Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей студенческой молодежи в профессиональных образовательных организациях'

Развитие творческих способностей студенческой молодежи в профессиональных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CREATIVE SKILLS / STUDENT / ORGANISATION OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушецкая Ирина Николаевна

В статье проанализированы условия работы по развитию творческих способностей студентов, описана роль субъектов, влияющих на данный процесс, обозначены этапы и особенности социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей у студенческой молодежи в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of creative abilities of students in vocational educational institutions

The article analyses the working conditions for the development of creative abilities of students, describes the role of actors influencing the process, stages and features of the socio-educational activities for the development of creative abilities of students in college have been marked.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей студенческой молодежи в профессиональных образовательных организациях»

Развитие творческих способностей студенческой молодежи...

Библиографический список

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

2. Груба Г.В., Помелова И.К. Ребенок познает мир. - Н. Новгород, 2003. - 160 с.

3. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.: Просвещение, 1990. - 238 с.

4. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» с изм. от 12.11.2012 № 185-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

5. Марчук Е.Г. Педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности

у школьников в образовательном процессе // Вектор науки ТГУ - 2011. - № 4. - С. 175-177.

6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.

8. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа / сост. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Акцент 1997. - 158 с.

УДК 378.09

Грушецкая Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В статье проанализированы условия работы по развитию творческих способностей студентов, описана роль субъектов, влияющих на данный процесс, обозначены этапы и особенности социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей у студенческой молодежи в колледже.

Ключевые слова: творческие способности, студент, профессиональная образовательная организация.

Формирование творческой личности и ее способностей — одна из важных задач педагогической теории и практики, решаемых на современном этапе образовательными организациями, в том числе и профессиональными.

Содержание понятия «творчество» чаще всего связывается с понятием творческих способностей и рассматривается как личностная характеристика человека. Нам близка точка зрения Л.В. Мардахае-ва, что творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [2]. Говоря о творческих способностях А.В. Петровский отмечает, что это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [3]. Д.Б. Богоявленская считает, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком [1].

Отличительные для конца XX - начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Образование должно обеспечивать преемственность профессиональных приемов, моделей, алгоритмов. Важнейшая функция образования - развитие личности обучающегося,

его творческого потенциала и профессиональных способностей. Современная педагогика признает различные пути обучения, но достижение целей возможно через инновационную деятельность педагога и учащегося, не прописанную в стандарте, но просвечивающую сквозь призму компетенций.

Стоит отметить, что проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности обучащающихся сложна. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель - в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения.

Наше исследование проходило на базе Костромского автодорожного колледжа. В исследовании приняли участие 40 студентов 1 и 4 курсов. В качестве диагностического инструментария использовались опросник креативности Джонсона, опросник творческого потенциала студентов.

В рамках изучения творческого потенциала студентов было выявлено, что студенты колледжа в основном имеют средний уровень развития творческого потенциала. При сравнивании результатов исследования студентов 1 и 4 курсов выявлено, что в процессе обучения в колледже увеличивается процент студентов, обладающих творческими способностями (от 25% до 67% соответственно). Студенты к 4 курсу становятся более инициативными в творческом выборе, в основном применяя на себя

© Грушецкая И.Н., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

149

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

роль не только участника, но и организатора творческих программ, реализующихся как в самом колледже, так и мероприятиях городского, областного уровня, проходящих при поддержке Департамента образования и науки Костромской области.

Развитие творческих способностей обучающихся предполагает рад этапов:

Диагностический - диагностика развития творческих способностей студентов-первокурсников (анкетирование, изучение портфолио, творческих работ, профессиональные пробы).

Основной - реализация программы воспитательной работы колледжа, включение в деятельность творческих коллективов, студенческих объединений колледжа.

Заключительный - выявление уровня сформи-рованности творческих способностей, поддержка в профессиональном трудоустройстве.

Развитие творческих способностей студентов осуществляется при работе ряда специалистов, среди которых:

- педагог-психолог (выявление творческих способностей);

- преподаватели специальных дисциплин (формируют творческие умения студентов, в основном, через организацию технического и социального творчества);

- педагог-организатор, педагоги дополнительного образования (организация программ и мероприятий внутри колледжа в рамках реализации воспитательной работы колледжа, включения в деятельность творческих коллективов);

- социальный педагог (курирует индивидуальный маршрут студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе студентов группы риска).

Среди основных задач специалистов, работающих с обучающимися по развитию творческих способностей, можем выделить такие:

- обеспечение ориентации учащихся на активизацию творческой деятельности;

- использование при подготовке к активной творческой деятельности интеграции основ учебных дисциплин (гуманитарного и производственно-технического цикла) и внеучебной работы (предметные кружки, объединения по интересам в рамках реализации программы воспитательной работы колледжа);

- использование в учебном процессе и внеучебной работе инновационных методов (средства, организационные формы и педагогические технологии), обеспечивающих развитие творческой активности обучающихся;

- содействие эмоциональному восприятию творческой деятельности посредством диалогического общения педагогов и учащихся, учитывающих психологические особенности подросткового возраста.

Кроме того, развитие творческих способностей обучающихся может реализовываться за счет вне-

дрения в учебный процесс современных технологий профессионального обучения (педагогические, компьютерные технологии), создание дифференцированного, личностно-ориентированного процесса профессионального обучения и воспитания (это и система индивидуальной работы учащихся, обучение учащихся специальным дисциплинам по авторским программам, возможность участия в научно-исследовательской работе каждого студента).

По итогам проведенной работы, нами выявлены ряд условий, способствующих развитию творческих способностей студентов колледжа:

- учет индивидуальных и возрастных особенностей развития личности студента;

- приобщение студентов к художественно-творческой деятельности;

- разработка практических ситуаций творческого характера;

- организация самостоятельной творческой работы студентов.

Сопровождение студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляет социальный педагог, который участвуя в развитии творческих способностей, осуществляет взаимодействие:

- с психологом (оказывает консультативную помощь студентам, сохраняя их психическое, соматическое и социальное благополучие);

- преподавателями специальных дисциплин (обучение дисциплин по профилю специальности);

- родителями (участвуют в проведении родительских собраний, классных часов, встреч и т.д. для сотрудничества и объединения усилий в целях развития творческой деятельности обучающихся);

- органами студенческого самоуправления (Студенческий Совет колледжа).

В рамках проведенной работы нами были выявлены следующие особенности социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей у студенческой молодежи в колледже:

- диагностика интересов студенческой молодёжи для дальнейшего их участия в творческой жизни колледжа;

- оказание социально-педагогической поддержки в творческом самоопределении студентов;

- включение студентов в реализацию воспитательной программы колледжа;

- стимулирование творческой активности студенческой молодёжи через участие в проектах, программах, выездах, выставках, встречах, конкурсах.

Библиографический список

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. -М.: Гардарики, 2006. - 269 с.

3. Современный словарь по психологии / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -СПб.: Питер, 2007. - 160 с.

150

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.