УДК: 338.486:711.2 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-4-143-154
РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Шамахов В.А., Каранатова Л.Г., Балашов А.И.1
Авторами анализируется один из наиболее динамично растущих секторов мировой экономики - туризм. Обосновывается, что доходы от туристской деятельности являются источником пополнения бюджетов различного уровня, создаются новые рабочие места и решается ряд социально-экономических задачи. Уровень развития туристской индустрии (внутреннего и въездного туризма) может оцениваться как один из показателей качества жизни в стране. Анализируются основные экономические показатели развития туризма в России, оцениваются перспективы и делается вывод, что Россия располагает огромным потенциалом для развития этих видов туризма. Представлена оценка современного состояния внутреннего и въездного туризма и анализируются существующие структурные проблемы, сдерживающие развитие этих видов туризма. В частности, основные проблемы развития туризма связаны с низким уровнем инфраструктуры, в том числе транспортного обслуживания. Авторы приходят к выводу, что при реализации стратегии развития туристской деятельности необходимы механизмы взаимоувязывающие региональные стратегии с отраслевыми точками роста.
Ключевые слова: международный туризм, въездной туризм, внутренний туризм, туристические направления, туристская инфраструктура, туристический кластер, туристский продукт,черепанова
DEVELOPMENT OF DOMESTIC AND INBOUND TOURISM IN RUSSIA AS A PRIORITY STRATEGIC DIRECTION
SHAMAKHOV V. A. — Doctor of Economic Sciences, Professor, Director of the North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, State Class Counselor of the Russian Federation (Russian Federation, St. Petersburg), e-mail: Shamakhov-va@sziu.ranepa.ru
KARANATOVA L.G. — Doctor of Economic Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Additional Professional Education, Professor of the Department of Economics and Finance, NorthWest Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, St. Petersburg), e-mail: karanatova-lg@sziu.ranepa.ru
BALASHOV A. I. — Doctor of Economic Sciences, Professor, North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration , Deputy Dean of the Faculty of State and Municipal Management (Russian Federation, St. Petersburg), e-mail: Balashov-ai@sziu.ranepa.ru
Шамахов Владимир Александрович — доктор экономических наук, профессор, директор Северо-Западного института управления — филиала РАНХиГС, Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса адрес: 199178, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр. В.О., д. 57/43, e-mail: Shamakhov-va@sziu.ranepa.ru Каранатова Лариса Геннадьевна — доктор экономических наук, профессор, декан факультета дополнительного профессионального образования, Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС, адрес: 199178, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр. В.О., д. 57/43, e-mail: karanatova-lg@sziu.ranepa.ru
Балашов Алексей Игоревич — доктор экономических наук, профессор, зам. декана факультета государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС, адрес: 199178, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр. В.О., д. 57/43, e-mail: Balashov-ai@sziu.ranepa.ru
The authors analyze one of the most dynamically growing sectors of the world economy -tourism. It is substantiated that revenues from tourism activities are a source of budget replenishment of various levels, new workplaces are created and a number of social and economic tasks are being solved. The level of development of the tourism industry (domestic and inbound tourism) can be assessed as one of the indicators of the quality of life in the country. The main economic indicators of tourism development in Russia are analyzed, the prospects are evaluated and the conclusion is drawn that Russia has a huge potential for the development of these types of tourism.The assessment of the current state of domestic and incoming tourism is presented and the existing structural problems are analyzed constraining the development of these types of tourism. In particular, the main problems of tourism development are associated with the low level of infrastructure, including transport service. The authors come to the conclusion that when implementing the strategy for the development of tourism activities, mechanisms linking regional strategies with sectoral growth points are necessary.
Keywords: international tourism, inbound tourism, domestic tourism, tourist destinations, tourist infrastructure, tourist cluster, tourist product
В современном мире туризм представляет собой один из наиболее динамично растущих секторов мировой экономики. В совместном открытом письме Всемирной туристской организации (UNWTO) и Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) главам государств и правительств обращается внимание на важность туризма и путешествий как движущей силы экономического роста и развития государств. Несмотря на то, что вклад туризма в ВВП составляет от 3% до 5% во всем мире, туризм обеспечивает от 7% до 8% всех рабочих мест, и на его долю приходится 30% мирового экспорта услуг, по мнению этих авторитетных организаций, туризму по-прежнему не хватает политического и экономического признания1.
Согласно наблюдениям Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), туризм развивается в крупнейшую отрасль в мире, а оценки WTTC показывают, что финансовый вклад туризма в 2016 году составил более 7,2 триллиона долларов, что составило около 9,8% от мирового ВВП. Эта отрасль также создала более 284 миллионов рабочих мест по всему миру, что составляет 9,4% от общемировой занятости (т.е. 1 из 11 рабочих мест на планете)2.
По данным UNWTO, в 2015 году международные прибытия достигли 1 млрд.184 млн.человек, что на 4,4 % больше по сравнению с показателями 2014 года. В 2016 году, вопреки растущим террористическим угрозам и кризисным явлениям международный туризм продолжал демонстрировать рост, количество международных поездок возросло на 3,9 % и составило 1 млрд 235 млн. человек. Количество туристов, которые путешествовали с ночевкой, возросло в сравнении с 2015 годом на 46 млн.человек3.
Примечательно, что после кризисного 2009 года в течение семи последних лет наблюдается положительная динамика международного турпотока.
Принимая во внимание существенный вклад туристского сектора в мировую экономику и построение более счастливого будущего, Генеральная Ассамблея ООН объявила 2017 год Международным годом устойчивого туризма в интересах развития, подчеркнув тем самым существенный потенциал туризма в реализации Повестки дня в области устойчивого развития на
1UNWTO/WTTC Open Letter on Travel and. [Электронный документ] // Официальный сайт TourismWorldTourismOrganization. UNWTOURL: http:// openletter.unwto.org (дата обращения: 12.03.2017).
2 Moslem Bagheri, Payam Shojaei and Maryam Tayebi Khorami. A comparative survey of the condition of tourism infrastructure in Iranian provinces using VIKOR and TOPSIS. // Decision Science Letters 7 (2018) 87-102.
3 Мировой туризм в 2016 году вырос на 3,9%. [Электронный документ]. - URL: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/38014.html. (дата обращения: 30. 07.2017).
период до 2030 г. и достижения 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР). Как отметил Генеральный секретарь UNWTO Талеб Рифаи: «Это уникальная возможность построить более ответственный туристский сектор с более активной позицией, который сможет в полной мере использовать свой огромный потенциал, поставив его на службу экономическому процветанию, социальной инклюзии, миру и взаимопониманию, сохранению культурных ценностей и окружающей среды»1.
Развитие международного туризма, безусловно, оказывает влияние на развитие сферы туризма в России, в том числе на развитие внутреннего и въездного туризма. Относительно доли России в международном туристском потоке следует отметить, что в 2014 году въезд иностранных граждан в Россию составил 32,4 млн. поездок (динамика показателя приведена на рис. 1), а в целом международные туристские прибытия по иностранным государствам составили 1133 млн. Таким образом, доля России составила 2,86% от общемировой величины этого показателя. В целом по Европе значение этого показателя составило 581,7 млн. прибытий, соответственно доля России в европейском туристском потоке составила 5,57%. На регион «Центральная и Восточная Европа», к которому относится Россия, в 2014 году приходилось 121,2 млн. прибытий, что составило 10,7% мирового туристского рынка. Доля России в регионе Центральной и Восточной Европы соответственно составила в 2014 году 26,7%2.
Согласно данным Росстата России (табл. 1) число въездных туристских поездок в 2015 году несколько увеличилось по сравнению с 2014 годом, абсолютный прирост составил 1414 тысяч, или 5,6 процентных пункта.
Таблица 1 - Число въездных туристских поездок в РФ
Table 1 - Number of inbound tourist trips to the Russian Federation
Тысяч.
2014 2015 2016
Всего - 25438 Всего - 26852 Всего - 24571
В том числе: В том числе: В том числе:
Украина - 8436 Украина - 8912 Украина - 8569
Казахстан - 3733 Казахстан - 4711 Казахстан-3564
Польша - 1772 Польша - 1725 Финляндия - 1319
Финляндия - 1380 Финляндия - 1416 Китай-1289
Китай - 874, Китай - 1122 Польша - 1017
Азербайджан-874.
Однако в 2016 году наблюдалось снижение данного показателя как по отношению к уровню 2015 года (2281 тыс., или 8,5 процентных пункта), так и по отношению к уровню 2014 года (867 тыс., или 3,4 процентных пункта). В пятерку стран-лидеров по количеству въездных туристских поездок в Россию вошли: Украина, Казахстан, Польша, Финляндия, Китай. Следует отметить, что в 2014 году пятую позицию поделили Китай и Азербайджан, но в 2015 на пятой позиции закрепился Китай. В
1 2017 год — Международный год устойчивого туризма в интересах развития. [Электронный документ]. - URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2017-01-10/2017-god-mezhdunarodnyi-god-ustoichivogo-turizma-v-interesakh-razvitiya(дата обращения: 30.07.2017).
2 Рассчитано по данным: Туризм в цифрах. 2015: Стат. сб./ИИЦ «Статистика России», Федеральное агентство по туризму. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2015. - С.37-39.
2016 году Китай с пятой позиции переместился на четвертую, обогнав по количеству въездных туристских поездок Польшу, которая переместилась с третьей позиции на пятую. Третью позицию в 2016 году заняла Финляндия.
Динамика основных показателей развития туризма в России за период 2005-2014 гг. представлена на рис.1-71.
Рисунок 1 - Въезд иностранных граждан в Россию (млн. поездок) Figure 1 - Entry of foreign citizens into Russia (million trips)
Важным показателем развития инфраструктуры туризма является численность обслуженных в средствах размещения. Согласно данным, приведенным на рис. 2, в период с 2005 г. по 2008 г. наблюдалась положительная динамика численности обслуженных в средствах размещения (внутренний туристский поток).
2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рисунок 2 - Численность обслуженных в средствах размещения (внутренний туристский поток) (млн. чел.)
Figure 2 - Number of people served in accommodation facilities (internal tourist flow) (million people)
Однако, в 2009 году значение показателя значительно снизилось, что объясняется последствиями кризиса в экономике, затем в период с 2010 по 2014 годы наметился рост данного показателя, в результате его значение в 2014 году составило 33,8 млн. чел.
1 Составлено авторами по данным: Туризм в цифрах. 2015: Стат. сб./ИИЦ «Статистика России», Федеральное агентство по туризму. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2015. - С.37.
Рисунок 3 - Число ночевок в гостиницах (млн.)
Figure 3 - Number of nights at hotels (million)
Аналогичную динамику (рост в период 2005-2008 гг. и снижение значения показателя в 2009 году) наблюдаем по показателю числа ночевок в гостиницах, в 2014 году значение показателя составило 84,1 млн., что на 7,4 млн. больше, чем в 2013 году (рис. 3). При этом количество гостиниц в анализируемом периоде постоянно возрастало. Так, если в 2005 году значение этого показателя составляло 4,8 тыс. единиц, то в 2014 году - 10,7 тыс. единиц, что на 5,9 тыс. единиц больше, чем в 2005 году, и на 0,8 тыс. единиц больше, чем в 2013 году (рис. 4).
™ Ш Ш Ш Ш
2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рисунок 4 - Количество гостиниц (тыс. ед.)
Figure 4 - Number of hotels (thousand units)
К экономическим показателям развития туризма относится объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения. Согласно данным, приведенным на рис. 5, в период 2005-2014 гг. значение данного показателя возрастало, лишь в 2009 году, наблюдалось незначительное снижение показателя относительно уровня предшествующего года (на 1,6 млрд. руб.), в 2014 году значение показателя составило 175,7 млрд. руб.
Рисунок 5 - Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (млрд. руб.) Figure 5 - The volume of paid services of hotels and similar accommodation facilities (billion rubles)
Инвестиции в основной капитал в сферу туризма в анализируемом периоде (2005-2014 гг.) в целом имели положительную динамику, за исключением 2009 года и 2013 года, значение показателя в эти годы были ниже значений показателя предыдущего года. В целом за рассматриваемый период инвестиции в основной капитал сферы туризма возросли значительно: с 78,7 до 396 млрд. руб. (рис. 6).
Рисунок 6 - Инвестиции в основной капитал в сферу туризма (млрд. руб.)
Figure 6 - Investments in fixed assets in tourism (billion rubles)
Экспорт туристских услуг также в целом характеризуется положительной динамикой. Так, за период 2005-2014 гг. значение показателя возросло на 526,7 млрд. руб., составив в 2014 году 735,4 млрд. руб. (рис. 7).
В научной литературе существует множество различных подходов к определению туризма, в том числе как экономической категории. Многие исследователи рассматривают туризм как одну из форм рекреации, подчеркивая, что это сложное, многомерное понятие, поскольку туризм является одновременно и видом деятельности, и формой рекреации, и отраслью национальной экономики, и способом проведения досуга, и, кроме того, искусством, наукой и бизнесом.
Рисунок 7 - Экспорт туристских услуг (млрд. руб.)
Figure 7 - Export of tourist services (billion rubles)
Из системного представления туристско-рекреационной деятельности следует понятие туристской дестинации (территории)1. В данной статье будем руководствоваться определениями Федерального законодательства.
Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 рассматривает поддержку и развитие внутреннего и въездного туризма в качестве приоритетного направления государственного регулирования туристской деятельности, понимая под внутренним туризмом «туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации», под туризмом въездным -соответственно «туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации».
В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 года № 941-р (далее -Стратегия), в качестве цели развития туризма на период до 2020 года определено комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации. Для достижения поставленной цели Россия располагает огромным рекреационно-туристским потенциалом. Привлекательность внутреннего туризма России значительно возросла в связи с вхождением в состав Российской Федерации Республики Крым и г. Севастополя. В Стратегии обращается внимание на необходимость интеграции этих двух новых субъектов РФ в систему управления сферой туризма Российской Федерации.
Стратегией также определены приоритетные направления развития туризма в РФ, в их числе:
- развитие внутреннего и въездного туризма;
- унификация качества туристских услуг в стране, приведение их в соответствие с международными стандартами;
- создание и развитие комфортной информационной туристской среды, включая систему туристской навигации, знаки ориентирования, информацию о туристских ресурсах и программах регионов;
- усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного
1 Левченко Т.П., Янюшкин В.А., Рябцев А.А. Управление инвестиционной привлекательностью в туристско-рекреационной сфере: Монография. - М.: ИНФРА-М. - 2014. - С. 3.
потенциала населения регионов Российской Федерации;
- координация усилий всех регионов по продвижению туристского продукта Российской Федерации.
С целью обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных, научных и других организаций, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма был создан Координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, возглавила который заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец.
Стимулировать развитие туристской инфраструктуры на региональном уровне призвана Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) (далее - ФЦП), которая предусматривает создание точек роста в регионах Российской Федерации на основе кластерного подхода. Определены мероприятия по созданию туристско-рекреационных кластеров, расположенных рядом с историческими и культурными центрами, заповедниками и другими объектами, ориентированными на туристов, предусмотрено создание сети автотуристских кластеров. Так, в частности, во исполнение поручения Президента РФ от 9 сентября 2012 г. Пр-2426: ведется работа по созданию общенационального проекта в Северо-Западном федеральном округе - межрегионального туристического кластера на базе села Старая Ладога Волховского района Ленинградской области. Данный проект в январе 2016 года вошел в реестр инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень мероприятий ФЦП, он предполагает создание туристско-рекреационного кластера в селе Старая Ладога в течение трехлетнего периода. Староладожское сельское поселение обладает благоприятными условиями для развития сферы туризма. Туристско-рекреационный потенциал сельского поселения позволяет создавать современные туристские объекты. В рамках создания туристско-рекреационного кластера в селе Старая Ладога Волховского района Ленинградской области за счет привлеченных средств инвесторов строятся объекты туристской инфраструктуры - коллективные средства размещения. Также в течение 2017 года планируется осуществить реконструкцию причала в с. Старая Ладога для приема речных круизных судов. В настоящее время ведется подготовка документации для предоставления земельных участков и получение необходимых согласований для реконструкции и эксплуатации причала. Кроме того, в рамках исполнения мероприятий государственной программы Ленинградской области «Развитие культуры в Ленинградской области на 20142018 годы» продолжается комплексная реставрация Староладожской крепости. Ожидается, что туристско-рекреационный кластер в с. Старая Ладога обеспечит дополнительный приток туристов на территорию Ленинградской области.
В качестве основного механизма реализации Стратегии наряду с кластерным подходом рассматривается государственно-частное партнерство как преимущественный способ кооперации усилий органов государственной власти и частного бизнеса для создания и развития объектов туристской инфраструктуры.
В целях увеличения потока туристов в регионы России должна проводиться работа по разработке и реализации новых проектов и маршрутов для туристов. Особое внимание должно уделяться межрегиональным проектам.
В качестве примера можно привести крупномасштабный межрегиональный проект «Серебряное ожерелье России», который был разработан Министерством культуры РФ, Российской Академией наук и Ростуризмом. Это межрегиональный туристский бренд, состоящий из комплекса маршрутов (продуктов), объединяющих исторические города
(территории), областные центры, крупные населенные пункты одиннадцати субъектов Северо-Запада России, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры. Безусловно, наибольшее количество маршрутов связано с Санкт-Петербургом, но и соседние регионы принимают активное участие в реализации данного проекта. Так, например, от Ленинградской области предложено 10 маршрутов, которые лучами сходятся в центральной точке - Санкт-Петербурге. Объекты, из которых состоят маршруты, объединены темой и территорией, например: «По святым местам», «Петровские города», «Города боевой славы» и др. В маршрутах предусмотрены интерактивные программы, проработан вопрос возможных мест питания и размещения. Они сформированы так, чтобы объединить их с маршрутами, разработанными соседними регионами.
Проект «Красный маршрут», который получил поддержку Федерального агентства по туризму и Министерства культуры РФ, ориентирован на туристов из Китайской Народной Республики с посещением мест, связанных с деятельностью В.И. Ленина.
В последние годы наблюдается положительная динамика развития внутреннего туризма в России. Так, по данным Ростуризма, внутренний турпоток составлял в 2013 году 29 млн. поездок, в 2014 - 40 млн., а в 2015 году уже 50 млн., ежегодный прирост составляет около 20%. По мнению министра культуры России Владимира Мединского, это не связано исключительно с курсом рубля и закрытием Египта и Турции. Рост обусловлен качественным улучшением инфраструктуры гостеприимства1.
Вопросы необходимости сохранения позитивной динамики развития туристской отрасли в Российской Федерации обсуждались также в рамках Петербургского Международного Экономического Форума 2017. Этой проблеме была посвящена специальная сессия на форуме «Пункт назначения - Россия: рост популярности внутреннего и въездного туризма». Было отмечено, что в настоящее время внутренний въездной туризм формирует 3,4% ВВП. Россия вошла в десятку самых посещаемых туристами государств мира и в 2016 году заняла 43-е место в Рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма Всемирного экономического форума, улучшив свои позиции на два пункта по сравнению с предыдущим годом и опередив Турцию. Для решения задачи, поставленной Президентом РФ по достижению уровня в 10% ВВП, необходимы поддержка государством развития туристской отрасли в рамках программно-целевых методов и эффективный национальный туристический брендинг. Участники сессии подчеркнули необходимость привлечения частных инвесторов для создания новых объектов туристского назначения, обсуждались также вопросы подготовки новой концепции федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма на 2019-2025 гг., и был дан старт народному голосованию за лучший вариант Туристического бренда России, которое будет проходить в июне-августе 2017 года на Национальном туристическом портале Russia.Travel 2.
Для сохранения и дальнейшего приумножения турпотока на территории России, безусловно, необходим целый комплекс мер, особое место среди которых должны занять социологические исследования мотивации потенциальных туристов. Это новая и недостаточно изученная научная проблема. С нашей точки зрения, представляет интерес научная публикация Mehmetoglu из Университетского колледжа Лиллехаммера (Lillehammer
1 Тенденция роста внутреннего турпотока в России в 2016 году сохранится. [Электронный документ]. - URL: http://www.russiatourism.ru/news/10571/ (дата обращения: 31.07.2017).
2 Участники сессии «Пункт назначения - Россия: рост популярности внутреннего и въездного туризма» в рамках ПМЭФ 2017 обсудили меры по развитию туризма. [Электронный документ]. - URL: http://www.russiatourism.ru/news/13128/ (дата обращения: 30.07.2017).
University College) (Норвегия), посвященная этой проблеме. Мотивация - важный фактор, влияющий на поведение в каждой области, включая туризм. Мотивация туризма представляет собой набор потребностей, которые предрасполагают человека к участию в туристической активности. Автор справедливо отмечает, что, поскольку не существует единой научной концепции по мотивации туризма, которая эмпирически решает эту проблему, применив эволюционный подход, можно выделить внешние и внутренние факторы, оказывающие наибольшее прямое влияние на интерес людей к отдыху. Среди значительного числа (в основном эмпирических) работ по мотивации туризма выделяются два основных мотивационных фактора для прогулочных путешествий:
1) культура, в которой живут туристы, относящийся к внешним факторам,
2) новизна, которую туристы ищут в путешествиях, отражающий влияние внутренних факторов. В научной литературе по туризму недостаточно вместе с тем исследований, основанных на прочной и всеобъемлющей теоретической основе, которая могла бы объяснить, как культура порождает туристический спрос.
Соответственно эволюционный подход, используемый для объяснения культурной эволюции в целом, позволяет взглянуть на проблему мотивации туристов под новым углом зрения, тем самым расширяя понимание взаимосвязи между культурой и мотивацией туризма. Иными словами, можно представить феномен отдыха как культурную идею, которая с древних времен превратилась в важную форму досуга1.
Нельзя не согласиться также с мнением известного российского ученого Азара В.И., который, характеризуя очевидные проблемы развития внутреннего туризма, еще в начале 2000 годов отмечал, что повышение интереса к внутреннему туризму станет необратимым только в том случае, если главная составляющая, стимулирующая спрос в путешествиях по родной стране станет более предпочтительна, чем за рубеж. Конечно, при условии, что цена будет признаваться туристом соответствующей реальному качеству и объему обслуживания2. К сожалению, проблема несоответствия цены и качества туристской услуги является актуальной и сегодня.
В настоящее время в отечественной туриндустрии можно выделить несколько явных проблем, тормозящих ее развитие, в их числе — инфраструктурные проблемы (комплекс проблем, связанных как с обеспечением движения туристов внутри страны и пересечением её пределов иностранными гражданами, так и их размещением); информационные проблемы (связаны с низким уровнем интеграции объектов туристической инфраструктуры со средствами международной информационной коммуникации).
Во многом высокая стоимость путешествия по России связана с дороговизной транспортного обслуживания. Поэтому одна из приоритетных задач - это снижение цены на путешествия внутри страны и стимулирование деятельности туроператоров по переориентации на внутренний и въездной туризм.
Одним из эффективных механизмов решения данной проблемы стало образование 16 сентября 2014 г. лоукостер «Победа» от компании «Аэрофлот». Вопреки ожидаемому в 2015 году убытку в 1,5 млрд руб., компания получила 37 млн. руб. чистой прибыли3. Другой механизм регулирования цен авиаперевозок - это субсидирование приоритетных
1 Mehmet Mehmetoglu. WHAT DETERMINES HOLIDAYING INTEREST? EXTRINSIC VERSUS INTRINSIC MOTIVATIONS// Journal of Social, Evolutionary, and Cultural Psychology 2012, 6(1), 93-110.
2 Азар В.И. Очевидные проблемы туризма в России. Труды Академии туризма. Вып. 3. — СПб: Изд-во «Невский Фонд», 2000.— С. 21-28.
3Лоукостер «Победа» вышел в прибыль уже через год полетов. [Электронный документ]. - URL http://www.rbc.ru/business/04/03/2016/56d8d73f9a794759b352ebf5. (дата обращения: 31.07.2017).
направлений. Так из ряда городов выполняются рейсы с субсидированными авиабилетами в Симферополь. На 2017 год из бюджета выделено 475 млн рублей для поддержки данной программы. Всего перевозки в Крым по специальным тарифам будут осуществлять семь авиакомпаний1.
Также прямую финансовую поддержку от государства должны получать те туроператоры, которые обеспечивают турпоток на приоритетных национальных маршрутах. Такая позиция была озвучена Минкультуры на правительственном совещании в Сочи. Был предложен комплекс из пяти мер по поддержке внутреннего и въездного туризма: первое - принять ряд законов, повышающих доступность внутреннего въездного туризма для граждан. Второе -разработать меры прямой финансовой поддержки туроператоров по мировому образцу. Третье - создать условия для снижения себестоимости туров по России, в том числе путём субсидирования чартерных пассажирских перевозок по приоритетным для развития туризма направлениям. Четвёртое: увеличить инвестиции в развитие туристической инфраструктуры в России. Пятое: перейти к системной поддержке маркетингового национального туристического продукта2.
Следующая структурная проблема - низкое качество информационной обеспеченности и неполнота информации о туристической инфраструктуре. Комплекс мер по данному направлению делится на две группы: международное освещение возможностей туристической индустрии России и создание внутреннего контента с наиболее подробной информацией по содержанию туристической инфраструктуры по конкретным локациям.
Первое направление освещалось выше. Второе направление касается знаков туристской навигации, недостатка и разрозненности информационных ресурсов о туристских программах регионов России, неудобного графика работы многих объектов туристского показа, невозможности предварительного бронирования и покупки билетов в музеи через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Данные вопросы целесообразно разрешать на региональном уровне путём создания цифровых баз данных с наиболее полным и доступным содержанием услуг туристической индустрии. Это позволит решить ряд проблем, возникающих у потенциального потребителя туристических услуг конкретного региона:
- снабжение путешественника детальной и актуальной информацией о возможностях и направлениях туристической индустрии в регионе;
- обеспечение доступности информации через электронные сети;
- снижение рисков пользователей туристическими услугами.
Такого рода информационные базы способствуют развитию малого бизнеса, уменьшая их издержки на маркетинг и рекламу. Также при интеграции в данную сеть реальных представителей бизнеса расширятся возможности по бронированию как мест проживания, так и отдельных сопутствующих выбранному типу отдыха услуг.
В Стратегии прямо указывается, что развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Развитие внутреннего и въездного туризма можно рассматривать в качестве реального механизма импортозамещения в туристической отрасли.
1 Субсидии на билеты в Крым в 2017 году. [Электронный документ]. - URL https://all-airports.ru/news/subsidiyi-krym-2017.html (дата обращения 30. 07.2017)
22 Совещание о развитии внутреннего туризма. [Электронный документ] URL http://government.ru/news/21363/ (дата обращения 30.07.2017).
Библиография/References:
1. Азар В.И. Очевидные проблемы туризма в России // Труды Академии туризма. Вып. 3. — СПб: Изд-во «Невский Фонд», 2000. - С. 21-28.
2. Левченко Т.П., Янюшкин В.А., Рябцев А.А. Управление инвестиционной привлекательностью в туристско-рекреационной сфере: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2014.
3. Mehmet Mehmetoglu. What determines holidaying interest? Extrinsic versus intrinsic motivations // Journal of Social, Evolutionary, and Cultural Psychology 2012, 6(1), 93-110.
4. Moslem Bagheri, Payam Shojaei and Maryam Tayebi Khorami. A comparative survey of the condition of tourism infrastructure in Iranian provinces using VIKOR and TOPSIS // Decision Science Letters 7 (2018) 87-102.
1. Azar, V.I. (2000) Ochevidnye problemy turizma v Rossii [Obvious problems of tourism in Russia] // Trudy Akademii turizma [Proceedings of the Academy of Tourism]. Vyp. 3. — SPb: Izd-vo «Nevskii Fond». - P. 21-28. (In Russ.)
2. Levchenko, T.P., Ianiushkin, V.A., Riabtsev, A.A. (2014) Upravlenie investitsionnoi privlekatel'nost'iu v turistsko-rekreatsionnoi sfere [Management of investment attractiveness in the tourist and recreational area]: Monografiia. - M.: INFRA-M. (In Russ.)