Научная статья на тему 'Инновационные формы родительского собрания в дошкольной образовательной организации'

Инновационные формы родительского собрания в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4883
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / "КРИЗИСНАЯ СЕМЬЯ" / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галстян Стелла Гамлетовна

В настоящей статье представлено описание опыта внедрения инновационных форм родительского собрания в дошкольной образовательной организации; раскрыты способы работы педагога по взаимодействию с семьёй, по совместному и согласованному, целесообразному социальному вмешательству педагогов и родителей в развитие (социализацию и образование) ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы родительского собрания в дошкольной образовательной организации»

УДК 373

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С. Г. Галстян

Муниципальное бюджетное дошкольное образователъноеучреждение «детский сад № 337», г. Челябинск

В настоящей статье представлено описание опыта внедрения инновационных форм родительского собрания в дошкольной образовательной организации1; раскрыты способы работы педагога по взаимодействию с семьёй, по совместному и согласованному, целесообразному социальному вмешательству педагогов и родителей в развитие (социализацию и образование)ребенка.

Ключевые слова: взаимодействие, инновация, инновационная деятельность, «кризисная семья», семья, семейные традиции, социальное вмешательство.

Роль семьи по ФГОСДО

Понимание роли семьи как определяющей не только развитие в ней ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества растет год от года. Общение ребенка с родителями является первым его опытом взаимодействия с объективной социальной реальностью. Нестабильность общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи: они отодвигаются в ней на второстепенные позиции. В связи с этим в детском саду особенно большое внимание должно уделяться работе с родителями. Педагоги детского сада, с целью активизации родительского участия в социализации и образовании ребенка, стали использовать инновационные формы проведения родительских собраний.

Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют социальные институты «детский сад» и «семья». Ведущую роль в организации сотрудничества детского сада и семьи играют, конечно, педагоги. Именно от их усилий зависит то, насколько каждая семья понимает образовательную стратегию и тактику, реализуемую ДОО, в аспектах воспитания и обучения детей и насколько она участвует в этих процессах, поддерживая и продолжая их в условиях семейного воспитания. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник детского сада в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Современные тенденции в дошкольном образовании объединены одним социально значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от а) профессиональной компетентности педагогического персонала и б) педагогической культуры родителей. И хотя дошкольная образовательная организация и семья - это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, но он может дополнить и усилить ее воспитательный потенциал, выполняя свои профессионально-педагогические функции в рамках исполнения ФГОС ДО. Их общая задача: образование и социализация подрастающего поколения, создание комфортных условий для полноценного дошкольного детства.

Современный детский сад и семья

Детский сад является первым социально-образовательным институтом, с которым вступают во взаимодействие родители и с которого начинается их систематическое пе-

'Дошкольная образовательная организация - в дальнейшем - ДОО.

дагогическое образование. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так в ФЗ РФ «Об образовании...» (ст. 18) говорится, что родители (законные представители) являются первыми педагогами и они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

На обязательность взаимодействия ДОО с семьёй указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования2 [14]. Задачами ДОО являются: 1) содействие семье в организации сотрудничества детей и взрослых на основе признания ребенка полноценным участником образовательного процесса, 2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, 3) сотрудничество с семьей, 4) установление единства требований со стороны взрослых в воспитании детей, 5) педагогическое просвещение родителей, 6) изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, 7) ознакомление родителей с жизнью и работой ДОО.

Конечно, требование рационального взаимодействия с семьей не является новым. Ещё В. А. Сухомлинский говорил, что задачи воспитания могут быть успешно решены только в случае вовлеченности семьи в процессы образования и социализации ребенка. Именно В. А. Сухомлинский описал и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанием которого является доверие между педагогами и родителями.

Изучению современных форм сотрудничества семьи и ДОО посвящены исследования С. Г. Молчанова, который утверждает, что «...и родителю, и государству нужны конкретные результаты, и они должны отражать освоенность конкретных компетенций, а не каких-то "целевых ориентиров". Вряд ли родителя устроят объяснения работников ДОУ о том, что вместе с ребенком они идут к "целевым ориентирам". Полагаем, что нормального, заинтересованного родителя волнует не то, что его ребенок идет., скорее его волнует - дошел ли до.. .какого-то уровня освоенности содержания образования и социализации» [11. С. 12].

Именно это каждый родитель и хочет обсуждать с педагогом, а также намечать действия по увеличению образованности и социализованности ребенка: «...о чем же педагогу дошкольного образовательного учреждения разговаривать с родителями? Они хотят видеть каждодневное увеличение образовательных и социальных компетенций своего ребенка, увеличение его готовности к последующему обучению, получению образования» [10. С. 12].

ВзаимодействиеДОО и семьи

Как показывает исследование Н. В. Самоукиной, работа с родителями проводится в разных формах, в том числе и инновационных: круглые столы; мастер-классы; семинары-практикумы; психологические и деловые игры; конкурсы семейного творчества с детьми; театрализованные представления, которые вызывают живой отклик и интерес со стороны родителей. Проводятся родительские собрания в форме деловой игры, например, на тему «Познай себя как родителя», с просмотром видеозаписей совместных занятий, праздников, где родители взаимодействуют с детьми в различных ситуациях. «Видеозаписи позволяют проанализировать, скорректировать и совместными усилиями найти верное решение проблемы детско-взрослого взаимодействия и общения» [цит. по: 3. С. 91]. Принято считать, что семья является определяющим фактором влияния на развитие личности ребенка. Именно в семье формируется отношение родителей к уникальности ребенка: впоследствии от этого будет зависеть его оценка собственных возможностей, активное или пассивное отношение к своим способностям.

2В дальнейшем - ФГОС ДО.

Так, развитию одаренности детей, как показывают наши практики и изучение различных исследований, способствуют познавательные интересы и социально-образовательный статус родителей. В семьях одаренных детей чаще всего фиксируется высокий статус ценности феномена «образование». Следует отметить также, что на основе активных общепознавательных устремлений, общности интересов и в рамках семейных проектов возникают устойчивые социально-позитивные отношения между родителями и детьми. Эти факторы благоприятным образом влияют на позитивную динамику освоения ребенком образовательных и социальных компетенций все больших объемов и все более высокого качества по сравнению со сверстниками: способности ребенка систематически пополняются новыми способами позитивного поведения.

Общеизвестный факт, что модернизация системы дошкольного образования в России в соответствии с ФЗ «Об образовании...» предъявляет все более сложные требования к дошкольной образовательной организации, и, соответственно, к организации в них соци-ализационно- образовательного процесса, т. е. и к количеству, и к качеству предлагаемых организацией образовательных услуг.

Таким образом, напрашивается вывод о необходимости инновировать формы, методы, приемы и средства социального партнерства и сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей, с родителями. Статья 44-ая ФЗ «Об образовании...» предписывает необходимость разработки и внедрения инновационной системы работы для активизации участия родителей в социализационно-образовательный процесс учреждения дошкольного детства. Сказанное обязывает специалистов дошкольного образования рассматривать работу с родителями как чрезвычайно важное условие эффективности профессионально-педагогической деятельности персонала детского сада в актуальной образовательной ситуации. Инновационное решение проблемы означает изменение нынешней системы взаимодействия с семьей и приведение ее в соответствие с желаемой, но пока еще неясно осознаваемой, моделью. Ясно одно, что без родительского участия эффективность образования и социализации в дошкольном детстве не будет повышаться. При этом, изменения должны иметь качественный характер: только тогда произойдет дальнейшее развитие системы дошкольного образования, его переход от только обучения к именно полноценному дошкольному образованию, т. е. к реализации намеченных приоритетов - социализация и индивидуализация в развитии ребенка дошкольного возраста.

С другой стороны, инновирование повлечет за собой и рост инновационной активности педагогического персонала, что положительно скажется и на его профессиональной компетентности. Конечно же, этот фактор окажет влияние на качество образования в дошкольном детстве.

Анализ вышеназванных проблем инициировал со стороны менеджмента и персонала нашего детского сада разработку обновленной системы взаимодействия с семьей. Конечно, мы не отказались от традиционных, давно сложившихся в практиках нашего детского сада и хорошо себя зарекомендовавших, форм работы с родителями, но при этом перенесли акценты на апробацию новых, подвергая их систематическому мониторингу и экспертному оцениванию.

Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи через: а) установление партнерских отношений с семьями воспитанников, б) объединение усилий для воспитания детей, в) создание атмосферы общности интересов, г) активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, д) поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Инновационность взаимодействия с родителями затрагивает различные направления профессионально-педагогической деятельности персонала детского сада и опирается на

совокупность принципов (с обновленными смыслами): 1) сотрудничество, 2) открытость, 3) стимулирование и поддержка семьи, 4) обратная связь, 5) индивидуализация набора способов работы с каждой семьей. Инновационная составляющая функционирования нашего детского сада пронизана идеей целостной, объемлющей поддержки и развития воспитательного потенциала семьи на всех стадиях дошкольного детства ребенка в ней.

Говоря о новациях и инновациях, мы должны сформулировать основания нашей позиции относительно этих феноменов. И мы придерживаемся точки зрения С. Г. Молчанова, который фиксирует: «...инновация - происходит от латинского тпоуайо (где ¡п - приставка "в", а поуаНо - "новое") и в переводе означает "обновление", "изменение", "ново-в-введение". Педагогическая инновация - это "изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения..."» [5. С. 50].

Одной из важных форм установления контактов дошкольной образовательной организации с семьей воспитанников является родительское собрание. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, формами, методами, приемами, средствами обучения и воспитания в дошкольном детстве в условиях и детского сада, и семьи. Проведенное нами исследование показывает, что среди разных форм работы с семьей по эффективности родители наиболее высоко оценивают такую форму, как родительское собрание. Теперь рассмотрим и этот феномен. Что же такое - родительское собрание? В толковом словаре русского языка дается такое определение к термину «родители»: это отец и мать (по отношению к своим детям). А «собрание» (от греч. Ешаутлсл) - это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем. По мнению некоторых исследователей, родительское собрание - это доверительное, заинтересованное общение педагога и родителей, направленное на взаимопонимание и творческое взаимодействие [1; 2; 4; 5]. В других исследованиях родительское собрание - это встреча друзей, партнёров, единомышленников [6; 7; 8]. Можно согласиться с этими определениями, имея в виду, что родительское собрание - это, во-первых, традиционная и основная форма совместной работы воспитателя ДОО с семьей воспитанника, а, во-вторых, это своеобразный университет передачи педагогической информации от педагога к родителю и наоборот, что является важнейшим средством повышения эффективности социа-лизационно-образовательного процесса. На собрании, как правило, обсуждаются задачи обучения и воспитания в группе, планируются совместные с родителями (семьями воспитанников) события, обсуждаются эффективные и взаимно целесообразные формы, методы, приемы и средства сотрудничества. Но родительское собрание становится эффективным лишь тогда, когда в их рамках обсуждаются не только «учебные», но и «внеучебные достижения» воспитанников, только тогда, когда каждый родитель получает индивидуально информацию о дельте прироста позитивных качеств его сына или дочери. Именно так формируется активная заинтересованность родителей в участии в социализационно-об-разовательном процессе, ориентированном, именно, на его ребенка. Общие родительские собрания целесообразны в тех случаях, когда имеется информация, интересная всем и каждому родителю. И это должно стать аксиомой. При этом возможна и необходима вариативность родительского собрания, как формы социализационного занятия для родителей.

Мы предлагаем следующую классификацию родительских собраний по основанию - цель:

1. Информативные:

1) Ознакомление родителей с содержанием и методиками социализационно-образо-вательного процесса в ДОО (характеристика используемых образовательных программ, рассказ о проводимых образовательных и социализационных занятиях);

2) Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по вопросам воспитания ребенка в семье и в ДОО (например, об особенностях конкретного возраста, способах успешного воздействия на детей и взаимодействия с ними и т. д.);

3) Организация освоения родителями способов физического воспитания детей в семье, в особенности, в летний оздоровительный период. 2. Социализирующие:

1) Содействие сплочению социальной группы родителей, включение родителей в со-циализационно-образовательный процесс детской (социальной) группы (конкурсы, экскурсии, походы и т. п.);

2) Выработка единых требований к воспитанию детей в семье и ДОО;

3) Обмен позитивным опытом воспитания детей в отдельных семьях (выступления родителей).

Наши многолетние практики проведения родительских собраний позволили нам сформулировать «десять правил проведения родительского собрания». Они таковы (табл. 1):

Таблица 1

Десять правил проведенияродителъского собрания

1. Собрание должно запомниться.

2. Собрание должно заставить родителей задуматься.

3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

4. Информационный контент собрания должен быть хорошо подготовлен и оформлен (памятки, листовки, буклеты, фотографии и проч.).

5. В присутствии всех родителей хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

6. На каждого родителя должно хватать времени.

7. Собрание - не лекция и не урок: привлекать родителей к диалогу.

8. Уважать свое время и время родителей: собрание не должно длиться более 1-ого часа и 20-ати минут (примерный регламент: 20 минут - донести новую информацию; 15-20 минут - выслушать вопросы и ответить на них; 20 минут - индивидуальные вопросы и ответы). Конечно, индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени, но лучше их перенести на специально выделенное и согласованное с родителями время. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, то это можно учесть отдельно, но, обязательно, создать условия и возможность для их обсуждения.

9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах детской группы, о достижениях детей. Анонсировать будущие события, приглашать родителей к сотрудничеству.

Ю.Быть изобретательным: проводить каждое собрание по-новому, с некой «изюминкой».

Общие (институциональные) родительские собрания в ДОО проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы ДОО за определенный период времени. На них выступают заведующий ДОО, методисты, психологи; отчитывается о работе родительский комитет.

Например, организация прошла лицензирование, аттестацию и (или) аккредитацию и хочет ознакомить родительскую общественность с достигнутыми результатами и заключением вышестоящей организацией-учредителем.

Общее родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса, т. е. важнейшие задачи социализационно-образовательного процесса в данной группе, проводится планирование социализационных воздействий со стороны педагога и родите-

лей, определяются способы эффективного сотрудничества семьи и ДОО, подводятся итоги проделанной работы (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов ДОО).

Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор (компьютер) - друг и (или) враг в воспитании детей?».

Интерактивные методы означают участие и взаимодействие всех субъектов социали-зационно-образовательного процесса. В китайской поговорке говорится: «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю». Поэтому эффективными формами родительского собрания следует считать такие, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками. На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - «один говорит, остальные слушают». Но многие из этих форм остались в прошлом, а сейчас предлагается использовать инновационную технологию социализации «Духовные скрепы» профессора, академика АГН С. Г. Молчанова, о которой Е. А. Белякова пишет: «Эта технология состоит из трех процедур и трех инструментов: 1) отбора содержания социализации, 2) измерения социализо-ванности членов социальной группы, 3) оценивания эффективности социализационного (воспитательного) воздействия» [12. С. 124].

На первом родительском собрании проводится экспертное оценивание с использованием методики отбора содержания социализации (ОСС) [9; 11]. Родители, как эксперты должны назвать качества, «которые они хотели бы «видеть» у сверстников и сверстниц своего сына или дочери» [12. С. 124]. Е. А. Белякова фиксирует, что родителям, в рамках этой методики, предлагается вступить в диалог, в рамках которого педагог делает следующие акценты:

«Первый акцент. Умный, ответственный родитель понимает, что только вместе с педагогом, влияя на окружение своего ребенка в группе, он может обеспечить формирование у него позитивных качеств, а значит сделать его счастливым.

Второй акцент. Каждый ребенок хочет, чтобы его оценили, похвалили, одобрили, наградили. Но, чтобы добиться одобрения от окружающих, от взрослых, ребенок должен проявить себя в хорошем: совершить социально-одобряемый поступок. Значит - научить ребенка проявить себя в хорошем - вот задача и воспитателя, и родителя.

Третий акцент. Ведь, когда делаешь ДОБРО, чувствуешь себя счастливым. И хочешь, чтобы все знали о твоем счастье, о твоем добром деле. «А ЗЛО - всегда прячется: только обнаглев, оно, иногда, выплескивается из переполненной клоаки. Но в клоаках - ДОБРО не живет...».

Четвертый акцент. Обсуждается вопрос: «Где человечество хранит информацию о положительных качествах? О позитивных социальных компетенциях?» [12. С. 125]. И дается ответ: конечно же в языке, как универсальном хранилище общественно-исторического опыта.

Как отмечает С. Г. Молчанов, «для счастья и самодостаточности каждого ребенка в нем должно быть достаточно положительных качеств, которые бы служили основой для общения его с другими детьми, положительной оценки сверстниками и взрослыми, залогом его дальнейшей успешной личной и общественной жизни» [цит. по: 12. С. 125]. И педагоги, и родители, желающие вырастить счастливого ребенка, должны совместить (соединить) свои социализационные усилия в одном направлении - сформировать в ребенке как можно больше положительных, социально одобряемых компетенций (качеств),

которые в дальнейшем помогут ему окружить себя такими же позитивными людьми. Ведь родитель может быть счастлив только тогда, когда счастлив его ребенок, когда у его ребенка все хорошо.

Научиться чувствовать и понимать других людей, быть для них полезным - вот та трудная задача, которая решается в процессе социализации. И этому нужно научить и родителей. Е. С. Дорохова, Е. А. Джафарова. С. Г. Молчанов предлагают технологию формирования у родителей эмоционально-ценностного отношения к позитивным компетенциям, в частности, через родительское собрание в форме «video self-teach», что означает «обучение через видео» [13]. Апробация этой формы родительского собрания показала ее высокую эффективность. Мы исходим из того, что родители - люди занятые, и им, порой, некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своём ребенке и о том, как его воспитывать.

В этом случае педагог и может использовать форму «video self-teach» для того, чтобы заинтересовать родителей предъявляемой информацией и чтобы организовать эффективное воздействие на них. Чтобы поддерживать интерес у родителей к посещению собраний, необходимо разнообразить формы его проведения

Классическим, традиционным собранием является такое, на котором происходит доведение информации до родителей {вопросыродителей - ответы воспитателя). Достаточно часто проводится собрание в форме конференции: родители обмениваются опытом воспитания детей в семье. Реже проводится собрание в форме консилиума: в его рамках происходит обсуждение способов обучения, воспитания, профилактики, лечения, реабилитации и проч. проблем со специалистами. В рамках формы «круглый стол» организуется дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов. Собрание может проведено в форме «диспут». Тогда оно выглядит, как групповая дискуссия. А дискуссия предполагает и спор, и фиксацию позиции каждого участника по тому или иному вопросу. Не так часто, педагог использует такую форму, как «мозговой штурм». Это активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.

Иногда педагог может предложить «педагогическую мастерскую», в рамках которой он демонстрирует родителям некоторые формы, методы, приемы и средства работы с детьми с целью погружения родителей в пространство способов воспитания. Можно предложить родителям участвовать в занятии вместе с детьми. Тогда эту форму можно квалифицировать как «творческое собрание», на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. д. Некоторые опытные педагоги используют такую форму, как «собрание - студия». В рамках этой формы происходит обучение родителей на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом. Это могут быть такие формы, как «практикум», «тренинг», «организационно-деятельностная игра», «ролевая игра».

Остановимся на описании некоторых инновационных форм родительского собрания. Наверное, с учетом ФЗ «Об образовании...» их сегодня следует называть социализаци-онными занятиями с родителями3. Эти занятия могут фронтальными, групповыми и индивидуальными.

К фронтальным можно отнести институциональные и групповые родительские собрания, конференции (научно-практические, теоретические, по обмену опытом, конференции отцов или матерей), «круглые столы», институциональные (традиционные) праздники и (или) события.

К групповым - практикумы, консилиумы, «педагогические мастерские», тренинги, организационно-деятельностные игры.

К индивидуальным - консультации (текущие, тематические, актуальные), беседы, посещения семьи.

3Из лекций проф. С. Г. Молчанова в 2016 учебном году.

Родительское собрание

В рамках подготовки к родительскому собранию можно провести анкетирование родителей по теме, предлагаемой для обсуждения. Анкеты заполняются родителями до собрания (дома), а сведения из них используются в ходе его проведения. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания (по возможности с участием каждого ребенка в изготовлении приглашения для своих родителей). В соответствии с темой собрания следует изготовить памятки с педагогическими советами для родителей. Подготовить для родителей ручки и листы бумаги, а также карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации. Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Собрание предполагает использование различных наглядно-информационных методов. Это могут быть аудио- и видеозаписи бесед с детьми, различных акций, демонстраций различных видов деятельности, режимных моментов, занятий. Это могут быть тематические фотопрезентации; реальные выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. Все это позволяет ознакомить родителей с образовательно-социализаци-онным процессом в ДОО.

Конференция

Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовим выставки работ детей, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности. Тема конференции всегда конкретная, например: «Праздники в семье и семейный досуг», «Игра в жизни ребенка» и т. п.

Практикум

К сожалению, педагоги мало используют такую форму работы с родителями, как «практикум». Это форма социализационного занятия с родителями обеспечивает формирование квазипрофессиональных педагогических компетенций (умений и навыков) по эффективному разрешению всевозможных ситуаций, тренирует педагогическо-роди-тельское мышление родителей, как воспитателей. В ходе практикума педагог предлагает родителю найти и имитировать (или объяснить) какую-либо ситуацию, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и воспитателя детского сада и т. д. Формы проведения могут варьироваться: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Экскурсия

В рамках (до или после) инициального (в начале года, в сентябре) общего родительского собрания целесообразно провести экскурсию по ДОО. В рамках этой экскурсии следует познакомить родителей со специалистами, каждый из которых объяснит профиль своих направлений деятельности по отношению к детям и в соответствии с задачами ДОО; показать родителям рабочие места специалистов и оборудование; можно раздать буклет (рекламный или информационный листок), рассказывающий об организации

Досуговые мероприятия

Они обеспечивают установление эмоциональных контактов между педагогами, родителями, детьми. Это и совместные прогулки, праздники, выставки продуктов совмест-

ной детско-роднтельско-педагогнческой деятельности. Инновационной формой взаимодействия с семьей является и созданная в ДОО библиотека игр (игротека). Поскольку многие игры требуют участия взрослого, постольку это инициирует необходимость со стороны родителей больше времени уделять общению с ребенком. Если традиция совместных домашних игр принимаются семьей ребенка, то в нашей библиотеке игр (игротеке) появляются новые игры, придуманные взрослыми и детьми в семье. Некоторых активных бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Родительская почта

Учитывая занятость родителей, используются и такие инновационные формы общения с семьей, как «Родительская почта». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Переписка с родителями - помогает поздравить родителей с праздниками, информировать об успехах их детей, давать советы и т. д.

Во взаимодействии с коллективом родителей воспитатель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции, только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях. Практика показала, что инновационные формы взаимодействия с семьей помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливают ощущение удовлетворенности со стороны родителей и детей процессом воспитания в ДОО: в родителях укрепляется чувство родительской ответственности и осознания своей социальной роли отца и (или) матери. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это - залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе.

Таким образом, взаимодействие воспитателей с родителями, это:

- во-первых, положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на активное участие в процессе социализации детей. Родители должны быть уверены в том, что ДОО не навредит, так как будет учитывать предложения семьи по взаимодействию с ней и ребенком. Педагоги становятся уверенными в соблюдение сторонами принципа единства требований, в поддержке со стороны родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.

- во-вторых, учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при выборе способов социального вмешательства в процесс его социализации.

- в-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, является проблемным вопросом в семейной педагогике на сегодняшний день.

- в-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и в семье.

Успех сотрудничества ДОО и семьи во многом зависит от социальных установок родителей и ФГОС ДО. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в развитии его личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует

делать скоропалительных выводов о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Памятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не должен допускать в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».

Во взаимодействии с родителями воспитатель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции, только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях. Практика показала, что новые формы общения с семьей помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливают чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосозна-

Таким образом, семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья [Текст] / Е. П. Арнаутова. - М.: Сфера, 2002. -209 с.

2. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова.-М.: Сфера, 2005. - 321 с.

3. Метенова, Н. М. Родительское собрание в детском саду [Текст] / Н. М. Метенова. -М.: Педагогика, 2009. - 50 с.

4. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие [Текст] / Р. В. Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с

5. Белая, К. Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении. Подготовка и проведение [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: Сфера, 2004. - 302 с.

6. Голицина, Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами [Текст] / Н. С. Го-лицина. - М.: Сфера, 2006. - 123 с.

7. Орлова, Ю. Е. Формирование позитивных качеств ребенка дошкольного возраста [Текст] / Ю. Е. Орлова // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2012. - № З.-С. 45-56.

8. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для классного руководителя [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2010. - 36 с.

9. Молчанов, С. Г. Дети-билингвы - новый феномен российского образования: обучение и воспитание [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко // Челябинский гуманита-рий.-2015.-№2(31).-С. 136-151.

10. Молчанов, С.Г., Тутатчиков А.Т. Содержание социализации, социальные компетенции, социализованность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. - 2009. -№3 (9). - С. 87-97.

11. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС - ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС - ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении: пособие для работников дошкольного образования [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.

12. Белякова, Е. А. Формирование и воспитание социальных качеств у детей дошкольного возраста [Текст] /Е. А. Белякова// Детский сад от А до Я. -2016. -№ 3. - С. 124-128.

13. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам [Текст] / Е. С. Дорохова, Е. А. Джафарова; под науч. ред. проф. С. Г. Молчанова. - Челябинск: Энциклопедия, 2014. - 50 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.

INNOVATIVE FORMS OF PARENT-TEACHER MEETING IN PRESCHOOL

EDUCATIONAL INSTITUTION

S. G. Galstyan

Municipal budgetpreschool educational institution Kindergarten № 337, Chelyabinsk, [email protected]

This article describes the experience of the implementation of innovative forms of parent-teacher meeting at the pre-school educational institution; discloses methods of work of the teacher in the interaction with thefamily, according to ajoint and coherent, appropriate social intervention teachers andparents in the development (socialization and training) a child.

Keywords: collaboration, innovation, innovative activity, "family crisis", the family, the family traditions, social intervention.

References

1. Arnautova, E. P. (2002) Pedagog i semya [=The teacher and the family], Moscow, Sfera, 209 p. (In Russ.).

2. Zvereva, O. L. and Krotova, T. V. (2005) Obschenie pedagoga s roditelyami v DOU: Metodicheskiy aspect [=Communication with parents teacher in preschool: Methodical aspect], Moscow, Sfera, 321 p. (In Russ.).

3. Metenova, N. M. (2009) Roditelskoe sobranie v detskom sadu [=Parent Meeting in kindergarten], Moscow, Pedagogika, 50 p. (In Russ.).

4. Ovcharova, R. V. (2006) Roditelstvo как psihologicheskiy fenomen: uchebnoe posobie [=Parenting as a psychological phenomenon: a tutorial], Moscow, Moskovskiy psihologo-sot-sialnyiy institut, 496 p. (In Russ.).

5. Belaya, K. Yu. (2004) Pedsovet v doshkolnom obrazovatelnom uchrezhdenii. Podgotovka i provedenie [=Pedsovet in preschool educational institution. Preparing and conducting], Moscow, Sfera, 302 p. (In Russ.).

6. Golitsina, N. S. (2006) Kopilka pedagogicheskih idey. Rabota s kadrami [=Piggy pedagogical ideas. Work with the staff], Moscow, Sfera, 123 p. (In Russ.).

7. Orlova, Yu. E. (2012) Formirovanie pozitivnyih kachestv rebenka doshkolnogo vozrasta [=Formation of the positive qualities of the child of preschool age], in: Yaroslavskiy peda-gogicheskiy vestnik [=Yaroslavl Pedagogical Gazette], Yaroslavl, no. 3, pp. 45-56. (In Russ.).

8. Molchanov, S. G. (2010) Formirovanie i otsenivanie sotsialnyih kompetentsiy v obrazovatelnom uchrezhdenii: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya klassnogo rukovoditelya ^Formation and evaluation of social competence in the educational institution: tutorial for the classroom teacher], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 36 p. (In Russ.).

9. Molchanov, S. G. and Voynilenko, N. V. (2015) Deti-bilingvyi - novyiy fenomen ros-siyskogo obrazovaniya: obuchenie i vospitanie [=Bilingual Children - a new phenomenon of

Russian education: education and training], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Chelyabinsk humanities], no. 2 (31), pp. 136-151. (InRuss.).

10. Molchanov, S. G. and Tutatchikov, A. T. (2009) Soderzhanie sotsializatsii, sotsialnyie kompetentsii, sotsializovannost [=Tutatchikov AT The content of socialization, social competence, sotsializovannost], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Chelyabinsk humanities], no. 3 (9), pp. 87-97. (In Russ.).

11. Molchanov, S. G. (2012) Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS - DOU) i otsenivaniya sotsializovannosti malchikov i (Hi) devochek (OS - DOU) v doshkolnom obrazo-vatelnom uchrezhdenii [=Techniques for selecting the content of socialization (OSS - DOW) and evaluation sotsializovannosti boys and (or) girls (OS - РОС) in preschool educational institution], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 60 p. (In Russ.).

12. Belyakova, E. A. (2016) Formirovanie i vospitanie sotsialnyih kachestv u detey doshkol-nogo vozrasta [=The formation and education of the social qualities of preschool children], in: Detskiy sad otA do Ya [=Kindergarten from A to Z], no. 3, pp. 124-128. (In Russ.).

13. Dorohova, E. S. and Dzhafarova, E. A. (2014) Formirovanie и obuchayuschihsya (vospi-tannikov) tolerantnogo otnosheniya к razlichnyim sotsialnyim gruppam [=Formation at students (pupils) of tolerant attitude to different social groups], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 50 p. (In Russ.).

14. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart doshkolnogo obrazovaniya (2014) [=The Federal state educational standard of preschool education], Moscow, Tsentr peda-gogicheskogo obrazovaniya, 32 p. (In Russ.).

Галстян Стелла Гамлетовна — воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 337» г. Челябинска. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.