УДК 377 ББК 74.5 Б 37
С.Н. Бегидова, С. А. Хазова
Акмеологический подход в профессиональной подготовке
будущих специалистов
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы, связанные с проблемой реализации акмеологического подхода в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов; обоснованы психолого-педагогические условия реализации акмеологического подхода, ориентированного на формирование акмеологической направленности личности студентов; охарактеризована структура и содержание акмеологической направленности личности педагога; представлены конкретные экспериментальные данные доказывающие эффективность реализации данного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Ключевые слова:
Акмеологический подход, акмеологическая направленность, качество профессионально-педагогического образования, профессионально-творческое саморазвитие, творческий потенциал, профессионально-ценностные ориентации, профессиональное целеполагание, профессиональная мотивация, стремление к профессиональному успеху.
Современное профессиональное образование должно быть направлено на создание условий, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки будущих специалистов, развитие их способностей самостоятельно решать жизненные и личностные проблемы. Это особенно актуально для подготовки педагогов, поскольку педагогические задачи всегда нестандартны и полифункциональны, от эффективности их решения зависит будущее всего общества (И.П.Цвелюх, В.А.Якунин). Как подчеркивают педагоги и психологи, изучающие проблемы влияния личности педагога на учащихся (А.В.Мудрик, В.А.Сластенин,
Н.Ф.Талызина и др.), только учителя, достигшие в своем профессиональном развитии уровня творческой индивидуальности, способны оказывать воздействие на формирование личности своих воспитанников. Таким образом, способность педагогов к постоянному обогащению своих знаний и умений, уровень развития их профессионально-значимых личностных качеств, направленность на профессиональнотворческое саморазвитие и самореализацию являются доминирующими показателями каче-
ства профессионально-педагогического образования, его целевыми ориентирами.
Данная проблематика относится к предмету акмеологии образования, центральной задачей которой является поиск способов и путей, актуализирующих и развивающих потенциальные возможности будущих специалистов, их стремление к достижению вершин профессионализма (В.А.Якунин). Реализация акмеологи-ческого подхода в современное профессионально-педагогическое образование обеспечит усиление профессиональной мотивации будущих специалистов, стимулирование их творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности посредством формирования акмеологи-ческой направленности личности (А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Г.В.Рева и др.).
В современных исследованиях, посвященных проблемам профессиональной подготовки и профессионального развития личности, большое внимание уделяется вопросам формирования отдельных качеств личности в контексте решения актуальных образовательных задач, разработке соответствующих подходов,
технологий и методик. Однако мы не обнаружили исследований, в которых раскрывается сущность, цель и условия реализации акмеоло-гического подхода в профессионально-педагогическом образовании, в том числе, в контексте формирования акмеологической направленности личности педагогов. Разрешению данной проблемы было посвящено наше исследование.
Мы предположили, что реализация акмео-логического подхода в профессиональнопедагогической подготовке будет способствовать формированию акмеологической направленности личности студентов, если:
- выявить сущность и содержание акмео-логического подхода и основы его реализации в профессионально-педагогическом образовании;
- выявить структуру и содержание акмео-логической направленности личности педагога и рассматривать формирование данного качества как цель реализации акмеологического подхода в вузе;
- разработать модель реализации акмеоло-гического подхода в профессионально-педагогическом образовании, системообразующим компонентом которой станет акмеологическая направленность личности студентов.
Одной из актуальных проблем современности является формирование у специалистов способностей и потребностей в постоянном обновлении профессиональных знаний и умений, в творческом саморазвитии, в направленности на достижение высот профессионализма. Одним из наиболее эффективных современных подходов, позволяющих целенаправленно и комплексно решать указанные задачи, является акмеологический подход.
Акмеологический подход представляет собой систему принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи; его реализация в профессиональном образовании обусловливает прогрессивные изменения в содержании и уровне направленности личности будущих специалистов, в уровне их теоретико-методологической и практической профессиональной подготовленности.
Основной задачей акмеолого-ориентиро-ванных педагогов высшей школы является обеспечение освоения студентами знаний и технологий, необходимых для их успешной самореализации в профессии, развитие соответ-
ствующей мотивации деятельности на основе данных, полученных в результате решения конкретных исследовательских задач.
Суть внедрения акмеологического подхода в профессиональное образование заключается в направленности исследовательских и формирующих воздействий на актуализацию творческого потенциала учащихся, повышение у них профессиональной мотивации и мотивации достижения успеха в деятельности, что предполагает создание условий для освоения студентами прогрессивных, современных методик и технологий обучения и воспитания, самовоспитания и саморазвития. Целью реализации ак-меологического подхода в системе подготовки педагогов является осуществление акмеолого-педагогического воздействия на студентов с тем, чтобы сформировать у них акмеологиче-скую направленность личности как стержневое свойство и важнейший показатель профессионализма.
Направленность личности - это интегративное качество, включающее цели, ценности, мотивы, устремления и др., детерминирующее активность личности и определяющее вектор этой активности. Акмеологическая направленность - это качественная характеристика общей направленности личности, ориентирующая человека на прогрессивное развитие (в том числе, профессиональное), на максимальную творческую самореализацию, как в профессиональной сфере, так и в жизнедеятельности в целом. Специфическое, профессионально-педагоги-
ческое содержание акмеологической направленности личности составляет ориентация будущих учителей на реализацию в своей профессиональной деятельности акмеологической концепции образования и на освоение теории и методологии акмеологизированного образования.
Исходя из сущности и содержания акмео-логической направленности личности, нами были выделены составляющие ее компоненты: профессионально-ценностные ориентации, профессиональное целеполагание, профессиональная мотивация и стремление к профессиональному успеху.
Сформированность акмеологической направленности личности студентов оценивается по таким показателям, как знание содержания профессионально-педагогических ценностей и
принятие их как личностно-значимых в контексте мотивации профессиональной деятельности и профессионального саморазвития, осознание социальных и личных целей профессиональной деятельности и профессионального саморазвития, соответствие их друг другу, умение прогнозировать свой профессиональный путь, сформированность профессиональных интересов и образовательных потребностей, наличие рефлексивных способностей, стремление к саморазвитию и творческой самореализации в профессии. Дифференциация этих показателей позволяет выделить когнитивные, эмоционально-оценочные и мотивационно-поведенческие критерии оценки сформированности акмеоло-гической направленности личности.
Обобщенными показателями эффективности внедрения акмеологического подхода в профессионально-педагогическое образование является творческий и самостоятельный характер учебной и учебно-практической деятельности студентов и акмеологическая ориентация их педагогической деятельности.
Совокупность психолого-педагогических условий реализации акмеологического подхода в профессионально-педагогическом образовании определяется, во-первых, сущностью самого акмеологического подхода (его основными положениями, базовыми принципами и т. д.), во-вторых, содержанием акмеологической направленности личности как цели реализации акмеологического подхода и, в-третьих, спецификой среды, организационных условий и субъектов деятельности учреждений, в которых осуществляется реализация акмеологического подхода (вуз). Поэтому, в контексте нашего исследования, концептуальными психологопедагогическими условиями явились: реализация акмеологических и андрагогических принципов, целенаправленное педагогическое воздействие на мотивационно-ценностную и регулятивно-деятельностную сферы личности студентов с целью формирования акмеологиче-ской направленности личности. Реализация этих условий предполагает выбор и использование адекватных средств, методов, приемов и организационных форм учебно-воспитательной деятельности, создание соответствующего психологического микроклимата в коллективе, изменение позиции педагогов по отношению к студентам и содержанию своей деятельности.
Конкретно-педагогические условия реализации акмеологического подхода в профессионально-педагогическом образовании включают:
- информационные условия - контекст-ность и ценностное наполнение содержания образования;
- личностные условия - актуализация педагогами знаний, необходимых для реализации акмеологического подхода в своей деятельности, осмысление и учет ими детерминант ак-меологического развития личности студентов; демократический стиль общения, создание психологической атмосферы сотрудничества и сотворчества и т. п.; эмоционально-позитивное предъявление студентам полноценной информации о сущности, ценностях и целях педагогической деятельности, профессионального саморазвития и т. д.;
- технологические условия - ориентация на положения активно-деятельностного, личностно-ориентированного, развивающего, индивидуально-дифференцированного педагогических подходов; инновационность, диалогичность, контекстность, практикоориентирован-ность образования; интегративный подход к организации акмеолого-направленной воспитательной деятельности педагогов вуза; применение средств и методов витагенного и игрового образования, тренингов мотивации достижений, целеполагания, профессионально-мотивационных и рефлексивных тренингов.
Модель реализации акмеологического подхода в профессионально-педагогическом образовании представлена на рисунке 1.
Содержание выявленных психолого-педа-гогических условий определили следующую последовательность этапов реализации акмео-логического подхода в профессиональнопедагогическом образовании:
1) Организационный, связанный с подготовкой педагогов к деятельности по реализации акмеологического подхода. Задачи: актуализация акмеологических знаний педагогов; овладение (актуализация) средствами и методами акмеолого-ориентированного образования; изменение профессиональной позиции педагогов по отношению к студентам и содержанию собственной профессиональной деятельности.
Акмеологическая направленность личности
Структура Профессионально-ценностные ориентации Профессиональное целеполагание Профессиональная мотивация Стремление к профес-му успеху
Содержание - социальпо-педаго-гические ценности; - педагогической дея-( -цели и ценности) - осознание социально- , - педагогической деятельности и профессионального самосовершенствования, ^юзнание иерархии целей - ста и профессионального самосовершенствования. - интерес к процессу и - ческой деятельности, - результата педагогической деятельности, - -чении качественного профессионального . - - ния успеха - - , - готовность к творческой профессиональной , - - ность к рефлексии и .
Критерии
1. Когнитивные (представления о ценностях, целях, мотивах деятельности, об их значении, знание их содержания).
2. Эмоционально-оценочные (отношение к ценностям, целям, мотивам деятельности, их значение для личности).
3. Мотивационно-поведенческие (руководство ценностями, целями и мотивами в деятель-
, , ).
Психолого-педагогические условия
-- 1. 1. ( -
дологическая акмеологических ).
- . 2. (
гогов высшей 2. Реализация , -
школы к реализа- андрогогических теру взаимодействия субъектов обра-
ции акмеологиче- принципов. —► зования).
ского подхода в 3. 3. ( -
-- акмеологическои вания к выбору средств, форм, прие-
- . мов и методов организации учебно-
ности ).
1. Самооценка и экспертная оцен-
.
2.
.
3. Опрос и кон-
-.
4. Педагогическое наблюдение
Этапы
-
ный:
-
гогов к деятельности по реализации акмеологического подхода
: Реализация акмеологического подхода в профессиональном образовании (решшза- - : Диагностика сформи-
*ция преподавателями и кураторами дидак-- -вий в образовательном процессе) гической направленности личности, внесение - тив в образовательный процесс
Рис. 1 Модель реализации акмеологического подхода в профессиональном образовании
2) Основной, направлен на реализацию ак-меологического подхода в профессиональном образовании. Цель - формирование акмеологи-ческой направленности личности студентов посредством целенаправленного применения
педагогами в учебно-воспитательной деятельности выявленных психолого-педагогических условий.
3) Диагностико-коррекционный, осуществление диагностики, оценки и анализа
уровня сформированности акмеологической направленности личности, и внесение на этой основе корректив в учебно-воспитательный процесс.
Успешная реализация акмеологического подхода обеспечивалась, помимо целенаправленной организации выявленных психологопедагогических условий, (в том числе, применения адекватных методов и приемов формирования акмеологической направленности личности), соблюдением следующей последовательности изменения преимущественной направленности педагогических воздействий: когнитивная, эмоционально-оценочная и мотивационно-поведенческая направленность.
Когнитивная составляющая экспериментальной работы была ориентирована на обеспечение усвоения студентами теоретических знаний, интериоризацией профессионально-
педагогических ценностей, целями педагогической деятельности, рефлексией, целями и ценностями профессионального саморазвития и профессионально-творческой самореализации, профессионального целеполагания. Для организации восприятия и усвоения информации применялись приемы и методы активизации внимания студентов и возбуждения интереса к теоретическому содержанию; закрепление теоретического материала осуществлялось с применением приемов мнемической деятельности.
Эмоционально-оценочная направленность педагогических воздействий была связана с организацией осознания и ценностного осмысления студентами информации, принятия ими профессионально-педагогических целей и ценностей, а также целей и ценностей профессионального саморазвития и творческой самореализации как личностно-значимых. Эти задачи решались посредством применения следующих приемов и методов: обоснование значимости изучаемого ценностно наполненного материала, актуализации у студентов рефлексии собственных чувств и отношений, эмоциональное заражение, приемы витагенного образования.
Мотивационно-поведенческий аспект педагогической работы был направлен на формирование у студентов устойчивой мотивации профессиональной деятельности и профессионального саморазвития, потребности в творческой самореализации, в достижении профессионального успеха, а также основ акмеолого-ориенти-
рованного поведения и деятельности. Достигалось это за счет применения следующих методов и приемов: сравнение и социальнопсихологическая идентификация, социальная поддержка и положительная оценка деятельности, создание проблемных ситуаций и ситуаций выбора, соревновательный и игровые методы, прием творческого моделирования идеальных объектов.
Важное значение играло проведение кураторами специализированных тренингов (рефлексивных тренингов, тренингов целеполага-ния, тренингов мотивации достижения успеха), ориентированных на направленное развитие умений в контексте конкретных компонентов акмеологической направленности личности.
Развитие компонентов акмеологической направленности личности осуществлялось за счет применения адекватных методов, приемов и организационных форм учебно-воспитательной деятельности. Интегративную функцию при этом выполнял куратор, который целенаправленно побуждал студентов к рефлексии, осознанию и переосмыслению собственных мотивов, профессиональных и, в целом, жизненных целей, интересов, потребностей и способностей. В задачи куратора входило также обучение студентов основам сознательных рефлексии и целеполагания, способам творческого решения профессиональных проблем, планированию собственного саморазвития и профессионального самосовершенствования. Выполнение студентами под руководством куратора тренинговых заданий, участие в беседах и дискуссиях, организация и проведение деловых игр способствовали целостному развитию акмеологической направленности личности и обеспечивали становление системных профессионально-педагогических знаний, осознание межпредметных связей.
Основными формами организации акмео-лого-ориентированной работы куратора были: беседа, дискуссия, «профессиональный бой», презентация проектов, деловая игра, тренинг.
К окончанию эксперимента студенты ЭГ характеризовались знанием профессиональнопедагогических целей и ценностей, направленностью на профессиональное саморазвитие, сформированностью профессиональной мотивации, творческим подходом к профессиональной деятельности. Они осознавали собственные
цели профессиональной деятельности, причем среди мотивов их профессиональной деятельности преобладали педагогические интересы и ценности, проявляли целеустремленность в отношении собственного профессионального саморазвития и профессионально-творческой самореализации.
Между контрольной и экспериментальной группой к окончанию эксперимента были выявлены достоверные различия по всем уровням развития акмеологической направленности личности: в ЭГ оказалось статистически больше студентов со средним (5З,8%) и высоким (42,6%) уровнями акмеологической направленности личности, чем в КГ (1З,2% и 10,З% соответственно).
Количественно-качественный анализ содержания акмеологической направленности личности студентов ЭГ и КГ выявил статисти-
чески значимые различия как по всем критериям оценки (когнитивным, эмоциональнооценочным, мотивационно-поведенческим), так и по структурным компонентам (профессионально-ценностным ориентациям, профессиональному целеполаганию, профессиональной мотивации, стремлению к профессиональному успеху).
Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что последовательная и целенаправленная реализация в образовательном процессе вуза акмеологического подхода, обеспечивает творческий и самостоятельный характер учебной деятельности студентов, детерминирующий интернализацию профессиональных ценностей и актуализирующий стремление личности к творческому профессиональному самосовершенствованию и самореализации.