РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Д.С. Рыбаков
Кафедра информатики и прикладной математики Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226
А.С. Мурзаева
Государственное образовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 1205 ул. Архитектора Власова, 19 «А», Москва, Россия, 117335
В статье рассматриваются теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по информатике. Представлены приемы развития творческих способностей учащихся с помощью метода проектов.
Ключевые слова: информатика, начальная школа, внеурочная деятельность, творческие способности.
Использование современных средств информационных технологий в образовательном процессе порождают новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, но и открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности учащегося. Компьютер как средство обучения раскрывает все свои возможности, если он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
Перед учителем информатики стоит задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, привить им интерес к предмету. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Все дети в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания и владение школьниками компьютером определяют эффективность процесса обучения информатике, сколько готовность и желание детей участвовать в общении, работать в группах. Основной двигатель изучения предмета — радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются творческие интересные работы. Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, как высшую форму активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.
Творческие способности присущи любому человеку, любому ребенку, нужно только вовремя их раскрыть и развить. Дети от природы любознательны, спо-
собны и талантливы. Младший школьный возраст дает прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Творческий потенциал личности формируется во всех контактах ребенка со средой. Знание только тогда становится достоянием ученика, когда оно является результатом его собственного мышления, понимания или рефлексии. Введение творческих заданий во внеурочную деятельность по информатике помогает решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.
Мы изучили различные виды организации деятельности школьников и сделали вывод о том, что именно во внеурочной деятельности возможно в наибольшей степени развить мотивацию детей к познанию и творчеству. Также мы рассмотрели различные методы внеурочных мероприятий по информатике и выяснили, что ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Выбор метода проектов обучения во внеурочной деятельности обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Метод проектов способен сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. В основу проектной деятельности учащихся положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой задачи.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат, приобретаемый с опытом во время проектной деятельности, становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Мы подробно изучили метод проектов, рассмотрели различные типы проектов, среди которых чаще всего встречается смешанный тип проектов, сочетающий различные признаки, например, одновременно практико-ориентирован-ный и исследовательский. Каждый тип имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, необходимо учитывать признаки и характерные особенности каждого из них. В ходе проделанной работы нам удалось выяснить, что организация проектной деятельности требует специальной и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.
Независимо от темы создаваемого проекта вся деятельность по его выполнению делится на следующие этапы:
— погружение в проект;
— организация деятельности;
— осуществление деятельности;
— презентация результатов.
Первый этап осуществления проекта — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проекта. Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. На первом этапе формулируется проблема проекта, сюжетная ситуация, уточняются цель, задачи. На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то учитель организовывает группы, помогает ученикам распределить роли в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта, предлагает возможные формы презентации предполагаемых результатов. Степень включения педагога может быть разной, в зависимости от степени сформированности умения планировать коллективную и индивидуальную деятельность.
Во время осуществления творческой деятельности, когда дети активно и самостоятельно работают, учителю необходимо ненавязчиво контролировать их работу, по необходимости объяснять новый материал, когда у учащихся возникает потребность в этом. Также учитель репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.
На заключительном этапе, когда ученики демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, находят способ решения проблемы, учитель оценивает, подводит итоги обучения, обосновывая свое мнение. Этот этап необходим для завершения работы, анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.
Одним из наиболее важных аспектов внедрения проектной деятельности в процесс обучения является методика оценки результатов проектной деятельности учащихся в начальной школе.
В начальной школе можно оценивать результат проектной работы по следующим направлениям:
— активность в групповом взаимодействии (участие в планировании, уважение к мнению других членов команды, готовность к взаимодействию);
— поиск информации (необходимо обратить внимание не только на количество информации, а так же на организацию приемов поиска);
— оформление и содержание проекта (полнота раскрытия темы, аккуратность, эстетичность оформление материалов);
— защита проекта (связность, логичность изложения о проделанной работе, презентация результатов проектной деятельности).
Очевидно, что эти критерии должны быть известны ученикам с самого начала работы над учебным проектом. В связи с этим рекомендуем объявить критерии оценки на этапе погружения в проект.
Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:
— уровень мотивации учащегося;
— оригинальность метода решения;
— творческая фантазия;
— оригинальность оформления;
— уровень использования межпредметных связей;
— умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
При выполнении проектно-исследовательских работ идет процесс саморазвития, характеризующийся самоактуализацией и мобилизацией творческих сил и способностей, рост познавательной активности учащихся.
На наш взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность, направленную на развитие творческих способностей учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М.: АРКТИ, 2003.
[2] Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. — М.: Интеллект-центр, 2006.
DEVELOPMENT OF PUPILS’ CREATIVITIES WITHIN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN COMPUTER SCIENCE
D.S. Rybakov
Department of computer science and applied mathematics Moscow city pedagogical university
Td Selskohozyayistvennyi str., 4, Moscow, Russia, 129226
A.S. Murzaeva
State educational institution of secondary school with profound studying of foreign languages № 235 Architect Vlasova str., 19 «A», Moscow, Russia, 117335
This article is about organization of the theoretical aspects of extracurricular activities in computer science. There are presented techniques of developing creative abilities of pupils using the project method. Key words: computer science, an elementary school, after-hour activity, creative abilities.