УДК 159.9:370 ББК 88.40 C 46
Т.Д. Скуднова
Доктор философских наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Таганрогского государственного педагогического университета им. А.П. Чехова; E-mail: skudnovatd@yandex. ru
РАЗВИТИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического обоснования и практического внедрения акмеологического подхода в психолого-педагогическом образовании. Автор формулирует первостепенные проблемы психолого-педагогического образования. Показана роль элективных курсов («Педагогическая акмеология» и др.) в формировании акмеологической культуры специалистов социальной сферы в условиях вуза. Представлена акмеологическая модель подготовки специалистов. Освещены основные принципы ее реализации в педагогическом процессе. Рассматриваются акмеологические технологии, обеспечивающие эффективное развитие акмеологической культуры в образовательном пространстве вуза. Взаимодействие педагога и студента понимается как акмеологическая поддержка в процессе развития акмеологической культуры.
Ключевые слова: акмеологическая культура, субъект образования, рефлексия,
самоактуализация, антрополого-акмеологический подход, психолого-педагогическое образование, субъектность.
T.D. Skudnova
Doctor of Philosophy, Associate Professor of Social Pedagogy and Psychology Department, A.P. Chekhov Taganrog State Pedagogical University; E-mail: skudnovatd@yandex.ru
DEVELOPMENT OF ACMEOLOGICAL CULTURE IN SUBJECTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION
Abstract. This paper presents the results of theoretical studies and practical implementation of acmeological approach to psycho-pedagogical education. The author formulates the primary problems of psycho-pedagogical education, shows the role which elective courses (“Pedagogical Acmeology”, etc.) play in shaping the acmeological culture of social-sphere experts at higher institution and presents an acmeological model of specialists training. The work illustrates the key principles for its implementation in the pedagogical process. Acmeological technologies, that enable the efficient development of acmeological culture in the educational space of the university, are examined. The interaction of the teacher and the student is understood as acmeological support in the development of acmeological culture.
Keywords: Acmeological culture, the subject of education, reflection, self-actualization, anthropological and acmeological approach, psychological pedagogical education, subjectivity.
По определению ЮНЕСКО, XXI век должен стать веком образования, веком профессионалов. Успешное развитие нашего общества связано с опережающим характером образования, которое может подготовить творческих людей, способных самостоятельно развиваться. Сейчас, как никогда ранее, актуальной стала проблема формирования активной и творческой личности, направленной на достижение высших профессиональных и социальных вершин. Иначе говоря, современный специалист должен быть акмеологически ориентирован, обладать достаточным уровнем акмеологической культуры.
Однако в современном профессиональном психолого-педагогическом образовании сохраняется традиционная знаниевая и технологическая парадигмы подготовки специалиста, которые содержат серьезные просчеты в стартовых возможностях выпускников вузов,
недостаточно готовых к профессиональному росту и творчеству. В вузовском образовании не учитывается аксиологический, коммуникативный, креативный потенциал студентов, а именно в нем источник развития профессиональных способностей. Недостаточное внимание уделяется также организации профессионального самообразования студентов, направленного на развитие способности к самопознанию, самореализации, самовоспитанию и самосовершенствованию, обеспечивающей формирование акмеологической направленности личности.
Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с синергетикой, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере психологопедагогического образования.
Известно, что началом современного этапа развития акмеологической мысли считается появление работ Б.Г. Ананьева, разработавшего методологию антрополого-акмеологического субъектного подхода в профессиональном образовании [1] Ученый дифференцирует характеристики целостности человека как индивида, субъекта, личности, подчеркивая особый характер измерения субъекта деятельности в контексте саморазвития. В трудах К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой и других ученых излагаются основы общей и прикладной акмеологии, раскрываются ее предмет, структура и социальная значимость для образования [2; 3; 4; 5]. Значимым вкладом в развитие акмеологических знаний является теоретическое наследие американского психолога А. Маслоу, заложившего основы теории самоактуализации личности [6]. Психолого-акмеологические аспекты формирования профессиональной и акмеологической культуры субъектов образования освещаются в работах В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, С.Н. Бегидовой, Е.В. Селезневой и других исследователей [7; 8; 9]. В них показано, что выпускник вуза как субъект образования, чтобы быть профессионально и социально успешным и конкурентоспособным на рынке труда, должен обладать способностью к рефлексии и акмеологической культурой.
Как показали результаты наших исследований, проведенных на факультете психологии и социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова, одним из продуктивных путей повышения качества психологопедагогического образования может стать акмеолого-антропологическая направленность педагогического процесса. При моделировании образовательного процесса мы исходили из предположения о том, что процесс становления и развития субъектов психологопедагогического образования в определенной степени будет эффективным, если будет выполняться целый ряд специально организованных условий. Речь идет о преемственности и непрерывности всех этапов многоуровневого образования, опоре на акмеолого-антропологическую модель профессиональной подготовки специалистов, своевременной психолого-педагогической диагностике и развитии акмеологической культуры студентов. Основная идея исследования заключалась в том, что антропологизация и акмеологизация профессионального образования связаны с преобразованием не объекта (содержания образования), а субъекта, овладевающего им.
При построении концепции субъектного развития будущих специалистов мы опирались на целостный (холистический) подход, включающий в себя акмеологический, антропологический и аксиологический компоненты, обеспечивающие процесс целостного становления будущего профессионала. Основные методологические положения рассматриваемого подхода состоят в следующем: в его основе заложены мировоззренческие установки гуманистической философии, аксиологии и акмеологии, теории холизма, диалога культур, психолого-педагогической антропологии. Предметом его является реальное событие субъектов образования. Средствами и механизмами являются способность человека к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Методы воспитательнообразовательного процесса в контексте описываемого подхода вытекают из понимающей методологии: воспитывающее понимание (помочь, поддержать, предостеречь), диалог как способ со-бытия, способность понимать себя и других (сопереживание).
Базовой категорией концепции субъектного развития является понятие «акмеологическая культура личности», рассматриваемое как компонент общей культуры, обеспечивающий эффективность акме-ориентированного саморазвития, сформированность акмеологического мышления, стремление к инновациям, к успеху и достижению вершин профессионального мастерства. Основным средством формирования такого мышления выступает диалогическое общение, направленное на развитие ценностных ориентаций с помощью рефлективной (индивидуальной и групповой) работы по разрешению проблем личностного роста.
Принципиальное методологическое значение для нашего исследования имеет акмеологический подход. С позиций акмеологической модели профессиональное становление представляет собой единство двух взаимосвязанных подсистем -профессионализацию деятельности и профессионализацию личности. Осуществление этого подхода позволяет вскрывать и приводить в движение личностные резервы будущих психологов и социальных педагогов, обеспечивающие эффективность социальнопедагогической деятельности и достижение вершин профессионализма. Акмеологический аспект профессиональной подготовки специалистов области состоит в рассмотрении самого человека как орудия, инструмента присвоения себе родовой сущности, то есть в возможности полной самореализации, бесконечного саморазвития, достижения вершин своих потенций.
Психолог должен воспринимать личность клиента (пациента) во всей полноте его целостности, противоречивости и индивидуальности. Сформулированный К.Д. Ушинским принцип антропологизма непосредственно отражает методологию антропологического подхода. Философская антропология выступает базовым основанием для построения психолого-педагогических теорий, стратегий, технологий образования. Предметом психолого-педагогической антропологии являются закономерности, пути и методы целенаправленной деятельности по формированию и воспитанию человека в соответствии с достигнутыми научными представлениями о его природе, сущности, личностных аспектах эволюции. С позиций антропоцентрической модели сущность человека понимается как открытая система, постоянно развивающаяся и изменяющаяся одновременно с изменяющимся в результате его активной деятельности окружающим миром. Сущность профессиональной подготовки рассматривается в связи с таким пониманием, как создание оптимальных условий, максимально комфортных и благоприятных для саморазвития личности, ее профессионального и духовного роста и самосовершенствования.
Аксиологический подход в профессиональном образовании нацеливает на выработку ценностного отношения к другим людям, себе, к профессиональной деятельности как к ценности. В процессе подготовки специалистов-профессионалов отношения между субъектами педагогического процесса строятся на основе психолого-педагогической поддержки и развития ценностных отношений. Рефлексия и духовность становятся механизмами трансформации личностных смыслов и ценностных ориентаций.
Исходя из этого, можно сформулировать очевидный вывод о том, что процесс профессионального психолого-педагогического образования может рассматриваться как обобщенная акмеологически направленная антропоцентрированная модель, представляющая собой педагогическую технологию, отвечающую следующим принципам: акмеологизации, антропологизации, фундаментализации, диалогизации, индивидуализации, гуманизации, целостности учебно-воспитательного процесса.
Разработанная нами модель профессиональной подготовки социальных педагогов и психологов предполагает раннюю диагностику уровней субъектности, развитие мотивационно-ценностного отношения к психолого-педагогической деятельности, к людям и к себе, культуры самопознания, саморазвития, самосовершенствования. Она создает условия для установления субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями, ориентированными на достижение высших профессиональных результатов и владеющих акмеологическим инструментарием.
Организация акмеологически направленного обучения в педагогическом вузе
предполагает не только передачу информационной системы знаний для последующего закрепления в психолого-педагогической деятельности, но и развитие механизмов самореализации студента как будущего профессионала, развитие самостоятельности, инициативы, социальной компетентности, эмпатии, педагогической рефлексии, самоанализа, адекватной самооценки. Это обеспечивается путем введения в учебный процесс элективных курсов акмеологической направленности и через антропологизацию всех программных учебных предметов, инициирующих личностную и учебно-профессиональную активность.
Наше исследование подтвердило, что наиболее продуктивными в психологопедагогическом образовании являются акмеологические технологии, создающие условия, факторы и стимулы, обеспечивающие развитие и саморазвитие субъектов профессиональной подготовки, возможность успешной самореализации творческого потенциала. Личностноориентированные тренинги, психотехнологии самопознания, саморегуляции и самореализации, гештальт-тренинги - это целенаправленное субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента, организованное как смыслопоисковая деятельность, направленная на самопреобразование. Эффективность применения таких технологий оценивается акмеологическим результатом: повышением уровня
акмеологической культуры, готовностью субъектов образования к саморазвитию в профессиональной и социальной среде. Акме-технологии широко используются в ходе изучения учебных дисциплин и элективных курсов антрополого-акмеологической направленности: «Педагогическая антропология», «Педагогическая акмеология»,
«Педагогическая деонтология», «Психодиагностика», «Акмеология субъекта профессиональной деятельности».
Все имеющиеся сегодня в арсенале педагога высшей школы инновационные технологии могут быть использованы для решения задачи повышения качества подготовки специалиста нового типа - акмеологически ориентированного педагога-психолога, способного к постоянному саморазвитию и готового оказать адекватную помощь всем людям, в ней нуждающимся.
Таким образом, формирование субъектного потенциала студентов и повышение уровня акмеологической культуры обеспечивается следующими условиями: ориентацией педагогического процесса с моносубъектной на полисубъектную парадигму, совпадением логики образовательного процесса с логикой индивидуального развития каждого субъекта образования, диалогическим характером взаимодействия, установлением понимающих отношений, междисциплинарной интеграцией знаний и акмеологических технологий. Отмечена необходимость включения в учебный план элективных дисциплин акмеологической направленности, которые формируют как общую профессиональную культуру, так и способность к личностно-профессиональному саморазвитию, самоактуализации. Чтобы личность выпускника вуза стала подлинным субъектом самообразования, необходимо ее постоянное обогащение опытом индивидуальноличностного творчества, формирования механизмов самореализации, саморазвития и самосовершенствования личностно-профессионального потенциала в социальной и индивидуальной деятельности.
Примечания:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 158 c.
2. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии. М., 2001. 287с.
3. Бодалев А.А. Об объективных и субъективных факторах, обусловливающих достижения акме человеком // Мир образования - образование в мире. 2002. № 4. С. 17-23.
4. Акмеология: учебник / под ред. А.А. Деркача. М., 2004. 681 с.
5. Кузьмина (Головко-Гаршина), Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 144 с.
6. Maslow A.H. Motivation and personality. 3-nd ed. N.Y., 1987.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. 412 с.
S Бегидова С.Н. Акмеологические детерминанты профессионального становления личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 20-27.
9. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности М.: РАГС, 2007. 19S с.
References:
1. Ananyev B.G, A person as an object of cognition. SPb., 2001. 15S pp.
2. Abulkhanova- Slavskaya K.A. The problem of the subject definition in psychology, M., 2001. P.
2S7.
3. Bodalev A.A. On objective and subjective factors determining the achievement of acme by a person // The world of education - education in the world. M., 2002. No. 4. P. 17-23.
4. Acmeology: a textbook / ed. by A.A. Derkach. M., 2004. 6S1 pp.
5. Kuzmin N.V. (Golovko-Garshina) Acmeological theory of improvement of education specialists’ training quality: a monograph. M: The research center of problems of quality of specialists’ training quality. 2001. 144 pp.
6. Maslow A.H. Motivation and personality. 3-nd ed. N.Y., 19S7.
7. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psychology of human development. M., 2000. 412 pp.
S. Begidova S.N. Acmeological determinants of professional growth of a person // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2012. No. 1. P. 20-27.
9. Selezneva E.V. The development of acmeology culture of a person. M., RAGS, 2007. 19S pp.