ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012. № 3
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
К.В. Головко, К.В. Курочкина
(ГБОУСОШ№ 310 "У Чистых прудов"; e-mail: [email protected])
В современном образовании одной из приоритетных является проблема творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности учащегося. Для развития творческих способностей школьников применяется метод проектов и приводятся примеры его реализации на уроках информатики и во внеурочное время.
Ключевые слова: методика развития способностей, мышление школьников; формирование творческого потенциала, метод проектов.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется во внедрении личностно ориентированной модели взаимодействия, во всестороннем развитии ребенка. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.
В настоящее время учитель информатики на практике сталкивается со следующими проблемами в системе школьного образования:
1) содержание образования недостаточно проанализировано в плане развития творческих способностей школьников, потенциальные возможности школьников зачастую не используются эффективно;
2) учебники и учебные пособия не предполагают в текстах и упражнениях целенаправленной, систематической работы по развитию творческих способностей учащихся;
3) у школьников не формируются умения применения полученных знаний в стандартной и нестандартной ситуациях.
Известно, что простое владение фактическим материалом не способствует развитию творческих способностей учащихся [1]. Актуален такой подход к обучению, при котором создаются условия для целенаправленного развития школьника. В силу вышеперечисленных причин и реального состояния образовательного процесса школа остро нуж-
дается во внедрении в учебный процесс новых (или переработанных "старых") методик образования.
Одной из таких методик является метод проектов, который в школе №310 применяется на практике. Смысл метода состоит в обучении ученика через различные формы целесообразной деятельности с учетом его личных интересов. Если развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся, вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, поощрять использование дополнительной литературы, то повышается не только качество знаний и уровень самостоятельности, но и развивается мыслительная деятельность. Соответственно развиваются и творческие способности учащихся. Применение метода проектов позволило ученикам получить навыки самостоятельной творческой работы, повысить общеобразовательный уровень, развить умения на основе полученных знаний.
На основании проведенного анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования творческих способностей и критериев их развития, метода проектов и методологии его применения была разработана методика применения метода проектов, состоящая из следующих восьми этапов: подготовительно-ознакомительного, учебно-теоретического, планирования, самостоятельной работы, учебно-практического этапа, репетиционного, обобщения и систематизации результатов и последнего, заключительного этапа [1—3].
На каждом из этапов была определена роль учителя, даны рекомендации по действиям учеников, указаны пути преодоления трудностей в поведении школьников, вызванных возрастными особенностями и особенностями их характера (психологические барьеры) [4]. Более детально содержание этапов методологии представлено в следующем примере реализации проекта.
Школа, в которой ведутся работы по применению метода проектов на практике, находится в одном из исторически значимых районов Москвы, районе с древней историей и древней культурой. Поэтому разработка проектов, связанных с этой тематикой, находит живой отклик и интерес со стороны учащихся. Так, например, и зародился в нашей школе один из проектов: «Мир вокруг 310-й школы "У Чистых прудов"», который со временем из двухгодичного проекта превратился в постоянный. Ввиду большой популярности тем и подтем этого проекта у школьников, роста заинтересованности, успешного освоения навыков исследовательской работы (техника работы с компьютером, библиографические исследования, применение математических методов, фотографирование и цифровая обработка изображений) в школе был организован кружок для учащихся 6-8-х классов, работающий во внеучебное время.
При практической реализации проекта мы придерживались следующих этапов предлагаемой методики.
Первый этап (подготовительно-ознакомительный). На данном этапе учащимся была предложена тема проекта и примерные подтемы: "Какую пользу людям приносил Харитон?" ("У Харитония в переулке"), "Что росло в Огородной слободе?", "Чем интересен поручик Лялин?" (Лялин переулок), "Где находились земли Федора Козла?" (Козловские переулки), "Какую огромную рыбину поймали в Поганом пруду?", "Пожарные части на Фурманном", "Дубовая роща у речки по дороге Петра I в Кукуй" (Хомутовский тупик, кинотеатр "Встреча", осталось 2 дуба), "Дом первого бала Н. Ростовой" (Мясницкая улица, редакция журнала "Аргументы и факты").
На этом же этапе учащимся сообщили перечень программного обеспечения (далее ПО) и необходимых для работы технических средств, имеющихся в школе. Были оглашены сроки выполнения проекта.
Второй этап (учебно-теоретический). Включает в себя теоретическое ознакомление с методиками исследования (фототехника, работа в текстовых редакторах, компьютерная графика, работа в Интернете). Были проведены теоретические занятия по обучению владением фототехникой и ПО. Работа выполнялась при непосредственном участии учителя во время школьных или внеурочных занятий.
Третий этап (планирование)
1. Распределение тем. Путем вторичного обсуждения и обмена мнениями между участниками проекта во время занятий кружка "Фотографирование и цифровая обработка изображений в графическом редакторе Adobe Photoshop" за учащимися были закреплены выбранные ими темы.
2. Определение сроков и выделение этапов работы проводится преподавателем во время занятий фотокружка.
Четвертый этап (самостоятельная работа)
1. Сбор и анализ имеющихся в литературе и Интернете сведений по теме выполнялся в компьютерных классах. Также школьники были направлены в две ближние библиотеки.
2. Сбор собственного материала. Для пополнения собранных учащимися сведений им были предложены другие пути сбора информации:
— беседы с родственниками, учителями и жителями района с последующим обобщением информации в виде заметок;
— проведение экспериментов с последующей фиксацией полученных данных (эксперименты с химическими веществами или физическими явлениями строго контролируются);
— подборка рисунков или фотографий, выполненных по теме исследования;
— наблюдение, анкетирование.
3. Разработка собственных идей по выполнению проекта осуществлялась детьми самостоятельно. Преподаватель лишь контролировал
выполнение работы и стадию ее развития. Были организованы групповые походы по историческим местам нашего района, о которых были заявлены темы проекта. Было организовано предоставление профессиональной фототехники из фотопроката "Центральный".
пятый этап (учебно-практический) проводился на уроках по информатике и во внеурочное время в компьютерных классах. Заключался в первичной обработке изображений. Учитель выступал в роли консультанта по обработке.
Шестой этап (репетиционный)
1. Обработка полученной информации. Предварительное оформление результатов. Учащиеся самостоятельно готовили выбранную по проекту тему к просмотру.
2. Апробация работ проводилась во время работы фотокружка в виде репетиционного просмотра результатов проекта (были просмотрены стенгазеты и выполнены презентации).
седьмой этап (обобщение и систематизация результатов). Проведение дискуссий с участием педагога, на которых ученики осмысливают и анализируют полученные результаты, способы их получения и достижения. Учитель предлагает подправить и устранить все подмеченные недоделки и подготовить итоговый проект для показа на общешкольном уровне.
восьмой этап (заключительный). Состоит в устранении недоделок и повторном оформлении результатов. Проводится учащимися как дома, так и во внеурочное время в компьютерных классах. Результаты представляются на уровне школы (презентации — в актовом зале, стенгазеты — в холле), а также на окружных фотоконкурсах в ЦАО г. Москвы: в ноябре 2010 г. в фотоконкурсе "Учителю — с любовью" (1 место); проект "Добровольчество", номинация "Социальное фото" — в феврале 2011 г. (1 место).
На практике были разработаны и реализованы тематические проекты, рассчитанные на 1-2 урока: "Системы счисления" (были организованы походы на улицу Макаренко для расшифровки даты постройки дореволюционного дома), "Обработка информации в растровом графическом редакторе" (был осуществлен выпуск стенгазеты ко Дню учителя) и др. Был разработан и опробован ряд междисциплинарных проектов ("Расстояние от точки до прямой" [4], "Метод наименьших квадратов" и др.) [5].
Список литературы:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Изд. центр "Академия", 2002. 352 с.
2. Развитие и диагностика способностей // Под ред. Дружинина В.Н., Шад-рикова В.Д. М.: Наука, 1991. 288 с.
3. СтепановЕ.Н., БайбородоваЛ.В., АндреевА.А. и др. Воспитательный процесс: Изучение эффективности: Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера , 2001. 192 с.
4. Головко К.В. Развитие творческих способностей школьников на уроках информатики и во внеурочное время на примере метода проектов. Аттестационная работа, рукопись, факультет пед. образования МГУ, 2011г.
5. Головко К.В., Курочкина К.В. О дефиниции неопределенности реальных процессов с помощью метода наименьших квадратов // Сб. науч. тр. XII Меж-дунар. науч.-метод. конф. Москва, 21—22 марта 2009 г. Вып. 10. Т. 1. М.: МРИО МГУТУ, 2009. С. 25-32.
CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT AT LESSONS OF INFORMATICS AND AFTER HOURS
K.V. Golovko, K.V. Kurochkina
In modern education today one of priority is the problem of creativity, development of the creative thinking promoting formation of creative potential of the personality. For development of creative abilities of school students, on the basis of the car-ried-out analysis of pedagogical literature, in work the technique of application of a method of projects and examples of its realization at lessons of informatics and after hours is offered.
Key words: technique of development of abilities, thinking of school students; formation of creative potential, method of projects.
Сведения об авторах
Головко Кристина Витальевна — учитель информатики в ГБОУ СОШ № 310 "У Чистых прудов", выпускник факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел. 8-903-104-59-21; е-mail: [email protected]
Курочкина Кира Витальевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей и прикладной математики Московского государственного университета тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова. Тел. (495) 625-70-19; е-mail: [email protected]