История медиаобразования
Основные направления развития медиаобразования на материале фотографии в 1920-е годы в СССР
О.И. Горбаткова, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического университета)
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных особенностей развития отечественного медиаобразования на материале фотографии в 1920-е годы. Автором излагаются взгляды советских педагогов на важность и необходимость использования фотографии в учебно-воспитательном процессе. Анализируются история развития фотографии, основные направления, формы, задачи отечественного медиаобразования на материале фотографии в 1920- е годы.
Ключевые слова: медиаобразование, фотография, фотолюбительское движение, учебно-воспитательный процесс, СССР.
Media Education History
The main directions of development of media education on the material of the photos in the
1920s in the SSSR
Olga Gorbatkova, Anton Chekhov Taganrog Institute (branch of Rostov State University of Economics)
Annotation. The article considers the main features of the development of media education on the material of photos in the 1920-s. The author sets out the views of the Soviet educators on the importance and the necessity of using pictures in the educational process. Examines the history of photography, basic directions, forms, tasks, domestic media education on the material of photos in the 1920s.
Keywords: media education, photography, amateurish movement, the educational process, USSR.
В 1920-е годы наряду с развитием медиаобразования на материале кинематографа, радио, прессы, грамзаписи, широкое распространение получило и медиаобразование на материале фотографии.
В1920-е годы термин «медиаобразование» не употреблялся, распространение в России он получил только лишь в 1980-х годах, но
15
примечательно то, что именно в этот период времени в центре внимания многих советских педагогов, деятелей науки, находился вопрос, касающийся важности внедрения фотографии в образовательный процесс.
Сегодня продуктивное использование фотографии в образовательном процессе требует характеристики её дидактических возможностей, разработки методик, позволяющих реализовать эти возможности в современных условиях образования. Это обращает нас к истокам зарождения медиаобразования на материале фотографии.
Медиаобразование в 1920-х годах на материале фотографии развивалось в меньшей степени, чем с использованием кино, прессы и радио. Только со второй половины 1920-х годов фотография стала активнее использоваться в образовательных, просветительских целях. По нашему мнению это связано с несколькими причинами:
- дефицит (в первой половине 1920-х годов) оборудования -граммофонов, пластинок, фотоаппаратов, оборудования для проявки и печати фотоснимков и т.д.;
- недостаток квалифицированных кадров, например, людей, владеющих искусством фотосъемки, которые могли бы обучить детей и молодежь;
- коренной пересмотр репертуара для грамзаписи, фотографий, которые должны были целью и содержанием отвечать новой социалистической реальности. На это потребовалось время, поэтому медиаобразование на материале грамзаписи и фотографии более активно начало внедряться в образовательную среду только со второй половины 1920-х годов;
- наличие более "успешных" конкурентов (по интересу аудитории): у фотографии это кинематограф, а у грамзаписи - радио. Именно эти средства массовой коммуникации нашли большую поддержку Советской власти, на них "делалась ставка" в "продвижении" коммунистических идей.
Несмотря на перечисленные причины, медиаобразование на материале фотографии получило свое развитие в 1920-х годах, но интенсивных темпов роста достигло во второй половине изучаемого периода. Подтверждение этому мы можем найти в основных вехах развития самих средств массовой коммуникации.
Изучив историю развития фотографии в 1920-е годы, мы можем выделить несколько основополагающих дат:
1. Согласно решению Х съезда партии и декрету Совнаркома от 18 ноября 1920 года фотокинодело было передано в систему организованного при Наркомпросе Главполитпросвета.
2. В условиях новой экономической политики фотокиноотдел декретом СНК от 19 декабря 1922 года был снят с госбюджета и реорганизован в самостоятельное хозрасчетное предприятие "Госкино".
3. В феврале 1926 года московские фоторепортеры объединились в ассоциацию при Московском доме печати.
4. В июне 1926 года, при "Обществе друзей советского кино" была организована фотолюбительская секция.
5. "В апреле 1926 года выходит первый номер журнала "Советское фото". Журнал стал обслуживать не только узкий круг фотоспециалистов, но и нарождающихся, довольно многочисленных уже, но пока еще не организовавшихся кадров фотолюбителей" [Болтянский, 1939, с. 133-134].
6. "В ноябре 1927 года журнал "Советское фото" объявил первый конкурс "Смотр фотографии в стенгазете". На конкурс были представлены 6 клубных стенгазет, 5 школьных, 1 деревенская и т.д... Через 2 года журнал повторил конкурс. Было прислано 200 газет, содержащих 3621 фотоснимок. Газеты, поступившие на конкурс, свидетельствовали о начале развития фотолюбительского движения" [Болтянский, 1939, с. 135].
Таким образом, мы постарались восстановить хронологию основных вех развития фотографии в 1920-е годы ХХ века. Ниже мы хотим представить свое понимание важности каждого из выделенных нами событий:
1. Большое значение здесь имеет название отдела в юрисдикцию которого попадает фотокинодело - Главполитпросвет, который отвечал за идеологическое, политическое просвещение населения страны. Именно масс-медиа стали средством, которое могло в короткие сроки справится с такой сложной задачей, как работа одновременно с большими аудиториями населения, наглядность, доступность материала. Более того, не всегда лекторы и сторонники новой власти на местах (особенно в деревнях) могли убедить людей в правильности идей марксизма-ленинзма. А комментарии, которые содержались на грампластинках, речи вождей, актеров в фильмах, радиопередачи, фотографии, отражающие изменения в жизни народа, обладали большими потенциями по пропаганде коммунистических идей.
После того как фотокиноотдел вошел в Главполитпросвет, была разработана обширная программа производственной пропаганды при помощи фотографии, причем использовался опыт, накопленный в предыдущие годы, составлялись специальные фотовыставки - на улицах, в клубах и пр.
2. В условиях Новой экономической политики фотокиноотдел был лишен бюджетного статуса, что способствовало его дальнейшему развитию, так как хозрасчетное предприятие, в которое он был преобразован, имело право на коммерческую деятельность. В это время появляются фотогазеты и иллюстрированные журналы. Когда наряду с центральной прессой начали выпускаться и локальные газеты, фоторепоражи стали еще более востребованы. "Фоторепортаж в условиях НЭПа находит новую базу своего дальнейшего развития: он организуется при иллюстрированных журналах, в которых создаются фотоотделы или иллюстрированные отделы"
[Болтянский, 1939, с. 111-112]. Следовательно, возросла потребность в фотографах, что стимулировало развитие массового фотообразования.
3. Создание Ассоциации фоторепортеров в Москве вскоре было поддержано "на местах": в Воронеже, Ростове-на-Дону и др. городах. "Ассоциация организует выставки, доклады и дискуссии по актуальным вопросам кинорепортажа, устраивает встречи с журналистами, организует выезды на коллективные фотосъемки... Ассоциация устанавливает связь с фотолюбительскими кружками, выделяет руководителей кружков из своих членов" [Болтянский, 1939, с. 133]. То есть можно говорить, что в это время начинает зарождалась советская фотообщественность, что, прежде всего, было связано с нарастающей популярностью фотографии. Это выразилось в таком явлении как фотолюбительство.
Для учащихся, молодежи, рабочих создавались фотолюбительские кружки, которые возглавляли члены Ассоциации. В ходе их деятельности решались не только технические проблемы - обучение самой технике съемки, работе с реактивами, проявке, печати снимков, но и идеологические -любителей учили снимать "новую" действительность с "правильных ракурсов".
Изучение фотографий тех лет позволяет нам выявить определенные закономерности:
• распространенным ракурсом была съемка снизу, что позволяло показать масштабность объекта (например, стройки, завода и пр.);
• фото отражали "социалистический реализм" - зачастую бытовые снимки, на которых видно, насколько изменились условия жизни, труда, отдыха и пр.;
• большое количество фотографий запечатлели жизнь коллектива в самых разных ее проявлениях - колонны на празднике первомая, физкультура, рабочие в цехе и пр. Это должно было, по нашему мнению, показать слаженность новой советской системы, неотделимость человека от коллектива, единство народа, который строит светлое будущее;
• "торжественность" и помпезность фотографий, имеющих политический, идеологический характер.
4. В июне 1926 года, при "Обществе друзей советского кино" организуется фотолюбительская секция. Данная дата, по нашему мнению, важна, так как отражает степень развития фотолюбительского движения в Советской России. Поскольку это движение стремительно развивалось, оно, с точки зрения властей, должно было тщательно скоординирована с достаточно четким обозначением степеней контроля.
Вот что писал об этом Г. Болтянский: "Положительную роль в организации массового фотолюбительского движения сыграла в первые годы своей деятельности и фотолюбительская секция, организованная в июне 1926 года при ОДСК. Секция содействовала организации фотокружков,
18
организовывала ряд пионерско-школьных кружков, кружков в Красной армии, небольшое количество первых фотокружков в деревне. Для оказания практической помощи фотокружкам секция бронировала в магазинах фотобумагу, фотоаппараты, проводила заочные курсы по фотографии, устраивала общегородские и областные конференции и выставки работ фотолюбителей" [Болтянский, 1939, с. 136].
5. Логичным и последовательным на фоне предыдущих дат стало и создание и выпуск журнала "Советское фото". Его целевой аудиторией были не профессиональные фотографы, а фотолюбители. Журнал своей деятельностью должен был популяризировать фотолюбительство, на его страницах давались инструкции по технике съемки, а фотографии являлись наглядным материалом. Примечательно, что в журнале печатались не только снимки профессиональных фотографов, но и читателей, которые только постигали это искусство. Можно утверждать, что журнал сыграл исключительную роль в развитии советской фотографии.
Помимо технических задач, которые стояли перед изданием, необходимо упомянуть о его идеологической роли. На своих страницах издатели вели также политическую, просветительскую работу. Необходимо отметить, что с 1929 года журнал усилил свою работу по политическому воспитанию фотолюбителей и фоторепортеров.
"Показателем роста популярности и значения "Советского фото" служит рост его тиража: в 1926 году - 10000 экземпляров, а к 1929 году -25000 экземпляров... Он явился наиболее серьезным организатором советских фотолюбителей" [Болтянский, 1939, с. 133-134].
6. Первый фотоконкурс был проведен еще в 1926 году и инициирован Ассоциацией фоторепортеров, где было представлено около 1000 фотоснимков. Эта выставка привлекла внимание центральных газет и, по мнению Г. Болтянского [Болтянский, 1939, с. 135], именно с данного времени фоторепортаж был приравнен к отрасли советской журналистики.
Но особенность конкурса, объявленного журналом "Советское фото" заключена уже в самом названии: "Смотр фотографии в стенгазете". Таким образом, организаторы постарались интегрировать фотографию и прессу. К концу 1920-х годов стенгазеты были уже достаточно распространены в школах, на производстве, в избах-читальнях и пр. И вот одной из новых форм подачи материала, которую советским детям и молодежи предлагалось освоить, - создание печатных текстов, иллюстрированных фотографиями. Мы видим, что этот конкурс имел широкий резонанс не только в РФ, но и в союзных республиках.
Изучение истории развития фотолюбительского движения в Советской России в 1920-е годы позволяет нам говорить о развитии медиаобразования на материале фотографии. Тем более, что педагогами-идеологами (А.В. Луначарским, Н.К. Крупской) подчеркивались образовательные,
воспитательные возможности фото. Мы считаем, что фотолюбительское движение в Советской России стало частью медиаобразования 1920-х годов. Целесообразность его заключается в полифоничности задач, которое оно призвано было решить:
1. образовательная задача, которая выражалась в следующем:
- занятие фотографией отвечало целям политехнической школы, активно разрабатываемой на теоретическом и реализуемой на практическом уровнях. Вот как обосновывал эту точку зрения Н.М. Митрофанов: "Каждому известно, что ни одно строительство нельзя провести без чертежей. Для постройки одной машины необходимы сотни листов чертежей... Какую армию чертежников нужно было бы иметь на стройках для такой работы! Но выручает фотография: одна светокопировальная машина выпускает сотни чертежей за день" [Митрофанов, 1958, с. 4]. Обучение умению работать с фотоаппаратом, фототехникой способствовало формированию трудовых навыков учащихся;
- фотографии помогали осуществлять образовательную деятельность в школах - использование их в преподавании учебных дисциплин решало проблему наглядности. Нарком Просвещения А. В. Луначарский еще в начале 1920-х годов обозначил эту проблему: «Конечно, у нас и простая фотография еще далеко не стоит на должной высоте. Наша центральная коллекция диапозитивов и вообще роль диапозитивов в школе, по крайней мере, в массовой школе, еще оставляют желать лучшего; и даже то, что у нас есть, еще недостаточно распространено" [Луначарский, 1976, с. 485].
Мы можем говорить о том, что восполнить этот дефицит отчасти должны были сами школьники. Они фотографировали физические явления, объекты живого и неживого мира, создавая школьные коллекции снимков диапозитивов. Доказательством этому может служить тот факт, что на выставке 1927 года "самыми крупными по количеству экспонатов разделами были "художественный" и раздел "применение фотографии в науке и технике" [Болтянский, 1939, с. 139-14];
- ранняя профориентация, на которую была направлена внов ь создаваемая педагогическая система. Советской власти требовались новые кадры, в том числе и в информационном пространстве. Совмещение текстов и визуальной информации в газетах и журналах по сути требовало развития новой профессии - фоторепортер. Мы можем утверждать, что именно в 1920-е годы зародилась эта профессия, жанр в журналистике. С большим энтузиазмом учащиеся и молодежь осваивали искусство фотографии, формируя новый способ восприятия и освоения мира - через объектив фотоаппарата.
2. идеологическая задача:
- фотография имела огромное значение в пропагандисткой деятельности, которую развернуло Советское правительство по внедрению в
сознание народа коммунистических идеалов, принципов. В одной из своих резолюций Х съезд РКП(б) указал: "Заводские собрания, технические совещания, конференции всякого рода и в их числе производственные, делегатские совещания, печать, искусство, передвижные выставки, кино и т.д. - все это должно быть использовано для производственной пропаганды. Этой основной задаче - производственной пропаганде - и должна была служить фотография..." [Болтянский, 1939, с. 111].
По мнению Д. Бунимовича фотоснимок помогал «рассказать миллионам трудящихся, что делается во всех уголках нашего необъятного Советского Союза. Он показывает наши великие стройки, наши громадные фабрики. заводы и другие сооружения" [Бунимович, 1937, с. 98].
- политическое, которое заключалось в понимании фотографии как эффективного оружия, которое с одной стороны, служит для подтверждения достижений Советского правительства, а с другой способно обличать, вести борьбу с капиталистическим миром.
3. внутрипрофессиональная задача:
- 1920-е годы ХХ века многие исследователи признают как "золотую пору" отечественной фотографии, потому что она была в тесном контакте с академической наукой, имела свой центр в престижном научном учреждении - Государственной академии художественных наук (ГАХН). В конце 1923 года была создана программа по изучению художественной светописи, были подготовлены и опубликованы доклады о новейших достижениях фотографии в Советской России и на Западе. Имеющуюся в составе академии фотолабораторию преобразовали в фотокабинет, перед которым были поставлены и решались научно-исследовательские задачи. Таким образом, к технике фотографии был проявлен научный подход, который хотя и имел политические корни. но способствовал развитию фотографии как искусства;
- со второй половины 1920-х годов в России появилась советская тематика. Среди фотообщественности развернулась борьба за новую советскую тематику, за активное участие средствами фотографии в решении задач, выдвигаемых партией Ленина-Сталина. Достижения фотографии, существовавшей до 1917 года нивелировались, так как содержали буржуазные корни, были далеки от реальнос ти, подчеркивали детали и смыслы, чуждые пролетарскому сознанию. "Эта борьба сопровождалась разоблачением "буржуазных" влияний в фотографии" [Болтянский, 1939, с. 139].
Одним из важных направлений медиаобразования на материале фотографии, которое развивалось в 1920-е годы ХХ века (в большей части во второй половине 1920-х), - это интеграция: а) во внеурочную школьную деятельность; б) в школьные учебные предметы.
Создание стенгазет стало важным компонентом практически для каждого учреждения (заводов, фабрик, изб-читален и пр.), тем более для образовательного. Правительство было заинтересовано и старалось максимально создать условия (финансовая поддержка, материальное/техническое обеспечение, кадры и т.д.), чтобы в школах появлялись фотокружки, факультативы, где ученики смогут обучиться навыкам работы с фототехникой, умению фотографировать, узнают основные приемы и средства искусства фотографии.
Такие шаги способствовали тому, что уже к концу 1920-х годов стенгазеты стали иллюстрироваться фотографиями фотокоров. Тексты в стенгазетах дополнялись фотографиями, подтверждающими содержащуюся в статье информацию. Это повышало интерес к информации, содержащейся в тексте, степень ее убедительности.
Медиаобразование на материале фотографии внедрялось также в учебные дисциплины. Многие педагоги 1920-х годов в своих трудах обозначали и доказывали перспективность "задействования" масс-медиа в образовании. О создании базы учебных серий фотографий, диапозитивов мы читаем у А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского и др. Но, как и учебное кино, это направление медиаобразовательной деятельности в рассматриваемый период только начинало формироваться. Поэтому мы можем констатировать, что интеграция медиаобразования (с использованием фотографий) обозначило себя как самостоятельное направление, но темпы его развития не были стремительными (в отличие от прессы или кинематографа).
Другим развивающимся направлением стало медиаобразование будущих профессионалов, в частности, фотожурналистов. Как отмечают Н.М. Митрофанов, Д. Бунимович, А. Фоменко и др., именно в 1920-е годы ХХ века государство проявляло особый интерес к фотографии. Проводились научные исследования, связанные с ее художественными особенностями, появлениями новой советской тематики в фотоснимках. Более того, в это время зарождается и новая профессия - фоторепортер. Развитие этой профессии осуществлялось через создание фотокружков, фотостудий, в рамках которых в одинаковой степени развивается как художественная, так и научно-техническая фотография. Здесь мы прослеживаем синтез двух направлений - медиаобразование будущих профессионалов и медиаобразование в учреждениях дополнительного образования.
Выводы. Педагогическая система, создаваемая в Советской России в 1920-х годах, подразумевала внедрение медиаобразования на материале фотографии. Одной из основных идей коммунистов было воспитание чувства коллективизма у советского народа. В данном случае, значительную роль сыграло медиаобразование на материале фотографии, а именно инновация 1920-х годов - использование фотоснимков в стенгазетах, потому что такая
деятельность помимо развития индивидуального восприятия мира она способствует развитию коллективизма у советских детей и молодежи. Отличительной особенностью 1920-х годов стало то, что занятия фотографией совмещали в себе две функции: фотография как искусство и как отрасль журналистики.
Использование фотографии в образовательных учреждениях способствовало ранней профессиональной ориентации детей, что в условиях трудовой политехнической школы было чрезвычайно важно, выявлению музыкальных способностей. Кроме того, медиаобразование на материале фотографии стало использоваться во внеклассной работе при подготовке литературных, музыкальных вечеров, просветительских лекций и т.д.
Изученные материалы позволили нам выявить базовые направления развития отечественного медиаобразования на материале фотографии в 1920-е годы: 1) медиаобразование будущих профессионалов; 2) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах; 3) медиаобразование как часть общего образования школьников, обучающихся в школах: интегрированное в учебные дисциплины или автономное (факультативное, кружковое и т.д.) [Федоров, Челышева, 2002]. Кроме того, среди основных задач медиаобразования на материале фотографии в СССР в 1920- е годы можно выделить следующие: образовательная, идеологическая и внутрипрофессиональная.
Однако, важно отметить, что для медиаобразования на материале фотографии в 1920-х годах характерно наличие трудностей, в первую очередь, - слабое техническое обеспечение в образовательных и внешкольных учреждениях; нехватка квалифицированных учителей, которые владели бы техническими основами медиаобразования на материале фотографии.
Литература
Болтянский Г. Очерки по истории фотографии в СССР. М.: Госкиноиздат. 1939. Бунимович Д. Фотография для пионера и школьника. М.: Искусство. 1937. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика. 1976. 640 с. Митрофанов Н.М. Школьная фотолаборатория. М.: Детгиз. 1958. Педагогическая энциклопедия: В 3 т. М.: Работник просвещения, 1927-1930.
Федоров А.В. , Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития Таганрог: Познание, 2002. 266 c
Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в четырех томах. Т. 4. М.: Просвещение. 1965. 328 с.
References
Boltanski, G. Essays on the history of photography in the USSR. Moscow: Goskinoizsat, 1939. Bunimovich, D. Photography pioneer and student. Moscow: Iskusstvo, 1937.
Fedorov, A., Chelysheva, I. Russian Media Education Short History. Taganrog: Poznanie, 2002. 266 p.
Lunacharsky, A.V. About education. Moscow: Pedagogica, 1976.
Mitrofanov, N.M. The School Photo Darkroom. Moscow: Detgiz. 1958.
Pedagogical encyclopedia. Moscow: Worker education, 1927-1930.
Shatsky, S.T. Pedagogical works in four volumes. Vol. 4. Moscow: Education, 1965.