесс «от результата», преодолевая традиционную когнитивную ориентированность образования.
С точки зрения Г.А.Федотовой, основным системообразующим фактором дуальной формы профессионального образования выступает институт социального партнерства с четкой дифференциацией интересов и обязанностей каждого партнера при ведущей роли работодателей. Социальное партнерство
понимается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, учреждениями социума, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса [3].
Успешной реализации задач социального партнерства способствует система новых принципов организации профессионального образования, в основу которых положена идея: «Работодатель определяет чему учить, образовательные учреждения — как учить».
Основными направлениями взаимодействия партнеров в области профессионального образования могут выступать:
— участие работодателей в разработке государственных общеобязательных стандартов образования, типовых учебных планов и программ;
— организация профессиональной практики обучающихся с использованием технологической базы предприятий, стажировок преподавателей специальных дисциплин и специалистов;
— развитие взаимодействия сторон по вопросам подготовки специалистов и содействия их трудоустройству;
— обеспечение рынка труда высококвалифицированными рабочими и специалистами в соответствии с требованиями профессиональных квалифицированных характеристик;
— привлечение к процессу обучения специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях экономики;
— участие в организации контроля над качеством подготовки специалистов при поведении итоговой аттестации обучающихся;
— привлечение финансовых средств работодателей на развитие организаций образования.
Одним из вариантов организации социального партнерства производственной сферы и образования может выступать разработка образовательно-производственного кластера, предполагающего организацию обучения, взаимообучения и самообучения в инновационной цепочке «наука — технологии — бизнес». Согласно Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), для кластерного взаимодействия характерны:
— географическая концентрация (территориальная соотнесенность образовательных учреждений и предприятий);
— специализация (концентрация вокруг определенной сферы деятельности, связывающей участников);
— множественность экономических агентов (предприятия, общественные организации, образовательные учреждения, органы местного самоуправления и др.);
— конкуренция и сотрудничество (как основные виды взаимодействия между организациями-членами кластера);
— жизнеспособность (долгосрочные перспективы сотрудничества);
— вовлеченность в инновационный процесс
[4].
Работа подобного образовательно-производственного кластера сегодня в Великом Новгороде организована в рамках сотрудничества СПО «Новгородский химико-индустриальный техникум» с химическим предприятием ОАО «Акрон». Организацию работы кластера организационно и материально поддержал комитет образования, науки и молодежной политики Великого Новгорода. Техникуму был присвоен статус «Областная экспериментальная площадка», выделены средства для поощрения участников проекта, сбора информации, издания методических рекомендация и др.
Партнерство техникума и работодателя осуществляется по следующим взаимовыгодным направлениям: обеспечение современной материальной базой образовательного процесса; организация подготовки обучающихся во время производственной практики; реализация новых образовательных программ по заказу предприятия; привлечение квалифицированных работников предприятия к участию в образовательном процессе техникума; повышение квалификации педагогических работников; сертификация выпускников.
Одной из особенностей взаимодействия техникума с ОАО «Акрон» является организация образовательной деятельности «от результата». Подобная характеристика сотрудничества предполагает взаимодействие учебного заведения и производственной площадки, направленное на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в условиях профессиональной среды, приближенной к производству или непосредственно на производстве. Это предполагает изменение организации образовательного процесса, содержания, технологий преподавания, проведения практики, к которой активно привлекаются работники различных структур работодателя.
Создание образовательно-производственного кластера с участием СПО «Новгородский химико-индустриальный техникум» и ОАО «Акрон» включает несколько этапов. В настоящее время завершается подготовительный этап (2013—2014 учебный год), который предполагал накопление эмпирических данных, определение методологических и методических подходов к проблеме развития социального партнерства в профессиональном образовании, диагностику возможностей и потребностей участников взаимодействия разработку модели образовательно-производственного кластера и методических рекомендаций для принятия управленческих решений.
Опытно-экспериментальный и организационный этапы планируются реализовать в 2014—2015, 2015—2016 учебных годах, однако уже сегодня в рамках совместной работы образовательного учреждения и предприятия обсуждаются разработка проектов, планов работ, учебных программ, были определены организационно-педагогические условия развития образовательного кластера как формы социального партнерства в территориальном сообществе.
В данный период развития проекта осуществляется корректировка модели образовательно-
производственного кластера, разработка и корректировка учебно-программной документации. В целях подготовки рабочих кадров для предприятия ОАО «Акрон» реализуется более 9 образовательных программ, связанных с аналитическим контролем качества химических технологий («Лаборант-эколог», «Аппаратчик-оператор» и др.), апробируется программы подготовки по специальности «Химическая технология неорганических веществ», «Аналитический контроль качества химических соединений».
В процессе опытно-экспериментальной деятельности позитивно зарекомендовали себя различные формы участия работодателей в организации профессиональной подготовки студентов: экспертная оценка учебных программ; работа в государственной аттестационной комиссии; чтение междисциплинарных курсов; организация производственной и учебной практики; участие в процессе модернизации материально-технической базы техникума; организация работы научно-методических семинаров образовательного кластера, направленных на согласование требований предприятий-заказчиков к профессиональным знаниям и навыкам выпускников техникума; развитие сектора дополнительного профессионального образования, организация курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки, стажировок преподавателей и мастеров на предприятиях; проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий.
На завершающем этапе проектной деятельности по созданию образовательно-производственного кластера (2016—2017 учебный год) планируется обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, подготовка методических рекомендаций по созданию образовательного кластера как формы социального партнерства в территориальном сообществе, трансляция результатов проекта.
Эффективность сотрудничества техникума и предприятия подтверждается уже сегодня. После внедрения кластерного подхода наблюдается расширение количества студентов, осваивающих профессии и специальности по заказу ОАО «Акрон» (более чем в 10 раз с 2008 по 2013 гг.). Создание образовательно-производственного кластера позволяет обеспечить непрерывное получение образования, сократить сроки адаптации выпускников техникума к условиям производства, повысить его конкурентоспособность, вовлечь участников образовательного процесса в инновационную и исследовательскую деятельность.
Несмотря на то, что исследователи зачастую говорят о социальном партнерстве как о механизме или условии реализации дуального образования [5, 6], целесообразно также исследовать обратную сторону этой взаимосвязи. Так, рассматривая социальное партнерство как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, общностями или как систему отношений его основных субъектов и институтов по поводу условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп [7], можно считать дуальное образование одним из инструментов развития института социального партнерства в территориальном сообществе.
Реализация дуальных образовательных программ способствует не только повышению экономической эффективности производственной и образовательной сфер, но также позволяет наметить основные векторы сотрудничества различных социальных групп. Организация производственного обучения способствует установлению взаимопонимания молодого поколения (студентов) и опытных работников предприятия. В ходе обучения на производстве создаются ситуации для усвоения корпоративных ценностей того или иного предприятия, углубляется понимание ценности той или иной профессии, происходит дополнительная профессиональная ориентация студентов. Кроме того, будущие специалисты могут объективно оценить производственные возможности предприятия, его значение на экономической арене, выстроить собственную профессиональную траекторию в условиях регионального производства.
Актуализация указанных возможностей дуального образования играет существенную роль в укреплении социального партнерства на уровне региона, а также в повышении экономической эффективности территориального сообщества.
1. Федотова Г. А. Профессиональное образование и подготовка по рабочим профессиям в ФРГ. М.: ИРПО, 2001. 72 с.
1. Петров Ю.Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования — инновационная модель современного профессионального образования: монография. Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2009. 280 с.
2. Федотова Г.А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнерства. М.: Изд. центр АПО, 2001. 225 с.
3. Семенова Н.Н. Роль кластеров в интернационализации и кооперации в сфере науки и инноваций в контексте глобализации [Электронный ресурс]. URL: http://riep.ru/upload/iblock/d5c/d5c7c81625a53a5b5340f3e9 6a8be535.pdf (дата обращения 01.06.2014)
4. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании [Электронный ресурс]. URL: http://www.gosbook.ru/node/48804 (дата обращения 01.06.2014)
5. Яковлева И.Л. Некоторые аспекты социального партнерства как важнейшего инструмента развития профессионального образования // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2011. №4. С.31-38.
6. Мащенко О.Н. Социальное партнерство как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука. 2011. №1. С.47-50.
References
1. Fedotova G.A. Professional'noe obrazovanie i podgotovka po rabochim professiyam v FRG [Vocational education and worker training programs in Germany]. Moscow, IRPO Publ., 2001. 72 p.
2. Petrov Yu.N. Dual'naya sistema inzhenerno-pedagogicheskogo obrazovaniya — innovatsionnaya model' sovremennogo professional'nogo obrazovaniya: monografiya [The dual system of engineering and teacher education as an innovative model of a modern professional education]. Nizhniy Novgorod, VGIPU Publ., 2009. 280 p.
3. Fedotova G.A. Razvitie dual'noy formy professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh sotsial'nogo partnerstva [Development of dual form of vocational education in the context of social partnership]. Moscow, APO Publ., 2001. 225 p.
4. Semenova N.N. Rol' klasterov v internatsionalizatsii i koop-eratsii v sfere nauki i innovatsiy v kontekste globalizatsii
[The role of clusters in internationalization and cooperation in the field of science and innovation in a rapidly globalizing world]. Available at: http://riep.ru/upload/iblock/d5c/ d5c7c81625a53a5b5340f3e96a8be535.pdf (accessed
01.06.2014)
5. Oleynikova O.N. Sotsial'noe partnerstvo v professional'nom obrazovanii [Social partnership in vocational education]. Available at: http://www.gosbook.ru/node/48804 (accessed 01.06.2014)
6. Yakovleva I.L. Nekotorye aspekty sotsial'nogo partnerstva kak vazhneyshego instrumenta razvitiya professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Moskovskoy gosudarstvennoy akademii delovogo administrirovaniya. Seriya: Ekonomika — MSABA Newsletter, Economics, 2011, no. 4, pp. 31-38.
7. Mashchenko O.N. Sotsial'noe partnerstvo kak sotsial'no-pedagogicheskiy fenomen. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka — Pedagogical education and science, 2011, no. 1, pp. 47-50.