Научная статья на тему 'Реализация акмеологического подхода в деятельности Студенческого центра инновационных педагогических технологий'

Реализация акмеологического подхода в деятельности Студенческого центра инновационных педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕНЕДЖЕРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ACMEOLOGICAL APPROACH / ACMEOLOGICAL POTENTIAL / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркевич Ирина Витальевна, Селезнева Светлана Михайловна

Представлены результаты применения акмеологического подхода при обучении студентов в вузе в виде специализированного центра, в котором условия для научной деятельности студентов направлены на приобретение ими исследовательского, коммуникативного, управленческого опыта. Раскрывается сущность акмеологического подхода и доказывается социальная необходимость его использования в высшем профессиональном образовании, с опорой на исследования отечественных акмеологических школ. В связи с таким примером реализации акмеологического подхода в вузе обосновывается необходимость переосмысления элементов педагогического процесса (целей, принципов, содержания, форм, методов, средств, условий и результата). Предложены педагогические условия формирования акмеологического потенциала будущих специалистов, в том числе специальные семинарские занятия по системной технологии В.А. Бухвалова. Представлены алгоритмы продуктивной реализации технологии интерактивного обучения, учитывающие региональную специфику (в рамках реализации в вузе педагогических условий формирования акмеологического потенциала будущего менеджера). Описана организационная структура Студенческого центра инновационных педагогических технологий и принципы его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF THE ACMEOLOGICAL APPROACH IN ACTIVITY OF THE STUDENT''S CENTER FOR INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

In this work the illustration of use of acmeological approach is presented when training students in higher education institution opening of the special center in which conditions for scientific activity of students for the purpose of acquisition of research, communicative, administrative experience by them are created. The essence of acmeological approach reveals and social need of its use for higher education with a support on researches of the Moscow and St. Petersburg acmeological schools is proved. Due to the realization of this approach need of reconsideration of elements of pedagogical process locates in higher education institution (the purposes, the principles, the contents, forms, methods, means, conditions and result). The organizational structure of the Student's center for innovative pedagogical technologies and the principles of its activity are given. Pedagogical conditions of the future experts' acmeological potential formation including special seminar classes based on the V.A. Bukhvalov's system technology are offered. Algorithms of productive realization of the interactive training's technology, considering regional specifics (within realization in higher education institution of pedagogical conditions of formation of acmeological potential of future manager) are presented.

Текст научной работы на тему «Реализация акмеологического подхода в деятельности Студенческого центра инновационных педагогических технологий»

Психология развития и педагогическая психология

УДК 378.1 ББК Ч.481+Ю.940

РЕАЛИЗАЦИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

И.В. Маркевич, С.М. Селезнева

Представлены результаты применения акмеологического подхода при обучении студентов в вузе в виде специализированного центра, в котором условия для научной деятельности студентов направлены на приобретение ими исследовательского, коммуникативного, управленческого опыта. Раскрывается сущность акмеологиче-ского подхода и доказывается социальная необходимость его использования в высшем профессиональном образовании, с опорой на исследования отечественных ак-меологических школ. В связи с таким примером реализации акмеологического подхода в вузе обосновывается необходимость переосмысления элементов педагогического процесса (целей, принципов, содержания, форм, методов, средств, условий и результата). Предложены педагогические условия формирования акмеологического потенциала будущих специалистов, в том числе специальные семинарские занятия по системной технологии В.А. Бухвалова. Представлены алгоритмы продуктивной реализации технологии интерактивного обучения, учитывающие региональную специфику (в рамках реализации в вузе педагогических условий формирования ак-меологического потенциала будущего менеджера). Описана организационная структура Студенческого центра инновационных педагогических технологий и принципы его деятельности.

Ключевые слова: акмеологический подход, акмеологический потенциал менеджера, педагогические условия, педагогические технологии.

Необходимость и возможности использования акмеологического подхода в высшем профессиональном образовании

Общероссийской тенденцией развития высшего профессионального образования является переход от так называемой «знание-вой» (дидактической) парадигмы к компе-тентностной. Это заставляет переосмыслить условия профессиональной подготовки студентов.

Современный студент должен владеть набором компетенций, направленных на личностно-профессиональное развитие и саморазвитие. Представляется, что именно поэтому в высшем профессиональном образовании

может оказаться востребованным акмеологи-ческий подход. Отметим, что существующая практика вузовского обучения, по нашему мнению, иллюстрирует недостаточность методического сопровождения педагогических технологий, направленных на личностнопрофессиональное развитие и саморазвитие: студенты недостаточно четко репрезентируют свои представления о собственной траектории достижения успеха в профессии [15].

Направленность акмеологического подхода на формирование человека до уровня его высших достижений [8] побуждает более пристально разобраться в его сущности. Анализ существующих определений акмеологии [1, 3,

7, 12, 17] позволяет обобщенно определить ее

1 Материал подготовлен в рамках проекта «Поддержка Студенческого центра инновационных педагогических технологий (СЦИПТ) и формирование научных траекторий его проектной деятельности» Программы стратегического развития Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

как основанную на теоретической базе естественных, общественных и гуманитарных наук совокупность научных направлений, изучающих, во-первых, феномены творчества, потенциала, жизненного пути, самореализации, зрелости, профессионализма применительно к разным уровням внутренней организации человека: индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность [3]; и, во-вторых, закономерности, механизмы, факторы, условия изменения вышеназванных феноменов как «продуктивного проявления в жизни всех сущностных сил индивида, ориентированных на социально-значимые проблемы» [6].

Акмеологический подход рассматривается в процессуальном и результативном аспектах [7, 12], в том числе применительно к профессиональному образованию [1, 3, 5, 6]. Процессуальный аспект такого подхода позволяет выявлять продуктивные формы, содержание, методы, средства, условия, направленные на максимальное раскрытие и реализацию акмеологического потенциала студента вуза (в частности, методом сравнительного анализа). В результативном аспекте понимания акмеологический подход позволяет направить педагогический процесс вуза на актуализацию, самоосмысление и формирование «сущностных сил индивида» [6], выраженных в творческих и управленческих способностях, профессиональных знаниях, умениях, ценностных ориентациях, личностных качествах, стратегическом мышлении.

Формирование акмеологического потенциала будущего выпускника вуза в рамках педагогического процесса, основанного на таком подходе, позволяет:

■ акцентировать внимание на самом студенте как индивиде, личности и субъекте деятельности: его целях, потребностях, мотивах, планах, стратегиях, опыте, ценностных ориентациях, которые направляют его творческое саморазвитие;

■ направить внимание субъекта образовательного процесса на исследование способов познания мира и себя для формирования собственных траекторий жизненного пути, индивидуальных стратегий саморазвития;

■ сосредоточить внимание преподавателей на выборе наиболее продуктивных форм, содержания, методов, средств, условий, факторов обучения, нацеленных на актуализацию и максимальное использование студентом своих творческих и управленческих спо-

собностей, способностей к самообразованию, профессиональных знаний, стратегического мышления, личностных качеств, мотивации достижения.

Вышеизложенное позволяет рассматривать акмеологический подход как системообразующий фактор в процессе активизации и формирования акмеологического потенциала студентов вуза. При этом он выполняет функции навигатора и оценки продуктивных форм, методов, средств, условий, представленных в разнообразных педагогических технологиях.

Педагогические условия формирования акмеологического потенциала студентов вуза

Реализация акмеологического подхода начинается с описаний педагогических условий, сущность которых раскрывается с помощью положений теории витагенного обучения, акмеологических концепций развития личности, теории эвристического обучения, концептуальных положений личностноориентированного подхода [1, 4, 5, 11, 16, 17].

Педагогические условия рассматриваются в контексте соответствующих педагогических теорий и концепций. В теории витагенного обучения наиболее значимыми считаются принципы обучения как таковые. В акмеоло-гических концепциях развития личности ведущим в характеристике условий считается принцип продуктивности личностных изменений. Личностно-ориентированный подход сосредотачивается на влиянии воспитания на личность. Теория эвристического образования концентрируется на единстве и взаимосвязи внутреннего и внешнего мира личности.

Педагогические условия рассматриваются как обстоятельства, от которых зависит характер организации педагогического процесса в вузе, и которые связаны с актуализацией психолого-физиологических характеристик личности. Эти характеристики влияют на продуктивность её учебной, творческой, познавательной, коммуникативной, рефлексивной деятельности в вузе, а также на наиболее продуктивные (с точки зрения требований личностного, профессионального развития и саморазвития) элементы педагогического процесса - его формы, содержание, методы, средства.

Такого рода позиции в отношении педагогических условий, которые необходимы для внедрения и развития акмеологически ориентированного подхода в высшем профессио-

нальном образовании, позволяют рассматривать особенности педагогических технологий, в которых непосредственно и реализуются эти условия.

Педагогическая технология понимается как система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной педагогической задачи [2, 10].

Описанные основания и особенности использования акмеологического подхода в процессе формирования акмеологического потенциала студента вуза были положены в основу опыта реализации этого подхода в отдельном высшем учебном заведении - Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

В процессе реализации разработанных педагогических условий формирования ак-меологического потенциала студента вуза нами были критически проанализированы и вы-

браны соответствующие педагогические технологии, реализуемые в определенных формах, методах, средствах обучения и воспитания. Моделью такого рода организации педагогического процесса в вузе послужила система подготовки по направлению 80200.62 «Менеджмент» (профиль подготовки: «Управление человеческими ресурсами») в Пермском государственном гуманитарно-педагоги-

ческом университете (см. таблицу).

При выполнении первого условия в качестве новых форм реализации педагогических технологий предлагается использовать в учебной и внеучебной деятельности семинарские занятия на основе системной педагогической технологии В.А. Бухвалова. Предполагается, что такого рода семинарские занятия можно классифицировать по трём основаниям: по видам учебных заданий, используемых на семинарах; по методам активизации

Реализация акмеологического подхода в педагогическом процессе при подготовке студентов по направлению 080200.62 «Менеджмент», профиль подготовки: «Управление человеческими ресурсами»

Элементы педагогического процесса Описание элементов педагогического процесса

Педагогические условия Активизация и формирование у будущих менеджеров стратегий творческого саморазвития как готовности и способности к продуктивному личностному и профессиональному самоизменению на основе системной педагогической технологии В.А. Бухвалова (в учебной и внеучебной деятельности в вузе) Приобретение опыта успешной управленческой деятельности через технологию проектного обучения. Формирование у будущих менеджеров стратегий профессиональной самоидентификации как адаптационного механизма личностного вхождения в региональную (городскую) идентичность через интерактивные технологии

Педагогические технологии реализации названных условий -Системная педагогическая технология В.А. Бухвалова. -Технология В.Ф. Шаталова. - Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - Технологии проектного обучения и модернизации традиционного обучения - Технология интерактивного обучения. -Технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Формы реализации педагогических технологий - Лекции (вводная, обзорная, проблемная); семинары (с использованием заданий на развитие учебных умений, с репродуктивными; либо творческими, либо практическими; либо исследовательскими заданиями; заданиями на развитие нравственности, семинары с использованием методов активизации творческого мышления, морфологического анализа, семи- Заседания творческих площадок, метапредметная лекция, консультации, встречи с экспертами, семинар - опрос, игровые методы (ролевая игра, имитационная игра), практические занятия, тренинги, самостоятельная работа Лекция-диалог, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция-пресс-конференция. Заседания делового клуба, «круглые столы», ярмарка профессий, дискуссии, тренинги, самостоятельная работа, экскурсии, производственная практика

Окончание таблицы

нары с использованием направляющих вопросов; синектики, системного анализа), комплексный семинар (по видам учебных заданий); самостоятельная работа, домашнее задание. - Недели науки, конкурсы опорных конспектов, интеллектуальные игры, олимпиады. - Учебно-исследовательская практика

Методы и приёмы реализации педагогических технологий - Методы эвристических вопросов; инверсии , изучения конкретного случая, рейтинга; мозговой штурм, синектика. - Методы самоконтроля и комплексного контроля: (самонаблюдение, психологическое тестирование) - Методы самообразования (чтение литературы, изучение аудиовидеозаписей, самостоятельные упражнения) -Метод примера, поощрения, убеждения, этический диалог Мозговой штурм, метод моделирования, проектирования, исследовательские методы (опрос, наблюдение, изучение документации, анализ, синтез), упражнения Метод взаимонаблюдения и взаиморефлексии, экспресс -опрос, анализ конкретных ситуаций, использование общественного ресурса, мозговой штурм, сюжетный/ повествовательный анализ - анализ сюжетов, фабул медиатекстов, метод эмпатии. Приёмы: «управляемая дискуссия», «займи позицию», «мысль по кругу», «перевернутая пирамида», «цепочка ассоциаций»

Средства реализации педагогических технологий Госстандарт ВПО, научные статьи и монографии по акмеологии, менеджменту, программа формирования акмеологического потенциала будущего менеджера в вузе, учебнопрофессиональные ситуации, прогностические ситуации-задачи, эвристические ситуации, этические ситуации Исследовательская, коммуникативная, творческая деятельность, управленческие ситуации, ситуации успеха, ситуации достижения Видеофильмы, интернет-ресурсы, профессиональные журналы, проблемные ситуации, диалоговые ситуации, объединения и сообщества различного типа (профессиональные, досуговые)

Образовательные продукты субъектов педагогического процесса Аннотации, алгоритмы творческой и исследовательской деятельности (моделирования, конструирования, исследования, наблюдения, опроса), рецензии, эссе, синквейны, рефераты, доклады, тезисы, статьи, курсовые работы, дипломные работы, индивидуальные стратегии творческого саморазвития в портфолио Индивидуальная образовательная траектория учения, проект, статья, тезисы, курсовые работы, дипломные работы, резюме, макет бизнес-плана, «лесенка успеха» (копилка собственных достижений) Резюме, разработка базы исходной информации по конкурентному окружению для макетных бизнес-проектов, создание сводного анализа внешней среды для макетных бизнес-проектов в формате презентаций, SWOT-анализ для макетных бизнес-проектов

творческой деятельности студентов; по ведущим методам, применяемым на этих занятиях.

Результатом применения предлагаемых форм реализации такой педагогической технологии является получение студентом исследовательских, коммуникативных, учебных и творческих навыков.

Реализация в педагогическом процессе вуза второго условия осуществлялась с использованием метода проектов, объединяющего в себе несколько фундаментальных процессов: учение, творчество, рефлексию, исследование, проектирование, коммуникацию. В зависимости от целей высшего профессионального образования происходит акцентирование того или иного процесса.

При этом проектная деятельность студентов, в отличие от деятельности при организации тренинга, игр, анализа конкретной ситуации (АКС), более ориентирована на приобретение опыта управленческой деятельности, поскольку реально моделирует будущую профессиональную деятельность менеджера в современной экономике, являясь своего рода опережающим обучением для него, так как предполагает выполнение основных профессиональных функций: планирование, организацию, руководство и контроль. Значимость опережающего обучения в формировании стратегического мышления, рефлексии и профессионального опыта признана [4, 13], потому что описанные выше личностные характеристики считаются средствами развития и саморазвития личности, обеспечивающими стабильную устремленность к личностно - и профессионально-значимым достижениям.

Проектная деятельность также многогранна по целям обучения, воспитания и развития, основана на развитии способности к самообразованию обучающихся, их творческих способностей, тактического и стратегического мышления, целеустремленности, инициативности, самостоятельности, мотивации достижения профессиональных знаний, способностей и умений [9, 14]. Кроме того, такая деятельность оптимальна по формам проведения: индивидуальной (ориентированной на самореализацию личности) и групповой (направленной на продуктивное взаимодействие), многообразна по содержанию (учебное проектирование по разным дисциплинам и сферам деятельности) и практикоориентирована по результату, поскольку любой проект предполагает достижение конкретного результата.

Превращение проектирования в средство формирования акмеологического потенциала будущего менеджера предполагает создание специальной организационной структуры, целью которой является моделирование профессиональной деятельности, максимизация творческого сотрудничества студентов, преподавателей, работодателей посредством вовлечения в проектную деятельность, создание социально ориентированных продуктов, накопление социального капитала.

Реализация третьего условия в педагогическом процессе вуза основана на представлениях о стратегии профессиональной самоидентификации, реализующейся через личностный смысл профессии, профессиональные знания, управленческие способности, управленческий опыт, рефлексию, стратегическое мышление, рассматриваемые в аспекте ценностного осмысления себя в личностной, социальной и профессиональной сферах.

Отличительной особенностью является регионально- культурологический аспект ак-меологического подхода, позволяющий обособленно рассматривать региональную идентичность будущего специалиста как итог ценностного осмысления себя как менеджера-пермяка в процессе формирования своего профессионального пути (профессиональной карьеры) в Пермском крае, и как результат идентификации субъекта образования с неким набором ценностных ориентаций, присущих как представителям своей профессиональной группы («работающие в Перми»), так и населению региона в целом («проживающие в Перми»).

Разработка алгоритмов продуктивной реализации технологии интерактивного обучения с учетом специфики региона связана с интеграцией определенных форм, методов, средств обучения и воспитания с научными исследованиями специфики самосознания и поведения жителей этого региона.

Продуктивными формами профессионального обучения, позволяющими оптимизировать процессы исследования, учения, коммуникации, рефлексии, творчества в четко заданных пространственно-временных рамках, являются монопрофильные формы, например, заседание «делового клуба», «пресс-конференция», «круглый стол», «ярмарка профессий» и т. п.

Продуктивными методами профессионального обучения и воспитания являются метод взаимонаблюдения и взаиморефлексии,

экспресс-опрос, анализ конкретных ситуаций (или кейс-стадии), использование общественного ресурса (например, «встречи с интересными людьми»), «мозговой штурм», сюжетный/повествовательный анализ (анализ сюжетов, фабул медиатекстов), метод эмпатии. В числе такого рода методов и приемов обучения можно назвать их интерактивные варианты, основанные на взаимодействии обучающихся между собой, например, «управляемая дискуссия», «займи позицию», «мысль по кругу», «перевернутая пирамида», «цепочка ассоциаций».

Применение интерактивных методов обучения направлено на формирование стратегий личностной и профессиональной самоидентификации будущего менеджера, а их эффективность обусловлена тем, что:

■ они основаны на активизации, преобразовании и рефлексии собственного личного, социального и профессионального опыта студентов, при этом учебная среда выступает средством обогащения такого жизненного опыта;

■ они основаны на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий, при этом учебная среда рассматривается как сфера, в которой строятся эффективные межличностные взаимодействия субъектов педагогического процесса и формируется социальный и культурный капитал;

■ они непосредственно обусловлены ценностно-смысловой сферой личности; при этом учебная среда является местом для идентификации субъекта с неким набором социально-культурных «кодов» других лиц, что дает возможность ему осознать сложившуюся профессиональную практику, мифы, традиции и, вообще, освоить в игровой форме формальные и неформальные правила своей будущей профессиональной деятельности в условиях конкретного города.

Таким образом, интерес к обоснованию и реализации акмеологического подхода в высшем профессиональном образовании является следствием требований нашего времени. Ак-меологический подход позволяет моделировать педагогический процесс вуза, в центр которого поставлена самореализующаяся личность студента.

Реализация акмеологического подхода в вузе требует определенного педагогического творчества и креативности, реализующихся, в частности, путем:

■ создания специализированного центра, своеобразного «научного инкубатора», в

котором создаются условия для научной деятельности студентов и приобретения ими исследовательского, коммуникативного, управленческого опыта;

■ разработки организационной структуры такого специализированного центра и принципов его деятельности;

■ разработки и реализации в рамках деятельности такого центра, педагогических условий формирования акмеологического потенциала будущего специалиста;

■ разработки специальных форм учебных занятий, основанных на системной технологии В.А. Бухвалова для реализации педагогических условий формирования акмеологиче-ского потенциала будущего специалиста;

■ разработки алгоритмов продуктивной реализации технологии интерактивного обучения, учитывающие региональную специфику (в рамках реализации в вузе педагогических условий формирования акмеологическо-го потенциала будущего регионального менеджера).

Такой специализированной организационной структурой стал Студенческий центр инновационных педагогических технологий (СЦИПТ) Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, учитывающий специфику этого вуза.

В рамках научной проектной деятельности СЦИПТ создаются временные, но с постоянно возобновляемым кадровым составом исследовательские объединения преподавателей и студентов, функционирующие на основе принципа наставничества и социального капитала. Такого рода объединения являются своего рода творческой лабораторией, в которой изучаются социально-значимые, профессионально-ориентированные проблемы, разрабатываются рекомендации по их решению, обсуждаются и реализуются социальнозначимые мероприятия как основной результат проекта.

Деятельность СЦИПТ находит свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы работы.

При этом основными принципами работы СЦИПТ являются:

■ принцип «научного инкубатора», реализация которого основана на создании комплекса благоприятных условий для студентов (научно-методическое, информационное, организационное, материально-техническое сопровождение их деятельности в

СЦИПТ) с целью формирования и развития навыков научно-исследовательской деятельности, «выращивания» профессионалов, владеющих научными методами организации собственной профессиональной, в частности -проектной деятельности, подчиненной научному подходу;

■ принцип командной деятельности, выражающий необходимость оптимального сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы над проектами, создающей условия для успешной личностной и профессиональной социализации, для формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности;

■ принцип дублирования ответственности, заключающийся в необходимости избрания на каждую должность в СЦИПТ двух человек, что позволяет учитывать положительные и отрицательные стороны влияния «человеческого фактора» («одна голова хорошо, а две лучше» — в первом случае и, например, выбытие из рабочего процесса по болезни, по завершению срока обучения в вузе и т. п. - во втором, а также создать условия для формирования ценностных ориентаций по осознанию и принятию ценностей личностно-

го саморазвития и командной работы, заложенных в миссию СЦИПТ ( «цепь не должна размыкат ься »);

■ принцип кураторства, проявляющийся необходимостью использования «бригадного» («кустового») метода работы над проектами, при котором студент, выполняющий дипломную работу, на основе которой разрабатывается проект для СЦИПТ, вместе с преподавателем курирует написание курсовой работы студентами младших курсов, которые, в свою очередь, совместно с преподавателем курируют учебно-исследовательскую деятельность студентов еще более младших курсов. В результате реализации этого принципа по мере освоения образовательной программы и перехода студентов на старшие курсы для них создаются многократно повторяющиеся условия, позволяющие прочно овладеть исследовательскими, коммуникационными, творческими, управленческими навыками.

В содержательно-организационном, структурно-функциональном плане деятельность СЦИПТ представлена в виде следующей трехмерной модели (см. рисунок).

Одним их примеров эффективности деятельности СЦИПТ является факт признания

Структура СЦИПТ:1, 2, 3 - составляющие профессиональной специализации СЦИПТ (направления подготовки «Менеджмент», «Педагогическое образование» и «Прикладная информатика в экономике» соответственно); 4, 5, 6 - типы реализуемых проектов (по критерию количества участников - индивидуальный, групповой и коллективный проект соответственно); 7, 8, 9 - функции СЦИПТ (формирование индивидуального стиля деятельности; накопление социального капитала в виде максимизации социальных связей и эффективная профессионализация в виде накопления опыта успешной управленческой деятельности соответственно)

кафедры экономики (на базе которой работает СЦИПТ) победителем проводимого в рамках Программы стратегического развития ПГГПУ конкурса проектов по формированию профессионализирующей среды.

Литература

1. Акмеология: учебник / под ред.

А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. -192 с.

3. Бодалев, А.А. О предмете акмеологии / А.А. Бодалев // Психологический журнал. -1993. - Т. 14. - № 5. - С. 73-80.

4. Вербицкая, Н.О. Теория и технология образования взрослых на основе витагенного (жизненного) опыта: дис. ...д-ра пед. наук / Н.О. Вербицкая. - Екатеринбург, 2002. - 327 с.

5. Деркач, А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. - Изд-во НПО «МОДЕК», 2006. - 496 с. -(Серия «Библиотека психолога»).

6. Деркач, А.А. Методология акмеологии / А.А. Деркач, Г.С. Михайлов // Психологический журнал. -1999. - Т. 20. - № 4. - С. 56-66.

7. Кузьмина, Н.В. О предмете акмеологии и направлениях ее развития в Петербургской научной акмеологической школе /

Н.В. Кузьмина // Акмеология. - 2013. - № 3. -С. 9-13.

8. Леонтьева, Е.А. Акмеологический

потенциал учителя как основа его профессионального самоопределения / Е.А. Леонтьева //tele-conf.ru: сайт «Альманах научных открытий» 08.07.2009. - http://tele-conf.ru/

aktualnyie-problemyi-gumanitarnyih-distsiplin-i-prepo/akmeologicheskiy-potentsial-uchitelya-kak-osnova-ego-professionalnogo-samooprede-leniya.htm (дата обращения: 28.10.2012.).

9. Мотыгуллин, Д.Н. Формирование ак-меологического потенциала будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук /Д.Н. Мотыгуллин / Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2001. - 202 с.

10. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. -272 с.

11. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина.

- 4-е изд., стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - 368 с.

12. Реан, А.А. Акмеология личности // А.А. Реан // Психологический журнал. - 2000.

- Т. 21. - № 3. - С. 88-96.

13. Резанович, И.В. Развитие профессионального мастерства менеджера в системе бизнес-образования: дис. . д-ра пед. наук / И.В. Резанович. - Магнитогорск, 2006. - 359 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И Савенков //Исследовательская работа школьников. - 2004. - № 1. -С. 22-31.

15. Селезнева, С.М. Акмеологический потенциал как элемент стратегии жизненного успеха выпускника вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2013. - Том 6, № 2. -С. 25-33.

16. Федотова, Г.А. Концептуальный

подход к формированию эвристической деятельности студентов вуза: моногр. /

Г.А. Федотова, Е.А. Пчелина. - Великий Новгород: Изд-во Новгородского гос. ун-та

им. Ярослава Мудрого, 2004. - 192 с.

17. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М. : Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

Маркевич Ирина Витальевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, заведующая научно-методической лабораторией экономического образования, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, marcevich@mail.ru

Селезнева Светлана Михайловна, старший преподаватель кафедры экономики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, seleznevasm@mail.ru

THE REALIZATION OF THE ACMEOLOGICAL APPROACH IN ACTIVITY OF THE STUDENT'S CENTER FOR INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

I. V. Markevich, Perm State University of Humanities and Education, Perm, Russian Federation, marcevich@mail.ru

S.M. Selezneva, Perm State University of Humanities and Education, Perm, Russian Federation, seleznevasm@mail.ru

In this work the illustration of use of acmeological approach is presented when training students in higher education institution - opening of the special center in which conditions for scientific activity of students for the purpose of acquisition of research, communicative, administrative experience by them are created. The essence of acmeological approach reveals and social need of its use for higher education with a support on researches of the Moscow and St. Petersburg acmeological schools is proved. Due to the realization of this approach need of reconsideration of elements of pedagogical process locates in higher education institution (the purposes, the principles, the contents, forms, methods, means, conditions and result). The organizational structure of the Student's center for innovative pedagogical technologies and the principles of its activity are given. Pedagogical conditions of the future experts' acmeological potential formation including special seminar classes based on the V.A. Bukhvalov's system technology are offered. Algorithms of productive realization of the interactive training's technology, considering regional specifics (within realization in higher education institution of pedagogical conditions of formation of acmeological potential of future manager) are presented.

Keywords: acmeological approach, acmeological potential, pedagogical conditions, pedagogical technologies.

Поступила в редакцию 12 августа 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.