Развитие творческих способностей студенческой молодежи...
Библиографический список
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
2. Груба Г.В., Помелова И.К. Ребенок познает мир. - Н. Новгород, 2003. - 160 с.
3. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.: Просвещение, 1990. - 238 с.
4. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» с изм. от 12.11.2012 № 185-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
5. Марчук Е.Г. Педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности
у школьников в образовательном процессе // Вектор науки ТГУ - 2011. - № 4. - С. 175-177.
6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.
8. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа / сост. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Акцент 1997. - 158 с.
УДК 378.09
Грушецкая Ирина Николаевна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В статье проанализированы условия работы по развитию творческих способностей студентов, описана роль субъектов, влияющих на данный процесс, обозначены этапы и особенности социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей у студенческой молодежи в колледже.
Ключевые слова: творческие способности, студент, профессиональная образовательная организация.
Формирование творческой личности и ее способностей — одна из важных задач педагогической теории и практики, решаемых на современном этапе образовательными организациями, в том числе и профессиональными.
Содержание понятия «творчество» чаще всего связывается с понятием творческих способностей и рассматривается как личностная характеристика человека. Нам близка точка зрения Л.В. Мардахае-ва, что творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [2]. Говоря о творческих способностях А.В. Петровский отмечает, что это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [3]. Д.Б. Богоявленская считает, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком [1].
Отличительные для конца XX - начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Образование должно обеспечивать преемственность профессиональных приемов, моделей, алгоритмов. Важнейшая функция образования - развитие личности обучающегося,
его творческого потенциала и профессиональных способностей. Современная педагогика признает различные пути обучения, но достижение целей возможно через инновационную деятельность педагога и учащегося, не прописанную в стандарте, но просвечивающую сквозь призму компетенций.
Стоит отметить, что проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности обучащающихся сложна. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель - в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения.
Наше исследование проходило на базе Костромского автодорожного колледжа. В исследовании приняли участие 40 студентов 1 и 4 курсов. В качестве диагностического инструментария использовались опросник креативности Джонсона, опросник творческого потенциала студентов.
В рамках изучения творческого потенциала студентов было выявлено, что студенты колледжа в основном имеют средний уровень развития творческого потенциала. При сравнивании результатов исследования студентов 1 и 4 курсов выявлено, что в процессе обучения в колледже увеличивается процент студентов, обладающих творческими способностями (от 25% до 67% соответственно). Студенты к 4 курсу становятся более инициативными в творческом выборе, в основном применяя на себя
© Грушецкая И.Н., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
149
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
роль не только участника, но и организатора творческих программ, реализующихся как в самом колледже, так и мероприятиях городского, областного уровня, проходящих при поддержке Департамента образования и науки Костромской области.
Развитие творческих способностей обучающихся предполагает рад этапов:
Диагностический - диагностика развития творческих способностей студентов-первокурсников (анкетирование, изучение портфолио, творческих работ, профессиональные пробы).
Основной - реализация программы воспитательной работы колледжа, включение в деятельность творческих коллективов, студенческих объединений колледжа.
Заключительный - выявление уровня сформи-рованности творческих способностей, поддержка в профессиональном трудоустройстве.
Развитие творческих способностей студентов осуществляется при работе ряда специалистов, среди которых:
- педагог-психолог (выявление творческих способностей);
- преподаватели специальных дисциплин (формируют творческие умения студентов, в основном, через организацию технического и социального творчества);
- педагог-организатор, педагоги дополнительного образования (организация программ и мероприятий внутри колледжа в рамках реализации воспитательной работы колледжа, включения в деятельность творческих коллективов);
- социальный педагог (курирует индивидуальный маршрут студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе студентов группы риска).
Среди основных задач специалистов, работающих с обучающимися по развитию творческих способностей, можем выделить такие:
- обеспечение ориентации учащихся на активизацию творческой деятельности;
- использование при подготовке к активной творческой деятельности интеграции основ учебных дисциплин (гуманитарного и производственно-технического цикла) и внеучебной работы (предметные кружки, объединения по интересам в рамках реализации программы воспитательной работы колледжа);
- использование в учебном процессе и внеучебной работе инновационных методов (средства, организационные формы и педагогические технологии), обеспечивающих развитие творческой активности обучающихся;
- содействие эмоциональному восприятию творческой деятельности посредством диалогического общения педагогов и учащихся, учитывающих психологические особенности подросткового возраста.
Кроме того, развитие творческих способностей обучающихся может реализовываться за счет вне-
дрения в учебный процесс современных технологий профессионального обучения (педагогические, компьютерные технологии), создание дифференцированного, личностно-ориентированного процесса профессионального обучения и воспитания (это и система индивидуальной работы учащихся, обучение учащихся специальным дисциплинам по авторским программам, возможность участия в научно-исследовательской работе каждого студента).
По итогам проведенной работы, нами выявлены ряд условий, способствующих развитию творческих способностей студентов колледжа:
- учет индивидуальных и возрастных особенностей развития личности студента;
- приобщение студентов к художественно-творческой деятельности;
- разработка практических ситуаций творческого характера;
- организация самостоятельной творческой работы студентов.
Сопровождение студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляет социальный педагог, который участвуя в развитии творческих способностей, осуществляет взаимодействие:
- с психологом (оказывает консультативную помощь студентам, сохраняя их психическое, соматическое и социальное благополучие);
- преподавателями специальных дисциплин (обучение дисциплин по профилю специальности);
- родителями (участвуют в проведении родительских собраний, классных часов, встреч и т.д. для сотрудничества и объединения усилий в целях развития творческой деятельности обучающихся);
- органами студенческого самоуправления (Студенческий Совет колледжа).
В рамках проведенной работы нами были выявлены следующие особенности социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей у студенческой молодежи в колледже:
- диагностика интересов студенческой молодёжи для дальнейшего их участия в творческой жизни колледжа;
- оказание социально-педагогической поддержки в творческом самоопределении студентов;
- включение студентов в реализацию воспитательной программы колледжа;
- стимулирование творческой активности студенческой молодёжи через участие в проектах, программах, выездах, выставках, встречах, конкурсах.
Библиографический список
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. -М.: Гардарики, 2006. - 269 с.
3. Современный словарь по психологии / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -СПб.: Питер, 2007. - 160 с.
150
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21