Социально-педагогическая поддержка самореализации студенческой молодёжи в досуговой деятельности
УДК 37.013; 378
Грушецкая Ирина Николаевна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье описана значимость самореализации в досуговой деятельности для современной молодёжи, проанализированы основные виды социально-педагогической поддержки данного процесса. Представлены виды программ и мероприятий в системе воспитательной работы вуза, в которых создаются условия для самореализации студентов. Определены основные направления социально-педагогической поддержки самореализации студентов в конкретном опыте досуговой деятельности.
Ключевые слова: студент, досуговая деятельность, социально-педагогическая поддержка.
В связи с трансформацией системы образования, изменением федерального законодательства, переходом на многоуровневую систему, на сегодняшний день изменяются и модернизируются формы и методы социально-педагогической поддержки обучающихся на различных этапах их личностного и профессионального становления. Становятся всё более актуальными и значимыми такие виды социально-педагогической поддержки, как поддержка в социальном самоопределении, профессиональном становлении, а также поддержка самореализации студентов не только в учебной деятельности, но и в свободное время.
Социально-педагогическая поддержка понимается нами как система средств, которые обеспечивают помощь в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциональном самоопределении, а также помощь в определении и преодолении трудностей, проблем самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Студенческий досуг является важнейшим звеном воспитательной работы вуза, которая носит системный плановый характер. В процессе воспитательной работы в рамках досуговой деятельности создаются оптимальные условия для формирования у студентов нравственности и патриотизма, развития общей культуры и творческих способностей, реализации интеллектуального и лидерского потенциала, развития организаторских и коммуникативных навыков, необходимых в последующей жизни.
Профессорско-преподавательский состав ВУЗа, осуществляя социально-педагогическую поддержку, принимает на себя роли куратора, наставника, вдохновителя, руководителя, методиста, консультанта и др. Важной чертой социально-педагогической поддержки является двустороннее, субъект - субъектное взаимодействие преподавателя со студентами, что предполагает активные формы деятельности для обеих сторон, осознанную позицию студентов, эмоциональную окрашенность деятельности.
На современном этапе развития общества молодежь имеет достаточно разнообразный перечень видов досуговой деятельности, что способствует их самореализации. Нас интересует самореализация в досуговой деятельности студенческой молодежи и формы социально-педагогической поддержки студентов в данном направлении.
Современный молодой человек с активной жизненной позицией, находится в постоянном поиске форм и средств самовыражения и самореализации. В общем виде самореализация как процесс - это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. Однако, досуговая деятельность студентов, как способ самореализации, не является частью учебного процесса, не закреплена в учебном плане и организуется по инициативе администрации образовательного учреждения, и реализуется в свободное от учебы время.
Классификация досуговой деятельности приведенная Е.А. Бинеевой, включает следующие виды досуга студенческой молодежи: творчество, общественная деятельность, спорт, потребление культурно-досуговых услуг дома, общение, путешествия, хобби, потребление услуг индустрии досуга вне дома, саморазвитие и самообразование, игровые формы досуга, антисоциальные занятия, пассивное времяпрепровождение [1].
Отсюда, представляется важным включить студентов в отдельные виды программ и мероприятий, существующих в рамках воспитательной работы вуза. Так в рамках учебного года студенты Института педагогики и психологии КГУ имени Н.А. Некрасова включены в реализацию комплексной программы «Палитра Фестивалей», кроме того реализуют себя как авторы и участники ряда городских и областных студенческих проектов, в том числе получивших грантовую поддержку.
Обучающиеся становятся участниками проекта «праздники на этаже» (приуроченные к различным государственным, календарным событиям, профессиональным событиям, памятным датам). Еже-
© Грушецкая И.Н., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
217
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
годно студенты становятся участниками и организаторами городских, областных и региональных проектов, программ и фестивалей, где реализуют творческий потенциал.
В рамках деятельности социально-педагогической службы Института педагогики и психологии накоплен обширный опыт социально-педагогической поддержки самореализации студентов в досу-говой деятельности.
1. Педагогическая поддержка - деятельность педагога, куратора, методиста, направленная на адаптацию студентов к осуществляемой деятельности, моральная поддержка, содействие в сохранении активной позиции студентов. В большей степени необходима для студентов - первокурсников. Для данного вида поддержки характерны такие формы, как: убеждение, похвала, личный пример, неформальные встречи, в виде тренингов, групповых занятий, мастер-классов. Педагогическая поддержка осуществляется по средствам системы наставничества, кураторства, то есть при помощи преемственности от поколения к поколению.
2. Информационная поддержка - взаимодействие кураторов-преподавателей, педагогов, методистов, сопровождающих подготовку творческих программ. Этот вид поддержки осуществляется с целью оповещения о внеаудиторных мероприятиях, тематике, особенностях, направленности, как в общем, планируемых на год, так и текущих мероприятиях. Информационная поддержка выражается в таких формах, как: собрание актива студентов, методический совет, инфо-встреча, консультирование, беседа.
3. Ресурсная поддержка - материальная, техническая, кадровая и т.д. Этот вид поддержки наиболее применим к студентам первых - вторых курсов, так как вся творческая инфраструктура ВУЗа ими изучена недостаточно, возникает потребность не только в осведомлении о тематике и дате мероприятий, но и в рабочих моментах. Сюда можно отнести все необходимое для организации творческой программы (от составления смет, до поиска костюмов и реквизита). Поддержка со стороны куратора подразумевается, как обучение студентов самостоятельности в области обеспечения себя всеми необходимыми ресурсами для плодотворной творческой деятельности, а также умение пользоваться базой образовательного учреждения.
4. Социально-ориентирующая поддержка -направление творческой досуговой активности студентов в социально-значимое русло, консультирование и помощь в выборе форм, тематики, а также совместный анализ результатов досуго-вой деятельности студентов. Последний включает определение роли и позиции каждого участника в осуществляемом процессе, корректировку или дополнение форм творческой деятельности, составление совместных рекомендаций для будущей работы, а также экспертную оценку досуговой деятельности студентов.
Социально-педагогической поддержке самореализации досуговой деятельности обучающихся на педагогических специальностях, на наш взгляд, необходимо уделять особое внимание, так как студент - это будущий педагог, роль которого подразумевает некий идеал для детей, образец для подражания, это человек, который несет установки жизненной позиции, активности, либо пассивности в повседневной жизни. Поэтому, так важно в студенческие годы поддержать, направить и создать все условия для конструктивной досуговой деятельности, которая обогащает студентов социальным опытом, умением работать в команде. Поддержка досуговой деятельности и кураторство различных начинаний студентов - один из путей развития рефлексивной позиции студенческой молодежи, умения прогнозировать успешность творческого проекта, возможности пробовать себя в новых ролях, развивать стремление к самосовершенствованию.
Библиографический список
1. Бинеева Е.А. Особенности досуговой деятельности современной студенческой молодежи: автореф. дисс. ... канд.пед.наук. - Тюмень, 2012.
2. Грушецкая И.Н. Влияние социально-педагогической деятельности на профессиональное становление студента вуза // Социальная педагогика: интеграция теории и практики: сб. науч. трудов аспирантов и молодых учёных / сост. О.С. Щербинина; науч. ред. В.М. Басова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012.
3. Социальная работа с различными группами населения / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2012.
218
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22