Научная статья на тему 'Образовательно-производственный кластер как форма государственно-частного партнерства техникума и работодателя'

Образовательно-производственный кластер как форма государственно-частного партнерства техникума и работодателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / EDUCATION AND PRODUCTION CLUSTER / МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / CROSS-SECTORAL INTEGRATION / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYER / СТУДЕНТ / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич

Успешность реформирования системы профессионального образования основывается на интеграции отраслевых учебных заведений всех уровней с работодателями. Статья посвящена исследованию проблемы создания образовательно-производственных кластеров как центров интеграции производственных предприятий, научных учреждений и образовательных организаций. Такая интеграция предполагает формирование новых форм их взаимодействия. В связи с этим основная идея авторской концепции заключается в разработке основ образовательно-производственного кластера как формы государственно-частного партнерства учреждения СПО и работодателя. Реализация потенциала образовательно-производственного кластера позволит обеспечить улучшение качества профессиональной подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования и сделает их востребованными и конкурентоспособными на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The education and production cluster as a form of public-private partnership of colleges and employers

The success of the vocational education system reformation depends on the integration of sectoral educational institutions of all levels with employers. The article studies the problem of creation of education and production clusters as centers of integration of production enterprises, research institutions and educational organizations. This integration involves formation of the new forms of interaction. In this regard, the main idea of the author's concept is to develop the foundations of the education and production cluster as a form of public-private partnership between the special vocational education institutions and the employers. Fulfillment of the potential of the education and production cluster will improve the quality of vocational training and make the graduates competitive and desired specialists in the labour market.

Текст научной работы на тему «Образовательно-производственный кластер как форма государственно-частного партнерства техникума и работодателя»

УДК 377

Петьков Валерий Анатольевич

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы и социального права

Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ТЕХНИКУМА И РАБОТОДАТЕЛЯ

Аннотация:

Успешность реформирования системы профессионального образования основывается на интеграции отраслевых учебных заведений всех уровней с работодателями. Статья посвящена исследованию проблемы создания образовательно-производственных кластеров как центров интеграции производственных предприятий, научных учреждений и образовательных организаций. Такая интеграция предполагает формирование новых форм их взаимодействия. В связи с этим основная идея авторской концепции заключается в разработке основ образовательно-производственного кластера как формы государственно-частного партнерства учреждения СПО и работодателя. Реализация потенциала образовательно-производственного кластера позволит обеспечить улучшение качества профессиональной подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования и сделает их востребованными и конкурентоспособными на рынке труда.

Ключевые слова:

образовательно-производственный кластер, межотраслевая интеграция, государственно-частное партнерство, работодатель, студент.

Petkov Valery Anatolyevich

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Social Work and Social Law Department, Armavir Institute of Social Education (branch) of Russian State Social University

THE EDUCATION AND PRODUCTION CLUSTER AS A FORM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP OF COLLEGES AND EMPLOYERS

Summary:

The success of the vocational education system reformation depends on the integration of sectoral educational institutions of all levels with employers. The article studies the problem of creation of education and production clusters as centers of integration of production enterprises, research institutions and educational organizations. This integration involves formation of the new forms of interaction. In this regard, the main idea of the author's concept is to develop the foundations of the education and production cluster as a form of public-private partnership between the special vocational education institutions and the employers. Fulfillment of the potential of the education and production cluster will improve the quality of vocational training and make the graduates competitive and desired specialists in the labour market.

Keywords:

education and production cluster, cross-sectoral integration, public-private partnership, employer, student.

Процесс социально-экономического развития нашей страны характеризуется появлением различных инноваций, к которым относится в том числе создание кластеров различной направленности как центров интеграции производственных предприятий, научных учреждений и образовательных организаций [1; 2; 3]. Наметившаяся тенденция к кластеризации образования и производства отражается в формах и содержании социально-экономической и образовательной политики региона. Особая роль в данном процессе принадлежит региональным образовательно-производственным кластерам, готовящим квалифицированных специалистов, интеллектуальные разработки и материальную продукцию [4].

Образовательно-производственный кластер интегрирует образовательные учреждения различного уровня и профиля подготовки, взаимодействующие между собой и профильными предприятиями, обеспечивающие эффективное развитие человеческого капитала и качественную реализацию трудового потенциала региона. В совокупности с научными и инновационными учреждениями образовательные кластеры в значительной степени готовят и реализуют интеллектуальный потенциал региона, являющийся основным фактором повышения эффективности образовательной системы в рамках регионального хозяйства, производящий образовательные услуги, интеллектуальные, научно-технические и материальные продукты.

Выполненный анализ теории и практики социального, научного и производственного партнерства в системе среднего и высшего профессионального образования позволил выявить ряд противоречий между потребностью развития учреждений среднего профессионального образования (СПО) на основе социального партнерства как необходимого условия подготовки компетентного специалиста, отвечающего требованиям работодателей, и недостаточным использованием

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 21)

кластерного подхода в его развитии. Это противоречие детерминировано несоответствием между образовательной политикой, ориентированной на подготовку в учреждениях СПО высококвалифицированных, мобильных, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда специалистов, и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса управления профессиональной подготовкой обучающихся в современных социально-экономических условиях; содержанием профессиональной подготовки и все более жесткими требованиями к специалистам, предъявляемыми со стороны работодателей; стремлением работодателей к сотрудничеству с учреждениями СПО и неготовностью к нему педагогических коллективов учебных заведений [5; 6; 7; 8].

Успешность реформирования системы профессионального образования основывается на интеграции отраслевых учебных заведений всех уровней с работодателями как представителями бизнес-сообщества. Такая интеграция предполагает формирование инновационных форм их организации и типов взаимодействий. В связи с этим основная идея авторской концепции заключается в разработке образовательно-производственного кластера как формы государственно-частного партнерства учреждения сПо и работодателя.

Реализация потенциала образовательно-производственного кластера позволит организовать подготовку специалистов нового типа, способных осваивать и умеющих создавать инновации - образовательные, научные, производственные и организационные. Это обеспечит улучшение качества профессиональной подготовки специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и сделает их компетентными, востребованными и конкурентоспособными на рынке труда. Предполагается, что создание оптимальных условий для качественного обновления системы многоуровневого профессионального образования Краснодарского края будет соответствовать потребностям региональной экономики (развитию санаторно-курортного и туристического комплекса на Кубани) в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена.

Экспериментальная работа проводилась на базе Армавирского техникума технологии и сервиса в 2011-2015 гг. В целях удовлетворения запросов работодателей в высококвалифицированных кадрах техникум осуществлял партнерство с центрами занятости населения всех районов Краснодарского края и города Армавира. Ежегодно они направляли на обучение до 20 % всех абитуриентов.

В процессе эксперимента (в рамках реализации региональной целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристического комплекса на Кубани» в 2010-2014 гг.) педагогическим коллективом техникума был накоплен значительный опыт участия в качестве ресурсного центра в сфере производственных технологий и услуг.

В контексте кластерного подхода техникум успешно решал проблему обоюдной зависимости развития материальных основ производства от профессиональной квалификации рабочих кадров и требований работодателя. Для этого была создана независимая система мониторинга качества процесса подготовки рабочих кадров со стороны работодателей, а также ряд других внутренних и внешних по отношению к системе среднего профессионального образования факторов, которые корректировались при реализации образовательной программы [9]. Таким образом, техникум получил положительный эффективный опыт работы с социальными партнерами в качестве ресурсного центра.

В ходе опытно-экспериментальной работы на базе техникума было:

1) осуществлено создание многофункционального центра формирования прикладных квалификаций (продолжительностью от нескольких месяцев до одного года);

2) путем разработки гибких учебных планов налажено взаимовыгодное сотрудничество техникума и работодателей;

3) разработана система мониторинга качества профессионального обучения;

4) определено содержание упреждающей и оперативной деятельности органов по вопросам занятости, управления образованием в области профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения;

5) осуществлено дальнейшее совершенствование нормативно-правовой и материально-технической базы;

6) организована подготовка и переподготовка высокопрофессиональных кадров в области профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения;

7) налажено продуктивное сотрудничество с научными, проектно-конструкторскими организациями региона и профильными вузами, создана межотраслевая лаборатория инновационных научных проектов;

8) разработаны и внедрены профессиональные образовательные программы интенсивных технологий обучения, отвечающие современным требованиям.

Произведенный SWOT-анализ позволил определить совокупность наиболее значимых внешних, средовых, и внутренних, характерных для образовательной организации, факторов и условий, влияющих на эффективность реализации экспериментального проекта, а также факторов риска, способных привести к рискам при проектировании.

Анализ зарубежного и отечественного опыта формирования образовательно-производственных кластеров, а также результатов опроса экспертов позволил нам определить следующие критерии и показатели эффективности реализации авторской инновационной программы:

1) нормативно-правовой критерий (показатель - наличие согласованной нормативно-правовой базы в области социального партнерства);

2) критерий востребованности профессий и специалистов-выпускников на рынке труда (показатели - учет потребностей работодателей, количество трудоустроенных выпускников);

3) критерий конкурентоспособности учреждения и специалиста (показатель - умение специалиста составить конкуренцию на рынке труда);

4) критерий мобильности (показатель - готовность учреждения к изменению комплекса образовательных услуг, оказываемых в соответствии с запросами работодателя и абитуриента);

5) критерий вариативности содержания образования (показатель - способность образовательного учреждения к улучшению качества профессионального образования согласно современным требованиям социальных партнеров на рынке труда);

6) критерий социальной и профессиональной адаптации выпускника (показатели - уровень социальной адаптированности выпускника, уровень профессиональных компетенций выпускников в соответствии с требованиями ФГОС сПо, работодателей и рынка труда);

7) критерий технологичности и управляемости (показатель - уровень маркетинга в осуществлении непрерывного профессионального образования);

8) критерий имиджа (показатель - статусные характеристики учреждения и специалиста, наличие конкурса при поступлении в техникум).

Выявленные и апробированные механизмы деятельности образовательно-производственного кластера могут быть использованы при подготовке: 1) пакета локальной нормативной документации между организациями среднего профессионального образования и предприятиями государственной и частной формы собственности; 2) методических пособий и рекомендаций для руководителей организаций профессионального образования по установлению социального партнерства на основе кластерного подхода.

В рамках создания и реализации образовательно-производственного кластера осуществлялось развитие эффективного взаимодействия техникума как системообразующего элемента (ядра) кластера и социальных партнеров на основе механизмов активизации следующих его структурных элементов: «Техникум - государственное и частное производство», «Техникум -наука и творчество», «Техникум - система образования», «Техникум - социум и культура», «Техникум - бизнес-сообщество» и системы мониторинга социального партнерства, нацеленной на повышение качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

В результате эксперимента было установлено, что образовательно-производственный кластер является эффективной формой межотраслевой интеграции, не предусматривающей концентрации собственности в руках государства или частных предприятий и наиболее полно учитывающей факторы социально-экономического развития, национальные и региональные особенности общественно-государственного партнерства, сотрудничества крупного, среднего и малого бизнеса с организациями профессионального образования различных уровней. Инновационный опыт, полученный в ходе работы, может быть использован в практике учреждений непрерывного профессионального образования Краснодарского края и страны.

Ссылки:

1. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 145.

2. Петьков В.А., Филоненко В.А. Механизмы функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза //Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 55-57.

3. Крахмалева Т.С., Петьков В.А. Организация культурно-воспитатель-ной среды учреждения среднего профессионального образования на основе педагогических традиций // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 3 (162). С. 76-82.

4. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5. С. 77-79.

5. Петьков В.А. Проектирование субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 53-58.

6. Красноперова А.Г., Петьков В.А. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. № 3 (162). С. 71-75.

7. Петьков В.А., Филоненко В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста специалиста // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 104-107.

8. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 3 (129). С. 82-88.

9. Петьков В.А., Романов Д.А. Метод формирования показателей мониторинга эффективности функционирования социальных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 5 (123). С. 8-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.