Научная статья на тему 'Реализация идеи партнерства ДОО и семьи: выбор форм взаимодействия с родителями'

Реализация идеи партнерства ДОО и семьи: выбор форм взаимодействия с родителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ / КАЧЕСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зятинина Татьяна Николаевна, Надежина Марина Александровна

Целью статьи является анализ результатов общероссийского мониторинга готовности образовательных организаций к введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также данных, полученных в рамках регионального и локального диагностических срезов, в части готовности педагогов ДОО к осознанному выбору форм взаимодействия с родителями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зятинина Татьяна Николаевна, Надежина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация идеи партнерства ДОО и семьи: выбор форм взаимодействия с родителями»

Реализация идеи партнерства ДОО и семьи: выбор форм взаимодействия с родителями

Зятинина Татьяна Николаевна, Надежина Марина Александровна

ГАУ ДПО ЯО Институт развития

образования

Ключевые слова:

Партнерство, формы взаимодействия ДОО и семьи, качество взаимодействия ДОО и семьи

Аннотация: Целью статьи является анализ результатов общероссийского мониторинга готовности образовательных организаций к введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также данных, полученных в рамках регионального и локального диагностических срезов, в части готовности педагогов ДОО к осознанному выбору форм взаимодействия с родителями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Федеральным институтом развития образования (далее - ФИРО) в 2014 году был проведен начальный этап мониторинга готовности образовательных организаций к введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Одним из критериев определения готовности стало разнообразие форм взаимодействия ДОО с родителями, поскольку «реализация Стандарта предполагает, в том числе, необходимость эффективного взаимодействия образовательной организации не только с ее воспитанниками, но также и с их семьями (родителями, законными представителями)». В аналитическом материале, размещенном ФИРО по результатам проведенного в 2014 году исследования, особый акцент был сделан на количестве форм взаимодействия с родителями, используемых педагогами ДОО. Средний показатель составил 19,87 организационных форм, при этом нельзя не отметить, что результат дошкольных учреждений Ярославской области, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, оказался ниже среднего значения по стране и составил 18,5.

Может ли такой результат свидетельствовать о недостаточной готовности детских садов региона и педагогов, работающих в них, к реализации требований ФГОС в части, касающейся сотрудничества ДОО и семьи? И является ли разнообразие форм взаимодействия с родителями воспитанников признаком готовности ДОО к выстраиванию партнерства с семьей? Пытаясь ответить на эти вопросы, в 2015 г. нами был проведен диагностический срез среди «базовых» ДОО «пилотных» муниципальных образований по внедрению ФГОС ДО в Ярославской области. Базой исследования стали 20 детских садов 5-ти муниципальных районов региона. Диагностический инструментарий изменениям не подвергался - был использован тот же опросник, который применялся в исследовании ФИРО в 2014 году.

Результаты таковы: более чем в половине случаев участники исследования отмечали использование в своей образовательной деятельности от 13 до 25 различных форм взаимодействия с родителями, в каждом четвертом детском саду в арсенале педагогов имеется от 6 до 12 таких форм, в каждом шестом - более 25.

Мы полагаем, что количество форм взаимодействия само по себе не гарантирует наличие системы взаимодействия с родителями, ориентированность ДОО на сотрудничество и выстраивание партнерских отношений с семьями воспитанников. Гораздо больший интерес, на наш взгляд, представляет характер выбираемых педагогами организационных форм.

В перечне организационных форм, наиболее часто упоминаемых участниками исследования, выделились несколько категорий - от наиболее популярных до минимально востребованных. В следующей таблице они расположены по частоте выбора участниками исследования.

Формы взаимодействия с семьей

(в относительных показателях)

стенды, памятки, буклеты, папки-передвижки 100

родительские собрания 100

индивидуальные и групповые консультации 100

праздники с привлечением родителей 100

беседы 100

семинары - практикумы 100

работа с предложениями и инициативами родителей 100

тренинги 92

детско-взрослые проекты 92

приглашение родителей для оказания помощи 91,7

«круглые столы» 83

дни открытых дверей 83

горячая линия для родителей 75

публичный отчет управляющего совета ДОО 75

виртуальные экскурсии с использованием ЭОР 67

родительские клубы 67

дискуссионные площадки 58,3

«педагогическая гостиная» 50

«вечер вопросов и ответов» 50

родительский день в д/с 50

родительская школа очного обучения 41,7

лекторий 33

экскурсии по месту работы родителей 31

колонка заведующего д/с на сайте 25

родительский университет с использованием дистанционного обучения 16,7

Все детские сады во взаимодействии с родителями используют так называемые «традиционные» формы: наглядно-информационные (стенды, папки-передвижки, памятки, буклеты), просветительские (консультации, родительские собрания), досуговые (совместные праздники). При этом обратим внимание на 100%-ый показатель по такой форме, как «работа с предложениями и инициативами родителей».

Вторым важным результатом можно считать выбор большинством ДОО практико-ориентированных и диалогических форм взаимодействия с родителями (семинаров-практикумов, тренингов, «круглых столов» и т.п.), использование проектной технологии.

Наконец, отметим, что более половины ДОО внедряют в работе с родителями ИКТ: проводят виртуальные экскурсии, организуют «горячую линию» для родителей. При этом дистанционные формы психолого-педагогического просвещения родителей оказались наименее используемой организационной формой.

Доля получения более полной информации о качестве взаимодействия ДОО и семьи необходима оценка форм работы с семьей их непосредственными адресатами - самими родителями. В связи с этим, в одном из дошкольных учреждений Ярославской области был проведен локальный срез степени востребованности родителями используемых в детском саду форм взаимодействия с семьей. Участниками опроса стали 59 человек - родители детей всех возрастных групп (случайная выборка).

Частота выбора родителями различных форм взаимодействия

(в относительных показателях)

Родительские собрания в нетрадиционной форме 67,3

Мастер - классы для родителей 64,4

Совместные экскурсии, поездки 57,6

Выставки совместных творческих работ 55,9

День открытых дверей 55,9

Индивидуальные и групповые консультации 50,8

Информационные стенды 50,8

Сайт детского сада 50,8

Семейные праздники 40,7

Проектная деятельность 38,6

Родительский университет 35,7

Родительские собрания в традиционной форме 32,3

Семейные клубы 32,2

Папки - передвижки 25,4

Буклеты 22,4

Памятки 20,3

Дистанционные формы взаимодействия 20,3

Фестивали семейного творчества 17,3

Наиболее востребованными среди родителей оказались родительские собрания в нетрадиционной форме (с участием детей, организуемые в форме игр - путешествий, квестов и др.), мастер - классы, совместные экскурсии, выставки совместных творческих работ, дни открытых дверей. Такие, на первый взгляд, разные формы работы имеют по крайней мере 2 общие черты: все они предполагают активное участие самого родителя и возможность получения им практически значимого результата.

С другой стороны, используемые в 100% детских садов просветительские и наглядно-информационные формы работы с семьей (консультации, стенды), впрочем, как и сайт ДОО, востребованы лишь каждым вторым родителем, а столь популярные у педагогов буклеты и памятки получили выбор только у четвертой части опрошенных родителей. Добавим, что участие в семейных праздниках, совместных проектах, клубной деятельности привлекает от 32,2 до 40,7% родителей.

Свидетельствуют ли полученные результаты о том, что педагогам современных детских садов необходимо отказаться от так называемых «традиционных» форм взаимодействия с семьей, поскольку они далеко не так востребованы родителями, а следовательно, не столь эффективны, как принято было считать в педагогической среде? Или результаты проведенных исследований свидетельствуют о необходимости освоения педагогами новых подходов к организации совместной взросло-взрослой и взросло-детской деятельности в рамках известных форм? Ответы на эти вопросы представляется возможным получить в рамках последующих этапов начатого нами исследования.

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Доклад о результатах мониторинга готовности образовательных организаций к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Analitika_monitoring-FGOS-DO.pdf (Дата обращения: 04.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.