Обучение и воспитание школьников
УДК 372.8:51
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СТЕРЛИТАМАКА
PRIMARY SCHOOL STUDENTS' RESEARCH WORK IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF STERLITAMAK
© Н.Л. Гребенникова, С.А. Косцова Башкирский государственный университет (Стерлитамакский филиал) (Россия, Республика Башкортостан, Стерлитамак)
© N.L. Grebennikova, S.A. Kostsovа Bashkir State University (Sterlitamak Branch) (Russia, the Republic of Bashkortostan, Sterlitamak)
Показан один из путей решения установок стандартов второго поколения - осуществление внеурочной работы в начальных классах, нацеленной на развитие творческих способностей обучающихся. Описан опыт организации научно-исследовательской деятельности младших школьников конкретного города. Показана роль вуза в стимулировании интереса учителей и школьников к такой деятельности.
The authors reveal one of the ways of meeting the requirements of the second-generation standards - implementation of extra-curricular work in primary schools, aimed at developing students' creative abilities. The experience of the research work of primary school students in the particular city is presented. The role of the university in growing teachers' and students' interest in such work is highlighted.
Ключевые слова: стандарты второго поколения; внеурочная работа; развитие творческих способностей; младшие школьники; научно-исследовательская работа.
Keywords: the second generation standards; extracurricular work; creative abilities development; primary school students; research work.
Творчество школьников наиболее полно проявляется и успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Для учащихся начальной школы учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных способностей развивающейся личности. Во вторую половину учебного дня, согласно учебному плану, реализующему ФГОС-2 [1], включены занятия, нацеленные на развитие творческих способностей обучающихся в начальных классах. Таковыми являются, например, занятия проектной и научно-исследовательской деятельностью. «В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную, эмоционально-волевую сферы, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу» [2, с. 3].
Стандарты второго поколения ориентируют и содержание учебных предметов, и методику организации учебной дея-
тельности младших школьников по его овладению (в ее основе лежит системно-деятельностный подход) на продуктивное усвоение предметного материала. Предметные, личностные и метапредметные (универсальные учебные действия) результаты обучения из цели становятся средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития обучающегося, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, к поиску новой информации, к исследованию заинтересовавших его проблем. Школьник овладевает новыми способами действий. Наряду с исполнительской частью учебной работы, чему он учится на уроках, у обучающегося появляется мотив, интерес и способность к поисковой деятельности. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации [3].
Однако ученикам 1-4 классов требуется направляющая помощь и поддержка взрослого (учителя или родителей)
в осуществлении «научного исследования» на различных его этапах:
- определение интересующей ученика проблемы;
- поиск и обработка информации;
- выполнение опытной работы;
- анализ и обобщение результатов исследования;
- оформление исследования, разработка презентации и т.д.
Умением выполнять «научные исследования» младшие школьники овладевают прежде всего при помощи и под руководством учителя во внеурочное время. Они учатся оформлять исследовательскую работу «по-взрослому», по определенной структуре: титульный лист, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения. Объем текста одной работы ограничивается 5-10 страницами (формат А4, шрифт Times New Roman). Материалы предоставляются в электронном виде (на дискете или диске) и в бумажном варианте. Кроме того, к докладу составляется презентация в программе Power Point (8 слайдов), иллюстрирующая выступление (5-7 минут). Ученик излагает содержание доклада, периодически обращаясь к демонстрируемым на экран слайдам или представляя натуральные экспонаты. Заканчивается выступление авторской оценкой результатов исследования, выводами, рекомендациями.
Выполнение младшими школьниками исследований под руководством учителя, с помощью родителей, старших братьев или сестер или других взрослых - это одна из форм осуществления связи школы и семьи, форм внеучебной работы учителя с учеником, нацеленной на формирование универсальных учебных умений: планировать и осуществлять научно-исследовательскую деятельность, применяя соответствующие методы, оформлять результаты текстом, иллюстрировать его фотографиями, таблицами, диаграммами и т.п. Учитель, осуществляя руководство работой ученика, совершенствуется сам, помогая ему на каждом этапе исследования: обосновать актуальность выбранной темы, определить объект и предмет, поставить цель, сформулировать гипотезу и задачи исследования, определиться в методике и последовательности выполнения работы, подобрать литературные, информационные источники, по-
ставить и описать опыты, проанализировать результаты, сделать выводы. Помощь учителю при этом окажет пособие А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников» [4].
Результатами своей поисковой, опытной деятельности маленькие исследователи делятся сначала в своем классе, дополняя материал урока, или на внеурочных занятиях, расширяющих кругозор учеников, углубляющих их программные знания и вызывающих познавательный интерес. Например, это могут быть занятия в клубе «Эрудит» или «Юный исследователь». Лучшие работы представляются затем на школьных, городских, республиканских или всероссийских конференциях. С первых шагов следует поддерживать детей-исследователей, создавая для них ситуацию успеха, веры в свои силы, чтобы пробудить у них желание продолжать работу, получать новые результаты.
Приведем пример развития научно-исследовательской работы младших школьников в одном из образовательных учреждений нашего города. Так, более 10 лет назад (в 2004 году) в МАОУ «Гимназии № 2» г.о. Стерлитамак данная проблема нашла свое решение в организации научного общества младших школьников «Первые шаги», сформированного на базе уже действующего научного общества учащихся 511 классов. В первый год на гимназическую конференцию было представлено всего 4 работы учеников младших классов. С 2005 года в процессе изучения учителями методики исследовательской деятельности количество учащихся гимназии № 2, желающих представить свои работы на конференции, ежегодно увеличивается.
Первые же работы младших школьников вызвали большой интерес учителей не только начального, но и старшего звена, но соревноваться со старшеклассниками не имело смысла, поэтому было создано городское научное общество младших школьников. Возникла необходимость разработки положения о НОУ младших школьников, которое назвали «ЛИК» (личность, интеллект, культура). Инициатором и организатором этой работы, а также научно-практических конференций стала учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Гимназия № 2» А.И. Моисеева.
В 2007-2008 учебном году на базе МБОУ «Гимназия № 5» Стерлитамака состоялась первая городская научно-практическая конференция «Я - исследователь». На ней была представлена 61 работа из 23 общеобразовательных учреждений города. Работало 7 секций: «Русский язык» (9 работ); «Естествознание» (13 работ); «Краеведение» (13 работ); «История. Культура Башкортостана» (9 работ); «Познавательная» (10 работ); «Технология» (4 работы); «Психология» (3 работы). Обладателями дипломов I степени стали 7 участников, II степени - 9, Ш степени - 8 учащихся. По итогам I научно-практической конференции победители были направлены на региональную конференцию в г. Мелеуз. Учащиеся Богдан Бойкив и Галина Гатауллина представляли свои работы в Москве. Они стали лауреатами всероссийского конкурса «Я - исследователь».
В нашем городе от года к году повышается активность участия младших школьников в учебно-исследовательской работе. Они принимают участие в Ломоносовских и Киекбаевских чтениях, краеведческой, городской и других научно-практических конференциях. При этом большую помощь в подготовке и проведении названных конференций образовательным учреждениям города оказывает отделение педагогики и методики начального образования факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского госуниверситета. Так, для оценки качества выполненного младшим школьником исследования был разработан ряд критериев: актуальность темы; четкость формулировки цели и гипотезы исследования; уровень полноты содержания исследования и решения задач; практическое значение результатов работы; представление результатов (рисунки, графики, фотографии и т.п.); изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области (участие в дискуссии); оригинальность методов исследования (наблюдения, опыты или др.); форма работы (реферативная или поисково-исследовательская); оформление работы (текстовое и иллюстративное). По каждому критерию ставится оценка по пятибалльной системе, затем баллы суммируются, а по общему баллу определяются лучшие работы.
Преподаватели консультируют учителей и отдельных учеников, участвуют
в конференциях различного ранга в качестве членов жюри, а три года назад было принято решение о проведении на базе факультета республиканской научно-практической конференции младших школьников «Первые шаги в науку». В апреле 2014 года проведена третья конференция. Направления исследований докладов конференции отражаются в названиях секций. Они соответствуют как основным предметным областям начального общего образования, так и отражают ориентировку исследований на их практическую значимость и региональную направленность. К примеру, среди юных исследователей популярны такие секции, как «Математика и информатика вокруг нас», «Окружающий мир -мой родной край», «Что есть "залог здоровья"?», «Декоративно-прикладное искусство, или Красота спасет мир», «История и культура нашей Родины», «Чисто там, где не сорят» и др.
Следует отметить, что исследовательская работа младших школьников зачастую основывается на постановке опытов, по результатам которых делаются выводы. Учеников начальных классов волнуют экологические проблемы («Чистый двор», «Защита птиц - дело каждого», «Бытовые отходы: возможности их вторичного использования», «Воздух. Исследование его состояния», «Энергосберегающие лампы - помощь природе и экономия семейного бюджета»), проблемы охраны и сбережения здоровья («Какая ткань полезна для здоровья человека?», «Вред и польза компьютера», «В здоровом теле - здоровый дух»).
Остановимся подробнее на исследовании младшими школьниками последней из названных проблем, чтобы показать характер выполняемой ими работы и ее результативность. Обращение к проблеме здо-ровьесбережения на уроках побуждает учеников к выполнению специальных исследований во внеурочное время. Приведем пример такого исследования по проблеме охраны и сбережения своего здоровья с применением математики и информатики. Поскольку люди не могут жить без воздуха, без содержащегося в нем кислорода, важно, каким воздухом дышать, потому что это оказывает влияние на работоспособность, самочувствие, настроение. Для поддержания нормального воздушного режима в по-
мещениях надо осуществлять смену воздуха чрез форточки и вентиляторы - аэрацию. Учащиеся 4-го класса провели исследование с целью определения содержания кислорода в классной комнате при различных условиях и аэрации. Они, изучая литературу и информацию в Интернете, выяснили, что для достаточной аэрации помещений отношение площади проемов всех действующих форточек и фрамуг к площади пола должно быть не более, чем 1/50, но лучше - 1/30, т.е. площадь пола должна быть в 30 раз больше площади форточек. Сделав необходимые замеры, на уроке математики ученики произвели расчеты. Оказалось, что площадь пола в классе равна 64 м2, а вот площадь форточки - только 90 дм2. Разделив 64 м2 = 6400 дм2 на 90 дм2, четвероклассники узнали, что полученное число (приблизительно 70) не соответствует гигиеническим нормам. Затем ученики определили содержание кислорода в классной комнате, взяв пробы воздуха после аэрации при различных условиях, когда для проветривания использовалась только одна форточка или когда форточку использовали одновременно со сквозным проветриванием. Было выявлено недостаточное содержание кислорода даже на начало учебного дня (« 20%), а самое низкое - к 4-5-му урокам, в связи с чем 12 из 25 учеников класса значительно устают к последнему уроку. Опыты с пробами воздуха показали, что более оптимальные условия аэрации - это использование форточки и сквозного проветривания.
Экспериментальная работа интегрированного характера (изучение литературы, замеры, расчеты, анкетирование, опыты и анализ их результатов) оказалась гораздо интереснее для младших школьников, имела большее воспитательное воздействие, чем беседы. Дети убедились в необходимости заботы о своем здоровье в школе и дома.
Названия секций говорят о разноплановости научных интересов младших школьников. Многие исследования несут региональную направленность: анализируются особенности родного языка, выполняется сравнительный анализ русских и башкирских народных сказок, представляются поэты Стерлитамака, изучается природа,
флора и фауна; культура и история родного края («История и география страны в истории семьи», «Земли Юрматы», «Уникальное природное явление - Шиханы», «Арка-им. Секреты древнего города», «Украшения башкирских костюмов», «Наши замечательные земляки. Л.В. Дема», «История старинных особняков Стерлитамака» и др.).
На выбор тем исследований оказывают влияние происходящие в стране исторические события. Так, празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне ежегодно вызывает отклик у учащихся 1-4-го классов. На конференции представляют доклады, отражающие поиск и изучение документов, экспонатов из семейных архивов и краеведческого музея Стерлитамака, а также беседы с участниками событий. Докладчики рассказывают о своих дедушках и прадедушках («Мой дед - герой Советского союза», Салават Рафиков), о вкладе Стерлитамака в Великую Победу (Дарья Егорова), о Великой Отечественной войне глазами художника (Полина Скабелкина), о пещере им. 30-летия Победы, расположенной в Башкортостане (Маргарита Фай-зуллина), о Рижском военно-пехотном училище во время войны в г. Стерлитамаке (Гузель Сафиуллина) и т.д.
Организация ежегодных республиканских конференций младших школьников на факультете педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета станет традиционной (третья суббота апреля). Желание участвовать в ней, как показал трехлетний опыт, стимулирует выполнение детьми исследований. К тому же каждый участник конференции получает возможность опубликовать (под руководством учителя) результаты своего исследования в ежегодном сборнике материалов «Удивительное - рядом, или Первые шаги в науку». Все это дает мощный толчок развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников, содействует развитию у них познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности. Школьники уже с начальных классов получают опыт творческого подхода к решению возникающих перед ними учебных и жизненных проблем.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2011. 33 с.
2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников : рекомендации, проекты / авт.-сост. В.Ф. Феоктистова. Волгоград : Учитель, 2011. 142 с.
3. Исследовательская деятельность младших школьников : программа, занятия, работы учащихся / авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. Волгоград : Учитель, 2011. 138 с.
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара : Учебная литература, 2007. 208 с.
Сведения об авторах
Надежда Лукинична Гребенникова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.
Nadezhda Lukinichna Grebennikova, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Primary Education Theory and Teaching Methodology, Bashkir State University (Sterli-tamak Branch)
E-mail: [email protected].
Светлана Александровна Косцова, ассистент кафедры теории и методики начального об-разованая Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.
Svetlana Aleksandrovna Kostsova, teaching assistant of Department of Primary Education Theory and Teaching Methodology, Bashkir State University (Sterlitamak Branch).
E-mail: [email protected].