Научная статья на тему 'Формирование у старших дошкольников иноязычных коммуникативных умений в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей'

Формирование у старших дошкольников иноязычных коммуникативных умений в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
843
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА / ИНОЯЗЫЧНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / LANGUAGE ENVIRONMENT / FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE ABILITIES / PROGRAM OF ADDITIONAL EDUCATION / CHILDREN OF ADVANCED PRESCHOOL AGE / INTERACTION WITH FAMILIES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатенко Ксения Юрьевна, Карпова Светлана Ивановна

Сложившаяся в современной образовательной практике система обучения иностранному языку детей дошкольного возраста не способствует формированию иноязычных коммуникативных умений у детей, поскольку иноязычная коммуникация дошкольников с педагогом и сверстниками в рамках занятий имеет кратковременный характер. Только при условии создания иноязычной языковой среды в зоне ближайшего окружения ребенка (в детском саду и семье), дошкольники получают возможность систематического повседневного общения со сверстниками и взрослыми на иностранном языке, что является основным условием успешного формирования иноязычных коммуникативных умений у детей. Предлагаемая авторами модель формирования иноязычных коммуникативных умений и программа дополнительного образования для старших дошкольников по обучению английскому языку предусматривает активное участие родителей (членов семьи) во всех мероприятиях программы, что позволяет совершенствовать языковые компетенции всех участников образовательного процесса и создать языковую среду для успешного формирования иноязычных коммуникативных умений у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE ABILITIES OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF INTERACTION OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION WITH FAMILY

The system of training a foreign language of preschool age children which developed in modern educational practice does not promote formation of foreign-language communicative abilities of children as foreign-language communication of preschool children with the teacher and peers within the occupations has short-term character. Only on condition of creation of the foreign-language environment in a zone of the immediate environment of the child (in kindergarten and family), preschool children have an opportunity of systematic daily communication with peers and adults in a foreign language that is the main condition of successful formation of foreign-language communicative abilities of children. The model of formation of foreign-language communicative abilities offered by authors and the program of additional education for the senior preschool children for training English provides active participation of parents (family members) in all actions of the program that allows to improve language competences of all participants of educational process and to create a language environment for successful formation of foreign-language communicative abilities of children.

Текст научной работы на тему «Формирование у старших дошкольников иноязычных коммуникативных умений в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей»

УДК 373.1

10. 20310/1810-231Х-2018-18-39-74-82

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ

Солдатенко Ксения Юрьевна, Карпова Светлана Ивановна

Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва е-mail: [email protected]

Сложившаяся в современной образовательной практике система обучения иностранному языку детей дошкольного возраста не способствует формированию иноязычных коммуникативных умений у детей, поскольку иноязычная коммуникация дошкольников с педагогом и сверстниками в рамках занятий имеет кратковременный характер. Только при условии создания иноязычной языковой среды в зоне ближайшего окружения ребенка (в детском саду и семье), дошкольники получают возможность систематического повседневного общения со сверстниками и взрослыми на иностранном языке, что является основным условием успешного формирования иноязычных коммуникативных умений у детей. Предлагаемая авторами модель формирования иноязычных коммуникативных умений и программа дополнительного образования для старших дошкольников по обучению английскому языку предусматривает активное участие родителей (членов семьи) во всех мероприятиях программы, что позволяет совершенствовать языковые компетенции всех участников образовательного процесса и создать языковую среду для успешного формирования иноязычных коммуникативных умений у детей.

Ключевые слова: языковая среда, иноязычные коммуникативные умения, программа дополнительного образования, дети старшего дошкольного возраста, взаимодействие с семьями, образовательный процесс

Социально-коммуникативное развитие в дошкольном возрасте, являясь важнейшей образовательной областью, включает в себя широкий спектр задач, реализация которых происходит в процессе общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности (познавательно -исследовательской, игровой, коммуникативной и др.) [1]. Обучение детей иностранному языку способствует формированию иноязычных коммуникативных умений, как способов владения средствами коммуникации на иностранном языке, расширяющими лингвистический кругозор и границы познания мира, посредством приобщения к культуре стран изучаемого языка, с целью благоприятной адаптации к мультилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.

В системе отечественного образования интеграция иностранного языка в образовательный процесс ориентирована на период обучения детей в основной общеобразовательной школе. Однако, данные научных исследований (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, И. В. Вронская,

Н. Д. Гальскова, Г. Доман, В. Пенфильд, Р. Ро-бертс, С. И. Рубинштейн, Т. Элиот и др.), свидетельствуют о том, что наиболее чувствительным периодом для изучения иностранных языков является период от пяти до девяти лет. В дальнейшем мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и сложнее приспосабливаются к новым условиям [2].

В теории и практике обучения детей иностранному языку выделяются два основных подхода. Первый подход предполагает освоение иностранного языка параллельно родному языку в билингвальной семье или полиязычной среде, но такая ситуация пока не является типичной для большинства детей в нашей стране. Согласно второму подходу, освоение иностранного языка лучше начинать в старшем дошкольном возрасте (5-8 лет), когда ребенок уже достаточно усвоил систему родного языка и сознательно относится к усвоению другого языка. В этом возрасте у детей еще не сформированы штампы речевого поведения и они не испытывают трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Реализация

Рис. 1. Модель формирования иноязычных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

второго подхода предполагает изыскание резервов в организации процесса обучения и создании педагогических условий, позволяющих использовать потенциал сензитивного для усвоения иностранного языка периода старшего дошкольного возраста [3]. Правильно выстроенная с позиций лингводидактитики и психо-логингвистики методическая система, основу которой составляют развивающие игровые методики с максимальным использованием наглядного материала и направленные на воспитание у детей интереса к языку, мотивации к его изучению, является необходимым и доказавшим свою эффективность условием усвоения дошкольниками иностранного языка [4].

Однако, анализ состояния проблемы формирования у дошкольников иноязычных коммуникативных умений в современной образовательной практике свидетельствует о том, что, несмотря на достаточную разработанность учебно-методических материалов, сформировать высокий уровень иноязычных коммуникативных умений у дошкольников крайне трудно, поскольку иноязычная коммуникация детей с педагогом и сверстниками в рамках занятий, имеет кратковременный характер. Только при условии создания иноязычной языковой среды в зоне ближайшего окружения ребенка (в ДОО и семье), дошкольники получают возможность систематического повседневного общения со сверстниками и взрослыми на иностранном языке, что и является основным условием успешного формирования иноязычных коммуникативных умений у детей.

В научной литературе понятие «иноязычные коммуникативные умения» определяются как способы выполнения действий, обеспечивающие межличностное и межкультурное общение людей на иностранном языке [3]. Во многих современных исследованиях обосновывается положительное влияние иноязычного обучения на развитие речи старших дошкольников, умственных способностей, социализацию (В. И. Тимошенко, В. А. Оспанова, М. Буак, М. Гросс, М. Каушанская, Н. Штай-нер, С. Хейз); успешное становление и взаимодополнение словаря ребенка (Р. Голинкофф, Д. Джигере, Дж. М. Куин, Е. Хофф); речевого моделирования на фонетическом, грамматическом, лексико-стилистическом уровнях, ясной вербальной и «рабочей памяти» (Ф. Дженез, Дж. Морган, Л. Пирс, С. А. Роджас-Барахона, С. Е. Форстер, Дж. Верхаген, П. Лизерман, Дж. Соййер). Раннее иноязычное образование обеспечивает готовность ребенка к школе, раз-

вивая навыки ранней грамотности и саморегуляции (Х. Дач, М. Марти, С. Мелвик, К. Нобл).

В структуре иноязычных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста можно выделить:

- информационно-коммуникативные умения (умения пользоваться языковыми нормами иностранного языка - фонетические, лексические, грамматические);

- регуляционно-коммуникативные умения (умения взаимодействовать с собеседником в процессе игровой, образовательной деятельности);

- аффективно-коммуникативные умения (умения чувствовать, оценивать эмоциональное состояние партнера).

Основываясь на данной структуре, определяются критерии и показатели для изучения иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников (табл. 1).

С целью создания иноязычной языковой среды в зоне ближайшего окружения ребенка, способствующей усвоению иностранного языка и формированию иноязычных коммуникативных умений у детей в процессе повседневной коммуникации со сверстниками и взрослыми, следует выстроить систему взаимодействия субъектов дошкольного образования процесса: воспитателей, родителей (членов семей) воспитанников, педагогов иностранного языка.

В результате анализа состояния проблемы исследования в научных источниках и современной отечественной образовательной практике нами была спроектирована модель формирования иноязычных коммуникативных умений у старших дошкольников, основу модели составляют положения системно-деятельностного, социокультурного, личност-но-ориентированного и интегративного подходов. Структура модели включает следующие компоненты: концептуальный (цель, задачи, принципы), содержательный (направления, разделы), организационно-технологический (формы, методы, средства) и оценочно-результативный (педагогический мониторинг).

Модель формирования у старших дошкольников иноязычных коммуникативных умений представлена на рисунке 1.

Основная цель реализации модели - формирование иноязычных коммуникативных умений у старших дошкольников в процессе взаимодействия субъектов дошкольного образования: педагогов-воспитателей, старших дошкольников, родителей (членов семьи) воспитанников, педагогов иностранного языка.

Таблица 1

Критерии и показатели развития иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников

Критерии Показатели

Информационно- коммуникативный критерий Умение фонетически правильно повторять английские звуки, слова, фразы (фонетика-аудирование, артикулляция)

Умение узнавать, произносить и понимать значение изученных слов, фраз иностранного языка (лексика)

Умение грамматически правильно составлять иноязычное высказывание по образцу и без опоры на образец взрослого (грамматика)

Регуляционно- коммуникативный критерий Умение участвовать в диалоге и беседе на иностранном языке (говорение - диалог, монолог)

Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в паре, в группе детей

Умение оценивать собственное коммуникативное поведение и поведение сверстников и взрослых в процессе общения

Аффективно- коммуникативный критерий Умение проявлять эмоциональное отношение к тому, о чем хочет рассказать и к участникам общения

Умение проявлять эмоциональное предпочтение в общении

Умение стремиться к общению, к признанию и пониманию взрослых и сверстников

Модель реализуется в процессе обучения дошкольников по специально разработанной программе дополнительного образования по английскому языку «Learn English together» («Учим английский вместе»), включающей раздел «The teacher and the family» («Педагог и семья»). Данный раздел является центральным в структуре программы, его содержание на-

правлено на становление взаимосвязанной деятельности педагога иностранного языка с родителями (членами семей) с целью формирования иноязычных коммуникативных умений и создания иноязычной языковой среды в зоне ближайшего окружения ребенка. Учебно-тематический план представлен в таблице 2.

Таблица 2

Учебно-тематический план программы дополнительного образования для старших дошкольников по английскому языку «Learn English together», раздел «The teacher and the family» («Педагог и семья»)

Сентябрь

№ Тема Взаимодействие с родителями

1. Знакомство «День открытых дверей» в дошкольной организации. Знакомство с папкой-передвижкой «На занятиях английского языка» - беседа, вопросы и предложения

2. Английские звуки Проведение родительского собрания, объявления, консультации, проведение презентации кружка английского языка с показом программы обучения, фотографий и т. д.

3. Страна изучаемого языка Совместное оформление уголка английского языка в группе, поиск картинок, фотографий

4. Что я умею делать Консультация «С какого возраста лучше начинать изучение иностранного языка?», индивидуальные беседы, оказание помощи при изучении английского алфавита, звуков английского языка. Совместное оформление стенда кружка английского языка. Диагностика начального уровня сформированности иноязычных коммуникативных умений у ребенка - обсуждение результатов

Октябрь

1. Посуда Выставка методической литературы. Консультация об использовании Интернет ресурсов в процессе изучения английского языка

2. В детском саду Помощь в подборе детских песен на английском языке. Показ медиатеки по изучению иностранного языка. Работа с родительским активом

3. Лесные животные Выполнение домашнего задания «Дорисуй животное». Разучивание лексики занятия, рифмовки о животных. Мастер-класс «Колобок» с использованием кукольного театра - как можно легко запомнить названия лесных зверей на английском языке

4. Веселые зверята Совместная деятельность - создание масок животных с обыгрыванием коммуникативных ситуаций. Разучивание песни «Twinkle the little star»

Ноябрь

1. Домашние животные Совместная проектная деятельность «В веселом цирке». Составление совместно с родителями мини-рассказа о своем домашнем животном на английском языке (два-три предложения). Помощь в поиске зарубежных сказок на английском языке для чтения детям

2. Игрушки Toys Разучивание лексики занятий. Рисование любимой игрушки дома. Выставка детских работ. Осенний праздник с песнями и стихами на английском языке

3. Животные на ферме Выполнение домашнего задания - оригами животного. Выставка детских работ. Поиск стихотворений на английском языке о животных, разучивание с ребенком одного из них. Помощь в оформлении стенда «Советы и рекомендации». Памятка «Игры при обучении фонетике английского языка»

4. Африканские животные Тематический вечер - драматизация детьми сказки «Колобок» на английском языке. Выставка рисунков «Осенний вернисаж». Разучивание песенки «Two little dicky birds». Создание «Красной книги» с называнием, рисованием и презентацией ее страниц

Декабрь

1. В цирке Разучивание лексики занятия. Памятка «Как изучать английский алфавит».

2. Мир вокруг нас Акция «Защитим нашу планету» (создание плакатов с лозунгами на английском языке) Вечерние посиделки - драматизация сказки «Теремок» детьми и родителями. Выставка рисунков сюжета сказки

3. Рождество, Новый год Разучивание песни «Jingle bells». Родительское собрание с показом презентации о праздновании Рождества и Нового года в Великобритании

4. Части суток Оформление стенгазеты «Наши успехи в изучении иностранного языка». Оформление приглашений на новогодний праздник. Новогодний праздник с пением песен и чтением стихов на английском языке. «Почтовый ящик» - ваши пожелания и вопросы. Домашнее задание на каникулы - выучить стихотворение на английском языке

Январь

1. Одежда Собрание-выставка «Конкурс чтецов стихов на английском языке» (с вручением грамот). Консультация о современных программах и курсах обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста

2. Транспорт Разучивание лексики занятия. Рисование транспортных средств. Открытое занятие по ПДД на английском языке

3. Моя семья Подготовка фотоколлажа или стенгазеты «Моя семья». Разучивание рифмовки о семье на английском языке

Февраль

1. Моя семья Разучивание песни «Rain, rain go away». Вечерние посиделки «Инсценирование стихотворения» с рассказами детей о своей семье на английском языке

2. Профессии Выполнение домашнего задания - раскрашивание картинок и называние изображенных предметов. Совместная деятельность «Наши увлечения»

3. Местоимения Мастер-класс «Как быстро запомнить английские местоимения». Памятка «Игры при обучении лексике английского языка». Праздник «Папин день» с играми, песнями и стихами на английском языке

4. Цвета Оформление выставки рисунков «Зимний вернисаж» с рассказами детей. Консультация по просмотру мультфильмов на английском языке

Март

1. Цвета Рисование радуги и называние ребенком ее цветов. Выставка рисунков. Праздник «Мамин день» с играми, песнями и стихами на иностранном языке

2. Моя внешность Разучивание песни «Head, shoulders, knees and toys». Рисование портрета члена семьи с называнием частей тела. Интерактивная игра «Роль игры в процессе обучения английскому языку»

3. Числа Рисование, называние и раскрашивание любимой цифры. Разучивание счета до 10 на английском языке. Родительское собрание - круглый стол (обсуждение проблем и трудностей детей в процессе обучения)

4. Еда Выполнение задания - игра «Happy birthday». Просмотр мультфильма «Том и Керри «Happy birthday»» в домашних условиях

Апрель

1. Еда (овощи и фрукты) Разучивание лексики занятия. Составления журнала любимых блюд семьи с подписью и называнием на английском языке Оформление уголка информации высказываниями ученых, пословицами, поговорками на английском языке

2. Блюда английской Вечерние посиделки - презентация «Блюда английской кухни».

кухни Конкурс семейных талантов «Чему мы научились в кружке английского языка». Совместное создание портфолио успехов ребенка в изучении иностранного языка

3. Предлоги Детско-родительская творческая мастерская - создание эмблемы детского сада с поиском названий нарисованных объектов на английском языке. Консультация «Как заинтересовать ребенка изучением английского языка?»

4. Английский этикет Поиск и разучивание вежливых слов на английском языке. Вечерние посиделки «Вечер зарубежных сказок». Выставка рисунков сюжета из зарубежных сказок

Май

1. В школе Разучивание песенки «I went to school one morning». Оформление выставки или фотоколлажа «Весенний вернисаж». Мастер-класс «Обучение английскому языку с использованием пальчиковой игры («finger games») на тему: «Моя семья» («My family»)»

2. Качества Диагностика уровня сформированности иноязычных коммуникативных умений детей. Разучивание лексики занятия.

3. Английский алфавит Выполнение домашнего задания «Рисование, называние и раскрашивание любимых букв английского языка». Развлечение с детьми «ABC-викторина». Памятка «Игры при обучении английскому алфавиту». Итоговое родительское собрание - обсуждение результатов обучения иностранному языку

4. Подведение итогов Стенгазета «Как мы занимаемся в кружке английского языка?» Итоговое мероприятие (конкурсы, КВН, театрализованная постановка, викторина и пр.)

Программа по формированию иноязычных коммуникативных умений у старших дошкольников включает три основных направления работы: «Педагог и родители»; «Педагог и дети»; «Педагог, родители и дети»; а также три этапа реализации (подготовительный, основ-

ной, заключительный). Результативность программы определялась на каждом этапе посредством педагогического мониторинга, наблюдения за участниками взаимодействия. Общий план реализации программы представлен в таблице 3.

Таблица 3

Этапы Содержание Формы организации/*** Сроки Исполнители Результат

Сентябрь 1. Открытие «День открытых дверей». Мониторинг потребности семьи в изучении иностранного языка. Посещение семей, беседы, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, «Язык фотографий» 1 неделя Педагог и родители Знакомство с достижениями семьи, условиями проживания, уровнем владения иностранным языком, направленностью родителей на взаимодействие

План реализации экспериментальной программы по формированию иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников в процессе взаимодействия педагогов и семьи

2. Проясне- Родительское собрание - объявления, кон- 2 неделя Педагог и роди- Выявление несовпаде-

ние ожида- сультации, обучения, фотографий. тели (учитель- ний точек зрения педа-

ний Консультации специалистов ДОО, индивиду- логопед, адми- гога и родителей на

альные беседы, дискуссионные вопросы. Шка- нистрация) подходы к обучению

тулка вопросов и пожеланий родителей. Со- иностранного языка

вместное оформление стенда кружка англий- 3 неделя ребенком.

ского языка. Метод «Зеркало группы» Определение цели, ме-

тодов, условий успеш-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ного взаимодействия

Просмотр родителями информации о кружко- 2 неделя Педагог и роди- Заполнение заявлений

вой деятельности на сайте ДОО, информаци- тели родителями о согласии

онных стендов, папок-передвижек на участие ребенка в

кружковой деятельности

по английскому языку

3. Согласо- Консультации, индивидуальные беседы. Со- 4 неделя Педагог и роди- Выбор формата взаимо-

вание вместное оформление стенда кружка англий- тели действия (совместная

& ского языка. образовательная дея-

Диагностика начального уровня сформиро- Педагог и тельность в течение

s 53 ванности иноязычных коммуникативных уме- дети учебного года), прогно-

О ний ребенка - обсуждение результатов. зирование результатов

Метод «Интервью в парах», дискуссионные Педагог и

вопросы родители

4. Проекти- Выставка методической литературы. 1 неделя Педагог и Коллективная конкрети-

рование Показ медиатеки по изучению иностранного родители зация единых подходов

& взаимодей- языка. в обучении ребенка,

ствия Поиск материалов к занятиям. составление плана со-

J Работа с родительским активом. 2 неделя Педагог и вместных действий по

Метод «Фамильная символика» родители организации занятий по

английскому языку

5. Педаго- Мастер-класс «Колобок» с использованием Октябрь Педагог и роди- Пошаговое выполнение

гический кукольного театра; 3 нед. тели запланированных со-

мониторинг - Совместная проектная деятельность «В цир- Ноябрь вместных действий.

ке»; 1 нед. Родители и дети Презентация результа-

тов взаимодействия

- Тематический вечер - драматизация детьми 4 нед. педагога и родителей, их

сказки «Колобок» на английском языке; Педагог и дети внешняя оценка

- Акция «Защитим нашу планету»;

- Родительское собрание с показом презента- Декабрь Родители и дети

ции о праздновании Рождества в Великобри- 2 нед. Педагог и

тании; 3 нед. родители

- Собрание-выставка

« «Конкурс чтецов стихов на английском язы- Январь Родители и дети

S ке»; 2 нед.

1 £ - Открытое занятие на тему: «Правила Дорож- Родители и дети

& ся ного Движения» на английском языке; 3 нед.

- Совместная деятельность «Наши увлечения». Родители и дети

- Интерактивная игра «Роль игры в процессе Февраль

обучения английскому языку»; 2 нед. Педагог и

- Родительское собрание - круглый стол (об- Март родители

суждение проблем и трудностей детей в про- 2 нед.

цессе обучения);

- Детско-родительская творческая мастерская: 3 нед. Педагог и

создание эмблемы детского сада; родители

- Мастер-класс «Обучение английскому языку Апрель

с использованием пальчиковой игры («й^ег 3 нед.

games»)на тему: детского сада;

- Развлечение «АВС-викторина». Май Родители и дети

3 нед.

- Мастер-класс «Обучение английскому языку с использованием пальчиковой игры («finger games»)rn тему: «Моя семья» («My family»)». Методы: открытые просмотры детской деятельности, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей, игровые задания для домашнего общения, решение проблемных задач обучения, управляемое игровое взаимодействие Май 1 нед. Педагог и родители Родители и дети

Май 6. Рефлексия Диагностика уровня сформированности иноязычных коммуникативных умений детей. Итоговое мероприятие - Развлечение «ABC-викторина». Итоговое родительское собрание - обсуждение результатов обучения иностранному языку. Методы: анкетирование, анализ результатов совместной творческой деятельности, решение проблемных задач обучения Май 2 нед. 3 нед. 4 нед. Педагог и дети Родители и дети Педагог и родители Определение качества совместной деятельности педагога, детей и родителей

Первое направление реализации экспериментальной программы «Педагог и родители» включает в себя три этапа - подготовительный, основной и заключительный. В работе с родителями (членами семьи) воспитанников на подготовительном этапе последовательно реализованы шаги установления взаимодействия: открытие, прояснение ожиданий.

На этапе открытия (сентябрь, 1 неделя) выявляется направленность родителей на взаимодействие (изучение социального статуса и микроклимата семьи, уровня владения английским языком посредством интервьюирования, ознакомление родителей с результатами диагностики начального уровня сформирован-ности иноязычных умений детей. На этапе прояснения ожиданий (сентябрь 2, 3 неделя) согласуются с родителями цель, методы и условия успешного взаимодействия. Родителей педагог знакомит с содержанием программы, регламентом занятий и других совместных мероприятий, отвечает на все интересующие их вопросы, такие как: «Как помочь ребенку выполнить домашние задания», «Как выучить с ребенком слова на английском языке, не зная этот язык?», «Необходимы ли моему ребенку индивидуальные занятия?» и др.

На этапе согласования (сентябрь 4 неделя) педагог приглашает родителей участвовать в занятиях вместе с детьми, организует демонстрацию-выставку методической литературы и медиатеки, включающей электронные энциклопедии, словари, мультимедийные материалы для образовательной работы с детьми, проводит консультации для родителей и воспитателей по ознакомлению с существующими программами обучения детей иностранному языку. На данном этапе формируется родительский актив, к основным функциям которого

относятся оказание помощи педагогу в организации и проведении мероприятий, активное участие и привлечение остальных родителей к совместной работе. На данном этапе происходит становление системы взаимодействия педагога с родителями (семьями) воспитанников на уровне педагогического партнерства с формированием единых целей, задач и координацией совместных действий в процессе образовательной работы.

На этапе педагогического мониторинга взаимодействия с семьями дошкольников (октябрь 3, 4 неделя по май) проводится активная образовательная работа по формированию иноязычных коммуникативных умений не только у старших дошкольников, но и всех субъектов взаимодействия посредством организации и проведения интересных, согласованных с родителями, совместных мероприятий, в том числе, и программы занятий.

Таким образом, посредством продуктивного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, возможно спроектировать необходимую для успешного формирования иноязычных умений у дошкольников языковую среду, способствующую усвоению иностранного языка детьми в процессе повседневной коммуникации со сверстниками и взрослыми.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) // URL: https://ba-se.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4dd b4c33/ (дата обращения 24. 02.2019)

2. Пенфильд В. Речь и мозговые механизмы. М., 2006.

3. Пряничникова Л. В. Психологическая готовность ребенка к изучению иностранного языка

// Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 183-190.

4. Протасова Е. Ю. Обучение дошкольников иностранному языку. М., 2009.

5. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. N 1155) [Elektronnyj resurs] [Federal State Educational Standard of preschool education (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on October 17, 2013 № 1155) [Electronic resource] // URL: https://base.gara-

nt.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (data obrashcheniya 24. 02.2019)

2. Penfil'd V. Rech' i mozgovye mekhanizmy [Speech and brain mechanisms]. M., 2006.

3. Pryanichnikova L. V. Psikhologicheskaya go-tovnost' rebenka k izucheniyu inostrannogo yazyka [Psychological readiness of a child to learn a foreign language] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2011. № 8. S. 183-190.

4. Protasova E. Yu. Obucheniye doshkol'nikov inostrannomu yazyku [Teaching of a foreign language to preschoolers]. M., 2009.

5. Passov E. I. Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu [Communicative method of teaching foreign language speaking]. M., 1991.

* * *

FORMATION OF FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE ABILITIES OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF INTERACTION OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION WITH FAMILY

Soldatenko Kseniya Yuryevna, Karpova Svetlana Ivanovna

Moscow City University, Russia, Moscow e-mail: [email protected]

The system of training a foreign language of preschool age children which developed in modern educational practice does not promote formation of foreign-language communicative abilities of children as foreign-language communication of preschool children with the teacher and peers within the occupations has short-term character. Only on condition of creation of the foreign-language environment in a zone of the immediate environment of the child (in kindergarten and family), preschool children have an opportunity of systematic daily communication with peers and adults in a foreign language that is the main condition of successful formation of foreign-language communicative abilities of children. The model of formation of foreign-language communicative abilities offered by authors and the program of additional education for the senior preschool children for training English provides active participation of parents (family members) in all actions of the program that allows to improve language competences of all participants of educational process and to create a language environment for successful formation of foreign-language communicative abilities of children.

Key words: language environment, foreign-language communicative abilities, program of additional education, children of advanced preschool age, interaction with families, educational process

Об авторах:

Солдатенко Ксения Юрьевна, аспирант департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва

Карпова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва

About the authors:

Soldatenko Kseniya Yuryevna, Postgraduate Student of the Pedagogics Department, Institute of Pedagogics and Psychology of Education, Moscow City University, Moscow

Karpova Svetlana Ivanovna, Doctor of Pedagogics, Professor of the Pedagogy Department, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.