РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 351.338.481.32
ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ
КЛАСТЕРОВ 1
FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE OF TOURIST CLUSTER
DEVELOPMENT
С.К. Волков S.K.Volkov
Волгоградский государственный технический университет, Россия, 400005, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 28
Volgograd State Technical University, Lenin Avenue, 28, Volgograd, 400005, Russia
E-mail: ambiente2@rambler.ru
Аннотация. В статье изучен и обобщен зарубежный и отечественный опыт развития туристических кластеров. В ходе исследования была проведена оценка развития индустрии туризма ряда стран, таких как ЮАР и Турция. Особое внимание автор статьи уделил вопросу значительного влияния создания локального туристского кластера на осознание социально-экономической значимости данных регионов.
Единственный туристический кластер на территории России (объекты Зимней олимпиады в Сочи) значительно отличается от специфики кластерных образований других стран. По мнению автора, наиболее перспективными в будущем будут являться проекты, реализуемые на территории республики Татарстан, Самарской области и проект создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея. Решение задач по развитию туристско-рекреационного комплекса планируется осуществить посредством комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров, которые станут точками роста развития региона, межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. Таким образом, в статье подчеркивается, что в туристической индустрии России практически отсутствуют механизмы реализации кластеризации исследуемой отрасли.
Автором доказано позитивное влияние кластерных форм на развитие туристско-рекреационного комплекса территорий. Делается вывод о недостаточной разработанности методологической и инструментальной база кластерной политики, что значительно затрудняет внедрение практических механизмов реализации кластерных инициатив в российских регионах. Дефицит эмпирических примеров успешных и неудачных проектов в области реализации кластерных инициатив затрудняет эффективное развитие туристской сферы не только отдельных регионов, но всей страны в целом.
Resume. The paper studied and generalized foreign and domestic experience in the development of tourism clusters. The study assessed the development of the tourism industry in several countries, such as South Africa and Turkey. Particular attention is paid to the issue of the author creating a significant impact on the local tourism cluster awareness of the socio-economic importance of these regions.
The only tourist cluster in the territory of Russia (the objects of the Winter Olympics in Sochi) is significantly different from the specificity of cluster formations in other countries. The author believes that the most promising future projects will be implemented in the territory of the Republic of Tatarstan, the Samara region and the project of creating a tourist cluster in the North Caucasus Federal District, Krasnodar Territory and the Republic of Adygea. Meeting the challenges for the development of tourist and recreational complex to be implemented by means of the integrated development of tourism, and supporting infrastructure of tourism and recreation clusters that become points of growth of the region, inter-regional relations, intensifying around itself the development of small and medium-sized businesses. Thus, the article stresses that the tourist industry in Russia virtually no mechanisms for the implementation of clustering the studied industry.
The author demonstrated a positive impact on the development of the cluster forms of tourist-recreational complex. The conclusion of the inadequate development of a methodological and instrumental framework of cluster policy, which greatly complicates the implementation of practical mechanisms for the implementation of cluster
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-12-34004
initiatives in the Russian regions. Deficiency of empirical examples of successful and unsuccessful projects in the implementation of cluster initiatives hinders the effective development of tourist areas, not only of individual regions, but the whole country.
Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, туристический кластер, региональное развитие, маркетинг в туризме.
Key words: tourist and recreational complex, a tourist cluster, regional development, marketing in tourism.
Введение
Согласно данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council), начиная с 2005 года туризм стал крупнейшим сектором сферы услуг в мире, что составляет 6,8 процента от мирового ВВП. Для многих регионов туризм является главным источником существования. Особое значение данная отрасль приобретает для развития слабых дотационных территорий. Так, рост сельского и экологического туризма позволяют стимулировать жизнедеятельность небольших поселков, деревень. Индустрия туризма позволяет создать рабочие места гораздо быстрее и легче, чем другие отрасли региональной экономики. Несмотря на значительные риски, связанные с сезонность спроса, сроки окупаемости создаваемых туристических объектов уменьшаются, а доходы увеличиваются благодаря огромному интересу иностранных туристов к нашей стране. Развитие туризма создает отличные предпосылки сбалансированному развитию всей территории.
Федеральные и региональные власти России обеспокоены проблемой выработки механизмов для комплексного и эффективного развития индустрий туризма, в первую очередь на региональном и муниципальном уровнях. В международной практике накоплен большой опыт развития регионального туризма на основе кластерного подхода. Подробней рассмотрим мировую практику применения кластерного подхода к организации туристской деятельности.
Зарубежный опыт развития туристских кластеров
Показателен опыт ЮАР, где органы государственной власти и местного самоуправления проводили кластерную политику в сфере туризма по трем основным направлениям:
1) содействие институциональному развитию туристских кластеров с помощью привлечения международной консалтинговой фирмы и создания специализированной Управляющей группы, определения стратегических направлений развития кластеров и плана действий, налаживания информационного взаимодействия между участниками кластеров в ходе серии семинаров, консультаций, рабочих встреч;
2) развитие механизмов поддержки кластерных проектов, включая содействие модернизации турпродуктов, их продвижению на рынке, а также привлечению инвестиций;
3) формирование благоприятных условий развития туристских кластеров путем поддержки профессионального образования и обеспечения безопасности.
Индустрия туризма в ЮАР начала развиваться недавно, с падением режима апартеида. После демократических выборов 1994 г. международные туристские прибытия в страну стали стремительно расти. По данным Всемирной туристской организации, с 1998 по 2012 г. их число увеличилось почти в 2 раза, с 5,9 млн. до 9,2 млн. человек [27, c. 11]. ЮАР превратилась в перспективное туристское направление. Однако в конце 90-х годов рыночная конъюнктура ухудшилась: рост числа международных туристских прибытий прекратился. Перед угрозой потери туристских рынков государство и частный сектор перешли к стратегии партнерства и выступили с совместной инициативой создания туристских кластеров, которые рассматривались как один из инструментов повышения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке. Было принято решение об образовании одного кластера на национальном уровне, двух тематических и четырех локальных кластеров.
На национальном уровне процесс кластерообразования вылился в создание хорошо продуманной структуры. Он протекал под контролем со стороны представителей бизнеса, государства и трудовых коллективов, вошедших в состав Управляющей группы (рис. 1). Для выполнения консалтинговых работ был создан международный консорциум (ТСС), объединивший несколько специализированных фирм из Южной Африки, Новой Зеландии и Америки. Он финансировался из средств государственного бюджета. Цель проекта состояла в том, чтобы задать вектор развития индустрии туризма как источника поступлений и генератора рабочих мест в стране на основе сотрудничества всех заинтересованных сил. В дальнейшем они должны были самостоятельно разворачивать начатое дело.
На локальном уровне, где наиболее ощутимы социально-экономические последствия туризма, инициативы создания туристских кластеров особенно важны. Как показывает международный опыт, на местах индустрия туризма обычно обрастает широкими связями, формальными и неформальными, в большей или меньшей степени основанными на доверии и диалоге.
Заинтересованные -Mi Irl
Правитель- Трудовые Деловые
ство коллективы круги
Местное сообществ
Национальная группа в сфере туризма
Местные пилотные проекты Тематические пилотные проекты
Ксй.шча
Рис. 1. Южно-Африканская модель создания туристского кластера Источник: по материалам [1] Fig. 1. The South African model of creation of tourist cluster
Одно из наиболее сильных и сплоченных сообществ сложилось в районе Кейлича (Khayelitsha), расположенном недалеко от Кейптауна - старейшего города ЮАР и крупного международного туристского центра. Этот район был выбран в качестве полигона для создания одного из четырех локальных туристских кластеров. Неразвитая индустрия туризма, обостряющаяся конкуренция со стороны других туристских районов страны, напряженная криминогенная обстановка - такими были стартовые условия для формирования туристского кластера в Кейличе. Инициатива его создания исходила от туристской администрации Капской провинции, оказавшей финансовую поддержку начинанию, и муниципалитета Тайге (Tyger). Работа строилась в несколько этапов (рис. 2). Одним из первых шагов было образование в Кейличе Управляющей группы из представителей разных заинтересованных организаций. В ходе проведенной ею серии семинаров, консультаций, рабочих встреч с широким кругом участников, начиная с местных жителей и работников туриндустрии до политических деятелей и министра туризма ЮАР, был выработан план действий по четырем стратегическим направлениям -подготовка кадров, маркетинг и обеспечение безопасности. Активную роль на данном этапе играли члены международного консорциума ТСС, которые оказывали консалтинговые услуги. Однако это не означало, что инициатива создания кластера сводилась к реализации плана, предложенного консультантами. Напротив, она исходила снизу, все заинтересованные силы сообща на месте вырабатывали стратегию развития при всемерной поддержке процесса принятия решений сверху.
Многое из того, что препятствовало развитию индустрии туризма в ЮАР в середине 1990-х годов, было частично или полностью преодолено в процессе кластерообразования. И хотя рост туризма оказался ниже ожидаемого, в стране пришло осознание его социально-экономической значимости.
Особый интерес, как представляется автору данного исследования, вызывает опыт развития турецкой туристской отрасли. На данный момент, в Турции существует 7 эффективно функционирующих туристских кластера: Султанахмет (Sultanahmet), Кушадасы (Kusadasi), Мармарис (Marmaris), Фетхие (Fethiye), Таксим (Taksim), Каппадокия (Cappodoccia) и Анталия (Antalya). Все выше обозначенные туристские кластеры, кроме Султанахмет и Каппадокия,
сформированы на базе пляжного туризма. Наиболее популярным и эффективным является Анталия. Следует особо заметить, что пляжные туристские кластеры формировались на основе системы комплексного обсаживания «Все включено», которая стала маркетинговой составляющей стратегии управления национальным турпродуктом [5].
ГА кср и jener воише
стратегии решили, Утверждение
н i нгппущилюацш плат дейиий
инициативы «йдйннл кластера
Рис. 2. Этапы создания локального туристского кластера в Кейличе Источник: по материалам [1] Fig. 2. The stages of creating the local tourist cluster in Caliche
Доходы, полученные Турцией от туризма, составили в 2012 году 25,7 млн. долларов, а число туристов увеличилось с 9,75 млн. человек в 1998 году до 35,7 млн. человек в 2012 году [27, c. 12]. Все это стало возможным в большей степени из-за массового внедрения системы «Все включено» в повседневную туристскую жизнь турецкой экономики. Но не стоить думать, что внедрение и массовое использование данной системы автоматически ведет к увеличению потока туристов в регион, а как следствие и росту доходов от туристского сектора. Турецкий феномен может служить ярким примером того, как следует развивать и продвигать на внешний туристский рынок туристский потенциал своей страны. Сегодня Турция входит в десятку самых посещаемых дестинаций мира.
С середины 1980-х годов турецкое правительство начинает реализовывать программу развития туристского сектора страны. Основой данной программы является концепция развития туризма на длительную перспективу, в основу которой были положены следующие приоритеты:
- создание крупных государственных инвестиционных программ развития туризма;
- общенациональная реклама турецких курортов;
- государственный контроль за освоением туристских территорий, в том числе экологический мониторинг;
- доступность отдыха для широкого круга потребителей;
- комплексность и полнота туристского продукта — 80% отелей Турции работают по принципу «Все включено»;
- активное участие Национальной туристской администрации (НТА) в развитии и продвижении национального турпродукта;
- масштабная деятельность по завоеванию новых сегментов туристского рынка [4, c. 26].
Для решения поставленных задач правительство Турции использовала теоретические
положения о полюсах развития. Полюсами роста выступают центры экономического пространства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей хозяйства, они фактически становятся «точками роста» и полюсами притяжения факторов производства. В качестве таких «точек роста» в турецком случае выступали конкретные территории, которые являлись источниками инноваций и прогресса. Такой «точкой роста» стал турецкий курорт Анталья, с развития которого Турция начала осваивать туристский рынок Средиземноморья. Развитие Антальи было сопряжено со значительными финансовыми вложениями, что позволило создать современную туристскую инфраструктуру. Были построены комфортабельные отели, которые обеспечивали высокий уровень обслуживания. Кроме всего прочего, в качестве главного фактора успешного развития курорта Анталья было грамотное позиционирование последнего как туристской территории, предлагающей туристские продукты для массового потребителя, что позволило создать благоприятный имидж всего региона [4, c. 26-27].
Именно благодаря хорошо продуманной комплексной политики государства в сфере туризма, Турции удалось стать абсолютным лидером на туристском рынке Средиземноморья. Сегодня правительство Турции в лице Национальной туристской ассоциации проводит масштабную рекламную компанию, выделяя огромные средства для продвижения национального
туристского продукта. «В 2002 году с марта по декабрь на рекламу и продвижение национального турецкого турпродукта было выделено 7 млн. долларов. Кроме того 1,2 млн. дол. было направлено на поддержку туроператоров, имеющих собственные чартерные программы на турецком направлении» [4, с. 27-28].
Таким образом, мы можем убедиться в том, что лидирующие позиции Турции в сегменте пляжного отдыха не случайны, а вполне закономерны. Ежегодно миллионы туристов со всего мира выбирают турецкие курорты в качестве места своего отдыха. Немаловажное значение в процессе выбора места отдыха для современного туриста играет наличие в выбранной им дестинации отелей, работающих по системе «Все включено». Так, согласно проведенным Oger Tours опросам, наличие отелей с системой «Все включено» является главной причиной, почему немецкие туристы выбирают Турцию в качестве места для отдыха. Было опрошено 90 000 немецких туристов находящихся на отдыхе в Турции, из них 85% сказали, что они выбрали Турцию по причине наличия отелей работающих по системе «Все включено» [5]. Согласно другому опросу, проведенному среди американских туристов, 52% опрошенных сказали, что предпочитают проводить свой отпуск в отелях работающих по системе «Все включено» [3]. Таким образом, концепция «Все включено» является фактором, способствующим увеличению потока туристов в пляжном сегменте туристского рынка.
Зарубежный опыт создания и функционирования туристских кластеров заслуживает внимания, обобщения и творческого применения в российских условиях. Однако, на современном этапе развития отечественной туристской отрасли, создание и развитие туристских кластеров носит преимущественно декларативный характер. В российской туриндустрии практически отсутствуют реальные механизмы реализации кластерного подхода к формированию туристской деятельности. Остановимся и проанализируем наиболее яркие и перспективные направления деятельности по кластеризации региональных индустрий туризма в регионах России.
Российский опыт развития туристских кластеров
В настоящее время автор данного исследования может выделить единственный действующий кластер на территории России - Горный и Прибрежный кластеры объектов Зимней Олимпиады в Сочи. Хотя, справедливости ради, стоит сражу же оговориться, что данные кластеры не являются чисто туристскими, а поэтому их рассмотрение и анализ носит описательный характер, так как их специфика (цель, участник, механизмы взаимодействия и пр.) сильно отличается от специфики описанных выше туристских кластерных образований.
Олимпийские объекты Сочи 2014 сформированы в два кластера - Прибрежный и Горный.
Прибрежный кластер расположен в Адлерском районе города Сочи, Горный - в районе поселка Красная Поляна.
Олимпийский парк в Прибрежном кластере объединил спортивные объекты, парковую зону и объекты инфраструктуры. Впервые в истории Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр все ледовые арены находятся в шаговой доступности друг от друга. Одновременно в парке может находиться около 75 тыс. посетителей.
Олимпийский парк — один из главных объектов будущей Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. На территории Олимпийского парка будут расположены главные спортивные сооружения, постройка которых осуществляется в рамках подготовки к проведению Зимней Олимпиады 2014 года. Представляет собой прибрежный кластер будущих олимпийских объектов. Расположен на территории Адлера, Имеретинской низменности, на берегу Черного моря.
Прибрежный и Горный кластеры связаны между собой новой совмещенной автомобильной и железной дорогой, которая соединяет их с новым терминалом аэропорта и ключевыми железнодорожными вокзальными комплексами региона.
Организация и проведение Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи стали, по мнению ряда экспертов, наиболее масштабным (дорогостоящим) социально-экономическим проектом в истории современной России. Так, в апреле 2013 года Владимир Путин в ходе «прямой линии» назвал следующие цифры: федеральному бюджету Олимпиада обходится в 99 млрд. рублей, привлеченные средства — порядка 144 млрд., то есть всего около 243 млрд. рублей. В эти суммы, по словам президента, вошли две медиадеревни, 14 спортивных объектов и 22 объекта обеспечения [13]. Мы не будем обсуждать теневую сторону данного мегапроекта, хотя, по мнению ряда отечественных и зарубежных экспертов и аналитиков, неофициальные расходы на организацию и проведение Игр значительно превышают официальные данные. Значение Олимпийских игр для имиджа страны трудно переоценить, так как они способствовали повышению уровня лояльности со стороны не только жителей России, но и со стороны международного сообщества. Кроме того, можно выделить следующие положительные моменты:
1. Приток инвестиций. В настоящее время в Краснодарском крае реализуется 225 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью свыше 941 млрд. руб. со сроками
выполнения до 2025 года. Налоговые поступления во все уровни бюджета оцениваются в 60,1 млрд. руб.
2. Развитие инфраструктуры. Олимпийские игры всегда оказывают положительное влияние на инфраструктурную сеть принимающего региона — гостиницы, спортивные объекты, автомобильные и железные дороги. Зимняя олимпиада 2014 года не стала исключением: в 2013 году Краснодарский край занял второе место в стране по объему ввода недвижимости. Кроме того, в процессе подготовки к играм в Сочи было построено около 350 км новых дорог и мостов.
3. Рост занятости населения. За несколько лет в Сочи было создано 560 тыс. новых рабочих мест. В 2013 году в городе был зарегистрирован самый низкий уровень безработицы в России — всего 0,17%.
4. Развитие мелкого и среднего предпринимательства. Выпуск продукции с символикой сочинской Олимпиады стал самым масштабным за всю историю Олимпийских игр. Выпущено около 5 тыс. наименований сувениров — от спортивной одежды до монет, марок и даже товаров для домашних животных. Продажи мягких игрушек в виде талисманов игр превысили 3,6 млн. экземпляров. Общая выручка от олимпийской розницы, полученная компаниями-лицензиатами, составляет более 500 млн. долларов.
5. Развитием зимних видов спорта в России. После проведения Олимпийских и Паралимпийских игр остается мощная, современная техническая база на уровне ведущих стран мира, которые в дальнейшем будут, надеемся, использоваться российскими спортсменами [2].
Однако, это пока единственный реализованный кластерный проект в сфере туризма (хотя и не в чистом его виде). В тоже время большое число проектов по развитию региональных туристских отраслей на основе кластерного подхода находятся на стадии реализации. Наиболее масштабные и перспективные, на наш взгляд являются проекты, реализуемые на территории республики Татарстан, Самарской области и проект создания туристического кластера в СевероКавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея. Подробней остановимся на этих программах развития туристских кластеров.
Развитие туристско-рекреационного комплекса республики Татарстан осуществляется в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2013-2016 годы». Целью Программы является повышение конкурентоспособности туристского комплекса Республики Татарстан на российском и международном туристских рынках на базе эффективного использования развивающейся инфраструктуры туризма, а также культурно-исторического, природного потенциала и потенциала событийного туризма республики.
Решение задач по развитию туристско-рекреационного комплекса Республики Татарстан планируется осуществить посредством комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров, которые станут точками роста развития региона, межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. Структурообразующими элементами Программы являются туристско-рекреационные кластеры «Казань», «Древний город Болгар», «Остров-град Свияжск», «Свияга-Лэнд», «Берега Елабуги», туристско-оздоровительный парк «Камские Поляны» (2 кластера), «Новая Тура», в рамках которых на отдельных территориях региона будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков, а также оказывающей мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей экономики.
Разработка проекта развития туристско-рекреационной зоны "Свияжск" связана с формированием туристского "ядра" (о. Свияжск) в соответствии с Основными направлениями концепции социально-экономического, экологического и архитектурно-художественного возрождения Свияжска как исторического малого города, включая создание локальных причальных площадок для маломерных судов, двух сервисных зон приема туристов (экскурсантов) по маршрутам автомобильного и водного транспорта с объектами питания и бытового назначения, стилизованными торговыми рядами для продажи сувенирной продукции, изделий народных промыслов и ремесел, туристско-информационным обслуживанием, площадкой для отдыха и ожидания; обустройство кольцевой туристской тропы со смотровыми площадками; организацию детского городка по мотивам сказок А.С. Пушкина, интерактивных ремесленных мастерских, площадки для событийных мероприятий, включая мероприятия исторической реконструкции.
Разработка проекта развития туристско-рекреационного кластера "Болгар" предполагает формирование туристского "ядра" (Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник), предусматривающим ряд мероприятий по созданию условий для развития данного объекта, и туристского кластера, включающего, кроме музея-заповедника, г. Болгар и береговую линию. Данный кластер предусматривает создание двух сервисных зон приема туристов по маршрутам:
- круизного и пассажирского водного транспорта со строительством причала, организацией пляжной инфраструктуры, базой проката инвентаря и оборудования, станцией маломерных прогулочных судов, площадками приема гостей, отдыха и ожидания, в т.ч. детскими спортивно-рекреационными, организацией мест рыбной ловли, смотровых площадок в береговом рельефе, объектов питания и бытового назначения, стилизованных торговых рядов для продажи сувенирной продукции, изделий народных промыслов и ремесел, туристско-информационного обслуживания;
- автомобильного транспорта с организацией оборудованного кемпинга, включая туристско-информационное обслуживание и сервисный центр, охраняемой стоянки.
Для многодневного пребывания туристов - создание гостевых домов (домов местных жителей, приспособленных для приема туристов), развитие инфраструктуры гостиницы "Регина" (увеличение мест размещения, создание специальных программ для туристов, в т.ч. конных, водных, экологических и других).
Организацию специальной площадки для фестивально-зрелищного направления событийного туризма (проведения массовых национальных, этнических праздников, мероприятий исторической реконструкции народов, входивших в состав территории Волжской Булгарии, включая международный фестиваль с участием народов Республики Болгарии, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Чувашия, Ульяновской, Самарской, Пензенской и других областей).
Разработка проекта развития туристско-рекреационного кластера "Казань" предполагает создание "ядра" в г. Казани с использованием и дальнейшим развитием объектов размещения, питания, торговли, туристского показа, информационного обслуживания туристов в соответствии с рекомендациями мастер-плана, подготовленного консалтинговой компанией ТМ1 (Великобритания), в части расходов бюджета Республики Татарстан, а также созданием инфраструктуры специальных маршрутов для туристов: пешеходного по центру г. Казани вдоль р. Казанки (проект "Исторический бульвар") и раскрытием темы Зиланта и Адмиралтейства (продолжение проекта "Исторический бульвар" до Зилантова монастыря), выходного дня с использованием площадок Международного конно-спортивного комплекса "Казань" и ОАО "Казанская ярмарка" для фестивально-зрелищного направления событийного туризма, а также этнического туризма (проект "Город мастеров").
Мероприятия по развитию туристских кластеров прилегающих к г. Казани территорий, расширяющих диапазон туристских услуг и время пребывания туристов на территории туристско-рекреационной зоны, предполагается осуществлять по следующим направлениям:
- этнический, экологический, спортивный, экстремальный туризм с созданием на базе Иске-Казанского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника этнопарка "Иске-Казан", использованием возможностей автодрома и туристского комплекса "Дубаи" и других туристских баз и оздоровительных лагерей для реализации различных туристских программ в Высокогорском муниципальном районе;
- культурно-познавательный, экологический, рыболовный и спортивный туризм с созданием туристской инфраструктуры в с. Новый Кырлай (музейный комплекс Г.Тукая), туристского полигона, использованием и развитием рыболовной базы в Арском муниципальном районе;
- культурно-познавательный, экологический, этнический, событийный, рыболовный, сельский туризм на основе имеющихся объектов культурно-исторического показа и элементов этнической культуры, инфраструктуры проведения народного праздника "Каравон", специально оборудованных домов сельских жителей для размещения туристов, создания туристских баз и кемпингов в Лаишевском муниципальном районе;
- культурно-познавательный, экологический, экстремальный туризм с использованием музея-усадьбы в с. Ленино-Кокушкино и других музеев, созданием турбазы на р. Ушня и кемпинга на берегу р. Меши в Пестречинском муниципальном районе.
Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы с учетом средств по плану капитальных вложений, финансируемых из республиканского и федерального бюджетов составляет 22956,53 млн. рублей (из них, предполагаемые средства федерального бюджета -5542,5 млн. рублей; средства бюджета Республики Татарстан - 1453,25 млн. рублей; средства муниципальных бюджетов - 5,9 млн. рублей; внебюджетные источники 15954,88 млн. рублей). Как мы видим, предполагается активная работа по привлечению инвестиций (как отечественных, так и иностранных) для реализации предложенных мероприятий, что дает основание предположить, что планируется реализация проектов ГЧП.
Одним из пионеров реализации кластерной политики в России считается Самарская область. Кластерный подход положен в основу Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2020 года, утвержденной в 2006 году. Потенциал для формирования кластеров заложен в наиболее конкурентоспособных секторах специализации производства области - это автомобилестроительный, нефтехимический, авиационно-космический,
транспортно-логистический, а также в сфере жизнеобеспечения и благополучия человека -туристско-рекреационный кластер, кластер медицинских технологий.
Реализация проектов по созданию туристского кластера на территории Самарской области проводится в рамках Областной целевой программы «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2011-2014 гг. Целью Программы является развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области, диверсификация и усиление преимуществ туристского продукта Самарской области. Интересен тот факт, что данная Программа является первой и пока единственной в практике регионального развития туристско-рекреационного комплекса, которая нацелена на развитие именно кластера, а не просто туристской отрасли.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129, развитие рекреационно-туристского сервиса является одним из приоритетных направлений устойчивого развития Самарской области как современного развивающегося центра.
Туристско-рекреационный кластер в Самарской области в настоящее время представляет собой систему со средним уровнем экономического развития. Туристская инфраструктура области представлена достаточно широко: свыше 100 гостиниц, более 40 санаториев, 122 базы отдыха, 74 детских оздоровительных лагеря. Наличие в области памятников природы (580 объектов), истории (3636 объектов), религиозных объектов, а также значительных культурно-рекреационных возможностей является хорошей предпосылкой для создания востребованных туристских программ. Потенциальной туристской привлекательностью обладает национальный парк "Самарская Лука" и один из старейших природных заповедников - Жигулевский государственный природный заповедник им. И.И. Спрыгина, - где созданы и функционируют две охраняемые природные зоны с богатым природным и культурно-историческим наследием.
Туристско-рекреационные ресурсы Самарской области включают следующие объекты и территории.
В Самарской области сформирована сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения, в которую входят Жигулевский государственный природный заповедник им. И.И. Спрыгина площадью 23,157 тыс. га, Национальный парк «Самарская Лука» площадью 127,186 тыс. га (оба входят в Средне-Волжский комплексный биосферный резерват ЮНЕСКО), Национальный парк «Бузулукский бор» площадью 51,288 тыс. га и 11 памятников природы: Малоусинские нагорные сосняки и дубравы, Рачейская тайга, Шиланские генковские полосы, Подбельские пойменные дубравы, Малокинельские нагорные дубравы, Мочалеевские нагорные дубравы, Ятмановские широколиственные леса, Похвистневские пригородные дубравы, Абдулзаводская дубрава, Иргизская пойма, Климовские нагорные дубравы. Кроме того, в области создано более 200 ООПТ регионального значения. Общая площадь ООПТ Самарской области составляет 240 тыс. га, или 4,5% от общей площади региона.
Помимо этого в области имеются такие рекреационные ресурсы, как Сергиевские минеральные воды, грязевые источники в Исаклинском районе.
В ноябре 2010 года распоряжением Правительства РФ в целях организации территории национального парка «Бузулукский бор» более 50 тысяч гектаров земель лесного фонда Самарской области приобрели статус земель особо охраняемых природных территорий.
Ожидаемое экспертами формирование туристского кольца всероссийского и международного значения «Великая Волга» на базе реализации крупных инвестиционных проектов в туристско-рекреационный сфере может дать новый импульс развитию туризма в Самарской области. Участниками этого проекта станут все субъекты Российской Федерации, по территории которых протекают реки Волга и Кама. На территории Приволжского федерального округа наиболее значимыми звеньями туристского кольца станут крупнейшие города, в том числе Самара.
Общий объем финансирования предполагаемых мероприятий составляет 204897 тыс. рублей. Все расходы планируется покрыть исключительно из средств областного бюджета. Кроме того, региональные власти проводят активную информационно-пропагандистскую работу по привлечению частных инвестиций. Департаментом туризма Самарской области совместно с предпринимательскими структурами разработан инвестиционный паспорт в сфере туризма и гостеприимства региона. Проводится активная маркетинговая кампания по продвижению областного туристского продукта на российском и мировом рынках.
Наиболее масштабным и прогрессивным является проект создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея. Данный кластер был одобрен на федеральном уровне, а основные положения его реализации закреплены Постановлением Правительства № 833 от 14.10.2010 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея».
В соответствии с концепцией «создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» созданы 6 особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской
Республики; Апшеронского района Краснодарского края; Майкопского района Республики Адыгея; Черекского, Чегемского и Эльбрусского районов Кабардино-Балкарской Республики; Алагирского и Ирафского районов Республики Северная Осетия - Алания; Хунзахского района Республики Дагестан.
ОАО «Особые экономические зоны», ГК «Внешэкономбанк» и ОАО «Сбербанк России» выступили учредителями и зарегистрировали 2 декабря 2010 г. ОАО «Курорты Северного Кавказа», которое является куратором проекта.
Проект осуществляется на условиях частно-государственного партнерства и предусматривает строительство к 2020 г. пяти горнолыжных курортов с современной транспортной, инженерной и социальной инфраструктурой в интересах всех субъектов Северного Кавказа, в т.ч. с целью создания порядка 160 тысяч рабочих мест (а при полной реализации потенциала, по предварительным оценкам экспертов — до 320 000). Общая площадь курортов составит 4 тысячи гектаров, а бюджет проекта - 451,44 миллиарда рублей, из них 272 миллиарда -средства институциональных инвесторов, 119,28 миллиарда - частные инвестиции и кредиты банков. Объем госинвестиций должен составить около 60 миллиардов рублей.
Ожидается, что к 2020 г. местные курорты смогут принимать до 10 миллионов туристов в год. Пропускная способность горнолыжных трасс составит 150 тысяч человек в день, а гостиницы -от пятизвездных люкс до молодежных экономкласса - обеспечат до 90 тысяч мест. Планируется, что средняя стоимость проживания составит от 50 долларов (1500 рублей) за ночь, в то время как стоимость услуг горнолыжных комплексов ski-pass - не более 20-30 долларов в день.
Реализация проекта горно-рекреационного кластера предусматривает привлечение инвестиций для реконструкции, модернизации и строительства объектов коммуникаций и инфраструктуры, прилегающих к курортным территориям. Сюда относится:
- электроснабжение (подстанции, линии электропередач);
- водоснабжение и канализация;
- газоснабжение (газораспределительные станции, внутренние сети);
- магистральные оптико-волоконные каналы связи;
- школы, больницы, детские сады и другие объекты социального назначения.
Планируется, что часть объектов в рамках проекта будет построена за счет
государственного финансирования, в том числе из средств бюджетов федеральных целевых программ «Юг России (2008-2012 годы)» и «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Также предполагается привлечь ресурсы Инвестиционного фонда РФ и средства, освободившиеся в ходе корректировки ряда инвестиционных программ.
Особое внимание будет уделено формированию благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов за счет кредитной поддержки государственных банков, политики таможенных и налоговых льгот, придания территориям статуса ОЭЗ в соответствии с Федеральным Законом РФ от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Презентация проекта состоялась на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в июне 2010 г. В рамках ПМЭФ подписаны меморандумы о заинтересованности с CreditSuisse, DeutscheBank и Doppelmayr/GaraventaGroup. Проект был также представлен на Международном инвестиционном форуме в Сочи (2010 г.), Всемирной выставке «Экспо-2010» в Шанхае, «Российско-Азиатском инвестиционном форуме» в Гонконге, «Euro finance week» во Франкфурте-на-Майне, Бахрейнском экономическом форуме.
В настоящее время ведутся переговоры об условиях сотрудничества с потенциальными инвесторами из Австрии, Италии, Китая, Южной Кореи и ОАЭ.
Выводы
Рассмотренные выше примеры развития региональных туристско-рекреационных комплексов на основе кластерного подхода свидетельствуют о возрастающем интересе со стороны региональных и федеральных властей к данному методу территориального управления. Следует подчеркнуть, что методология и инструментальная база кластерной политики находится на стадии становления, что значительно затрудняет внедрение практических механизмов реализации кластерных инициатив. Дефицит эмпирических примеров успешных и неудачных проектов в области реализации кластерных инициатив затрудняет эффективное развитие туристской сферы не только отдельных регионов, но всей страны в целом.
Список литературы References
Александрова А.Ю. 2010. Кластерные принципы организации туристского пространства (мировой опыт). Роль туризма в модернизации экономики российских регионов. Изд-во Кар НЦ РАН Петрозаводск. — С. 21-27.
Aleksandrova A. Yu. 2010. Cluster principles of the organization of tourist space (world experience). The role of tourism in modernization of economy of the Russian regions. Petrozavodsk. - P. 21-27.
Байрамгулов А.И., Буранбаева Л.З. 2014. Экономические итоги Олимпиады «Сочи-2014». Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Электронный сборник статей по материалам XX студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. «СибАК». № 5 (20). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sibac.info/archive/economy/5(20).pdf.
Bairamgulov A.I., Buranbaeva L.S. 2014. The economic results of the Olympiad «Sochi-2014». Scientific community of students XXI century. Economic science: Electronic proceedings of the twentieth international student scientific-practical conference. Novosibirsk. №5 (20). [Electronic resource]. - URL: http://www.sibac.info/archive/economy/5(20).pdf.
«Все включено» System and Its Effects on the Turkish Tourism Sector [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://findarticles.com/p/articles/mi_qa5417/is_200701/ai_n21298076.
«All-inclusive» System and Its Effects on the Turkish Tourism Sector. [Electronic resource]. - URL: http://findarticles.com/p/articles/mi_qa5417/is_200701/ai_n21298076.
Джанджугазова Е.А. 2006. Маркетинг туристских территорий. - М.: Издательский центр « Академия».
Jangurazovа E. A. 2006. The marketing of tourism areas. - М.: Publishing center «Academy».
Маркетинг в индустрии туризма: монография. 2010. Волков С.К., Островская В.Н., Сорокина А.И., Голеузова Э.С. - М.: Кнорус, 167.
Marketing in the tourism industry: a monograph. 2010. Volkov S.K., Ostrovskaya V.N., Sorokina A.I., Goleusova E.S. - M., 167.
Старокожева Г.И., Полянских Е.А. 2013. Кластеризация как условие модернизации индустрии туризма в регионах РФ. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. № 1.
Starokozheva G.I., Polyanskikh E.A. 2013. Clustering as a condition of modernization of the tourism industry in the regions of the Russian Federation. Bulletin of Volgograd state university. Series 3: Economics. Ecology. №1.
Тарасенко В.В. 2013. Исследование территориальных кластеров: социологический подход. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. № 2. - C. 13-20.
Tarasenko V.V. 2013. A study of regional clusters: a sociological approach. Bulletin of the Russian University of friendship of peoples. Series: Sociology. №2. - P. 13-20.
Тарасенко В.В. 2012. Социология управления территориальными кластерами. Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия: Социально-экономические науки. № 39. - C. 107-117.
Tarasenko V.V. 2012. Sociology of management of territorial clusters. Bulletin of Moscow state university of instrument engineering and Informatics. Series: Socio-economic sciences. №39. - Р. 107-117.
Тарасенко В.В. 2011. Стратегии развития территориальных кластеров. Экономические стратегии. № 11 (97). - C. 82-94.
Tarasenko V.V. 2011. The strategy of development of territorial clusters. Economic strategy. № 11 (97). -Р. 82-94.
Тарасенко В.В. 2011. Социология жизненного цикла кластера. Современные проблемы науки и образования. № 3.
Tarasenko V.V. 2011. Sociology of the life cycle of the cluster. Modern problems of science and education. № 3.
Территориальная конкуренция в экономическом пространстве. 2011. Важенин С.Г., Берсенев В.Л., Важенина И.С., Татаркин А.И. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 316.
Territorial competition in economic space. 2011. Vazhenin S.G., Bersenev V.L., Vazhenina I.S., Tatarkin A.I. -Ekaterinburg: Institute of еconomics, 316.
Шаховская Л.С., Бородина Е.А. 2008. Региональные экономические кластеры как форма интеграционного взаимодействия малого и крупного бизнеса. Экономические науки. № 10. - C. 307-310.
Shakhovskaya L.S., Borodirn E.A. 2008. Regional economic clusters as a form of integration and interaction of small and large businesses. Economic science. №10. - Р. 307-310.
Этот день мы приближали, как могли [Электронный ресурс]. - [2014]. - Режим доступа: http://expert.ru/south/2014/07/etot-den-myi-priblizhali-kak-mogli/.
Contradiction of clustering: Cluster as a necessary condition and a threat to economic security. 2016. О.А. Zorin, E.V. Grinavtseva, E.V. Bogomolova, L. Moskovceva, E.G. Popkova, IA. Мorozova, T.N. Litvinova. International Journal of Economic Policy in Emerging Economies. - Vol. 9, No. 1. - P. 89-99.
Enright M. 1996. Regional Clusters and Economic Development: a research agenda. Business Networks: Praspects for Regional Development. - Berlin: Walter de Gruyter, 191.
Feser E.J. 1998. Old and New Theories of Industry Clusters. Clusters and Regional Specialisation. -London: Pion Limited, 26.
Huybers T., Bennett J. 2000. C in Tropical North Queensland's Nature-Based Tourism Industry. Australian Agribusiness Review. - № 8. - Р. 17.
Machiavelli A. 2001. Tourist Destinations as Integrated Systems. Tourism Review -Vol. 56, N 3/4. -
P. 6-11.
Popkova E.G., Romanova M.K., Kukaeva L.I. 2012. Elaborate cluster policy: new vision for the regional development. Review of Applied Socio-Economic Research. - Vol. 4, Issue 2. - P. 198-207.
Porter M.E. 1990. The Competitive Advantage of Nations. - London: Macmillan.
Roelandt T., P. den Hertog. 1999. Cluster Analysis and Cluster-Based Policy Making in OECD Countries: An Introduction to the Theme. OECD Boosting Innovation: The Cluster Approach. - Paris: OECD, Ch. 1. - P. 9.
Rosenfeld S.A. 1997. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development. European Planning Studies. - Vol. 5 (1). - P. 4.
Simmie J., J. Sennett. 1999. Innovation in the London Metropolitan Region: working paper. Inovative Clusteres and Competitive Cities in the UK and Europe. - Oxford: Oxford Brookes School of Planning, - Ch. 4.
Solvell O. 2008. Clusters: Balancing Evolutionary and Constructive Forces. - Stockholm: Ivory Tower, 2008, 55.
Swann G.M.P. 1998. The Dynamics of Industrial Clustering: International Comparisons in Computing and Biotechnology. - Oxford: Oxford University Press,- P. 52-76.
Swann G.M.P., M. Prevezer. 1998. Towards a Model of Clustering in High Technology Industries. The Dynamics of Industrial Clustering. - Oxford: Oxford University Press.
Tourism highlights, 2013 edition. - Madrid: UNWTO, 2013.
Unsustainable models of regional clustering. 2013. Popkova E.G., Sharkova A.V., Merzlova M.P., Yakovleva E.A., Nebesnaya A. Yu. World Applied Sciences Journal. - Vol. 25, No. 8. - P. 1174-1180.
Urry J. 1990. The Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Societies. - London (United Kingdom).
Van den Berg L. 2001. Growth Clusters in European Cities: An Integral Approach. Urban Studies. - Vol. 38, № 1.