Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков
ребенка в семье. Семейное чтение
Максименко Ольга Павловна
Сахалинская область, город Анива, МБДОУ Детский сад №1 Им. Ю.А.Гагарина
Ключевые слова:
Семейные традиции, педагогическая компетентность родителей
В последнее десятилетие в Российской Федерации сложилась демографическая ситуация, для которой характерно уменьшение доли рождения здоровых, физически зрелых детей, а также идёт постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. «Самую многочисленную группу - до 60% от всех детей дошкольного возраста - сегодня составляют дети с нарушениями речи». Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребёнка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся -без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие.
Поэтому ориентированность современного дошкольного образования повышает требования к образовательным учреждениям в развитии педагогической культуры конкретной семьи.
Реализуя задачу педагогического просвещения родителей, педагоги дошкольных учреждений должны обогащать родителей такими знаниями, которые они смогут использовать как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Помимо этого образование родителей заключается в формировании у них умения самокритично оценивать себя как воспитателей, посмотреть на ситуацию глазами ребенка.
Дошкольное детство - уникальный период для формирования важнейших процессов развития личности; при этом каждый процесс выстраивается постепенно из множества маленьких и не всегда очевидных «кирпичиков». Развитие речи и овладения основами родного языка являются такими кирпичиками. Процесс овладения родным языком, по наблюдениям Л.С.Выготского, в отличие от аналогичного процесса овладения иностранным, идёт от непроизвольного компонента к произвольному. Становление у дошкольника основ родного языка - происходит, прежде всего, в среде, в которой он находится.
Вопросу координированного планирования коррекционно-образовательного процесса логопеда, педагогов и родителей посвящен ряд статей современных ученых и практиков (Е.М.Калинина, Н.Л.Крылова, Н.Я.Ларионова, К.Г.Ермилова, С.А.Миронова, Т.А.Ткаченко, Ю.Ф.Гаркуша, В.В.Юртайкин, Л.Н.Ефименкова и др.). Однако некоторые аспекты остаются
мало изученными и недостаточно разработанными в научном и методическом планах. Один из них - разработка путей взаимодействия специалистов и родителей в системе работы по исправлению речи детей в логопедических группах в ДОУ.
И главным аргументом в данном вопросе является неоспоримость факта, что только совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекции речи воспитанников. Как показывает практика, существуют причины, препятствующие продуктивному взаимодействию с семьей:
-низкий уровень социально-психологической культуры родителей;
-непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;
-несформированность у родителей педагогической рефлексии, т.е. умения анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.
Вследствие чего, родители часто испытывают определенные трудности в воспитании детей с речевыми дефектами либо занимают не совсем правильную позицию:
- не достаточно хорошо понимают значимость своевременной речевой коррекции;
- не имеют достаточных знаний о том, как можно помочь ребенку;
-считают, что заниматься вопросом коррекции имеющихся у ребенка речевых недостатков не в их компетенции;
-ссылаются на нехватку времени для работы с ребенком и т.д.
В федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 прописано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся...обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Ответственное родительство - это осознание родителями того, что воспитание и развитие ребенка является важнейшей областью их жизни. Но далеко не все родители проникаются ответственностью за полноценное развитие своих чад. Анкетирование позволило выявить, что большая часть родителей устранились из воспитательно-коррекционно-образовательного процесса.
Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.
Поэтому основной целью в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников - является исследование и выявление более эффективных методов и приёмов для психолого-педагогической поддержки родителей, получение ими более глубоких теоретических знаний и овладении практическими навыками, а также достижение тесного взаимодействия детского сада и семьи для полноценного речевого развития детей.
Методы и формы работы с семьями, которые являются общепринятыми в дошкольной педагогике, актуальны и в работе логопеда.
В нашем учреждении сложилась своя система работы логопеда с родителями по коррекции речи детей, исходя из анализа анкет родителей, учета мнения воспитателей, а также диагностики состояния речи детей. Пожелания родителей, которые выявляются через анкетирование в конце учебного года, вносят коррективы в план на очередной год. Активно внедряются разнообразные формы работы, которые позволили бы достигнуть реального сотрудничества с родителями.
В настоящее время в ДОУ хорошо зарекомендовали себя и проводятся следующие формы взаимодействия логопеда и семьи:
- коллективная (тематические родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы со
специалистами, анкетирование, тестирование и т.д.);
-индивидуальная (консультирование индивидуальное по запросам родителей, анализ выполненного домашнего задания, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в
ДОУ);
-наглядно-информационный материал (стенд «Школа для родителей», печатные консультации в папки-передвижки, буклеты-памятки и т.д.)
Однако не все родители сразу активно откликнулись на приглашение к сотрудничеству, 40-50% проявляли слабый интерес. Речь воспитанников логопедических занятий развивалась в рамках заданий. Родители не уделяли должного времени своим детям дома, не закрепляли их речевые навыки в беседе и простом семейном общении.
В связи с этим, стало ясно, что традиционные формы работы с семьёй малоэффективны, поэтому необходимо нарабатывать новые, при этом расширяя сферы сотрудничества.
В России 2015 год был объявлен Годом литературы, книги и чтения. Предполагалось, что мероприятия, связанные с этим событием должны сплотить детско-родительские отношения, вернуть в семьи утраченные традиции, обратить вниманием родителей к проблеме развития речи детей, закрепляются поставленные логопедом звуки детей дома и, конечно же заинтересовать будущих школьников к изучению нового.
Старший дошкольный возраст - этот период, когда у ребенка интенсивно развивается и существенно формируется словарь и грамматические категории, усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь, формируется контекстная речь - связная речь, и, конечно же, становится нормативным произношение. Чтобы активно вовлечь родителей в процесс коррекции речи был разработан и осуществлён детско-взрослый, практико-ориентированный, долгосрочный (годичный) проект «Сундучок историй».
Участники проекта:
- дети с 5 до 7 лет, посещающие логопедические группы детского сада (подготовительная группа);
- учитель-логопед, педагоги ДОУ, родители.
Цель проекта - формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком через приобщение к книжной культуре.
Задачи:
1.Повысить эффективность речевого общения всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
2.Установить партнёрские отношения с семьёй ребёнка - логопата, создать атмосферу общности интересов;
3.Вернуть утраченные семейные традиции;
4.Улучшить культуру речи родителей, детей;
5.Познакомить родителей с детской литературой;
6.Пробудить интерес и желание родителей участвовать в развитии речи своего ребенка. Мы ожидали от проекта следующие результаты:
-активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;
-изготовление родителями и детьми совместных поделок (книжки-малышки, герои любимых рассказов и т.д.);
-участие в конкурсах рисунков по прочитанным произведениям;
-семейные экскурсии в библиотеку;
-составление собственных рассказов на заданную тему4
-автоматизация правильного произношения звуков детьми, поставленных на логопедических занятиях, в условиях семьи;
-развитие практических умений и навыков правильной речи дошкольников (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически верной, с активизацией словаря);
-самостоятельная подборка и исследование родителями и детьми книг определённой тематики;
-повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Данный опыт работы может использоваться педагогами ДОУ, и педагогами дополнительного образования.
1-й этап. Подготовительный (информационно-аналитический)
Формы работы
-анализ и подборка методической литературы;
-сбор сведений о воспитаннике, о его жизнедеятельности в условиях семьи;
-разработка плана проекта; -подборка детской литературы;
-анкетирование родителей, с целью выяснения образовательных потребностей родителей и уровня их компетентности в вопросах речевого развития, уровня мотивации, установить контакт с семьями детей с речевыми нарушениями;
-ознакомительная работа с родителями;
-оформление Соглашений с родителями об условиях коррекционного обучения детей на логопедических занятиях.
Содержание деятельности:
-определение актуальности, проблемы, цели;
-наблюдение, индивидуальные беседы, родительская встреча «Давайте знакомиться»;
-создание условий для реализации проекта (создание домашней библиотеки, оформление информационного стенда для родителей и т.д.).
2-й этап. Реализация проекта (практический)
Формы работы: реализация плана проекта. Содержание деятельности:
-семинары - практикумы для родителей: «Артикуляционный и пальчиковый тренинг- первая ступень к развитию речи», «Раз словечко! Два словечко!» - пополнение словаря через словесные игры»;
-выступление на родительских собраниях: «Роль семьи в коррекционном процессе», «Формирование грамматически правильной речи дошкольников», «Семейное чтение», «Увлекательная и полезная книга» и т.д.;
-буклеты - памятки для родителей «Как выбирать книгу для домашнего чтения»; -изготовление книжек-малышек, поделок по прочитанным произведениям; -выставка любимы (из дома) книг;
-участие в совместных с детьми викторинах по сказкам, рассказам;
- развитию речи родителями для домашнего пользования; -работа с индивидуальными тетрадями;
-конкурс «Самая красивая и содержательная тетрадь»; -электронная библиотечка для родителей; -консультации по запросам родительским;
-создание банка электронных презентаций в помощь родителям;
-родительский клуб «Читаем вместе»;
-открытые коррекционные занятия с детьми;
-интервью красивой речи (с детьми);
-Дни открытых дверей;
-Праздники речи;
-создание домашней библиотеки;
-посещение детской библиотеки;
-участие в мини-проектах: «Любимые сказки Чуковского», «Ребятам о зверятах», «Сказка ложь, да в ней намёк.» и т.д.;
-придумай свой рассказ ( о Новом годе, о черепахе, о путешествии в страну букв и т. д.);
- нарисуй своего любимого героя и т.д.; -викторина «Сказки - наши друзья»;
-сообщение учителя-логопеда на тему: «Речевое общение с ребенком в семье» (презентация);
- анкетирования родителей на тему: «Что читаем дома», подведение итогов;
-Круглый стол с библиотекарем на тему «Как пробудить и поддержать интерес ребенка к чтению?», презентация;
-домашнее задание: Игра с детьми «Угадай сказку» по иллюстрациям.
Вручение благодарностей родителям и детям по окончании проекта. 3-й этап. Заключительный
Формы работы:
1.Диагностика и мониторинг качества речевого развития детей; 2.Оценка эффективности работы с родителями;
З.Анкетирование родителей с целью выявления отношения к проделанной работе и в определении уровня сформированности у них педагогической рефлексии;
-праздник «Удивительное путешествие в страну читалию, практикум для родителей «Как хорошо уметь читать».
Результат проекта:
-повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей-дошкольников, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка;
-разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 6-7 лет;
-создана домашняя библиотека (даже у тех, у кого в доме не было ни единой книги);
-выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании;
-качество речи детей повысилось, сроки автоматизации произношения сократились.
Постепенно из пассивных зрителей родители превратились в активных участников -помощников по решению проблем в развитии речи ребёнка. Что является залогом успешной коррекционной логопедической работы. Родители отмечтили, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начали более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и наших рекомендаций. В глазах родителей повысился авторитет учителя- логопеда и всего педагогического коллектива ДОУ. Но самое интересное, в семья появилась хорошая традиция-читать детям.
Список литературы:
1.Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-Ф3.- М.:ТЦ Сфера, 2014;
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. и др., М.:АРКТИ, 2006;
4.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;
5.Статья Гриценко З. Читательское развитие ребёнка дошкольного возраста. К постановке проблемы// Дошкольное воспитание. 2010. №8;
6.Статья Емельянова М. От существования- к сотрудничеству и партнёрству// Дошкольное воспитание. 2009. №7;
7.Книга Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении» М. творческий центр «Сфера», 2003г., с.3
8.Книга Выготский Л.С. М., 1996, («Антология гуманной педагогики»)