тиционные взаимоотношения, определяет свои особенные формы накопления капитала, его воспроизводства путем инвестирования. Поэтому емкость категории инвестирования означает раскрытие как можно большего числа факторов, вызывающих замедление развития инвестиционных взаимосвязей, их обусловленности.
Исследование инерционности инвестиционной системы имеет важное значение для практического решения задач по оздоровлению инвестиционного процесса. Инерционность инвестиционной системы подчас рассматривают лишь как фактор, противодействующий реформированию инвестиционной сферы. Очевидно, что эти две стороны необходимо исследовать во взаимосвязи. Исходя из этого, повышение уровня реформирования инвестиционного процесса усиливает инерцию, а возросшая инерция должна регулироваться в соответствии с целью реформирования.
Исследование инерции инвестиционного процесса предполагает выделение его временных и пространственных границ. Определить инерционность инвестиционной системы можно по отношению к предшествующему периоду (месяцу, году, пятилетию) или по отношению к другому развивающемуся объекту. В основе этих соотношений могут лежать объемы инвестиций, их эффективность, структурные изменения, рост производства, обновление основного капитала.
Регулирование инерционности инвестиционной системы требует рассмотрения вопроса об ее мере. Мерой инерционности инвестиционной системы является время для обеспечения ускорения реформирования инвестиционных отношений, формирования нового инвестиционного мышления работников. Очевидно, что в процессе реформирования инвестиционного процесса первостепенное значение имеют устойчивость и изменчивость инвестиционных отношений, а также осознание новых инвестиционных подходов работниками. Инерционность инвестиционной системы отражает не только устойчивость инвести-
ционных связей и мышления, невозможность их немедленного преобразования, но и устойчивую их изменчивость, противодействующую реформированию инвестиционного процесса.
Важно отметить, что использование экономической инерции для регулирования инвестиционных взаимоотношений и их развитие по инерции не являются чем-то общим. Напротив, развитие по инерции означает сохранение старых качеств развивающейся системы инвестиционных взаимоотношений, непринятие их во внимание при совершенствовании регулирующего воздействия. В свою очередь, использование инерции инвестиционных взаимоотношений в процессе совершенствования их регулирования означает прежде всего осознание сил, замедляющих становление новых форм инвестирования, желаемых качеств инвестиционного процесса (таких как направленность инвестиций на скорейшее качественное обновление основного капитала реального сектора, замещение импортной продукции глубокой переработкой отечественной продукции). Далее, осознание инерции означает реализацию всей совокупности сложившихся взаимосвязей по поводу инвестирования с целью ускорения их развития, устранения старых качеств и максимального развития новых. Кроме того, использование инерции означает удержание новых качеств инвестиционных отношений, получивших свое становление за счет воздействия на них, выход взаимоотношений по поводу инвестирования на качественно новый уровень.
Таким образом, для повышения эффективности воздействия на инвестиционную инерцию большое значение имеет непрерывное исследование как взаимоотношений внутри инвестиционной системы, так и связей ее элементов с внешней средой. Кроме того, в исследовании нуждается сам метод анализа инвестиционной инерции с целью становления теоретического аппарата, наиболее полно отвечающего условиям российских реформ.
Г.П. Пилипенко
РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Федеральное агентство по туризму
В ноябре 2004 г. образовано Федеральное агентство по туризму, являющееся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма.
Россия, владея всеми необходимыми ресурсами для успешного развития внутреннего туризма, не может стоять в стороне от этих процессов. Наша страна
обладает не только высоким потенциалом для создания отвечающей современным требованиям туристской индустрии, но и уникальными возможностями для мощного рывка в направлении развития туризма.
Потенциальные возможности России позволяют при условии создания развитой туристской инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год. Возможность задействовать этот огромнейший потенциал дарована нам в силу исторического, культурного и духовного развития, сделать его по-
стоянным достоянием не только россиян, но и органичной составляющей мирового туристского рынка, придать развитию туризма характер серьезной бюджетообразующей отрасли - в этом состоит основная задача Федерального агентства по туризму
В туризме, как и в любой иной отрасли, есть свои, подчас копившиеся годами, проблемы, требующие пристального внимания и серьезного подхода к их решению. К наиболее характерным из них относятся: недостаточное развитие туристской инфраструктуры, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (две-три звезды), отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру, несоответствие ценовой политики и невысокого качества обслуживания во всех секторах туристской индустрии, дефицит квалифицированных кадров и опыта работы в условия рыночной экономики, обилие негативной информации о социальной и криминальной обстановке в стране и недостаточность достоверной имиджевой рекламной литературы о туристских достопримечательностях.
С 2002 г. Россия впервые стала участвовать единым национальным стендом на международных туристских выставках.
Большинство стран, активно занимающихся туризмом, целенаправленно выделяют своим национальным туристским администрациям значительные ресурсы. Данное обстоятельство позволяет строить работу с учетом национальных особенностей и интересов.
Позиция Федерального агентства по туризму в совершенствовании нормативно-правовой базы туристской деятельности будет находить должное внимание на всех уровнях исполнительной и законодательной власти и осуществляться в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными организациями.
Понятно, что привлечение интересов самого разного уровня и возможностей, включая и частные направления, невозможно без создания благоприятного инвестиционного климата, соответствующей поддержки со стороны региональных властей и четкой координации всех заинтересованных структур.
Только при соответствующей поддержке на местах, работе с муниципалитетами, что входит в число задач агентства, возможно путем консолидированных усилий сформировать условие для благоприятного инвестиционного климата в сфере туризма.
Туристический рынок в значительной мере формируется стихийно. Несмотря на то, что приоритетные направления государственного регулирования туристической деятельности определены (Федеральный закон № 132 от 24.11. 1996 г. «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»), они остаются без целевой государственной поддерж-
ки, а туризм не стал пока экономически выгодной отраслью.
Федеральные органы власти должны определить перечень общепризнанных общероссийских центров туризма, вокруг которых можно строить политику как непосредственно связанную с развитием туристических комплексов (определять приоритеты развития, формировать сетевые маршруты (Золотое кольцо, Тобольск, Байкал), осуществлять государственную поддержку), так и в целом социально-экономического развития региона.
Реализация комплексных проектов должна привести в первую очередь к развитию туристской и инженерной инфраструктуры. При этом развитие инфраструктуры приема может идти не только и не столько за счет традиционных гостиниц, а, скорее, за счет других форм размещения (клубов, апарт-отелей, малых частных гостиниц, мини-отелей, туристских деревень и т.д.). Это будет способствовать привлечению частного капитала в эту сферу.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 239 от 19.04. 2005 г. «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» ведется подготовка к разработке целевых программ «Туристские центры России» и «Развитие туристско-рекреационного комплекса южных районов Российской Федерации» на период 2006-2008 гг.
Цели и задачи программы «Туристические центры России»:
- создание современного туристического продукта, соответствующего требованиям мирового рынка;
- создание опорных туристических центров, позволяющих объединить вокруг них возможности федеральных и региональных органов власти по развитию туризма и решению социально-экономических проблем территорий в целом;
- увеличение потока туристов в эти центры в 2.5 -2.7 раза;
- создание 10-12 опорных туристических центров федерального значения;
- отработка мер и механизмов государственной поддержки развития туризма;
- создание на территориях реализации комплексных проектов привлекательных для инвесторов условий.
В рамках этой программы предполагается рассмотреть как варианты такие проекты:
1. Проект: Ясная Поляна - Куликово поле - Поленово с центром в Ясной Поляне Тульской обл. В настоящее время поток туристов - около 300 тыс. в год, при развитии инфраструктуры (проект имеется) - до 500 тыс. в год.
2. Северные ворота туризма в г. Вологде.
Проект: Кирилово-Печерский монастырь Вологодской обл. с центром в Кирилове. Поток туристов до 100 тыс. в год. Создание инфраструктуры туристи-
ческой индустрии позволит увеличить поток туристов до 200 тыс. в год.
Проект: Великий Устюг Вологодской обл. В настоящее время посещаемость 115 тыс. человек в год.
3. Проект: Великий сибирский тракт. Москва -Екатеринбург - Тюмень - Тобольск с центром развития туризма в Западной Сибири г. Тобольске Тюменской обл. В настоящее время поток туристов в г. Тобольск более 100 тыс. в год, при реализации программы поток туристов вырастет почти в два раза, в том числе иностранных. В рамках этого проекта перспективно развивать подпроект «Чайный путь» с созданием туристско-гостиничного комплекса «Тара» в Омской обл. и «Сибирский тракт» в с. Семилужки Томской обл.
4. Проект: оз. Байкал с созданием туристического центра в г. Иркутске. Реализация этого проекта позволит создать горнолыжный центр в Восточной Сибири и значительно увеличит поток туристов спортивно-познавательного направления. Расширение проекта - посещение туристами двух великих азиатских озер в единый тур «Иркутск - Байкал -Хубсугул (Монголия)».
5. Проект: «Золотое кольцо России». Дальнейшее развитие индустрии туризма (строительство малых гостиниц, инженерной инфраструктуры, причалов для судов и др.) в городах Углич, Дмитров, Кострома, Суздаль и др. позволит туристам познавательного направления иметь возможность останавливаться здесь на более длительный период, что увеличит как поток туристов, так и долю туризма в бюджетах этих городов.
6. Проект: «Куршская коса», Калининградская обл.
7. Проект: «Серебряное кольцо», Ленинградская обл. - С. Петербург - Петрозаводск - Вологда -Псков - В. Новгород - Тихвин - С. Петербург - Ленинградская обл.
8. Проект: развитие экологического туризма Алтайского кр. и Республики Алтай.
9. Проект: Республика Татарстан, г. Свияжск. Создание историко-культурного туристического комплекса «Буян».
10. Проект: «Золотое кольцо Башкортостана». Уфа -Стерлитамак - Салават - Мелеуз - Зилаир - Баймак -Темясово - Белорецк - Уфа.
Историко-культурное направление и водный туризм. Создание информационного центра.
Программа «Развитие туристско-рекреационного комплекса южных районов Российской Федерации» предусматривает:
- создание конкурентоспособного на мировых рынках туристских услуг современного курортнотуристического комплекса на Черноморско-Азовском побережье и Северном Кавказе ;
- развитие туристской и инженерной инфраструктуры, способной существенно повысить инвестиционную привлекательность территорий;
- модернизация существующих и создание новых центров отдыха и лечения граждан;
- создание современных горнолыжных курортов;
- превращение туризма в современную и привлекательную сферу бизнеса;
- отработка мер государственной поддержки развития перспективных территорий (городов) и реализации крупных проектов в сфере туризма;
- отработка механизмов привлечения инвестиций в туристический бизнес и форм частно-государственного партнерства.
В рамках этой программы предусматривается разработка следующих проектов:
1. Модернизация существующих центров отдыха и туризма.
Проект: Центр активного отдыха и развлечений -Геленджик (Краснодарский кр.). Поток туристов до 800 тыс. в год. Создание дополнительной инфраструктуры туристической индустрии позволит увеличить поток туристов до 1 600 тыс. человек в год, в том числе зарубежных - с 10 до 30 тыс. Основные усилия федеральной и региональной власти направлены на модернизацию и реконструкцию инженерной инфраструктуры - водопровод, очистные сооружения, аэропорт.
Проект: Оздоровительно-развлекательный центр -Сочи-Адлер (Краснодарский кр.). Позволит увеличить туристский поток с 1 600 до 2 200 тыс. в год, в том числе зарубежных более чем в два раза. Для решения этих задач необходимо провести реконструкцию водоводов и очистных сооружений.
2. Расширение возможности отдыха в оздоровительных и лечебных центрах.
Проект: Анапа (Краснодарский кр.). В настоящее время поток отдыхающих - около 1 200 тыс. в год, после реализации проекта - до 1 800 тыс. в год.
Для расширения возможности отдыха в оздоровительных и лечебных центрах необходимо строительство новых объектов инженерной инфраструктуры, берегоукрепление и т.д.
Проект: Оздоровительно-познавательный центр активного отдыха - Кисловодск (Ставропольский кр.). В настоящее время посещаемость 162 тыс. человек в год. При реализации проекта увеличение потока туристов до 300 тыс. в год. Основные мероприятия связаны с решением проблем подачи воды.
Проект: Центр отдыха и реабилитации - Кавказские минеральные воды: Пятигорск, Ессентуки, Же-лезноводск (Ставропольский кр.). Увеличение численности отдыхающих ориентировочно в 2 раза, с 200 до 400 тыс. в год.
Для реализации этих проектов необходима реконструкция объектов инженерной инфраструктуры.
3. Создание современных горнолыжных курортов и центров активного отдыха.
Проект: Центр горнолыжного туризма и познавательных маршрутов - Приэльбрусье (Кабардино-Бал-
карская Республика). Проект даст возможность обслуживать до 300 тыс. человек в год. В настоящее время обслуживается 98 тыс.
Для реализации этих проектов необходима реконструкция канатных дорог и объектов энергоснабжения.
Горнолыжный курорт - Домбай (Карачаево-Черкесская Республика). В настоящее время поток туристов около 48 тыс. в год. Предполагается увеличение до 80 тыс.
Для реализации этих проектов необходима реконструкция объектов энергоснабжения и канатной дороги.
Проект: Спортивно-познавательный центр в Туапсинском районе Краснодарского кр. (на базе комплекса «Ямал»). Обеспечение круглогодичной работы и увеличение количества туристов на 25 % в год. Необходима реконструкция водоводов, инженерных и энергетических сетей.
Проект (новый): Горнолыжный курорт - Лаго Наки (Республика Адыгея). В настоящее время посещение -36 тыс. человек в год. Предполагается увеличение туристского потока в республику до 70 тыс.
Проект: Красная Поляна (Краснодарский кр.).
Для увеличения потока туристов с 80 до 180 тыс. необходимо выполнить комплекс мероприятий в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.
Создание туристско-информационного центра.
4. Создание новых центров отдыха и туризма на юге России.
Основные мероприятия связаны с предпроектной подготовкой и разработкой проектов.
5. Мероприятия по созданию условий для повышения инвестиционной привлекательности и содействию в привлечении частного бизнеса для реализации проекта.
Исторические города России как центры по развитию туризма
Для сохранения памятников истории и культуры, своеобразия архитектурного облика исторических городов России, их экономического и социального развития Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов» (20022010 гг.) постановлением № 815 от 26.11. 2001 г
В состав программы входят подпрограммы: «Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга», «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов в условиях экономической реформы», «Сохранение и развитие исторического центра г. Владимира».
Программа разработана в русле действий мирового сообщества, отвечает духу и букве принятых международных документов, к которым присоединилась Россия. Программные мероприятия соответству-
ют действиям, предпринимаемым Российской Федерацией по взятым на себя обязательствам при ратификации международных соглашений, в частности Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 1972 г.), Конвенции Совета Европы об охране архитектурного наследия Европы (г. Гранада, 1985 г.), а также принципам Международной хартии по охране исторических городов (1987 г.).
Процесс возрождения исторической городской среды, памятников истории и культуры, культовых зданий и сооружений находит постоянную поддержку Русской Православной Церкви и других религиозных конфессий.
Сохранение и устойчивое существование такой значимой для национальной экономики и культуры общности, как исторические города, в результате реализации программы приведет к повышению деловой, социальной и строительной активности в масштабах страны. Сохранение уникальных памятников и улучшение качества застройки будут способствовать решению проблемы создания эффективного городского хозяйства, повышению жилищного уровня в условиях реформируемого общества.
Количество исторических городских поселений в Российской Федерации - 478, в них проживает 69.9 млн человек, в том числе малых и средних городов -332, в них проживает 28.5 млн человек.
Все исторические города России разделяются на четыре категории по ценности их архитектурно-градостроительного наследия.
Категория I - исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признание международным сообществом уникального характера и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению.
Категория II - исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер, и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды.
Категория III - исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия.
Категория IV - прочие исторические города.
Значительное количество памятников истории и культуры требует срочной реставрации либо консервации. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждаются в модернизации или реконструкции. Инженерное оборудование, особенно в малых городах, находится на низком уровне. Неудовлетворительное состояние характерно для большинства улиц и дорог. Недостаточно развита социальная инфраструктура.
Комплексная реконструкция и возрождение исторических городов является исключительной по сложности и объему задачей. Ее всеобъемлющее решение не может быть достигнуто ни за пять, ни за десять лет. Осуществление программы позволит определить направление процесса и достичь выполнения первых, самых важных задач. Поэтому в ней закладываются основы дальнейшей градостроительной деятельности в исторических городах, которые определяются как перспективный этап. Этот этап, являясь составной частью непрерывного процесса устойчивого развития поселений, длится 10-15 лет.
В состав комплекса мероприятий по содействию социально-экономическому развитию исторических городов входит и содействие развитию туристической и рекреационной деятельности, в том числе:
- разработка региональных схем развития туризма в приоритетных зонах сосредоточения особенно ценного историко-культурного наследия: «Золотое кольцо России», Москва - Санкт-Петербург («Красная дорога России»), Русский Север, древний Волжский путь, исторические курорты России;
- долевое участие в финансировании опорной сети туристических предприятий, реконструкция и новое строительство в исторических центрах на основе конкурсного отбора представленных бизнес-планов и технико-экономических обоснований конкретных объектов;
- создание системы информационно-рекламной поддержки туристических предприятий, содействие в организации ярмарок (в том числе за рубежом), издание каталогов, специальных журналов и газет;
- содействие возрождению народных художественных промыслов и ремесел, в том числе: создание сети предприятий традиционных народных промыслов и ремесел в исторических центрах городов (лавок-мастерских, салонов, выставок, ярмарок); обеспечение народных художественных промыслов необходимым оборудованием, сырьем и материалами (в том числе импортными); укрепление материально-технической базы традиционных художественных и утилитарных производств, основанных на использовании местных ресурсов.
Для выполнения программы за счет всех источников финансирования по укрупненным показателям необходимо 310 млрд р.
Учитывая реальные возможности выделения средств из различных источников на весь период реализации программы (2002-2010 гг.), предусматривается ее финансирование в объеме 729 млн р.
Важными источниками инвестирования могут стать:
- свободные средства населения, привлекаемые для финансирования инвестиционных проектов, имеющих высокую эффективность в исторических городах;
- средства промышленных предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности;
- иностранные кредиты и инвестиции.
В рамках общей инвестиционной политики в исторических городах приоритетом должны пользоваться объекты, позволяющие получить отдачу в более короткие сроки с последующим использованием средств на расширение фронта работ.
Реализация программы позволит получить многосторонний социально-экономический эффект и будет иметь позитивные последствия во многих сферах жизни страны.
Программа обеспечивает не только сохранение, но и восстановление уникальных памятников истории и культуры, градостроительных ансамблей и окружающего их исторического ландшафта, расположенных в каждом третьем городе России.
Программой предусматривается существенное развитие в городах туристических и рекреационных функций, позволяющих многократно расширить масштабы посещений и пребывания как отечественных, так и зарубежных граждан (прирост составит до 1500 тыс. в год). Это особенно важно в условиях, когда многие традиционные центры отдыха, туризма и санаторного лечения оказались за пределами России и стали недоступны большинству ее населения.
Создание и развитие объектов туристической и рекреационной базы и сферы услуг позволит получить прямой экономический эффект в связи с тем, что окупаемость большинства объектов, особенно туристической инфраструктуры, составляет от 2 до 6 лет.
В связи с реализацией программных мероприятий значительно улучшится не вполне благополучная экологическая обстановка, характерная в настоящее время для крупных исторических городов.
Реализация программы позволит также заметно повысить уровень социально-экономического развития каждого города, в том числе усилить социальную направленность экономики, обеспечить общий рост занятости населения.
Важным результатом реализации программы станет повышение экономической самостоятельности преобладающей части исторических городов, переход их на самофинансирование. Это позволит существенно снизить в перспективе финансовую нагрузку на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
Программа создает условия для дополнительной капитализации реконструированных, отреставрированных и новых зданий жилого, социально-культурного и административно-делового назначения в объеме 80-210 млн р.
Ожидается рост притока инвестиций в объеме 150-170 млн р.
Экологические мероприятия по оздоровлению городской среды позволят предотвратить экономический ущерб в размере около 7 млн р.
Появление в дальнейшем возможности значительного увеличения затрат на достижение целей
сохранения и развития архитектуры исторических городов обещает получение еще более внушительных экономических и социальных результатов. Согласно данным бизнес-плана, превышение дополнительных поступлений над затратами в этом случае может составить 4-6 млрд р.
Программа заложит основы устойчивого развития городов. Повышение устойчивости будет способствовать расширению сферы предложения труда, улучшение социально-демографической структуры населения, совершенствование планировочной организации территории и снижение экологической напряженности.
На первом этапе реализации подпрограммы преимущество было отдано объектам, работы по которым были направлены на следующее:
- возрождение комплексов музеев-заповедников в городах Александрове Владимирской обл., Дмитрове Московской обл., Свияжске Республики Татарстан, Черняховске Калининградской обл., Ростове Великом Ярославской обл., Избор-ске Псковской обл.;
- возрождение ансамблей домов и усадеб в городах Муроме Владимирской обл., Кологриве Костромской обл.;
- реконструкцию исторических зданий под гостиницы для развития туризма в городах Александрове Владимирской обл., Вольске Саратовской обл., Галиче Костромской обл.;
- возрождение культовых сооружений, реконструкцию соборов и храмов в городах Валдае и Старой Руссе Новгородской обл., Вязьме Смоленской обл., пос. Елизарово Псковской обл. и т.д.;
- реконструкцию исторических зданий под музейные комплексы в городах Пугачеве Саратовской обл., Тобольске Тюменской обл. и т.д.;
- реконструкцию исторических зданий под центры культуры в городе Бугульме Республики Татарстан;
- реконструкцию исторических зданий - памятников архитектуры и истории в городах Грай-вороне Белгородской обл., Козьмодемьянске Республики Марий Эл, Угличе Ярославской обл.;
- реконструкцию комплексов инженерного искусства в г. Шлиссербурге Ленинградской обл.;
- возрождение народных промыслов, торговых рядов в городах Старой Руссе и Сольцах Новгородской обл., Городце Нижегородской обл., Ялуторовске Тюменской обл., Тутаеве Ярославской обл., Чаплыгине Липецкой обл., Кяхте Республики Бурятия, Мариинском Посаде Чувашской Республики.
Оказание поддержки реализации программы из федерального бюджета стимулирует инициативу на местах, привлекая значительные суммы из региональных бюджетов и внебюджетных источников финансирования, например:
- в г. Вязники «Ансамбль “Усадьба фабриканта Сенькова С.И.” - памятник архитектуры XIX века (проектно-изыскательские работы, реконструкция под гостиницу)» - из бюджета Владимирской обл. выделено 2.0 млн р.;
- в г. Кологрив «Здания Чижовского училища
- памятник архитектуры XIX века (проектно-изыскательские работы, реконструкция туристического комплекса)» - из бюджета Костромской обл. выделено 1.4 млн р.;
- в г. Углич «Дом купца Евреинова - XIX век (реконструкция)» - из местного бюджета выделено 5.3 млн р.
В 2004 г. в рамках подпрограммы было предусмотрено финансирование 62 объектов в объеме 101.6 млн р.
В ходе реализации подпрограммы в 2004 г. было введено 6 объектов в Белгородской, Липецкой, Московской, Смоленской областях и Республике Марий Эл, в том числе наиболее значимый - комплекс зданий музея-заповедника «Дмитровский кремль», г. Дмитров, Московская обл.
Из прочих объектов необходимо выделить реконструкцию Большого Успенского монастыря, г. Тихвин, Ленинградская обл.
Реализация вышеназванных программ позволит увеличить поступления в бюджеты всех уровней, в том числе валютных. Создаст условия для привлечения инвестиций в туристско-рекреационный комплекс не менее чем на 25-30 % ежегодно, обеспечит создание новых рабочих мест.